Что арабы принесли в мировую культуру
Арабское наследие в современном мире
Мир арабов в VII – XIII веках был настоящей космополитической цивилизацией, объединяющей большое количество народов, живших в Испании, Северной Африке, в древних землях Египта, Сирии, Месопотамии. Сплотил эти все народы ислам. Было заключено множество союзов, открылись новые торговые пути, земли. Связь между народами обеспечивал арабский язык. Именно там зародилась общая арабская культура.
Арабская цивилизация объединила не только мусульман, но и христиан и евреев. Её представителями стали арабы, африканцы, берберы, египтяне, потомки финикийцев и хананеев, а также другие народы. Они «плавились» в одном большом котле. Динамичная цивилизация внесла в мир замечательные достижения. Между VII и XIII веками в арабском мире процветали культура и обучение, что способствовало развитию искусства и наук. Арабская цивилизация сохранила библиотеки древних греков, римлян, византийцев. Те знания, которые получила средневековая Европа, были взяты из арабского мира.
Математика
Арабы внесли в цифру 0, что дало возможность решать сложные математические задачи. 0 стал усовершенствованием индуистской концепции. Также арабская десятичная система счисления облегчила курс математики. Большая роль арабов в разработке алгебры и тригонометрии, отцом которых считают Аль-Хорезми. Он нашёл более точный и всеобъемлющий метод точного деления земель, чтобы можно тщательнее соблюдать Коран. Арабские математические исследования стали проходить в европейских университетах. Арабы реформировали календарь, в результате этого за пять тысяч лет произошла погрешность лишь в 1 день.
Астрономия
Как и математика, астрономия в древнем арабском мире усовершенствовалась, опираясь на религию. В ней учитывалось точное время восходов и закатов Солнца. Это нужно было для определения Уразы (мусульманского поста) во время Рамадана. Средневековые арабские астрономы создали карты звёздного неба в обсерваториях в Пальмире и Мараге. Им удалось определить длину градуса.
Арабские учёные установили долготу и широту. Они исследовали относительные скорости света и звука. Аль-Бируни даже обсуждал теорию вращения Земли вокруг собственной оси ещё задолго до Галилея. Аль-Фазари, аль-Фергани, аз-Заркали занимались разработкой магнитного компаса и построения знаков Зодиака. Большое количество арабских астрономов в XIII веке работали в Мараге.
Медицина
Большие достижения были достигнуты арабами в медицине. За основу они взяли методы врачевания Древней Месопотамии и Древнего Египта. В IX веке был арабский врач Ар-Рази. Он работал в области заражений инфекциями. В Европе вплоть до XVI века пользовались работами «Китаб аль-Мансури».
Аль-Рази первым удалось диагностировать оспу и корь. Он провёл связь между этими болезнями и заражением. Арабский врач разработал ртутную мазь и хирургические нитки из кишечника животных. В Европе хорошо известен Авиценна (Ибн Сина). Он стал пионером в области психиатрии. Ибн Хатиб и Ибн Хатима в XIV веке сделали вывод, что чума распространяется посредством заражения. А другой арабский врач, Китабул Малики аль-Маглуси работал над концепцией капиллярной системы. Сириец Ибн ан-Нафис открыл принципы малого круга кровообращения. Арабы для лечения широко применяли травы.
Архитектура
Арабы своей архитектурой прославляли Ислам. В первую очередь они строили мечети и мавзолеи. Научившись у римлян строить арки, они развили этот стиль в своём строительстве, сделав его образцом архитектуры. В Дамаске находится Большая Мечеть, которую построили ещё в VIII веке. В её архитектуру прекрасно вписалась подковообразная арка. Остроконечные арки можно увидеть в старинных мечетях Каира.
Такой стиль был перенят европейскими зодчими, строивших соборы в Англии, Франции, Италии. Прекрасные мечети были построены в Иерусалиме, Мекке, Триполи, Каире, Дамаске, Константинополе. Кубические арабские переходные опоры под куполами были применены в строительстве соборов и дворцов в Палермо в XI и XII веках. Очень много архитектурных сооружений арабского заимствования находится в России. Они пришли туда с завоеваниями Тамерлана. Старинная красота поражает своей элегантностью.
Навигация и география
Хананеи разработали первые в мире навигационные карты, возможно, это они сделали одновременно с египтянами, открывшими Атлантический океан.
В IX веке средневековые арабы изобрели магнитную стрелку компаса. Самым известным географом арабского Средневековья был аль-Идриси. Этот учёный XII века жил на Сицилии. Он составил атлас мира, состоящий из семидесяти карт. Но не все территории были нанесены на них. В своё время атлас Идриси, Китабал-Руджари, был самым лучшим спутником путешественников.
Его использовал в своих путешествиях Ибн Баттута, который проехал на лошадях, верблюдах и парусных кораблях более 75 тысяч миль. Он изучал Турцию, Болгарию, Россию, Персию, среднеазиатские страны. Ибн Баттута провёл несколько лет в Индии, а затем был послом в Китае.
Известный арабский путешественник написал о своих поездках книгу «Рихла». В ней он описал социальные условия, экономику, политику стран, которые посетил. Другой араб, Хасан аль-Ваззан, ставший христианином, получившим имя Лев Африканский, написал книгу о своих путешествиях по Африке.
Его труд перевели на несколько языков. Два столетия работы Льва Африканского считались самыми авторитетными исследованиями Африки.
Садоводство
Арабы очень любили землю. Они считали её источником жизни и даром Аллаха. Основателем ботаники считается живший в XII веке Ибн аль-Аввам. Он написал справочник, в который вошли более 500 различных растений. Учёным был описан метод прививки, кондиционирования почвы, лечения больных растений. Арабы внесли большой вклад в производство пищевых продуктов.
Им удалось прививать лозу, что стало основой в дальнейшем виноградарства в Европе. Арабы перевезли хлопок на европейский рынок из Египта. Кофе тоже пришёл в Европу из арабского мира. Арабы подарили миру разнообразные цветы и травы, из которых делались духи. Многие продукты питания, например, такие как рис, цитрусовые и другие, попали на европейскую кухню от арабов через восточные торговые караваны. Косметика, которую стали использовать европейки, тоже пришла к ним из арабского мира.
Разные науки
Большой вклад арабы внесли в инженерное дело, например, это были водяное колесо, цистерны, ирригация, водяные колодцы на фиксированных уровнях, водяные часы. Аль-Хайсам (Альхазен) описал оптические иллюзии, такие как радуга и миражи, что дало толчок к появлению фотографических инструментов. Велик вклад арабских учёных и в другие науки: физику, анатомию, химию.
Ремёсла
Малые художественные произведения были подняты арабами на высокий уровень. Их стеклянная посуда, керамика, текстиль прославились на весь мир. Стены зданий арабские мастера покрывали сложной мозаикой, плиткой, резьбой. В Европе очень любили сирийские мензурки и изделия из горного хрусталя. В Валенсии использовали мавританские обжиговые печи.
Каллиграфия
Арабская каллиграфия – настоящий вид искусства. Ею украшены все мечети. Очень красив и арабский язык. На нём написано большое количество поэтических и драматических произведений. Арабы очень много переводили на свой язык трудов учёных и философов древнего мира, таких как Аристотель, Платон, Гиппократ и других. «Тысяча и одна ночь» и «Рубайят» Омара Хайяма – самые любимые произведения арабской литературы. Арабами была разработана система историографии.
Музыка
Большое количество музыкальных инструментов пришло к нам из арабского мира, это арфа, лира, цитра, барабаны, флейта, гобой, тамбурин. Некоторые из них стали прародителями известных ныне инструментов, таких как гитара и мандолина. Волынка тоже была завезена в Европу из Палестины. Её привезли британские военные. Арабские лады звучат в музыкальных произведениях.
Философия
Прославились на весь мир и арабские философы, открывшие заново для мира труды Аристотеля и Платона. Они пытались найти ответы на вопросы сотворения Вселенной. Самыми известными из них стали Авиценна и Ибн Хальдун. Их мысли были сформированы многими древними цивилизациями – Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Индии, Византии, Египта и других. Из арабской культуры родились три самые распространённые религии – Ислам, Христианство, Иудаизм.
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами.
Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеис тических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой однако человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников.
Насколько, однако, исходные принципы ислама подобны основам христианства и иудаизма, настолько развитие основных идей ислама пошло совершенно другими путями. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то данная им мораль и законы обладают абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью и пригодны «для всех времен и народов».
Пока Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов — естественно, инструкций на все случаи жизни он оставить не мог. В связи с этим и возникли два течения в исламе: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины — означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону.
Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия.
В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы — персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. В жизни этих народов ислам сыграл огромную роль, изменяя их духовное обличье и создавая новую историческую эпоху. Таким образом возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная «мусульманская общность» — умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью. Это связано с тем, что ислам оказал сильное влияние на своих адептов, формируя у них определенную специфическую мусульманскую ментальность, безотносительно их предшествующих народных, культурных и религиозных традиций.
В соответствии с традицией — хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала весьма сильно поддерживал науку и образование, предписывая «поиск знания от колыбели до гроба».
Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII—VIII вв. называют эпохой классицизма). Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи были завзятыми опекунами науки и философии, меценатами искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами и покровителями известных научных институтов — тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывавшие многие сотни тысяч томов религиозных и светских произведений.
Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего
Арабский язык и Коран — два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.
С начала своего развития, в классическую эпоху, в века блестящего развития (IX—XII вв.) и в постклассическую эпоху (XIII—XIV вв.) арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого великого мусульманского общества. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах, которые были созданы в регионе ислама в классическую эпоху арабо-мусульманской культуры. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.
Прежде всего следует учитывать, что в основе ислама лежала забота о правоверных в этом, земном мире, а различные научные дисциплины оказывали здесь существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология были весьма полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых Препятствий, к достижению ими высокого уровня.
В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.
Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах
выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.
Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094—1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.
Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.
Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Можно сказать, что арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.
Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.(«Созерцай мою красоту, и ты проникнешься пониманием»-написано на стенах крепости от имени самой крепости) Исламский строй ума включает в себя острое ощущение хрупкости мира, емкость мысли и действия, чувства ритма. Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма.
Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани.
Роберт Блифолт (историк): «Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выражено так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесен в европейский мир арабами».
Что полезного дали миру арабы?
Цифры современной десятичной системы носят название арабских, поскольку европейцы заимствовали их у арабов. И хотя, по всей вероятности, их родина — южная Индия — есть вещи, за которые нам можно быть благодарными арабскому миру.
Кофе распространился по миру ислама как приемлемый заменитель алкоголя, который запрещен для мусульман Кораном. В 1645 году через Йемен и Турцию кофе прибыл в Венецию, а уже через пять лет в Лондоне открылась первая в Европе кофейня. Ее владельцем был турок.
Шахматы пришли из Персии. Об арабских корнях рассказывает даже само название. В переводе с персидского «шах мат» означает «шах умер».
Моющие средства были известны еще шумерам и вавилонянам, но лишь мусульмане регулярно экспериментировали с продуктом. Они смешали растительные масла с щелочью и ароматическими соединениями.
Техника ткачества развивалась быстрее всех в арабских странах. Первые ковры соткали кочевые народы, но именно арабские мастера из Персии и Турции изготовляли ковры, которые по сей день считаются лучшими в мире.
В 852 году инженер и поэт Аббасу ибн Фирнасу оснастил свой плащ дощечками и спрыгнул с крыши храма. Он не погиб, потому что плащ задержал падение. Это был прототип парашюта.
Инженер аль-Джазари, живший в XII веке, изобрел устройство, отвечающее за превращение ротационного движения в линейное — коленчатый вал. Также он изобрел замок с кодом и механические часы. Некоторые называют его праотцом робототехники.
Скальпели, пилы, щипцы, ножницы — плод необычной фантазии арабского медика аль-Захрави. Многие из этих крайне полезных в медицине предметов не изменились со времен изобретения, а это более тысячи лет назад. Мусульманским лекарям принадлежит авторство медицинских капсул, анестетиков и описание процесса кровообращения.
Первые ветряные мельницы появились в мусульманских странах, большую часть которых занимали пустыни, в 634 году.
Согласно легенде, авторучка появилась после того, как один капризный арабский султан потребовал пишущий предмет, который бы не пачкал его прекрасные одеяния и золотые руки. И вскоре напуганные подданные преподнесли ему нечто похожее на авторучку. Историки считают, что первый прототип авторучки появился в 953 году у мусульман.
Восточные сладости часто кажутся нам излишне сладкими. Однако в этом есть своя мудрость: таких сладостей не съешь много! В Европе нуга, рахат лукум, халва, козинаки и пахлава появились в XVII-XVIII веках. Они были большой редкостью, и их подавали в самых богатых домах как изысканные деликатесы.
На Востоке все виды сладостей называются «халяуа». Это арабское слово в переводе означает «сладости». Часто их давали в качестве бесплатного угощения от гостеприимного дома.
Вклад арабов в науку
Математика
Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).
Астрономия
Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.
Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.
География
Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:
— «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
— «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)
— «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию
— 20 трактатов Масуди (X в.)
— «Книга путей и царств» Истахри
— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
— многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
— «Путешествие» Ибн Баттуты.
Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34’0″. Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34’45». Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.
Физика
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.
Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.
Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. «Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.
Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.
При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».
Медицина
Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Авиценна родился в 980 году, а умер в 1037 году. Начав с профессии финансового инспектора в налоговом управлении, он пришел к должности визиря.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.
Какие изобретения подарили миру мусульмане (20 фото)
22 октября 2014 13:27
СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ
Согласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфиопии, и заметил, что животные становятся энергичнее, когда едят определенные ягоды. Собрав их, Халид сварил первый кофе.
Первые сведения о вывозе зерен касались экспорта кофе из Эфиопии в Йемен. Уже в 15 веке его завезли в Мекку и Турцию, откуда кофе попал в Венецию в 1645 году. В Англию зерна привез турок Паскуа Роси (Pasqua Rosee) в 1650 году, и открыл первую кофейню на лондонской улице Ломбард. Путь слова “кофе” весьма длинный: арабское “qahwa” превратилось в турецкое “kahve”. Итальянцы переняли его как “caff?”, у англичан появилось слово “coffee”, а у русских — “кофе”.
Древние греки считали, что глаза испускают свет и видят люди благодаря этому. О том, что на самом деле свет проникает в глаза, догадался Ибн аль-Хайтам (Ibn al-Haitham), мусульманский математик, астроном и физик, живший в 10 веке. Наблюдая за тем, как свет проникает сквозь щели ставней, он заметил, что чем меньше была щель, то тем лучше была видна картинка, и изобрел первую камеру-обскуру (“qamara” в переводе с арабского означает “темная или отдельная комната”). Также считается, что аль-Хайтам первым перевел физику из разряда философской науки в экспериментальную.
В шахматы играли еще древние индийцы, но игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня. Современный вариант шахмат появился в Персии, откуда и распространился на запад в Европу: в 10 веке в Испании игра была введена маврами.
За тысячу лет до братьев Райт, идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманскому поэту, астроному и инженеру Аббасу ибн Фирнасу (Abbas ibn Firnas). В 852 году он спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками. Фирнас надеялся, что будет парить как птица, но у него не получилось. Плащ замедлил падение, и стал чем-то вроде первого парашюта, и ученый отделался легким испугом и незначительными ушибами. В возрасте 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, Фирнас повторил свою попытку, спрыгнув с горы. Ему удалось продержаться в воздухе 10 минут, но в итоге он разбился при приземлении: дело в том, что к своему аппарату он не приделал хвост.
Ежедневное купание – одно из требований ислама. Возможно, именно поэтому мусульмане занимались улучшением рецепта мыла. Известно, что подобие мыла было и у древних египтян, и у римлян, но именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями. В Англии шампунь появился в 1759 году, когда некий мусульманин открыл баню в Брайтоне.
Ябир ибн Хайян (Jabir ibn Hayyan) – ученый, превративший алхимию в химию. В 9 веке он открыл процессы, которые до сих пор используются в современной науке: дистилляция, кристаллизация, плавление, рафинация, окисление, выпаривание и фильтрация. Хайян открыл серную и азотную кислоты, и изобрел перегонный аппарат, благодаря которому в мире появились алкогольные напитки и ароматы, используемые в производстве духов.
Коленчатый вал, устройство, превращающее ротационное движение в линейное, изобрел мусульманский инженер аль-Джазари (al-Jazari). Одно из самых важных изобретений механики, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин, первоначально использовалось в ирригации. Из книги инженера ясно, что он изобрел либо усовершенствовал вентили и клапаны, разработал первые механические часы. Аль-Джазари можно считать отцом робототехники. Замок с кодом – тоже его изобретение.
Стрельчатая арка – характерная черта европейских готических соборов, но идея таких арок была позаимствована из мусульманской архитектуры. Она была крепче полукруглой арки, используемой римлянами и норманнами, и, соответственно, позволяла строить более высокие и сложные зданий. Также европейцы переняли у мусульман идеи конструкции ребристых сводов и круглых окон-розеток. Европейские замки стали копией мусульманских с их бойницами, парапетами, барбаканами и квадратными башнями. Например, архитектором замка Генриха V был мусульманин.
Многие современные хирургические инструменты, включая скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы, остались такими, какими их придумал мусульманский хирург аль-Захрави (al-Zahrawi). Именно он обнаружил, что кетгут, используемый для наложения внутренних швов, рассасывается в организме естественным путем и может быть применен при производстве медицинских капсул. В 13 веке, за 300 лет до Уильяма Гарвея (William Harvey), мусульманский врач Ибн Нафис (Ibn Nafis) описал процесс кровообращения. Мусульманские врачи изобрели анестетики и полую иглу для экстракции катаракты.
Ветряную мельницу арабы изобрели в 634 году и использовали для перемалывания кукурузы и снабжения водой. В арабских пустынях единственным источником энергии был ветер, месяцами дующий в одном направлении, и этот источник использовали на полную мощность. У мельниц было 6 или 12 крыльев, покрытых тканью и пальмовыми листьями. В Европе первые ветряные мельницы появились только через 500 лет.
Первыми идею прививки предложили не Дженнер и Пастер, а мусульмане. В Европу эта техника пришла из Турции в 1724 году, где в Стамбуле на эту процедуру обратила внимание жена английского посла. В Турции детям делали прививку от оспы за 50 лет до того, как вакцинацию открыли европейцы.
Первую авторучку придумали для султана в 953 году: правитель потребовал ручку, которая не пачкала бы его одежду и руки. Тогда система подачи чернил к кончику ручки была такой же, как сейчас.
Вероятно, система нумерации, которую используют во всем мире, происходит из Индии, но форма чисел – арабская, и впервые появилась в печатном виде в работе мусульманских математиков аль-Хваризми (al-Khwarizmi) и аль-Кинди (al-Kindi) в 825 году. Прототипом слова “алгебра” стало название книги аль-Хваризми “Al-Jabr wa-al-Muqabilah”, причем принципы, описанные в ней, до сих пор используются. Результаты работы мусульманских математиков, включая алгоритмы и некоторые теории тригонометрии, попали в Европу только через 300 лет. Открытый аль-Кинди частотный анализ послужил основанием для развития современной криптографии.
Концепцию обеда из трех блюд – супа, после которого едят мясо или рыбу, за которыми следуют фрукты и орехи – принес в 9 веке с собой из Ирака в Кордову Али ибн Нафи (Ali ibn Nafi). Он также ввел в обиход хрустальные стаканы (изобретенные, кстати, уже вышеупомянутым Аббасом ибн Фирнасом).
Ковры у средневековых мусульман считались неотъемлемой частью рая. Техника ткачества была довольно развита, постоянно появлялись новые краски, да и само искусство ткачей было не на последнем месте. В Европе же полы покрывали плетеными половиками, под которыми, вследствие плохой уборки, была куча мусора, кости, и не только. Неудивительно, что арабские и персидские ковры быстро прижились.
Если бы не мусульмане, чеков у нас не было бы. Само слово “чек” произошло от арабского “saqq”, которое означает письменное обязательство оплатить товар при доставке. Необходимость в чеках возникла из-за того, что перевозить деньги на большие расстояния было весьма опасно. Уже в 9 веке мусульманские бизнесмены могли обналичить чеки, выписанные на багдадские банки, в Китае.
В 9 веке уже многие мусульманские ученые считали, что Земля имеет форму шара. По словам астронома Ибн Хазма (Ibn Hazm), доказательством служил тот факт, что “Солнце всегда находится вертикально к определенной точке на Земле”. Это было за 500 лет до того, как об этом догадался Галилей. Вычисления мусульманских астрономов были настолько точны, что они ошиблись меньше чем на 200 километров при определении длины экватора, предположив, что она составляет 40253,4 километра.
В средневековой Европе были огороды, но именно арабы рассматривали сад как место для отдыха и медитации. Первые королевские сады такого рода появились в 11 веке в мусульманской Испании. Родина гвоздик и тюльпанов – тоже мусульманские страны.
10 изобретений мусульман, изменивших нашу жизнь
В связи с кризисом мигрантов в Европе и возрастающей террористической угрозой по миру прокатилась волна исламофобии. В докладе британской правозащитной организации Tell MAMA отмечается, что в 2015 году количество преступлений на почве ненависти к мусульманам увеличилось на 326 процентов. А недавние исследования ученых из Лейпцигского университета свидетельствуют, что каждый второй из 2420 опрошенных жителей Германии чувствует себя в своей стране некомфортно из-за множества мусульман. Радикальные противники ислама, в том числе россияне, высказывают мысль о том, что мир, возможно, был бы лучше без мусульман. Разного рода реплики на этот счет можно встретить и в СМИ, и в соцсетях. «Практика» разобрался, что потеряло бы человечество, если бы мусульман, и правда, никогда бы не было.
УНИВЕРСИТЕТЫ
Основательницей первого высшего учебного заведения в 859 году была мусульманская принцесса Фатима аль-Фихри. Как и многие другие образовательные учреждения исламского мира, марокканский университет Аль-Карауин находился на территории мечети. Благодаря покровительству султанов, он все время расширялся, здесь для мужчин и женщин преподавали не только богословие, но и медицину, математику, химию, историю, географию и прочие дисциплины.
Многие научные центры того времени также были организованы мусульманами: один из самых известных из них — Дом Мудрости — построен в 920-х годах.
МЕДИЦИНА
Безусловно, эта отрасль могла развиваться и без вклада в нее мусульман, но сложно предугадать, на какой стадии развития она бы сейчас находилась. Дело в том, что именно в Арабском халифате еще в 707 году появилась первая больница (сейчас ее бы назвали «бюджетная», поскольку финансировалась она государством). Здесь же придумали госпитали с медсестрами, начали функционировать медицинские институты. В течение многих веков именно мусульманские врачи считались экспертами в области исследования и лечения глазных болезней.
Известнейшего средневекового врача Авиценну на самом деле звали Ибн Сине. Он первым обратил внимание на то, что некоторые болезни могут быть заразными, описал проказу, открыл анестезию. Его труд «Канон врачебной науки» был настольной книгой медиков того времени, в ней, в том числе, описывались лекарственные средства, способы их изготовления и употребления. Этот учебник вплоть до XVIII века использовался в ведущих европейских медицинских институтах.
Именно мусульманские врачи провели хирургическую операцию по онкологии и придумали технологию, избавляющую от катаракты, которая используется до сих пор. Кроме того, арабский врач Абуль-Касим аз-Захрави изобрел множество сложных хирургические инструментов вроде скальпеля, шприцов и щипцов и описал их применение в операциях.
МЫЛО И ПАРФЮМЕРИЯ
Исламская религия предписывает человеку заботиться как о внутренней, так и о внешней чистоте. И уже в X веке в ванных комнатах в домах мусульман было многое из средств гигиены, которыми человек пользуется и сегодня — например, мыло. Конечно, оно существовало еще в античные времена в Египте и Римской империи, но именно арабы придумали его рецепт, использующийся до сих пор — смесь растительных масел, едкой щелочи и ароматизаторов. Кроме того, и шампунь пришел Европу именно благодаря мусульманам. А арабский ученый аль-Кинди еще в IX веке описал более ста методов и рецептов для создания духов.
ФОТОКАМЕРА
Арабский ученый Альхазен (Ибн аль-Хайсам) в X веке совершил революцию в оптике, поставив под сомнение утверждения Платона и Евклида о том, что свет — это лучи, которые испускаются глазом для «ощупывания» предметов. Свою теорию о том, что зрение — это результат восприятия глазом отраженного от предмета света — он доказывал не при помощи философии, а экспериментально.
Ученый использовал камеру-обскуру: в специальной палатке с небольшим отверстием в пологе навеса. На противоположной стороне, согласно принципу прямолинейности распространения света, лучи создавали перевернутое изображение. Например, такой способ позволял наблюдать за солнечным затмением без вреда для зрения.
ПЕРЬЕВАЯ РУЧКА
Еще в 974 году по заказу четвертого фалифа Фатимидского халифата аль-Муизз Лидиниллаха было создано устройство для письма, которое не пачкало одежду и руки. Небольшой резервуар в ручке удерживал чернила. До наших дней не сохранилось ни одного такого устройства, зато остались исторические тексты, упоминающие об этой первой перьевой ручке.
КОФЕ
Несмотря на то, что родиной кофе считается Эфиопия, свою популярность он приобрел на Аравийском полуострове в XIX веке, откуда о нем в дальнейшем узнал весь мир. Арабы долгое время шли к приготовлению кофе через заваривание, затем стали добавлять молоко и различные пряности вроде имбиря и корицы. Лишь в 17 веке турецкий кофе пришел в Великобританию, в Венеции первая кофейня появилась в 1645 году, а в Германии напиток стал известен только в 1683 году.
КАРТА
Карты существовали еще 3500 лет назад, тогда они были изображены на глиняных табличках. С появлением бумаги на нее стали переносить изображения местности. В результате, в VIII веке в Багдаде появились первые карты и путеводители для путешественников.
ЧАСЫ, КОДОВЫЕ ЗАМКИ И РОБОТЫ
Механик Аль-Джазари известен как Да Винчи исламского мира — именно он был родоначальником кибернетики. Ученый самостоятельно соорудил множество механизмов, которые в начале XIII века считались прорывными технологиями.
Среди его изобретений были водяные часы и водоподъемные машины, фонтаны и клапанные насосы, кодовые замки и металлические двери. Кроме того, он придумал незамысловатую технологию, заставлявшую человеческие фигурки играть на музыкальных инструментах. Музыка извлекалась «роботами» под действием различных рычагов, которые управляли барабанами и цимбалами.
МАТЕМАТИКА
Считается, что система исчисления родом из Индии, но используемые нами сегодня цифры арабские. Их мусульманские математики использовали их уже в начале IX века. Математика исламского Средневековья считалась очень развитой. Немалую роль в этом сыграла религия: мусульманам требовались расчеты лунного календаря, чтобы правильно определять направление на Мекку и время для совершения намаза.
Даже само слово «алгебра» происходит от названия первой книги по этой дисциплине, которую написал крупный мусульманский математик аль-Хорезми. С его именем также связывают введение десятичной системы счета, дробей и основ тригонометрии.
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Впервые аппарат, по конструкции напоминающий аэроплан, был построен в 880 году ученым Ибн Фирнанасом. В ходе испытаний устройства ему удалось достаточно долго парить в воздухе, правда, неудачное приземление привело к серьезной травме спины. Спустя шесть веков эта конструкция получила свое развитие в работах Леонардо Да Винчи.
Арабские изобретения и успехи в науках.
Мы привыкли считать западный мир «краеугольным камнем» научного прогресса. Аристотель, да Винчи, Эйнштейн… А арабы — это, в лучшем случае, астрономия, математика и спирт.
Национальной науки, как и национальной таблицы умножения, не существует. Если кто-то претендует на первенство в фундаментальных дисциплинах — значит, он ничего не знает о достижениях арабской науки. Ведь когда-то этот народ настолько опередил время, что, сложись история иначе, на Луне уже давно стоял бы зеленый флаг с полумесяцем.
Арабские изобретения и в то, в чем арабы весьма преуспели:
— цифры
— спирт
— астролябия (прибор для определение небесных светил на небе)
— ладан
— слово алгебра стало из известно Европе благодаря арабскому слову ал-джебр
— слово химия от арабского ал-кимийя
— названия многих географических объектов произошло от арабских слов, т.к. арабские купцы много путешествовали и торговали по миру, намного раньше чем европейцы имея представление о других континентах,странах, морях,океанах
— арабы научили европейцев пользоваться китайским компасом и порохом
— многие «морские» слова в наше время имеют так же арабское происхождение,например :адмирал, галера, баржа и т.д.
— мыло (7 век) известно арабам намного раньше,чем европейцам
— шампунь, европейцы научились изготавливать его лишь в 1903 году(
— духи и различные ароматические масла/благовония
— в 8 веке багдадские ученые получили керосин
— в 9 веке арабы чистили зубы веточками дерева арак, активный компонент которого входит в состав современных зубных паст.
— дистиллированная вода
— «царская водка» смесь кислот,которые растворяют даже благородные металлы
— щербет
— сироп
— ветряная мельница, вентилятор, переключатель, водяная и паровая турбина
— в медицине арабы изобрели порядка 200 инструментов, которые применяются до сих пор, а именно: скальпель, пинцет, хирургическую иглу, шприц с тонкой стеклянной иглой, пила для кости, гипсовая повязка и т.д.
— арабы первыми стали применять анестезию, кладя на лицо человека повязку, пропитанную опиантами
— при проведении операция антисептики были обязательны, кстати турки первыми начали вакцинацию от оспы.
— арабы применяли трахеотомию
— открытия нитроглицерина, азотной и серной кислот, калия, аммиачной соли
— 953 году по требованию халифа Египта была сконструирована первая в мире авторучка с встроенным резервуаром для чернил
— оптика