Что больше десятки или единицы
Математика. 4 класс
Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок №7.Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— что обозначает понятия «класс сотен», «класс единиц»?
— как образуются числа больше 1000?
— как составляются и читаются числа больше 1000?
Многозначные числа – это целые числа, при записи которых нужно использовать несколько цифр (знаков).
Класс единиц или первый класс – это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен.
Класс тысяч или второй класс – это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.
Разряд – это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.
Последовательность чисел – это целые числа, каждое из которых больше предыдущего на единицу
Миллион – натуральное число, равное тысяче тысяч. В десятичной системе счисления изображается единицей с шестью нулями(1 000 000).
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.22-23
2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл.: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига / Учебник, 2017. – с. 105-119
3.Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс/ под. ред. Г.С. Ковалевой – М.; Просвещение, 2017. – с. 68, 79,
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Тысячи считают так же, как и простые единицы:
Десять тысяч – это один десяток тысяч.
Десять десятков тысяч – это одна сотня тысяч.
Десять сотен тысяч – это тысяча тысяч, или миллион.
Единицы, десятки, сотни составляют класс единиц, или первый класс.
Единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч составляют класс тысяч, или второй класс.
Разряды и классы
Для записи чисел люди придумали десять знаков, которые называются цифрами. Это: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
С помощью десяти цифр можно записать любое натуральное число.
Натуральные числа
От количества знаков (цифр) в числе зависит его название:
Запомните! Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место — позицию.
Разрядность чисел
Разряд — это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.
Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.
Разряды отсчитываются с конца числа.
Разряд единиц — это самый младший разряд, которым заканчивается любое число.
Цифра «5» — означает «5» единиц, если пятёрка стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц).
Разряд десятков — это разряд, который стоит перед разрядом единиц.
Цифра «5» — означает «5» десятков, если она стоит на предпоследнем месте (в разряде десятков).
Разряд сотен — это разряд, который стоит перед разрядом десятков. Цифра «5» означает «5» сотен, если она стоит на третьем месте от конца числа (в разряде сотен).
Запомните! Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра «0» (ноль).
Пример. В числе «807» содержится 8 сотен, 0 десятков и 7 единиц — такая запись называется разрядным составом числа.807 = 8 сотен 0 десятков 7 единиц
Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда. Например, 10 единиц образуют 1 десяток, а 10 десятков образуют 1 сотню.
Таким образом, значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому система счёта (счисления), которую мы используем, называется десятичной системой счисления.
Классы и разряды
В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.
Класс единиц или первый класс — это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен.
Числа | Класс единиц (первый класс) | ||
---|---|---|---|
Сотни | Десятки | Единицы | |
6 | — | — | 6 |
34 | — | 3 | 4 |
148 | 1 | 4 | 8 |
Класс тысяч или второй класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.
Числа | Класс тысяч (второй класс) | Класс единиц (первый класс) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Сотни тысяч | Десятки тысяч | Единицы тысяч | Сотни | Десятки | Единицы | |
5 234 | — | — | 5 | 2 | 3 | 4 |
12 893 | — | 1 | 2 | 8 | 9 | 3 |
356 149 | 3 | 5 | 6 | 1 | 4 | 9 |
Напоминаем, что 10 единиц разряда сотен (из класса единиц) образуют одну тысячу (единицу следующего разряда: единицу тысяч в классе тысяч).10 сотен = 1 тысяча
Класс миллионов или третий класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.
Единица разряда миллионов — это один миллион или тысяча тысяч (1 000 тысяч). Один миллион можно записать в виде числа «1 000 000».
Десять таких единиц образуют новую разрядную единицу — десять миллионов «10 000 000»
Десять десятков миллионов образуют новую разрядную единицу — сто миллионов или в записи цифрами «100 000 000».
Числа | Класс миллионов (третий класс) | Класс тысяч (второй класс) | Класс единиц (первый класс) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы | |
8 345 216 | — | — | 8 | 3 | 4 | 5 | 2 | 1 | 6 |
93 785 342 | — | 9 | 3 | 7 | 8 | 5 | 3 | 4 | 2 |
134 598 721 | 1 | 3 | 4 | 5 | 9 | 8 | 7 | 2 | 1 |
Как прочитать многозначное число
Чтобы прочитать многозначное число, надо назвать по очереди слева направо число единиц каждого класса и добавить название класса.
Не произносят название класса единиц, а также название класса, все три цифры которого нули.
Например, число «134 590 720» читаем: сто тридцать четыре миллиона пятьсот девяносто тысяч семьсот двадцать.
Число «418 000 547» читаем: четыреста восемнадцать миллионов пятьсот сорок семь.
На нашем сайте для проверки своих результатов вы можете воспользоваться калькулятором разложения числа на разряды онлайн.Важно!
Чтобы легче запомнить, как читать и записывать многозначные числа, советуем использовать выше приведённую «Таблицу классов и разрядов».
Классы и разряды
Видеоурок по этой теме можно посмотреть по ссылке: Разряды и классы. Десятичная система счисления.
Пройти тест по теме «Натуральные числа и действия над ними» можно по ссылке. Проверьте свои знания!
Мы выяснили, что в записи натурального числа значение, роль любой цифры зависит от места ее расположения в числе.
Разряд – это позиция, место расположения цифры в записи числа, начиная справа.
То есть, таблицу 2. в разделе чтение и запись натуральных чисел можно переписать следующим образом:
Таблица 1. Значение разрядов натуральных чисел.
Например, единицы 6-го разряда – это высший разряд по отношению к единицам 3-го разряда, и низшим разрядом по сравнению с единицами 9-го разряда.
Например, в числе 7777 четыре цифры 7, стоящих в разных разрядах, первом, втором, третьем и четвертом.
Если в натуральном числе нет ни одной единицы какого-либо разряда, тогда в этом разряде пишется цифра 0 (нуль).
В начале числа (слева) нули не ставятся.
Число 503 содержит 5 сотен, 0 десятков, 3 единицы.
Любые 10 единиц какого-нибудь разряда создают 1 единицу следующего за ним большего разряда. К примеру, 10 простых единиц создают 1 десяток, 10 сотен создают 1 тысячу.
И наоборот, любая единица высшего разряда включает в себя 10 единиц следующего за ней низшего разряда.
Из таблицы 1 можно заметить, что определенные части в наименовании значений, а именно: единицы, десятки, сотни, повторяются с различными дополнениями, такими как тысячи, миллионы, миллиарды. Например, единицы сотен и единицы миллиардов, сотни миллионов и сотни тысяч и пр.
Класс – это группа разрядов, содержащая в себе три разряда: единицы, десятки и сотни.
Классы, как и разряды, считают справа налево.
При записи многозначного числа можно оставлять небольшой пробел между разными классами, либо разделять их точками. Делается это для удобства чтения натуральных чисел.
Сколько содержится в числе единиц какого-нибудь разряда
Рассмотрим на примере. Допустим, необходимо определить, сколько всего десятков содержит в себе число 28924, то есть, сколько их содержится в десятках тысяч, в тысячах, в сотнях и в десятках данного числа вместе.
Итак, всего число в нашем примере содержит 2000 десятков, да еще 800 десятков, да еще 90 десятков, и еще 2 десятка, то есть, 2892 десятка.
Аналогичным образом можно узнать, что в числе из нашего примера содержится 289 сотен.
Для того, чтобы узнать, сколько всего единиц какого-нибудь разряда содержится в любом числе, необходимо мысленно убрать из него все единицы более низких разрядов, после чего прочитать то число, которое получилось.
Еще один пример: число 54.128.312 содержит: 5.412.831 десятков, 541.283 сотен, 54.128 тысяч, 5.412 десятков тысяч, 541 сотен тысяч, 54 миллиона, 5 десятков миллионов.
Конспект урока по математике на тему «Десяток и единицы» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: Познакомить учащихся с понятием десяток и единицы.
предметные: формирование понятия числа второго десятка; умение записывать двузначные числа, анализировать структурный смысл записи: число двузначное, первая цифра — число десятков, вторая — число единиц.
метапредметные: ставить учебные цели и задачи, получать информацию в результате смыслового прочтения текста, использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.
личностные: воспитывать бережное отношение при работе с учебником и тетрадью для самостоятельной работы; воспитывать дисциплинарные традиции (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить); воспитывать культуру общения.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
На уроке математики надо очень внимательно смотреть и слушать учителя, чтобы не допускать ошибок и хорошо запомнить изученный материал. Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы показали все свои знания справились со всеми заданиями.
1) Назвать соседей числа 5.
2) Увеличить 7 на 1.
3) Уменьшить 9 на 1.
4) На сколько 5 больше 4?
5) На сколько 9 меньше 10?
6) Сколько прибавить к 4, чтобы получилось 6?
7) Сколько прибавить к2, чтобы получилось 5?
8) Сколько отнять от 7, чтобы осталось 5?
9) Первое число 5, а второе на меньше. Чему равно второе число?
10) В вазе было 5 конфет. 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось в вазе?
11) Какое число предшествует числу 8?
12) Мгновенный счёт:
Мгновенный счёт – это когда учитель показывает карточку или говорит устно и надо быстро дать ответ на данный пример.
1.Всюду Павлику почёт,
Павлик блинчики печёт.
9 блинчиков сгорело,
А последний был сырой.
Сколько блинчиков испортил наш «герой»? (9+1=10)
2. Стала курица считать маленьких цыпляток:
Жёлтых 5 и чёрных 5,
3.Мама-белка для детишек
Собрала десяток шишек,
Сразу все не отдала,
По одной всего дала.
– Сколько шишек осталось у мамы-белки?
Р е ш е н и е: 10 – 1 – 1 – 1 = 7 (ш.).
III. Сообщение темы урока.
– Разделите данные числа на две группы:
4, 13, 9, 11, 3, 14, 8, 17.
– По какому признаку вы разделили на группы? (Однозначные и двузначные числа.)
– Чем однозначные числа отличаются от двузначных?
– Что обозначает каждая цифра в записи двузначного числа?
– Сегодня мы узнаем, что обозначают термины «десяток» и «единица».
Кто-нибудь знает, что такое десяток и что такое единицы? (Ответы детей)
— Давайте определим с вами цель сегодняшнего урока.
Дети определяют цель : Узнать на уроке, что же значит десяток и что значит единицы?
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 20 ).
— Сейчас я прочитаю задание, а вы следите по тексту и внимательно слушаете.
— Посмотрите на картинку, посчитайте и скажите сколько гвоздей в ящике? (В ящике10 гвоздей).
— Сколько гвоздей отнес Миша сначала? (Сначала Миша отнес 10 гвоздей)
— Сколько еще гвоздей понадобилось? (Еще понадобилось 2 гвоздя)
— Мы можем сказать сколько всего гвоздей Миша отнес дедушке? (Да. Всего Миша отнес дедушке 12 гвоздей)
— Хорошо. На столе у вас лежат счетные палочки. Отсчитайте 10 палочек. (Дети отсчитывают 10 палочек. )
— Свяжите их. (Дети связывают. Учитель также связывает десяток из счетных палочек)
— Возьмите еще 2 палочки. (Дети берут 2 палочки)
— Положи их рядом с десятком. (Дети кладут рядом с десятком 2 палочки )
— Десять палочек, то есть десяток плюс еще 2 палочки. Сколько всего палочек? (Десяток плюс 2 палочки будет 12)
— Верно. Как вы думаете, число гвоздей равно числу палочек? (Да равно, потому что гвоздей 12 и палочек получилось 12)
— Теперь выполняем задание под цифрой 2. Запиши число гвоздей, которые принес Миша, в виде суммы: 10+2. (Учитель записывает сумму на доске, ученики в тетради)
— Чему равна сумма? (Сумма равна 12)
— Запиши число 12 в тетрадь. (Дети записывают число в тетрадь, учитель на доске).
— В данном числе 12 — число 1 это первое слагаемое 10 (десять) то есть десяток, а число 2 это второе слагаемое, которое обозначаем как 2 единицы. (Учитель подчеркивает красным число 1 — десяток и первое слагаемое 10. Синим учитель подчеркивает 2 единицы и второе слагаемое)
— Сколько цифр используется для записи числа 12? (Для записи числа 12 используется две цифры.)
— Можно ли это число назвать однозначным? (нет, нельзя)
— Почему? (Потому что в однозначном числе только одна цифра, а в двузначном две)
— Все верно. Число 12 — двузначное. И оно называется ДВЕНАДЦАТЬ. Запись состоит из двух цифр. Назовите еще раз из чего состоит число 12? (число 12 состоит из 1-го десятка и 2-х единиц).
— Ниже найдите рисунок, на котором изображено 12 палочек. Какой это рисунок? (Это второй рисунок)
— Проверим. На первом рисунке сколько палочек десяток да еще одна палочка, то есть одна единица, сколько всего палочек? (Десяток плюс одна палочка всего 11 палочек)
— Сколько палочек на втором рисунке? (14 палочек)
— На третьем? (12 палочек)
— На четвертом? Один десяток плюс еще один десяток, сколько всего палочек? (20 палочек.)
Физминутка
У оленя дом большой
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окно.
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится.
— Тук-тук дверь открой-
Там в лесу охотник злой.
V. Продолжение работы по учебнику (с. 21).
– Что изображено на первом рисунке? Сколько грибов обведено замкнутой линией? (0 грибов.) Сколько грибов вне этой линии? Запишите число всех изображенных грибов в виде числа десятков и числа оставшихся единиц. (Числа 15, 10)
– Объясните, что обозначает каждая цифра в числе 15.
– Объясните, что обозначает каждая цифра в записи числа 10.
– Сравните данные двузначные числа.
– Сколько десятков в числе 15?
– Сколько десятков в числе 10?
– Сколько единиц в числе 15?
– Сколько единиц в числе 10?
– Какое число будет больше? (В состав каждого числа входит один десяток (то есть число десятков одинаково) и разное число оставшихся единиц. Поэтому больше будет то число, в котором больше число оставшихся единиц.)
В этом задании с помощью цвета (красный цвет обозначает десяток, а синий – оставшиеся единицы и в полосках, и в записи числительных). Учитель должен обратить внимание на наличие изменяющейся (вариативной) части, которая указывает на число единиц, и на наличие неизменной (инвариантной) части, указывающей на 1 десяток.
– Выпишите по порядку все двузначные числа, в которых 1 десяток, опираясь на рисунки на полосках.
– Объясните, что обозначает каждая цифра в записи данных чисел.
– Прочитайте названия данных чисел.
– Покажите в каждом слове – названии числа – ту часть, которая указывает на количество единиц.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою тори кивка.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
VI. Работа в печатной тетради № 2 (с. 26–27).
Закрываем учебники и тетради для письменных работ. Убираем их на край стола. Открываем тетради на печатной основе, страница 26, задание под номером один. Прочитайте задание. (Дети читают задание)
— Первый рисунок, сколько палочек изображено? (Изображено 14 палочек).
— Запишите число 14. ( далее дети выполняют задание самостоятельно)
— Подчеркни красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим — цифру, обозначающую число единиц. (Дети подчеркивают десятки и единицы)
— Задание под номером 2. Прочитайте задание. (Дети читают задание и выполняют самостоятельно)
— А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, как он выполнил задание.
Кто обнаружил ошибку у товарища, поднимите руку и прокомментируйте его работу.
VI I . Рефлексия учебной деятельности.
— Какая тема нашего урока?
— Какую цель мы ставили?
— Как вы думаете, мы её достигли?
Формирование самооценки у детей
— Оцените свою работу на уроке с помощью рисунков солнышка или тучки.
— Прокомментируйте свой выбор, продолжая рассуждение:
Я выбрал солнышко, потому что сегодня на уроке я ……
Я выбрал тучку, потому что сегодня на уроке я …….
— Ребята, я тоже показываю вам солнышко, потому что считаю, что вы сегодня хорошо поработали на уроке и достигли поставленной цели. Всем спасибо, урок закончен.
Разряды и классы чисел по математике — что это?
В начальных классах дети изучают «Разряды и классы чисел», однако эта тема вызывает много вопросов у родителей.
В этой статье Вы сможете «освежить» свои знания и объяснить ребенку эту тему.
Числа и цифры
ЧИСЛА — это единицы счёта. С помощью чисел можно сосчитать количество предметов и определить различные величины (длину, ширину, высоту и т. д.).
Для записи чисел используются специальные знаки — ЦИФРЫ.
Цифр десять: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Натуральные числа
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА — это числа, которые используются при счёте.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, …,
1 — самое маленькое число, а самого большого числа не существует.
Число 0 (нуль) обозначает отсутствие предмета. Нуль НЕ является натуральным числом.
Разряды и классы натуральных чисел
Для записи чисел используется ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ. В десятичной системе счисления пользуются единицами, десятками единиц, десятками десятков — сотнями и т. д.
Каждая новая единица счёта больше предыдущей ровно в 10 раз:
Десятичная система счисления — позиционная. В этой системе счисления значение каждой цифры в записи числа зависит от её позиции (места).
Позиция (место) цифры в записи числа называется РАЗРЯДОМ. Самый младший разряд — ЕДИНИЦЫ. Затем следуют ДЕСЯТКИ, СОТНИ, ТЫСЯЧИ и т. д.
Каждые три разряда натуральных чисел образуют КЛАСС.
Плакат «Сделай уроки сам!» 3-4 класс https://делайурокисам.рф
Основной вопрос, который родители часто задают: зачем ребенку эти знания? Ответ на этот вопрос очень простой — после изучения этого материала, дети переходят к таким темам как сложение и вычитание в столбик, где обязательно необходимо знать разряды числа, чтобы правильно вычислить примеры.
И если ребенок не освоит эту тему, тогда он не сможет правильно решать в столбик.
Складываем и вычитаем через разряды
Сложение столбиком
А) Складываем единицы: 4 + 3 = 7.
Записываем под единицами.
Б) Складываем десятки: 4 + 3 = 7.
Записываем под десятками.
В) Складываем сотни: 4 + 3 = 7.
Записываем под сотнями.
Ответ: 777
Вычитание столбиком
А) Вычитаем единицы: 9 – 3 = 6.
Записываем под единицами.
Б) Вычитаем десятки: 0 меньше,
чем 2, занимаем в сотнях (тысячах).
10 – 2 = 8. Записываем под десятками.
В) Вычитаем сотни: 9 – 4 = 5.
Записываем под сотнями.
Ответ: 586
Стоит ли баловать ребенка?
Многие родители считают, что жизнь и без того преподнесет ребенку свои трудности, поэтому, почему бы не превратить хотя бы детство маленького человека в сплошную сказку. Читать далее
Здоровье детей и школа: как сохранить и укрепить здоровье школьника
Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе. Читать далее
Подборка правил: глагол
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор). Читать далее
5 способов сказать ребенку «нет»
В статье описываются пять способов, которые вам помогут правильно и результативно сказать ребёнку слово «нет». Читать далее
Секретные методы запоминания материала (советы для школьников)
Двенадцать советов, которые помогут запомнить школьный материал. Читать далее