Что англичане считают началом своих свобод конспект

Что англичане считают началом своих свобод

Презентация к уроку

Класс: 6 класс.

Цель: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности.

Образовательные результаты:

Метапредметные умения:

I этап целеполагания (2 минуты)

Прочитайте слова российского историка В.Ф.Семенова: «В противоположность политической раздробленности первого периода Средневековья для второго периода характерно образование централизованных крупных государств, сопровождающееся усилием авторитет королевской власти и возникновением сословно-представительных учреждений, образованием так называемых сословных монархий».

Вопрос классу: Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок?

Ответ: О процессе объединения земель в Англии.

Хочу отметить, что в Англии он шел быстрее, чем во Франции. Этому способствовало Нормандское завоевание. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен новой теме «Что англичане считают началом своих свобод».

1.1. Нормандское завоевание – этап изучения нового материала. (8 минут)

В 1066 году Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом, потомком норманнов и северных французов. [Вопрос классу: Какие народы называли норманнами? Ответ: северных германцев: норвежцев, шведов, датчан. Им удалось закрепиться в X веке на севере Франции и основать герцогство Нормандия] Используя прекращение старой династии в Англии, с которой он был в родстве, Вильгельм предъявил права на королевский престол. Его поддержал папа римский и не только вассалы герцога, но и рыцари из других областей Франции. Войско Вильгельма переправилось через Ла-Манш и высадилось на южном берегу Англии. Здесь произошла битва при Гастингсе 14 октября 1066 года, решившая судьбу страны.

В бою пал король Гарольд и погибла его конная дружина. Нормандский герцог захватил столицу Англии Лондон и стал английским королем под именем Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). В Англии стала править Нормандская династия.

У большинства крупных местных феодалов Вильгельм Завоеватель отобрал земельные владения и роздал их своим рыцарям. Они получали земли в разных областях страны, поэтому в Англии не было таких крупных владений герцогов и графов, как во Франции. Чтобы держать в покорности завоеванную страну, новые господа нуждались в сильной королевской власти. Феодалы Англии принесли клятву верности Вильгельму, стали его прямыми вассалами.

Нормандское завоевание усилило королевскую власть и положило начало образованию централизованного государства в Англии.

«Книга Страшного суда» (1086 г.) — свод данных переписи 1085 г. в Англии.

1.2. Генрих II и его реформы. Задание для самостоятельной работы (10 минут)

Борьба короля с крупными феодалами. При внуках Вильгельма Завоевателя крупные феодалы — в Англии их называли баронами — ввергли страну в междоусобную войну.

Опираясь на рыцарей, духовенство и горожан, королевская власть одержала победу в борьбе со знатью. На престоле утвердился король Генрих II (1154—1189), основавший династию Плантагенетов.

Выполните задание: Сейчас вы самостоятельно заполните таблицу «Реформы Генриха II.

Источник

Конспект по истории Средних веков на тему: ЧТО АНГЛИЧАНЕ СЧИТАЮТ НАЧАЛОМ СВОИХ СВОБОД

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

У р о к 20. ЧТО АНГЛИЧАНЕ СЧИТАЮТ
НАЧАЛОМ СВОИХ СВОБОД

Охарактеризовать причины и последствия нормандского
завоевания.

Показать основные этапы борьбы короля с крупными феодалами.

3. Показать отличие парламента от Генеральных штатов.

Основные понятия и термины: парламент, Великая
Хартия Вольностей.

Оборудование: карта «Англия и Франция в Средние века».

I. Проверка домашнего задания.

Проверка проводится кратко. Важно проверить понимание учащимися процесса объединения Франции.

Учащиеся показывают области, которые были присоединены
к королевским владениям в конце XV века.

Можно прослушать 1-2 сообщения «Успехи объединения Франции
при Филиппе II Августе и Филиппе IV Красивом».

Обязательно проверить знание понятий и терминов.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Усиление королевской власти в Англии в XI XII вв.

Возникновение английского парламента.

1. Усиление королевской власти в Англии в XI—XII вв.

В Англии централизованное государство складывалось со
второй половины XI века, а это раньше, чем во Франции.
Проблемный вопрос:

=> Почему и как произошло формирование централизованно-
го государства в Англии?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно установить,
что было общего и различного в истории Англии и Франции до
Столетней войны.

Затем учитель на основе текста § 18 (с. 152-154) рассказывает о
нормандском завоевании.

Последствия нормандского завоевания Англии

Усиление королевской власти.

Начало образования централизованного государства.

3. Усиление феодального гнета (была проведена перепись
земель и населения, стали полнее учитываться доходы населения).

Учитель рассматривает вопрос «Борьба короля с крупными феодалами» (таблица на с. 130 данного пособия). Излагается этот вопрос в объеме п. 2 § 18.

Быстро развивалась торговля внутренняя и внешняя. Лондон становился крупным торговым центром.

Английские города располагались на королевских землях.
Горожане поддерживали власть короля, несмотря на то что король
облагал города тяжелыми налогами.

Борьба короля с крупными феодалами

Рост феодальных повинностей.

Крупные земельные владения короля.

Закрепощение свободных и зависимых крестьян.

Борьба с крупными феодалами.

в королевских лесах.

Что англичане считают началом своих свобод конспект. Смотреть фото Что англичане считают началом своих свобод конспект. Смотреть картинку Что англичане считают началом своих свобод конспект. Картинка про Что англичане считают началом своих свобод конспект. Фото Что англичане считают началом своих свобод конспект

Вывод: опираясь на горожан и рыцарей, королевская власть победила в борьбе с крупными феодалами. Все феодальные распри в 30-50-х годах XII века были прекращены с восшествием на престол Генриха II.

Об усилении королевской власти говорят реформы, которые
провел Генрих II Плантагенет (1154-1189 гг.).

Учитель может в объеме учебника представить исторический портрет Генриха II.

Вывод: Генрих II много сил отдал на то, чтобы подчинить
государство своей власти.

Далее учитель характеризует деятельность короля Иоанна Безземельного.

Учащиеся по учебнику отвечают на вопрос п. 3, § 18.
=> Чем Иоанн Безземельный возбудил против себя всеобщее
недовольство в стране?

Неуравновешенный, вспыльчивый, трусливый, мстительный.

Хотел подчинить баронов своей власти.

Отбирал земли у неугодных баронов.

Изгонял баронов из страны и даже казнил.

Из-за неудач в войне с Филиппом II лишился владений во
Франции.

Папа отлучил Иоанна от церкви, лишил его престола.

Против Иоанна выступали бароны, высшее духовенство и
другие слои населения.

Был вынужден примириться с папой: объявил себя его вас-
салом и обязался платить ежегодно большую сумму денег.

Заключил союз с германским императором против Филиппа II, но потерпел поражение.

Бароны расценили заключение этого союза как поражение
короля и подняли мятеж. К ним присоединились духовенство, рыцари, герцоги.

В 1215 году король Англии Иоанн Безземельный подписал
грамоту с требованиями баронов, рыцарей и горожан и скрепил
этот документ своей печатью.

Это была Великая Хартия Вольностей.

Основные положения Великой Хартии Вольностей

Король не мог вмешиваться в церковные выборы.

Без согласия Общего Совета королевства король не мог
взимать ни «щитовые деньги», ни другие налоги.

Основные законы могли издаваться лишь с одобрения Об-
щего Совета королевства.

4. Ни один свободный человек не мог быть заключен в тюрь-
му, лишен имения, изгнан из страны иначе как по законному при-
говору, вынесенному равными по положению судьями и «по зако-
ну страны».

5. Подтверждение вольностей городов.

Для того чтобы контролировать выполнение Хартии, бароны
создали «Совет 25». Совет мог начать военные действия против
короля, если король или его чиновники нарушат Хартию.

=5- Почему англичане считают Великую Хартию Вольностей
гарантом гражданской свободы?

2. Возникновение английского парламента.

Продолжение рассказа учителя.

Впоследствии власть короля была восстановлена.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию к § 18 на с. 159 «Заседание
палаты лордов и палаты общин». Гравюра дает представление об устройст-
ве парламента. Учащиеся, рассматривая иллюстрацию, отмечают: в палате
лордов на заседании присутствуют король, королева, казначей; в палате
общин король вообще не появляется (согласно установленной традиции).

Итак, состав английского парламента можно представить
следующей схемой.

Палата лордов Палата общин

духовенство, дворянство горожане, рыцари

(назначались монархом) (избирались)

Английский парламент имел большее влияние на государст-
венные дела, чем Генеральные штаты во Франции.

Участие в создании законов.

Контроль за использованием налогов.

Английский парламент ограничивал стремление баронов
править страной; в парламенте высказывали свое мнение разные
слои населения; в парламенте разрешались многие конфликты.

• Английский парламент был прогрессивным учреждением.

Учитель организует проверку проблемного задания. Учащиеся
характеризуют различия в истории Англии и Франции, отмечают раннее и
быстрое превращение Англии в централизованное государство с сильной
королевской властью. Учащиеся определяют различия в возникновении,
устройстве и роли в государстве английского парламента и Генеральных
штатов во Франции.

Важно, чтобы учащиеся заметили отсутствие вражды между дворя-
нами (рыцарями) и горожанами в английском парламенте, тогда как про-
тиворечия между этими группами были главной причиной слабости Гене-
ральных штатов во Франции.

Общие черты в развитии Англии и Франции

— рост городов и торговли как предпосылка централизации
государства,

— поддержка власти короля горожанами и рыцарями;

— обострение борьбы крестьян с феодалами, что вынудило
господствующие классы укрепить центральную власть;

— наличие представительного учреждения при короле.

• Наиболее успевающие ученики могут в течение урока составить
сравнительную таблицу:

III . Закрепление изученного материала.

=> Что общего в причинах и путях образования централизо-
ванных государств во Франции и Англии?

=> Что особенного в формировании централизованных госу-
дарств во Франции и Англии?

=> Что означает сословно-представительная монархия?

=> Почему в Англии централизованное государство возникло
раньше, чем во Франции?

=> Чем английский парламент отличался от Генеральных
штатов? В чем они между собой сходны?

IV. Итог урока.
Домашнее задание:
§ 18.

*Опережающее задание: подготовить сообщения: «Уот Тайлер», «Жанна Д’Арк».

Источник

Конспект урока (по ФГОС) по теме «Что англичане считают началом своих свобод»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________

Цели: познакомить с особенностями образования централизованного государства в Англии; раскрыть причины более раннего, чем во Франции, усиления королевской власти; объяснить отличие парламента от Генеральных штатов; дать представление о реформах Генриха II и их последствиях.

Планируемые результаты: предметные: научиться овладевать целостными представлениями о централизации государств Европы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Завоевания Вильгельма»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

В Англии не сложилось правило «Вассал моего вассала — не мой вассал». Нам предстоит понять, почему так произошло.

В каком веке и как возникло государство Англия? Почему оно так называлось?

Для чего во Франции были созваны Генеральные штаты?

Какую роль в управлении страной они играли?

Процесс создания централизованного государства происходил не только во Франции, но и в других странах. В каждой стране он имел свои особенности.

Предположите, какие вопросы нам следует обсудить на уроке. (Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Что англичане считают началом своих свобод». (Знакомство с планом урока.)

Нормандское завоевание и его последствия.

Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы.

Великая хартия вольностей.

Зарождение парламента и его влияние на дела в государстве.

. Формулирование проблемных вопросов урока. Почему в Англии

сословная монархия победила раньше, чем во Франции? Можно ли считать Вильгельма Нормандского выдающимся историческим

деятелем? Почему в Англии не сложилось правило «Вассал моего вассала — не мой вассал»?

Работа по теме урока

Нормандское завоевание и его последствия

В Англии объединение началось раньше, чем во Франции, и оно было связано с так называемым нормандским завоеванием. В 1066 г. герцог нормандский Вильгельм высадился с рыцарским войском в Англии, разгромил англосаксонского короля Герольда в битве при Гастингсе. Он вошел в Лондон и был коронован как Вильгельм Завоеватель.

Задание: работая с текстом п. 1 § 19, определите причины убедительных побед Вильгельма.

(Ученики выполняют задание.)

Так в Англии стала править Нормандская династия, и постепенно завоеватели распространили свою власть на всю территорию страны. Вильгельм Завоеватель, желая отблагодарить своих воинов, отбирает у феодалов Англии земли и раздает их своим рыцарям. Они получали земли в разных областях страны, поэтому в Англии не было таких крупных владений герцогов и графов, как во Франции. Новым хозяевам нужна сильная власть, которая могла бы помочь держать в страхе покоренное государство. Вместе с оставшимися англосаксонскими сеньорами они принесли клятву верности Вильгельму и стали его прямыми вассалами, поэтому в Англии не сложилось правило «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Первое, что сделал новый король, — провел перепись всего населения Англии. Результаты ее вошли в «Книгу Страшного суда» (1086). Теперь все жители государства и все земельные владения были взяты на учет.

Задание: определите, каковы последствия нормандского завоевания.

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 122).)

Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы

Англия после нормандского завоевания стала централизованной монархией в правление королей Генриха I и Генриха II Плантагенета. Давайте познакомимся с личностью английского короля Генриха II.

Задание: прочитайте исторический документ «О Генрихе II» на с. 161 учебника, выделите сильные и слабые стороны Генриха II.

(Проверка выполнения задания.)

Во времена правления Генриха II были проведены важные реформы.

Задание: работая с текстом п. 2 § 19, заполните таблицу.

(Проверка выполнения задания.)

В начале XIII в. разразился продолжавшийся несколько десятилетий тяжелый кризис. Сын Генриха II Иоанн достаточно жестко обходился с баронами: отбирал у них земли, изгонял из страны и даже казнил. Все это вызывало у них сильное недовольство. Кроме того, Иоанн потерпел ряд неудач в войне с французским королем Филиппом II и в результате потерял большую часть владений во Франции. Естественно, что бароны подняли мятеж. В 1215 г. Иоанн Безземельный вынужден был подписать грамоту с требованиями восставших, получившую название Великая хартия вольностей.

Задание: работая с историческим документом, ответьте на вопросы и выполните задание.

Исторический документ Великая хартия вольностей (извлечение)

Иоанн, Божьей милостью король Англии. архиепископам. графам и всем верным моим — привет.

12. Ни щитовые деньги, ни какая-нибудь иная подать не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего.

14. А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием, мы повелим созвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно.

16. Никто не должен быть принужден к несению большей службы за свой рыцарский феод или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него.

39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен. иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны.

61. Мы жалуем, чтобы бароны избрали 25 баронов из королевства, кого пожелают. Если мы или кто-либо из слуг наших какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, пусть четыре барона из 25 явятся к нам, указывая нам нарушение, и потребуют, чтобы мы без замедления испра- |чми его. А когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде.

О правах каких сословий говорится в документе? О каких сословиях здесь не упоминается?

Перечислите права и свободы, названные в документе.

Ослабла или усилилась власть английского короля после принятия этого документа?

Кому была выгодна Великая хартия вольностей?

Почему англичане считают этот документ началом английской свободы?

Зарождение парламента и его влияние на дела в государстве

Иоанн, подписав хартию, однако, не собирался исполнять свои обещания. Он начал очередную войну против своих противников. Но в разгар военных действий умер.

После смерти Иоанна королем стал его малолетний сын Генрих III. Король под влиянием папы вмешался в войну в Италии и для этого собирал большие налоги. Бароны были очень возмущены. В 1258 г. они созвали совет, который получил название бешеныйсовет. Теперь король не мог решать важные вопросы без согласия баронов. На этом борьба не закончилась. Борьбу против короля возглавил граф Симон де Монфор. Генрих III попал в плен, а Монфор, заняв Лондон, стал управлять страной.

В 1265 г. Симон де Монфор впервые созвал собрание, получившее название парламент (от фр. «говорить»).

Задание: работая с текстом п. 5 § 19, выполните задания и ответьте на вопросы.

Составьте схему английского парламента.

Какие вопросы решали Генеральные штаты?

Какие отношения были между членами Генеральных штатов разных сословий? Как это отражалось на их возможностях влиять на короля?

(Проверка выполнения задания.)

Но крестьяне не участвовали в работе парламента. В стремлении к свободе многие из них бежали от своих господ. Беглецы собирались в отряды, бесстрашно стреляли дичь в королевских лесах, нападали на феодалов, епископов и чиновников. Об их приключениях народ сложил песни — баллады. Любимым героем английских баллад был добрый разбойник Робин Гуд.

Задание: познакомьтесь с содержанием баллады о Робине Гуде и нарисуйте портрет этого героя. Какие его черты вам понравились и почему? Что не понравилось? ( при наличии времени)

Двенадцать месяцев в году,

Считай иль не считай.

Но самый радостный в году Веселый месяц май.

Вот едет, едет Робин Гуд По травам, по лугам И видит старую вдову При въезде в Ноттингам.

Что слышно, хозяйка, у вас в городке? —

Старуху спросил Робин Гуд.

Я слышала, трое моих сыновей Пред казнью священника ждут.

Скажи мне, за что осудил их шериф?

За что, за какую вину:

Сожгли они церковь, убили попа,

У мужа отбили жену?

Нет, сударь, они не виновны ни в чем.

За что же карает их суд?

За то, что они королевскую лань Убили с тобой, Робин Гуд.

Я помню тебя и твоих сыновей.

Давно я пред ними в долгу.

Клянусь головою, — сказал Робин Гуд, —

Тебе я в беде помогу!

Вот едет, едет Робин Гуд Дорогой в Ноттингам И видит: старый пилигрим Плетется по холмам.

Что слышно на свете, седой пилигрим? — Спросил старика Робин Гуд.

Надень-ка одежду мою, пилигрим.

Отдай-ка свое мне тряпье,

А вот тебе сорок монет серебром —

И пей за здоровье мое!

Богат твой наряд, — отвечал пилигрим, — Моя одежонка худа.

Над старым в беде и над нищим в нужде Не смейся, сынок, никогда.

Бери, старичок, мой богатый наряд.

Давай мне одежду свою,

И двадцать тяжелых монет золотых Тебе я в придачу даю!

Колпак пилигрима надел Робин Гуд,

Не зная, где зад, где перед.

Клянусь головой, он слетит с головы,

Чуть дело до дела дойдет!

Штаны пилигрима надел Робин Гуд.

Хорошие были штаны:

Прорехи в коленях, прорехи с боков,

Заплата пониже спины.

Надел Робин Гуд башмаки старика И молвил:

По платью, а этого можно узнать,

Увидев, во что он обут!

Надел он дырявый, заплатанный плащ,

И только осталось ему

Клюкой подпереться да взять на плечо

Набитую хлебом суму.

Идет, хромая, Робин Гуд Дорогой в Ноттингам,

И первым встретился ему Шериф надменный сам.

И если ты честно заплатишь за труд,

К тебе в палачи я пойду!

Штаны и кафтан ты получишь, старик,

Две пинты вина и харчи.

Да пенсов тринадцать деньгами я дам За то, что пойдешь в палачи!

Но вдруг повернулся кругом Робин Гуд И с камня на камень — скок.

Клянусь головою, — воскликнул шериф, —

Ты бодрый еще старичок!

Я не был, шериф, никогда палачом,

Ни разу не мылил петлю.

И будь я в аду, коль на службу пойду К тебе, к твоему королю!

Не так уж я беден, почтенный шериф.

Взгляни-ка на этот мешок:

Тут хлеба краюшка, баранья нога И маленький звонкий рожок.

Рожок подарил мне мой друг Робин Гуд.

Сейчас от него я иду.

И если рожок приложу я к губам,

Тебе протрубит он беду.

Труби, — засмеялся надменный шериф, —

Пугай воробьев и синиц.

Труби сколько хочешь, покуда глаза Не вылезут вон из глазниц!

Протяжно в рожок затрубил Робин Гуд,

И гулом ответил простор.

И видит шериф: полтораста коней С окрестных спускаются гор.

И снова в рожок затрубил Робин Гуд,

Лицом повернувшись к лугам,

И видит шериф: шестьдесят молодцов Несутся верхом в Ноттингам.

Что это за люди? — воскликнул шериф.

Мои! — отвечал Робин Гуд. —

К тебе они в гости явились, шериф,

И даром домой не уйдут.

В ту ночь отворились ворота тюрьмы,

На волю троих отпустив,

И вместо охотников трех молодых Повешен один был шериф.

(Проверка выполнения задания.)

Подведение итогов урока

— Обозначьте общие черты и различия в истории Англии и Франции XI—XIV вв.

( Проверка выполнения задания.)

• складываются сословно-представительные монархии;

рост городов и развитие торговли создают предпосылки для централизации государства.

Англия раньше, чем Франция, стала централизованным государством, что было связано с нормандским завоеванием и его последствиями;

королевская власть была сильнее, она опиралась на чиновников (шерифов), наемное войско и обеспечивалась средствами от налогов;

английский парламент возник в иных, чем во Франции, условиях и был значительно более влиятельным органом.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

Составить синквейн с понятиями «парламент», «Великая хартия вольностей».

Великая хартия вольностей Договор, грамота.

Даровала, защищала, оградила.

Ограничила власть короля.

Парламент Орган, собрание.

Помогал, решал, улучшал.

В органе власти представлены все три сословия.

Домашнее задание (дифференцированное)

Для сильных учеников — § 19, подготовить презентацию об одном из исторических деятелей Англии XI—XIII вв.

Для средних учеников — § 19, подготовить проект на тему «Можно ли считать Вильгельма Нормандского выдающимся историческим деятелем?».

Для слабых учеников — § 19, вопросы и задания к параграфу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *