Что астафьев сделал для красноярского края
Астафьев Виктор Петрович
Виктор Петрович Астафьев стал классиком русской литературы XX в.
Советский и российский писатель, член Союза писателей СССР и РФ, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. Герой Социалистического Труда (1989).
Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Умер 29 ноября 2001 г. в Красноярске.
Виктор Петрович Астафьев в возрасте семи лет остался сиротой: сначала отец, Петр Павлович, был обвинен во «вредительстве» и арестован, а через несколько лет мать, Лидия Ильинична, утонула в реке. После смерти матери мальчик жил у ее родителей. О бабушке, Катерине Петровне, оставившей в душе писателя самые светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части своей книги «Последний поклон».
С отцом, освободившимся из заключения, и мачехой Астафьев переехал в Игарку — сюда был выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, а отношения с мачехой не сложились. Мальчик лишился крова, а затем попал в детский дом. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — написал впоследствии Астафьев.
Учителем оказался известный впоследствии сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. Он заметил в Астафьеве склонность к литературе и развивал ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».
Осенью 1942 г. Астафьев добровольцем ушел в Красную армию, а весной 1943 г. попал на фронт. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Украинский. Несколько раз он был тяжело ранен. Осенью 1945 г. Астафьев демобилизовался из армии и вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной — приехал на ее родину, в город Чусовой на Урале. По состоянию здоровья Астафьев не мог вернуться к своей специальности и работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером на мясокомбинате.
В 1951 г. Астафьев написал рассказ «Гражданский человек», который он впоследствии назовет «Сибиряк». С 1951 по 1955 г. Астафьев был литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1953 г. в Перми вышла его первая книга рассказов для детей «До будущей весны», а в 1955 г. вторая — «Огоньки». В вышел роман «Тают снега», были изданы еще две книги для детей — «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957), печатались очерки и рассказы в журналах и сборниках.
Конец гг. был отмечен расцветом лирической прозы Астафьева. Повести «Перевал» (1958—1959) и «Стародуб» (1960), повесть «Звездопад», написанная за несколько дней (1960), принесли ему широкую известность.
В 1975 г. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. В 1978 г. за повествование в рассказах был удостоен Государственной премии СССР.
С 1978 по 1982 г. Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 г. В 1991 г. за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.
Что астафьев сделал для красноярского края
— «В ей, в жизни, завсегда, как на рыбалке: то клюет, то не клюет».
— «Человек есть человек, и страсти его непоборимы».
— «Вот что я вам посоветую: не отдаляйтесь от людей, принимайте мир таким, каков он есть, иначе вас раздавит одиночество. Оно пострашнее войны».
ЯНА ПРОКОПЬЕВА: «Это рассказ про трех мальчиков, они соскучились и пошли к маме, она работала в поле, они устали решили передохнуть поспать, старший просыпается, а младшего уже нету, так его и не нашли».
А Маша с братом раскрашивают коня с розовой гривой. Дети сами выбрали этот рассказ для прочтения.
МАРИЯ КОНДРАШЕВА: «Он описывает как в жизни, как будто это правда было он описывает разные предметы и можно почувствовать и можно их хорошо представить».
— «Мы дружили с Астафьевым и преподаватели и студенты, он любил бывать здесь».
?ТАТЬЯНА САДЫРИНА, ДЕКАН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КГПУ: «Имя Виктора Петровича Астафьева обязывает нас к тому, чтобы мы заботились в первую очередь о нравственной составляющей нашей жизни и что понимать под таким абстрактным словом добро, потому что об этом Астафьев всегда писал всегда говорил и болела его душа».
?НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КГПУ: «Произведения В.П. Астафьева наряду с другими долгие годы изучается и в школе и в Вузе и это не какой-то региональный специальный компонент – это федеральная государственная программа где наряду с творчеством писателя 20 века точно также изучается и произведения Виктора Петровича».
По произведениям Виктора Астафьева сняты кино, поставлены спектакли, например мхатовский «Пролетный гусь». Знаменитый режиссер Олег Табаков Астафьева любит. Видели красноярцы и хореографическую симфонию «Царь-рыба».
АНАСТАСИЯ АСТАФЬЕВА, ДОЧЬ: «Читать нужно вообще а читать Астафьева – нудно потому что наверное – это один из лучших стилистов писателей, который владел настоящим русским языком и конечно не любил так родину как Виктор Петрович».
Что астафьев сделал для красноярского края
Деятели культуры и искусства Красноярского края – Виктор Петрович Астафьев
Автор: Корчмит Регина Янисовна
(Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство».
Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.
О своем детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу.
Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет знаменитым писателем.
После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году. После этого юноша какое-то время работает на станции составителем поездов недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь
В 1942 году ушёл Астафьев В. добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.
В 1943 году был награждён медалью «За отвагу», за то что:
В бою 20 октября 1943 года красноармеец Астафьев В.П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым командным пунктом.
При выполнении задачи от близкого разрыва бомбы, был засыпан землей. Горя ненавистью к врагу тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-минометным огнем собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем.
Несколько раз он был тяжело ранен, а в 1943 году познакомился на фронте со своей будущей женой медсестрой Марией Корякиной.
Осенью 1945 года Виктор Астафьев демобилизовался из армии и вместе со своей женой приехал на ее родину в город Чусовой на западном Урале. Жилось им тяжело, особенно после того, как домой вернулась сестра Марии Семеновны с мужем.
Оба супруга по-разному рассказывали о жизни в Чусовой. Мария Корякина: «Марея приехала! Слава Богу, жива-здорова! И Витя вот с нею, тоже солдат. Теперь дома. В тесноте, да не в обиде. Со временем что-нибудь придумаем, разместимся, всем места хватит». Виктор Астафьев писал: «Теща, когда-то полная телом и сильная характером, умевшая править многолюдной семьей, вдруг залебезила перед капитаном с Калерией.. Кровать наша железная….. скоро оказалась за печкой. Там темно и жарко. Я после контузии плохо переношу жару, вижу кошмарные сны. Но самое главное – я лишился самой большой отрады из всей моей пестрой жизни – возможности читать».
Из-за состояния здоровья Виктор не мог вернуться к работе по своей специальности и, чтобы кормить семью, работал в разное время слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, и даже вахтером мясокомбината. В марте 1947 года у него родилась дочка, но в начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.
О смерти первой дочери Лиды Мария Корякина рассказывала: «Витя однажды приносил в больницу самодельные конфеты, купленные на базаре, и когда их опустишь в молоко, то оно делалось либо голубым, либо розовым – в зависимости от цвета тех конфет. С них и началась эта жестокая диспепсия у девочки – в больнице их запретили их давать». Виктор Астафьев писал: «Ранней осенью мы потеряли нашу девочку. Да и мудрено было ее не потерять в нашей халупе. Зимою жена застудила груди, и мы кормили девочку коровьим молоком, добавляя в него по случаю купленный сахар. Голодом уморили ребенка в больнице».
В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года — сын Андрей.
В 1962 году семья Астафьевых переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду. 1960-е годы были чрезвычайно плодотворны для писателя. Им была написана повесть «Кража» и новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон»: «Зорькина песня» в 1960 году, «Гуси в полынье» в 1961 году, «Запах сена» в 1963 году, «Деревья растут для всех» в 1964 году, «Дядя Филипп — судовой механик» в 1965 году, «Монах в новых штанах» в 1966 году, «Осенние грусти и радости» в 1966 году, «Ночь темная-темная» в 1967 году, «Последний поклон» в 1967 году, «Где-то гремит война» в 1967 году, «Фотография, на которой меня нет» и «Бабушкин праздник» в 1968 году. Повесть «Последний поклон» была опубликована в Перми отдельной книгой в 1968 году. В вологодский период жизни Астафьевым были также созданы пьесы «Черемуха» и «Прости меня».
В Перми Мария Корякина начала писать, также – как и ее муж. Она говорила: «Я старалась и стараюсь возвыситься до его ко мне отношения. Мне хотелось быть такой умной, сказать что-то очень нужное, самое-самое», он же смешливо оценивал ее творчество – «…Время есть, так пусть пишет свои книги». Первый рассказ Корякиной «Трудное счастье» был опубликован 10 октября 1965 года в пермской газете «Звезда».
Эти такие разные люди не смогли расстаться и прожили вместе 57 лет, до самой смерти Виктора Петровича. Она всегда была для него и секретарь, и машинистка, и домохозяйка. Когда Мария Корякина написала автобиографическую повесть «Знаки жизни», Астафьев просил не публиковать ее. Мария Семеновна не послушалась. А он написал «Веселого солдата», о тех же самых событиях.
В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны» (1953). В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским.
Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть «Стародуб», 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом.
Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой «Царь-рыбы» стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах «Царь-рыба» и «Сон о белых горах». Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.
Астафьев не обошел в «Царь-рыбе» главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.
Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести «Печальный детектив» (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность.
В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.
Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).
2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.
Мария Семеновна разобрала архивы: все ценные материалы были отправлены в рукописный отдел Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, в Российский Центральный архив имени Горького в Москве, в Пермский архивный центр, где был создан фонд Астафьевых. Мария Семеновна Астафьева-Корякина умерла 17 ноября 2011 года и была похоронена рядом с мужем и дочерью. В Овсянке был установлен памятник Виктору и Марии Астафьевым.
Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев!
Биография его – яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.
Литература:
1. Виктор Петрович Астафьев: Жизнь и творчество: библ. указатель произведений писателя на русском и иностр. языках: литература о жизни и творчестве / сост. и ред. Т.Я.Бриксман. М., 1999;
2. Яновский Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества. М., 1982;
3. Чекунова Т.А. Нравственный мир героев Астафьева. М., 1983;
4. Макаров А. Во глубине России // Макаров А. Литературно-критические работы. Т.2. М., 1982;
5. Курбатов В. Миг и вечность. Красноярск, 1983;
6. Ершов Л.Ф. Три портрета: Очерки творчества В.Астафьева, Ю.Бондарева, В. Белова. М., 1985;
7. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В. Распутин. В. Астафьев. С. Залыгин. Л., 1985;
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев — известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Суровые годы детства и участие в войне на всю жизнь оставили след в душе писателя. В своем творчестве он не раз будет возвращаться к этим темам. Произведения Виктора Петровича отличает реалистичность и хлесткость повествования о судьбах простых фронтовиков и тружеников, которые он описывает живым литературным языком.
Родился Виктор Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка, которое находится на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. Он был третьим ребенком, две его сестры умерли в младенчестве.
Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге ее тело нашли лишь через несколько дней. В. П. Астафьев никогда не смирится с этой утратой. Ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.
С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не получилось да и отношения с мачехой не сложились. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В.П. Астафьев.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».
Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, — напишет спустя годы В. П. Астафьев. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры».
В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофером, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги Астафьева наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».
Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину — город Чусовой на западном Урале.
По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года — сын Андрей.
В 1951 году Виктор записался в литературный кружок и был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Позже Астафьев рассказ переработал и назвал «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За время работы в газете он написал более 20 рассказов и множество очерковых статей.
Важные темы творчества Астафьева — военно-патриотическая и деревенская. Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».
Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина, обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак», списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые на протяжении всей войны проживали в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.
Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни также свойственно произведениям Астафьева о мирной жизни. Он одним из первых упомянул в печати («Кража», «Последний поклон») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».
Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
«Царь-ры́ба» — повесть Виктора Астафьева (1976 год), одно из самых его известных и издаваемых произведений, в 1978 году удостоенное Государственной премии СССР в области литературы. Повесть выдержала сотни переизданий на десятки языков. А недалеко от шоссе Красноярск — Дивногорск находится памятник, посвящённый этой повести. Он представляет собой исполинского осетра («Царь-рыбу»), разрывающего рыбацкую сеть.
Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира
Награды:
орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 апреля 1999) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы [13]
орден Дружбы Народов (25 апреля 1994) — за большой вклад в развитие отечественной литературы, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность[14]
Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») — за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность
орден Отечественной войны I степени (1985) — как участник Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды.
ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)
орден Дружбы народов (1981) — к юбилею Союза писателей СССР
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
орден Красной Звезды (1944-45)
медаль «За отвагу» (1943)
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников: