Что автор относит к достоинствам карла великого

ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §7 Император Карл

Стр. 58. Вспомните

Чем франкский государь Карл так запомнился современникам и потомкам, что его прозвали Великим?

Карл Великий, правивший в 768 – 814 гг., получил такое прозвище, прежде всего, из-за своих победоносных походов (практически все из них были успешными), а также благодаря максимальному расширению территории государства. Во времена его правления Франкского королевство достигло своего наибольшего процветания и стало империей. Со времен падения Западной Римской империи большинство народов Западной Европы были впервые объединены в пределах одного государства, что было невиданным успехом для правителя.

Какое место отводят ему в истории франкской державы и Европы?

Карл Великий сыграл ключевую роль в истории Франкской державы и Европы, поскольку он, благодаря завоевательным походам, расширил территорию своего королевства до максимальных пределов и способствовал распространению христианской религии и культуры на присоединенных землях. Благодаря этому, современники даже утверждали о восстановлении франками Западной Римской империи. И даже развал Франкской империи, после смерти Карла Великого, не имел особенно трагического значения, поскольку, в сущности, дал жизнь трем современным государствам: Франции, Германии и Италии.

Стр. 59. Вопросы к иллюстрации

По каким признакам можно узнать, что здесь изображён именно государь?

Подтверждением того, что на данной скульптуре присутствует именно изображение Карла Великого, является наличие императорской короны на голове, а также, в руках – скипетра и державы (шар с крестом). Все эти атрибуты могут присутствовать исключительно у монарха.

Стр. 64. Документ №1

1. О каком отношении Карла Великого к образованию свидетельствует приведённый рассказ?

В данном документе показано крайне уважительное отношение Карла Великого к образованию в целом и к образованным людям в частности. По мнению монарха, только грамотные и старательные подданные имеют право на королевскую поддержку, уважение и привилегии (например, на получение монастырей или епископств).

2. По каким показателям Карл оценивал учеников? Почему знатное происхождение некоторых учеников не помешало императору сделать им выговор?

Насколько свидетельствует этот документ, то Карл Великий ценил учеников исключительно за талант, знания и умения, а также за трудолюбие и способность выполнять поставленные перед ними задачи. Поэтому социальное происхождение учеников не имело для монарха абсолютно никакого значения. Более того, представители знатных слоев чаще всего учились плохо и не отличались особым усердием.

Стр. 65. Документ №2

1. Каким предстаёт Карл Великий в описании Эйнхарда? На основании чего можно понять, что автор описания лично знал императора?

В данном описании Карл Великий показан как уже немолодой, но еще крепкий мужчина с мощным телосложением и высоким ростом. В целом, его облик представлялся как величественный и мужественный, своеобразный идеал для подражания другими. О том, что автор лично знал монарха, свидетельствуют его знания по поводу таких мелочей, как особенности голоса, походки или непропорциональности строения отдельных частей тела (например, шеи и живота).

2. Что автор относит к достоинствам Карла Великого?

В качестве достоинств Карла Великого, автор указывает его мужественный облик, а также красноречие. Особенно подчеркивается стремление монарха к саморазвитию и желание пополнить собственный багаж знаний, овладеть различными иностранными языками.

3. Как вы оцените степень объективности Эйнхарда? Можно ли сказать, что это описание дано придворным льстецом?

По моему мнению, данный автор продемонстрировал довольно высокий уровень объективности. Подтверждением этому является тот факт, что он не замалчивает некоторые недостатки Карла Великого, как во внешности (непропорциональное строение некоторых частей тела, неподходящий голос), так и в знаниях (неумение писать). Автор мог скрыть все эти негативные моменты и не упоминать о них в своем произведении, но все же описал их.

Стр. 66. Вопросы в конце параграфа

1. Используя карту (с. 60), расскажите о завоеваниях Карла Великого. В каких направлениях он расширил границы своей державы?

Все походы Карла Великого были совершены в четырех основных направлениях: на юго-запад (попытка освободить Пиренейский полуостров от арабов), на северо-восток (завоевание территорий, где жили языческие германские племена саксов), на юго-восток (война против южных славян и разгром Аварского каганата) и на юг (уничтожение Лангобардского королевства и присоединение большей части Апенниского полуострова). Таким образом, к концу жизни монарха площадь Франкской империи была сопоставима с европейскими территориями Западной Римской империи (кроме Пиренейского полуострова, где продолжали хозяйничать арабы).

2. Обсудите вопрос: Какое значение имело провозглашение франкского короля Карла «императором римлян»? Выскажитесь от имени самого Карла, римского папы Льва III, представителей византийского императора.

Карл Великий

Всю свою сознательную жизнь я посвятил расширению территории своего государства и распространению святой христианской веры среди язычников. Не минуты не жалел себя, отдаваясь полностью государственной работе. Границы моего королевства простираются даже там, где даже не ступала нога римлян. Я добился огромных успехов, и поэтому как никто другой достоин императорской короны. Не те, кто сидит в своем Константинополе и боиться высунуть нос дальше Босфора. Да и Византия сегодня уже не та, что сто лет назад. Её границы постепенно сужаются, императоры проявляют лень и слабость, теряют свои земли под ударами других народов. Они даже не смогли защитить свою страну от арабов, а я смог. Разгромил их и даже освободил несколько областей в северо-восточной Испании. И кого теперь можно называть настоящим императором римлян? Византийца? Или меня?

Римский папа Лев III

Считаю коронацию Карла Великого с династии Каролингов императорской короной законным и богоугодным делом. Этот смелый монарх сегодня является главной опорой христианства в Европе. Благодаря ему сотни языческих племен и народностей были обращены в веру Христа. Он постоянно заботится об интересах религии, строит новые монастыри и открывает при них школы. Борется за грамотность простых людей. Немало епископов и аббатов получили образование при его поддержке. Могу с уверенностью утверждать: ни один правитель, со времен Константина Великого, не сделал столько всего хорошего для святой церкви. Благодаря его поддержке и покровительству, мы можем чувствовать себя в безопасности, находясь в Риме. И хоть византийцы говорят о том, что император должен быть один, а наш защитник Карл Великий – не более, чем самозваный варварский вождь, считаю это откровенной ложью. Хочу спросить императора Византии и патриарха Константинопольского: «Где вы были, когда Риму грозила опасность со стороны лангобардов?». «Почему вы не поддержали братьев-христиан?». «Куда смотрел ваш мудрый император?». «Что вы сделали для обращения в веру Христа язычников?». В ответ – молчание. Им нечего сказать. Поэтому все их аргументы – просто пыль в глаза. Нам не нужен такой слабый властелин. Нам нужен император Карл Великий! Да храни его Господь!

Представитель византийского императора

От лица своего владыки, императора византийского, торжественно заявляю, что коронация франкского короля Карла Великого в качестве «императора римлян» является абсолютно незаконной, поскольку противоречит всем существующим традициям и порядкам. С древних времен император был один. И только после смерти Феодосия Великого в 395 г. и раздела империи их стало два. Но императоры были римскими: один – западный, второй – восточный. А Карл Великий не имеет никакого отношения к Римской империи, он – всего лишь потомок варваров-германцев. Также следует напомнить, что императорские символы власти последнего правителя Западной Римской империи Ромула Августула, свергнутого в 476 г., были отправлены в Константинополь. А это значило одно – остготский король Одоакр окончательно признал власть византийского императора над германцами. И это решение никем и никогда не оспаривалось. Поэтому для моего владыки, Карл Великий – не более, чем обычный самозванец и мятежник. А что касается папы римского Льва ІІІ, который в нарушение всех установленных норм, совершил этот так называемый обряд коронации, то с этого дня император византийский прекращает оказывать ему помощь в любом виде. Пусть это будет хорошим уроком для каждого, кто осмелится выступать против единственного и истинного наследника великой Римской империи – Византии.

3. Представьте в виде схемы, как строилось управление империей Карла Великого. Дополнительно. Как вы прокомментируете то, что важное место в системе управления занимали церковные руководители — епископы, аббаты?

То, что важнейшее место в системе управления, созданной Карлом Великим, играли представители духовенства, объяснялось, прежде всего, двумя факторами. Во-первых, епископы, аббаты и остальные церковнослужители были наиболее образованными людьми того времени. Во-вторых, крупные церковные иерархи пребывали в большой зависимости от Карла Великого, поскольку именно ему они были обязаны своей должностью. Практика монарха самолично, без согласования с папой, назначать и увольнять епископов и аббатов привела к тому, что духовенство всячески высказывало свою преданность главе государству. И верно ему служило.

4. Систематизируйте в таблице материал о разных сторонах деятельности Карла Великого.

ВоеначальникПравительПокровитель образования и искусств
Разгром и уничтожение Лангобардского королевства (774 г.).Разделение Франкской империи на графства.Массовое основание церквей, соборов, монастырей и монастырских школ.
Поход против арабов. Начало освобождения Пиренейского полуострова (778 г.).Создание вдоль границы Франкской империи марок во главе с маркграфами.Создание придворной школы (академии) во главе с монахом Алкуином.
Завоевание Саксонии (772 – 804 гг.).Назначение и смещение представителей высшего духовенства (епископов и аббатов).Покровительство и материальная поддержка ученых, философов, поэтов, богословов.
Разгром Аварского каганата.Принятие титула «императора римлян» и официальная коронация.Возрождение интереса к античности, создание многочисленных копий различных произведений римского периода.

Какой общий вывод вы сделаете?

Таким образом, император Карл Великий на протяжении своего длительного правления (768 – 814 гг.) совершил немало достижений почти во всех сферах государственного управления. В нем гармонически сочетался успешный полководец, мудрый правитель, а также большой ценитель и покровитель образования и искусства. Не смотря на крайне суровое время (раннее Средневековье), он сумел сохранить и приумножить культурное наследие, оставшееся с римских времен. Этим Карл Великий резко выделялся на фоне остальных правителей Европы того времени.

5. Охарактеризуйте обстоятельства и причины распада державы Карла Великого.

6*. Рассмотрите проблему. Историки назвали развитие культуры при Карле Великом «каролингским Возрождением». Как это можно объяснить? Что возродил Карл Великий?

Под «каролингским Возрождением» обычно понимают небывалый для Европы того времени расцвет искусства, образования и культуры в целом пришедший на время правления самого выдающегося представителя династии Каролингов – императора франков Карла Великого (768 – 814). Такое состояние вещей, в первую очередь объясняется личными качествами самого монарха: любовью к образованию и науке, желанием приумножить культурное наследие, стремлением всячески помочь образованным людям вне зависимости от их происхождения. Также важную роль в возрождении сыграла церковь и её служители – духовенство, которое пребывало в тесной связи с императором. Одним словом, христианство также способствовало культурному развитию.

Что касается самого термина «каролингское Возрождение», то можно с уверенностью утверждать, что Карл Великий возродил необычайный интерес к античной культуре, а точнее к римскому (латинскому) наследию. Дело в том, что после падения Западной Римской империи и нашествия варварских племен в V веке, культурный уровень тогдашних жителей Европы упал до катастрофически низкого уровня. Многие достижения римской цивилизации были забыты. Немало произведений литературы были безвозвратно утрачены. Большое количество архитектурных памятников было частично или полностью разрушено. В Византии господствовали греческий язык и культура. И вот, спустя три столетия, благодаря властелину Франкской империи, началось восстановление утраченного. Снова стал широко использоваться язык римлян – латынь. Также, по инициативе Карла Великого были созданы специальные мастерские по переписке сохранившихся книг – скриптории. Благодаря труду писцов удалось сохранить и донести до сегодняшнего читателя не одну сотню, а то и тысячу бессмертных творений древности. Для новых построек (например, церкви в Ахене) использовались некоторые элементы римских сооружений. Таким образом, благодаря «каролингскому Возрождению» удалось сохранить и частично восстановить наследие античной цивилизации.

7*. Составьте исторический портрет Карла Великого по примерному плану: а) внешний облик, характер; б) какие задачи ставил перед собой; в) какими способами их решал; г) важнейшие деяния; д) место в истории Франкской державы, Европы.

а) Согласно описаниям современников, Карл Великий обладал высоким ростом и одновременно с этим – крепким телосложением. Если судить по сохранившихся скульптурах, а также изображениях на монетах, миниатюрах и печатях, то император носил усы, бороду и короткую причёску. В привычках был прост и умерен, одевался скромно, ненавидел излишнюю роскошь. Характер – спокойный, уравновешенный, поэтому в критических ситуациях всегда действовал хладнокровно и рационально.

б) Исходя из результатов правления, Карл Великий ставил перед собой три основные задачи. Первая – максимальное расширение территории Франкской державы. Второе – максимальное укрепление королевской (а позже – императорской) власти путем создания централизованного государственного аппарата. Третья – с помощью церкви возродить утраченное наследие античной цивилизации и всячески помогать развитию культуры и образования.

в) Расширение границ Франкского государства можно было осуществить исключительно военным путем. Поэтому практически все правление Карла Великого представляло собой сплошные завоевательные походы. Почти все из них были успешными. Укрепление власти происходило благодаря проведенной административной реформе (создание марок, графств) и привлечению к системе управления представителей наиболее образованной части населения – духовенству. Возрождение культурного наследия античного периода также проводилось при непосредственном участии церкви и наличии широкой материальной поддержки со стороны монарха.

г) Основными деяниями, совершенными Карлом Великим, можно назвать:

– разгром и окончательное уничтожение Лангобардского королевства;

– поход против арабов и начало освобождения Пиренейского полуострова;

– разгром Аварского каганата;

– завоевание Саксонии и обращение в христианскую веру её жителей;

– основание новых монастырей и монастырских школ;

– создание придворной школы (академии);

– создание и поддержка скрипториев;

– широкое употребление латыни и других культурных достижений времен Западной Римской империи;

– принятие титула «императора римлян» и коронация папой римским

д) Во время правления Карла Великого (768 – 814) Франкское государство достигло своих максимальных размеров и стало одним из могущественнейших стран тогдашнего мира. В пределах своей державы монарх всячески пытался вернуть утраченное с римских времен ощущение единства разных народов и племен. Фактически это было своеобразным возрождением давно забытой Западной Римской империи. Его союз с церковью и всяческая поддержка культурной жизни и научных разработок просто не имела себе равных. Карл Великий всячески помогал распространению христианской веры на восток, в земли Центральной Европы. Для Европы, в первую очередь, сам факт существования такого огромного Франкского государства был важен потому, что на его землях возникли будущие Германия, Франция и Италия.

І раздел

Раннее Средневековье

Глава 4. На севере и востоке Европы во времена викингов

Источник

Франсуа Гизо О ЗНАЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРЛА ВЕЛИКОГО И ХАРАКТЕРЕ ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (в 1829 г.)

Начало IX в. открывает собой вторую, великую эпоху истории цивилизации Франции, а вместе с ней и всей Западной Европы, и вступая в нее, мы встречаем на первом шагу гениального человека. Но Карл Великий (Charlemagne) не был ни основателем своей династии, ни виновником ее возвышения; он получил от своего отца, Пипина (Pepin), власть совершенно упроченную.

Но справедливо ли все это? Неужели назначение великих людей состоит только в том, чтобы тяготеть над человечеством и возбуждать его изумление? Дорого стоило бы миру такое зрелище; неужели по падении занавеса ничего не остается? Должно ли смотреть на могущественных и знаменитых колонновожатых своего века и своей нации, как на бесплодный бич или, по крайней мере, как на обременительную роскошь? Нельзя ли сказать того еще более о Карле?

С первого взгляда такие сомнения кажутся справедливыми, и все те общие места, по-видимому, не лишены основания. Победы, завоевания, учреждения, реформы, планы, величие, слава Карла Великого исчезли вместе с ним; его можно назвать метеором, внезапно вышедшим из мрака варварства для того, чтобы так же быстро погрузиться и потухнуть во мраке феодализма. Но надобно остерегаться подобных поспешных заключений; чтобы понять внутренний смысл великих событий и оценить деятельность великих людей, надобно проникнуться сущностью дела.

В деятельности каждого великого человека есть две стороны: он выполняет две роли, и потому в его поприще можно отличить две эпохи. Он лучше всякого другого понимает потребности своего времени, настоятельной, действительной потребности, то, что необходимо современному ему обществу для его существования и дальнейшего развития. Он, говорю я, понимает это лучше всякого другого; но это не все: он лучше всякого другого сумеет овладеть всеми общественными силами и направить их к должной цели. На этом основываются его власть и слава; вследствие того же его понимают при первом появлении, одобряют и следуют, все предлагают ему свои услуги и помогают действовать для общего блага.

Но, к несчастью, он на этом не останавливается: по удовлетворении действительных и всеобщих нужд своего времени мысль и воля великого человека идут далее. Великий человек бросается вперед, далее самой действительности, начинает преследовать свои личные воззрения; его увлекают соображения, более или менее обширные, более или менее благовидные, но эти соображения уже не основываются, подобно его прежним подвигам, на действительном положении вещей, на всеобщем сочувствии, на определенных стремлениях общества и потому делаются чуждыми всем и произвольными; одним словом, великий человек обнаруживает желание бесконечно расширить предел своей деятельности и овладеть будущим, как он владел настоящим. С этой минуты начинается господство эгоизма и фантазерство: некоторое время по доверию, которое вызывалось прошедшим, все продолжают следовать за великим человеком; в него верят, ему повинуются; поддаются, так сказать, его фантазиям, и льстецы даже удивляются им и прославляют их, как высокие замыслы. Между тем общество, которое никогда не может жить долго в разлуке с истиной, начинает наконец замечать, что его завлекают туда, куда оно не имеет вовсе намерения идти, и злоупотребляют его терпением. До того времени великий человек прилагал весь свой ум, всю свою могучую волю на служение общественной мысли и всеобщим стремлениям; с этой минуты он начинает употреблять публичную силу на служение собственной мысли и собственных желаний; он один знает, что он делает. Сначала в обществе обнаруживается беспокойство, но затем скоро следует утомление; за ним еще идут некоторое время, но лениво и неохотно; потом начинают роптать, жаловаться; затем обнаруживается разрыв; великий человек остается один и падает; тогда падает вместе с ним и та часть его подвига, которую он замышлял и желал один, часть чисто личного и произвольного характера.

Деятельность Карла Великого представляет три существенно различные стороны; ее можно рассматривать с трех главных точек зрения: 1) как воителя и завоевателя; 2) как администратора и законодателя; 3) как покровителя наук, искусств и вообще интеллектуального развития. Карл Великий основывал внешнюю власть на силе и внутреннее преобладание на администрации и законе.

Что же сделал Карл Великий? Против такого двойного вторжения, против новых всельников, толпившихся на всех границах империи, он соединил все население территории, и древнее, и новое, и римлян, и недавно утвердившихся германцев. Таков был ход его войн. Он начал с подчинения себе той части римского населения, которая пыталась свергнуть иго варваров, как, например, аквитанцев в Южной Галлии, и той части германских племен, которые пришли последними и не успели довершить своего завоевания, как, например, лангобарды в Италии. Он останавливает в них разнообразные побуждения, продолжавшие еще их воодушевлять, соединяет их в одно под преобладанием франков и обращает их силы против двойного вторжения, которое угрожало всем с юга и северо-востока.

Победа дала другое направление войне и из оборонительной сделала наступательной: Карл перенес борьбу на территорию тех самых народов, которые пытались делать вторжения; он старался и поработить враждебные племена, и истребить их религиозные верования. Это придало особый характер правительству и империи, учрежденной Карлом Великим: война оборонительная и завоевание требовали обширного и грозного единства.

После смерти Карла завоевание останавливается, единство исчезает, империя распадается; но будет ли справедливо утверждать, что военная деятельность Карла пропала бесследно, что Карл ничего не основал? На это можно отвечать прежде всего вопросом: изменилось ли состояние управляемых им народов после его смерти; то двойное вторжение, которое прежде угрожало их территории, национальности с юга и севера, возобновилось ли оно по- прежнему; саксы, славяне, авары, арабы продолжали ли держать в страхе владетелей римской территории? Ничего уже подобного не было более. Конечно, империя Карла Великого распалась, но она распалась на отдельные государства, которые образовали собой барьер на всех пунктах, где угрожала какая-нибудь опасность. До Карла границы Германии, Италии, Испании находились в состоянии какого-то колебания; не было никакой постоянной, организованной силы, и потому он был принужден беспрерывно переноситься от одной границы к другой, чтобы противопоставить вторжениям силу своих подвижных и временных армий. После смерти Карла возвысились на границах настоящие политические барьеры, государства, хотя еще не вполне организованные, но действительные и прочные: Лотарингия, Германия, Италия, две Бургундии, Наварра начинают свое существование именно с этой эпохи, и как бы ни была превратна их судьба, но они имели жизнь и совершенно достаточно силы к тому, чтобы служить отпором для новых вторжений. Вот потому вторжения прекратились с того времени, или, лучше сказать, могли повторяться только морским путем; они были еще ужасны, но только для одних частей, пораженных этими вторжениями, которые притом не могли производиться более громадными массами и не влекли за собой больших последствий.

Итак, хотя владычество Карла исчезло вместе с ним, но было бы несправедливо сказать, что он ничего не основал: он основал именно все те государства, которые образовались из развалин его империи. В том, что совершил Карл, изменилась форма, но фундамент его работы уцелел. Таков вообще характер деятельности великих людей. Карл Великий как правитель и законодатель представляет нам то же самое зрелище.

Его администрация может быть рассматриваема с двух сторон — как местная и центральная.

В провинциях власть императора распоряжалась через посредство двоякого рода агентов: местных и постоянных, присланных издалека и временных.

К первому классу относились: 1) герцоги, графы, вице-графы, сотники, присяжные (scabini), жившие на месте, назначаемые самим императором или доверенными у него лицами и имевшие предписание действовать его именем при собирании войска, отправлении суда, поддержании порядка, сборе податей; 2) бенефициалы, или вассалы императора, которые получали иногда наследственно, чаще пожизненно, а еще чаще без всякого точного определения и правила, земли, домены, на пространстве которых они обладали известной юрисдикцией и почти всеми правами верховной власти, пользуясь ими отчасти собственным именем, а отчасти именем императора. Ничего не было ни довольно определенного, ни довольно ясного в положении бенефи- циалов и характере их власти: они были в одно и то же время назначаемы и независимы, были собственниками и фермерами; в них преобладал поочередно то тот, то другой характер. Но во всяком случае они были, без сомнения, в сношениях с Карлом, и он пользовался ими для приведения повсюду власти своей в исполнение.

Над такими местными властями, были ли то чиновники или бенефициалы, стояли missi diminici, временные ревизоры, имевшие обязанность от имени императора наблюдать за состоянием провинций, уполномоченные проникать во внутренности земель, как уступленных, так и свободных, облеченные правом уничтожать злоупотребления и требовать к отчету их владетелей. Мissi dominici были для Карла Великого, по крайней мере в провинциях, основным орудием администрации и средством к соблюдению порядка.

Что касается до центрального правительства, то, помимо личности Карла и его ближайших советников, составлявших собственно правительство, в нем занимали весьма важное место народные собрания, если судить по наружным его атрибутам и уверениям почти всех новейших историков. При Карле Великом народные собрания были действительно часты и обнаруживали большую деятельность. От 770 до 813 г., в течение 43 лет, они были собираемы 35 раз. Но что происходило в их среде, каково было их политическое значение? Это весьма важные вопросы.

Для разрешения их мы имеем весьма любопытный памятник: один из современников и советников Карла, его двоюродный брат Адельгард, аббат в Корби (близ Амьена), написал целый трактат под заглавием De ordine Palarii (то есть «О порядке двора»), назначенный для ознакомления с центром администрации Карла Великого и в особенности с народными собраниями. Этот трактат в оригинале потерян; но в конце IX в. (в 882 г.) Гинкмар, архиепископ Реймсский, сделал из него огромную выписку, почти в целости, в одном письме или рукописной инструкции, по требованию нескольких вельмож, которые просили у него совета для назидания Карломана, одного из сыновей Людовика Заики. Без сомнения, ни один документ не может внушать большего доверия; вот что сказано там:

Итак, предложение капитулярий, или, говоря новейшим языком, инициатива закона принадлежала императору. При Карле это и не могло быть иначе: инициатива, естественно, должна находиться в руках того, кто хочет приводить в порядок, преобразовывать, и именно один Карл имел такие намерения. Впрочем, я уверен, что и члены собрания могли делать со своей стороны всякого рода предложения, какие могли им казаться необходимыми; недоверие и конституционные проделки нашего времени, без сомнения, не были известны Карлу Великому как слишком уверенному в своем могуществе, чтобы опасаться свободы прений; в этих собраниях он видел более административное средство, нежели ограничение своей власти. Но возвратимся к тексту Гинкмара.

«Получив от Карла сообщения, они рассуждали день, два или три, даже и более, смотря по важности дел. Дворцовые вестники, ходя взад и вперед, представляли королю их запросы и приносили им ответы; ни один посторонний не допускался в среду их собрания, пока результаты совещаний не могли быть представлены на рассмотрение великому государю, и он с мудростью, которой наградил его Бог, давал свое решение, чему все повиновались».

Итак, последнее решение зависело всегда от одного короля; собрание могло только объяснить ему дело и давать советы. Гин- кмар продолжает далее:

«Так это делалось с одним, двумя или большим числом капитулярий, пока, с Божией помощью, не устраивалось все, что требовало время».

Нет надобности много распространяться, чтобы дать понятие об истинном характере народных собраний того времени. Гин- кмар изображает их весьма отчетливо в своей картине: сам Карл на первом плане; он

центр и душа всего; по его воле собрание и соединяется, и рассуждает; он разузнает о состоянии страны, предлагает и утверждает законы, везде его воля, и от него исходит первый толчок; каждое дело начинается у него с тем, чтобы возвратиться к нему. Вовсе нет речи ни о широкой общественной свободе, ни о настоящей политической жизни; народное собрание является весьма сильным органом правительства.

Впрочем, этот орган и не был бесплоден: независимо от того, что Карл Великий черпал в народных собраниях силу для устройства текущих дел, на них же обыкновенно составлялись и утверждались так называемые капитулярии. Обыкновенно под этим наименованием разумеют законы Карла Великого, но такое мнение ошибочно. Капитуляриями назывались вообще все capitula, небольшие параграфы, постановления, законы франкских королей. Вторая династия, Каролингская, оставила нам 1697 таких капитулярий; сюда не относятся капитулярии, изданные Каролингами, правившими в Германии и Италии.

Эти капитулярии дошли до нас в двух особых отделах. Одни, настоящие государственные акты, с указанием или без указания времени издания, были сначала рассеяны в манускриптах; но еще в течение IX в. их соединили в один сборник и разделили на семь книг. Первые четыре книги были делом Анзегиза, аббата Фонтенель- ского, одного из советников Карла Великого, умершего в 833 г.; он соединил и привел в порядок капитулярии Карла и частью — Людовика Благочестивого.

Первая книга содержит 162 капитулярия Карла Великого, и все они относятся к церковным делам.

К этим четырем книгам, приобретшим еще со времени первого своего появления такую силу, что Карл Лысый в своих собственных капитуляриях ссылается на них, как на официальный кодекс, майнцский дьякон Бенедикт присоединил около 842 г. по требованию своего архиепископа Отгера три новые книги, следов., 5, 6 и 7-ю целого собрания.

Но независимо от капитулярий, опущенных Анзегизом или изданных позже него, три книги дьякона Бенедикта заключают в себе множество актов, не имеющих ничего общего с законами королей Каролингских; там встречаются, например, отрывки из римского права, заимствованные из кодекса Феодосия, сборника вестготов (Breviarium), кодекса Юстиниана, Юлиана и пр. Можно найти значительные отрывки даже из прославленного сборника, известного под названием Лже-декреталий, мнимых канонов и других распоряжений первых пап, которые тогда только что начинали распространяться и которые Бенедикт пустил в ход, так что многие ученые приписывали ему самую подделку.

Наконец, кроме тех семи книг, в позднейшее время явилось к ним четыре книги дополнений, составленных неизвестными авторами; они доводят общую цифру капитулярий до 2100. Капитулярии издавались в свете несколько раз, и лучшее издание их принадлежит, без сомнения, Балузию, в 2 т., in-fol., Париж, 1677. Это издание можно даже назвать, без всякого сравнения, превосходным: «Из всех источников средневекового права,- сказал недавно Савиньи («История римского права в Средние века», II, с. 91, замеч. 36, немецк. изд.),- ни один не был так обработан и так удобно расположен для пользования, как капитулярии в их превосходном издании Балузия». Действительно, это издание гораздо полнее и тщательнее, нежели Линденброга, Питу, Герольда, Дю- Тиллье и др. Балузий собрал огромное число рукописей; он соединил отрывки и целые капитулярии, до него никем не изданные; его работа представляет обширное и хорошее собрание текста; но собственно этим и ограничивается все его достоинство. При тексте нет никакого разбора, никакого критического исследования; Балузий издал текст, каким

он его нашел, не заботясь о том, что переписчики могли затемнить и наполнить ошибками древний текст.

Приступим теперь к самому исследованию капитулярий.

Там встречаются под названием капитулярий:

1) древнейшие национальные законы, не рассмотренные и вновь изданные, например, салический закон;

2) извлечения из древнего закона салического, лангобардского, баварского и т. д.,- извлечения, объявленные, очевидно, с частной целью, для известного места и известного времени, и по поводу особенной необходимости, на которую теперь ничто нам не указывает;

3) прибавления к древним законам, салическому, лангобардскому, баварскому и т. д. По-видимому, эти прибавления делались с особенной формальностью и торжественностью; так, одному прибавлению к закону салическому в древней рукописи предшествуют следующие слова:

«Следуют параграфы, которые государь Карл Великий, император, приказал написать в своем совете и повелел поместить вместе с прочими законами».

Законодатель даже требовал весьма положительного согласия народа на этот случай; в 803 г., именно в тот самый год, когда были изданы прибавления к салическому закону, Карл Великий дал следующую инструкцию своим missi:

«Спросить народ относительно параграфов, недавно присоединенных к закону; и когда все согласятся, то пусть заявят свое согласие на те параграфы и приложат свою подпись»;

5) новые законы, из которых одни составлены в народном собрании при содействии вельмож светских и духовных, соединенных вместе, или одних духовных, или одних светских; другие же, по-видимому, были делом одного императора и соответствовали тому, что мы ныне называем указами. Это различие не всегда выражено ясно, но, всматриваясь ближе, мы можем всегда его заметить;

6) чисто инструкции, данные Карлом Великим своим missi при отправлении их в провинцию и заключавшие в себе правила, как держать себя, как делать следствия, с целью употреблять этих missi как посредников, как средство сообщения народа с императором. Акты подобного рода, чуждые, по крайней мере отчасти, законодательному духу, встречаются беспрерывно среди капитулярий: к ним примешиваются иногда совершенно посторонние параграфы;

7) ответы, данные Карлом Великим на вопросы, с которыми к нему обращались графы, епископы, missi dominici, по поводу затруднений, представлявшихся им в делах административных. Он решает эти затруднения, которые иногда касаются предметов собственно законодательных, иногда административных, а иногда и совершенно частных;

8) вопросы, которые предполагал сам Карл Великий сделать епископам, графам, когда они явятся в народное собрание. Он,

очевидно, приготовил их заранее, чтобы иметь для себя в виду, что он хотел узнать и о чем хотел спросить. Эти вопросы, составляющие самый любопытный отдел в сборнике, имеют вообще характер упрека и назидания для тех, к кому они обращены. Вот образчики подобных вопросов; они могут дать понятие о независимости образа мыслей Карла Великого и его здравом смысле:

«Отчего происходит то, что на походе или в войне, когда дело идет о защите отечества, один не хочет помогать другому?»

«Откуда являются те беспрестанные процессы, в которых каждый хочет овладеть тем, что он видит у своего ближнего?»

«Спросить, по какому поводу и в каких местностях духовные делают препятствия светским, и светские духовным при отправлении каждым своих обязанностей. Исследовать и обсудить, в какой степени епископ или аббат должен вмешиваться в светские дела, и граф или всякий другой светский в дела духовные. Спросить их самым настоятельным образом о смысле слов апостола: «Никто из служителей Божиих не должен утруждать себя светскими делами». К кому эти слова могут относиться?»

«Спросить также, отказался ли тот от света, который заботится каждый день всеми возможными средствами увеличить свое имущество, то обещая блаженство Царства Небесного, то угрожая вечными муками ада; или именем Бога, или какого-нибудь святого, похищая чье-нибудь имущество, у богатого и у бедного простодушного и недальновидного, до того, что законные наследники лишаются имений; и большей частью, вследствие бедности их поразившей, наталкиваются на всякого рода беспорядки и преступления и совершают по необходимости разбой».

Без сомнения, подобного рода вопросы нимало не походят на букву закона;

«Нам нужно приказать тем, которые приводят нам лошадей в дар, изображать их имя на каждой лошади».

«Нам нужно приказать везде, где найдутся наместники, причиняющие зло или допускающие его, изгнать их и поставить лучших».

Подобным заметкам найдется множество примеров;

10) другие параграфы заключают в себе приговоры, определения, собранные, вероятно, с той целью, чтобы положить их в основание суда. Так, мы читаем в одном капитулярии от 803 г.:

Очевидно, дело идет о приговоре, произнесенном по какому-то отдельному событию, и помещенному в число капитулярий для руководства в других подобных случаях;

12) наконец, независимо от исчисленных мной актов и весьма разнообразных,

капитулярии содержат в себе акты чисто политические, случайные меры, назначения, рекомендации, протоколы. Возьмем, например, капитулярий, изданный в 794 г. на собрании во Франкфурте; в 54 параграфах, из которых он состоит, можно найти:

§ 1. Грамоту о помиловании Тассилона, герцога Баварии, возмутившегося против Карла Великого.

§ 6. Решение распри епископа Вьеннс- кого и архиепископа Арльского, и определение границ диоцезов Тарантезы, Эмбрю- на и Э. Тут же и письма Папы по этому делу; определено обсудить дело снова.

§ 7. Оправдание и примирение епископа Петра.

§ 8. Свержение мнимого епископа Гер- бода, поставление которого было сомнительно.

§ 53. Карл Великий уполномочивается собранием епископов с согласия Папы удержать при себе епископа Гильдеболь- да для управления церковными делами.

§ 54. Карл представляет Алкуина расположению и молитвам собрания.

Во всем этом нет ничего законодательного.

Но вникнем глубже в предмет, обратимся к внутреннему содержанию капитулярий, исследуем параграфы, из которых состоит каждый капитулярий: мы встретим то же разнообразие, тот же хаос. Я разлагаю на 8 частей все 65 капитулярий Карла Великого, размещая их в 8 отделах, сообразно с характером внутреннего содержания: 1) законодательство моральное, 2) политическое, 3) уголовное, 4) гражданское, 5) церковное, 6) каноническое, 7) хозяйственное, 8) отдельные случаи.

«Скупость состоит в том, чтобы желать то, чем владеют другие, и ничего не давать из того, чем владеют сами; по словам апостола, она есть корень всех зол» (саріѣ. an. 806, § 15).

«Те ищут постыдной прибыли, кто, ввиду одной прибыли и различными ухищрениями, старается накопить всякого рода богатства» (то же, § 16).

«Надобно быть гостеприимным» (саріѣ. an. 794, § 33).

«Не дозволяйте себе грабежа, незаконного брака, лжесвидетельства, как мы всегда убеждали относительно этого, и как то запрещает Закон Божий» (саріѣ. an. 789, § 36).

Законодатель идет далее: он считает себя ответственным за поведение отдельных лиц и оправдывается, говоря, что он не имеет к тому сил:

«Необходимо,- говорит он,- чтобы каждый сам старался хорошо вести себя, по своему разуму и средствам, служа Богу и идя указанными им стезями; потому что государь император не может усмотреть за каждым в отдельности с должным вниманием и удержать каждого в пределах закона» (саріѣ. an. 802, § 3).

К моральному законодательству того времени должно отнести все распоряжения, касавшиеся интеллектуального развития человека: все указы Карла Великого о школах, о распространении книг, исправлении книг церковных и т. д.

II. Законодательство политическое. Оно составляет значительную часть капитулярий и состоит из 290 параграфов. Мы располагаем их в следующем порядке:

1) законы и меры всякого рода со стороны Карла Великого к обеспечению выполнения его указов на всем пространстве государства; например, все распоряжения относительно их назначения, или руководительства его различных агентов, графов, герцогов, наместников, сотников и т. д.; такие распоряжения многочисленны и повторяются беспрерывно;

2) судебная администрация, местное судопроизводство, формы, которым должно следовать при этом, военная служба и т. д.;

Уничтожение нищенства и такса для бедных были также предметом полицейских распоряжений:

«Относительно нищих, скитающихся по стране, мы желаем, чтобы каждый из наших верноподданных кормил своих бедных или в своих поместьях, или в собственном доме и не допускал их искать милостыни в другом месте. Если же найдутся такие, которые не захотят трудиться своими руками, пусть никто им ничего не дает» (саріѣ. an. 806, § 10).

Распоряжения относительно внутренней полиции дворца дают нам весьма оригинальное понятие о беспорядках и насилиях, которые совершались в нем:

«Мы желаем и повелеваем, чтобы никто из служащих в нашем дворце не осмеливался принимать к себе никого, кто ищет убежища и старается скрыться вследствие воровства, убийства, блуда или другого преступления; если какой-нибудь свободный человек нарушит наше запрещение и скроет подобного преступника в нашем дворце, то он осуждается нести его на своих плечах до публичной площади, и там он будет привязан вместе с ним к столбу. Если кто- нибудь встретит дерущихся людей в нашем дворце и не будет в состоянии или не захочет положить конец их драке, то он понесет на себе часть пени за убыток, который они могли сделать», и т. д. (саріѣ. an. 800, §3 и 4).

Капитулярии наполнены множеством подобных распоряжений; полиция имела, очевидно, при Карле Великом большое значение;

4) к политическому законодательству должно отнести все распоряжения о разграничении власти светской и духовной и их отношении. Карл много пользовался духовенством; оно было главным орудием его правительства; но он хотел его услуг без того, чтобы быть его слугой: капитулярии свидетельствуют о его заботах управлять самим духовенством и держать его в своей власти;

5) наконец, к числу политических законов должно отнести, по-видимому, и распоряжения, касавшиеся управления бенефициями, розданными Карлом Великим, и его отношений к бенефициалам. Без сомнения, в глазах правительства это было весьма важным делом, и Карл Великий устремляет на него все внимание своих missi.

Общий характер политического законодательства во всех своих подробностях представляет ряд беспрерывных и неутомимых усилий поддержать порядок и единство.

IV. Гражданское законодательство. О нем можно сказать то же самое: древние законы и обычаи продолжают сохранять свою силу; Карлу Великому представлялось мало случаев к вмешательству. Впрочем, он обращал большое внимание, и без сомнения по настоянию духовенства, на отношения лиц и в особенности на отношения мужа к жене. Нет сомнения, что в ту эпоху брачные связи были чудовищно неправильны: муж брал и бросал жену весьма просто, без всяких почти формальностей. Отсюда проистекал величайший беспорядок и в общественной нравственности, и в состоянии семейства: потому гражданские законы должны были обратить внимание на исправление нравов; и Карл Великий понимал эту необходимость. Вследствие того, в его капитуляриях помещено множество параграфов, предписывающих известные условия браку, степень родства, обязанности мужа в отношении жены, обязательство вдов и т. п. Большая часть этих распоряжений заимствована из канонического законодательства; но побуждение и источник их не были чисто религиозными: в них играли большую роль интересы гражданской жизни и необходимость основать и упорядочить семейные отношения.

V. Законодательство религиозное включало распоряжения не только касательно духовенства, одних служителей церкви, но и вообще всех верных христианского народа и его отношения к духовным. Этим оно и отличается от канонического законодательства, имеющего в виду одно церковное общество и взаимные отношения духовных. Вот образчики некоторых распоряжений Карла Великого из законодательства религиозного:

«Должно остерегаться оказывать почтение именам лжемучеников и памяти сомнительных святых» (eapit. an. 789, § 41).

«Никто не должен верить, что Богу можно молиться только на трех языках (вероятно, на латинском, греческом и германском), потому что к нему можно обращаться на всех языках, и желание человека будет исполнено, если его просьба справедлива» (eapit. an. 794, § 50).

«Проповедь должна быть произносима так, чтобы простой народ мог хорошо все понимать» ^apit. an. 813, § 14).

Такие распоряжения представляют вообще много здравого смысла, независимости взгляда, что трудно было бы ожидать встретить в такую эпоху.

VI. Законодательство каноническое занимает самое обширное место в капитуляриях; и это весьма просто: епископы были главными советниками Карла Великого, они

заседали в наибольшем числе в народных собраниях и потому обращали более всего внимания на свои дела. Вследствие того, народные собрания рассматривались вообще как соборы, и определения, постановляемые на них, входили в собрание канонов. Все такие определения издавались в интересах епископской власти. При вступлении династии Каролингов епископальная аристократия хотя и преобладала, но была совершенно распущена: Карл Великий воссоздал ее; под его рукой она приобрела правильное устройство, утраченное единство и сделалась на несколько веков преобладающим началом церкви.

VIII. Законодательство случайное маловажно: к нему относится всего каких- нибудь 12 параграфов.

Истор. цив. во Фр., II, 20 и 21-я лекц.

КОММЕНТАРИЙ. Особенно замечательны: 1)Sir Robert Peеl. 1 v.; 2) Histoire de Ia revolution dAngeleterre depuis lavenement de Charles 1 jusqu’ a Ia mort de R. Cromwell (1625—1600 гг.). 6 vol.; 3)Etudes sur lhistoire de Ia revolution dAngleterre. 2 vol.; 4) Essais sur lhistoire de France. 1 vol.; 5) Histoire des origines du gouvernement representatif et des institutions politique de l’Europe jusqu ’ au XIV siecle. 2 vol.; 6) Corneille et son temps. 1 vol.; 7) Shakspeare et son temps. 1 vol.; 8) Abailard et Heloise, essai historique par M. et M-me Guisot. 1 vol.; 9) De Ia democratie en France 1 vol.; 10) Correspon- danse et Ecrits de Washington, trad. de langlais et mis en ordre. 4 vol.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *