Членораздельная речь это что

членораздельная речь

Смотреть что такое «членораздельная речь» в других словарях:

речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

речь — и, мн. речи, ей, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. Речь это достояние… … Малый академический словарь

речь — и, ж. 1) только ед. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Владеть речью. 2) только ед. Язык как средство общения между людьми. Услышать родную речь. Перебивая друг друга и мешая русскую речь с фра … Популярный словарь русского языка

речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов

Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия

Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия

устная речь — УСТНАЯ РЕЧЬ один из древнейших способов человеческого общения и употребления языка. Акты У р. характеризуются целями говорящего, временем й местом; зависят от опыта его речевого общения (совокупности знаний и навыков), от его социального… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Происхождение языка — Происхождение языка. Вопрос о П. я. был поставлен в античном языкознании (см. Античная языковедческая традиция) в рамках более общих философских дискуссий о сущности языка (вопрос «о правильности имён»). Одно из направлений греческой (и позднее… … Лингвистический энциклопедический словарь

антропогенез — Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане. С позиций теории эволюционной, основными предпосылками антропогенеза послужили такие… … Большая психологическая энциклопедия

ГЛУХОНЕМОТА — ГЛУХОНЕМОТА. Содержание: Виды Г. 397 Этиология Г. 398 Пат. анатомические изменения. 398 Остатки стуха и расстройства вестибулярного аппарата при Г. 39 9 Диагноз, прогноз и лечение … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Членораздельная речь: человек говорящий

Решающий шаг в переходе от обезьяны к человеку был сделан, по мнению ученых, в процессе формирования и совершенствования членораздельной речи, языка. Способность к речи Дарвин называл «одним из главнейших отличий между человеком и низшими животными» (там же, с. 201). Понятно, что речь не только выразила коренное отличие человека от животных, но и создала, обусловила его. Эту мысль особенно четко и определенно выразил Геккель: «Именно речь, несомненно, создала глубочайшую пропасть между человеком и животными» (90, с. 314).

Членораздельная речь, по мнению ученых второй половины XIX века, является обязательным условием функционирования сознания, необходимой предпосылкой мышления. Мышление вообще невозможно без речи, без этого, по словам Дарвина, «дивного механизма, который обозначает различного рода предметы и свойства определенными знаками и вызывает ряд мыслей, которые никогда не могли бы родиться из одних чувственных впечатлений или, если бы даже и родились, не могли бы развиваться» (142, с. 648). Вот почему и возникновение развитого сознания в процессе превращения обезьяны в человека стало возможным лишь на основе предшествующего формирования членораздельной речи. «Развитие ума должно было сделать значительный шаг вперед, когда благодаря прежним успехам у человека вошла в употребление речь как полуискусство и полуинстинкт» (там же, с. 243). Высказывания ученых, подобные этому, дарвиновскому, и позволили Бюхнеру сделать вывод о том, что членораздельная речь «отличительный признак человечества, не следовавший, по мнению лучших ученых, за развитием высшей человеческой умственной деятельности и человеческой культуры, а необходимо предшествовавшей ему» (52, с. 144).

Переход животных предков человека к вертикальному положению, к прямохождению осуществлялся, по мнению некоторых ученых, раньше появления у них членораздельной речи. Так, Геккель, выделяя основные этапы очеловечивания обезьяны, подчеркнул при этом, что «происхождение членораздельной речи и связанное с нею высшее развитие гортани надо рассматривать лишь как вторую, позднейшую и важнейшую ступень развития рода человеческого» (90, с. 314). Отсюда следует, что, по мнению Геккеля, в процессе становления человека была особая, промежуточная ступень «бессловесный» человек, существо уже с прямой походкой человека, но еще без речи, обезьяночеловек (питекантроп), «который, правда, и не отличался по строению тела существенным образом от современных людей, однако, членораздельной речи еще не знал» (там же)*. Следовательно, говорить о нем, как о человеке уже сформировавшемся, еще нельзя. Это был человек формирующийся, уже не животное, но еще и не человек в полном смысле слова, полуживотное, получеловек, и только потому, что он не владел речью, без которой невозможно развитое сознание, невозможен разум человеческий. «Если же без речи не может быть разума, писал Бюхнер, то и первый или первобытный человек не мог быть разумным созданием или не мог быть человеком в теперешнем смысле слова, он скорее был чем-то средним между человеком и животным» (52, с. 144).

Можно развернуть эту мысль в том плане, что начальное развитие трудовой деятельности животных предков человека и связанный с ним их переход к вертикальному положению явились предпосылкой первой

* Геккель первым четко сформулировал идею обезьяночеловека. Почти одновременно с ним, годом позднее эту идею выдвинул К. Фогт. Надо, однако, отметить, что в XIX веке идея обезьяночеловека не получила широкого признания. Не поддержал ее и Дарвин. У него обезьяна эволюционным путем постепенно превратилась сразу в человека без особого, четко очерченного промежуточного звена — обезьяночеловека. Но каково бы ни было отношение ученых к идее обезьяночеловека, важно то, что общим для них является признание исключительно важной роли членораздельной речи в деле формирования человеческого сознания стадии очеловечивания обезьяны, становления человека, предпосылкой возникновения существа, соединяющего в себе черты обезьяны и человека. Иначе говоря, на этом этапе человекообразная обезьяна превратилась в обезьяноподобного человека. Последующее усложнение, совершенствование трудовой деятельности в её связи с формирующейся членораздельной речью создало условия для следующей, зрелой стадии становления человека, привело к превращению обезьяноподобного человека в человека полностью сформировавшегося, обладающего развитым сознанием, в готового человека. «Настоящие люди, писал Геккель, произошли из обезьяноподобных людей путем постепенного развития животных звуков в членораздельную речь, состоящую из слов. Рука об руку с развитием этой функции, конечно, шло и развитие её органов, именно лучшая дифференцировка гортани и мозга» (90, с. 308).

Таким образом, появлению членораздельной речи ученые придавали решающее значение в окончательном выделении человека из животного царства, в становлении человеческого сознания. Но как непосредственно осуществлялось формирование членораздельной речи? В решении и этого вопроса ученые исходили из вполне определенных материальных факторов. Способность к речи, по их мнению, появилась в процессе преобразования голосовых органов обезьяны в органы речи человека. Так, в частности, Дарвин отмечал большое сходство в строении голосовых органов современных обезьян и человека, но при этом те и другие выполняют разные функции: голосовые органы у обезьян «употребляются или для различных сигнальных криков, или, как в одном случае, для музыкальных кадансов, тогда как у человека очень близкие по устройству голосовые органы сделались… способными к членораздельной речи» (142, с. 173).

Как возникла такая способность голосовых органов человека к членораздельной речи? Решая этот вопрос, ученые не ограничивались указанием на влияние какого-то одного естественного, материального фактора, а отмечали несколько, рассматривали их в системе. В числе этих факторов была выделена, в частности, способность обезьяны к подражанию. «Нельзя не обратить внимания, писал Дарвин, на столь сильное стремление наших близких родственников-обезьян… подражать всему, что они слышат». Эта способность обезьян к подражанию, их стремление подражать и способствовали в большой мере возникновению речи. «Наша речь, писал Дарвин, обязана своим происхождением подражанию различных естественных звуков, голосов других животных». Причины, побуждавшие обезьян прибегать к звукоподражанию, Дарвин усматривал в самих обстоятельствах их жизни. Подражание тем или иным звукам не было, следовательно, чем-то случайным, оно было необходимостью для обезьян. Сами условия жизни, борьба за существование определяли эту необходимость. Она же толкала и к постепенному возникновению речи (языка). В качестве примера можно сослаться на предположение Дарвина о том, что в глубокой древности какая-то более других одаренная человекообразная обезьяна стала «подражать реву хищного зверя, чтобы уведомить своих товарищей-обезьян о роде грозящей опасности. А это было бы первым шагом к образованию языка» (там же, с. 205).

Понятно, что необходимость в подражании определенным звукам, в их видоизменении для целей сигнализации, а затем и необходимость в самостоятельном, независимом произнесении иных звуков в связи с иными целями, в частности, в связи с определенными трудовыми операциями — эта необходимость возникала перед «более других одаренными» человекообразными обезьянами, предлюдьми не раз и не два, а на протяжении всей их жизни, что побуждало их многократно повторять установившиеся звукосочетания. Вот почему в деле формирования членораздельной речи Дарвин и другие ученые очень важную роль отводили упражнению: повторение, все более частое, различных звуков, перераставших постепенно в речевые акты, развивало гортань обезьяны и связанные с этим изменения в ней закреплялись, передавались по наследству. Но Дарвин не ограничивается этим, он поворачивает указанный процесс в противоположном направлении, отмечает и здесь обратимость причинно-следственной связи: наследственные изменения в речи, возникавшие в результате ее функционирования, сами, в свою очередь, влияли на развитие речи, на ее совершенствование. «По мере того, как голос все более и более употреблялся в дело, голосовые органы должны были развиваться и совершенствоваться по закону наследования результатов упражнения, а это, в свою очередь, должно было повлиять на развитие речи» (там же).

Но какой бы значительной ни была роль звукоподражания и упражнения голосовых органов обезьяны одни эти факторы сами по себе не могли еще привести к возникновению специфически человеческой раздельной речи. Поскольку речь неотделима от сознания, то в ее формировании необходимо было непосредственное участие органа сознания. В той мере, в какой формировалась и совершенствовалась речь, формировалось и совершенствовалось сознание, и этот взаимосвязанный процесс осуществлялся на определенной материальной основе на основе развития головного мозга обезьяны. Развитие мозга это тот узел, в котором завязывались все нити очеловечивания обезьяны. Ученые-дарвинисты понимали это и строили свои выводы относительно причин возникновения человека и человеческого сознания прежде всего на основе обстоятельств, связанных с функционированием головного мозга. Это проявилось, в частности, и в решении вопроса о роли формирования членораздельной речи в становлении человеческого сознания. Так, Дарвин был убежден, что по сравнению с другими, ранее названными факторами, при всей их важности, «соотношение между постоянным употреблением языка и развитием мозга представляло еще большую важность». В этом соотношении Дарвин выявлял, в частности, влияние употребления членораздельной речи на совершенствование мозга. «Постоянное применение и усовершенствование речи оказало влияние на мозг, давая ему возможность и побуждая его вырабатывать длинные ряды мыслей» (там же).

Такое стимулирующее воздействие употребления речи на мозг, на его развитие было неизбежным, и неизбежность эта определялась прежде всего тем обстоятельством, что мозг орган мышления, а мышление, по мнению Дарвина, неразрывно связано с языком: для каждой мысли обязательным является речевое, словесное облачение. Но это значит, что и употребление речи предполагает определенную форму и степень мышления. Следовательно, и то употребление речи, которое в процессе очеловечивания обезьяны повлияло на развитие ее мозга, на становление человеческого сознания оно тоже направлялось мыслью, то есть было уже сознательным актом? Видимо, нет. В решении этого вопроса может помочь определение Дарвином первоначальной, только возникшей речи как полуискусства и полуинстинкта. Это речь, которая уже «вошла в употребление» у человека. А входила она в употребление у обезьяночеловека и входила еще не будучи полуискусством, да и полуинстинктом тоже. В тот период она была, скорее всего, просто инстинктом и преимущественно инстинктом, оставшимся в наследство от предка-обезьяны. Да и речью ее вряд ли можно назвать. Это были скорее звуковые заготовки речи, связанные с сигнализацией и звукоподражанием. В ходе эволюции, во взаимодействии с развивающимся мозгом они через речь, как полуискусство и полуинстинкт трансформировались постепенно в речь как «искусство», то есть сознательную речь, в речь-мышление. Это можно раскрыть таким образом, что мозг животного предка человека, получая «толчки» от первоначального, инстинктивного, не направляемого и не наполняемого мыслью употребления простейших речевых актов, от неосмысляемого звукоподражания, в конце концов обрел способность порождать мысли в их речевом, словесном наполнении. «Длинный и сложный ряд мыслей, писал Дарвин, не может теперь существовать без слов немых или громких, как длинное исчисление без цифр или алгебраических знаков. По-видимому, даже обыкновенные ряды мыслей требуют какого бы то ни было выражения или значительно облегчаются им» (там же, с. 205-206).

Влияние употребления речи на развитие мозга отмечали и другие ученые. Геккель, например, этому влиянию придавал решающее значение. Он, в частности, считал, что речь «обусловливала важнейшие успехи душевной деятельности и связанное с нею усовершенствование мозга». Именно благодаря речи мозг обезьяноподобного предка человека превратился в человеческий мозг. «Самое высокое развитие и усовершенствование мозга и душевной деятельности, как высшей функции мозга, шло все время рука об руку с усовершенствованием речи» (90, с. 314).

Но если употребление речи влияло на мозг, служило причиной его совершенствования, то, с другой стороны, развитие мозга, усложнение его функционирования не могло не иметь своим следствием совершенствование речи (языка). Следовательно, и в этом вопросе ученые должны были признать обратимость причинно-следственной связи, взаимопереходы причины и следствия, обернутость следствия к причине. И действительно, у Дарвина мы находим выражение такого взгляда на соотношение употребления речи и развития мозга. Он утверждал, в частности, что «предположительное употребление речи должно было отразиться на мозге и обусловить наследственные изменения, а эти, в свою очередь, должны были повлиять на усовершенствование языка» (142, с. 648).

Если вспомнить, что ранее такая же обратимость причинно-следственных связей была уже отмечена, причем дважды (в вопросе о соотношении употребления рук и перехода к вертикальному положению и в вопросе о соотношении развития речи и наследственных изменений голосовых органов), то можно на этом основании выделить общий методологический подход Дарвина к объяснению различных явлений эволюционного процесса, в данном случае применительно к предыстории и началу истории человека, а именно рассмотрение их во взаимосвязи, взаимообусловленности, во взаимопереходах их причинно-следственных отношений, осуществляющихся на материальной основе. Это, несомненно, свидетельствует о наличии важного философского компонента в общей системе методологических принципов Дарвина и существенно сближает его философскую позицию, а в его лице и позицию других ученых-дарвинистов, с исходными установками материалистической философии.

Подведем некоторые предварительные итоги. Если попытаться обнажить логику рассуждений ученых по вопросу о происхождении человека, то ее основными моментами являются следующие посылки: ближайший животный предок человека человекообразная обезьяна в изменившихся условиях вынуждена была для поддержания существования перейти к вертикальному положению, к употреблению рук, необходимому для осуществления трудовой деятельности, для изготовления и применения орудий труда (Дарвин, Геккель, Фогт, Бюхнер). Благодаря этому на начальных этапах развития трудовой деятельности обезьяна существенно продвинулась в направлении к человеку, превратилась в обезьяночеловека существо, среднее между животным и человеком, с первыми проблесками человеческого сознания, существо с прямой походкой человека, но еще не обладающее членораздельной речью, а, следовательно, и развитым человеческим сознанием (Геккель, Фогт, Бюхнер). На следующем этапе к отмеченным факторам очеловечивания обезьяны добавился еще один, особенно важный членораздельная речь, употребление которой оказало решающее воздействие на мозг предка человека, способствовало его превращению в человеческий мозг, окончательному возникновению человеческого сознания.

Такова в общих чертах установленная учеными-дарвинистами второй половины XIX века последовательность факторов, стимулировавших возникновение человека, становление человеческого сознания. Но это именно та последовательность тех же факторов и тот же конечный результат, о которых позднее писал Энгельс, выражая позицию марксистской философии в данном вопросе: «Сначала труд, а затем вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» (406, с. 490).

Материал взят из книги Мировоззрение естествоиспытателей xix века и философия (В.И. Осипов)

Источник

Членораздельная речь

Сознание человека тесно связано с членораздельной речью и зависит от нее. Человек осознает только те предметы и явления, которые превращаются в словесные символы.

Большинство животных общается между собой с помощью различных сигналов. Членораздельная речь уникальна и отличается от этих сигналов, которые, кстати, существуют и у человека (например, гримаса или вскрик боли), тем, что речь передает не только то, что имеется в настоящее время в данной конкретной ситуации, но и то, что было в прошлом, что может произойти в будущем. Речь передает сведения об опыте, которым говорящий не обладает. Именно речь является инструментом абстрактного мышления. И. П. Павлов назвал речь второй сигнальной системой, которая отличается от первой (органы чувств) отвлечением и обобщением.

Напомним о межполушарных различиях и работах Р. Сперри (см. разд. «Головной мозг» главы 1), который показал, что изолированное левое полушарие столь же эффективно обеспечивает сознание человека и членораздельную речь, как оба полушария, в то время как изолированное правое полушарие не может обеспечить устную и письменную речь. Однако «правильнее говорить не о доминировании левого полушария, а о взаимодополняющей специализации обоих полушарий с преобладанием речевых функций (как правило) у левого» (Р. Шмидт, 1985).

Корковые центры речи расположены вблизи центров соответствующих анализаторов (см. разд. «Головной мозг» главы 1). Так, центр речи Брока расположен кпереди от тех отделов ядра двигательного анализатора, которые контролируют функцию мышц, участвующих в артикуляции. Более 100 лет тому назад П. Брока описал потерю речи – моторную афазию, связанную с поражением описанного центра речи. При этом человек понимает речь, но не может произносить слова. Несколько позже Вернике описал другой тип афазии (сенсорную) – расстройство понимания устной речи, которая развивается при поражении центра речи Вернике – коры задних отделов височной доли в зоне расположения ядра слухового анализатора. При этом больной говорит, хотя слегка искажает речь. Иными словами, человек слышит обращенные к нему слова, но не понимает их. При повреждении коры затылочной доли в области ядра зрительного центра больной видит буквы и слова, но не может их распознать – чтение на родном языке становится невозможным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 7. Высшие мозговые функции. Речь, гнозис, праксис. Синдромы поражения коры больших полушарий головного мозга

ЛЕКЦИЯ № 7. Высшие мозговые функции. Речь, гнозис, праксис. Синдромы поражения коры больших полушарий головного мозга 1. Головной мозг и его структура Головной мозг состоит из двух полушарий, которые разделены между собой глубокой бороздой, доходящей до мозолистого тела.

Членораздельная речь

Членораздельная речь Сознание человека тесно связано с членораздельной речью и зависит от нее. Человек осознает только те предметы и явления, которые превращаются в словесные символы. Большинство животных общаются между собой с помощью различных сигналов.

[9]. Речь президента

[9]. Речь президента ЧТО ПРОИСХОДИТ? Что за шум? По телевизору выступает президент страны, а из отделения для больных афазией[58] доносятся взрывы смеха… А ведь они, помнится, так хотели его послушать!Да, на экране именно он, актер, любимец публики, со своей отточенной

Речь Исключительная говорливость с быстрым изменением темы разговора; внезапное перескакивание от одной мысли к другой — Ляхезис.Больной беспрестанно говорит, часто меняя темы — Актея Рацемоза.Больной неправильно употребляет слова, путается в письме и речи, путает

Глава 20 Гипнотическая речь

Глава 20 Гипнотическая речь Люди любят долго-долго рассказывать о том, что их никто и никогда не слушает. Аркадий Давидович Горин: Есть еще кое-какие возможности сделать свою речь более убедительной. Или более внушительной, если угодно.Эти возможности хорошо известны

О чем пойдет речь в этой книге

О чем пойдет речь в этой книге Конечно же о чайном грибе. О том, как его хранить, готовить, принимать, о том, какими уникальными свойствами он обладает.Но главный акцент хотелось бы сделать на очищающих свойствах чайного гриба.Регулярное очищение организма в наши дни

Чтобы речь была правильной и красивой

Чтобы речь была правильной и красивой Из письма:«С детства я двух слов связать не могу, уже вся измучилась. Сейчас знакомлюсь с молодыми людьми, хочется весело поболтать, но я только что-то бормочу себе под нос. Помогите мне, пожалуйста». Выходите три дня подряд рано утром

О каких системах пойдет речь

О каких системах пойдет речь В этой книге нашли место системы здоровья, как современные, так и известные с древних времен.Сразу скажу, искать на страницах этой книги нашумевших оздоровительных систем-однодневок не стоит. Рассказ пойдет только о проверенных и

Речь Обратите внимание на ваш голос. Так же как по внешнему виду, люди судят о голосе в течение первых секунд. Он может привлечь слушателя на вашу сторону, убедить и завоевать доверие. При помощи голоса вы можете расшевелить человека или усыпить его, очаровать или

Источник

Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка

2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка.

3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Т.о. сознание –историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

* Прогноза, предвидения, целепологания

* Доказательства истинности знания

Объективное и субъективное в сознании.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Самосознание дает человеку понимание своей индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Бессознательное и его место в духовной жизни человека

Бессознательное в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим её как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли, связавший его с деятельностью нервной системы.

В 20 веке возникла и ныне существует мощная философская школа психоанализа, которая специально занимается отношениями между сознанием и сферой бессознательного. Бессознательным называют то, что достаточно редко попадает под рационально-логический «луч», остается за гранью осознавания. Бессознание включает в себя механизмы регуляции организма, наших движений и действий, содержит стереотипы поведения, которым мы привычно следуем, эмоционально- ценностные установки. Оно выступает вместилищем того, что мы по разным причинам желаем забыть. Между сознанием и бессознательностью, тем не менее, нет непреодолимой преграды, и вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый из нас.

Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствие этого, в бессознательном отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер бессознательного – прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности. Бессознательное находит свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений бессознательности:

1) Надиндивидуальные подсознательные явления, усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется (подражание).

2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые установки личности. По Фрейду – это «динамическое вытесненное бессознательное», охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены бессознательного в межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека собственными свойствами) и т.д.

3) Неосознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт.

4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного:

“Быть сознательным – это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw) ”[1].

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. «Оно» исподволь, но властно диктует свои условия «Я».

Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я»». Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни

Вместе с тем З. Фрейд преувеличил значение бессознательного, отдал ему первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей.

В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду.

«Архетипы», согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. «Архетип — это, в сущности, бессознательное содержание, которое изменяется, когда оно становится осознанным и воспринятым, и использует краски индивидуального сознания, в котором оно проявляется». (К.Юнг).

В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным». «Индивидуальное бессознательное» (или, как Юнг его еще называет, «личное, персональное бессознательное») отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

Юнг ввел понятие «архетип» и «коллективное бессознательное», чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека.

Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

Понятие общественного сознания, его структура

Человек, являясь, по определению Аристотеля, «общественным животным», призван жить в обществе самим ходом развития Материи. Будучи индивидом, он, тем не менее, все равно представляет собой некий элемент общества, которое, в свою очередь, является своего рода системой, гиперорганизмом, составленным из некоего количества всякого рода людей, вынужденных жить в данном социуме.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако, нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним.

Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.

Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.

Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни кают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.

Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.

По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Общественное и индивидуальное сознание

и их диалектическая взаимосвязь

Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным.

Общественная психология и идеология, массовое сознание

Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств. Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания. Правильное представление об общественном сознании нельзя составить, не анализируя специфических форм, посредством которых реально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества.

Формы общественного сознания

Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности.

Политическое сознание. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества.

Политическое сознание в классовом обществе носит классовый характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу отношений всех классов и слоев к государству и правительству.

Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна оказывать влияние на экономику, на решение ее задач, т.к. она есть концентрированное выражение экономики. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Конечно, эта роль очень сложна, так как и политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки, но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием.

Политическое сознание является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политическое сознание призвано выполнять в обществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познавательную.

Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления.

Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях. Способом выражения обыденного сознания является общественная психология. В нем отражается отношение субъектов к государственной власти, и оно определяется уровнем экономической и социальной жизни. Обыденное политическое сознание ценно тем, что оно характеризуется целостностью жизнепонимания и, подвергаясь творческой обработке, является основой для теоретического политического сознания.

Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни. Политическая идеология может оказывать большое влияние на общественное сознание в целом, потому что она является не только системой взглядов, но и имеет государственную силу, свою систему пропаганды, используя при этом науку, право, искусство, религию, все средства массовой информации.

В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития на основе анализа объективной действительности. При этом следует отметить, что на формирование правовой идеологии значительное воздействие оказывает экономический базис общества. В структуре правосознания важным элементом является правовая психология, как специфическая форма его проявления, включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение, социальные привычки и формирующаяся под непосредственным воздействием самых различных социальных явлений. В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание. Если выделить такой критерий, как уровни отражения действительности, то следует развести следующие понятия: обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности и находя свое выражение в юридической науке и других формах сознания (например, политическом и нравственном). На практике обыденное, профессиональное и теоретическое сознание очень тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Специфика правосознания заключается в том, что оно не только отражает существующее право, но может и критически оценивать действующую юридическую систему, может выдвинуть свой нравственно-правовой идеал как символ справедливости.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

Религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки воздействовать на эти силы. С помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности.

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997.

2. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М., Галкина, МЭСИ, 1991.

3. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 1994.

4. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р Фролова И.Т.-М., 1989 г.

5. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть.-М., 1991 г.

6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994;

7. Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., 1991;

8. Современная западная философия. Словарь. – М., 1993;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *