Что ацтеки использовали только для изготовления игрушек 6 букв сканворд
Самые известные достижения ацтеков
Ацтеки обычно представляются нам как суровые воины, которые постоянно захватывали чужие территории и практиковали жестокие ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Тем не менее, культура ацтеков оставила человечеству интересные разработки в области сельского хозяйства и прикладного искусства. Некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.
На языке ацтеков («науатль») до сих пор говорят около миллиона человек. Кошениль, «плавающие сады» и многие рецепты с использованием целебных растений также являются наследием ацтеков. Что касается жестоких и странных обычаев, принятых в ацтекском обществе, их можно понять только в контексте истории.
Войны, которые вели ацтеки, в некотором отношении были необходимы. Предки ацтеков («чичимеки») начали селиться в южной части Мексики в начале 12 века. Когда они прибыли в долину Мехико, там уже существовало несколько городов-государств. В течение более полувека племена чичимеков избегали других народов и обосновались на острове посреди озера Тескоко. Именно там, как гласит легенда, они увидели орла, сидящего на кактусе — знак, который обещал им покровительство Бога Уицилопочтли. В 1325 г н.э. ацтеки создали свой город Теночтитлан (современный Мехико) и начали войну с целью захвата соседних земель. В 1430 году был заключен союз с двумя крупными населенными пунктами. Это стало рождением империи ацтеков, которая процветала почти 100 лет вплоть до прибытия Кортеса.
Европейцы, знакомясь с культурой и бытом ацтеков, были удивлены, насколько развитой оказалась система управления и образования в государстве. Большой интерес также вызвали методы ведения сельского хозяйства.
1. Плавающие сады.
Земли, которые получили ацтеки, были не слишком пригодны для выращивания огородных культур, а на острове практически не было хорошей почвы. Это не помешало ацтекам производить достаточное количество пищи. Одним из самых интересных изобретений стали «плавающие сады» (чинампас). На озере делали платформы из камыша и веток (размером примерно 27×2 м). Эти «островки» заполняли грязью и компостом, а вокруг высаживали ивы, чтобы закрепить плавающий участок. В качестве удобрения использовали человеческий навоз, сохраняя тем самым чистоту в городе и обеспечивая подкормку растениям.
Благодаря такой технологии, ацтеки могли накормить все население, причем жителям только одного Теночтитлана требовалось до 40 тысяч тонн кукурузы в год. Наряду с кукурузой выращивали бобы, тыкву и держали домашних животных (индюков).
2. Всеобщее образование.
У ацтеков существовал строгий закон, обязывающий получить образование. Учеба начиналась дома: девочкам показывали, как вести хозяйство, мальчики осваивали профессии своих отцов. Воспитание было очень суровым. Малолетним детям давали мало еды, чтобы они могли научиться подавлять аппетит. Мальчикам приходилось труднее всего: их подвергали воздействию экстремальных температур, чтобы развить стойкость и «каменное сердце воина». Наказание за непослушание было еще более жестоким: в возрасте 9 лет мальчиков могли побить кактусами с шипами; в возрасте 10 лет заставляли вдыхать дым от горящего чили; в 12-летнем возрасте связывали и оставляли лежать на холодном мокром коврике. Девочек, если они плохо работали, били палкой.
В возрасте 12-15 лет все дети шли в школу «cuicacalli» (дом песни), где их учили обрядовым песнопениям и религии своего народа. Путь до школы проходил под надзором старейшины, чтобы никто не прогуливал.
Начиная с 15-летнего возраста, девочки больше не посещали школу, а мальчики из семей простолюдинов ходили в «telpochcalli» (военное училище), где оставались на ночь. Богатых подростков отправляли в другие школы, которые назывались «calmécac». Там, помимо военной подготовки, их обучали архитектуре, математике, живописи и истории. Все священники и чиновники были выпускниками этой школы.
3. Спортивные игры.
Игра «ollama» или «tlachtli» (по названию поля) отчасти похожа на баскетбол и на футбол. Вокруг поля возводили стены, которые были в 3 раза выше роста мужчин. В верхней части стены прикрепляли каменные кольца, в которые надо было попасть резиновым мячом, используя бедра, колени или локти.
В игре могли участвовать только знатные люди, и в случае победы команде разрешалось попытаться ограбить присутствующих. Иногда на поле совершались человеческие жертвоприношения.
Зрители часто делали ставки на ту или иную команду, несмотря на то, что детям с самого раннего возраста запрещали это делать. Проигравший иногда вынужден был продаваться в рабство, так как не мог заплатить долг.
«Ollama» — не единственный опасный вид спорта, в который играли ацтеки. Так, например, в деревне устанавливали большой столб с веревками, привязанными наверху. Мужчины надевали на себя «крылья», обматывали веревкой талию и прыгали вниз. Платформа, расположенная сверху, начинала вращаться, и люди должны были совершить 13 оборотов до приземления. Испанцы называли это «Volador».
4. Народная медицина.
Врачей в ацтекском обществе называли «tictil». Они лечили с помощью растительных отваров, экстрактов и разных магических средств. В ацтекских рукописях записано 1550 рецептов и характеристики 180 лекарственных трав и деревьев.
Рецепт «от боли и жара в сердце» включал такие ингредиенты, как золото, бирюза, красный коралл и сгоревшее сердце оленя. Головные боли лечили, делая разрез на черепе лезвием из обсидиана.
В качестве дезинфицирующего средства широко применялся сок агавы, а для облегчения сильной боли – растение «chicalote». Сок агавы до сих пор используется против пищевых отравлений и золотистого стафилококка.
Испанцы обнаружили у ацтеков «пассифлору» — ползучую лозу, которая напомнила им терновый венец Христа. Ацтеки использовали это растение как успокаивающее средство. Оно получило распространение и в Европе.
Алкоголь на всей территории империи был запрещен. Его могли пить только старики, достигшие 70-летнего возраста. Состоятельные ацтеки употребляли горячий шоколад «cacahuatl», рецепт которого унаследовали от индейцев майя.
5. Кошениль.
До испанского завоевания ацтеков европейцы получали красный оттенок с помощью растительного экстракта под названием «безумный красный». Он был бледнее, чем тот, что делали ацтеки. Их секретный ингредиент — крошечный жук «кошениль», который обитает на кактусах «опунция». Четверть тела жука состоит из карминовой кислоты. Чтобы получить 450 г экстракта, требуется 70000 насекомых. Испанцы более 300 лет вывозили кошениль в Европу, пока в конце 19 века не был изобретен синтетический заменитель. Сейчас кошениль используют в производстве некоторых продуктов питания.
Умелое ведение сельского хозяйства, спортивные игры, медицина, система воспитания и даже «боевая раскраска» — все было направлено на то, чтобы всячески укрепить дух и тело воина. Некоторые достижения ацтеков оказались настолько полезными, что «перекочевали» в Европу и используются до сих пор.
Поделитесь постом с друзьями!
Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: Какими были детские игрушки в далёком прошлом
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самые древние «машинки» в мире
На раскопках хараппской цивилизации в Индии нашли игрушечную повозку, запряжённую быками, с извозчиком на козлах и местом для любого игрушечного груза. Ей около двух тысяч лет. В Индии археологи находили и другие игрушки-тележки.
А сирийской повозке и лошадке к ней — таких игрушек в Сирии найдено много — около двух тысяч лет.
Звери на колёсиках
Заставлять игрушечных зверей «бегать» или «следовать за хозяином» всегда было проще всего, поставив их на колёса. Неудивительно, что животных на колёсиках находят в разных частях света постоянно.
Льве, ежу и быку-зебу из Ирана больше трёх тысяч лет.
Вот эта чихуахуа на колёсиках была изготовлена до прихода европейцев. Говоря точнее, ей больше трёх тысяч лет. Она очень удивила археологов, потому что ацтеки не знали повозок и, как считалось, колеса тоже. Возможно, в их сознании колёсики годились только для игрушек или делать большие колёса было кощунственно, потому что колесо похоже на солнце, а солнцу поклонялись. Эта собачка тоже терракотовая. Глина долго «заменяла» пластик в производстве игрушек: она была относительно дёшева и позволяла легко и быстро придавать изделию любую форму.
Этому греческому коню чуть меньше трёх тысяч лет.
На Руси тоже малые ребята играли с лошадками. Резной скакун двенадцатого века.
Самая старая подвижная лошадка не на колёсиках, а на полозьях — чтобы качаться. Изготовлена в семнадцатом веке, возможно, принадлежала в детстве английскому королю Карлу I.
Воинственные игрушки
Игрушечному мечу из римской крепости в Британии от полутора до двух тысяч лет. Он, конечно, деревянный.
А этим мечам из Старой Ладоги не больше тысячи двухсот. Они тоже деревянные.
Лошади верхом на помосте с колёсами выглядят странно только для взрослых. А для детских игрушечных битв — просто то, что надо. Возраст этой греческой игрушки — чуть больше двух тысяч лет.
Типичный Древний Египет
Примерно того же возраста лягушка, которой можно «скармливать» мух — с защёлкивающейся при помощи верёвочки челюстью.
В Древнем Египте находят и самых древних детских кукол. Все более древние найденные куклы были обрядовыми. Кстати, возможно, куклы для девочек у многих народов не только «работали» игрушками, но и служили оберегами.
Мультики доисторической эпохи
Похожие диски с отверстиями для верёвочек возрастом около трёх тысяч лет находят и в Израиле, но только изготовлены они из глины. Судя по некоторым признакам, чаще всего их делали сами дети.
Подвижные игрушки
Более простой в обращении волчок в античном мире тоже знали. Игрушка из погибших Помпей.
Мячи шили из ткани или кожи уже в Древнем Египте. Но они были очень тяжёлыми, ведь их набивали подручным материалом. До лёгких резиновых мячей было ещё очень далеко.
Погремушки
Месопотамские погремушки возрастом в четыре тысячи лет были устроены точно так же, только вместо одного шарика укладывалось несколько.
Древнеегипетская погремушка в форме рыбы на пару веков помладше. Она также выполняла функцию амулета — именно из-за формы. Рыба была символом рождающейся жизни.
Бронзовые погремушки из Ирана возрастом около трёх тысяч лет.
Этой мексиканской погремушке три или четыре тысячи лет. Кстати, возможно, не все найденные погремушки давали в руки детям или, если давали, то только при исполнении религиозных обрядов. Никто не знает точно.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Проклятое золото ацтеков
Как закладку для чтения оставлю здесь историю испанских завоевателей Хэммонда Иннеса.
Конкистадоры: История испанских завоеваний XV- XVI веков. Хэммонд Иннес
Предисловие автора
Часть первая. ФЕРДИНАНД И ИЗАБЕЛЛА
Крестовый поход продолжительностью в восемьсот лет
Рождение империи
Часть вторая. КОРТЕС
Прелюдия к конкисте
Марш на Мехико
Ацтеки
Загадка Моктесумы
Поражение и завоевание
Часть третья. ПИСАРРО
В поисках золота
Экспедиции в Анды
Инки
Резня, золото и гражданская война
Часть четвертая
Итоги
Примечания автора
А сейчас поговорим о таинственной истории сокровищ ацтеков.
Золотыми буквами, запачканными индейской кровью.
Уже в воспоминаниях современников его представляли как человека-легенду, отмечали и «белые», и «черные» стороны его характера. Наделенный редкостным обаянием и сильным характером, Кортес вел за собой соратников в огонь и воду. Обладая огромным мужеством, он вступал в сражения с неизмеримо более многочисленными противниками и одерживал победы.
Была у его пламенной натуры и другая сторона. Он без зазрения совести предавал поверивших ему людей, как подчиненных, так и руководителей. Не раз он внушал одно, а делал другое. Не единожды доводилось ему устраивать кровавую резню. При дележе добычи он тоже не отличался особой щепетильностью, слишком часто давая повод к подозрению в обмане. Весьма сомнительно, чтобы он хоть раз испытывал сожаление о содеянном, считая, как и прочие испанцы, свою религию и цивилизацию превыше всего на свете. Поэтому до сих пор современные мексиканцы не считают возможным простить Кортеса.
Эрнан Кортес и золото вождя
Боязливый Монтесума лично пригласил Энана Кортеса в свою резиденцию в качестве гостя и устроил ему пышный приём.
************************************************
Почему ацтеки не освоили металл и откуда у них столько золота
Ацтекская империя является по истине необычной и удивительной цивилизацией. Эти ребята смогли построить город с населением больше некоторых европейских столиц, покорить огромную территорию и заиметь армию, превосходящую числом тогдашнюю Испанию. Но при всех этих достижениях, ацтеки почти не применяли металл в военных или экономических нуждах.
Золото считается первым металлом, который освоил человек вообще. Оно мягкое и довольно легко плавится и при этом его можно добыть даже в некоторых реках. Ацтеки тоже знали и применяли этот металл, но использовали его не так как европейцы. В качестве денег в империи ходили какао зерна, а вообще имелось много других вещей, которые ценились выше золота. В целом это логично, учитывая, например, что поймать дикую и редкую птицу было намного тяжелее, чем намыть золото. Золото же использовалось в первую очередь для создание разных украшений и декора, из-за блеска и красоты этого металла. Золото, конечно имело свою цену в империи, но далеко не такую как в европе.
Почему ацтеки не освоили что-то кроме меди и золота?
Почему ацтеки не освоили бронзу или сталь, а ограничились только золотом и собиранием готовых медных изделий? На самом деле этот вопрос стоит задать не только ацтекам, а вообще всем цивилизациям центральной мексики. Так почему, жившие там сотни лет народы, не освоили тугоплавкие металлы. И причина тому сама Мексика, а вернее тамошние вулканы.
Мнения об отношении ацтеков к золоту разнятся: одни источники говорят о том, что они называли его не иначе как «дерьмо богов», другие, напротив, утверждают, будто золото являлось даром для божества и смертные не смели использовать его в своих нуждах. Так или иначе, но золото не использовалось в качестве валюты.
Однако богатства, рекой стекавшиеся в столицу Ацтекской Империи, не лежали мертвым грузом. Из золота и драгоценностей создавались удивительной красоты украшения, на золотых пластинах и дисках были написаны религиозные тексты, статуи, элементы декора и многое другое – для создания всего этого искусные ацтекские ремесленники использовали желтый металл.
Украденное конкистадорами золото было переплавлено и отправлено на кораблях в Испанию, что уничтожило целый пласт культуры ацтеков. Сейчас судить о том, как выглядели драгоценные изделия их культуры, можно судить только по задокументированным словам завоевателей и редким археологическим находкам.
************************************************
Во время пребывания во дворце испанцы увидели свежую кирпичную кладку в стене одного из залов. Они проломили её и попали в большую комнату, доверху полную драгоценными богатствами. Здесь лежали груды украшений из золота, множество слитков, золотая утварь и столовые приборы, самоцветы, дорогостоящие ткани. Эти сокровища ранее принадлежали императору ацтеков Ашайакатлю, предшественнику Монтесумы.
Конкистадор сделал вид, что не знает о тайнике. По приказу Кортеса солдаты также хранили молчание и замуровали «золотую комнату». Стремясь быстрее выпроводить непрошеных гостей, вождь Монтесума решил преподнести эти сокровища в дар грозному испанскому монарху Карлу V. Кортесу было предложено доставить драгоценный дар королю как можно скорее.
Но Эрнан Кортес не спешил покидать земли ацтеков. Испанец понимал, что помимо «золотой комнаты» в Теночтитлане ещё много подобных драгоценных хранилищ. Оставлять золото ацтекам он не собирался.
Кортес не успел захватить сокровища. Ему предстояло уладить давнюю тяжбу с кубинским губернатором Диего Веласкесом. Веласкес завидовал успехам отважного конкистадора и отправил в Мексику свой военный отряд, чтобы захватить Кортеса. Конкистадор оставил в Теночтитлане своего наместника Педро де Альварадо.
Разъярённые индейцы активно атаковали испанцев. Бои шли один за другим, силы покидали испанских солдат. На помощь конкистадору и его войску пришёл Монтесума. Монтесума призвал ацтеков прекратить бойню, пообещав, что испанцы без сражения покинут город Теночтитлан. Восставших индейцев возмутили трусливые слова вождя, они назвали его предателем и позором народа. В Монтесуму полетели камни и стрелы. Он был ранен и вскоре скончался.
Ацтеки продолжили массивную атаку на испанцев. Кортес понял, что им не продержаться, и дал приказ уходить. Конкистадор забрал всё золото из тайника Монтесумы. Индейцы сражались с удвоенной силой. Ночью 1 июня 1520 года испанцам удалось выбраться из окружения, переплыв искусственное озеро. Но караван, гружёный сокровищами Монтесумы, пошёл ко дну под шквалом индейских стрел. Большинство солдатов Кортеса погибло. В исторических хрониках, кровавые события той ночи получили название «Ночь печали».
Тайна правителя ацтеков
В июне 1521 года новый отряд Кортеса вновь подступил к Теночтитлану. Осада города длилась два месяца. Эрнан Кортес пытался выведать у нового правителя ацтеков место сокрытия золота Монтесумы, но вождь не раскрыл ему великую тайну.
Долгие годы конкистадоры и путешественники безуспешно искали легендарные сокровища Монтесумы на территории Мексики.
Согласно одной версии, сокровища Монтесумы зарыты на территории Северной Америки в штатах Аризона или Юта. Многие искатели золота считают этот факт достоверным.
Индейцы Аризоны рассказывали легенду о длинном караване: множество носильщиков несли на своих плечах тяжёлый груз к реке Колорадо через горный перевал. Шествие сопровождали вооружённые копьями воины. Никто из них обратно не вернулся…
В 1914 году золотодобытчик Фредди Кристал из Юты обнаружил на утёсе скалы гравировку, которая идентична знакам на старинной карте, указывающей путь к легендарным золотым сокровищам. Кристал нашёл дальнего потомка Монтесумы, чтобы тот прочитал древнюю карту. Золотоискатель выяснил, что топография нарисованной местности действительно соответствует краю Канаб.
Фредди Кристал убедил горожан помочь ему отыскать золото в тайне от властей. За помощь он обещал поделиться найденным богатством. Искателям сокровищ удалось найти в местных горах запутанную систему туннелей и пещер, напичканных ловушками. Но золотого клада они не нашли.
Существует и другая легенда, что жители Теночтитлана собрали все золото, которое еще не вывезли испанцы, и, скрывшись из города, перепрятали сокровища своей нации. Это сильно разозлило завоевателей. Очень много времени было потрачено на поиски сокровищ ацтеков, однако попытки не увенчались успехом.
Возможность получить легкую наживу всегда волновала людей. Тема ацтекского золота даже была освещена в некоторых компьютерных играх и кинематографе. Так, например, в фильме «Пираты карибского моря», разбойники находят клад с золотом, спрятанным от Кортеса. Тратя добычу направо и налево, они не сразу узнают, что золото защищено ужасным проклятием, которое не позволит белому человеку безнаказанно взять хоть одну монету себе. Эта история очень символична, ведь во время своих безуспешных поисков сокровищ, Эрнан Кортес потерял немало своих людей и союзников, погибших от болезней или от рук сражающихся за свою жизнь и свободу туземцев.
И в XXI веке находятся люди, которые верят в эту легенду и, очертя голову, отправляются на поиски легендарных сокровищ. Однако реальных документальных подтверждений или археологических находок, доказывающих, что золото действительно спрятано где-то на территории современной Мексики, на данный момент не существует.
Игра в мяч у ацтеков
Ацтеки заимствовали многое из культур своих предшественников, и игра в мяч (ollamaliztli, oлламалистли) истоки которой уходят в глубокую древность, не стала исключением. Когда ацтеки основывали новое поселение, они первым делом делали две вещи: строили святилище (храм) своему племенному божеству Уицилопочтли, а затем рядом с ним ставили площадку для игры в мяч.[1] Как правило, такие площадки размещались недалеко от храмовых построек и дворцов, из чего можно сделать вывод, что значимость этой игры была для ацтеков довольно высокой. Интересно, что испанцы построили свой кафедральный собор не над главным храмом, а над площадкой для игры в мяч.
Реконструкция ритуального центра Теночтитлана, в левой части рисунка площадка для игры в мяч и цомпантли.
В Теночтитлане площадка для игры в мяч стояла в окружении храмовых и дворцовых построек в самом центре города, размещаясь недалеко от главного храма. Отдельная площадка для игры в мяч называлась тлачтли или тлачко (tlachtli, tlachco) и имела форму буквы I. Вокруг площадки находился склон, окруженный по внешнему краю стенами. В центре стен стадиона для игры в мяч имелось два (на одной и другой стене) каменных красиво орнаментированных резных кольца диаметром примерно 90 сантиметров. Обстановку дополняли установленные неподалеку цомпантли (стеллажи с черепами принесенных в жертву), которые составляли с тлачтли своего рода ансамбль. Впервые стоящими рядом эти постройки были обнаружены в Туле и Чичен-Ице.[2]
Символично, что площадка была ориентирована по оси Запад-Восток[3], являясь наглядным архитектурным отражением представлений ацтеков о том, что игра в мяч имитирует движение солнца по небу, к этой теме мы вернемся чуть позднее.
Рисунок ритуального центра Теночтитлана из Флорентийского кодекса.
В разных городах ацтекского государства высота стен площадки для игры в мяч колебалась в диапазоне 2,5-3,3 метра. Сам стадион был длиной от 30 до 60 метров, шириной от 3 до 12 метров, и часто имел линию, делившую его на 2 части посередине, а также шесть отметок вдоль наклонных стен. Площадку окружали места для зрителей, знати и судей.
Как уже говорилось ранее, на стадионах проводили не только состязания, но и разные ритуальные действа. Это подтверждается наличием различных вотивных предметов, закопанных на главном стадионе Теночтитлана. В месяц Панкецалистли в честь Уицилопочтли ацтеки устраивали празднества как раз на стадионе.[4] Также на площадках для игры в мяч в Теночтитлане перед игрой жрецы сжигали курения перед снаряжением, прося у богов успеха в игре.
Два игрока в мяч, Д. Дуран.
О конкретных правилах этой игры известно немногое, но точно ясно одно – ударять по мячу надо было бедрами, поэтому игроки надевали защитные средства из кожи на поясницу и таз. Известно, что экипировка стоила очень дорого: ею у науа владели только аристократы и профессиональные игроки (олламаниме). Для защиты рук игроки носили специальное снаряжение из оленьей кожи, которое одевали на кисти. Так как игрокам приходилось очень часто падать на землю, они одевали также защиту на колени. Но эти меры не всегда уберегали от синяков, обширных гематом и кровотечений.
Основной целью игры было закинуть мяч через каменное кольцо. Когда такое происходило, игра считалась завершенной. [5] Кому удавалось пробросить мяч через кольцо, тому воздавались различные почести. Его чтили, пели хвалебные песни, ему давали ценный приз из перьев, а также плащ и набедренную повязку.[6]
Так как в кольцо было попасть совсем непросто, обычно играли до достижения командой определенного количества очков. Важным правилом игры был запрет на касание мячем земли. Также игрокам запрещалось касаться мяча руками или голенью, могли быть использованы только локти, колени, бедра и голова.[7] Нарушением считалось, если игроки не могли взять мяч на своей стороне или перебросить его за центральную линию. Команда теряла очки, если одному из игроков приходилось дважды бить по мячу перед возвращением его противникам или если мяч коснулся незащищенного кожей участка бедер игрока, а также, если он бил мячом в кольцо, но не попадал в него, или если от его удара мяч покидал пределы поля.[8] Торибио Мотолиния, бывший хронистом ацтеков в XVI веке, писал, что если мяч ударял об противоположную стену, то команда получала очки, а если мяч попадал в кольцо, то забившая его команда побеждала.
Эти правила обеспечивали высокий темп игры, а игроки были вынуждены часто падать, чтобы предотвратить касание мяча о землю. Умелые игроки могли удерживать мяч в игре час и даже более. Особо искусные из них очень ценились, они имели доступ ко двору правителя и знаки отличия. Однако до нас не дошло ни одного имени почетного игрока в мяч.
Игра продолжалась до 8 очков, или пока кто-либо из игроков не перебросит мяч через свое кольцо. Победитель получал в собственность все, что было поставлено на кон, а также право отбирать у зрителей плащи. В этом вопросе в источниках встречаются противоречивые сведения. Мотолиния, например, полагал, что плащи отбирались только у болевших за проигравшую сторону.[9]
«Это способ, какой имели индейцы этой Новой Испании, чтобы играть в мяч, каждый на своем месте, и тот, кто побеждал другого в этой игре, и заставлял его пропустить прыжок мяча [la hazia perder el salto a la pelota] на месте другого, выигрывал ставку, и если кто-нибудь касался мяча какой-нибудь частью тела, кроме локтей, которыми играли, или бедрами, или ладонью, проигрывал, а тот, кому удавалось забить мяч в тлашмалакаль, являющийся кольцом, которое находится по сторонам, выигрывал и получал свободу забирать плащи и все, что бы ни увидел игрок, и все, кто могли, убегали от него. Играли в эту игру на рабов, на плащи и перья»[10]
По всей видимости, олламалистли был в основном спортом для богатых, однако существовали и профессиональные игроки, которые не входили в знатное сословие – они жили за счет выигрышей. Часто зрители (особенно это касается знати) делали ставки на команды (игроков). Ставкой могло быть что угодно. Дуран упоминает, что знатные ацтеки заключали пари на «драгоценности, рабов, драгоценные камни, декоративные кожухи, атрибуты войны, и наряды женщин. Другие ставили на кон своих любовниц»[11]. Дуран считал игроков людьми, которые слишком подвержены азарту, они настолько были увлечены игрой, что закладывали все что имели, дома, поля, запасы кукурузы и растения магея. Они ставили на кон своих детей и продавали себя в рабство.[12]
Игра в мяч (codex Magliabechiano)
Впрочем, те, у кого денег на ставки не было, становились зрителями этих игр исключительно ради развлечения. С другой стороны, считалось, что от игры в мяч обычным людям лучше держаться подальше. Обучающихся в тельпочкалли юношей наставники поучали, говоря им, «чтобы они отдалялись от праздности и совершения бесчестных поступков, которые приводят к тому и являются причиной того, что становятся ворами, или игроками в мяч, или игроками в патоль [patol], вроде костей, каковые игры взращивают воровство, чтобы удовлетворить и насытить такие пороки, которые не влекут за собой ничего иного, кроме дурного конца».[13]
На рисунке верхняя правая фигура изображает игрока в мяч (Codex Mendoza).
Именно поэтому в некоторых кодексах, которые представляют собой книгу предсказаний (тоналаматль), рожденные в определенные дни были обречены стать заядлыми игроками.[14]
Божество Макуильшочитль, мяч для игры в олламалистли и доска для патолли (Codex Borgia).
Божество Макуильшочитль, мяч для игры в олламалистли и доска для патолли (codex Vaticanus B).
Города и племена устраивали состязания по игре в мяч между собой, и тогда матч приобретал политическое значение. Порой игра становилась предлогом для убийства или нападения. Иногда игру использовали для урегулирования разногласий между двумя сторонами.
Фрай Хуан де Торквемада писал о поединке ацтекского правителя Ашайякатля, поставившего на кон годовой доход против чинамп Шочимилько. Таким способом ацтеки хотели заполучить ценный экономический район, не отправляясь при этом на войну (путем хитрости и обмана они заполучили чинампы Шочимилько). Ашайякатль проиграл, но был расстроен не столько тем, что потерял свою ставку, сколько тем, что лишился репутации хорошего игрока в мяч.[15] Однако победивший царь был задушен самим Ашайякатлем, во время вручения гирлянды победителю. На следующий день после победы мексиканские воины появились во дворце счастливого победителя и, «приветствуя его и принося ему дары, они бросили ему на шею гирлянду цветов с запрятанным в ней ремешком и таким образом убили его».[16]
Чинампы Шочимилько. Реконструкторская модель и современные фотографии. В центре изображение из кодекса ацтекского тлатоани Ашайякатля.
В другом состязании, о котором также сообщает Торквемада, были использованы номинальные ставки, чтобы подчеркнуть спортивную доблесть стареющего правителя, который поставил все свое царство против трех индюшек. Это был поединок Монтесумы II и правителя Тескоко Несауальпилли. Последний, увидев комету, интерпретировал это как предвестие близкого конца Тройственного союза, и Монтесума вызвал Несауальпилли на состязание, чтобы проверить истинность предсказания. Правитель Тескоко выиграл, доказав таким образом верность своего пророчества.[17]
Монтесума и Несауальпилли, Д. Дуран.
Иштлильшочитль, современник Торквемады, также упоминал о королевском поединке, по результатам которого победитель узаконил свои права на правление. Правитель тольтеков Топильцин играл один сразу против трех соперников и выиграл.[18]
Больше как притча, чем как реальное событие, описывается в Легенде о Солнцах поединок тольтекского[19] царя Уэмака и тлалоками на драгоценные камни и перья кецаля. Уэмак выиграл игру, а когда вместо драгоценностей правителю Толлана были предложены молодые початки и листья маиса, он отказался от них. Божества дали их, но предупредили Уэмака, что листья маиса – самые драгоценные перья, а початки ценнее нефрита. В результате кладовые Толлана были наполнены драгоценностями, но маис перестал расти, и Толлан охватили страшная засуха и голод, длившиеся 4 года. Еще один матч с неудачным последствием ознаменовал собой начало заката тольтекской эпохи.
До прибытия в Новый Свет испанцы никогда раньше каучуковых мячей не видели. Кортесу так понравилась эта игра, что он взял с собой команду игроков в мяч, чтобы показать ее при королевском дворе. Немецкий художник Кристоф Вейдиц, который в 1528 году имел возможность своими глазами увидеть при дворе Карла V игру в мяч, составил альбом, куда вошел и рисунок двух игроков в мяч.
Игроки в мяч, рисунок Кристофа Вейдица.
Игра имела и глубокий сакральный смысл. Каучуковые мячи ацтеки использовали не только для игр. Эти предметы служили также в качестве подношений богам. Сожжение мяча, по всей видимости, входило в ритуал игры.[20] Ацтекская империя в пору своего расцвета требовала в качестве дани 16000 каучуковых мячей в год. По подсчетам некоторых историков, для таких высоких налогов требовалось примерно 1300 акров (5 км 2 ) земли и 400 штатных сборщиков урожая.
Божество Шиутекутли использует каучуковые мячи в виде подношений (Codex Borgia).
Дань в виде 16 000 каучуковых мячей (Codex Mendoza).
Площадка для игры в мяч была олицетворением подземного мира, куда уходит каждую ночь солнце. Игра символизировала битву дня и ночи, а, значит, имела отношение и к кровавым человеческим жертвоприношениям, которые были призваны обеспечивать движение солнца по небу. Неслучайно во всех тоналаматлях (ритуальных книгах предсказаний) ацтеков изображение площадки для игры в мяч помещали рядом с изображением собаки (Шолотлем?). Ацтеки верили, что Шолотль, сопровождающий Солнце на небесном своде и в подземном мире, играет в олламалистли на магической площадке, которая расположена не где-нибудь, а на небе.
Кроме того, стадион для игры в мяч был связан с Уицилопочтли, который, согласно мифам, построил такую площадку (теотлачко) на горе Коатепек, а потом на этом же поле для игры в мяч он победил свою сестру Койольшауки (Луну) и Сенцонуицнауа (400 звезд), обезглавил их и съел их сердца в самом центре площадки, получившей название место черепа (Itzompan). Этот миф отражает основную суть космологических представлений ацтеков об извечной борьбе Солнца, как воплощения света и жизни, с ночными небесными телами, в которой Солнце постоянно одерживает победу, поддерживая жизнь на земле.[21]
С игрой в мяч неразрывно связан и обряд обезглавливания жертвы. Ранее уже говорилось о том, что рядом с тлачко соседствовала цомпантли.[22] Мануэль Агиляр Морено в своей статье об ацтекской архитектуре говорит о том, что это были, как правило, трофейные головы, связанные с ритуалами олламалистли.
Макульшочитль (справа), площадка для игры в мяч, обезглавленная жертва и доска для патолли (codex Aubin).
Шочикецаль (слева), обезглавленная жертва и площадка для игры в мяч (codex Borbonicus)[23].
Тесная связь площадки для игры в мяч с различными религиозными ритуалами проиллюстрирована на страницах кодекса Борджиа. Там есть несколько сцен, изображающих процесс жертвоприношения на теотлачтли.
Красный и черный Тескатлипоки играют в мяч, в центре площадки жертва с вскрытой грудной клеткой. Кровь жертвы омывает мяч (Codex Borgia).
Сцена жертвоприношения на площадке для игры в мяч (Codex Borgia).
Также площадка для олламалистли упоминается на страницах кодекса, рассказывающих о путешествии идеализированного правителя Полосатый Глаз (Stripe Eye) по миру богов, где он должен совершить ряд действий, или испытаний, по результатам чего сможет сделать свою власть легитимной. Некоторые ученые сравнивают данный сюжет с похожим у миштеков, поэтому часто идеализированного правителя называют также – 8-Олень.[24] На своем пути к власти Полосатый Глаз сыграет в мяч с божествами, на его глазах будут происходить различные ритуальные действа, которые в конечном итоге позволят ему стать легитимным правителем своей страны.
Полосатый Глаз играет в мяч с божеством (Codex Borgia).
Сцена, изображающая красного Тескатлипоку (слева) и Тласольтеотль (справа), в центре божество смерти произоводит на свет ребенка (рождение Солнца) (Codex Borgia)[25].
Одна из последних страниц кодекса рисует нам четырех богов (или их имперсонаторов) на поле для игры в мяч во время одного из праздников.
4 бога (или жреца) на площадке для игры в мяч во время одного из прадников (Codex Borgia).
[1] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web.calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[3] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web.calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[4] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web.calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[5] Кодекс Мальябекки. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 169
[6] Fray Diego Durán, Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar, p. 315. Translators: Fernando Horcasitas and Doris Heyden, University of Oklahoma Press, Norman, 1977.
[7] Кодекс Мальябекки. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 169
[9] Motolinia, Toribio de Benavente Memoriales de Fray Toribio de Motolinia. Facsimile edition. Madrid: Librerr’a de Gabriel Sénchez, 1903, р.339
[10] Кодекс Мальябекки. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 169
[11] Fray Diego Durán, Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar, p. 318. Translators: Fernando Horcasitas and Doris Heyden, University of Oklahoma Press, Norman, 1977.
[13] Кодекс Мендоса. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко, 2013. Стр. 297
[14] Narrative and Ritual in the Codex Borgia. A structural analysis of pages 29 to 46 of this Postclassic Mexican manuscript. Samantha Gerritse June 2013
[15] Torquemada, Juan de Monarqul’a Indiana. (1975) Mexico City: Universidad Nacional Autonoma de Mexico Р. 250.
[16] Жак Сустель. Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания. 2007, стр.196
[17] Torquemada, Juan de Monarqul’a Indiana. (1975) Mexico City: Universidad Nacional Autonoma de Mexico Р. 291-292.
[18] Santley, Robert M.; Berman, Michael J.; Alexander, Rami T. (1991). «The Politicization of the Mesoamerican Ballgame and Its Implications for the Interpretation of the Distribution of Ballcourts in Central Mexico». In Vernon Scarborough and David R. Wilcox (eds.). The Mesoamerican Ballgame. Tucson: University of Arizona Press.
[19] Об этнической принадлежности тольтеков ещё ведутся споры. В нашей статье мы будем придерживаться мнения, что это была говорящая на науатле народность.
[20] Narrative and Ritual in the Codex Borgia. A structural analysis of pages 29 to 46 of this Postclassic Mexican manuscript. Samantha Gerritse June 2013
[21] The PARI Journal.Vol.III, No.2/Vol.III, No.3\ The Ballgame as a Portal to the Underworld/ Dr. Manuel Aguilar, р.8. http://web.calstatela.edu/faculty/maguila2/Publications/20_ballgame_2002-2003.pdf
[23] How Drawing Becomes Writing: Proto-Orthography In The Codex Borbonicus. Taylor Bolinger
[24] The Codex Borgia: A Full-Color Restoration of the Ancient Mexican Manuscript. Gisele Díaz,Alan Rodgers,р. 24-26
[25] Narrative and Ritual in the Codex Borgia. A structural analysis of pages 29 to 46 of this Postclassic Mexican manuscript. Samantha Gerritse. 2013