Что базаров говорит о нигилизме

Цитаты Базарова о нигилизме. Нигилизм Базарова («Отцы и дети»)

Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».

Базаров: «Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».

«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».

«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».

Что такое нигилизм?

Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

Афоризмы о нигилизме

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.»

«В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.»

«Человек все в состоянии понять и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.»

«Настоящий человек не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.»

«. мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. «

«Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь.»

Наука

Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.

Цитаты второстепенных персонажей

Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть фото Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть картинку Что базаров говорит о нигилизме. Картинка про Что базаров говорит о нигилизме. Фото Что базаров говорит о нигилизме

Второстепенные персонажи особо в споры не вступают, выполняя роль, скорее, фона, на основе которого создается вся история, описанная в произведении. Но некоторые их высказывание интересны.

«Дети чувствуют, кто их любит». Дуняша.

— Заметила она, что ребенок в руках у Базарова не расплакался.

«Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом» Ситников.

— Произносит важно Ситников о своих политических взглядах.

«А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы». Отец Базарова.

— Эти его слова, высказанные с радостью, свидетельствуют, насколько он рад приезду сына, но боится помешать ему.

Будущее России и нигилизм

Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.

Цитаты Базарова о природе

«Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.»

«Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.»

«В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.»

. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. «

«Личность, милостивый государь, вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.»

«Он [русский народ] свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры.»

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания. общественному зданию. «

Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью

В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.

Цитаты главных героев

Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть фото Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть картинку Что базаров говорит о нигилизме. Картинка про Что базаров говорит о нигилизме. Фото Что базаров говорит о нигилизме

Персонажи романа разделены автором на два лагеря – отцов и детей. Это образное изображение, и речь идет о конфликте не только между непосредственными родителями и детьми, но и между целыми поколениями людей разных возрастов.

Основными представителями Главными «отцов» являются Базаровы и Кирсановы, В конфликтной группе — их сыновья, а также Одинцова Анна. Их высказывания и раскрывают суть. Нигилисты очень критически относятся к народу не совсем так, как должен относиться к нему революционер.

«Русский мужик бога слопает». Евгений Базаров.

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». Евгений Базаров.

Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Евгений Базаров.

— Высказывается молодой человек о своем отношении к простому народу.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений Базаров.

— Таково отношение нигилистов к природе.

Но у представителей нигилизма есть и другие взгляды, которые также представлены в произведении достаточчно подробно.

«В чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было». Евгений Базаров.

«В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие». Аркадий Кирсанов.

Взгляды противоположного лагеря несколько отличаются от этих, и автор для подчеркивания конфликта достаточно сильно усилил яркость взглядов персонажей, противостоящих уже рассмотренным. Особенной яркостью отличаются высказывания Старшего Кирсанова.

«Личность вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». Павел Петрович.

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры». Павел Петрович.

— У старшего Кирсанова несколько иное отношение к народу, которое он высказывает в спорах с молодыми нигилистами.

«Для человека мыслящего нет захолустья». Базаров-отец

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить». Николай Петрович Кирсанов.

Отношение Тургенева к своему герою

Недаром вокруг романа «Отцы и дети» развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители литературной критики были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.

Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.

Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть фото Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть картинку Что базаров говорит о нигилизме. Картинка про Что базаров говорит о нигилизме. Фото Что базаров говорит о нигилизме

Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.

Таким образом, роман Тургенева «Отцы и дети» можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму — это не просто приверженность, это философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.

Евгений Базаров

Происхождение и воспитание

«. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. «
«. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. «

«. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. «

«. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. «

«. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово. «

«. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «

«Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!»

«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»

«Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…

«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.»

Речь и лексика

«. отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. «

«. в его спокойном, но глухом голосе. «

«. в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. «

«С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.»

«Меня вы забудете. мертвый живому не товарищ.»

Отношение к любви

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.»

«Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.»

«Прошедшего не воротишь. «

«Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.»

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.»

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.»

«Не может женщина не хитрить!»

«Не без тебя, ни с тобой жить не могу.»

«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.»

«В тихом омуте. ты знаешь! Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»

«Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие.»

«И охота же быть романтиком в нынешнее время!»

Внешность

«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. «

«. Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы. «

«. Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей. »

«. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. «

«. С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице. «

«. Базарова, облеченного в староватый фрак. «

Цитаты о конфликте поколений

«Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.» — Кирсанов П. П.

«Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя.» — Кирсанов П. П.

«Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.» — Кирсанов П. П.

«И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» — отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновенье…» — Кирсанов П. П.

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» — Кирсанов Н. П.

«Странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше?» — Е. Базаров

Источник

Евгений Базаров

Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть фото Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть картинку Что базаров говорит о нигилизме. Картинка про Что базаров говорит о нигилизме. Фото Что базаров говорит о нигилизме

Происхождение и воспитание

«. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. «

«. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. «

«. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. «

«. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. «

«. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово. «

«. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «

«Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!»

«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»

«Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…

«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.»

Речь и лексика

«. отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. «

«. в его спокойном, но глухом голосе. «

«. в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. «

«С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.»

«Меня вы забудете. мертвый живому не товарищ.»

Отношение к любви

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.»

«Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.»

«Прошедшего не воротишь. «

«Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.»

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.»

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.»

«Не может женщина не хитрить!»

«Не без тебя, ни с тобой жить не могу.»

«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.»

«В тихом омуте. ты знаешь! Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»

«Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие.»

«И охота же быть романтиком в нынешнее время!»

Внешность

«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. «

«. Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы. «

«. Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей. »

«. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. «

«. С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице. «

«. Базарова, облеченного в староватый фрак. «

Афоризмы о нигилизме

Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть фото Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть картинку Что базаров говорит о нигилизме. Картинка про Что базаров говорит о нигилизме. Фото Что базаров говорит о нигилизме

«Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники.»

«А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.»

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.»

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.»

«Нас не так мало, как вы полагаете.»

«Порядочный химик в двадцать раз лучше всякого поэта.»

«Может быть, точно, всякий человек — загадка.»

«В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.»

«Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.»

«Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит.»

«Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.»

«Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат.»

«. мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. «

«От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела. «

«Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь.»

«Принципов нет. есть ощущения. От них все зависит.»

«Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным.»

Цитаты Базарова о природе

«Решился все косить — валяй и себя по ногам!»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.»

«Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.»

Научные взгляды

Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть фото Что базаров говорит о нигилизме. Смотреть картинку Что базаров говорит о нигилизме. Картинка про Что базаров говорит о нигилизме. Фото Что базаров говорит о нигилизме

Аркадий Кирсанов

«Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным.»

«Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно — потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.»

«В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.»

Николай Петрович Кирсанов

«Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп.»

«. как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. «

«. В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом. «

«. Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста». «

. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. «

Павел Петрович Кирсанов

«Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.»

«Он [русский народ] свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры.»

«Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?»

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания. общественному зданию. «

«Станем исполнять наш долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу.»

Цитаты о конфликте поколений

Источник

Евгений Базаров как нигилист

Есть литературные приведения, самоё название которых ярко характеризует описанные в них общественные явления. Может быть, что именно после опубликования романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в обществе стали осмысленно и целенаправленно говорить о проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей», старшего и младшего поколений, а также неразрешимых противоречий между ними. Разочаровавшись в возможности серьёзных социальных преобразований в России с помощью философии А.И. Гегеля, русские идеалисты 40-х годов XIX века обычно либо превращались в «лишних людей» типа Рудина и Бельтова, либо влачили жалкое, обломовское существование. И лишь наиболее стойкие и энергичные из них, как, например, В.Г. Белинский и Герцен, преодолевали крайности философии Гегеля, возвышались до материализма и находили правильный путь – путь революционной борьбы.

Роман «Отцы и дети» задуман автором в августе 1860 года, а работа над произведением окончена в конце июля 1861 года. В следующем году роман был опубликован. Получилось так, что работа над романом началась ещё в той России, в которой существовало крепостное право, хотя и в стадии его разложения. По окончании работы над романом это была уже совсем другая Россия – страна, пережившая шок от крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, положившей конец эпохе крепостного права.

Сам автор в одном из писем признавался, что у героя романа нигилиста Евгения Базарова был реальный прототип – молодой провинциальный врач. Едва ли не первым из русских писателей И.С. Тургенев открыл Базарова и нигилизм, другими словами – базаровщину. Великий французский писатель Мопассан посвятил творчеству И.С. Тургенева критическую статью «Изобретатель слова «нигилизм», в ней дана высокая оценка историческому предвидению великого русского писателя. Он писал: «Настоящие моряки предчувствуют бурю задолго до её наступления, а настоящие романисты предчувствуют будущее. Тургенев распознал это зерно русской революции, ещё когда оно только давало ростки под землёй, ещё до того, как его побеги пробились к солнцу; и в книге «Отцы и дети». он описал настроения этой развивающейся секты. И чтобы яснее её обозначить, он изобрёл, создал слово «нигилисты»». Здесь есть только одна неточность: слово «нигилизм» изобрёл русский литературный критик Н.И. Надеждин в 1829 году. В остальном всё правильно.

Русская классическая литература XIX века дала нам целую галерею литературных героев-дворян. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы видим не эмоционального Чацкого, не деятельного Онегина, не пессимистического Печорина, не жуликоватого Чичикова, не ленивого Обломова, а совершенно другого человека. Сам себя Базаров называет «HOMO NOVUS», что означает буквально «человек новый», а по смысловому значению – «выскочка». Базаров – типичный представитель того общественного слоя, который в Западной Европе принято было называть «третьим сословием», даже если и не по происхождению, то по своим убеждениям. Базаров всего добился своим трудом; его дед землю пахал, чем Базаров даже гордится. Отсюда его нескрываемое презрение к родовой аристократии, к наследственным и наследуемым правам и свободам, к аристократизму и либерализму, к прекраснодушию и боязни борьбы, т.е. ко всему джентльменскому набору, который так горячо защищает Павел Петрович Кирсанов. «Дрянь, аристократишка», – так с нескрываемым презрением характеризует Базаров соседского помещика.

Слово «нигилизм» (от латинского слова «NIHIL» – «ничто», «ничего») обозначает крайнюю форму отрицания общественных норм, принципов морали, культурного наследия и т.д. – примерно такое определение дают нигилизму Николай Петрович и Аркадий в разговоре с Павлом Петровичем. Да и сам Базаров многозначительно заявляет, что он отрицает «ВСЁ». И читатель прекрасно понимает, что подразумевается под этим «ВСЕМ». В тех условиях И.С. Тургенев не мог по цензурным соображениям уточнить смысл и содержание слова «ВСЁ». Можно очень просто догадаться, что Базарову не по нраву всё современное ему общество снизу доверху, включая политический режим. Базаров – порождение своей эпохи, герой своего времени. Радикализм Базарова – порождение либерализма русского дворянства, в т.ч. и не самых худших его представителей – братьев Кирсановых, и консерватизма русского крестьянства. Во Франции, стране столь любимой И.С. Тургеневым, люди подобные Базарову становились якобинцами и безжалостно рубили головы королю и родовой аристократии.

Каждый писатель вправе назвать своё произведение так, как считает нужным. После этого критикам и читателям остаётся дать объяснение названию произведения. «Отцы и дети»? Почему? Если бы в одной комнате собрались отцы и дети, то это не значит, что собравшиеся отцы и дети кровно или духовно связаны между собой. Очень даже может быть, что настоящие отцы и их настоящие дети находятся где-то в другом месте. Иначе роман назывался бы «Отцы и их дети». Но не могут Кирсановы быть отцами Базаровых ни кровно, ни духовно. Идейные споры Павла Петровича и Евгения Васильевича, которые неизменно заканчиваются победами Базарова, для большинства русского народа не представляют никакого интереса. Это прекрасно понимает и сам Базаров, предпочитая конкретные дела бесполезной болтовне: он изучает естественные науки, беспощадно режет лягушек, помогает отцу в его лечебной практике.

«Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висящими бакенбардами песочного цвету, он оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», – таким предстал перед читателями Евгений Базаров. Не случайно роман посвящён памяти В.Г. Белинского – есть в авторском портрете Базарова что-то такое, напоминающее внешне Белинского; хотя о полном внутреннем сходстве говорить не приходится, хотя и тому, и другому свойственны сильная воля, незаурядный ум, большая целеустремлённость, подкупающие мужество и стойкость. Вместе с тем, Базаров отрицает право личности на индивидуальность, сравнивая людей с деревьями в лесу. В этом проявляется реакция Базарова на аристократизм и на сословные привилегии. Но отсюда один шаг до формулы «лес рубят – щепки летят!», ставшей оправданием массовым репрессиям. В то же время Базаров крайне самолюбив, не терпит никаких и ничьих возражений, претендует на владение истиной в последней инстанции.

Все персонажи романа, несмотря на все свои различия, – дети своего времени. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные черты характера. Так, Базаров суров, аскетичен, угрюм и внешне груб. Порой он буквально циничен, когда говорит о природе и о человеческих чувствах, порой невежественен, когда говорит о Пушкине как о человеке военном. С другой стороны, Базарову свойственна простота, свобода и сила истинно народного русского языка, что помогает ему побеждать в словесных баталиях с Павлом Петроаичем. Базарову свойственна любовь к труду и критическое отношение к простому народу, к крестьянам, к работникам на ферме Николая Петровича: «Работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут. », «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. » И к себе, и к своим немногочисленным единомышленникам Базаров относится критически: говорит, что если их «раздавят», то туда и дорога, но «тут ещё бабушка надвое сказала», «нас не так мало, как вы думаете, «от копеечной свечки Москва сгорела».

Да, Базаров – фигура трагически одинокая. Тем закономернее выглядит его закономерная и случайная одновременно преждевременная и трагическая гибель: автор убивает своего героя, т.к. не видит для его жизни никакого разумного продолже-ния. Герой умирает в расцвете лет, не оставив после себя ничего кроме холмика на деревенском кладбище, да безутешных престарелых родителей. Сухая веточка на древе бытия, не способная принести никаких плодов – вот кем представляется Базаров автору романа.

Тургенев сделал Базарова трагическим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель», – так формулировал автор свою творческую задачу. Трагическое положение Базарова связано также с особенностями философии истории самого И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» накладывает дополнительный трагический отпечаток на его героев. Базаров отрицает любовь, а внезапно вспыхнувшая вопреки его воле любовь оказывается сильнее его математически точной теории. Базаров говорит, что природа – не храм, а И.С. Тургенев представляет её величественным и прекрасным храмом. Базаров отрицает Шуберта и Рафаэля, но И.С. Тургенев глубоко верит в «вечную» и непреходящую ценность их творений. Базаров приобретает в романе черты героического величия именно потому, что он, как незаурядная мыслящая личность, вступает в борьбу с понятиями «вечными и непреодолимыми». В отношении Тургенева к Базарову наряду с любовью автора к своему герою сказались и некоторая классовая неприязнь писателя, и его умеренно-либеральные иллюзии, исторически обусловленные всем ходом развития русской общественной мысли. При такой философской посылке И.С. Тургеневу казалось, что он написал роман о «грешном бунтующем сердце», скрывшемся в могиле, о «великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Набрано с рукописного текста 16 августа 2003 г.

П.С. В первоначальном замысле это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *