Что больше бриг или шхуна

Типы парусных судов

Разбирать будем современный парусный флот. Лишь к середине девятнадцатого века сложились типы парусных судов, которые можно считать современными. Во многом неизменными они сохранились до наших дней.

Исторические виды парусников, которые существовали в старые времена, разберем на другом уроке.

Важно отличать типы парусных судов по парусному вооружению от типов судов по их назначению.

Начнем с типов парусников по парусному вооружению.

Прежде всего современные парусные суда делятся на две категории.

Различие принципиальное. Дело вовсе не в размерах корпуса, грузоподъемности или площади парусов. Например, крошечный бриг в любом случае относится к большим судам, а кеч или иол, которые могут быть гораздо крупнее этого брига, все равно остаются м а л ы м и.

В чем же дело? Дело в рангоуте. У малых парусных судов не бывает больше двух мачт. Но у брига, бригантины и у многих шхун мачт тоже по две.

Разница в том, что на больших парусных двухмачтовых судах стоят фок-мачта и грот-мачта. То есть задняя больше передней. Или, в крайнем случае, они одинаковы. А на малых парусных судах грот-мачта и бизань-мачта. Впереди большая, сзади поменьше.

Иногда малые суда называются полуторамачтовыми, потому что бизань бывает гораздо ниже грота.

Большие парусные суда

Прежде всего здесь различаются три разновидности: суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.

Суда с прямым парусным вооружением

– судно с числом мачт от трех до пяти и с прямыми парусами на всех мачтах.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

2. БРИГ – судно с д в у м я мачтами (фок и грот) и прямыми парусами на обеих мачтах (опять же исключая задний гафельный парус, грота-трисель, который, как и гафельный парус на бизань-мачте фрегата, помогает маневрированию).

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Бриг по размерам, как правило, меньше фрегата. Это и понятно – мачт-то всего две.

Среди русских бригов больше всех известен, конечно, «Меркурий». Бриг «Меркурий» был построен на Севастопольской верфи. Судно предназначалось специально для охраны Кавказского побережья, несения дозорной службы и разведки. В качестве материала для постройки «Меркурия» был выбран крымский дуб. О подвигах «Меркурия» написано немало.

14 (26) мая 1829 года, во время войны с Турцией на Черном море, «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского принял неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем — бригу удалось нанести турецким кораблям повреждения, вынудившие их выйти из боя и прекратить преследование.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

3. БАРК — у него, как и у фрегата, может быть три, четыре или пять мачт. Отличие том, что бизань-мачта у барка с у х а я. То есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель…

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Известны во всем мире российские барки «Седов» и «Крузенштерн». Длина корпуса у них около ста метров («Седов» чуть крупнее своего собрата). Площадь парусов у «Крузенштерна» – свыше трех с половиной тысяч квадратных метров, у «Седова» – свыше четырех тысяч. Мачты – высотой с двадцатиэтажный дом.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

«Седов» раньше носил имя «Магдалена Виннен». Он был спущен на воду в 1921 году в германском городе Киле. «Седовым» этот барк стал после войны, когда оказался в нашей стране.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

«Крузенштерн» тоже немецкой постройки. Это последний в мире винджаммер из семьи «Летающих П». Раньше он назывался «Падуя». Сейчас эти суда являются учебными, на них проходят морскую парусную практику курсанты морских учебных заведений.

2. Суда с косым парусным вооружением

ШХУНА – это судно с двумя (фок и грот), тремя и более числом мачт, на которых стоят косые паруса.

Казалось бы, все просто. Но сложность в том, что среди шхун множество разновидностей. И дело здесь не в разном количестве мачт. Дело в том, какие и м е н н о паруса на этих мачтах.

БЕРМУДСКАЯ ШХУНА — на ней основные паруса ней — б е р м у д с к и е.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

В многосерийном фильме «В поисках капитана Гранта» яхту «Дункан» играет именно бермудская шхуна «Кодор».

СТАКСЕЛЬНАЯ ШХУНА — оригинальный вид шхун, где главные по площади паруса не на мачтах, а стоящие на штагах стакселя. Этакие громадные треугольники. А паруса на мачтах у таких шхун имеют непривычную форму перевернутых треугольников. Их задний угол оттянут назад специальным гафелем из двух упругих дуг (он называется у и ш б о н). Гика нет и в помине, он мешал бы стакселям. А на задней мачте парус – бермудский.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

ГАФЕЛЬНАЯ ШХУНА — основные паруса — вафельные. Таких шхун немало и сейчас. За границей есть даже «Общество любителей гафельных шхун». В начале двадцатого века был просто бум в строительстве таких судов. Они были удобны тем, что брали много груза и в то же время не требовали большой команды – на реи-то лазать не надо. Они были достаточно быстроходны и удобны в маневрировании при встречных ветрах.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

МАРСЕЛЬНАЯ ШХУНА — это кафельная шхуна, так как основные паруса у нее все равно косые вафельные, но дополнительно поставлены реи на первой или второй мачте. На этих реях ставятся марсели, брамсели, а порой и бом-брамсели. А поскольку на такой шхуне есть марсель и брамсель, она так и называется: м а р с е л ь н а я или б р а м с е л ь н а я. Можно использовать то и другое название, как вам больше нравится. Но если там только марсель, то обязательно м а р с е л ь н а я.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

В начале двадцатого века много марсельных шхун было на Черном море. Они возили арбузы, зерно, фрукты, табак… Назывались они д у б к и. Говорили «одесский дубок», «херсонский дубок».

У поэта Эдуарда Багрицкого есть такие стихи:

Я уйду с Дальницкой,

Дынь возьму и хлеба в узелке,

Я – матрос на греческом дубке…

Дело в том, что хозяевами многих дубков были греки – смелые и опытные моряки. Хотя порой, увы, не менее смелые контрабандисты. То есть те, кто провозит запрещенные товары…

Один из таких дубков однажды подремонтировали и превратили в марсельную шхуну «Испаньола» – для съемок фильма «Остров сокровищ».

3. Суда со смешанным парусным вооружением

БРИГАНТИНА (или шхуна – бриг) – судно с двумя мачтами, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте.

У этого судна, как и у брига, число мачт – две. Только две, учтите! И на фок-мачте паруса, как у брига, прямые: фок, фор-марсель, фор-брамсель и так далее. А грот-мачта – как на шхуне: с грота-триселем и грота-топселем. Бывают бригантины и с бермудским гротом, но редко.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Современную бригантину еще называют «шхуной-бригом» – от двух слов: «бриг» и «шхуна». В книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» первая глава называется «Шхуна-бриг «Пилигрим». Этот «Пилигрим» и есть типичная бригантина в современном понимании.

Не нужно путать ее с другой бригантиной – старинной, средиземноморской, с латинскими парусами. Название такое же, но это лишь совпадение: имя старинной бригантины – от французского слова «бриган», что означает «разбойник». Дело в том, что средиземноморские давние бригантины были любимыми судами пиратов.

БАРКЕНТИНА (или шхуна-барк). У нее не меньше трех мачт. Бывают и четыре. А раньше, говорят, были баркентины с пятью и даже с шестью мачтами, хотя точных сведений нет.

На фок-мачте баркентины – прямые паруса, на всех остальных – косые.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

«Когда по морям ходили наши баркентины, это было славное время в истории учебного парусного флота.

Но баркентины есть и теперь. Например, в Индонезии – «Деварутжи», в Польше «Погория», в Болгарии «Калиакра»… Надо упомянуть и чилийскую четырехмачтовую «Эсмеральду», хотя не хочется…

– Почему? – удивились все хором.

– В 73-м году во время путча генерал Пиночет превратил эту баркентину в плавучую тюрьму. После такого события моряки других стран при встречах не хотели знаться с этим судном. Оно и понятно… Хотя, по правде говоря, причем тут баркентина и причем курсанты, если виноваты кровавые генералы?»

Малые парусные суда

малых судов с прямым вооружением сейчас практически не встречается, в основном — с косым вооружением.

КЭТ — судно с одной мачтой и одним парусом. В зависимости от того, какой стоит парус, так и называется судно: бермудский кэт, гафельный кэт или шпринтовый кэт.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

ШЛЮП — одномачтовое судно, на котором впереди главного паруса на штанге стоит стаксель.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

ТЕНДЕР — у похожего на шлюп судна есть бушприт и над бушпритом ставится кливер. А иногда еще и бом-кливер.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

2. Двухмачтовые (или точнее полуторамачтовые суда, так как у них задняя мачта ниже передней).

КЕЧ — бизань-мачта находится ВПЕРЕДИ головки руля.

ИОЛ — бизань-мачта находится ПОЗАДИ головки руля.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Разумеется, иолы и кечи тоже бывают разных видов – и гафельные, и бермудские, и всякие другие. Раньше даже встречались с прямыми парусами на грот-мачте.

О исторических парусниках и других классификациях парусных судов — в следующем уроке.

Урок по теме «Типы парусных судов» подготовлен командой Тагильской школы юнг (https://vk.com/club95092819).

Использованы материалы и рисунки книги Владислава Петровича Крапивина «Фрегат «Звенящий».

Источник

Что больше бриг или шхуна

Решив разбавить разговор о тонкостях модельного дела «биллетристикой», я открываю периодический цикл рассказов о кораблях, пользующихся у судомоделистов особой популярностью. Как правило, лишь не многие из тех, кто строит модель HMS Victory или «Черной жемчужины», знакомы с реальной историей прототипа. А ведь история эта часто полна столь загадочных перипетий, что впору писать приключенческий роман, а то и детектив.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Немногие из туристов, прогуливающихся по ялтинской набережной, знают, что кафе «Hispaniola» («Испаньола»), стилизованное под парусник, когда-то было настоящим кораблем. В 60-х годах прошлого века он носил гордое имя первого советского маршала Ворошилова и перевозил грузы вдоль черноморского побережья. А в 70-х стал старинным двухмачтовым парусником и ходил к «Острову сокровищ» за золотом Флинта, а потом терпел кораблекрушение у необитаемого острова с Робинзоном Крузо на борту.

В 1970 году на Ялтинской киностудии режиссер Е. Фридман снимал очередную экранизацию романа Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ».
Желая достичь реалистичности на экране, Фридман запросил настоящий парусник, соответствовавший описанному в романе (до этого в фильмах снимали либо любое парусное судно, либо модели в специальном бассейне и декорации в павильоне).
Для постройки шхуны «Испаньола» киностудия приобрела старую парусно-моторную шхуну «Клим Ворошилов» (1953) у Херсонского винзавода. Проект переоборудования корабля и общее руководство работами на первоначальном этапе выполнил научный сотрудник ленинградского Военно-морского музея А. Ларионов. Окончательно достраивали парусник под началом инженера-конструктора киностудии В. Павлотоса.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

На старом черноморском «дубке» нарастили фальшборт, центральный трюм и кормовую часть переоборудовали под старину, оснастили корабль двумя мачтами с косыми гафельными парусами и прямыми парусами на передней мачте, что соответствовало парусному вооружению шхуны (хотя В. Павлотос называл «Испаньолу» бригантиной). Парусник вышел удачным и снимался еще в нескольких кинокартинах, в том числе в «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» С. Говорухина (1972).

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

В еще одной отечественной экранизации романа Стивенсона, снятой в 1982 году на Ленфильме режиссером Воробьевым, «роль» «Испаньолы» поручили трехмачтовой шхуне-джекасс (Jackass) «Кодор» (которую позднее зрители видели в «роли» «Дункана» в фильме С. Говорухина «В поисках капитана Гранта» (1985). На «Кодоре» снимали эпизоды, а полностью «Испаньола» появлялась в кадре только в виде модели.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Не отличаются оригинальностью и зарубежные фильмы по роману «Остров сокровищ». В американской экранизации 1990 года экспедиция за сокровищами Флинта отправляется на трехмачтовом шлюпе (для фильма задействовали новодел исторического парусника «Баунти», построенный в 1961 году). Трехмачтовый корабль снимался и в английском мини-сериале 2012 года.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Не вносят ясности в вопрос об облике «Испаньолы» и художники-иллюстраторы. Луис Джон Рид (Louis Rhead),

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Так к какому классу парусных кораблей следует, все же, отнести знаменитую стивенсонсковую «Испаньолу»? Попробуем разобраться.

Начать, пожалуй, следует с того, что Р. Стивенсон сам четко обозначил в романе тип парусника, выбранного для путешествия за сокровищами. Сквайр Трелони описывает в письме доктору Ливси приобретенный корабль так:

«You never imagined a sweeter schooner — a child might sail her—two hundred tons; name, Hispaniola.»

Комментируя первое издание своей книги с иллюстрациями Жоржа Руа, Стивенсон пишет в письме отцу 28 октября 1885 года:

«. Иллюстрированное издание «Острова Сокровищ» выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. Художник понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал «Испаньолу» бригом. «.

В эссе «Моя первая книга: «Остров Сокровищ»» (1894) Стивенсон, имевший практический опыт управления 16-тонной шхуной «Цапля», раскрывает предпосылки к роману:

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Парусник с полным прямым парусным вооружением обеих мачт и гафельным гротом стали называть бригом. Во второй половине 18-го века, когда бриги стали широко использоваться в военном флоте, бригами стали называть и бригантины, чему немало по-способствовали литераторы, путавшие эти корабли.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Однако, большее развитие шхуна получила в северо-американских колониях. Поговаривают, что некий Эндрю Робинсон из Глостера в Массачусетсе построил настолько удачный парусник, что зрители, наблюдавшие испытания корабля, сравнивали его с плоским камнем, скользящим над водой при умелом броске, восклицая: «Scoon! Scoon!». Другие исследователи ссылаются на хвалебное голландское «schoone Schip» (прекрасный корабль). Так или иначе, но уже в 1716 году в записях бостонского порта фигурирует название «schooner». А в 1769 году Уильям Фалконер (Falconer William) описывает шхуну в своем морском словаре «A New Universal Dictionary of the Marine».

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Двухмачтовые корабли, чаще всего, имеют фок и грот мачты. При этом, грот-мачта располагается ближе к середине корпуса и имеет большую, чем фок-мачта высоту. Исключение составляют двухмачтовые кечи и иолы, передняя мачта которых выше задней, располагается примерно в середине корпуса и, как следствие, именуется грот-мачтой. Вторая, задняя мачта таких парусников называется бизань-мачтой.

Стивенсон в тексте романа пару раз называет заднюю мачту «Испаньолы» бизанью:
«. В бочке стало светло. Взглянув вверх, я увидел, что поднялся месяц, посеребрив бизань-марс и вздувшийся фок-зейл. «

«. Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я уцепился за них, полез вверх и ни разу не перевел дыхания, пока не уселся на салинге. «.

Скорее всего, в данном случае, Стивенсон допускает описку, путая парусное вооружение шхуны с иолом.
Решающими аргументом в определении числа мачт на «Испаньоле» следует, все же, считать то, что в описываемый в романе период шхуны, как правило, были двухмачтовыми, равно как и бриги, которые вообще никогда не имели третьей мачты (а Стивенсон, как мы уже говорили, считал, что «Испаньола» должна была быть бригом). В пользу двухмачтового варианта говорит и другая цитата из романа:

«. Грот скрывал от меня часть кормы. В то же мгновение грота-гик откинулся в сторону, шкот заскрипел о блоки, и я увидел корму. «.

Т.е. задней, ближней к корме была, все же, грот-мачта. И «Испаньола» была двухмачтовой марсельной шхуной.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

К сожалению, время, чиновничья бюрократия и бизнес-интересы не пощадили этого интересного корабля, уверенно бороздившего волны Черного моря под всеми парусами. Кроме того, «Испаньола» была первым парусником, специально построенным для съемок кино, а Ялтинская киностудия стала пионером киношного кораблестроения.
В 1972 году крымская инспекция Морского Регистра, не имевшая в своих инструкциях графы, касающейся эксплуатации деревянных парусных судов, потребовала обшить корпус металлом с асбестовыми прокладками (во избежание пожара) и установить радио-локационное оборудование на мачтах, что было бы несовместимо с внешним видом старинного парусника.
Не желая уродовать красавицу «Испаньолу» киностудия передала ее на баланс «Интуриста», который установил шхуну на ялтинской набережной у гостиницы «Ореанда» и переоборудовал в кафе.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Подобная судьба постигла и учебный парусник «Кодор».
Канадский «Баунти», снявшийся в нескольких фильмах, погиб с капитаном и одним из членов команды в октябре 2012 года у побережья Северной Каролины во время урагана Сэнди.

Источник

Что больше бриг или шхуна

«В кораблях – в машинах для ветра и пара – элемент прекрасного внятно ощутим даже для неразвитого в эстетическом отношении глаза… Поэзия машин, эстетика индустрии должна начать свои первые шаги с описания кораблей – этих подлинных произведений искусства».

У этой легкой камышовой лодки еще не было мачты. Но с достаточным основанием ее можно считать прародительницей корабля. Египтяне придали своему, по сути дела, плоту из папируса благородную гидродинамическую форму. Появились первые слаженно действующие судовые экипажи: кормчий с рулевым веслом, направляющий лодку, и гребцы, работавшие веслами, как на каноэ.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Было готово все, чтобы сделать решающий шаг.

И за три тысячи лет до новой эры на мачтах нильских кораблей были подняты первые прямые паруса. Суда делали уже из дерева, но своим седловидным профилем они напоминают камышовую лодку. Усовершенствованный большой руль прикреплялся прямо под кормой к высокому шесту.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Такая непрочная конструкция не позволяла египтянам выходить в море, но на Ниле они чувствовали себя вполне уверенно.

Торговые суда XV века до новой эры представляли собой более совершенные конструкции длиной до 20 м. Мореходы отваживались уходить на них за тысячи миль от родных портов.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Военные корабли египтян отличались от торговых судов мощным носом-тараном, Таран пробивал корпус вражеского корабля ниже ватерлинии, над водой же красовалась устрашающая голова льва.

Сочетание гребли с умелыми действиями рулевых делало военные парусники достаточно маневренными.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Финикийцы снискали себе славу самых выдающихся торговцев и отважных мореплавателей. Их торговые суда во многом напоминают египетские, но есть и различия: ванты, ведущие на верхушку мачты, кувшин, укрепленный на носу, ограждение по бортам. Внутри ограждения лежал палубный груз, а вдоль бортов размещались гребцы.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Нос финикийских кораблей обычно украшали изображением лошадиной головы, а корма напоминала рыбий хвост. На одной из древних ваз изображено судно финикийцев. Можно различить «рыбий хвост», ограждение и форштевень с волнорезом.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

Насколько обогатилось искусство кораблестроения, можно судить на примере финикийской биремы. Этот военный корабль совершеннее и по очертаниям – сравните с седловидными контурами более древних судов – и по устройству. Бирема оснащена большим парусом, а весел было не по одному, а по два ряда на каждом борту (отсюда название корабля). Банки гребцов расположились как бы в два яруса. Воины во время боя занимали свои места у бортов, на палубе и прикрывались от стрел неприятеля щитами.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

КОРАБЛИ ГРЕЦИИ И РИМА

Греки и римляне, подобно финикиянам, строили их наборными – на киль крепили шпангоуты и обшивали их досками, Гомер сообщает, что при осаде Трои греческий флот состоял из беспалубных унирем с платформами на носу, где стояло по 50 воинов.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

На биремах весла расположены уже в два этажа. Рисунок 8 – реконструкция греческой биремы VI века до н. э. Подобные суда изображены на до-шедших до нас этрусских вазах, их же подробно описал Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны».

Длина бирем доходила до 25 м. Самое примечательное в их архитектуре – таран и кормовое украшение в виде цветка. При встречных ветрах парус на биремах убирался и мачта укладывалась на палубу.

Трирема (или триера) – основной тип боевого корабля античного Средиземноморья. Об изобретении триремы спорят до сих пор. Одни исследователи считают, что ее придумали финикияне, другие называют коринфянина Аменокла.

Триремой командовал триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов – гортатор.

Паруса ставились только при попутном ветре. Скорость хода триремы на веслах достигала 7 – 8 узлов, но все три ряда весел работали только во время боя. Да-же при небольшом волнении нижние весла втягивали внутрь корабля и весельные порты закрывали кожаными щитами. Триремы были суда весьма внушительных размеров. Их водоизмещение достигало 230 т, длина – 45 м. Фукидид сообщает, что греки обязаны были своей победой над Ксерксом тому, что имели в составе своего флота несколько мощных трирем, легки на ходу, обгонявших все прочие суда.

Весла на триремах были различной длины. Самые сильные гребцы – траниты – размещались на верхней палубе. Они получали довольно высокое жалованье, поскольку орудовали длинными и тяжелыми веслами. Гребцы в среднем ряду именовались зигитами, в нижнем – таламитами.

Что больше бриг или шхуна. Смотреть фото Что больше бриг или шхуна. Смотреть картинку Что больше бриг или шхуна. Картинка про Что больше бриг или шхуна. Фото Что больше бриг или шхуна

При движении на противника триремы старались развить максимальный ход, пройти вдоль борта вражеского корабля, сломать ему весла, чтобы лишить хо-да, а затем поворачивали и таранили. Затем, если корабль противника оставался на плыву, шли на абордаж.

Интересно что в 1860 году по приказу Наполеона III, живо интересовавшегося морскими делами, известный корабел Франции Дюпюи де Лом и морской историк Огюст Жаль построили на Сене точную копию триремы длиной 42 м, шириной 6 м и осадкой 2 м. Судно, оснащенное 176 веслами, успешно прошло испытания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *