Чрезвычайное положение что это
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» в других словарях:
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — режим, вводимый в стране (ее регионе) при особых обстоятельствах в порядке, предусмотренном Конституцией и (или) специальным законом о режиме чрезвычайного положения. Как правило, режим чрезвычайного положения связан с определенными ограничениями … Большой Энциклопедический словарь
Чрезвычайное положение — режим, вводимый в стране (ее регионе) при особых обстоятельствах в порядке, предусмотренном Конституцией и (или) специальным законом о режиме чрезвычайного положения. Как правило, режим чрезвычайного положения связан с определенными ограничениями … Политология. Словарь.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — институт конституционного права, особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц … Юридическая энциклопедия
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — один из институтов конституционного права; особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав… … Юридический словарь
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — англ. state of emergency; нем. Ausnahmezustand. Особое правовое положение в стране, вводимое уполномоченными органами госуд. власти на определенный период и ограничивающее гражданские права и свободы населения. Antinazi. Энциклопедия социологии,… … Энциклопедия социологии
Чрезвычайное положение — ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ, ая, ое; аен, айна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Чрезвычайное положение — особый правовой режим, вводимый в стране или её отдельных регионах (районах) на определённый период в связи с чрезвычайными обстоятельствами, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному… … Словарь черезвычайных ситуаций
Чрезвычайное положение — является временной мерой, объявляемой в соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в интересах обеспечения безопасности граждан СССР при стихийных бедствиях, крупных авариях или катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях, а также при массовых… … Словарь юридических понятий
чрезвычайное положение — Правовой режим временного государственного управления на определенной территории или в отдельных местностях, вводимый в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ее субъектов в целях обеспечения безопасности населения при… … Справочник технического переводчика
Чрезвычайное положение — (англ. state of emergency) особый государственно правовой режим деятельности органов гос ной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций … Энциклопедия права
Чрезвычайное положение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Чрезвычайное положение особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций,… … Википедия
Государство накормит и простит все долги? Что нужно знать о режиме ЧС
19 марта во всех 85 регионах России начал действовать режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. К середине апреля всё чаще слышны голоса, требующие ввести в стране режим чрезвычайной ситуации (ЧС) или режим чрезвычайного положения (ЧП), так как тогда якобы государство спишет все кредиты бизнесу и гражданам, а также будет бесплатно всех кормить. Почему такой режим не вводится и мы должны быть этому рады?
С введением регионами России режима повышенной готовности в стране стал кардинально меняться образ жизни всех без исключения. В условиях, когда резко растёт число заразившихся коронавирусом, а экономику страны лихорадит из-за режима самоизоляции, ряд представителей общественности, предпринимательского сообщества, а также рядовые граждане стали требовать введения в стране режима ЧС или ЧП.
Основной аргумент состоит в том, чтобы «узаконить» ограничения, с которыми мы сталкиваемся, и получить компенсации за все потери. Ведь бизнес (особенно малый и средний) пострадал очень сильно из-за закрытия кафе, ресторанов, баров, небольших магазинов непродовольственных товаров. Огромные убытки несёт туристическая индустрия, предприятия сферы услуг, досуга и культуры.
Сказывается ситуация и на рядовых гражданах: некоторые из них теряют работу, так как работодатель больше не в силах выплачивать зарплату или вносить платежи за аренду.
Правительство России разработало и претворяет в жизнь целый ряд мер по поддержке бизнеса и граждан, однако отчасти (и это правда) меры эти оказываются хоть и полезными, но недостаточными.
Некоторые утверждают, что стране не нужен никакой режим повышенной готовности, о котором к тому же мало кто знал до его введения. Они говорят, что необходимы более жёсткие режимы – ЧС или ЧП. Если они вводятся, то государство и правда берёт на себя значительную ответственность за содержание населения. Но всё не так просто.
Что такое режим повышенной готовности?
Об этом режиме, и правда, знали немногие до его введения. Тем не менее этот режим вовсе не является недавним нововведением властей или попыткой «подписать» под него ограничительные меры, которые свойственны ЧС и ЧП, не вводя непосредственно эти режимы, как утверждают многие.
Всё, связанное с такими режимами, есть в одном главном законе – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ. В закон этот многократно вносились изменения, но применяемые прямо сейчас нормы там находились изначально. Словосочетание «режим повышенной готовности» мы встречам в пункте 6 статьи 4.1 этого закона, который гласит, что для защиты населения режимов может быть три:
– режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации).
Цель режима повышенной готовности не допустить возникновения ЧС. При этом режим повышенной готовности – самый лёгкий и безобидный из всех, он минимально ограничивает права граждан. В режиме повышенной готовности и ЧС государство может:
– ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
– определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения;
– приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации;
– осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации.
Таким образом, все эти меры мы видим и сегодня. Движение транспорта уже ограничено по всей стране, вводятся цифровые пропуска, закрываются организации.
Этот тезис и дал многим комментаторам пищу для нападок на правительство. Казалось бы, при таком же наборе мер мог бы действовать и режим ЧС, и режим ЧП, которые якобы освобождают организации и граждан от обязательств перед банками и государством. А «если разницы нет, то зачем платить больше», – рассуждают они. Но разница есть, и она существенная.
Режимы ЧС и ЧП
Несмотря на кажущееся отсутствие разницы в мерах между режимами повышенной готовности, ЧС и ЧП, самые серьёзные отличия кроются в ограничениях, которые накладываются на граждан и в режиме работы государственных органов. Режим ЧС сам по себе в большей степени нужен для мобилизации сил и средств государства, проведения спасательных работ, ликвидации последствий катастрофы природного или техногенного характера.
Кстати, ряд положений закона №68-ФЗ как раз посвящены компенсациям для пострадавшего населения и наделяют органы власти полномочиями по адресной поддержке пострадавших – это как разовые выплаты, так и обеспечение жильём тех, кто потерял дома в результате наводнения, теракта или катаклизма. Режим ЧС неоднократно вводился в ряде регионов России из-за паводков, наводнений, лесных пожаров и так далее. В нынешней же ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Для введения ЧС на территории России в данный момент просто нет никаких законных оснований.
Что же касается режима ЧП, к введению которого сегодня призывают многие, то он регулируется уже другим законом – №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Достаточно просто взглянуть на права властей и обязанности граждан, чтобы разница между нынешними мерами и ЧП превратилась из очевидной в невероятную.
Согласно статье 3 закона, основанием для введения ЧП в стране, помимо попыток насильственного изменения конституционного строя (с угрозой жизни граждан), являются:
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлёкшие (могущие повлечь) человеческие жертвы.
Однако в режиме ЧП у государства есть полномочия по максимальному ограничению прав граждан:
– установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение (статья 11, пункт б);
– запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (статья 11, пункт е);
– временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений (статья 13, пункт а);
– мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда (статья 13, пункт е);
То есть при введении режима ЧП власти могут конфисковывать личные автомобили граждан для своих нужд, а также переселять людей из районов, которые, например, признаны опасными. Делать это власти имеют право в принудительном порядке, как и мобилизовывать население для проведения необходимых работ. В условиях эпидемии это уход за больными, скорая помощь, больницы, работа волонтёра и так далее.
Платить придётся
В законе №68-ФЗ, в соответствии с которым в регионах России сейчас действует режим повышенной готовности, есть указания на полномочия федеральных и региональных властей оказывать гражданам материальную поддержку. Речь при этом идёт о полномочиях. А не о порядке оказания помощи. Например, органы власти вправе устанавливать размер компенсаций пострадавшим от стихийного бедствия. Нынешние меры правительства, кстати, также попадают в регламент по этому закону.
В нынешней ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Фото: Sergei Mikhailichenko/Keystone Press Agency/Globallookpress
Непосредственно нормы о порядке освобождения должников от ответственности содержатся в гражданском законодательстве и в общих чертах предполагают вступление в действие таких норм при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
К ним закон относит природные катаклизмы, войны и прочие явления, которые стороны бессильны преодолеть. Важно, что полного списка «катаклизмов, катастроф и т.д.» нет нигде, так как суды рассматривают каждую ситуацию в отдельности.
Жалующимся сейчас на отсутствие обстоятельств непреодолимой силы гражданам стоит иметь в виду, что формально мэр Москвы Сергей Собянин в своём указе №12-УМ от 16 марта 2020 года признал коронавирус таким обстоятельством, что можно прочесть в пункте 12 Указа:
Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлёкшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
То есть мэр Москвы не вводил ни режим ЧС, ни режим ЧП, но дал основание пострадавшим считать нынешнюю ситуацию «обстоятельством непреодолимой силы». Следуя этой логике, дело теперь за малым. Необходимо доказать в суде наступление этих обстоятельств, а именно, что должник не имел возможности исполнить свои обязательства.
Но тут есть и хитрости. Должник должен настаивать на категорической невозможности выплаты долга, при этом у него не должно быть никакой собственности или денег, которые могли бы пойти в счёт уплаты. Кроме этого, обязательства по закону выполнить всё-таки придётся, то есть долги не спишут.
«Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остаётся возможным после того, как они отпали», – сказано в постановлении Верховного суда №7 от 24.03.2016.
В то же время должник вправе рассчитывать на снижение штрафа за неисполнение обязательств. Поэтому, согласно закону, нынешние меры поддержки со стороны правительства следует рассматривать только как меры добровольной поддержки населения.
Наконец, должно ли государство в период ЧС обеспечивать населению бесплатные продукты, выплату компенсаций, деньги? Да, должно. Однако в законе есть чёткий перечень, когда такие меры применяются, – это разрушение домов вследствие военных действий, землетрясения, наводнения, теракта. Коронавируса в этом списке нет, так как он не приводит к таким разрушительным последствиям, поэтому и помощь оказывается избирательно, а не всем подряд.
Ситуация в России сейчас хоть и далека от нормальной из-за пандемии коронавируса, но всё же не является ни ЧС, ни ЧП. Власти оказывают поддержку нуждающимся, есть основания полагать, что меры будут расширены. Тем же, кто призывает к режимам ЧС и ЧП, следует сначала почитать о «недемократичных» (но законных) ограничениях, с которыми они столкнутся вместо того, чтобы их освободили от долгов и кормили даром.
Что такое ЧС, ЧП, самоизоляция и карантин
Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации
Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).
31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.
В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
На примере Москвы
Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.
С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.
Отличие карантина от самоизоляции
Тем, кто находится под карантином, нельзя выходить из дома, и соблюдение этого правила отслеживается. Так, в Москве за заболевшими коронавирусом, которые остались лечиться дома, следят в том числе с помощью мобильного приложения «Социальный мониторинг» и геолокации телефона.
19 марта глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление об обязательной двухнедельной изоляции людей, приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19.
Наказание за нарушение и контроль за соблюдением
31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.
Режим чрезвычайного положения
Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.
На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.
В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.
Коронавирус и форс-мажор
Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт «об обстоятельствах непреодолимой силы» имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.
Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.
С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности «кредитных каникул».
Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять «ипотечные каникулы», приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.
Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».
В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля».
Чрезвычайное положение что это
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О чрезвычайном положении
(с изменениями на 3 июля 2016 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным конституционным законом от 30 июня 2003 года N 2-ФКЗ (Российская газета, N 132, 09.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
Федеральным конституционным законом от 3 июля 2016 года N 6-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030003).
Одобрен
Государственной Думой
26 апреля 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
16 мая 2001 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Чрезвычайное положение
1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 4. Введение чрезвычайного положения
1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 5. Содержание указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Статья 6. Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Статья 7. Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.
2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.
3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Статья 8. Особенности деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации
При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения
2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.
Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения
Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом «ж» статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом «в» настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Статья 14. Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.