Читаю и не понимаю что прочитал

Как научить мозг запоминать прочитанное

Почему нужно перестать читать конспекты и как пользоваться индексными карточками

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Как мы забываем

Немецкий психолог Герман Эббингауз изучал, как люди забывают бессмысленную информацию, например, набор слогов или чисел. В ходе экспериментов с добровольцами он выяснил, что через час испытуемые не помнят половины материала, а через месяц забывают до 80%. Для связных идей и концепций этот процент будет ниже, но динамика забывания сохранится. При этом наиболее быстро процесс забывания идёт в первые часы.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Что помогает запоминать

Как видно на графике, в первые 20 минут после урока или чтения книги можно запомнить более 4/5 значимой информации. Чтобы добиться такого результата, не нужно выписывать ключевые идеи из каждого абзаца и просматривать заметки. Чем меньше усилий, тем меньше вы запоминаете. Лучше прибегнуть к более эффективным способам: пройти тест или поделиться информацией с другими.

Эффект тестирования

Нейропсихолог Крис Бёрд из Университета Сассекса провёл эксперименты по запоминанию видеоконтента. Оказалось, что если попытаться вспомнить детали увиденного через неделю, то через 18 дней вы будете помнить примерно половину от возможного объёма. Если напрячь память в день эксперимента, вы запомните на 40% больше. Ответы на простые вопросы по горячим следам — в течение 20 минут после восприятия информации — помогают запомнить максимальное количество содержания. Этот феномен в психологии называется эффектом тестирования: он работает не благодаря подготовке к тесту, а только потому, что приходится обращаться к памяти.

Использование информации

Мозг по-разному работает с информацией, когда мы читаем текст или пытаемся его переосмыслить и реструктурировать. Как показывает исследование, проведённое в Университете Вашингтона, во втором случае информация запоминается прочнее. В ходе эксперимента участникам поручили изучить тексты. Одна группа готовилась сдать тест, а другую попросили подготовить обучающее занятие по прочитанному. Затем тест дали обеим группам, и «учителя» показали более высокий результат и смогли верно ответить на большее количество вопросов. Испытуемые второй группы систематизировали материал, поэтому лучше запомнили важные детали.

Эффект тестирования — вот что позволяет запомнить максимальное количество информации, если ответить на вопросы по тексту сразу после чтения. Обычно в школьных учебниках после каждой главы или темы идут «Вопросы для повторения». Многие их игнорируют — и зря! Если после параграфа даны ключевые понятия — стоит дать им определения и тут же проверить себя.

Как читать, чтобы запоминать

Метод SQ3R

Блогер-полиглот и студентка, изучающая нейронауку и образовательную психологию в Гарвардском университете Анастасия Кей советует использовать модифицированную методику SQ3R (Survey, Question, Read, Recite, and Review). Изначально методика была предложена американским психологом Фрэнсисом Робинсоном. Она включает следующие этапы работы с материалом: обзор, постановка вопросов, чтение, конспектирование, просмотр записей.

Survey — обзор материала.

Что бы вам ни предстояло читать, слушать или смотреть — статью, главу учебника или книгу — изучите его структуру. Прочтите заголовки и подзаголовки, просмотрите вводный абзац, графики, иллюстрации и заключение. Так вы получите первое представление о содержании, которое предстоит охватить.

К каждому заголовку и подзаголовку нужно задать вопрос. Например, если глава называется «Электрическая передача информации внутри нейрона», то вопрос может звучать так: «Каков механизм передачи информации внутри нейрона?». После такой работы ваш мозг акцентирует внимание на значимых моментах текста и информации, которую нужно получить в результате.

Read — чтение. Анастасия Кей предлагает читать текст так:

1. Выберите не более 4 страниц текста, который вы собираетесь прочитать. Обычно это логически цельный кусок: параграф, тема или глава.
2. Ещё раз сформулируйте вопрос, на который отвечает этот фрагмент и прочтите его, ничего не записывая.
3. По памяти воспроизведите ключевые положения прочитанного текста — они станут основой для следующего этапа. Загляните в книгу, чтобы проверить себя. Если вы не можете воспроизвести материал из кратковременной памяти, прочтите ещё раз и перечитывайте материал до тех пор, пока не сможете его пересказать.
4. Если у вас остались вопросы на понимание текста — запишите эти вопросы на полях или отдельной странице. Если появилось желание в чём-то более подробно разобраться, уточнить понятия — запишите и выделите свои вопросы и новые термины.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

5. Сформулируйте важные идеи в виде вопросов и зарисуйте схемы. Поскольку тестирование крайне эффективно для запоминания текста, пусть конспект представляет собой небольшую проверочную работу для вас самих. Вместо того чтобы писать утверждения и ответы, пишите вопросы. Например, Анастасия составляет и нумерует вопросы к абзацам, а затем ставит тот же номер возле строчки текста с ответом. Настя перерисовывет схемы и рисунки, но не подписывает элементы, чтобы каждый раз вспоминать структуру и механизмы самостоятельно.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Если вы работаете в группе или вместе с одноклассниками готовитесь к экзамену, можно меняться своими проверочными вопросами, чтобы охватить материал более детально и разнообразить учёбу.

Ответьте на вопросы, которые вы составили и прокомментируйте схемы. Обязательно проверьте себя по учебнику. Эта работа имеет критическое значение сразу после чтения. Если не выполнить мини-тест, уже через 20 минут вы забудете пятую часть изученного, а на следующий день будете помнить только треть информации.

Как запомнить надолго

Интервальные повторения

Поскольку с течением времени информация забывается, цель повторения — освежить материал в памяти. Когда мы изучаем новое, клетки мозга соединяются друг с другом. Если мы пользуемся полученными данными, по пути соединения нейронов проходит сигнал. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем более «проторённая» дорога между нейронами. Если информация не востребована, связь между клетками постепенно слабеет и, в конце концов исчезает. Чтобы этого не допустить, нужно повторять изученное.

Первый раз необходимо повторить материал сразу после чтения. Второй раз — через три часа. На досуге можно поделиться наиболее интересными или удивительными фактами с друзьями и близкими — так вы ещё раз закрепите усвоенное. Затем нужно постараться вспомнить информацию на следующий день, потом через два дня и через неделю. После этого интервал следует удваивать, пока не дойдёте до частоты повторения 1 раз в два месяца. Так вы сможете держать данные в голове до тех пор, пока они вам нужны.

Индексные карточки

Анастасия Кей рекомендует пользоваться карточками, на одной стороне которых вопрос, понятие или неполная схема, а на другой — недостающая информация. Их называют индексными или флеш-карточками. Карточки можно организовать в колоды в зависимости от частоты повторения. Их легко брать с собой, чтобы использовать в дороге или перебирать в свободную минуту.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Важно, чтобы вопросы на карточках были конкретными, не просто «митохондрия», а «какой размер митохондрии». Если удобно, можно пользоваться приложениями для создания флеш-карт.

Преподавание

Школьные учителя и университетские преподаватели блестяще знают содержание своих курсов. Дело в том, что в ходе подготовки к занятиям педагоги обдумывают материал, подбирают иллюстрации и задания для учащихся — то есть постоянно пользуются своими знаниями. На уроке преподаватель снова обращается к памяти, чтобы преподнести информацию группе. Благодаря социальным сетям любой школьник может давать свои уроки, чтобы лучше закрепить выученный материал.

Делитесь знаниями в инстаграме или ютьюбе, давайте эфиры во «Вконтакте» или создавайте опросы и тесты для сверстников. Подготовка видео поможет не только прочнее запомнить принципы и факты, но и развить навыки публичных выступлений.

Что запомнить

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Читать научился, а понимать — нет: 6 способов это исправить

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Ребёнок читает, но не понимает текст — распространённая проблема. И ладно бы только ученики в началке, но и старшеклассникам, и даже студентам порой приходится по несколько раз перечитывать материал, чтобы понять, о чём там вообще речь. Наш блогер Даниэль Голштейн разбирается с причинами возникновения этой проблемы.

Результаты исследования OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) показателей понимания прочитанного текста по программе PISA (Международная оценка учащихся) привели ученых если не в ужас, то в замешательство: выяснилось, что 15-летние подростки испытывают большие трудности с осмысленным чтением.

Дети проходили тесты по трем основным направлениям:

Теперь возникает вполне логичный вопрос — в чем причина низких показателей? Как известно, чтение — многокомпонентный процесс, включающий в себя различные навыки всестороннего освоения и понимания текста. Речь не идет об умении читать. Проблема как раз заключается в неумении перерабатывать информацию. Причем это касается не только младших школьников, но и старшеклассников и студентов. Понимание прочитанного текста — сложный процесс, который включает в себя:

Кроме того, наблюдаются трудности чисто в «механической» вертикальной структуре понимания и осмысления текста:

Почему же взрослые уже люди читают, но не понимают тексты? Истоки кроются в раннем детстве. Умение осмысленно переваривать прочитанное непосредственно связано с формированием 6 необходимых навыков:

1. Декодировка

Декодирование — обратный процесс кодирования, восстановление начальной формы. Когда ребёнок начинает читать, он учится сопоставлять знакомые ему звуки и написанные буквы. То есть основной фундаментальный процесс освоения навыков чтения — фонематическое восприятие текста. Игра в слова, чтение детям сказок, стихотворений, рифмование — всё это укрепляет навык декодирования.

2. Беглое чтение

Важно не только быстро прочитать слово, но и понять его значение. Если ребенок научится бегло читать в начальной школе, в дальнейшем его чтение будет плавным и ритмичным. А самое главное — осмысленным, ребенок будет понимать контекст прочитанного.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее

Проблему распознавания слов (дислексия) решает в начальной школе логопед. Известно, что речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому важно логопедические проблемы вовремя обнаружить и решить. Иначе автоматизировать письмо и чтение в дальнейшем будет практически невозможно.

3. Словарный запас

Важно общаться с ребенком на грамотном «взрослом» языке с самого детства. Лепетание, просторечные слова, сюсюканье прочно закрепляются и не развивают ребенка, а приземляют. И опять-таки главные помощники — книги, сказки, детские энциклопедии, стихи, пословицы, загадки. Достаточный словарный запас — ключ к успеху в понимании текста.

4. Построение предложений

Чтобы самому составить текст, ребёнок для начала должен усвоить права построения простого, а затем и сложного предложений. Этот навык поможет ещё и ориентироваться в тексте, понимать смысл отрывков и целого текста.

5. Общая ориентация в окружающем мире

Расширение кругозора — ещё один важный фактор для понимания текстов. При поступлении в 1-й класс ребенок проходит тесты готовности к школе. Это не значит, что в 6 лет ребенок должен знать, например, правило буравчика. Но ориентироваться во временах года, днях недели, называть свой адрес, классифицировать животных, посуду, мебель ребенок должен. Это элементарные представления об окружающем мире для ребёнка его возраста.

Формирование кругозора помогает дискутировать, аргументировать свою точку зрения, размышлять, читать «между строк».

6. Развитие когнитивной сферы

Уровень произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти — исполнительные функции, тесно связанные между собой. Умение запомнить важно для удержания информации, для дальнейшего переосмысления прочитанного. Умение концентрировать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой — необходимая база для усвоения знаний.

Важно: ребенок в 6 лет по физиологическим показателям может концентрировать внимание на 20 минут. Если ребёнок не может заниматься одним делом 15–20 минут, его не увлекает ни рисование, ни лепка, ни моделирование (игра с конструктором) — обращайтесь к психологу. Это явные признаки дефицита внимания или гиперактивности. Ребенку нужна срочная коррекционная помощь.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

7 причин, почему чтение вслух — лучшее, что вы можете сделать для ребёнка

Дорогие родители! Часто мы видим проблемы ребенка еще в дошкольном возрасте. Но, к сожалению, не хотим их осознавать. «Перерастет» — любимый аргумент. Такой горе-прогноз, уж извините, отдает Средневековьем. Обращайтесь к специалистам вовремя!

В моей практике был случай, когда мама пятилетнего ребенка грозила мне судом за то, что я предложил сходить на консультацию к детскому психоневрологу. Спустя 2 года она вернулась, мы встретились на медико-педагогической комиссии. А ребенку нужна была не отсроченная, а срочная помощь.

Есть трудности — надо решать на профессиональном уровне. И чем раньше, тем лучше. Тогда дальнейшее обучение будет для ребенка радостью. Он легко и просто будет понимать и, самое главное, осмысленно принимать новую информацию уже в начальной школе.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / gikkw20

Источник

Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Есть понятие «смотреть», и есть понятие «видеть». Есть понятие «читать», и есть — «считывать», то есть понимать то, что ты читаешь. Малыш научился складывать: «Ма-ма мы-ла ра-му. У Шу-ры ша-ры. » Мы радостно, хвастаемся знакомым: наш-то, смотрите, уже читает! Но это лишь первая ступенька. А понимает ли ребенок, что такое рама, кто такая Шура? Представляет ли себе то, о чем только что прочитал? Без этого навык чтения бесполезен. Как научить ребенка понимать прочитанный текст? Об этом — наш материал.

Кусочек опыта

Давайте сразу к практике, а анализировать проблему и делать выводы будем потом.

Игра 1. «Комикс». К сказке или рассказу, который собираемся прочитать ребенку, с ребенком или дать ребенку на самостоятельное чтение, заранее рисуем несколько картинок (можно подобрать картинки в интернете и распечатать). Дальше — три варианта:

Игра 2. «Хвост». Читаем историю, и. останавливаемся на самом интересном месте. А теперь придумываем, чем она могла бы закончиться. Потом сравниваем свой вариант с оригиналом. Можно чуть иначе: к уже прочитанной сказке придумываем продолжение — новый «хвостик». Что могло бы случиться с героями дальше? Какие новые герои могут появиться в этой истории?

Игра 3. «Театр у микрофона». Ребенок читает вслух — можно по очереди с родителем — и все это записывается на диктофон. Особенно хорошо, если в тексте будут диалоги — можно будет почитать по ролям. Потом устраиваются прослушивания. Можно устроить домашний театр и разыгрывать целые сценки из книг в костюмах.

Игра 4. «Невидимка». Читаем вслух, пропуская ключевые слова. Ребенок пытается понять, какое слово пропущено, додумывает его сам, исходя из контекста.

В сети есть целые наборы упражнений для развития сознательного (осознанного) чтения, не связанные с конкретным текстом, а составленные из специальных наборов слов. Дети учатся находить общее и различия в словах, называют группы слов одним словом, ищут, какое слово лишнее в линейке предложенных, чем похожи слова, составляют новые слова сами из слогов имеющихся и так далее. Найдите эти упражнения, они очень полезны.

А теперь — поговорим.

«Что тут непонятного!»

Прежде всего: если не получается — ребенок не виноват. Орать, требовать, злиться на него не просто бессмысленно, а очень вредно. Вот семилетка прочитал несколько фраз, и мы просим: «Теперь расскажи, о чем это!» Ребенок молчит. «Ну, перечитай еще раз. Теперь понял?» Кивает. «Расскажи!» Молчит. Мы начинаем закипать: «Да что тут непонятного! Читай, первое предложение. Второе. Понял?!» Кивает. А у самого подбородок уже дрожит. И двух слов связать не может. В третий раз он уже перечитывает простейший, на наш взгляд, текст сбивчиво, слоги путает, буквы, ударения ставит где попало. И опять не может пересказать. В дальнейшем ребенок наверняка будет избегать чтения, понимая, что «. я читаю — мама сердится, папа ругает, учительница недовольна. Значит, читать — это плохо!»

В первом классе непонимание смысла прочитанного еще может «прокатить». Но чем старше будет становиться ребенок, тем важнее окажется для него навык осмысленного чтения. Объемы текста станут увеличиваться, и уже не так важно, правильно ли юный читатель поставит ударение — важно, поймет ли он смысл задания, которое написано в учебнике, верно ли усвоит информацию, которую ему пытаются донести. То есть не научишься понимать прочитанное — ты не только по чтению, ты и по математике будешь отставать, просто потому что не поймешь условие задачи. А потом «посыплются» и история, и биология, и география. Осмысленное чтение — это навык усвоения любой написанной информации.

Кто виноват?

Что является причиной неумения понимать прочитанное? Почему наш сын, наша дочка читают — и не улавливают смысл?

Первая возможная причина — здоровье. Учитываем состояние ребенка. Все ли у него в порядке с речевым аппаратом, со зрением, с концентрацией внимания? Нет ли нарушений мозговой деятельности, которые влияют на память, внимание, поведение, восприятие? Не страдает ли он хроническими заболеваниями — проблемами с дыханием, пищеварением, кислородным обменом? Может быть, именно сейчас ребенок переживает гормональный всплеск и ему совсем не до чтения? А возможно, сам процесс чтения по состоянию здоровья пока дается ему с трудом, и, чтобы дотянуться до следующей ступеньки, требуется прежде решить какие-то физиологические проблемы.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

Вторая причина — время. Дети созревают по-разному. Кто-то в четыре года уже всего «Робинзона Крузо» прочитал и с упоением играет в необитаемый остров, а кто-то в восемь еще букварь осваивает. У кого-то кругозор, фантазия и словарный запас таковы, что он уже в детском саду сам сказки сочиняет, конструируя сложные фразы с пространными описаниями, а кто-то и во втором классе на просьбу рассказать о картине ограничивается одним: «Красиво!» Это не хорошо, не плохо, это индивидуально. Некоторым детям просто нужно чуть больше времени.

Третья причина — привычка. Здесь уже и наша, родительская ответственность. Мы слишком увлеклись «оболочкой». Мы разучивали с ребенком буквы, прививали навык чтения по слогам, потом учили читать бегло, обращали внимание на арткуляцию, интонацию и совсем упустили из вида саму суть: всякое слово, всякий текст несут в себе смысл! Информацию! И ее нужно уметь понимать и усваивать.

Четвертая причина — усталость. Какая у ребенка загрузка? «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали. »? Мы хотим сделать из нашего чада Леонардо да Винчи и развиваем его всеми возможными и невозможными способами? Или наоборот, делаем упор на что-то одно — вот на чтение, допустим, но упор такой мощный, что «Будешь, балбес, сидеть над книжкой хоть до ночи, пока не получится!» Наши нереализованные амбиции мы перекладываем на ребенка, заставляя его учиться изо всех сил, формируем у него «синдром отличника»: «я должен во всем соответствовать ожиданиям взрослых». Только вот результат нередко обратный: стресс, усталость, низкая успеваемость, вплоть до неврозов.

Что делать?

Можем мы чем-нибудь помочь ребенку? Можем.

Во-первых, не бежим впереди паровоза. Если нашему ребенку меньше пяти лет, не торопимся учить его читать! Сначала малыша нужно просто «разговорить»: развить навык его речи, поработать с дефектами речи и свести их к минимуму. И только после этого можно начинать. Не раньше!

Во-вторых, мы сами — родители, дедушки, бабушки — тоже должны читать. Для себя, но в его присутствии. И вслух, и про себя. В сознании ребенка должно отпечататься: читающий человек — это нормально. Читать — это как есть, пить, дышать. Так делают все, это обычное занятие любого взрослого, а значит, и ребенка.

Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть фото Читаю и не понимаю что прочитал. Смотреть картинку Читаю и не понимаю что прочитал. Картинка про Читаю и не понимаю что прочитал. Фото Читаю и не понимаю что прочитал

В-третьих, мы читаем самому малышу. Берем красивые интересные детские книжки с картинками, напечатанные крупным шрифтом, чтобы ребенок сидел рядом и тоже видел страницу. Всячески поощряем вопросы нашего маленького слушателя, которые он наверняка будет задавать после прочтения книги. И подробно, понятно на них отвечаем.

Это все до пяти лет.

Но вот у нас дошколенок, первоклассник или даже уже второклассник, и теперь мы вполне «законно» озаботились осознанным чтением. Что делаем?

Откладываем все карточки с картинками, все кубики с буквами, все настенные и настольные плакаты, где рядом с буквой нарисован предмет: «м — мяч», «б — бабочка», «о — очки». Нам важно убедиться, что наш чтец все буквы помнит независимо от подсказок. Дадим ему небольшой текст на листе и поиграем: пусть найдет и вычеркнет карандашом, например, все буквы «п». Или все буквы «а». Или все знакомые буквы вычеркнет, а все незнакомые обведет кружком. Потом эти незнакомые буквы повторим, закрепим и убедимся твердо, что алфавит ребенок знает.

Что даем читать? Во-первых, что-то интересное по содержанию и при этом не содержащее сложных по смыслу слов — устаревших, слишком «взрослых», слишком длинных, абстрактных. Во-вторых, что-то, состоящее из коротких (не более пяти слов) фраз. В-третьих, текст, напечатанный крупным шрифтом.

Где найти такие тексты? Набираем в поисковике «тексты для усвоения прочитанного дошкольниками». Среди ссылок будут и картинки, и карточки, и тексты с рисунками — это, кстати, тоже хорошее подспорье для осмысленного чтения, когда среди слов вставлены маленькие картинки-«иконки», и ребенок уже не читает буквы, составляющие слово, а называет объект, осознавая заодно смысл всей фразы.

Вот несколько ссылок. На этих ресурсах представлены тексты для разных возрастов:

Правда, распечатать предложенные тексты нам придется самим, выбирая крупный шрифт.

«Почему так медленно?»

Младшеклассники несколько раз сдают тесты на скорочтение: в минуту нужно прочитать не менее определенного количества слов, и тогда ты уложишься в возрастной норматив. У нас такой задачи не стоит. Нам важно не сколько прочитал, а сколько понял. Поэтому как бы мучительно медленно для нашего уха ребенок ни читал, мы его не подгоняем. Наоборот: можем остановить, чтобы зафиксировать «промежуточный результат» — переспросить, уточнить сюжет, попросить напомнить, о чем шла речь в прочитанной строке. Запоминать «кусочками» ребенку легче, чем все сразу. И привыкать читать осознанно так, небольшими фрагментами, — тоже легче. А нам, соответственно, удобнее контролировать усвоение текста.

Вот это вот все: «Сядь прямо! Прекрати ерзать на стуле! Убери локти со стола. » — сейчас не нужно. Не дергаем ребенка после каждого слова по не относящимся к чтению поводам. Пусть ему будет удобно читать. Если ему хочется водить по листу пальцем — пусть водит. Хочется подкладывать линейку под каждую строчку — пусть подкладывает. Удобнее читать не за столом, а в кресле или сидя по-турецки на диване — пусть читает там, где удобнее.

Какие есть лайфхаки?

Лайфхак № 1

Что интереснее — зубрить или играть? Конечно, играть! Так давайте поиграем в смысловое чтение! Записки и секретики — наше всё. Большими разборчивыми буквами пишем: «Загляни во второй ящик стола! Там тебя ждет сокровище!» — и оставляем на столе на кухне. В ящике стола может лежать хоть яблоко, хоть ластик, завернутый в фольгу, — не важно что. Важна интрига, секрет и заслуженная награда: «Я прочитал, я понял, я сделал то, что было написано, я заслужил “сокровище”!» Можно устроить целый квест по поиску «сокровища». Например, спрятать в квартире три записки. Первая — рядом с кроватью. Проснулся — прочитал: «ПАКЕТ РЯДОМ С ПОЛОТЕНЦЕМ». Нашел пакет — в нем вторая записка: «ПРАВЫЙ КАРМАН СИНЕЙ КУРТКИ». В кармане — третья: «ПОД СТОЛОМ НА КУХНЕ». И уже там — какая-нибудь, обязательно завернутая в упаковку вкусняшка или игрушка. Вот это осознанное чтение «на результат» ребенка точно не оставит равнодушным.

Лайфхак № 2

Иногда детей по ведущему каналу восприятия делят на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Это не совсем научное разделение. Психологи предлагают другую классификацию по интеллекту: вербальный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, пространственный, межличностный. Сложновато. Но нам важно понять, что какие-то дети информацию воспринимают лучше глазами, другие — ушами, третьи — прикосновениями. Например, аудиалы легко выучивают стихи и песенки, которые слышат от взрослых или по радио. Но нередко повторяют эти стихи и песни лишь как сочетание звуков, практически не понимая смысла. Отсюда — многочисленные «недослышки», додумывание собственного текста или декламация «с выражением», когда это «выражение» совершенно не соответствует содержанию стихотворения. Между тем даже известная всем детям песенка «В лесу родилась елочка» по смыслу — очень сложная. Попробуем написать ребенку хотя бы один куплет этой песни, прочитать его, подчеркнуть непонятные слова и вместе разобрать, о чем поется. «Чу! Снег по лесу частому / Под полозом скрипит; / Лошадка мохноногая / торопится, бежит». Здесь можно составить вместе целый рассказ. Почему «чу!»? Почему лес «частый»? Что такое «полоз» и почему снег под ним «скрипит»? Почему лошадка «мохноногая». В одном куплете, который много раз пропевался, оказывается, столько секретов!

Итак, к аудиалам — свой подход, связываем текст звучащий и текст напечатанный. К кинестетикам — свой. Можно, объясняя смысл прочитанного, связывать текст с тактильными ощущениями. Читаем о яблоке — берем в руки яблоко. Читаем: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» — берем мяч, вспоминаем, какая на ощупь мокрая и холодная вода в реке.

Лайфхак № 3

Читаем сказку — обсуждаем героев. Почему курочка побежала сначала к корове за маслом, а от нее — к косарям за сеном? Потому что косари дадут курочке сено, а корова потом это сено съест и даст курочке маслице, а маслице курочка петушку даст, тот зернышко проглотит и сможет дышать. Какая она — курочка? Заботливая, добрая, петушка жалеет, ради него хлопочет, хочет ему помочь. Какая Маша в сказке «Маша и Медведь»? Умная, смышленая — в короб залезла, а сверху пирожки поставила, чтобы Мишка ее домой отнес. Хитрая — присказку придумала: «Высоко сижу, далеко гляжу. » Сразу и мотивы поступков героев называем, и качества характера, и содержание сказки пересказываем, и в смыслы вникаем.

Лайфхак № 4

«Проветриваем мозги» и болтаем. Гулять вообще полезно, а для перезагрузки мозга и поддержания физического тонуса — особенно. Но — гуляем тоже «активно». Что видим, про то и поем. Точнее — говорим. Осмысливаем и озвучиваем то, что перед глазами: детская площадка, парк, двор, кто рядом, что делает, почему делает, как ведут себя хозяин и собака, какие магазины рядом, как выглядят деревья, качели, какая погода, почему люди одеты так, а не иначе. Пусть ребенок наблюдает, говорит — и речь его будет развиваться, и умение понимать, пересказывать появится. Все это для осмысленного чтения очень пригодится.

Если работать а — регулярно, б — комплексно, в — ответственно, г — системно и д — с любовью, то все получится! Вот в помощь родителям несколько книг по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *