Читательская грамотность что это за предмет

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности

Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?

Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.

Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?

Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет.Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Считаю, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Это следствие бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.

Печальный и, я бы даже сказала,постыдный факт: российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.

Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram?

Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.

Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.

Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.

В чем я вижу причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На мой взгляд,их много:

-Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата).

-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).

-Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению?

Думаю, для этого каждому нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметКонсультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметКонсультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметКонсультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметМастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметПроект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметКонсультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предметСтенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Источник

Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предмет

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть фото Читательская грамотность что это за предмет. Смотреть картинку Читательская грамотность что это за предмет. Картинка про Читательская грамотность что это за предмет. Фото Читательская грамотность что это за предмет

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

Источник

Сообщение на тему «Читательская грамотность: понятие, приемы формирования.

понятие, приемы формирования.

Сообщение на МО учителей начальной школы.

учитель начальных классов

имени Героя России Андрея Скрябина

Журавлева Наталья Николаевна

Приёмы формирования читательской грамотности.

Главное изменение в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, следовательно, сегодня школа должна не столько дать ученику как можно больший багаж знаний, сколько вооружить его умением учиться, так как его отсутствие обнаруживает неготовность жить в стремительно меняющемся мире. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Говоря об умении учиться, мы подразумеваем изменение (расширение, преобразование) субъектом своих знаний и умений по собственной инициативе.

Включенность младшего школьника в учебную деятельность характеризуем как реально произведенные учебные действия с выходом на значимый результат.

О включенности учащегося в учебную деятельность свидетельствуют задействованные мышление, речь и учебные действия на уровне реальных и потенциальных возможностей младшего школьника.

Таким образом, для того чтобы обеспечить включенность младших школьников в учебную деятельность, необходимо:

1) организовать осознанное вхождение младшего школьника в учебную деятель ность, т.е. помочь ему понять, принять для себя, самостоятельно поставить учебную задачу;

2) сформировать первичный опыт вы полнения учебного действия с целью актуа лизации мотива учебной деятельности и понимания способа выполнения учебного действия;

3) создать условия для получения зна ния не в готовом виде, а в ходе самостоя тельного открытия; при этом младший школьник определяет цели и задачи собственной учебной деятельности, осозна ет ее содержание и формы;

4) организовать самооценку учеником хода и результата его учебной деятельности с целью ее дальнейшего планирования.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы ;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

В младшем школьном возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Познакомимся с наиболее эффективными приёмами формирования читательской грамотности в рамках современных педагогических технологий.

Технология критического мышления (Слайд 8)

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

Слайд 9 (перечисление приемов)

Предлагаю использовать следующие приёмы работы:

· Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

· Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1. Назовите главных героев произведения.

2. Где происходят события?

3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

6. Что однажды произошло?

7. Что случилось с собачкой через год?

8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

9. Чем заканчивается быль?

10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

11. Каково ваше впечатление от рассказа?

· Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

· Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

· Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

· Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

· Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Источник

Статья на тему » СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа № 4

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Primary school teacher

Secondary school number 4

THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «READING LITERACY» OF YOUNGER SCHOOLS

Аннотация: Моя статья посвящена раскрытию сущности понятия «читательская грамотность» младших школьников. В статье рассматриваются различные точки зрения ученых о читательской грамотности, выявляются общие и различные черты читательской компетенции младших школьников. В результате выделены основные четыре составляющие понятия «читательская грамотность» младших школьников: владение навыком элементарного чтения; владение приёмами поиска информации в прочитанном тексте; умение понимать прочитанную информацию и связывать в единую картину; умение интерпретировать содержание текста.

Abstract: My article is devoted to the disclosure of the essence of the concept of «reading literacy» of junior schoolchildren. The article examines various points of view of scientists about reading literacy, identifies common and different features of the reading competence of younger students. As a result, the main four components of the concept of «reading literacy» of junior schoolchildren were identified: possession of the skill of elementary reading; possession of the techniques of searching for information in the read text; the ability to understand the information read and connect into a single picture; the ability to interpret the content of the text.

Ключевые слова: читательская грамотность, читательская компетенция, младшие школьники.

Keywords: reading literacy, reading competence, junior schoolchildren, PIRLS, PISA.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на современном этапе у учащихся начальной школы должен быть сформирован не только навык чтения, но и умение использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, для получения необходимых знаний для освоения других дисциплин, обогащения своего читательского опыта, развития интеллекта, способности к творческой деятельности [7]. Это довольно сложная, многогранная проблема, требующая комплексного решения. Ведь овладение навыком чтения необходимо для освоения всех предметов образовательного процесса.

В настоящее время проблему формирования читательской грамотности младших школьников рассматривают Т.А. Чабанова, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Сметанникова, И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.В. Тимкова, О.Л.Обухова, которые предлагают различные трактовки понятия «читательская грамотность».

Говоря о читательской грамотности уместно рассмотреть понятие «грамотности», обсуждаемое в последнее время. В своем педагогическом словаре А.М. Новиков отмечает, что «грамотность ­– это владение человеком навыками устной и письменной речи согласно нормам литературного языка. Грамотность имеет и более широкое толкование – как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять» [4, с.10].

Определение «грамотности» недостаточно полно передает сущность понятия «читательская грамотность», потому что читательская грамотность связана с умением работать с информацией. Аналогично и определение понятия «чтение». Нужно осознавать, в чем заключается главное отличие термина «читательская грамотность» от термина «чтение». Г.А. Цукерман в своей статье разводит эти понятия, говоря о том, что «чтение, особенно в педагогическом контексте, нередко понимается как декодирование ­­– перевод букв в звуки» [8, с.15].

Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.

В 2009 году в это определение были внесены поправки, обусловленные изменениями социально-экономических условий в мире и появлением новых исследований в области теории читательской деятельности. С 2009 года Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA уделяет внимание изучению мотивации чтения, а также развитию метакогнитивных способностей (например, рефлексивный читатель умело следит за пониманием прочитанного, замечает недопонимание и преодолевает его) [5].Такая трактовка «читательской грамотности» для международных тестовых исследований кажется нам оправданной.

Ряд ученых рассматривают также очень близкое понятие «читательская компетентность». Т.А.Чабанова понимает читательскую компетентность как «сформированную у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, и после прочтения книги» [10, с.41].

По мнению Н. Н. Сметанниковой, «читательская компетентность является совокупным личностным качеством человека, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств» [6, с. 34]. Автор пишет, что «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [6, с.35].

Е. Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как «способность превращать содержание текста в содержание личного опыта читателя» [2, с.15].

В данных определениях подчеркивается, что читательская компетентность предполагает связь читательских умений и опыта использования информации из прочитанного текста для решения задач. В этом смысле понятие «читательская компетентность» можно считать синонимом понятию «читательская грамотность».

Г.А. Цукерман в своей статье «Оценка читательской грамотности» определила грамотность как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Она показывает, что на основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения: они читают, чтобы учиться [9].

В международных исследованиях качества чтения и понимания текста PIRLS и PISA читательская грамотность – определяется как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [8, с.126].

С помощью тестов PIRLS и PISA измеряется практическая, действенная, функциональная сторона приобретаемого в школе умения – умения понимать прочитанное и использовать его при решении собственных задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС НОО к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с текстом», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.

М.И. Кузнецова отмечает, что читательская грамотность российских младших школьников имеет как достижения, так и дефициты. Российские выпускники начальной школы показывают хороший уровень осознанного чтения при работе и с художественными, и с информационными текстами, но результаты работы с информационными текстами несколько ниже [3].

Следовательно, читательская грамотность приобретается в результате обучения, складывается из разных умений и опыта ученика, может быть сформирована на разных уровнях и связана с характером читаемого текста.

Рассмотрим структуру читательской грамотности на основе анализа современной научно-педагогической литературы.

В международных исследованиях PIRLS структура читательской грамотности опирается на 4 основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного):

– вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

– сделать прямые умозаключения из этой информации;

– интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

– оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов (см. рисунок 1.1.)

Г.А. Цукерман подчеркивает, что первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между авторскими сообщениями. Например, если маленький школьник читает в хрестоматии: «Лес, точно терем расписной,//Лиловый, золотой, багряный. » (И. Бунин), то он обычно понимает, что речь идет об осени, и это понимание не требует значительной работы мысли. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. Интегрировать все «детали текстового сообщения, устанавливать даже те связи, которые не высказаны автором напрямую, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык), – все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения» [8, с.250].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *