Что а с макаренко определил как объект научной педагогики
Объект педагогики
Задание 2.На основеинформационного материла к данному заданию, сформулируйте особенности педагогики как гуманитарной науки. Задание можно выполнить в форме эссе, сравнительной таблицы, кластера, схемы и проч.
Цель: знать специфику педагогики как гуманитарной науки, уметь определять взаимосвязь педагогики с другими системами наук.
Рекомендации по выполнению задания: изучив информационный материал, сформулируйте ключевые особенности педагогики как гуманитарной науки, сравните педагогику с естественными и техническими науками, выявите специфику педагогики. Подумайте о том, какой вклад вносит педагогика в развитие общества. При оформлении кластера, обратите внимание на информационный материал о правилах оформления данной формы графической организации материала.
Требования к отчету по данному заданию: оформление таблицы, схемы, кластера, написание эссе и проч. (на выбор студента).
Критерии оценки:
-содержательность и полнота представленного материала,
— наглядность и четкость графического изображения,
-культура оформления схемы, кластера,
Формы и технологии учебной деятельности студентов: Задание выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде графического изображения, обсуждается в группе. Технология критического мышления используется при оформлении студентом кластера, схемы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Вклад А.С.Макаренко в разработку основ школьного воспитания и определение предмета педагогики (1920-1939 гг.)
Современные представления о сущности педагогического наследия А.С.Макаренко, его вкладе в педагогику. В последние десятилетия в макаренковедении как «проблема № 1» обозначен вклад А.С.Макаренко в определение предмета педагогики, сущности воспитания, его методологии. Обращается внимание на то, что в полном объеме значение этого вклада в науку о воспитании до сих пор серьезно недооценивается, некоторые педагоги продолжают умалять или отрицать выдающуюся роль наследия А. С.Макаренко для теории и практики воспитания.
А.А. Фролов, один из ведущих современных макаренковедов, систематизировал наиболее типичные суждения и оценки такого рода, основанные на игнорировании конкретных фактов и общепризнанных результатов научных исследований, посвященных наследию А. С. Макаренко. Он представил «аксиомы» отношения к педагогическому наследию А. С.Макаренко следующим образом:
— это талантливый педагог-практик, он игнорировал педагогическую науку и лишь в конце своей жизни подошел к обобщению, осмыслению своей деятельности;
— это опыт работы с беспризорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями, проведенный в условиях «закрытого» интернатного учреждения, далеко не соответствующий педагогической работе с «нормальными» детьми»;
— это представитель советской педагогической мысли и практики; его деятельность не имеет научно-практических предпосылок в отечественной и зарубежной педагогической истории;
— это деятель, вошедший в историю отечественной педагогики и школы лишь в 40-х гг.; уже в 60-х гг. он утратил свое значение для педагогической теории и практики;
— это представитель педагогики тоталитарного коллективизма, муштры и подавления личности и индивидуальности».
Этой же позиции придерживается один из современных ведущих теоретиков воспитания Ю.П.Сокольников. Осмысливая тенденции, перспективы и стратегию развития педагогической науки на современном этапе, он пишет: «Представление о воспитании является исходным, на чем должна строиться педагогическая теория. И, соответственно, первейшей задачей методологии педагогики является определение ее предмета».
Ранее П.Р.Атутов, М.Н.Скаткин, Я.С.Турбовской в работе «Методологические проблемы развития педагогической науки» (1985) предмет педагогики поставили на первое место среди ее методологических проблем: предмет педагогики, место ее в системе научного знания, взаимодействие педагогики с другими науками, общие и специфические задачи педагогических дисциплин, понятийно-терминологическая система педагогики.
В статье «Методология педагогики: прошлое и настоящее» (2002). В.В.Краевский определил методологию педагогической науки лишь как знание о путях и способах исследовательской деятельности, вне ее содержания. Это «система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципиальных подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснование программы, логики, методов и оценки качества исследовательской работы».
При таком подходе к методологии В.В.Краевский выделил две ее функции: научно-теоретическую (фундаментальную) и конструктивно-теоретическую (прикладную, нормативную). В представлениях о функциях методологии педагогики позиция В.В.Краевского согласуется с определением педагогики как практико-ориентированной науки в современном макаренковедении.
А.А.Фролов, опираясь на конкретные проявления педагогического мышления и деятельности А. С.Макаренко, сделал вывод о том, что наследие этого педагога дает основания отнести педагогику к области праксиологии, которая изучает человеческую деятельность с точки зрения ее эффективности. Основу воззрений и опыта А.С.Макаренко составляла задача выявления закономерностей взаимодействия педагогических целей, средств и результатов. Связь теории и практики закладывалась им в самой теории воспитания, в понимании предмета педагогики.
Длительное время организационно-методические и технологические достижения и навыки А.С.Макаренко воспринимались упрощенно, наполнялись иным смыслом главным образом потому, что внимание не обращалось на взаимосвязь всех «этажей» педагогической системы. В результате наследие А.С.Макаренко использовалось, по заключению А. А. Фролова, «непосредственно в целях совершенствования практики воспитания, большей частью в виде простого воспроизводства некоторых идей, механического копирования педагогических форм и средств». Это вульгаризировало наследие А.С.Макаренко, вызывало негативное отношение к его личности и творчеству в целом.
Из контекста развития отечественной педагогики к началу ХХ в. очевидно, что наследие этого единственного классика педагогики, всецело посвятившего свою деятельность воспитанию в его самоценности и в связи с обучением и социализацией личности, продолжает и творчески развивает представления о содержании педагогической деятельности, требующей сочетания научного знания с творческим элементом, «искусством», практическим опытом.
Вскрывая и излагая закономерности воспитательного процесса, А.С.Макаренко реализовывал идею единства трех главных способов постижения мира: рационально-научного, опытно-практического и ассоциативно-образного.
В своей деятельности А. С. Макаренко принципиально иначе, чем официальная педагогика, реализовывал связь воспитания с жизнью. Официальная педагогика широко практиковала общественно-полезную деятельность детей в окружающей действительности, недооценивая значение качественных и системных преобразований, опережающих жизнь, в самом «укладе» педагогического учреждения. А.С.Макаренко не занимался организацией общественно-полезной работы своих воспитанников в социальной среде, отрицал лежащие в ее основе принципы просветительства и благотворительности. Это было использовано как аргумент при его обвинении в отступлении от «основ соцвоса», в игнорировании общественно-политического воспитания, пионерской и комсомольской работы.
Примерно к 1930 г., как говорил А.С.Макаренко, им «был разрешен практически» вопрос об индивидуализации воспитания. Необходим метод, «который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперед по линии своих наклонностей». Поэтому и нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания, затем сам коллектив «становится большой воспитательной силой».
«Педагогика завтрашнего дня» А.С.Макаренко позволяла успешно развивать потенциалы человеческой личности, прежде всего в сфере труда как ведущей продуктивной деятельности человека. «Педагогика параллельного действия» А. С.Макаренко предусматривала соединение производительного труда с воспитанием так, чтобы при подчинении трудового процесса задачам воспитания не нарушалась «логика производства». Его характерные особенности сохранялись и действовали как бы «в параллели» с педагогическим процессом.
«Параллельность», то есть соответствие, но не механическое «слияние» (или уподобление одного другому) обеспечивались по всем основным линиям связи педагогических явлений и процессов: школа и общество, педагогика и политика, обучение и воспитание, коллектив и личность и т.д. Это было единство различного, при котором сохраняется самостоятельность, «суверенитет» того и другого в их общей «связке».
При таком положении воспитание выступало не в своей «голой» сущности, а как атрибут жизненных условий и обстоятельств, собственной деятельности воспитанника, всего коллектива педагогического учреждения. В опыте А.С.Макаренко обеспечивалась «свобода в самочувствии воспитанника», который являлся не пассивным объектом воспитания, а личностью с определенными правами и обязанностями.
Таким образом А.С.Макаренко понимал и реализовывал принцип гуманизма в воспитании: в единстве социального и индивидуального, педагогического руководства и самостоятельности, личной ответственности за свою жизненную судьбу.
Все эти основы воспитания А.С.Макаренко изложил в работах 1925 г.: «Очерк работы Полтавской колонии им. М.Горького» и «В Главсоцвос НКП УССР».
В 1930 г. в коммуне начали действовать механизированные деревообделочные мастерские, арматурный и швейный цеха. Стоимость ежедневной продукции стала достигать 3-х тысяч рублей. Производство начало принимать и исполнять крупные заказы: мебель для учебных заведений, домов культуры, двери для строящегося Харьковского тракторного завода и др.
Примерно за 3 месяца коммуна перешла на полную самоокупаемость, освободившись от содержания за счет ГПУ. Коммунары стали получать единую зарплату, исчисляемую по количеству сдельной работы, произведенного продукта. Производство коммуны на общих основаниях освобождалось от государственных и местных налогов и сборов. Все это внесло новые мощные импульсы в воспитательный процесс, максимально приближая его к жизни, естественным условиям становления и развития человеческой личности.
В сентябре 1930 г. в коммуне был открыт вечерний рабфак Харьковского машиностроительного института, то есть начался переход к общему среднему образованию, со специализацией в области машиностроения. Эта специализация совпала с перспективой строительства коммунарского завода точного машиностроения; его проектирование началось весной 1931 г. На строительство от государства был получен долгосрочный кредит.
Развитие производства коммуны им. Ф.Э.Дзержинского к середине 30-х гг. стало подрывать ее педагогическую ориентацию. Это явилось одной из главных причин прекращения деятельности коммуны как педагогического учреждения в 1937 г. А.С.Макаренко был переведен в Киев и назначен помощником начальника отдела трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД УССР 1 июля 1935 г.
В мае 1936 г. А.С.Макаренко выступил в Высшем коммунистическом институте просвещения (Москва) при обсуждении «Педагогической поэмы». ВКИП являлся подразделением Академии коммунистического воспитания, он готовил научных работников, преподавателей вузов, руководителей местных органов образования. Преподавательскую и научную работу в нем вели С.Е.Гайсинович, И.Ф.Свадковский, А.П.Пинкевич, С.А.Каменев, И.Т.Огородников, А.Б.Залкинд, Е.Н.Медынский, Н.К.Гончаров, В.Е.Гмурман и др. При институте действовал Центральный НИИ педагогики, его директором был тогда М. М. Пистрак.
Это было последнее публичное выступление А.С.Макаренко, в котором он вновь обратился к проблеме воспитания в его отличии от обучения: «Я настаиваю, что вопрос воспитания, методику воспитания надо совершенно отделить от вопроса преподавания. Тем более надо отделить, что воспитательный процесс совершается не только в классе». В 1936 г., при игнорировании в официальной педагогике проблемы специфики воспитания и обучения, он предлагал «в интересах дела отделить школьную педагогику классной работы от педагогики воспитания. Разделить эти две педагогики и определить их главные методы».
А.С. Макаренко ставил эту проблему в связи с реализацией в своем опыте практико-ориентированной функции педагогики, стремлением направить воспитание в советской школе на «действительные, не воображаемые, а настоящие, реальные качества личности». Вскрывая изъяны «словесного воспитания», он приводил пример: «Бурсаки о Господе Боге также умели прекрасно разговаривать, но в сущности были циниками и хамами». В его же опыте воспитание достигается «не путем чьей-нибудь проповеди или нравоучений, а исключительно из жизни, работы, стремления самого коллектива».
При разработке основ воспитания в своем педагогическом опыте А. С.Макаренко ставил проблемы соотношения теории и практики, индукции и дедукции в познании воспитательных явлений, учитывал противоречивость их развития. «Направленный общими дедуктивными положениями, длительный опыт цельной системы должен сам в себе заключать постоянный анализ», углубление опыта «не может быть свободно от ошибок», нужно «сугубо диалектическое отношение к ним». Ибо то, что на первый взгляд можно воспринять как ошибку, в действительности может оказаться необходимым и важным фактором дальнейшего развития. С развитием самого воспитательного процесса и социальной среды «дополнения, изменения должны быть постоянным явлением в воспитательной системе». Поэтому и «система воспитательных средств не может быть установлена навсегда», она должна пройти качественные трансформации, «система воспитания в начале и в конце должна сильно отличаться одна от другой».
Одним из оснований для дедукции в воспитании А.С.Макаренко считал «накопленный веками социальный и культурный опыт людей, концентрированный в так называемом «здравом смысле», который «пользуется наименьшим уважением педагогов».
Во фрагменте «О взрыве» «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко рассматривал проблему соотношения эволюционного и «взрывного» в воспитательном процессе, имеющую важное значение при перевоспитании.
По наблюдениям А. С.Макаренко, с развитием сети внешкольных учреждений возникло «разбивание воспитательного процесса», ослабление влияния коллектива школы и «растаскивание» детей между «различными учреждениями и лицами, не связанными взаимной ответственностью и единоначалием».
В феврале 1939 г. А.С.Макаренко работал над материалом, который при публикации (после его смерти) был озаглавлен «О коммунистической этике». В лекции 1 марта «О коммунистическом воспитании и поведении» он вновь поднял проблему соотношения сознания и поведения в воспитании. Невнимание к педагогически целесообразной организации опыта поведения может привести к формированию «декорации» коммунистической личности, и это может искусно прикрываться «марксистской» фразеологией.
При подготовке «Флагов на башнях» к отдельному изданию А. С. Макаренко в начало 2-й части своего произведения включил новую главу «Не может быть!», где писал: «Нет такого положения, к которому старое не могло бы приспособиться». Он скончался скоропостижно 1 апреля 1939 г. Через год после его смерти отношение руководства народным образованием к его творчеству стало меняться. В 1940 г. на страницах «Учительской газеты» развернулась дискуссия о наследии А.С.Макаренко. В ее ходе учительница Зырянова в статье «Против маниловской педагогики и гуманизма тов. Спасского» (23 июня, 1940 г.) отметила высокую эффективность педагогического опыта А.С.Макаренко и то, что в результате «бездеятельного гуманизма наша школа имеет слишком много брака».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Старобешевское профессионально-техническое училище»
ДОКЛАД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НИКОЛАЕВОЙ ИННЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ
НА ТЕМУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития педагогической науки остро стоит проблема демократизации образовательного процесса и его гуманистической направленности. Ведущей идеей А.С. Макаренко, пронизывающей его педагогические взгляды и деятельность, является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу.
Педагогическая система А.С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ВЗГЛЯДЫ А.С. МАКАРЕНКО
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».
А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.
В момент своего зарождения педагогическая система Макаренко была направлена больше на перевоспитание, чем на воспитание «с нуля». При этом сам педагог утверждал, что перевоспитать ребенка гораздо сложнее, чем правильно организовать процесс воспитания изначально. Система Макаренко актуальна и на сегодняшний день, ведь она направлена на организацию простых и логичных взаимоотношений взрослый → ребенок, развивающих и укрепляющих личность малыша.
1. Основная идея педагогической теории А.С. Макаренко
Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность → коллектив → общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива. Именно воспитание через коллектив и является основным постулатом педагогической системы Макаренко.
2. Принцип трудового воспитания по А.С. Макаренко
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике, этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде. Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.
Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
3. Принцип воспитания в коллективе
Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.
А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивания его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом он понимал «целеустремленный комплекс личности», объединенных общественно-значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений.
А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип «параллельного действия», использовался в качестве важнейшего при воспитании личности в коллективе. Законов сплочения коллектива являлось стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому, создают мажорный тон в коллективе.
Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становиться только выражая интересы всего коллектива».
Макаренко считал, что воспитывать ребёнка необходимо в коллективе. На основе этого, были выделены основные принципы воспитания А. С. Макаренко:
Каждый коллектив отличается конкретной системой возможностей и ответственности, соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
Любой человек может вступить в общество через коллектив.
Против шаблона, формализма Макаренко выступал и на страницах печати, и в практической работе. Он постоянно подчеркивал, что одно и то же педагогическое средство в применении к разным воспитанникам дает разные результаты («У меня не было двух случаев совершенно схожих»). Вот он берет слово на совете командиров (22 февраля 1933 г.), где рассматривается вопрос о том, что коммунары Стреляный и Крымский не посещают нормально рабфак.
Сейчас остается только горько сожалеть о том, что научноэкспериментальная работа в плане соединения обучения с производительным трудом на многие годы была приостановлена и до сей поры не получила должного размаха. Это, впрочем, не мешает некоторым авторам с полным пониманием и согласием цитировать в научных трудах известную мысль Маркса о том, что «при разумном общественном строе каждый ребенок с 9летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек. » (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 197.).
4. Достижения других педагогов в воспитательной работе А.С. Макаренко
Важное место в воспитании заниманиет самоуправление.
Большую роль играют традиции, обычаи, ценности и стиль взаимоотношений, которые были сформированы в коллективе.
Каждый коллектив имеет определённую цель, которую нужно выполнить. Педагог руководит коллективом и направляет его к цели.
Макаренко обращал много внимания на трудовое воспитание. Он считал, что необходимо давать детям в школе и семье не разовые поручения, а долговременные. Только так можно приучить ребёнка к ответственности за выполненную работу. В теории воспитания Макаренко хорошо проработал соотношение дисциплины и режима. Он считал, что для каждого ребёнка должно быть отдельное наказание или поощрение. Только так они смогут выполнять воспитательную функцию. Иногда наказание обсуждалось всем коллективом.
Идея А.С. Макаренко о «социально зрелой личности» основана на том, что человек получает воспитание, развивается только в обществе. И именно общество ставить цели и задачи для воспитания личности, обладающей определенным набором качеств и характеристик, соответствующих общественному заказу, который интегрирует потребности личности в потребности самого социума. А.С. Макаренко справедливо утверждал, что процесс воспитания и образования должен проходить под контролем того общества, которое существует в определенную эпоху. Он говорил о том, что «требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования». И это утверждение справедливо. А.С. Макаренко видел, что общество не стоит на месте, что происходит постоянный процесс его развития, что наступит время, когда знания, присущие его эпохе, потеряют свою актуальность. Важно отметить, что сегодняшние требования к образовательному процессу и его оценки, сообразны системе, разработанной А.С. Макаренко. Эта система целиком направлена на повышение качества образования и механизма его оценивания.
Подчеркивая значимость контроля результатов в педагогической деятельности, Макаренко говорил, что «опыт воспитания должен проверяться в самом его протекании и в результатах, и должен в себе заключать постоянный анализ».
Важным моментов в системе А.С. Макаренко является концентрация педагога на личности обучающихся. Именно на это ориентируются и современные дидакты и теоретики педагогики. Фиксированное наблюдение за воспитанниками заключалось в составлении их индивидуальных характеристик, на основе наблюдений во время различных видов деятельности. Макаренко создал в колонии имени М. Горького кабинет психологического наблюдения. Образовательно- воспитательный процесс строился им, на основе полученных данных. Вся система А. С. Макаренко базировалась на определении педагогики, как «практически целесообразной науки»: соответствие друг другу целей, задач, форм, методов и результатов образовательного процесса. Не на этим ли строится вся современная педагогическая методология?
5. Труды А.С. Макаренко
В своих трудах А.С. Макаренко показывает то, как формировалось экономическое осознание его воспитанников. Этот процесс напрямую связан с психологическим вызреванием, проходящим в процессе хозяйственной и трудовой деятельности. Этот сложный и длительный процесс развития личности, перевоплощения её в новом качестве является результатом целенаправленной системы трудового воспитания А.С. Макаренко. Главенствующей его задачей было хозяйственное воспитание, в процессе которого проходило производственное, экономическое воспитание.
Организация современного образовательного процесса тесно связывается с грамотной трудовой подготовкой учащихся во всех сферах. Образование строится на практической реализации трудового воспитания, организованного на всех этапах и направлениях. При школах создаются учебные мастерские, химические, физические кабинеты и лаборатории, пришкольные сельскохозяйственные участки и теплицы, где школьники могут набираться опыта хозяйственной деятельности. Это раскрывает перед школой, учащимися огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Важный вывод, к которому пришел А.С. Макаренко связан с тем, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат.
Еще при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С.
Френе и других деятелей культуры и образования.
Труды Антона Семеновича Макаренко
Работы о воспитании:
Воспитание в семье и школе
Лекции о воспитании детей
Проблемы воспитания в советской школе
Проблемы школьного советского воспитания
Методика организации воспитательного процесса (1936-1937) Рассказы и очерки:
По педагогическому опыту Макаренко защищались диссертации в России и за рубежом. Самая известная его книга — «Педагогическая поэма» — была экранизирована в 1955 году. Именем Антона Макаренко названы десятки учебных и воспитательных учреждений и улиц в России и за рубежом.
ВЫВОД
Таким образом, идеи А.С. Макаренко, их реализация в практическую образовательно – воспитательную деятельность в современный период, говорит нам о развитии педагогической теории и практики, о внедрении законов педагогики в общественную жизнь и социум. Педагогическая система А. С. Макаренко концентрирует свою деятельность в ближайшей перспективе по разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно аналитической системы «Воспитание и развитие детей в России», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН. Внедрение идей А.С. Макаренко несомненно необходимо и актуально. Важно иметь ввиду, что при реализации идей и опыта А.С. Макаренко необходимо учитывать современные общественные тенденции и реализовывать не сам педагогический опыт, а его корневую идею. Также, в современном освоении и разработке макаренковских трудов и опыта необходимо избавиться от догматических подходов, сформировавшихся в советской педагогике по отношению к наследию в целом к проблеме производительного труда как материальной основы воспитания в частности.
Педагогический опыт Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Часть 2: М–Я. — М.: «Просвещение», 1998. — С. 6—8. — ISBN 5-09006995-6.
3. Лазарев С. Е. Правовое регулирование вопросов советского просвещения в 20-е годы XX в. // Гражданин и право. 2019. № 8 (197). С. 3-12.
4. Минакова А. М. Макаренко Антон Семёнович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 256–258. — ISBN 5-02-011304-2.
5. Фролов А. А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: Историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ). — Н.
Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. — ISBN 5-85152-546-0.
6. Хрусталёва В. А. С. Макаренко. Библиографический указатель. — М., 1955.
7. Ширяев В. Камни с дороги надо убирать. — М.: «Молодая гвардия», 1990. — ISBN 5-235-01525-8. (о менее известном широкой общественности киевском периоде деятельности А. С. Макаренко — отсюда и название книги).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.