Что больше кит или подводная лодка

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Военное дело

АПЛ «Ясень-М»: «свирепый русский кит» потряс мировой океан (Чжунго цзюньван, Китай)

В зимнем Северодвинске валит снег, но на «Северной верфи» во всю кипит работа. 25 декабря 2019 года здесь на воду была спущена атомная подводная лодка «Новосибирск» проекта 885М «Ясень-М». Россия возлагает большие надежды на эту ударную АПЛ нового поколения. Главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов заявил, что экипаж подлодки прошел подготовку и готов осваивать новейшую технику и вооружение.

Однако за океаном, в американском журнале «Нэшнл интерест» (The National Interest), писали, что это самый страшный рождественский подарок, который Россия преподнесла Западу. Американские военно-морские силы всегда настороженно относились к появлению подлодок проекта «Ясень». Руководитель программ командования военно-морских систем контр-адмирал Дейв Джонсон даже поставил модель одной из подлодок проекта «Ясень-М» на своем письменном столе в качестве напоминания. Почему подлодка проекта «Ясень-М» была спущена на воду именно сейчас? И за счет чего ей удалось завоевать такой авторитет? Узнаем далее.

Меч точился 20 лет. «Любимый сын» или «ребенок, родившийся после смерти отца»

В 70-80-х годах прошлого века Советским Союзом были спущены на воду ударные АПЛ проектов 671РТМ, 945 и 971, не отстающие [по своим характеристикам] от западных конкурентов. Подлодки проекта «Ясень» — это попытка догнать и перегнать подводные атомные силы ВМС США. В особенности это касается специально разработанных [американских] ударных атомных подлодок четвертого поколения типа «Сивулф».

С момента своего появления АПЛ проекта «Ясень» привлекают к себе повышенное внимание и считаются «любимыми сыновьями» советского флота. Однако со временем «любимые сыновья» превратились в «детей, оставшихся после смерти отца». Советский Союз развалился во время подготовки к строительству головной подлодки проекта «Ясень» «Северодвинск».

Но Россия не предала проект забвению. В декабре 1993 года был заложен киль АПЛ «Северодвинск». Спустя три года, ввиду различных причин, работы были практически полностью прекращены. Позднее Россия вкладывала незначительные средства в стратегические атомные подводные лодки проекта «Борей», а «Северодвинск» на несколько лет погрузился в глубокий сон в своем эллинге.

В процессе создания подлодки «Северодвинск» выяснилось, что многие конструкторские решения успели устареть из-за растянувшегося времени строительства, которое приходилось совмещать с модернизацией.

Начиная со второй подлодки «Казань», на базе проекта 885 образовался усовершенствованный проект 885М. В начале статьи говорилось, что АПЛ «Новосибирск» — новейшая модель ударных подлодок проекта «Ясень-М». Работа по строительству четвертой подлодки «Красноярск», пятой — «Архангельск», шестой — «Пермь» и седьмой — «Ульяновск» начались в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах соответственно. Если все будет идти по плану, то до 2025 года семь АПЛ проекта «Ясень» будут приняты Военно-морским флотом РФ на вооружение. Шесть из них будут представлять проект «Ясень-М» и станут основной силой по противостоянию стратегическому противнику.

Небывалые боевые заслуги глубоководного «длинного меча»

Проект «Ясень» представляет собой яркий момент истории развития ударных АПЛ в Советском Союзе и Российской Федерации. После появления данного проекта постепенно начали исчезать обычный штурмовые АПЛ и АПЛ с крылатыми ракетами. Новое поколение многоцелевых атомных подводных лодок появилось внезапно. Оно переняло и объединило в себе возможности подлодок проектов «Щука-Б» и «Гранит» для выполнения разных боевых задач: по противолодочной и противокорабельной обороне, нарушению коммуникации, штурмовым атакам и т. д.

Контекст

Что больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодка

Onet: Россия хвалится новейшими АПЛ

«Князь Владимир»: самая смертоносная АПЛ в мире

Самая большая АПЛ войдет в Балтийское море

Помимо осуществления противолодочной обороны, нарушения коммуникации, штурмовых атак, при необходимости подлодки проекта «Ясень» могут взять на себя важную задачу по обеспечению противокорабельной обороны. Восемь шахт по четыре сверхзвуковых противокорабельных ракет П-800 «Оникс» в каждой (всего 32 ракеты) способны уничтожить надводный корабль противника на расстоянии свыше 300 километров. В будущем, для прорыва обороны противника, АПЛ проекта «Ясень» снабдят гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон».

Погоня за большой глубиной и скоростью не стоит у подлодок проекта «Ясень» на первом месте, для них важнее баланс характеристик. Конструктивно они сильно отличаются от своих предшественников, в них многое было сделано впервые. Плавучесть и прочность кораблей с двойным корпусом в них сочетается с бесшумностью и скрытностью кораблей с одним корпусом. В рамках данного проекта были созданы первые в России ударные подводные лодки с полуторакорпусной конструкцией. Что касается сонара в носовой части подлодки, то цилиндрический гидроакустический комплекс класса «Скат» находился в постоянном развитии более 30 лет, с момента создания в СССР подлодок проекта «Щука». В проекте «Ясень» впервые был применен сферический сонар. Так как его диаметр почти равен диаметру корпуса подлодки, то на нем можно установить еще больше элементов антенной решетки. Подобные преобразования позволили существенно увелисить его способности обнаружения и усовершенствовать функционал.

Начиная с подлодки «Казань», в энергетической системе ударных АПЛ проекта «Ясень» появились водо-водяные реакторы, замену ядерного топлива в них можно производить раз в 25-30 лет. Таким образом удалось увеличить срок службы подлодки. Для сравнения, в реакторах для АПЛ третьего поколения топливо нужно было менять раз в 5-7 лет.

Безусловно, ценность проекта «Ясень» далеко не ограничивается вышеперечисленными фактами. В составе подводных сил российского флота он столкнулся с рядом трудностей и отсутствием преемственности, но нашел в себе силы выйти на мировой уровень. Сейчас подлодки проекта «Ясень» стоят плечом к плечу с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения «Борей», представляя собой надежную опору для развития российских ядерных сил морского базирования.

Ядерный флот вернулся в мировой океан вместе с подводными кораблями Красной армии

Почти 30 лет назад, в 1991 году, распался СССР. Советский флот обладал мощными надводными силами и военно-морской авиацией. Теперь это осталось в прошлом, однако Россия все еще сохраняет за собой второе место по масштабу подводных сил. Страна располагает 20 с лишним атомными подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами, и ударными АПЛ. Эта цифра кажется огромной, однако при ближайшем рассмотрении несложно заметить, что большинство действующих атомных подлодок в составе ВМФ России были приняты на вооружение в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века и многие из них эксплуатируются уже около 30 лет. В соответствии с кривой интенсивности отказов, большая часть военной техники уже начала выходить из строя по причине износа, а частота повреждений неизбежно увеличивается вместе с продлением срока эксплуатации. Поэтому из всех имеющихся подлодок только половина находится в пригодном состоянии, остальные же подлежат ремонту и усовершенствованию.

Таким образом, если новые подлодки не поступят вовремя, то к 2030 году подводные силы ВМФ России снова потеряют в количестве. Именно по этой причине ежегодно с 2013 по 2017 год начинались работы по созданию очередных АПЛ проекта «Ясень-М».

25 декабря 2019 года была спущена на воду подлодка «Новосибирск», официально положившая начало созданию ударных АПЛ в России. Но даже после того, как подводные лодки проектов 949А «Антей», 671РТМ(К) «Щука», 945 «Барракуда» и 971 «Щука-Б» начали постепенно исчезать с исторической арены, лодок проекта «Ясень», заступающих на боевое дежурство, все равно оказывалось недостаточно, чтобы заполнить пробелы, образовавшиеся вследствие списания старых субмарин.

Российский народ всегда умел предвидеть опасности, поэтому уже приготовился к поддержанию подводных атомных сил в достойном количестве и превосходном качестве. С одной стороны, на фоне принятия на вооружение АПЛ четвертого поколения Россия во всеуслышание объявила о запуске проекта атомных подводных лодок пятого поколения типа «Хаски», включив его в Государственную программу вооружения на 2018-2027 годы. Предполагается, что работы начнутся в 2023 году, а к 2027 году будет получен головной корабль проекта.

Согласно сообщениям, время реагирования и перехвата гиперзвуковой ракеты «Циркон» сильно сократится, что повысит вероятность достижения ракетой цели. В дальнейшем «Циркон» скорее всего появится в арсенале подлодок проектов «Ясень», «Гранит» и «Хаски».

Предположительно, «свирепый русский кит», передвигающийся в глубинах мирового океана с ядерными торпедами «Посейдон» и гиперзвуковыми ракетами «Циркон», сможет ударить из засады, выйти на охоту и начать преследование или запугать. Противник будет трепетать от страха в любом случае.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Как разбогател бюджет России

Путин и Байден договорились договариваться

Бороться с ковидом мешает «мозговой вирус»

Цены на отопление заставят Украину умолять Россию о вторжении

«Написанные кровью» законы не уберегли шахтеров «Листвяжной»

Нужно ли России восстановить СССР

Что больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодка

Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба «Валдай»

Простить Ленина, простить Сталина, всех простить

Что больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодка

Борис Акимов, учредитель АНО «Большая Земля»

Европейские правые вернули власти Польши в геополитическую реальность

Что больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодка

Олег Хавич, аналитик, руководитель Института развития города Черновцы

Новый канцлер ФРГ: чего ждать

Переговоры России и США: главное

Квартиры «не только для славян»

Германия впервые за 16 лет обрела нового канцлера

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

Главная тема

отпуск и больничный

уровень образования

праздничный ужин

Видео

бойкот Олимпиады

«неполиткорректные» объявления

политика евроинтеграции

рост доходов

«Сейчас повысим градус»

этический кодекс

цифровые монополии

самая свободная страна

на ваш взгляд

Две главные версии загадочного ЧП с американской АПЛ в Тихом океане

Что больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодка
11 октября 2021, 18:00
Фото: Adam K. Thomas/U.S. Navy
Текст: Александр Тимохин

Специалисты ВМС США начали изучение повреждений, полученных атомной подводной лодкой «Коннектикут» в Южно-Китайском море. АПЛ, напомним, столкнулась с неким неизвестным объектом. И хотя инцидент покрыт строгой военной тайной, некоторые варианты того, что произошло под водой, все же можно предположить. И связаны они с тем, какую задачу выполнял этот американский корабль.

Итак, «Коннектикут» столкнулся с неизвестным объектом 2 октября. По заявлению ВМС США, погибших на борту нет, 11 моряков пострадали, но их травмы не опасны для жизни. Какие выводы из этого можно сделать сразу?

Первый – лодка не была на переходе. На переходах американцы гоняют их с высокими скоростями – подлодок им на все задачи не хватает, приходится торопиться. Скорости такие, что у лодок отрывает шумоизоляционное покрытие, и лишившиеся его участки корпусов американских подлодок уже давно стали чем-то обыденным для ВМС США.

Лодка на скорости глуха и очень заметна. Но в океане нет никакой силы, которая могла бы как-то использовать это. Американцы знают, что как бы не летела какая-нибудь «Вирджиния», никакая многоцелевая атомная подлодка вероятного противника за ней не уцепится. У китайцев их всего шесть, у России формально больше, а по факту, если считать ходовые единички, то… США господствуют на море и могут себе позволить большие скорости, в отличие от всех остальных.

Но если бы ЧП произошло на высокой скорости, то «Коннектикут» так легко бы не отделался. Так произошла авария субмарины «Сан-Франциско», которая именно на ходу врезалась в гору, не нанесенную на карту. Тогда подлодка получила очень серьезные повреждения, а один член экипажа погиб.

Характер сообщений о «Коннектикуте» говорит о том, что ничего такого не было – столкновение произошло на небольшой скорости. А значит, лодка уже выполняла боевую задачу. В то же время совсем без последствий не обошлось – в Сеть попало спутниковое фото предположительно идущего на Гуам «Коннектикута» в надводном положении. То есть какие-то повреждения там все-таки есть, иначе лодка бы не всплыла.

Еще одним фактом является установленный район Мирового океана, в котором все произошло – Южно-Китайское море, то есть район, где активно присутствуют ВМС Китая. Запомним это. Так что же могло произойти?

Пара примеров из прошлого

21 января 1983 года атомная подводная лодка К-10 проекта 675 Тихоокеанского флота ВМФ СССР, следуя через Южно-Китайское море, столкнулась с неизвестным подводным объектом. Лодка продолжила возвращение на базу. При осмотре ее поврежденной столкновением носовой части были обнаружены фрагменты металла от какой-то другой подлодки, государственная принадлежность которой, как и ее судьба, остались неизвестны.

На эту тему

Для наших подводников это был сюрприз – они не знали, что вокруг рыщут американцы, последним же их превосходство в технике и скрытности все-таки не дало избежать столкновения. Как и в случае с «Коннектикутом», жертв не было – лодки ударились на небольшой скорости.

Версии случившегося

Можно провести некоторые аналогии. Если «Коннектикут» столкнулся с отслеживаемой китайской или иной подлодкой, то масштабы повреждений у крупной и прочной американской подлодки были бы сравнимые с таковыми у К-10, К-407 или «Грейлинга». При этом гипотетическая вторая подлодка должна быть китайская – иначе зачем американцам за ней следить? Впрочем, тут тоже могут быть сюрпризы, но… О них может стать известно. Китай вполне может спрятать поврежденную подлодку (есть где), но она тогда, что называется, на время «исчезнет» (у тех же китайцев есть подземные базы для подлодок в скалах, поврежденную лодку можно там спрятать очень надолго). Так что факт каких-то проблем в китайском флоте после этого столкновения может всплыть вполне.

Второй момент, вызывающий сомнения, это то, о какой подлодке ВМС США идет речь.

Американцы уже давно не «висят на хвосте» у подлодки-цели, сегодня слежение осуществляется иначе, нежели в прошлом веке. Дистанции слежения выросли, а гидроакустика современных подлодок (к которым невозможно не причислить тип «Си Вулф», несмотря на возраст этих подлодок) настолько хороша, что представить себе столкновение с «пропущенной» подлодкой, прямо скажем, сложно. Именно поэтому версию с подлодкой можно считать сомнительной: «Си Вулф» – это не «Грейлинг», мягко говоря, и даже не «Лос-Анджелес». Какие еще могут быть варианты?

Известный американский видеоблогер, а в прошлом гидроакустик с подлодки типа «Лос-Анджелес» Аарон Эмик опубликовал видео с разбором того, что могло произойти. Эмик отмел столкновение с другой подлодкой или надводным кораблем, мотивировав это тем, что факт повреждения другой лодки или корабля было бы не скрыть. Мы уточним еще раз – на длительном отрезке времени не скрыть, но если в течение нескольких недель не появятся новости о чьей-то вставшей на неплановый ремонт подлодке или корабле, то да, Эмик прав. Также Эмик отмел столкновение с китом или необитаемым подводным аппаратом – на «Си Вулфе» даже толчка бы не почувствовали от такого удара. И это правда.

Эмик делает следующий вывод. Южно-Китайское море – район сложный для подводного плавания, там имеет место сейсмическая и вулканическая активность на дне, что приводит к периодическим изменениям рельефа местности. Предположительно, «Коннектикут» столкнулся с горой на малом ходу, а причиной этого стало именно изменение рельефа в силу появления на дне вулканической лавы и ее застывания. Что привело к увеличению высоты горы, о котором американцы не знали, и при попытке «проскользнуть» над горой подлодка ее слегка задела.

Может ли быть такое? Да, вполне. И если нигде не «всплывет» поврежденная неамериканская подлодка или корабль, то такую версию стоит принять за более вероятную. Но надо сделать одну оговорку.

О чем молчат американцы

Что «Коннектикут» делал в Южно-Китайском море? Просто выслеживал какую-то китайскую подлодку? Это не очень похоже на правду, «Си Вулфы» в США зачастую применяются для разных особых задач, которые для «Вирджиний» будут непростыми. Мы смело можем предполагать, что «Коннектикут» и в этот раз имел особую задачу, а не просто поиск и слежение.

Что это могло быть? Например, это могла быть разведка китайских стационарных гидроакустических станций на дне. Обыватели этого не знают, но ведущие страны мира – СССР и США в прошлом, Китай сегодня – иногда возводят на морском дне по-настоящему монструозные сооружения: гидроакустические станции, размеры антенн которых измеряются десятками метров, иногда более ста. И это тяжелые сооружения.

Удар в такую антенну, который американская подлодка могла бы нанести корпусом в ходе неудачного маневра или сближения, как раз и будет таким, как описывается в СМИ – способным нанести подлодке повреждения, чувствительным, но не опасным. Хотя бы в силу того, что у подлодки была небольшая скорость. И вот это вероятно как минимум настолько же, насколько столкновение с горой. Если китайцы где-то в нейтральных водах разместили свои гидроакустические комплексы, то американцы просто не смогли бы пройти мимо и их не обследовать. Отсюда и специальная подлодка на задании.

Но что-то, возможно, пошло не так. Косвенно это подтверждается тем, что на новость о каком-то там столкновении с чем-то дал политическую реакцию Китай.

Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь сделал резкое заявление с требованиями к американцам раскрыть детали происшествия, включая возможный вред окружающей среде из-за радиоактивного заражения. Конечно, никаких повреждений, способных вызвать утечку радиоактивного теплоносителя в окружающую среду, на «Коннектикуте» нет, иначе лодка не пошла бы своим ходом на Гуам. Тем не менее все выглядит так, как будто китайцы что-то знают. И как будто они этим «троллят» американцев.

А вообще этот случай – просто еще одно напоминание о том, что пока над водой мир, там в глубине, идет тайная борьба, чреватая поврежденными или погибшими лодками, а также ранеными и погибшими моряками. И она никогда не заканчивается. В подводном мире не бывает настоящего мира – вот о чем говорит этот случай на самом деле.

Источник

Что больше кит или подводная лодка

Игры с китами слишком часто плохо заканчиваются. Вот, у побережья Южной Африки морской исполин снова атаковал яхту. По счастью, все обошлось «малой кровью»: морской исполин пощадил Golden Crown австралийца Стива Уикетта, кит лишь махнул хвостом и окатил яхтсмена водой с головы до ног.

Что больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодкаЧто больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодка Что больше кит или подводная лодка. Смотреть фото Что больше кит или подводная лодка. Смотреть картинку Что больше кит или подводная лодка. Картинка про Что больше кит или подводная лодка. Фото Что больше кит или подводная лодка

«И сотворил Бог больших китов и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их»

Книга Бытия. 1,21

Текст Сергея Глебова

У побережья Южной Африки кит снова атаковал яхту. По счастью, все обошлось «малой кровью»: морской исполин пощадил Golden Crown австралийца Стива Уикетта, кит лишь махнул хвостом и окатил яхтсмена водой с головы до ног. Удовлетворившись этим, показав, кто здесь хозяин, кит удалился. А ведь Уикетт не хотел ничего плохого. Маленькая фотосессия, всего-то. Он и подошел к киту так близко лишь для того, чтобы сделать выигрышный кадр. Когда яхта затряслась от удара волны, яхтсмен выронил фотоаппарат за борт. А ведь мог выпасть и сам…

Случай с Golden Crown всколыхнул яхтенное сообщество так же, как за два месяца до этого, в феврале 2013 года, таран кита-горбача, который чуть было не потопил парусное проа у берега острова Мауи в Гавайском архипелаге. И тоже, ни о чем дурном любопытные туристы, вооруженные фотоаппаратами, не помышляли: только несколько снимков на добрую память… Не прошло и месяца, как уже в Калифорнийском заливе, у берегов Мексики, осерчавший на что-то кит протаранил лодку рыбаков, и те чудом остались живы.

Эти три случая, уместившиеся менее чем в полгода, заставили вспомнить, пожалуй, о самом «эффектном соприкосновении» яхты и кита последних лет.

Палома Вернер рассказывает:

«Когда мы вышли в море, то скоро увидели кита. Он был метров 12 в длину, а значит, весил около 40 тонн. Кит кувыркался метрах в 100 от нас. Мы выключили двигатель, и около часа наблюдали за этим прекрасным созданием. Потом кит нырнул, и вдруг я увидела, что он поднимается на поверхность совсем рядом с яхтой. Ральф закричал. Кит словно вырастал из воды, чтобы в следующее мгновение рухнуть на нас. Я кинулась в каюту, Ральф укрылся за штурвалом, и тут кит упал… Как подкошенная, повалилась мачта, а кит… кит соскользнул с яхты обратно в воду. Больше мы его видели. Нас с Ральфом трясло от пережитого страха. Мы осмотрели яхту. У Intrepid стальной корпус, и только поэтому она не развалилась, как гнилой орех. Двигатель к нашему удивлению завелся. Мы направились к берегу и кое-как добрались до порта Table Bay Harbour… Я не знаю, почему кит бросился на нас. Скорее всего, он принял яхту за самку, ведь южные киты близоруки. Но может быть и другое: как все китообразные, южные киты ориентируются в море в основном благодаря отраженным звукам, а наш двигатель молчал, в общем, он нас просто не заметил. Мы оказались не в той лодкой не в том месте и не в то время».

Нападение кита на Intrepid было запечатлено «на цифру» таким же, как Вернер и Мозес, любителем гигантских млекопитающих, находившимся на борту дрейфующей неподалеку яхты. Редкий телеканал обошел это видео своим внимание, а в «мировой паутине» оно и сейчас среди лидеров по количеству просмотров.

Разумеется, были и комментарии специалистов, которые, высказывая различные версии, были едины в одном: случившееся – исключение, потому что кит – животное миролюбивое. В принципе…

Вот именно, что «в принципе». Потому что примеров, когда киты нападают на суда, более чем достаточно.

В 1988 году яхту Дэвида Сэлинджеса, совершающего одиночный трансатлантический рейс, окружило сразу несколько китов. Сначала они шли параллельным курсом, но потом вдруг приблизились и начали тереться о яхту боками. Сэлинджес, яхтсмен с 30-летним опытом дальних плаваний, холостяк из английского города Истборн, потом вспоминал: «Лодка дрожала, как в ознобе. Затем киты стали толкать ее. Толчки были такой силы, что штурвал вырывался у меня из рук. Не могу поручиться, но мне кажется, киты издавали какие-то звуки, будто разговаривали друг с другом, словно договаривались, как им половчее меня утопить. Внезапно раздался страшный грохот. За секунду до этого из воды поднялся гигантский хвост, готовый хлестнуть по яхте. И тут же все киты исчезли. Я заглянул в каюту. Там было полно воды. Моя яхта тонула». Сэлинджес вывалил за борт спасательный плот и перебрался на него. Сигналы бедствия были услышаны. Через несколько часов к плоту подошел корабль.

В 1989 году Билл Батлер с женой Симоной отправились на яхте Siboney в кругосветное путешествие. В Тихом океане, в тысяче миль от ближайшего берега, Siboney была потоплена китами – они буквально искрошили ее своими хвостами. Правда, добили они ее уже после того, как Билл и Симона перебрались с тонущей яхты на четырехместный пластиковый плот. Шестьдесят шесть дней продолжался дрейф. Все шло к тому, что они погибнут, но супруги остались живы. По признанию Билла Батлера, сохранить веру в благополучный исход им помог пример «одиночки» Стивена Каллахэна. В 1982 году, посередине Атлантики, его яхта Napoleon Solo затонула после столкновения с китом. Дрейф Каллахэна на надувном плоту с неисправным опреснителем и минимальным запасом пищи продолжался 76 дней. Однако и Стивен Каллахэн опирался на чужой опыт – Мэрилин и Мориса Бейли, проведших на спасательном плоту 117 дней, и семьи Дугала Робертсона – в этом случае 6 человек дрейфовали 38 суток, причем яхту Бейли и яхту Робертсона потопили киты.

Наконец, всего лишь через три месяца после того, как южный кит решил полежать на яхте Паломы Вернер и Ральфа Мозеса у берегов Южной Африки, в октябре 2010 года у северо-западного побережья Австралии, недалеко от города Эксмут, кит отправил на дно 14-метровую яхту. Находившиеся на борту трое мужчин успели подать сигнал бедствия и выпустить аварийный радиобуй, но им не хватило времени, чтобы подготовить спасательный плот. В воде они оказались в спасательных жилетах. Четыре часа потерпевшие «китокрушение» провели среди волн и уже прощались с жизнью, когда их заметили и спасли буровики с нефтяной платформы. Катер вез на платформу новую смену, и вдруг прямо по курсу три оранжевых жилета. С людьми.

Да что яхты, «скорлупки во власти моря» по меткому определению капитана Врунгеля и писателя Андрея Некрасова.

В 1820 году в Тихом океане раненый кашалот дважды таранил китобоец «Эссекс», а раз дважды, то это была не случайность, а сознательный акт возмездия. В результате судно перевернулось. Хотя все китобои остались в живых и успели пересесть на шлюпки, до берегов Перу удалось добраться лишь трем морякам. Два года спустя такая же судьба постигла китобоец «Апис-Александр».

Это из таких происшествий моряки сплетали легенды о свирепых кашалотах, получивших прозвища: Тиморский Джек и Новозеландский Джек, Пайти Том и Морркан, Дон Мигуэль и… конечно же, Моби Дик, который получил бессмертие благодаря знаменитому, ставшему классикой роману Германа Мелвилла.

Переместившись в XX век, мы и здесь находим немало примеров китовых атак на крупные корабли. В 1963 году в северной Атлантике кит потопил норвежский китобоец «Дюрей» водоизмещение 450 тонн. Прошло два года, и в северной части Тихого океана кит изувечил советское китобойное судно «Циклон».

Заметьте, все корабли, с которыми так безжалостно расправились киты, были китобойцами.

Причем в первых двух случаях киты сначала разнесли в щепки шлюпки с гарпунерами, а уж потом принялись за то, что покрупнее. И в общем-то, китов можно понять: попробуй не впасть в ярость, когда тебе острой железякой да в голову!

Также неосмотрительны были четверо американцев, испытывавших у берегов Калифорнии роскошную яхту Attorante. Встретив в море китов, они решили устроить «большую охоту». Несколькими выстрелами они ранили самку. Ее супруг суетливо плавал вокруг нее, пока не убедился, что не в силах ей помочь. Тогда он бросился на Attorante и одним ударом хвоста разворотил ей борт. Новенькая яхта отправилась под воду, а ее перепуганный экипаж – на спасательный плот.

Из всего вышесказанного следует: если их гарпунами не трогать, пулями не дырявить, на пути не стоять, в стадо не лезть, на самок не посягать, то китовая атака маловероятна. Однако это вовсе не значит, что встреча с китом обязательно будет «мирной». В отличие от дельфинов и косаток, у китов нет сонара, для них важны звуки. К тому же, когда они отдыхают, их слух притупляется. Вот почему нередко корабли наталкиваются на спящих животных, вовсе не желая того.

В 1964 году у берегов Австралии наскочил на кита лайнер «Иберия», и его так тряхнуло от удара, что среди пассажиров началась паника. Осенью 1965 года в Северной Атлантике наскочил на кита и затонул торпедный катер военно-морских сил Франции. В середине 60-х годов при ударе о кита получила повреждения американская подводная лодка «Сидрегон».

Вообще, как ни безбрежен океан, а яхты и киты встречаются часто. И встречи эти «окрашены» самыми разными эмоциями.

В январе 2009 года яхту Федора Конюхова, совершающую рейс из Новой Зеландии в Англию, окружили киты; экипаж занервничал: кто знает, что на уме у этих исполинов? Схожие чувства испытала команда Николая Литау во время плавания вокруг Антарктиды на яхте «Апостол Андрей», тогда поиграть с яхтой решило семейство горбатых китов. А вот участники регаты Giraglia R olex Cup 2011, обнаружив впереди по курсу кита, не испытали страха, только удивление вперемешку с восторгом. Те же чувства восторга и удивления испытали сначала израильские, а затем испанские яхтсмены, увидевшие в море серого кита. И удивление это объяснимо и в том, и в другом случае, ведь речь идет о Средиземном море, в котором китов, казалось бы, днем с огнем не сыщешь.

К слову, так же, как есть районы, где увидеть кита невеликая проблема, есть места, где их появление – сенсация. Скажем, на Балтике. И соленость воды не та, и температура, и планктона не густо, тем не менее китов встречали в проливе Каттегат, у островов Борнхольм и Осмуссар, в Ботническом заливе, даже в буквально кишащей судами Кильской бухте.

Право же, китов, оказавшихся в столь неблагоприятных для них водах, стоит пожалеть. Впрочем, люди (преимущественно те, кто на суше) и без того относятся к китам с почтением, даже с какой-то нежностью. Некоторые ученые утверждают, причем совершенно серьезно, что эта нежность у людей давным-давно укоренилась в генах, и как доказательство приводят притчу об Ионе и ките: да, проглотил, но ведь выплюнул живым и невредимым!

И все же, как бы ни тянуло человечество к китам, всегда надо быть начеку.

Особенно когда речь идет о косатках. Они вполне официально именуются китами-убийцами. Это только в фильме made in Hollywood «Осободите Вилли» косатка вся из себя благородная, да к тому же, красавица на загляденье. Увы, даже эти милашки – как тот волк, что всегда в лес смотрит. В феврале 2010 года косатка по прозвищу Тиликум из дельфинария города Орландо, штат Флорида, напала на свою дрессировщицу Дави Брашо. Исход – летальный. В августе 2012 года 3-тонная косатка из океанариума калифорнийского города Сан-Диего чуть не поступила так же с дрессировщиком Кеном Петерсом. Резюмируем: если вы волею судеб окажетесь в Беринговом проливе и будете иметь счастье лицезреть диво-дивное – косатку-альбиноса, обнаруженную в тех краях в апреле 2012 года, будьте троекратно осторожны.

И вообще, всегда помните: ваша безопасность не только в руках Господа, но прежде всего в ваших собственных. Конечно, это ваше право – прислушиваться или оставить без внимания уговоры зазывал (скажем, в Доминикане), именующих себя «специалистами по китам» и готовых вывезти вас в море, чтобы полюбоваться играми морских колоссов. Вы даже можете согласиться с VIP-предложением поплавать вместе с китами где-нибудь близ атолла Муреа в благословенных водах Французской Полинезии. Но если что-то случится, а как бы ни уверяли вас в обратном, случиться все-таки может, пеняйте на себя. В конце концов, киты, какими бы миролюбивыми они ни были, это дикие звери, как ни непривычно это звучит. Ну, а уж если вы поддались уговорам и вышли в море, а то и нырнули в него, держитесь от китов на разумном расстоянии. Между прочим, так вам удастся избежать большого разочарования: от китов и косаток дурно пахнет, а кожа их покрыта паразитами. Так что дистанция, и еще раз дистанция. Вы же не Иона, вас могут и не выплюнуть.

Организация Environmental Investigation Agency (EIA), базирующаяся в Лондоне, и Global Ocean Race объявили об уникальном партнерстве, целью которого является предупреждение столкновений яхт с китами. Это произошло на пятом ежегодном Solo Racing Festival and Boat Show, проходившем в Royal Southern Yacht Club (Англия). Как пояснила директор EIA Дженифер Лонсдейл: «Столкновения китов и яхт порой уносят жизни с обеих сторон. Мы должны выработать правила, исключающие саму возможность столкновения с китами. Мы будем собирать и анализировать информацию, поступающую от яхтсменов, ведь они порой оказываются в местах, куда крупные корабли не заходят. И с этой точки зрения данная информация представляет большую ценность. Мы надеемся, что новые стандарты ответственного отношения к океану воспримет все яхтенное сообщество, парусные клубы и организаторы регат».

Сон разума рождает…

Если верить сонникам, то если вам снится, что кит нападает на судно, на котором вы плывете и тем более переворачивает его, то наяву это обернется для вас несчастным случаем или серьезной болезнью.

* Отряд китообразных подразделяется на два подотряда: усатые киты и зубатые киты.

* Рекорд по длине и массе тела среди млекопитающих принадлежит синему усатому киту. Самая длинная самка голубого кита была поймана в 1909 г. в Южной Атлантике; длина ее тела составляла 33,58 м, а масса — более 160 т. Рекорд по массе тела принадлежит другой самке, добытой в 1947 г., она весила около 190 т. У самок голубых китов самые крупные детеныши: при рождении они имеют длину 6–8 м. и массу 2–3 т.

* Самым крупным зубатым китом является кашалот. Самый длинный самец кашалота был пойман летом 1950 г. у Курильских островов, длина его тела составляла 20,7 м. Самый тяжелый кашалот — 57,1 т. — был добыт в феврале 1937 г. Кашалотам принадлежит рекорд по длительности беременности — 18 месяцев и 28 дней. Кашалот дольше других млекопитающих может оставаться под водой — зарегистрировано его пребывание под водой в течение 1 ч 52 мин, и нырять на самую большую глубину — 3000 м.

* Самые маленькие китообразные — представители двух видов дельфинов, относящихся к подотряду зубатых китов, роду пестрых дельфинов: белобрюхий дельфин и дельфин Гектора. Длина тела у них не превышает 120 см, а масса колеблется от 30 до 45 кг.

* Лучшие певцы и певицы среди китов – белухи, относящиеся к зубатым китам, за красоту пения их даже прозвали морскими канарейками. А самые длинные (до получаса) и громкие песни у горбатых китов.

* Самыми быстрыми китообразными являются зубатые киты косатки, они способны развивать скорость до 55,5 км/ч.

* Самые длинные сезонные миграции (от зимних мест размножения у берегов Калифорнии до мест летней кормежки в Беринговом проливе) совершают серые усатые киты. Дистанция, проплываемая этими китами за год, составляет 12000 км.

* Многие представители отряда китообразных находятся на грани исчезновения и занесены на страницы Международной Красной книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *