Что бетховен написал глухим
Как глухой Бетховен смог стать одним из величайших композиторов, и почему от так и не женился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.
Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.
Жестокий отец и несчастное детство
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.
Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.
К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.
Глухой от рождения композитор
Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.
Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.
Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Одинокий и несчастный
Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.
Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?
С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.
Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»
В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.
Нищий гений
Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».
Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.
Послание Бетховена ко всему человечеству
Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».
Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.
Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»
Смерть героя и триумф жизни
Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.
Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.
«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)
Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фактчек: 14 самых популярных легенд о Бетховене
Бетховен был глухим? Его музыку никто не слушал? Он родился в бедной семье и не получил образования? А еще у него было психическое расстройство? Разбираемся, что из этого правда, а что нет, в новом выпуске рубрики. А еще больше вы узнаете из нашего курса «Что придумал Бетховен»
Легенда 1. Бетховен рос в бедной, неблагополучной семье: отец был алкоголиком, а мать умерла от сифилиса
Вердикт: это отчасти правда.
Иоганн ван Бетховен и Мария Магдалена Кеверих Wikimedia Commons
В 1787 году Мария Магдалена умерла от туберкулеза. Миф о сифилисе, которым, по разным версиям, болели и мать, и отец композитора, и он сам, возник позже и ничем не подтверждается. Якобы именно поэтому старшие братья композитора рождались слепыми, глухими и с особенностями развития. На самом деле Бетховен был вторым ребенком в семье: его старший брат умер вскоре после рождения. Никаких сведений о том, что дети в семье Бетховена имели врожденные пороки развития, не сохранилось.
После смерти жены и младшей дочери у Бетховена-старшего действительно начались проблемы с алкоголем: семнадцатилетний Людвиг не раз вытаскивал его из полиции.
Легенда 2. Отец Бетховена хотел заработать на сыне, сделав из него второго Моцарта, и заставлял заниматься музыкой, применяя телесные наказания
Вердикт: это правда.
Предполагаемый портрет тринадцатилетнего Людвига ван Бетховена. Картина неизвестного художника. Около 1783 года Kunsthistorisches Museum
Примерно с четырех лет Людвиг ежедневно и подолгу играл на клавире, скрипке и альте. До клавиатуры он не дотягивался, и ему приходилось стоять на скамейке. Игра на струнных так ему и не далась, хотя он и позже пытался этому учиться.
Первый публичный концерт Бетховена состоялся 26 марта 1778 года в Кельне. Там его представили как шестилетнего виртуоза, хотя ему было уже больше семи. Но сенсации не случилось: ни денег, ни славы этот концерт, как и последующие гастроли в Нидерландах, не принес. Возможно, публика ждала импровизаций, музыкальных трюков, которыми поражал маленький Моцарт, но как раз это Иоганн не считал важным: в отличие от Моцарта Людвигу запрещалось импровизировать. Слыша живую музыку, отец возмущался: «Да что ж ты опять бренчишь? Убирайся, а то получишь оплеуху!» Цит. по: Кириллина Л. В. Бетховен. М., 2015.
Легенда 3. Бетховен был плохо образован, так как нигде не учился
Вердикт: это отчасти правда.
Иллюстрация к книге Эжени Фоа «Ludwig Van Beethoven, ou le Petit maître de chapelle». Париж, 1841 год Bibliothèque nationale de France
Бетховен не получил систематического школьного образования. Он недолго учился в частной школе и при монастыре, но довольно безуспешно. Преподавание строилось на муштре, зазубривании катехизиса и латыни — это вызывало у мальчика протест. К тому же его отец считал, что школа — пустая трата времени.
Будучи уже взрослым, Бетховен пытался восполнить пробелы в образовании. Он учил французский и итальянский, изучал историю, астрономию и философию. В 1789 году восемнадцатилетний Людвиг даже стал студентом философского факультета Боннского университета. Он увлекался античной литературой, любил Гете, Шиллера, Гердера, Шекспира и многих других авторов. Впрочем, он так и не овладел математикой, освоив только сложение и вычитание, и писал с ошибками.
Его музыкальное образование тоже не было систематическим, но Бетховену повезло с учителями (если не считать отца), которые также выступали в роли его продюсеров. Одним из его первых учителей в Бонне был Кристиан Готлоб Нефе, известный немецкий композитор и органист. Переехав в Вену, Бетховен начал учиться у других знаменитых музыкантов. Йозеф Гайдн не только преподавал ему музыку, но помогал войти в светские салоны Вены и одалживал деньги. Антонио Сальери учил сочинять вокальную музыку в итальянском стиле. Бетховен также высоко ценил свои занятия с композитором Иоганном Георгом Альбрехтсбергером. По воспоминаниям современника, венские педагоги так отзывались о своем ученике:
Сам Бетховен признавался издателю Готфриду Гертелю:
Легенда 4. Бетховен сам добавил к своей фамилии частицу «ван», чтобы прослыть аристократом
Вердикт: это неправда.
Автограф Людвига ван Бетховена Частное собрание / Meisterdrucke.com
Легенда 5. Бетховен был глухим
Вердикт: это почти правда.
Разговорная тетрадь Бетховена, датированная 9 сентября 1825 года Beethoven-Haus, Bonn
Бетховен начал терять слух постепенно: первые признаки глухоты появились, когда ему было 28 лет. Возможно, причиной стала болезнь, перенесенная годом раньше. Он испытывал болезненные ощущения, шум и звон в ушах, постепенно переставал слышать тихие высокие звуки.
Легенда 6. Он сочинял странную музыку, которую никто не слушал
Вердикт: это отчасти правда.
Моцарт, Гайдн, Бетховен. Гравюра Ф. Меля по рисунку Р. Шейна. До 1845 года Landesmuseum Burgenland
Уже при жизни Бетховен считался одним из трех главных композиторов эпохи (помимо Гайдна и Моцарта). А на его похоронах 29 марта 1827 года, по разным сведениям, было около 20 000 человек — по тем временам беспрецедентный случай.
Легенда 7. Бетховен поддерживал Наполеона и посвятил ему Третью симфонию
Вердикт: это только отчасти правда.
Вторжение армии Наполеона в Австрию. Рисунок Жан-Батиста Маду. Около 1827 года The Ira F. Brilliant Center for Beethoven Center, San Jose State University
Вскоре известный меценат и покровитель Бетховена князь Франц Йозеф Лобковиц заплатил щедрый гонорар за право исполнить новое произведение в узком кругу, а затем еще один — за посвящение симфонии самому себе. Закрытая премьера состоялась 9 июня 1804 года в венском дворце князя. Осенью того же года в Роуднице, чешском замке Лобковица, симфония была специально исполнена для прусского принца Луи Фердинанда, который оплатил этот концерт. И Лобковиц, и Луи не симпатизировали Бонапарту, и уже на закрытых исполнениях первое посвящение не упоминалось. Публичная премьера состоялась 7 апреля 1805 года, где сочинение называлось Новая большая симфония. А еще через год Третья симфония получила свое окончательное название — Героическая — и подзаголовок «Сочинена в честь памяти о великом человеке и посвящена Его Светлейшему Высочеству князю Лобковицу». Скорее всего, «великий человек» — это Луи Фердинанд, незадолго до этого погибший в сражении с Наполеоном.
Легенда 8. Бетховен был несчастлив в любви
Вердикт: это правда.
Миниатюра, принадлежавшая Бетховену, предположительно, изображает Джульетту Гвиччарди. Около 1810 года Beethoven-Haus, Bonn
Талантливый и известный композитор, Бетховен пользовался популярностью у дам из высшего света. У него часто случались романы, но до свадьбы дело не доходило: социальный статус и финансовое положение Бетховена казались его избранницам и их родственникам недостаточно прочными. Вплоть до 1812 года у композитора были отношения с разными женщинами, однако потом все изменилось. В это время Бетховен написал письмо, адресованное некой бессмертной возлюбленной и, так же как и Гейлигенштадтское завещание, найденное уже после его смерти. В нем он пишет, что из-за окончательного разрыва с этой дамой принял решение отказаться от всяких любовных отношений. Имя «бессмертной возлюбленной» Бетховен нигде не называет — оно до сих пор неизвестно. Судя по всему, свое обещание он сдержал и остаток жизни провел в одиночестве.
Легенда 9. Бетховен не носил парик в знак протеста против общественных норм
Вердикт: это неправда.
Портрет Людвига ван Бетховена. Картина Йозефа Виллиброрда Мелера. годы Sammlung Wien Museum
В те годы, когда Бетховен вел активную светскую жизнь, мода на парики уже сошла на нет — надевать парик ему приходилось буквально в считаных случаях. Из Франции пришла мода на прическу а-ля Тит, названную в честь римского императора: кавалеры и дамы носили короткие волосы и завитки. Именно с такой прической мы можем видеть Бетховена на портрете, написанном Йозефом Мелером.
Легенда 10. Музыка Бетховена вдохновила Ленина на революцию
Вердикт: это неправда.
Владимир Ленин с Максимом Горьким слушают «Аппассионату» Бетховена. За роялем пианист Исай Добровейн. Картина Петра Белоусова. годы Національний художній музей України
А Максим Горький рассказывал историю о том, как в 1920 году Ленин слушал «Аппассионату» На самом деле Добровейн играл не «Аппассионату» (Соната № 23), а «Патетическую сонату» (Соната № 8). в исполнении Исая Добровейна. Четыре года спустя в «Известиях ВЦИК» был опубликован очерк Горького, в котором приводилось такое высказывание Ленина: «Ничего не знаю лучше „Араssionаtа“, готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!» Горький о Ленине // Известия ВЦИК. № 84. 11 апреля 1924 года.
Легенда 11. Бетховен постоянно менял квартиры, когда жил в Вене: всего их было более семидесяти
Вердикт: это отчасти правда.
Кабинет Бетховена в Шварцшпаниерхаусе в Вене. Рисунок Иоганна Непомука Хёхле. 1827 год Beethoven-Haus, Bonn
Вена была дорогим городом. Немногие могли построить себе особняк. Даже состоятельные люди чаще всего владели доходными домами, в которых сами жили, сдавая часть апартаментов.
Обычно срок аренды составлял около семи месяцев — с конца сентября по конец апреля. Весной и летом венцы отправлялись в сельские пригороды, осенью возвращались и снимали другую квартиру. В том числе и Бетховен. За годы жизни в Вене () он действительно часто менял место жительства: мы знаем около тридцати адресов. Но точно не семьдесят!
Легенда 12. Бетховен любил пиво
Вердикт: это неправда.
Посетитель и официант венской кофейни. Около 1810 года © Imagno / Getty Images
В отличие от отца Бетховен не любил алкоголь, а если и употреблял спиртное, то скорее вино. Композитор признавался: «…хмельное во мне вызывает скорее упадок, чем прибавление сил…» Из письма Фридриху Кулау. Баден, 3 сентября 1825 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 4. М., 2011.
Бетховен также любил крепкий кофе, который был в моде в Вене. Его пили дома или в кофейнях. Гуляя по Вене, Бетховен с Гайдном заходили в кафе: там Людвиг покупал себе и своему учителю две чашки кофе по 6 крейцеров — по тем временам это было недорого. А вот чай был довольно дорогим: его подавали только в аристократических салонах.
Что касается гастрономических вкусов композитора, то Бетховен любил пасту с пармезаном и салями, мясо (кроме свинины), устрицы и рыбу — особенно карпа и щуку.
Легенда 13. Бетховен страдал биполярным расстройством
Вердикт: это неправда.
Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году. Гравюра с рисунка Карла Рёлинга. Вторая половина XIX века Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin
Во-первых, нет никаких документальных свидетельств о том, что Бетховен страдал психическими заболеваниями. Во-вторых, такой диагноз появился только два века спустя.
Известно, что у Бетховена был тяжелый характер. Вспышки гнева перемежались периодами добродушия. Сам он объяснял приступы агрессии и нелюдимость нарастающей глухотой. В последние годы композитор постоянно был недоволен, срывался на прислуге: он швырялся в экономку книгами и мебелью.
Резкие скачки настроения при этом не мешали его работе, в которой он был очень организован и дисциплинирован. У Бетховена был четкий распорядок дня, он вставал рано (иногда в шесть утра) и после легкого завтрака садился за работу, а после обеда и прогулки опять возвращался к сочинительству.
Легенда 14. Бетховен умер в нищете
Вердикт: это неправда.
Бетховен на смертном одре. Рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера. 1827 год British Library