Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога

Исследовательская деятельность педагога

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога Зульфия Насибуллина
Исследовательская деятельность педагога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД №21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

«Исследовательская деятельность педагога»

Подготовила: Насибуллина Зульфия Мавлитбаевна

2020 – 2021 учебный год

Переход системы образования к новым стандартам уточнил требования, которые предъявляются личности современного педагога. Особенно важными в бесконечно меняющихся современных условиях становятся такие человеческие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить быстрые и нестандартные решения. Решающими факторами конкурентоспособности в постоянно меняющемся мире является освоение исследовательской деятельности, которая призвана помочь преодолеть функциональное рассогласование между системой образования и вызовами времени, адаптироваться педагогу в постоянно меняющемся кругу функциональных обязанностей, актуализировать интерес к личностно-профессиональному саморазвитию.

Для того чтобы определить место и роль исследовательской деятельности как компонента в структуре деятельности учителя, необходимо обратиться к понятию «педагогическая деятельность» и рассмотреть ее сущность и структуру. Под педагогической деятельностью понимается деятельность по созданию условий для саморазвития и самообразования субъектов образовательного процесса. Таким образом, особенностью педагогической деятельности является ее полифункциональность. Оснований для подобного структурирования педагогической деятельности выделено в науке достаточно. Исследуя психологическую структуру педагогической деятельностиможно выделить четыре функциональных компонента: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Однако последующие исследования показали, что в конструктивном компоненте необходимо выделять проектировочный и, таким образом, в основе описания педагогической деятельности лежит пятикомпонентная структура. Также некоторые ученые формулируют такие функции педагогической деятельности,как: диагностическая, ориентационнопрогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая. Под исследовательско-творческой функцией понимается такая функция, которая требует от учителя научного подхода к разнообразным педагогическим явлениям, умения вести научный поиск и использовать методы исследовательской работы, в том числе анализ и обобщение собственного опыта и опыта коллег.

Особую значимость в анализе педагогической деятельности имеет творческая деятельность педагога. Рассматривая творческую деятельность учителя как основу исследовательской деятельности, а способность к творческой деятельности как одно из качеств личности педагога, необходимых в исследовательской деятельности, нам необходимо обратиться к тем подходам, в которых предпринимается попытка объяснить феномен творческой деятельности. Таким образом, если у педагога есть деятельность, направленная на осознание и решение проблем, постоянно возникающих в педагогическом процессе, а также предполагающая создание чего-то нового, отличающегося от уже существующего, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта деятельности, то эту деятельность можно отнести к творческой.

А творческая деятельность на высшем, исследовательском, уровне невозможна без осознания роли педагогического научного знания как источника педагогического творчества. Ученый, исследуя творческую деятельность учителя, приходит к выводу, что исследовательская и творческая деятельность педагога неразрывны. В деятельности творческого учителя всегда присутствует исследовательский элемент.

Учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять традиции с нововведениями, строгие алгоритмы с творческим поиском. В современной ситуации возникла потребность в том, чтобы исследовательская деятельность педагога стала целенаправленной и профессиональной и рассматривалась как компонент педагогической деятельности.

Также можно сказать, что как только предметом его исследований становятся средства и методы собственной педагогической деятельности (т. е. рефлексия, уже осуществляется исследование. В своей исследовательской деятельности практик осваивает педагогическую действительность обыденным педагогическим мышлением, тогда как исследователь обладает теоретическим педагогическим мышлением.Различен и их язык: у практического педагога бытовой, житейский лексикон, а для исследователя характерен специализированный словарь и синтаксис научного языка.

Педагогу, которому хочется совместить свою педагогическую деятельность с научным исследованием, нужно не просто дополнить одну работу другой, а преобразовать педагогическую работу, учебную деятельность обучаемого. Надо превратить ее в удобную для моделирования различных исследовательских целей и проблем. Мышление учителя непосредственно включено в его практическую деятельность и в отличие от мышления педагога-исследователя направлено не на поиски общих закономерностей, а на адаптацию всеобщего знания к конкретным учебно-воспитательным ситуациям.

Можно смело говорить о том, что исследовательская деятельность — это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного учителя, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности педагога и выполняющая функцию средства этого развития; деятельность, направленная на формирование и развитие личности педагога как активного субъекта собственной деятельности, способного к самореализации и самоактуализации; деятельность, основанная на внутренней познавательной потребности и активности субъекта, и направленная с одной стороны на познание, на поиск новых знаний для решения образовательных задач, с другой стороны на воспроизводство, на совершенствование образовательного процесса в соответствии с целями современного образования. Это деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие важнейших психических функций, существенный прирост исследовательских умений и способностей к исследованию, обучению и развитию.

Таким образом, в отличие от других профессиональных задач, стоящих перед педагогом, исследовательская деятельности предполагает определенную исследовательскую компетентность, которая позволяет достичь понимания, каким образом можно получить ответы на сложные вопросы, диктуемые современной образовательной практикой.

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагогаФотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагогаИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагогаИсследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагогаИз опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагогаПознавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагогаПознавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Источник

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

У ПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В данной статье поднимается проблема о том, что главным показателем эффективной деятельности образовательного учреждения на современном этапе является способность к развитию и адаптации в новых условия, и именно исследовательская деятельность педагогов является одним из стержневых направлений в этих процессах. Рассматривается модель организации инновационной деятельности педагогов, выделены основные её этапы.

Ключевые слова : профессионализм, модернизация, инновационный процесс, управление, эксперимент, мотивация, диагностика

Ускоренное совершенствование образовательного процесса приводит к качественно новым требованиям, которые предъявляются к современному учителю. Каждый день современный педагог сталкивается с изменениями в образовательном пространстве, иным определением целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Умение учителя выходить за рамки привычного и стандартизированного обучения рассматривается как отличительная черта профессионала. Т.А. Загривная

отмечает: «И сследовательская деятельность учителя является основным элементом профессиональной деятельности, ведущим критерием педагогического творчества, источником роста преподавательского статуса, показателем ответственности и

таланта, условием для развития, социализации и самоопределения обучающихся»

Проблема управления инновационными процессами в отечественном образовании рассматривалась Хуторским А., Лазаревым В.С., Сластениным В.А. и др. В их работах в обобщенном виде представлен сам процесс управления развитием инновационного учебного заведения. Планирование, моделирование, программирование при подготовке учителя-исследователя освещены в трудах Андреева В.И., Барчук Е.И., Беляевой А.В., Пронюшкиной Т.Г., Ястребова А.В. Однако следует правомерно отметить, что аспект организации и управления исследовательской деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении в науке разработан недостаточно.

Цель данной работы − представить обобщённую модель управления организацией научно-исследовательской деятельности в ОУ.

Управление подготовкой и непосредственным проведением педагогических исследований требует от руководителя умения модернизировать систему управления, в частности содержание управленческой деятельности, управленческие функции и технологии. В целом, управление исследовательской деятельностью педагога – это определение администрацией школы (или творческой группой из администрации, учителей-новаторов, психологов) целей, задач, структуры, содержания и организации исследовательской деятельности учителя, т.е целенаправленное административное воздействие на педагога. Мы разделяем точку зрения Рыбалёвой И.А. о том, что исследовательская деятельность – это процесс творческий, не терпящий авторитарного стиля управления, поэтому современное управление исследовательской деятельностью педагогов должно основываться на соуправлении, где каждая из сторон выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления [4, с. 88]. В основе соуправления как процесса организационно-управленческих отношений должно находиться добровольное делегирование полномочий.

Система работы по организации и реализации научно-исследовательской деятельности педагогов содержит следующие разделы:

диагностика знаний и умений учителя-исследователя, определение способностей к научно-исследовательской деятельности

На этом этапе важно определить, что должен знать и уметь учитель-исследователь конкретной школы (см. Табл.1).

Знания и умения, необходимые для осуществления научно-исследовательской деятельности

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Технологию проведения исследования

Применять исследовательские и интерактивные методы и технологии обучения в урочной и внеурочной деятельности

Разрабатывать рабочие учебные программы с полным описанием и анализом результатов апробации

Формы и виды исследования

Руководить учебно-исследовательской работой учащихся

Требования к оформлению итогов исследования

Проводить локальные исследования по конкретным школьным проблемам; создавать собственные исследовательские проекты

Современные исследования по преподаваемому предмету

Планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций

Работать в проблемно-творческой группе по апробации инноваций

Описывать, обобщать и транслировать собственный опыт

Нами был вычленен круг специальных исследовательских умений педагогов, необходимых для эффективного ведения научно-исследовательской деятельности:

подбирать научную литературу и работать с ней; обобщать результаты изучения теории в виде аннотации, реферата, доклада, сообщения; наблюдать, осваивать, анализировать опыт коллег с целью его использования в практике преподавания; ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и проводить опытную работу и несложный эксперимент, обрабатывать и обобщать полученные результаты в виде доклада, сообщения, научной статьи и т.д.

Особое внимание было уделено изучению уровня мотивационной готовности педагога к исследовательской деятельности, ведь именно мотивация выступает отправной точкой профессионального самосовершенствования (см. Табл.2).

Мотивы, побуждающие педагога к исследовательской деятельности

Желание улучшить учебно-воспитательный процесс

Потребность в самовыражении, самосовершенствовании

Желание повысить имидж учебного заведения

Желание улучшить результаты профессиональной деятельности

Вместе с тем, педагоги отметили низкий уровень понимания методологии исследования, технологии организации и проведения педагогического эксперимента. Вычленение проблемных мест, препятствующих осуществлению педагогами исследовательской деятельности, крайне важно, так как способствует определению индивидуального образовательного маршрута педагога, основанного на рефлексивной деятельности.

В данном контексте целесообразным выступает второй этап работы по организации и реализации научно-исследовательской деятельности педагогов.

проведение мероприятий по обучению педагогов школы в области проведения исследований

Задача администрации образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь педагогам овладеть теоретическими знаниями и базовыми умениями в области проведения исследований. Необходимо спланировать работу обучающих семинаров и семинаров-практикумов, связанных с организацией научно-исследовательской деятельности, с совершенствованием и развитием аналитических, рефлексивных, проектировочных, прогностических умений педагогов.

Важно представить педагогам обобщенную модель исследовательской деятельности, охарактеризовать каждый из её этапов:

-постановка целей и задач;

Кроме этого, важно создать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска, обмена опытом, систематически знакомить с актуальными проблемами обучения и воспитания.

определение идей для проведения педагогического исследования

Как правило, при выборе проблемы собственного исследования учителя-практики отталкиваются от проблемы, над которой работает весь коллектив, определяя для себя тот содержательный вектор, который наиболее полно соответствует профессиональным интересам педагога, помогает углубить и экспериментально подтвердить отдельные аспекты самообразовательной деятельности.

определение содержания работы в рамках основных форм и видов научно-исследовательской деятельности

При определении содержания опытно-экспериментальной работы могут быть использованы следующие направления:

разработка и апробация программ факультативов и элективных курсов, диагностических методик, индивидуальных образовательных маршрутов;

разработка собственных электронных уроков и презентаций из опыта работы, дидактического оснащения;

составление или разработка интегрированных контрольно-измерительных материалов по дисциплинам;

участие ОУ в городском эксперименте.

оформление отчетности о проведении исследований

Таким образом, правильно организованная научно-исследовательская деятельность педагогов выступает средством совершенствования и развития профессионального потенциала каждого учителя, повышения его профессиональной компетентности как главного ресурса качества образовательного процесса.

Волченкова Г. Модель научно-исследовательской деятельности как условие управления развитием педагогов [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://upr.lseptember.ru/articlef.php7ID =200801205 (дата обращения 04.11.2017).

Загривная Т. А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности : учеб.методич. пособие / под общ.ред. А.Е. Марона. – СПб.: ЛОИРО, 2010. – 166 с.

Рыбалёва И.А. Управление подготовкой педагога к исследовательской деятельности в инновационном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/448/rybalyeva_i_a_

Источник

Проблема и тема исследования

Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае – педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. В образовательной системе в качестве таких сфер выступают: дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе, гражданское и нравственное воспитание, информатизация, процесс непрерывного образования и другие. Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.

Выбор объектной области требует изучения объективной потребности в обновлении элементов образовательной системы, учета реальных условий и возможностей. В условиях обновления всей образовательно-воспитательной системы актуальных сфер исследования очень много. Это прежде всего определение и проверка нового содержания воспитания, это разработка новых эффективных технологий и методик обучения и воспитания, формирование отношений, переход к новым типам образовательно-воспитательных учреждений, вопросы связи школы и социальной сферы, переход к более эффективным технологиям образования, в том числе – здоровьесберегающим.

Последующие, тесно связанные между собой шаги – определение проблемыи темы исследования. По сути сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема понимается или как синоним практической задачи (проблема организации свободного времени детей, проблема профилактики трудновоспитуемости), или как нечто неизвестное в науке. Мы будем употреблять это понятие в его втором значении. В этом смысле проблема – мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». Иными словами, проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить. В отличии от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.

Сегодня, например, совершенно определенно выявились назревшие противоречия между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами; между задачами формирования здорового человека и однообразием школьных занятий, гиподинамией, перегрузками учебными заданиями; между разнообразными воспитательными возможностями среды и относительной замкнутостью, закрытостью образовательно-воспитательных учреждений; между воспитанием как руководством, программированием, навязыванием и индивидуальной свободой, суверенностью формирующейся личности.

Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Таковы в настоящее время проблемы, связанные с гуманизацией и демократизацией образования, учетом индивидуальных особенностей и реализацией возможностей каждого школьника, формированием воспитывающей среды в школе и микрорайоне, комплексной профилактикой и реабилитацией несовершеннолетних.

Ученые настойчиво подчеркивают мысль о том, что правильная постановка проблемы – залог успеха научного поиска. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения», – утверждал У. Р. Эшби. «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем наполовину решение проблемы», – заметил В. Гейзенберг.

Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Таковы задачи устранения разрыва между обученностью и воспитанностью, формальными и неформальными молодежными структурами, профилактики трудновоспитуемости, координации усилий школы, семьи и других воспитательных институтов и т.д. Непосредственно побуждением к анализу, размышлениям, поискам могут быть успехи, опыт эффективного преодоления трудностей. Но и в этом случае первоосновой поиска остаются противоречия, осознаваемые как трудности, как барьеры на пути к цели, только уже разрешенные, преодоленные. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить, по крайней мере, две процедуры:

а) определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Смотреть картинку Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Картинка про Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога. Фото Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога

б) установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть и необходимо их только отобрать, систематизировать, использовать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не хватает, если они неполные или неточные, то возникает проблема. Для ее выделения и последующего решения нужно возможно полнее изучить то, что известно по теме, по смежным вопросам. Для решения значительных практических задач часто необходима разработка целого комплекса теоретических и прикладных проблем и, наоборот, разрешение крупной научной проблемы обычно позволяет решить не одну, а целый ряд практических задач. Скажем, для решения практической задачи профилактики правонарушений подростков необходимо разрешение проблем единства воспитания, обучения и развития, формирования разносторонних потребностей, подлинной комплексности воспитания, единого и целостного педагогического процесса. Решение же, например, научной проблемы о критериях воспитанности способствовало бы успешному решению задач социально-педагогической диагностики, профилактики отставания и трудновоспитуемости, оперативной коррекции содержания и методов воспитательной работы.

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

Вот примеры актуальных, на наш взгляд, и явно заключающих в себе противоречия, тем социально-педагогических исследований.

— Самоутверждение личности в разновозрастном коллективе.

— Взаимосвязь управления и самоуправления в воспитательной системе.

— Свобода личности и педагогическое требование.

— Подросток как объект и субъект воспитания.

— Профессиональное и непрофессиональное воспитание, их единство и различия.

— Стандарт и творческий поиск как компоненты педагогической деятельности.

Проблема может быть заключена в теме и в завуалированном виде, т.е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке, истолковании.

Например, тема «Формирование экологической культуры школьников» проблемна, так как сам феномен культуры противостоит узко понимаемой цели образования как усвоения знаний, умений и навыков, кроме того экология – результат интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. Тема «Эврические возможности новых информационных технологий» связана с преодолением традиционного представления о новых технологиях как совершенном средстве передачи информации и раскрытием их возможностей формировать творческие способности учащихся.

Вытекающие из этих проблем темы должны быть более конкретизированными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса, к конкретным объектам или связанными с раскрытием определенных аспектов общих проблем.

Как-то на защиту была представлена дипломная (выпускная) работа на тему: «Эстетическое воспитание школьников». Пришлось долго убеждать студентку-заочницу в том, что защищать такую общую тему будет очень трудно. Возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории эстетического воспитания? О каком возрастном этапе развития детей пойдет речь? Будет ли рассматриваться воспитание в процессе изучения учебных предметов или во внеклассной работе? На какие личностные новообразования будет акцентировано внимание? После уточнения (локализации) тема выглядела так: «Воспитание эстетических потребностей учащихся начальных классов сельской школы в процессе изучения родного языка и литературы».

Дальнейший процесс развития проблемы связан с определением объекта и предмета исследования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните различия понятий: проблема, вопрос, проблемная ситуация.

2. Является ли проблема:

отражением незнания или непонимания;

отражением возможных «точек роста» научного или практического знания;

выражением субъектного состояния исследователя (озадаченности, удивления)?

3. Проведите примерную конкретизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:

Роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся.

Развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском возрасте.

Проблемы школьной отметки.

Отношения сотрудничества в педагогическом процессе.

4. Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога: достижение успеха; возникшие трудности, которые удалось преодолеть; неудачи?

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *