Что автор называет тиранией мнения
Итоговые сочинения по темам центральной России
5 сочинений по темам прошедшего ИС 1 декабря 2021 года.
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
Любое путешествие – это всегда движение вперёд, к новым возможностям. Человек обогащается, получает знания и ценный опыт, что может оказать существенное влияние на его мировоззрение. Например, писатель И.А. Бунин отмечал: «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Действительно, бывают ситуации, когда дорога помогает личности разобраться в себе. Но почему большинство людей привлекает фантастическая идея путешествия во времени? Многие люди склонны ошибаться, и не всегда они могут справиться с последствиями своих необдуманных поступков. В такие моменты хочется иметь машину времени, чтобы вернуться в прошлое и сделать другой выбор. Кроме того, бывают случаи, когда человек, напротив, мечтает попасть в будущее, надеясь на лучшую и счастливую жизнь. Для доказательства своих размышлений обращусь к произведениям художественной литературы.
Достаточно часто мы сожалеем о своих поступках, о не сказанном вовремя слове или не оказанной близкому человеку помощи. Героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», безусловно, хотела бы иметь машину времени, чтобы исправить собственные ошибки. Дочь Катерины Петровны Настя переезжает в Ленинград, где у неё появляется возможность стать успешной личностью. Девушка работает в Союзе художников и занимается важными организационными вопросами. Так, она совершенно занята подготовкой к выставке молодого скульптора и поэтому забывает о собственной матери, которая была тяжело больна. Женщина отправляла дочери письма, но они только успокаивали девушку: «…раз мать пишет – значит, жива». Однако в глубине души Настя чувствует тревогу, которую всеми силами старается заглушить, чтобы не отвлекаться от работы. Девушка делает свой выбор и совершает ошибку, которую не может исправить. В конечном счёте она получает телеграмму о том, что её мама находится на грани жизни и смерти. Настя испытывает мучительные угрызения совести, укоряет себя в проявленном равнодушии и жестокости по отношению к человеку, который любил её больше всего на свете. Если бы у девушки была машина времени, она успела бы увидеться с матерью и сказать ей добрые слова перед смертью. К сожалению, таких технологий, позволяющих повернуть время вспять, до сих пор не существует, и нам приходится принимать реальность такой, какая она есть. Таким образом, людей зачастую привлекает идея путешествий во времени, потому что они мечтают избавиться от чувства невыносимой вины.
Рассмотрим другой пример, который доказывает, что многие люди стремятся приблизить будущее, забывая о настоящем. В романе М.А. Осоргина «Сивцев Вражек» один из героев возвращается с войны инвалидом. У него нет ни рук, ни ног, поэтому автор на протяжении всего дальнейшего повествования называет персонажа «обрубком». Безусловно, такую трагедию очень сложно принять, ведь человек утрачивает смысл своего существования, чувствуя себя неполноценным. В какой-то момент Стольников начинает увлекаться телекинезом; он много времени проводит, глядя на обыкновенный шарик, и надеется, что сможет управлять его движением усилием мысли. Герой рассказывает своей собеседнице Танюше о прекрасном будущем, когда появится множество новых научных изобретений, способных изменить мир до неузнаваемости. Если можно будет управлять полётом аэроплана без пилота, то почему нельзя научиться передвигать вещи, не прибегая к помощи рук? Эта мысль на какой-то момент становится единственной отрадой для Стольникова, и ему, конечно, хотелось бы увидеть это будущее. Однако путешествие во времени – это до сих пор лишь плод человеческого воображения, поэтому нужно научиться смиряться с обстоятельствами и привыкать к любым условиям, даже если это кажется слишком сложным, как в случае с пострадавшим на войне героем М.А. Осоргина.
В заключение хочется сказать, что время необратимо, именно поэтому так важно обдумывать свои поступки и их возможные последствия. К сожалению, некоторые ошибки невозможно исправить, и с этим приходится мириться. Откладывать жизнь на потом,
мечтая о прекрасном будущем, тоже не следует, ведь оно может никогда не наступить. Нужно жить сегодняшним днём, потому что только настоящее действительно подвластно человеку.
213. Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
По мнению поэта А.А. Вознесенского, «все прогрессы реакционны, если рушится человек». Действительно, научно-технические новшества не всегда воздействуют на человечество благоприятно. Безусловно, они во многом облегчают нашу жизнь, некоторые из них позволяют гораздо меньше времени тратить на выполнение тех или иных действий. Однако достаточно часто в погоне за материальными ценностями мы забываем о духовном мире. Так можно ли назвать общество прогрессивным, если его представители деградируют? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к произведениям художественной литературы.
Рассмотрим повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», в которой рассказывается о научном эксперименте авторитетного профессора Преображенского. Герой достиг значительных успехов в процессе омоложения своих пациентов. Но любой учёный мечтает создать что-то особенное, выдающееся, то, что ещё никто не решался сделать. Профессору приходит в голову идея пересадить человеческий гипофиз бездомной собаке, и, если бы этот опыт удался, герой добился бы невероятных высот. Казалось, всё прошло успешно, и пёс Шарик начал постепенно превращаться в гражданина Полиграфа Полиграфовича Шарикова, а это можно было бы назвать настоящим прорывом в области медицины. Через какое-то время Шариков научился вставать на задние лапы и говорить первые слова, а спустя несколько недель мог даже поддерживать разговор. Но дело в том, что пересаженные собаке органы были взяты у преступника и пьяницы Клима Чугункина, и, по всей видимости, новоиспечённый гражданин становился всё более похожим на своего донора. Шариков вёл разгульный образ жизни, оскорблял других людей, грубил самому профессору, становясь совершенно невоспитанным и невежественным человеком. Таким образом, эксперимент Преображенского приводит к весьма печальным последствиям, именно поэтому учёному остаётся только вернуть всё на круги своя. Этот пример доказывает мысль А.А. Вознесенского: действительно, ни о каком прогрессе не может быть и речи, если плоды научных трудов приводят к духовной деградации.
Кроме того, нельзя не вспомнить произведение известного фантаста Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Писатель рассказывает о будущем, где нет места духовным ценностям. Пожарные теперь не спасают жизни, а сжигают книги, которые могут послужить причиной появления в человеческом сознании излишне вольнолюбивых мыслей. Плоды научно-технического прогресса совершенно изменили человека, превратившегося в потребителя. Люди живут как будто на автомате, ежедневно выполняя привычные действия. Им чужды душевность и чувство сострадания, они перестают разговаривать вживую, а единственными их собеседниками становятся «родственники» – участники телешоу, которые герои Брэдбери смотрят на огромных экранах. В их головах нет ничего, кроме рекламных лозунгов, а с каким-нибудь отступником, который однажды задумается о смысле своего существования, расправится полицейская собака-робот – Механический пёс. Пожарный Гай Монтэг, познакомившись с удивительной девушкой Клариссой, решается на протест. Ему и небольшой группе людей, оставшихся в живых после атомной бомбардировки, предстоит начать жизнь с чистого листа. Таким образом, так называемый прогресс может привести к вырождению человечества.
В заключение хочется сказать, что развитие новых технологий иногда наносит обществу непоправимый урон. Если научные достижения угрожают нашей жизни, их уже нельзя считать следствием прогресса. Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о духовном мире, необходимо оберегать его от губительного влияния опасных экспериментов и цифровизации.
309. Когда слово становится преступлением?
Сложно жить в доме, в котором не слышишь в свою сторону ни одного доброго слова. Катерина, главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», чувствовала себя невольницей в семье Кабановых. В детские годы к девушке обращались абсолютно по-другому: её любили, заботились о ней, ценили каждое желание дочери. Раньше она ощущала себя такой же свободной, как птица, а теперь находится под постоянным давлением со стороны Кабанихи. Таких людей, как Марфа Игнатьевна Кабанова, называют тиранами и самодурами, потому что они совершенно не заботятся о чувствах других и считают собственную точку зрения единственно правильной. Женщина уверена в том, что молодое поколение должно во всём подчиняться воле старших. Она любит читать наставления своим детям и всегда находит грубые, жестокие слова для несчастной Катерины. Так, например, Кабаниха упрекает невестку в том, что она недостаточно расстроена из-за отъезда мужа. Каждое слово своенравной женщины задевает мягкое сердце Катерины, и именно от невозможности больше жить в таких условиях она решается на отчаянный шаг. Если бы не постоянные упреки и наставления Кабанихи, девушка бы не искала счастья с другим человеком. Если бы она не решилась на встречу с Борисом, то не совершила бы самоубийство. Получается, что главным толчком для преступления стали жестокие и несправедливые слова Кабановой в сторону своей невестки.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Действительно, важно быть осторожным со своими словами, потому что любое из них может стать преступлением. Ни в коем случае нельзя срывать свою злость на других, ведь так можно обидеть человека. Кто знает, чем это обернётся? Необходимо обдумывать свои слова и поступки, чтобы предотвратить возможную трагедию.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.
Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.
Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не
удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.
В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
Человека, который любит своё Отечество, называют патриотом. В чём же проявляется этот патриотизм? По мнению литературного критика В.Г. Белинского, любовь к Родине не может заключаться в громких словах, потому что они ничего не значат, если человек бездействует. Настоящий патриот доказывает свои чувства с помощью благородных поступков. Это не значит, что каждый должен совершать подвиг, рискуя собственной жизнью. Участие в субботнике, оказание помощи пожилым и больным людям, любое доброе дело может быть доказательством любви к своей Родине. Обратимся к примерам из произведений художественной литературы, в которых поднимается проблема подлинного патриотизма.
Нельзя не вспомнить и роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», многие герои которого любят свою Родину. Остановимся на Наташе Ростовой, чтобы доказать, что любовь к Отечеству может проявляться не только на поле боя. Во время войны с Наполеоном семья Ростовых эвакуируется из города, поэтому старается взять с собой как можно больше ценных вещей. Однако это всего лишь предметы, без которых легко можно обойтись, потому что на свете есть что-то гораздо более важное. Так, героиня настаивает на том, чтобы вместо личных вещей они вывезли из Москвы раненых солдат. Девушка готова пожертвовать чем угодно, чтобы спасти жизни этих людей, которые рисковали собой, пытаясь защитить Отечество. Мать не сразу уступает дочери, ведь она заботится о
приданом самой Наташи. Для Ростовой-младшей это противоестественно, неправильно, она не может проявить такое равнодушие к людям, нуждающимся в её помощи. По мнению героини Толстого, стыдно оставаться безучастным в подобной ситуации. В конечном счёте, благодаря упорству и решительности настоящей патриотки, все доступные подводы Ростовых были отданы для перевозки раненых. Итак, мы видим, что истинная любовь к Отечеству включает в себя чувство сострадания к ближним и готовность оказать помощь и поддержку.
В заключение хочется сказать, что патриотизм, несомненно, проявляется в честных и ответственных поступках. Нельзя не вспомнить слова Н.А. Некрасова из его знаменитого стихотворения «Поэт и Гражданин»:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Не следует забывать о нашем гражданском долге, который заключается в том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не предавать свою Родину и делать всё возможное для её благополучия и процветания.
Что автор называет тиранией мнения
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24
5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.
Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.
Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.
Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».
Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.
Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.
Где кончаются законы, там начинается тирания (У. Питт)
Я согласна с мнением автора. Тирания, как один из режимов государственного правления, направлена на удовлетворение воли правителя (тирана) независимо от того, законна эта воля или нет. Природа тирании не всегда была таковой. То значение, в котором о тирании говорит автор, пришло к нам уже в Новое время. Тогда же философы эпохи Просвещения дают этому понятию новую трактовку. Тему нельзя назвать актуальной в современном мире, так как эпоха правления тиранов давно прошла. Но эту ветвь истории человечества важно изучать и анализировать, чтобы понимать прогресс человечества и не допустить его регресс.
Тирания ассоциируется с античными временами. Именно тогда, в Древней Греции зародилась эта форма правления, основанная на единоличной власти тирана. Там же она изжила себя, но снова проявилась спустя века, найдя пристанище в средневековой Италии. Тираны приходили к власти вооруженным путем, постепенно меняя родовой строй древнего общества на классовый. Обычно тиран заручался поддержкой демоса – верхушки населения развитых районов Греции, состоящей из ремесленников и торговцев.
Тирания в современном ее понимании значительно отличалась от того понятия, которое употреблялось древними греками. Если мы называем тиранией жестокость и деспотичность, то у греков первые задатки такой формы правления отождествлялись с обычной узурпацией власти. То есть, тираном не обязательно был человек жестокий и суровый.
Это мог быть самый обычный человек спокойного нрава, взявший власть в свои руки незаконным путем, хитростью, например, или силой. При этом правление тирана характеризовалось преследованием личной выгоды, злоупотреблением власти в личных целях, а не в пользу народа. Похожей формой правления можно назвать древнеримский цезаризм.
Тиранию в Древней Греции можно назвать демократичной диктатурой. В целом, среди тиранов были выдающиеся правители и личности, а сама тирания сыграла важнейшую роль в становлении демократии и подавлению аристократии. Тираны-правители много вкладывали в развитие ремесла, земледелия, морского дела, поднимали с «низов» рабочие сословия. После падения тирании на смену приходила либо демократия, либо умеренная, не чета прежней, аристократия.
Падению тирании во многом способствовала излишняя подозрительность последних правителей, не обладавших теми выдающимися качествами правителя, которые были у их отцов и дедов. Последние представители династий тиранов были более жестоки, склонны к насилию, так как ощущали свое могущество лишь в силе и наемной охране. Помимо отсутствия лидерских качеств тирана ожесточало и пошатывало также осознание незаконности своей власти.
В Новом времени тиранию стали отождествлять с абсолютизмом и деспотизмом, а монархов Средневековья сравнивать с тиранами. Свой взгляд на тиранию Нового времени описал влиятельный философ своей эпохи Джон Локк. Я думаю, что именно на его взглядах основано мнение автора высказывания Уильяма Питта.
Согласно Локку тирания – это осуществление власти в обход права, на что права никто не имеет. Такой правитель в своих решениях преследует личную выгоду, осуществляет власть не по закону, а по собственной воле, правит не во благо народа, а во благо самого себя. Тиран не заботиться о сохранности собственности своего народа, а лишь подпитывает своим правлением собственные низменные качества – алчность, честолюбие, мстительность. Так, как и сказал Питт – тирания начинается там, где заканчивается закон. Закон тиранам не писан. Они живут и правят по собственному, не писаному закону.
Так, с тиранией Нового времени связывали правление последнего короля Франции Людовика XVI, а также английского правителя Георга III. Правление первого закончилось Великой французской революцией и полным свержением монархии, а правление второго – Американской революцией, в ходе которой Америка освободилась от английских колонизаторов и стала независимой страной США. Оба монарха слыли неспособными справляться с трудностями правителями с превышенными полномочиями и путанной законодательной системой, все больше заботящейся о короле, и все меньше о других сословиях.
Тирания древнегреческая, а также несколько отраженная в монархии средневековья, как форма правления давно изжила себя и уступила место демократии. И автор высказывания был максимально прав относительно того времени, в котором он жил. После тирании существовали другие, новые формы государственной власти, основанные на тех же принципах – авторитаризм, фашизм, тоталитаризм, диктатура. И к любой из этих форм применимо правдивое высказывание автора – каждое жестокое и деспотичное правление начинается там, где заканчивается закон.
Одна из древнеримских юридических формул гласит «Законы писаны для бодрствующих». В этой формуле заложен глубокий смысл. Законы издаются для людей. От них требуется сознательное следование этим законам, законопослушание. Но этого недостаточно. Люди не должны сидеть, сложа руки, в надежде на то, что в области законности всё сложится само собой, они должны быть настроены на активную борьбу за законность. И это относится не только к юристам — работникам полиции, судьям, прокурорам и т.д., но и ко всем людям. Ко всем нам! В противном случае, если все мы будем проходить мимо и тем более сами оставаться «юридически равнодушными», безразличными к праву и закону, никакая правозаконность не состоится, и общество будет скатываться к анархии и хаосу. Что здесь самое важное? Есть тут два «ключика», которые делают человека юридически «бодрствующим». Первый из них: утвердиться в том, что каждый из нас обладает неотъемлемыми прирождёнными правами, с которыми обязаны считаться все окружающие, государство, любая власть. А в центре, в самой основе прав и свобод человека — его высокое человеческое достоинство. И второй «ключик»: это такое изменение нашего отношения к суду, в соответствии с которым именно правосудие должно рассматриваться в качестве оплота и надёжной защиты каждого человека, его прирождённых прав и свобод. Для того чтобы в государстве состоялась правозаконность, необходимо также изменение роли суда, который из казённого учреждения, где «судят» и «дают» срок, должен превратиться в помощника и спасителя, который и рассудит, и поддержит, и каждому воздаст должное. (По материалам статьи С. С. Алексеева)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Гражданин, выглянув в окно рано утром, увидел, как два незнакомца собирались угнать машину его соседа. Какие действия должен был предпринять гражданин, чтобы его можно было назвать «юридически бодрствующим» человеком? (Назовите любые два возможных действия.)
3. Назовите два условия, без которых, по мнению автора, не может состояться правозаконность? Проиллюстрируйте конкретным примером одно любое из них.
4. Чем, по мнению автора, характеризуется сознание «юридически бодрствующего» гражданина? (Опираясь на содержание текста, приведите две характеристики).
5. Автор, утверждает, что суд станет надёжным защитником прав и свобод человека, если будет не только судить, но и «превратится в помощника и спасителя, который и рассудит, и поддержит, и каждому воздаст должное». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения), подтверждающие это мнение.
6. Автор приводит формулу древнеримских юристов: «Законы писаны для бодрствующих». Какие требования предъявляются, по мнению автора, к «юридически бодрствующему» человеку?