Читательская революция что это такое

Всемирная история

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XIX в.

ВЫ УЗНАЕТЕ:

• Каких успехов добилась система образования в XIX в.

• Что такое «читательская революция».

• Как складывалась новая научная картина мира.

ВСПОМНИТЕ:

• Как было с грамотностью в предшествующие века?

• Что такое Научная революция?

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

В XIX в. образование становилось более доступным, а наука всё более превращалась в силу, изменявшую мир.

ОБРАЗОВАНИЕ

Одним из главных завоеваний XIX в. являлось распространение начального образования и почти полная ликвидация неграмотности во многих странах Европы и в США. Это произошло не сразу. В некоторых германских государствах всеобщее начальное образование было введено уже в конце XVIII в., в эпоху просвещённого абсолютизма. В Швеции и Швейцарии это произошло в середине XIX в. Во многих штатах США существовало бесплатное начальное образование, но оно не было обязательным. С другой стороны, в Англии в 1840-х гг. при венчании половина женихов и невест не могли расписаться в церковных книгах. В 1850 г. во Франции были неграмотными почти 40% мужчин. Однако к началу XX в. количество неграмотных в ведущих странах Запада не превышало 5-10% населения.

Причиной этому стали перемены в жизни общества и в экономике. Работать на сложном станке, быть машинистом паровоза или служащим в банке могли только грамотные люди.

С последней трети XIX в. начальное образование повсеместно от церкви переходит в руки государства, становится обязательным и бесплатным.

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Благодаря распространению грамотности в XIX в. произошла вторая в европейской истории «читательская революция». Первая пришлась на раннее Новое время и заключалась в секуляризации чтения, т. е. теперь люди читали не только церковные, но и нерелигиозные, светские книги. Однако круг читателей был очень узким. В результате второй «читательской революции» чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества.

С одной стороны, этому способствовало увеличившееся предложение печатной продукции, связанное с новыми технологиями в производстве бумаги и типографском деле. Чтение стало более доступным для народных низов и потому, что было необязательно покупать толстые и дорогие книги. Большинство новых романов печаталось в виде приложений к газетам и журналам. Такие приложения были очень дешёвыми, а интригующая надпись «продолжение следует» в конце каждого выпуска разжигала читательский интерес. Бесплатными, а значит, более доступными для низов стали многие библиотеки.

С другой стороны, постоянно возрастал спрос на печатную продукцию. В те времена, когда не было ни жизни каждого человека несравнимо большую роль, чем сейчас. Оно являлось главным источником информации и образования. Чтение было и одним из главных видов развлечения. Всё это вызвало к жизни огромный поток книг, газет, юмористических журналов и т. д.

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

НАУКА

XIX столетие имеет славу века науки. Произошло три важных изменения. Во-первых, наука стала более профессиональной. Раньше она не была так чётко отделена от других видов духовной деятельности и являлась для многих скорее увлечением. Во-вторых, шла её дифференциация, т. е. чёткое выделение отдельных наук и отраслей внутри их. В-третьих, наука стала более тесно связана с производством. Открытия учёных всё чаще применялись на практике. Например, открытие электромагнитной индукции М. Фарадеем и электромагнитных волн Дж. К. Максвеллом позволило изобрести радио и создать электродвигатель. Опираясь на теорию Максвелла, В.К. Рентген открыл всем нам хорошо знакомые рентгеновские лучи. В химии исследования Ю. Либиха привели к появлению искусственных удобрений.

Наука проникала всё глубже в тайны природы, открывая невидимое глазу. Изучая радиоактивность, Н. Бор, А. Беккерель, Э. Резерфорд, П. Кюри и Мария Склодовская Кюри создали теорию о сложном строении атома. Усилиями Л. Пастера и Р. Коха биологи проникли в мир бактерий и микроорганизмов. И.Г. Мендель и его последователи открыли гены и хромосомы.

Новые открытия изменили прежнюю механистическую научную картину мира. Мир оказался гораздо сложнее, чем предполагалось, под сомнение ставились прежде очевидные истины. Материя отныне состояла из бесконечно сложных атомов. Свет распространялся не «эфиром», а электромагнитными волнами. Квантовая теория М. Планка разрушила прежние представления о непрерывности природных процессов. Даже время и пространство, казалось бы такие очевидные, были по-новому осмыслены теорией относительности Альберта Эйнштейна.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

• Почему среднее и высшее образование получала лишь малая доля населения?

• Почему люди стали больше читать?

• Как изменилась научная картина мира?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

• Начавшись в Англии, промышленная революция в XIX в. распространилась на множество других стран. В ходе индустриализации промышленность превращалась в основу экономики, складывались национальные и мировой рынки, развивался промышленный капитализм.

• Под воздействием промышленной революции на смену традиционному аграрному обществу постепенно приходило общество индустриальное. Исчезало сословное деление, появлялись новые классы — промышленная буржуазия и пролетариат. Происходила демографическая революция, резко ускорившая рост населения. Увеличивалось количество городов, менялось соотношение между сельским и городским населением.

• Важнейшим явлением в политическом развитии стала демократизация. Принимались конституции, возникали партии, укреплялись позиции парламентов. Люди в разных странах добивались всё более широких политических прав.

• Новым стало появление так называемых «великих идеологий» — либерализма, консерватизма, социализма, марксизма. Они отражали интересы различных слоёв в обществе.

• Выдающихся успехов добилась культура. В соответствии с огромными переменами в обществе быстрее, чем прежде, сменялись художественные формы и стили, благодаря чему XIX век оставил нам огромное культурное богатство.

• Образование стало более доступным, а наука теснее связалась с производством и превратилась в одну из главных сил, изменявших прежний мир.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

• Какие последствия промышленной революции кажутся вам наиболее важными и почему?

• Сравните общества XIX в. и раннего Нового времени.

• Какие изменения в науке и культуре вы считаете самыми существенными?

Источник

XVIII век — столетие, когда стало в разы больше книг и появились первые читательские сообщества

Об этом сообщает портал Bookmate Journal.

Жизнь в Европе в XVIII веке сильно отличалась от современной. Тогда спали ночью в два приема (а в промежутке могли ходить друг к другу в гости), считали загар отвратительно некрасивым, а кофе — скорее успокаивающим, чем бодрящим напитком. Вместе с тем это была эпоха больших переломов и зарождающегося технического прогресса: люди впервые оторвались от земли на воздушном шаре, а посреди болот возникали города. Глобальные изменения постепенно затрагивали все стороны жизни, в том числе литературу и чтение.

Люди стали больше читать

Именно в XVIII столетии европейское население увеличивалось самыми быстрыми темпами со времен Римской империи, и среди этого населения появлялось все больше грамотных людей. В разных странах было по-разному: в Швеции читать и писать умели почти все взрослые, а во Франции — меньше половины. Рост благосостояния позволял тратить деньги и время не только на работу, и простые люди начали задумываться о досуге.

Одновременно впервые по-настоящему массовым стало печатное книгоиздание. Теперь это был не удел самоотверженных одиночек, а быстро развивающийся рынок с очень серьезными прибылями и высокой конкуренцией. В 1765 году каталоги крупнейшей книжной ярмарки Европы в Лейпциге (проводилась с XVII века) содержали всего около 1 400 наименований — на порядок меньше, чем в любом нынешнем книжном магазине. Но к концу века эта цифра лишь чуть-чуть недотягивала до 4 тысяч — почти трехкратный рост за 30 лет.

Эти процессы привели к тому, что историки называют читательской революцией XVIII века. Образованные мужчины и женщины начали читать заметно больше книг на самые разные темы. Если в Средние века даже имевшие доступ к библиотекам интеллектуалы редко прочитывали хотя бы сотню произведений за целую жизнь и были вынуждены их постоянно перечитывать, то читатели Нового времени столкнулись с проблемой выбора из практически необозримого числа вариантов.

Книг вдруг стало столько, что нельзя было даже надеяться ознакомиться со всеми. Привычная современному человеку ситуация, когда сначала читаешь исторический роман, завтра берешься за научпоп про изменение климата, а послезавтра листаешь альбом по искусству, шокировала общество, привыкшее веками изучать только Библию и множество комментариев к ней. Вот что писал в 1796 году священнослужитель Иоганн Бейер:

«Читатели и читательницы вставали и ложились с книгой в руках, не выпускали ее из рук за столом, клали рядом с выполняемой работой, брали с собой на прогулку, не в силах оторваться от чтения: не успев дочитать одну книгу, они уже брались за другую. Ни один курильщик, ни один любитель кофе или вина, ни один игрок не могли быть привязанными к своей трубке, чашке кофе, бутылке вина, игральному столу, как эти, жадные до чтения люди, — к своему чтению».

А вот прямое свидетельство жертвы этой мании — философа и писателя Жан-Жака Руссо:

«От моей матери остались романы. Мы с отцом стали их читать после ужина. Сначала речь шла о том, чтобы мне упражняться в чтении по занимательным книжкам; но вскоре интерес стал таким живым, что мы читали по очереди без перерыва и проводили за этим занятием ночи напролет. Мы никогда не могли оставить книгу, не дочитав ее до конца. Иногда мой отец, услышав утренний щебет ласточек, говорил смущенно: «Идем спать. Я больше ребенок, чем ты»».

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое
Лейпцигская книжная ярмарка, 1800

Книжки для крестьян

Тогдашнее умение читать совсем не всегда подразумевало грамотность в нынешнем понимании. Например, были так называемые дикие читатели, которые могли читать и понимать лишь общий смысл (но не детали) более или менее длинных историй. В Германии и Франции печатались отдельные серии тоненьких книжек, которые крестьяне могли прочитать дома у очага или даже во время работы в поле. Было принято выбирать наиболее образованного работника, чтобы он озвучивал или пересказывал написанное остальным.

Кроме того, при всей радикальности изменений, случившихся в книгоиздании, распространенность печатного слова все же не была повсеместной. Еще в конце следующего, XIX века фольклористы собрали несколько десятков версий «Красной Шапочки» из разных уголков Франции, на которую не оказали никакого влияния литературные версии этой сверхпопулярной сказки — рассказчики просто никогда не брали в руки сборники Шарля Перро или братьев Гримм.

И тем не менее большой выбор книг позволил читателям XVIII века войти в очень плотный контакт с текстом, когда они примеряли на себя роли несчастных влюбленных или удачливых авантюристов, населявших страницы тогдашней литературы. Лучше всего это видно по реакции читателей первых европейских бестселлеров.

Бестселлеры XVIII века

«Памелу, или Награжденную добродетель» (1740) Сэмюэла Ричардсона сейчас помнят только историки литературы, хотя когда-то ей зачитывались без преувеличения целые поколения. Дочка небогатых родителей, Памела Эндрюс устраивается служанкой к благородной даме, проявившей к ней участие. На смертном одре дама завещает своему сыну, мистеру Б., и дальше заботиться о честной и трудолюбивой девушке. Тот, однако, планирует совратить Памелу и оставить ее при себе любовницей, то есть лишить возможности выйти замуж и обеспечить себе нормальное существование. Мистер Б. осыпает Памелу подарками, одновременно контролируя все ее контакты с внешним миром, но девушка твердо оберегает свою честь и не поддается соблазнителю.

Но дальше Ричардсон совершает совсем непредсказуемый для того времени сюжетный поворот. Коварный мистер Б., пораженный душевной чистотой служанки, идет против всех сословных приличий, преображается из искусителя в праведника и делает девушке официальное предложение. Более того, вскоре он оставляет государственную карьеру ради тихого семейного счастья. Добродетель вознаграждена, юноши и девушки в Англии, Франции и России проливают благодарные слезы и осыпают автора письмами, призывая написать продолжение (хотя в реальности такая история вряд ли могла произойти из-за классовой пропасти между героями).

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое
Иллюстрация к книге Сэмюэля Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель», 1762

Роман Ричардсона вызвал волну подражаний и переосмыслений, подарившую мировой культуре и более известные книги, например «Юлию, или Новую Элоизу» (1761) уже упоминавшегося Жан-Жака Руссо. «Юлия», вероятно, вообще стала самой популярной книгой XVIII столетия: с момента выхода и до конца века она выдержала более 70 изданий — цифра и сейчас ошеломительная, а для времени, когда каждую страницу набирали вручную, и вовсе немыслимая.

Это история прекрасной девушки Юлии и доброго юноши Сен-Прё, только на этот раз с переменой ролей: он — нищий наемный учитель, она — аристократка. Между ними разгорается страстный, но совершенно невозможный роман. Они будут сходиться и расставаться, он отправится в кругосветное путешествие, она выйдет замуж за другого, но перед смертью признается, что любила только его. 700 страниц сплошных чувств, иногда перемешанных с философскими размышлениями об устройстве общества, принесли Руссо если не бессмертие, то очень громкую славу, а имена главных героев мгновенно стали нарицательными.

Луи Франсуа, армейский офицер в отставке, писал Руссо о своем опыте чтения «Юлии»: «Она свела меня с ума. Никогда ранее не проливал я столь радостных слез. Чтение так сильно повлияло на меня, что, думаю, я бы с радостью умер в этот возвышенный миг». А вот признания аббата Кааня, читавшего некоторые пассажи до десяти раз: «Поневоле ловишь ртом воздух, поневоле бросаешь чтение, поневоле пишешь Вам, что тебя душат чувства и рыдания». Некто Ж.-Ф. Бастид писал, что книга чуть не свела его с ума и уложила на несколько дней в постель, а маркиза де Полиньяк жаловалась на вызванную сценой гибели Юлии сильнейшую сердечную боль. Подобных сообщений до нас дошли сотни — Руссо, то ли из тщеславия, то ли из искренней симпатии бережно сохранял всю корреспонденцию с поклонниками.

В этом контексте раскрывается смысл строк Пушкина о Татьяне:

Круг чтения Татьяны составляли книги, к пушкинскому времени уже устаревшие, слишком сентиментальные и требующие от читателя полного погружения в фиктивный мир.

Волна фанатичного обожания отдельных книг и авторов не спадала еще долго. Место Руссо вскоре занял Гёте с его «Страданиями юного Вертера» (1774), историей самоубийцы, которая якобы породила волну суицидов по всему миру и ввела среди молодых людей моду на костюм с синим верхом и желтыми брюками.

Своим хитом в русской литературе стала «Бедная Лиза» (1792) Николая Карамзина. Отечественные читательницы, не менее чувствительные, чем их европейские современницы, быстро нашли пруд, в котором, согласно повести, утопилась героиня, и часто проводили там время с любимой книгой. Возле пруда даже поставили столб с надписью:

Первые прототипы читательских клубов

Рост популярности чтения вызвал резкое отторжение среди представителей самых разных партий. Консерваторы предсказуемо боялись, что знакомство с неправильными трудами подтолкнет подданных к неповиновению. Более прогрессивным публицистам чтение тоже не нравилось: романы могли увести от реальной борьбы за свои права в мир преувеличенных эмоций и несуразных приключений.

В ход шли аргументы, подозрительно напоминающие современную критику видеоигр. От чтения портится зрение, сидячий образ жизни приводит к ожирению, выпадению волос, искривлению позвоночника, а романы и вовсе могут довести до дурдома. Ну и вообще всякий, кто слишком много времени проводит в одиночестве, подозрителен — как писал философ и издатель Дени Дидро: «Только дурной человек живет в уединении».

Одним из способов избежать пагубного воздействия литературы на неокрепшие умы были широко распространенные тогда читательские общества. Поначалу это были просто собрания людей, как правило, друзей, вскладчину покупавших книги или оформлявших подписку на газеты. Купленные издания иногда читали по очереди, но чаще вслух в общем кругу. Таким образом всем был гарантирован приятный и абсолютно благонадежный способ скоротать вечер-другой.

Однако постепенно, по мере увеличения количества участников менялась и функция таких обществ. Читая книги вместе, члены клуба не только обменивались мнениями об их качестве, но и получали лишнюю возможность высказаться на актуальные темы. Принципиально открытый характер встреч теоретически давал возможность пересечься представителям разных классов и ненадолго преодолеть общественные условности. Властям все это казалось подозрительным, поэтому к началу XIX века такие общества в разных странах уже были под запретом.

Ажиотажный спрос не мог не породить предложение. Помимо романов, которые потом стали классикой, издатели выпускали тонны глубоко вторичной беллетристики. Прилавки были заполнены сотнями заменителей «Вертера» и «Юлии» — рассказами о самоубийцах, опороченных девицах и благородных разбойниках. К каждой Пасхальной книжной ярмарке в Германии на рынок выбрасывали 200–250 романов, не говоря о куда более популярных, чем сегодня, поэтических сборниках.

В сравнительно либеральном Берлине действовала настоящая «фабрика романов». Молодые писатели за сущие гроши работали литературными неграми у более именитых коллег или коллективно сочиняли истории под общим псевдонимом — через эту школу в том числе прошли родоначальники европейского романтизма Людвиг Тик и Вильгельм Вакенродер. Литературоведы не исключают, что их последующее желание сделать роман жанром высокой литературы, а не просто развлечением для толпы объясняется как раз слишком близким знакомством с массовой беллетристикой.

Источник

Книга и графика

Книги XIX века

С начала XIX в. в книжной культуре европейских стран происходят значительные изменения, в сравнительно короткое время преобразившие структуру и облик книги, типологию изданий, технику производства. Причины этого были многообразны, но действовали более или менее в одном направлении: изменялись роль книги в обществе и сам характер чтения; менялся художественный стиль времени, а с ним и характер иллюстрирования и сама «архитектура» книги; быстро развивалась полиграфическая техника и рождались новые способы воспроизведения изображений

Активно расширяется круг читателей. Уже в 1811 г. французский очеркист Ж.П. Пюжу пишет, пусть даже иронически несколько преувеличивая: «Адвокат без клиентуры, актриса без ролей, скучающий холостяк, чувствительная супруга и бесстыдная куртизанка, рантье на своем убогом ложе, ханжа в уединении, одинокий торговец в лавочке, крестьянка в ту пору, когда ее муж в поле, кухарка, снимающая пену у котла, чистильщик сапог в ожидании прохожего, — все читают».

С новым читателем изменяется и сам характер чтения. «О, небо! Что это за чтение! Оно осуждает само себя уже тем, что так безудержно стремится к новинкам, которые в действительности не представляют собой ничего нового», — восклицает в самом начале века А.В. Шлегель. Современный немецкий исследователь Р.Энгельзинг называет даже этот перелом «читательской революцией» и продолжает, — «До конца XVIII в. типичным для постоянного читателя было интенсивное чтение, при котором снова и снова читают небольшое количество книг или одну-единственную книгу, с конца XVIII в. — экстенсивное чтение, при котором читают множество книг, возвращаясь к прочитанному редко или вообще не возвращаясь никогда».

Эта «читательская революция» отразилась не только на тиражах и количестве издаваемых произведений, но и на самом облике книги. Все заметнее книга воспринималась не как замкнутая и самоценная вещь, но как отрезок пути, звено некоей бесконечной цепи. Распространялось издание книги выпусками, часто — по мере того, как она еще писалась. Это давало возможность покупать книгу как бы в рассрочку, не вкладывая сразу большие для малоимущего читателя деньги.

Появление издания стало не одномоментным актом рождения книги, а процессом, растянутым во времени. Книга сблизилась с периодическими изданиями, родившимися еще в XVII в., но широко развернувшимися к началу XIX в. Конечно, выпуски можно было собрать и переплести (то же нередко делали с комплектом журнала). И все-таки динамическое ощущение книги, прочитываемой от выпуска к выпуску равномерными порциями, неизбежно отражалось и на построении книжного пространства, и на самом ощущении книги как чего-то незаконченного, длящегося, возникающего на глазах. По мнению исследователя, такой книге свойствен активный характер обратной связи автора с читателями при постепенном издании еще не оконченной книги. Небезыинтересны с этой точки зрения «письма к автору с просьбами, пожеланиями и даже угрозами относительно дальнейшей судьбы действующих лиц», под воздействием которых порой менялись детали и целый план повествования. Рост тиражей шел параллельно с быстрым развитием технических средств тиражирования. На рубеже нового века механизи-руется бумажное производство, появляется рулонная бумага, изготавливаемая непрерывной лентой. В 1812—1814 гг. строятся в Англии первые скоропечатные машины. Разрабатывается техника стереотипирования набора. Типография из ремесленной мастерской постепенно превращается в промышленное предприятие. Для облика книги значительно большее значение имело столь же энергичное развитие средств воспроизведения иллюстраций.

Источник

Презентация на тему «Образование и наука в XIX веке»

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образование и наука в 19 веке Выполнил: Плотникова О.В. Учитель истории и обществознания МБОУ «НСОШ №1»

Цель: Узнать о развитии образования в Европе в 19 веке. Задачи: Как развивалось образование в Европе; Что такое «читательская революция»; Как складывалась новая научная картина мира.

План: Образование «Читательская революция» Наука

Образование Распространение начального образования; Почти полная ликвидация безграмотности; В Швеции и Швейцарии это произошло в середине 19 века. Во многих штатах США было бесплатное образование, но оно еще не было обязательным. К началу 20 века количество неграмотных в странах Запада не превышало 5-10% населения.

Образование Какова была причина распространения грамотности? (стр. 28) Основной причиной распространения грамотности стали перемены в жизни общества и в экономике.

«Читательская революция» Когда произошла первая «читательская революция» и в чем она заключалась? Когда произошла вторая «читательская революция» и в чем она заключалась? Причины «читательской революции»? Стр. 28-29

Наука Наука Стала более профессиональной Дифференциация науки Более тесно связана с производством

Наука ФИО ученого Открытие

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Номер материала: ДБ-205061

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Читательская революция что это такое. Смотреть фото Читательская революция что это такое. Смотреть картинку Читательская революция что это такое. Картинка про Читательская революция что это такое. Фото Читательская революция что это такое

Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *