Чистая зона аэропорта что это
Чистая зона аэропорта (стерильная, нейтральная) — что это такое?
Когда мы впервые готовим самостоятельное путешествие в новые страны, мы попадаем в новый мир, с неизвестными названиями, терминами и действиями. Нужно изучить много новой информации, чтобы чувствовать себя уверено в самостоятельной поездке. Порой названия бывают вполне очевидными. Термин «чистая зона аэропорта», как раз из их числа.
Чистая, стерильная, транзитная, нейтральная зона – все эти термины относятся к части международного аэропорта, которая находится после таможенного и паспортного контроля. Здесь могут находиться только пассажиры, прошедшие регистрацию на рейсы и имеющие на руках посадочные талоны или прилетевшие и сошедшие с самолета, а также работники аэропорта и авиакомпаний. Здесь также могут находиться иностранные граждане, которые летят транзитом в третью страну через этот аэропорт.
Пройдя паспортный контроль перед отлетом, вы считаетесь выбывшим за пределы страны хотя еще никуда не улетели. И, с другой стороны соответственно, прилетев и покинув самолет, но не пройдя паспортный контроль в страну прибытия, вы еще не прибыли на ее территорию.
Как попасть в чистую зону аэропорта?
Для того чтобы попасть в чистую зону нужно проделать следующие действия в указанной последовательности — пройти регистрацию на рейс, сдать багаж (если он у вас есть), пройти контроль безопасности, таможенный контроль и паспортный контроль. После этого вы попадаете в чистую зону из которой вы уже не можете выйти в город, а только пройти на посадку в самолет. В чистой зоне есть магазины duty-free (иногда до нескольких десятков), кафе, рестораны, места для отдыха. Если вы забыли или не успели купить сувениры и подарки домой – все что вам нужно можно купить в чистой зоне. Цены на сувениры во многих аэропортах выше обычных, но не всегда. Например в Стамбульском аэропорту Сабиха – цены на сувениры намного выше городских, а в Ларнакском аэропорте – почти не отличаются от обычных цен на Кипре.
Не все международные аэропорты имеют чистую зону. При покупке билетов с пересадкой обращайте внимание на предупреждение — «В аэропорту отсутствует транзитная зона. Просим проверять необходимость оформления транзитной визы». Если транзитная зона отсутствует в аэропорте, то для пересадки вам надо будет пройти паспортный контроль и, фактически въехать в страну. А это значит, что вам может понадобиться виза. Обязательно уточните это у авиакомпании или в консульстве, потому что при отсутствии визы вас не допустят на посадку.
Из чего состоит аэропорт: залы и терминалы
Путешествуя по разным странам мира, бывая в аэровокзальных-комплексах, мы обычно не задумываемся, из чего состоит аэропорт и как он устроен.
Как устроен аэропорт
В «чистую» зону может войти только пассажир с посадочным талоном, прошедший предполетный и другие досмотры. Эта зона также иногда совмещается с транзитной зоной, где пассажиры, не проходя дополнительных досмотров, могут сделать пересадку.
Большие аэропорты состоят из нескольких терминалов, которые могут находится в одном здании или в разных, подчас расположенных довольно далеко друг от друга, и тогда между ними приходится перемещаться на автобусах-шаттлах или даже на специальных поездах.
Лучше ориентироваться в аэропорту вам поможет наша статья «Как не потеряться в аэропорту».
Как работает аэропорт
Если ваш рейс задержался, вас попросят покинуть зал ожидания. Впрочем, иногда делается исключение и пассажирам все-таки разрешают остаться внутри, особенно, если они находятся в транзитной «чистой» зоне.
Небольшие провинциальные аэропорты, принимающие всего несколько самолетов в неделю, могут открываться только для этих рейсов и стоять запертыми несколько дней подряд.
Подробнее эта информация разбирается в материале «Время работы аэропортов».
Кто работает в аэропорту
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.
Чистая зона аэропорта (стерильная, нейтральная) — что это такое?
Как в аэропорту проверяют багаж и пассажиров?
После приезда в аэропорт граждане должны пройти регистрацию на соответствующий рейс и получить посадочный талон. В нём указывается дата и время отлёта самолёта по расписанию, номер рейса, место в салоне воздушного судна и номер выхода на посадку.
Чтобы узнать, к какой именно стойки регистрации нужно подойти, достаточно посмотреть на электронное табло в зале ожидания.
При себе пассажир должен иметь соответствующее удостоверение личности (например, для перелёта в другую страну гражданин РФ предъявляет загранпаспорт).
После окончания регистрационной процедуры пассажира ожидает:
Если вы летите не международным, а внутрироссийским рейсом, после завершения регистрационной процедуры вам достаточно пройти предполётный досмотр и проверку действительности паспорта.
В большинстве случаев пассажиры имеют при себе личную сумку, относящуюся к ручной клади, и/или багаж, подлежащий передаче в специальный отсек в воздушном судне. Данные вещи подлежат обязательной проверке на наличие запрещённых к провозу предметов. Эти меры применяются для борьбы с терроризмом и обеспечения безопасного полёта.
На стойке регистрации осуществляется оформление вещей, сдаваемых в багажный отдел. Ручная кладь и багаж подлежат взвешиванию, чтобы избежать перевеса (размеры и предельный вес вещей, который можно взять с собой, зависят от внутренней политики конкретной авиакомпании). Перевес оплачивается дополнительно.
Самолет – это средство повышенной опасности, и обеспечение безопасности полетов в авиакомпаниях всегда стоит на первом месте. Поэтому предполетный досмотр в аэропорту вряд ли кого-то из нас удивляет. Лишним здесь не бывает ничего. Пассажир должен набраться терпения и спокойно относиться ко всем требованиям, предъявляемым к нему при прохождении таможенного контроля. На том, как проходить досмотр в аэропорту, остановимся подробнее.
В аэропорты Российской Федерации пассажирам рекомендуется приезжать за два часа до вылета на внутренних линиях и за три часа до вылета на международных рейсах. Если вы заранее зарегистрировались на рейс посредством Интернета, и у вас на руках уже имеется авиабилет с указанием вашего места в самолете, то это время вполне можно сократить на один час.
Но если с вами летят маленькие дети, рекомендуем пораньше прибыть в аэропорт, ведь досмотр с детьми отнимает больше времени и усилий. Вы не только сами должны будете пройти досмотр, но еще и помочь своему чаду выполнить все требования авиакомпании и пройти таможенный контроль достаточно быстро, чтобы не задерживать остальных пассажиров.
Как правило, досмотр багажа в аэропорту производится в присутствии пассажира. Однако в случае возникновений подозрений относительно того, что в багаже находятся опасные вещества и предметы, досмотр может проводиться и в отсутствии пассажира, что обязательно оформляется специальным актом. Рекомендуем перед вылетом зайти на официальный сайт авиакомпании, которой вы летите, и изучить описанные там правила досмотра в аэропорту.
Таможенный досмотр в аэропорту осуществляется с применением технических средств досмотра. Однако по решению сотрудника службы авиационной безопасности или органов внутренних дел перед вылетом может проводиться и личный досмотр пассажира.
Перед прохождением предполетного досмотра в аэропорту вам следует заранее снять с себя всю верхнюю одежду, обувь, ремни и все гремяще-звенящие аксессуары, вытащить из карманов часы, телефоны, монеты, зажигалки, ключи. Для всех предметов предусмотрены специальные пластиковые корзины и тазики. Чтобы не ходить по полу без обуви, предусмотрены одноразовые бахилы, которые находятся рядом с емкостями для вещей.
Запомните: ручную кладь вы должны поставить на ленту горизонтально таким образом, чтобы она довольно устойчиво стояла и не падала, когда будет проходить через ленту интроскопа.
После того, как досмотр ручной клади через интроскоп пройден, вас могут попросить открыть сумку и показать ее содержимое. Более того, сотрудник таможенной службы может досмотреть содержимое ручной клади вручную. Если вы провозите технические устройства, такие как компьютер, планшет, вас могут попросить пройти в отдельное помещение для проверки дополнительного сканирования вашего устройства, что также не должно вызывать у вас беспокойства. Это техника, и она может реагировать по-разному. В свою очередь сотрудники таможенной службы обязаны проверить все сигналы, на которые эта техника среагирует.
Еще один совет: в дорогу старайтесь одеваться как можно практичней и легче. Большое количество вещей, равно как и множество аксессуаров, пряжек, брошек, ремней, лишь усложнит процедуру досмотра и заставит нервничать остальных пассажиров, летящих с вами. Не стоит забывать, что осмотр пассажиров в аэропорту — это отлаженная система, работающая в строго отведенный отрезок времени.
ПОМНИТЕ
При прохождении досмотра в аэропорту пассажир должен внимательно следить за своей речью и поведением. Нельзя допускать любые шутки на тему авиационной безопасности. В подобных ситуациях неизбежен повторный досмотр пассажиров, его багажа, а также вполне вероятна задержка вылета рейса. И как следствие — возмещение ущерба «шутником».
Если вы желаете без проблем пройти досмотр в аэропорту, то не забывайте об ограничительных мерах, предъявляемых к ручной клади авиапассажиров. Во-первых, помните о том, что в ручной клади не разрешается провозить емкости с жидкостями, в том числе емкости менее 100 мл. Правда, есть исключения: это лекарства, специальные диетические продукты и препараты, а также детское питание, куда входит, кстати, и грудное молоко. Все это допустимо провозить только в том количестве, которое необходимо на время полета. Если вы приобретете жидкости, гели и аэрозоли в магазинах дьюти-фри, то следует упаковать купленное в специальные пакеты, вскрывать которые разрешено только на борту самолета.
И последнее. Никогда не принимайте от незнакомых вам лиц любые сумки, предметы для перевозки, в том числе для временного хранения в залах ожидания аэропорта и на прилегающих к нему территориях.
Поделитесь полезной информацией с друзьями:
Как проверяют ручную кладь в аэропорту?
Компании-перевозчики устанавливают определённые лимиты по габаритам и весу клади. В большинстве случаев на борт допускается сумка весом до 10 килограмм включительно для Эконом-класса и до 15 килограмм для Бизнес-класса. В среднем величина клади не может быть больше 115 см в совокупности длины, высоты и ширины.
Пассажир вправе взять с собой:
Ручная кладь подлежит взвешиванию при регистрации. В случае превышения установленных компанией лимитов для провоза бесплатного багажа гражданин вынужден будет осуществить доплату по тарифам перевозчика.
Ручная кладь проверяется с помощью технических устройств. При обнаружении подозрительных или запрещённых предметов сотрудник аэропорта вправе настоять на личном досмотре.
А это не опасно?
Забирая на выходе из устройства свой «облученный» чемодан, некоторые пассажиры задумываются: а не может ли облучение как-то испортить вещи в багаже, а то и вовсе «навести» в них радиацию? Специалисты уверены: не может даже теоретически. «Во время сканирования объект подвергается излучению, равному 1 микрозиверту. Столько же вы получаете за час полета на высоте 10 км», — поясняет Йони Пекканен. «И это в 10 раз меньше фона от рентгена в зубном кабинете», — добавляет Микко Халонен.
Единственное, для чего излучение представляет потенциальную опасность, — высокочувствительная фото- или кинопленка. Ее рекомендуют упаковывать в ручную кладь (а лучше вообще проносить в руках) и предупреждать сотрудников аэропорта о ее наличии в багаже.
Предполётный досмотр в аэропорту
Выделяют следующие способы досмотра:
Первый способ – самый популярный. С его помощью можно проверить багаж и верхнюю одежду пассажира. Личный досмотр предусмотрен в исключительных ситуациях, при этом он осуществляется сотрудником того же пола, что и обследуемый гражданин.
При осмотре должны присутствовать как минимум два свидетеля. Попутно оформляется соответствующий протокол.
Например, если у пассажира имеется имплантированный аппарат или противопоказания к прохождению осмотра сканером, ему придётся проходить индивидуальный досмотр.
При осмотре вещей с помощью специальных технических устройств гражданин должен снять с себя верхнюю одежду, обувь, предметы, имеющие металлические вставки (к примеру, ремень, серьги, часы и т. п.).
Регистрация и выдача специального (нестандартного) груза
Транспортировка специального (нестандартного) груза возможна только по предварительному согласованию с авиаперевозчиком. Сделав заявку в Информационном центре, дождитесь одобрения и подтверждения, которое обычно поступает в течение 2 дней, дабы избежать неприятностей во время регистрации на рейс. Там же вам назовут сумму, которую следует заплатить за «не-стандартность».
Как оплачивать? Оплата превышения и «не-стандартности» багажа всегда производится во время регистрации на рейс. Заявка же делается предварительно, не позднее 48 часов до вылета. Если вы заранее урегулировали данный вопрос с авиакомпанией, то сумма вознаграждения перевозчику за услугу будет существенно меньше (до трёх раз).
Вопрос доплаты за нестандартный багаж, к сожалению, не решается однозначно и имеет различное толкование в авиакомпаниях. Яркий пример тому – спортивное оборудование, которое всегда оговаривается отдельно и перевозится на особых условиях.
Регистрация и сдача специального багажа происходит на отдельной стойке. Такие мною были замечены (и использованы) в московских Домодедово, Шереметьево, Внуково и питерском Пулково.
Детские коляски и специальный инвентарь пассажиров с ограниченными возможностями помечаются биркой и забираются в багажный отсек (или изолированное помещение в салоне) непосредственно перед трапом самолёта. Выдача производится там же по прибытию.
Специальный груз загружается и выгружается исключительно вручную, потому что он обычно не выставляется на багажную карусель в зале выдачи, а передаётся пассажирам в обозначенных секциях. В отдельных случаях специальное «не-стандартное» имущество выносится и выставляется на пол сотрудниками в особой зоне выдачи.
Последнее практикуется с колясками и инвалидными креслами. К сожалению, такого порядка получения груза не придерживаются во Внуково и Пулково.
Там его просто помещают на багажную карусель в конце выдачи, что создаёт определённые трудности владельцам и нередко приводит к нареканиям и конфликтам. В сложной ситуации оказываются пассажиры с ограниченными возможностями и хозяева домашних питомцев, вынужденные снимать с высоко расположенной ленты достаточно тяжёлое имущество.
Пограничный контроль
Если вы приобрели билеты на международный рейс, после регистрации и досмотра вас ожидает проверка документов, удостоверяющих личность, и законности въезда в другую страну. В последнем случае речь идёт о наличии у пассажира соответствующей визы либо миграционной карты.
Граждане РФ могут осуществлять въезд в Россию и выезд за её пределы по следующим документам:
Таможенный контроль
Некоторые вещи подлежат декларированию перед вылетом (например, спиртосодержащие напитки, большие суммы денег, табачные изделия, неделимые предметы, вес которых превышает 35 килограмм и т. д.). Чтобы исключить шанс наличия у пассажира вещей, запрещённых к провозу или подлежащих декларированию, осуществляется таможенный контроль.
Граждане, не имеющие перечисленных выше предметов, проходят через «зелёный коридор». Остальные пассажиры должны следовать в «красный коридор» для декларирования вещей и уплаты соответствующего сбора, взимаемого в ситуации, когда был превышен размер беспошлинного ввоза.
Обычно доплата требуется за транспортировку табака, алкоголя, парфюмерии и т. п.
Если сотрудник аэропорта обнаружит у гражданина запрещённые вещи, им составляется соответствующий акт об изъятии. Конфискованные предметы передаются в ОВД РФ, а гражданин может быть не допущен к вылету.