Что автор понимает под мировоззрением что по мнению автора входит в мировоззрение
Что автор понимает под мировоззрением что по мнению автора входит в мировоззрение
Автор полагает, что обстоятельства работы заставляют человека менять мировоззрение и поведение. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два аргумента в опровержение этого мнения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.
Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…
В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.
Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.
Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.
ЕГЭ. Контрольная работа по теме «Мировоззрение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ мировоззрение-КИМ.docx
Тест «Мировоззрение, его виды и формы»
1. Старшеклассники проводили опрос учащихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Помощь людям, оказавшимся в беде
Дела, сделанные от души
Забота о пожилых людях
Любая бескорыстная помощь
Какой вывод можно сделать на основе данных опроса?
1) Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.
2) Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях.
3) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, меньше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях.
4) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом борьбу за мир, больше, чем тех, кто отмечает дела, сделанные от души.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения
3. В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
4. Независимый исследовательский социологический центр провёл опрос 1500 совершеннолетних россиян: мужчин и женщин. Анкета содержала блок вопросов относительно необходимости введения информационного контроля в российских СМИ. В частности, задавался вопрос: «Какая тема СМИ, по Вашему мнению, больше всего нуждается в контроле?» Полученные результаты (в % от общего числа отвечавших) отражены в гистограмме.
3) Каждый пятый опрошенный мужчина утверждает, что пропаганда войны является той темой СМИ, которая больше всего нуждается в контроле.
4) Треть опрошенных мужчин и женщин за контроль темы насилия и жестокости в СМИ.
5) Четверть опрошенных мужчин и женщин высказали мнение за ограничение показа в СМИ эротики.
5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте пропущенные слова.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место _______________(1) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(2) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(3) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(4) философии. В качестве _______________(5) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(6), общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
А) предметы Б) субъект В) социальная группа Г) жизненные позиции Д) человек
Е) рассудок Ж) способности З) представления И) основной вопрос
Прочитайте текст и выполните задания 21-23 к нему.
21. Что автор понимает под мировоззрением? Что, по мнению автора, входит в мировоззрение?
22. Что, по мнению автора, лежит в основе научного мировоззрения? Чем, по мнению автора, проверяется научное мировоззрение?
23. Автор говорит, что некоторые части даже современного научного мировоззрения «вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства». Приведите примеры, подтверждающие утверждение автора.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение, его виды и формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Что автор понимает под мировоззрением что по мнению автора входит в мировоззрение
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Основа мировоззрения — знания, накапливаемые человеком в течение жизни. В структуру мировоззрения входят ценности, установки, убеждения.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Взгляды, мировоззрение, представления, идеалы, ценностные установки.
Все представленные понятия относятся к мировоззрению.
а почему не ценностные установки?
Мировоззрение включает в себя ценностные установки, а не наоборот.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Нормы, знания, поступки, мировоззрение, ценности, самосознание.
Обобщающим для всех будет понятие мировоззрение.
А почему первичным не может быть самосознание?
Уже, не включает, мировоззрение.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Мифология | Фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме. |
. | Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения. |
Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения — религия.
а если написал «религиозное» это ошибкой будет считаться на ЕГЭ?
Лучше писать существительное, а то могут не засчитать.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Знания, идеалы, миропонимание, мировоззрение, ценности.
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Потребность, мировоззрение, умение, интерес, личность.
Все перечисленные в ряду понятия относятся к категории личности.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрение».
2. Структура мировоззрения:
г) духовные ценности и т.д.
3. Пути формирования мировоззрения:
4. Основные виды мировоззрения:
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Назовите три типа мировоззрения и конкретизируйте формирование каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите тип мировоззрения, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) обыденное (например, Иван Иванович никогда не интересовался мировоззренческими вопросами, его мировоззрение складывалось стихийно под воздействием житейских успехов и неудач);
2) научное (например, под влиянием учителей в процессе изучения школьных предметов у Анны сформировались основы научного мировоззрения);
3) религиозное (например, Илья воспитывался в религиозной семье, формирование религиозного мировоззрения у него началось в раннем детстве).
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрение».
2. Структура мировоззрения:
г) духовные ценности и т.д.
3. Пути формирования мировоззрения:
4. Основные виды мировоззрения:
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение о научном мировоззрении;
− одно предложение о роли мировоззрения в деятельности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. Научное мировоззрение – это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей. Именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности.
Выберите верные суждения о мировоззрении и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира.
2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями.
3) Мировоззрение проявляется в поступках человека.
4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека.
5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания.
1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира. Да, верно, оно может быть религиозным, обыденным, научным.
2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями. Нет, неверно, это деятельность.
3) Мировоззрение проявляется в поступках человека. Да, верно, убеждения и ценности, которые являются элементами мировоззрения, выступают мотивом деятельности и поступков человека.
4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека. Нет, неверно, это обыденное мировоззрение.
5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания. Да, верно, в этом его суть.
Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям — нет, неверно. Это самосознание.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение — да, верно. Оно сформировалось как тип мировоззрения на ранних этапах развития человечества, когда появлялись ранние формы религиозных верований.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности — да, верно. Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т.д.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного — нет, неверно. Это характерно для религиозного или мифологического.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта — да, верно. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мировоззрение — это совокупность представлений, _______ (А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _______ (Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение — это основной _______ (В), мерило мыслей и поступков человека.
В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека _______ (Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется _______ (Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
2) врождённые инстинкты
3) понятийное мышление
4) чувственное постижение
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
Исходя из контекста, последовательность 796431является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Автор полагает, что обстоятельства работы заставляют человека менять мировоззрение и поведение. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два аргумента в опровержение этого мнения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.
Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…
В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.
Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.
Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.
21-24. Задания по тексту
Чем же общество отличается от естественных, “псевдосоциальных” объединений животных особей? Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть “сверхприродной” нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии.
Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно ещё не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.
Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей.
Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Оно вызывает на свет мир артефактов — “содеянных вещей”, начиная с каменного наконечника стрелы и кончая компьютером. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надёжнейшим свидетельством присутствия Homo sapiens внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.
Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием “предметнопрактическая деятельность”. Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно (пусть неявным образом) содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление.
Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим. Напомним, что Аристотель называл человека “политическим животным”, подчёркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
(И. Фролов и др.)
№21 Что позволяет авторам характеризовать общество как надбиологическую целостность? Какие два объяснения смысла понятия “культура” приведены в тексте? Какое необходимое условие социокультурного объединения людей отмечено авторами?
№22 Какие качества человека как социального существа называют авторы? (Назовите любые два качества). Какой признак биологической сущности человека упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните, чем занимается наука антропология.
№23 Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами учёт в социальной жизни биологически обусловленных различий между большими группами людей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
№24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения того, что культурные нормы обеспечивают единство общества.
№ 21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: то, что общество покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм;
2) ответ на второй вопрос:
— “сверхприродная” нормативно-ценностная система, регулирующая индивидуальное поведение;
— форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов;
3) ответ на третий вопрос: наличие производства.
№ 22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: способность к предметно-практической деятельности, самосознание и рациональное мышление.
2) ответ на второй вопрос, например: принадлежность к высшим млекопитающим.
3) объяснение, например: изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
№ 23 Могут быть приведены такие примеры:
1) в Гражданском кодексе РФ зафиксирован особый правовой статус несовершеннолетних граждан, который в части дееспособности отличается от правового статуса совершеннолетних;
2) Конституция РФ гарантирует пенсионное обеспечение граждан старшего возраста;
3) в культуре нашего народа выработаны определённые стереотипы гендерных моделей поведения.
№24 Могут быть приведены такие подтверждения:
1) культурные нормы обеспечивают коммуникацию людей, их совместную деятельность;
2) культурные нормы несут в себе определённый “культурный код” этноса, общечеловеческие ценности, освоение которых новыми поколениями обеспечивает сохранение, самовоспроизводство общества;
3) культурные нормы и механизмы социального контроля позволяют минимизировать проявления отклоняющегося поведения, консолидировать общество.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причём разные ценности имеют для неё различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.
Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на её развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.
Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков.
С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема “экзистенциального вакуума”. В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведёт к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
(В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)
21. Что авторы называют системой ценностных ориентаций личности? Что, по мнению авторов, включает в себя социализация личности? Как в тексте объясняется причина возникновения иерархии ценностей?
22. Авторы отмечают, что существует индивидуальная динамика ценностей. Используя текст и личный социальный опыт, объясните, почему ценности человека могут меняться на протяжении его жизни. Что авторы называют “экзистенциальным вакуумом”? Почему, по их мнению, “экзистенциальный вакуум” опаснее для человека и общества, чем нужда?
23. Объясните, в чём проявляется конкретно-исторический характер социальных ценностей. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте двумя примерами конкретно-исторический характер социальных ценностей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения связи системы ценностных ориентаций личности с её социальной активностью.
№21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми;
2) ответ на второй вопрос: усвоение социального опыта и социальную активность личности;
3) ответ на третий вопрос: разные ценности имеют для личности различное значение.
№ 22 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: расширяется социальный опыт человека, могут измениться условия его жизни, поэтому какие-то ценности могут потерять своё значение или могут сформироваться новые ценности;
2) ответ на первый вопрос: состояние, когда людям не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть / состояние потери смыслообразующих ценностей, недостатка смысла жизни;
3) ответ на второй вопрос: нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
№23 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: в социальных ценностях отражается менталитет конкретного народа, наиболее значимые события и процессы социальной действительности, текущая политическая ситуация, цели общественного развития в конкретный исторический период; (Объяснение может быть сформулировано иначе.)
2) примеры, допустим:
— ценность предпринимательской активности и индивидуального успеха человека актуальна только для западного буржуазного общества;
— ценность рабоче-крестьянской солидарности, труда, обобществления собственности во имя построения коммунистического общества была актуальна для Советской России, позже на первый план вышли иные ценности.
№24 Могут быть даны такие объяснения:
1) ценностные ориентации личности могут приобретаться / изменяться в процессе её социальных взаимодействий; чем выше социальная активность личности, тем более интенсивен этот процесс;
2) личность проявляет / реализует свои ценностные ориентации в социальной жизни, за счёт социальной активности;
3) высокая социальная активность может являться следствием соответствующих ценностных ориентаций личности.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Человек. осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде.
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А. Г. Спиркин)
21. Что автор называет самосознанием? В чём, по его мнению, проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.) Как в тексте трактуется причина возникновения самосознания?
22. Что, по мнению авторов, представляет собой сознательность? Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? (Используя текст, приведите три объяснения.) Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, что характеризует ответственность как качество личности.
23. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что “человек может стать самим собой. через свою практическую деятельность, общение”. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает; (и/или) осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе;
2) ответ на второй вопрос, например:
— в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения;
— человек осознаёт себя через созданную им материальную и духовную культуру.
3) ответ на третий вопрос, например: оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей;
2) ответ на второй вопрос, например:
— регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них;
— самосознание и рефлексия способствуют “постоянному подытоживанию содеянного”, что позволяет достичь более высоких результатов;
— осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки.
3) объяснение, например: готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
№23 Могут быть приведены такие примеры:
1) предприниматель К. основал фонд помощи больным детям и реализует свою потребность в гражданской активности, проявлении милосердия;
2) общение с психологом помогло Марине Г. преодолеть тяжёлые жизненные обстоятельства;
3) после производственной практики Антон С. понял, что правильно выбрал профессию.
№24 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение связи, например: рефлексия — одно из проявлений самосознания человека;
2) предположение и краткое пояснение, например: уровень интеллектуального развития человека (человек с высоким уровнем интеллектуального развития воспринимает окружающий мир и себя самого в более сложных взаимосвязях, пытается установить причинно-следственные связи событий, задаётся большим количеством смысложизненных вопросов).
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, “дух” эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных “составляющих”.
В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или “многоучёность”, которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, “уму не научает”. Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.
(И. Фролов и др)
21. Что такое мировоззрение? Как авторы характеризуют роль мировоззрения в человеческом сознании? (Приведите одну любую характеристику.) Какие два способа освоения мира в сознании человека, по мнению авторов, сочетаются в мировоззрении?
22. В чём, по мнению авторов, проявляется многообразие мировоззрения? Почему мировоззрение исторично? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, почему мировоззрение невозможно без знаний.
23. Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что “многоучёность уму не научает”.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей.
Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, но и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.
(Дж. С. Милль)
21. Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?
22. Что автор называет сферой индивидуальной свободы? Какие средства господства общества над индивидуумом приведены автором (назовите любые два средства)? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл любого из этих средств.
23. Приведите три примера положительных действий, к которым “индивидуум может быть справедливо принуждаем. ради пользы других людей”, и к каждому примеры дайте краткое объяснение того, в чём состоит польза для других людей. (Сначала приведите пример, а затем дайте соответствующее объяснение.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение мысли автора о том, что “каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного”.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: свобода мысли и слова, свобода жить, как хочешь, свобода ассоциаций; ИЛИ свобода совести, свобода выбора, свобода действовать сообща;
2) ответ на второй вопрос, например: причинение вреда другим людям:
3) ответ на третий вопрос, например: совершеннолетие, отсутствие обмана и насилия.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму;
2) ответ на второй вопрос, например: общественное мнение, закон;
3) объяснение, например: общественное мнение — это форма социального сознания, в которой проявляется отношение различных социальных групп к происходящим в обществе событиям, процессам ИЛИ закон — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке.
№23 В правильном ответе должны быть приведены примеры и даны соответствующие объяснения, допустим:
1) Водитель автомобиля К. соблюдает правила дорожного движения (так обеспечивается необходимая всем людям безопасность на дорогах);
2) Алина и Сергей заботятся о своих несовершеннолетних детях (так обеспечивается социализация и благоприятные жизненные условия для детей, которые в силу возраста не могут позаботиться о себе сами);
3) Гражданин П. своевременно уплатил транспортный и земельные налоги (так обеспечиваются доходы бюджета, которые впоследствии перераспределяются в интересах всего общества).
№24 В правильном ответе должны быть приведены аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение:
1) аргументы в подтверждение, например:
— каждый человек посредством самопознания выявляет свой потенциал, интересы, склонности, возможности их развития / реализации, лучше, чем он сам, никто не сможет построить траекторию его развития;
— каждый человек знает об особенностях своего здоровья, духовной организации, и только он сам может понять, как учитывать в деятельности эти особенности, компенсировать или корректировать некоторые из них;
2) аргументы в опровержение, например:
— человек не всегда может отличить мнимые потребности от реальных, соответственно, в некоторых случаях он причиняет вред своему здоровью;
— некоторые люди в силу своих особенностей просто не способны адекватно оценивать себя и свои жизненные проблемы, находить пути их решения, поэтому требуется помощь других людей.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.