Что библия говорит о десятине
Что библия говорит о десятине
Что написано в Библии о десятине?
Многих христиан беспокоит вопрос о десятине. Во многих церквях вопросу десятины уделяется слишком большое внимание. Вместе с тем, немало христиан отказывается следовать библейской рекомендации приносить пожертвования Господу. Десятины и подаяния должны быть радостью и благословением. Печально, что сегодня такое отношение встречается в церквях довольно редко.
Десятина является ветхозаветным постановлением. Это было требованием закона, согласно которому все израильтяне должны были приносить в скинию/храм Господний десятую часть всего заработанного и выращенного ими (Левит 27:30; Числа 18:26; Второзаконие 14:24; 2 Паралипоменон 31:5). Некоторые считают, что старозаветная десятина была способом взимания налогов для обеспечения священников и левитов. Однако в Новом Завете мы не находим приказов и даже рекомендаций христианам следовать системе десятин. Павел лишь отмечает, что верующим следует откладывать часть их дохода для поддержки Церкви (1 Коринфянам 16:1-2).
Кроме того, в Новом Завете нигде не указан конкретный процент, который следует отделять от прибылей, а только говорится, что человеку следует жертвовать столько, «сколько позволит ему состояние» (1 Коринфянам 16:2). По сути, христианская Церковь позаимствовала 10% из ветхозаветной десятины и определила ее, как «рекомендуемый минимум» для пожертвований христиан. Тем не менее, христиане не должны чувствовать себя обязанными всегда давать десятину. Им следует давать столько, сколько позволяют им обстоятельства – «сколько позволит ему состояние». Иногда это может быть больше, чем десятая часть, а иногда – меньше. Все зависит от возможностей человека и нужд Церкви. Каждому христианину нужно ревностно молиться и искать Божьего руководства в принятии решения, каким образом и сколько он должен жертвовать (Иакова 1:5). «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Десятина в Писании
Много вопросов сегодня среди верующих, да и неверующих о десятине в Церкви Иисуса Христа. Десятина в Писании нам показана по закону и по вере. Разберёмся в этом вопросе на основании Священного Писания.
«Затем Иаков дал клятву, сказав: — Если Бог будет со мной и сохранит меня в этом странствии, даст мне хлеба в пищу и одежду на плечи, так что я вернусь и буду жить в мире в доме моего отца, и если Господь будет моим Богом, то этот камень, который я поставил, будет памятным знаком, и будет здесь Божьим домом, и от всего, что Ты даешь мне, я дам Тебе десятую часть». (Быт 28:20-22)
Когда я первый раз оказался на служении в евангельской церкви, то при сборе десятин и пожертвований у меня даже не возникло вопросов: «давать или не давать?» Я привык, что, когда ко мне подходили в православном храме с подносом для пожертвований — я просто клал сколько мог и не думал, почему и зачем? Поэтому, когда я узнал в Библии о десятине, то стал приносить её с пониманием, что приношу её Богу.
Две крайности приношения
Почему-то сегодня, хотя предполагаю такое было и раньше, мнение о десятине разделилось на две крайности. Одна крайность говорит, что десятина — это закон. И если ты не приносишь, то навлекаешь на себя проклятие (Мал 3:7-9).
Другая крайность говорит, что в Новом Завете десятину приносить вообще не нужно. Особенно деньгами! Потому что, по закону десятина состояла из урожая и скота (Лев 27:30-32). А так как мы не под законом, то и десятину приносить не нужно.
В своём прежнем научении я был на стороне первой крайности. Хотя у меня и не возникало вопросов с приношением десятины, но я верил, что если не приносишь, то будешь проклят. Благодарение Богу за понимание, которое Он даёт в Своём Слове! Давайте посмотрим, что говорит Писание о десятине вообще. И потом можно будет сделать вывод.
Самое первое упоминание о десятине в Писаниях мы встречаем в книге Бытие: «Мелхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино».
Будучи священником Бога Всевышнего, он благословил Аврама, сказав: — Благословен будь Аврам от Бога Всевышнего, Творца неба и земли. И благословен будь Бог Всевышний, отдавший твоих врагов в твои руки. АВРАМ ДАЛ ЕМУ ОТ ВСЕГО ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ.»
(Быт 14:18-20)
Авраам принёс десятину священнику и царю Иерусалима Мелхиседеку. Который в послании к Евреям открывается как образ Иисуса Христа — Царь праведности и Царь Божьего мира (Евр 7:1-10). Хочу обратить ваше внимание, что Мелхиседек благословил Авраама прежде, чем Авраам дал ему десятину.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПЕРВАЯ ДЕСЯТИНА В ПИСАНИИ БЫЛА ОТДАНА АВРААМОМ ДО ЗАКОНА.
Закон же был дан Моисею спустя четыреста лет.
Почему Авраам вообще отдал десятую часть священнику Бога Мелхиседеку? Повторюсь, эти события произошли задолго до закона, который предписывал приносить десятину священникам из колена Левия. Почему Авраам думал, что нужно принести десятину священнику Бога? Вспомним историю приношений Каина и Авеля:
«Через некоторое время Каин принес в дар Господу плоды земли, а Авель пожертвовал жирные части первородных своего стада. Авель и его дар были угодны Господу. »
(Быт 4:3-4)
И Каин, и Авель принесли Богу дар от своих первых плодов. Почему? Этому их научили родители. Чтобы Адам и Ева не умерли сразу за сделанный ими грех, Бог покрыл этот грех кровью жертвенных животных. Это первое жертвоприношение было образом будущей жертвы Иисуса Христа. И стало для первого человека научением, как получать прощение. А также приносить Богу дар благодарения и почтения. Но почему именно десятая часть?
Десятина в Писании подобна основанию от всего дохода, посвящаемого Богу.
«ЕСЛИ ЧАСТЬ ТЕСТА ПОСВЯЩАЕТСЯ БОГУ, ТО И ВСЕ ТЕСТО ПОСВЯЩЕНО ЕМУ, и если корень посвящен Богу, то и ветви посвящены Ему.»
(Рим 11:16)
В синодальном переводе мы читаем: «Если начаток свят, то и целое. »
Посвящая Богу начаток, мы посвящаем Ему и всё остальное.
КОГДА Я ПРИНОШУ БОГУ ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ ОТ СВОЕГО ДОХОДА, ТО ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОСВЯЩАЮ БОГУ ВЕСЬ СВОЙ ДОХОД!
Отдав Богу десятину, я доверяю Ему весь свой доход, чтобы Бог благословил весь мой труд. И, чтобы мой труд не был для «дырявого» кошелька.
Это — мудрость Божия!
Это — духовный закон веры! Который, по причине умножения греха, в законе Моисея стал обязательством для Израиля. А для верующих христиан — благодатью и возможностью доверять Богу весь свой доход для его умножения и защиты.
Десятина в Писании: Иаков
Обратите внимание, что Иаков давал Богу обещание не по закону, а по вере: «И ОТ ВСЕГО, ЧТО ТЫ ДАЕШЬ МНЕ, Я ДАМ ТЕБЕ ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ.» (Быт 28:22)
Здесь нет условия от Бога: «Сначала отдай десятину, а потом Я благословлю тебя». Так говорит закон. Благодать веры говорит: «Из ВСЕГО, что ТЫ МНЕ ДАЁШЬ. ». Не когда-то, после моего послушания заповеди закона о десятине, а уже дал и продолжает давать. Сначала Бог даёт обеспечение, а потом я из этого отдаю десятину. Именно так и действует вера, откликаясь на Божью благодать. Первое слово и действие всегда за Богом. При этом вера говорит «из всего», а не только плодов и животных, как требовал закон. А всё — это всё! И деньги, и весь доход.
И о десятине, как и обо всех повелениях закона, Писание говорит нам:
«Итак, ПРЕЖНЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО, потому что оно оказалось слабым и бесполезным (Закон вообще ничего не сделал совершенным), и ДАЕТСЯ НАДЕЖДА НА НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, благодаря которой мы приближаемся к Богу.»
(Евр 7:18-19)
Таким образом, для верующих христиан десятина — это не закон: «Если не отдашь — будешь проклят».
А благодать: «Отдай Богу десятую часть, и Он благословит весь твой доход!»
Давайте будем правильно верить! И будем приносить десятину Богу верой, с благодарным сердцем!
Десятина и пожертвования – это символ нашего доверия Господу.
Принцип десятины: кому ты отдаешь самое лучшее?
Перед тем, как написать очередную статью, я всегда молюсь, прося у Господа понимания и мудрости, что бы Он хотел донести лично тебе, читатель!) Чтобы это не было очередной статьей, но чтобы написанное принесло в твою жизнь перемены и большие благословения.
Сегодня я хочу поговорить о десятине, но даже не о финансах, а больше как о принципе. Что это, почему важно и как практиковать в отношении Бога и повседневной жизни?
Откуда взялась десятина?
Она была еще до закона, данного еврейскому народу. Первым десятину отделил Авраам, которому Бог даровал победу в битве с могущественными царями. В знак благодарности и почтения Авраам отделил десятую часть своего имения священнику Мелхиседеку: «и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего». Бытие 14:20.
Следующим был Иаков- прародитель Израиля, который решил посвятить Богу десятую часть своего имущества.
И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. Бытие 18:20-22
Потом уже Бог повелел в законе Моисея отдавать десятую часть из всего прибытка Ему, на Его дело в знак послушания и почтения.
Принцип десятины: кому ты отдаешь самое лучшее?
Зачем что-то нужно отдавать Богу?
Было бы смешно полагать, что Богу нужны деньги человека, если все и так Его по праву Творца и Создателя. Скорее, Ему нужно видеть твою ответную благодарность и послушание. Он через это учил Свой народ быть в смирении и послушании перед Ним, чтобы Он мог благословить их и направлять. Божьи намерения всегда были, есть и будут во благо для человека!
Десятина в Библии названа святыней Господней. «Святое» означает «отделенное», а не «супер-хорошее», как думают многие. Поэтому для Бога у тебя должно быть всегда что-то отделено. От души, с пониманием и уважением.
В свою очередь, Бог гарантирует нам преимущества, если мы будем исполнять этот духовный закон.
Десятина – это защита
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф». Малахия 3:10-11.
Десятина – это прообраз начальной части. Чего-то первого, что у тебя появляется, будь то финансы, время, чувства. Все, что ты можешь отдать.
Когда мы сознательно отдаем Богу самую первую и лучшую часть чего-то, то этим посвящаем Ему все остальное, и оно автоматически становится под Божью защиту, так Он Сам постановил.
Ты даешь всего лишь часть, а Он благословляет и защищает все остальное! В духовном мире словно ставится печать «посвящено Богу» и никакое зло не имеет права разрушать, убивать и обкрадывать это.
Принцип десятины: кому ты отдаешь самое лучшее?
Десятина благословляет
«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином». Притчи 3:9-10
Ты не только обеспечиваешь себе крутого секьюрити на твои финансы и все, что имеешь, но и за послушание духовному закону, Бог еще и обещает тебя благословить!
Маленькая ремарка относительно финансов. Отдавать десятую часть с финансов нужно Богу (именно Богу и на Божье дело, то есть в церковь). Благотворительность – это хорошо, но ты это как бы даешь и посвящаешь людям, но не совсем на служение Богу.
Помогать — это очень хорошее дело, и нужно это делать, но для этого у тебя есть еще 9 десятых твоих финансов, которыми ты можешь свободно распоряжаться. Это уже приношение, или как называют верующие «семя» — Оно тоже имеет особые благословения.
Но десятина принадлежит Богу и Его делу, и точка, так Он постановил. Это не твое, это Его! Можно согласиться, можно нет, в этом каждый свободен. И каждый волен выбирать: жить дальше на том же уровне, или принять Божье, благое вмешательство в свою жизнь.
Так же начиная день с общения и молитвы с Богом, мы весь день автоматически ставим под Божьи благословения. Начиная любое дело, отношения, проект – приноси это пред Его лицо. Проси Его содействия во всем, что ты делаешь, и тогда ты будешь просто обречен на успех! А если ты идешь своим путем, помни, ты уязвим во всем: материальном, физическом и духовном.
Десятина – это твое почтение и благодарение Богу
Отделение всего начального говорит нам о том, что Бог всегда и во всем должен быть на 1 месте. Без Него каждый человек обречен блуждать, словно в темном, дремучем лесу, где поджидают дикие голодные волки. А с Ним всегда есть свет, защита, мудрость и понимание, как и куда идти.
Почитай Его, благодари Его, люби Его. Проявляй это во всем – в финансах, в своих талантах, мыслях, времени, любви. Он откликнется на это самым чудесным образом, как ты даже не мог представить!
Помни, Богу не нужны твои деньги, Ему нужно место в твоем сердце. Это самое дорогое, что ты можешь Ему отдать.
Десятина в Библии
Среди многих, как верующих, так и неверующих, бытует следующее мнение о десятине: «Десятина это часть Ветхозаветного Закона. Его сегодня не нужно соблюдать, а стало быть, и десятину – тоже». Давайте выясним, насколько это мнение верно.
Учение о десятине подробно описано в Ветхозаветном Законе:
I. Учение ветхозаветного закона о десятине:
1. Что считалось десятиной?
Лев.27:30-32 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено».
Данный отрывок свидетельствует о том, что десятина от земли включает в себя:
– десятую часть от плода земли,
– десятую часть от плода деревьев и
– десятую часть от плода скота.
2. Каково было предназначение десятины?
Чис.18:21-32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете».
Данный отрывок свидетельствует о предназначении десятины народа Израилева. Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов – служителей в скинии собрания, а позже – Храма Божия. Об этом же свидетельствует Иез.44:29-30 «Они [левиты] будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение».
Итак, десятина израильтян шла на поддержания существования и служение левитов. Левиты же в свою очередь были призваны отдавать Богу десятину с полученной десятины. Десятина левитов шла на дотацию священников: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого» ( Чис.18:25-29 ).
3. Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?
Когда израильский народ пришёл в землю обетованную, Господь разделил всю землю между коленами Израиля. Каждому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен получили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не получили земельного удела в земле обетованной, поскольку Господь избрал их и отделил на служение Богу: Чис.18:22-24 «…сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела». Нав.18:7 «…а левитам нет части между вами, ибо священство Господне есть удел их».
4. Куда сдавались десятины?
Втор.12:5-7, 11-12, 17-18 «… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. …тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. … Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими».
Данный отрывок свидетельствует о том, что Господь заповедал израильтянам приносить свои десятины в Иерусалимский храм – место обитания Господа Бога.
Пророк Малахия призывал неверных в десятине и приношении израильтян принести всё, что они задолжали Богу, в «дом хранилища» – в дом Божий: Мал.3:8-12 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».
5. Год десятины
Втор.26:12-15 «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из нее для мёртвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил всё, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мёд». Данный отрывок свидетельствует о том, что каждый третий год считался годом десятины. В этот год десятины собирались по месту жительства и складывались в поместный накопитель десятины для того, чтобы кормить местных левитов, пришельцев, сирот и вдов.
Дополнительные места Писания о десятине:
Неем.10:32-39 «И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего».
Неем.12:44-45 «В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона».
Ветхозаветная десятина являлась способом выражения благодарности Богу за всё, что человек имел, а также признанием того, что Господь является владельцем всего.
Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом: Притч.3:9-10 «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином».
II. Десятина и Новый Завет
1. Новый Завет о ветхозаветной десятине
Лк.18:11-12 «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Евр.7:5 «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых».
Эти три отрывка из Нового Завета относятся к еврейской практике давать десятину, которая предназначалась для левитов и священников – служителей Ветхого Завета.
2. Новый Завет о материальной поддержке служителей
В Новом Завете нет ни одного стиха, который бы заповедовал христианам отдавать десятину – 10% от своего дохода. Однако Новый Завет не отрицает ветхозаветный принцип «спонсирования» служителей. Как и в Ветхозаветные времена Божьи служители имели право существовать от десятины, так же и служители Нового Завета имеют право жить от благовествования: 1Кор.9:7-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».
Сам Господь Иисус, когда посылал Своих учеников проповедовать, заповедал им следующее: Мф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания».
Каким образом проповедующий Евангелие может жить от благовествования?
Это возможно только в том случае, если он будет жить от пожертвований. И Слово Божье призывает нас делиться: Гал.6:6 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». 1Тим.5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».
3. Новый Завет о пожертвованиях
Даяние в Новом Завете не ограничивается десятиной от доходов. Поскольку всё, что мы имеем, принадлежит Богу (а также и мы сами, согласно 1Кор.6:19 ), то мы должны быть верными и благоразумными управителями всего, что нам доверил Господь.
Новый Завет призывает христиан не только поддерживать служителей, но и быть щедрыми по отношению к нуждающимся, особенно к братьям и сестрам по вере. Согласно новозаветному учению, даяние должно быть добровольным и щедрым: 1Кор.16:1-3 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим».
Пожертвования на нужды церквей, согласно Новозаветному учению, является доказательством христианской любви: 2Кор.8:24 «Итак перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами».
Слово Божье призывает нас быть щедрыми и доброхотными в своих даяниях: 2Кор.9:6-11 «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
Сегодня некоторые утверждают, что поскольку в Новом Завете нигде нет повеления о десятине, то он отменяет Ветхозаветную десятину. Но сам факт, что заповеди о десятине в Новом Завете нет, должно заставить нас задуматься, а случайно ли это? Нет, не случайно. Господь просто не хочет ограничивать нашу щедрость.
Один христианин сказал в связи с этим: «Для Бога важна не сумма, жертвуемая нами, а состояние сердца, с которым мы это делаем. Возьмем в пример раннюю церковь, когда люди с радостью продавали всё что имели! А знаете почему? Потому что у них было нечто большее. Им не было жалко расставаться со своим имуществом. Это делалось не под страхом наказания, а от исполнения Божьим Царствием внутри. Мы же, когда отсчитываем 10% дохода, чтобы случайно не отдать лишнего, оскорбляем Бога».
Конечно, лично Богу десятины не нужны. Более того, Ему вообще ничего не нужно, ибо у Него все есть: Ему принадлежит вся вселенная. Десятины же, во-первых, нужны нам самим: для проверки и укрепления, для очистки наших сердец от сребролюбия и жадности («Ибо доброхотно дающего любит Бог» 2Кор.9:7 ).
Во-вторых, десятины нужны церкви для содержания служителей. Задумайтесь, разве во времена Ветхого Завета Бог не мог кормить левитов сверхъестественным образом, например, манной? Для Господа нет ничего невозможного. Однако Он сказал, что именно Израиль будет их уделом. Левиты жили на те десятины, которые приносили евреи в храм. Аналогичным образом от новозаветных десятин и пожертвований существуют сегодня служители и миссионеры.
III. Десятина вне Ветхого и Нового заветов
Десятина – не является нововведением Ветхозаветного Закона, как думают и утверждают многие. Практика даяния десятой части дохода Богу существовала у многих народов древнего мира. Об этом свидетельствует факт, что Авраам (по национальности халдей) отдал десятую часть добычи Мелхиседеку – «царю Салимскому» и «священнику Бога Всевышнего». Об этом сказано в Быт.14:17-20 «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».
Позже Иаков поклялся отдать Богу десятину из всего, что у него есть, если Бог прибудет с ним во все дни, дарует ему пропитание и в мире вернёт его в дом отца: Быт.28:20-22 «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Заметьте, это произошло задолго до Закона, который Бог дал народу Израилеву через Моисея. Таким образом, мы видим, что учение о десятине не ограничивается повелением Ветхозаветного Закона. А стало быть, учение о десятине не может быть отменено Новым Заветом.