Что больше пароход или корабль
Теплоход, пароход или корабль: в чем отличия?
Современный флот судоходной компании «Все теплоходы» представлен самыми разными судами, отличающимися своим классом, вместимостью и комфортабельностью. Однако все они относятся к категории теплоходов. Почему же большие теплоходы, вмещающие на борту порой до 200 человек нельзя назвать самыми настоящими кораблями? И в чем заключается разница между пароходом и теплоходом? Все эти понятия имеют существенные различия, в которых мы попытаемся разобраться.
Современный корабль — что это?
В русском языке понятие «корабль» имеет несколько значений:
В настоящее время официально кораблем называют военное судно с боевыми орудиями, входящее в ВМФ государства и решающее специальные боевые задачи. В современном понимании допускается также считать кораблями и большие плавучие сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. Хотя более правильно гражданские суда, перевозящие большое количество людей по какому-то определенному маршруту, называть лайнерами.
Чем отличается теплоход от парохода?
Если вы хотите взять в аренду теплоход в Москве, то можете выбирать любое предложение. Ведь большинство современных судов являются теплоходами. Даже те, которые похожи на старинные колесные пароходы или корабли-парусники.
Главное отличие между теплоходом и пароходом заключается в виде их двигателя. На теплоходах установлены двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком топливе — мазуте. В них полученная при сжигании тепловая энергия преобразуется сразу в механическую, направленную на вращение гребного винта. В современных моделях теплоходов вместо дизельного двигателя могут стоять паротурбинные, газотурбинные или смешанные движки.
Популярные корабли и пароходы в аренду
На пароходах устанавливаются паровые двигатели, работающие на твердом топливе, в основном на угле или дровах. При их сжигании вода в паровой машине нагревается до высокой температуры, а полученный при этом пар заставляет двигаться его турбину.
У двигателя теплохода коэффициент полезного действия значительно выше, чем у парохода. Разница в эффективности и является главной причиной, почему пароходы практически исчезли с речных просторов. В пользу теплоходов свидетельствуют и другие преимущества:
Поэтому когда вы планируете свадьбу на теплоходе, а не на пароходе или корабле — это самый замечательный выбор.
Теплоход, пароход или корабль: в чем отличие?
Многие любители речных путешествий не видят принципиальной разницы между понятиями «корабль», «теплоход» и «пароход». И, оформляя аренду теплохода, часто называют его пароходом или кораблем. На профессиональном сленге это также может быть «банкетоход», «речной лайнер», «яхта-ресторан». Применительно к аренде для банкета в акватории Московского бассейна существенного различия нет, а в нашем материале далее мы разъясним разницу между этими понятиями и какой из предлагаемых банкетных теплоходов к какому варианту будет ближе.
Что такое корабль?
В современном понимании, корабль — это военное судно, являющееся единицей военно-морского флота государства и выполняющее определенные боевые задачи. В былые времена, когда о пароходах или теплоходах еще никто не знал, все морские суда с несколькими мачтами, оснащенными парусами, назывались кораблями. Даже если они перевозили людей или обычные грузы.
Сегодня большие гражданские суда, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по определенному маршруту, тоже допускается называть кораблями. Хотя более правильное их название — речные или морские лайнеры. И если вы захотите заказать аренду корабля в Москве, то вы сможете пользоваться услугами огромного пассажирского лайнера, на котором с комфортом разместятся более 200 человек – например, корабли флотилии Radisson или River Palace.
Что движет пароходом?
Главное отличие между теплоходом и пароходом заключается в их двигателях. На пароходах установлены паровые машины, использующие для передвижения силу давления пара, полученного при нагревании воды. Пар действует на турбину, вращающую винты или гребные колеса, за счет чего пароходы и двигаются по реке. Такой водный транспорт работает в основном на твердом топливе — на угле и иногда на дровах.
Экономическая эффективность пароходов очень маленькая, поэтому в наши дни они практически не используются и почти исчезли с речных просторов. Поэтому если вы захотите оформить аренду парохода, то, скорее всего, вам предложат теплоход, стилизованный под старинный колесный пароход – например, Царица Елена, Колесовъ или Анна Каренина.
Теплоход — современное судно с большим потенциалом
На современных теплоходах используются двигатели внутреннего сгорания, работающие на мазуте или другом жидком топливе. В них полученная при сжигании тепловая энергия превращается в механическую и используется для вращение гребного винта. Кроме дизельных двигателей на более новых теплоходах установлены газотурбинные, паротурбинные или смешанные модели. Такие двигатели имеют более высокий КПД и большую экономическую эффективность.
Кроме того, современные теплоходы имеют и другие преимущества:
Все это и послужило причиной того, современные теплоходы стали одним из самых распространенных видов речных судов. Они могут иметь различную вместимость, и относиться к разному классу комфорта, различаться по стоимости и по внешнему оформлению. И когда вы захотите отметить свою свадьбу на корабле, вам могут предложить прекрасный корабль-парусник, вместительный банкетоход или красивый и современный панорамный теплоход.
Пароход
Парохо́д — судно, в качестве двигателя которого используется паровая машина или паровая турбина (в последнем случае судно называют турбоходом). В качестве движителя исторически первыми использовались гребные колёса, устанавливаемые по бортам или за кормой. Затем по множеству преимуществ перешли на гребной винт.
Содержание
Устройство
Гребной винт у пароходов устанавливается на одном валу с паровой машиной. У пароходов с турбиной гребной винт чаще приводится через редуктор или через электрическую передачу (однако на самых первых турбоходах использовались специальные тихоходные турбины, работавшие непосредственно на гребной винт; такие тихоходные турбины используются также на современных атомных подводных лодках для снижения шумности).
В 1894 году Чарльз Парсонс построил опытное судно «Турбиния» с приводом от паровой турбины. На испытаниях оно продемонстрировало рекордную скорость — 60 км/ч. После этого паровые турбины стали устанавливать на многих быстроходных судах. КПД пароходов с паровой машиной (построенных в 1950-е годы), составляет 20—25 %; у турбоходов 30—35 %.
История
В 1819 году американское судно с гребными колёсами «Саванна» впервые пересекло Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя.
Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов. Движителем у ранних пароходов служили гребные колеса, устанавливающиеся сбоку или позади судна.Первый винтовой пароход «Архимед» построен в 1838 году английским фермером Френсисом Смитом. С переходом от гребных колёс к гребным винтам ходовые качества пароходов сильно улучшились. Это привело к тому, что к началу XX века такие суда практически полностью вытеснили на море парусные.
Крупнейшие пароходы в мировой истории
28 июня 1851 года в Англии со стапелей сошёл новый деревянный пароход, получивший название «Амазонка». Длина корпуса составляла 91 м, наибольшая ширина — 14,5 м. Судно снабдили паровой машиной мощностью 800 л.с. Это был крупнейший деревянный пароход всех времён. 4 января 1852 года на судне возник пожар, приведший к катастрофе. Из 162-х пассажиров выжили 58, из них 11 сошли с ума от пережитого кошмара.
14 апреля 1912 года «Титаник», крупнейший в мире пассажирский пароход того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут. В результате катастрофы погибло 1 517 человек, что сделало это столкновение одним из наиболее смертельных во всей истории морских катастроф мирного времени. Такая высокая смертность приписывается тому что, несмотря на соответствие нормативам того времени, на судне не было достаточного количества спасательных лодок для всех пассажиров. Количество мест в спасательных лодках составляло 1 178, тогда как на судне находились 2208 человек. Непропорциональное число мужчин погибло из-за правила «женщины и дети первыми», которое соблюдалось при посадке в шлюпки.
Обзор круизного судостроения в России за 150 лет
В 2020 году, совершил несколько круизов первый российский круизный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим». Этот четырехпалубный теплоход был построен в России. Впервые в истории России и СССР мы строим речные пассажирские суда такой величины.
Российские пассажирские теплоходы
Поначалу России было не до круизных пароходов. Сначала у населения не было денег, позже хватало иностранных круизных судов закупленных еще в СССР. Но в последние годы, их сроки жизни подходят к концу. Необходимо их заменять, строя новые корабли либо полностью модернизировать старые, к примеру «Глеб Кржижановский» стал «Александром Пушкиным» по проекту PV18. Но проблема заключается в том что своей круизной судостроительной промышленности в России не было с царских времен.
В середине прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили пассажирское судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» В этом году заложат еще одно судно. По условиям контракта суда должны будут быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах.
Уже ходит в рейсы, четырёхпалубный теплоход, проекта PV300 «Мустай Карим». Самое дорогое судно ( на заглавной картинке) его стоимость 4 млрд руб. Спущено на воду и достраивается головное судно серии «Петр Великий». Готов проект PV500 на 500 пассажиров. Есть и модификации PV300VD на 310 пассажиров.
Прототипом проекта PV300VD был проект PV09, ныне судно «Штандарт» на 36 пассажиров
За бортом обзора остались заложенные грузо-пассажирские суда проекта PV22 «Адмирал Геннадий Невельской» «Павел Леонов» и проекта МИБ CNF11CPD «Александр Деев» и «Василий Ощепков», как не относящиеся к круизным. Но все же, это довольно крупные пассажирские суда.
Пассажирские суда в России не строили более 60 лет. В результате, суда заказываются на верфях не имеющими опыта строительства пассажирских судов. Проекты, разработаны людьми не имеющих опыта такого проектирования. Отсюда детские болезни, срывы сроков и увеличения сметы строительства. Не имеющая опыта строительства гражданских судов верфь «Лотос» не может сдать головной корабль проекта PV300 «Петр Великий». «Красное Сормово» немного опытней и «Мустай Карим» который по планам должен был сдан на год позже головного «Петра Великого», был сдан на год раньше. Но и «Мустай Карим» сделанный на верфи «Красное Сормово», после спуска на воду, трижды вытаскивали на слип, что означает какие то исправления в конструкциях.
Дореволюционные круизные пароходы.
Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х годов. В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» — «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Владельцы самарского пароходного общества «Миссури» присвоили судам. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара». К 1875 году на реке работало около 600 пароходов.
Теплоход «Царьград», позже переименован в «Урицкий».
Теплоход
Теплохо́д — самоходное судно, основным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, чаще всего — дизельный.
Содержание
Устройство
Двигатель теплохода может быть малооборотным (в таком случае он работает непосредственно на гребной вал) либо высокооборотным. Высокооборотный двигатель соединяется с гребным валом при помощи передачи. Наиболее распространённые типы передач:
В случае электрической передачи, дизель вращает генератор постоянного тока или генератор переменного тока, вырабатываемое которым электричество питает электродвигатели, приводящие в движение гребной вал. Электрическая передача позволяет плавно регулировать скорость вращения гребного винта. Теплоходы с электропередачей нередко выделяют в отдельный класс судов — дизель-электроходы.
Пуск судовых дизелей производится при помощи сжатого воздуха. Тепло выхлопных газов используют для выработки пара, который в свою очередь используется для отопления, обогрева воды, выработки электричества и других судовых нужд.
В настоящее время самый мощный судовой дизель — двигатель RTA96-C, выпускаемый финской фирмой Вяртсиля (Wärtsilä). Этот 14-цилиндровый двигатель развивает мощность в 108 920 л. с.
Распространение
В настоящее время теплоходы — самый распространённый тип судов. Они практически полностью вытеснили пароходы. Только скоростные суда чаще используют турбинную силовую установку (впрочем, такие суда, турбоходы, иногда также причисляют к теплоходам).
Также дизель-электрическая энергетическая установка применяется на неатомных подводных лодках для надводного хода.
История
Первые дизельные суда в мире появились в России, благодаря фирме «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».
Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля. Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи дизеля мощностью в 20 л.с. Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать рабочий судовой дизель. Три таких двигателя были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» (построенную на Сормовском заводе и привезённую в Петербург) которая стала, таким образом, первым теплоходом в мире. На «Вандале» было установлено три дизеля, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. Такая сложная схема привода была выбрана из-за нерешенности проблемы реверса дизелей и управления оборотами в широких пределах.
В 1904 году фирмой Нобеля был построен следующий теплоход, «Сармат», также бывший речным танкером. Он имел два дизеля по 180 л. с. и два электрогенератора, но электропередача использовалась только для заднего хода и маневрирования, а в остальное время дизели приводили гребные валы в движение непосредственно. «Вандал» и «Сармат» имели грузоподъёмность в 750 тонн каждый.
Первый реверсивный (могущий работать в обоих направлениях) дизельный двигатель был также создан в России. Он был установлен на построенной в 1908 году подводной лодке «Минога». В том же году на теплоходе «Мысль» была опробована конструкция механического устройства реверса.
В том же году и опять же в России был построен первый морской теплоход — танкер «Дело», предназначенный для работы на Каспийском море. Он имел два двигателя общей мощностью в 1000 л.с. (по другим данным — 2000 л.с.). «Дело» было крупным судном, его длина составляла 106 метров, ширина — 15 метров, а грузоподъёмность достигала 4000 тонн.
Интересно, что наряду с винтовыми теплоходами строились и колёсные теплоходы: например буксир «Коломенский» (позднее — «Мысь»). Однако такие суда оказались неудачными: для привода гребных колёс дизелем использовалась сложная механическая передача, которая часто ломалась. Вскоре от колёсных теплоходов отказались.
Первые теплоходы России:
Кроме крупных, некоторые из которых отмечены в списке, строились или переоборудовались под теплоходы и малые суда. К 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских — 16, грузовых — 12, буксиров — 20). Таким образом в течение весьма небольшого времени российская промышленность освоила выпуск теплоходов. Приобретённый опыт позволил перейти от опытных единичных судов к серийному производству. В 1907 году Коломенский завод приступил к строительству серии пассажирских теплоходов с винтовым приводом (заказчиком выступало акционерное общество «Кавказ и Меркурий»). Первое судно серии, которое назвали «Бородино», было готово к 1911 году. Строительство серии таких теплоходов продолжалось до 1917 года, всего было построено 11 теплоходов. Самые долговечные суда этой серии, «Урицкий» (первоначально — «Царьград»), «Парижская Коммуна» (первоначально — «Иоанн Грозный») и собственно «Память тов. Маркина» (первоначально «Багратион») — проработали на Волге до 1991 года.
За пределами России теплоходы начали строить в 1911 году в Германии и в 1912 в Великобритании и Дании. Датская «Зеландия» (Sealandia), спущенная на воду в 1911 году, стала первым океанским теплоходом. Это судно было очень успешным: за первые двенадцать лет службы ремонт двигателей пришлось проводить только один раз. «Зеландия» проработала до 1942 года.
Теплоходы стали довольно массовыми к тридцатым годам (по данным регистра Ллойда, в 1930 году они составляли 10 % мирового гражданского флота), а к 1974 году, по данным того же источника, они составляли уже 88,5 % мирового гражданского флота.
По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества: более высокий КПД, меньший расход топлива (а следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода), более высокая надёжность двигателя.