Что больше в лопахине хищного зверя или
Лопахин – «хищный зверь» или «тонкая, нежная душа»? (ЕГЭ по литературе)
В комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» герои делятся на три группы. Гаев и Раневская – представители прошлого времени, Аня и Петя –нового. И лишь Ермолай Лопахин является человеком настоящего. Он – представитель нового класса начала 20 века – буржуазии, прогрессивного типа людей. Так кто же Лопахин – «хищный зверь» или «тонкая, нежная душа»?
Теплое отношение к хозяевам сада говорит о Лопахине, как о «тонкой, нежной душе»
Ермолай, « битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал» всего добился сам, то, что он имеет – результат больших стараний. Он очень трудолюбив, активен, прогрессивен. Он приспособился к изменениям, которые происходят в России, не живёт прошлым и не ждёт светлого будущего, Лопахин «строит» настоящее. Время вынуждает его быть «хищным зверем». В такой период он не может надеяться на что-то, а должен действовать, поэтому и выкупает вишнёвый сад. Этот поступок не является подлым, поскольку Ермолай Лопахин пытался исправить ситуацию, направить Раневскую и Гаева. Предпринимательский характер в герое побеждает, и он выкупает сад, чтобы использовать в своих целях. В этом проявляется лопахинская хищность.
В образе Ермолая сочетаются полярные сущности – «хищный зверь» и «тонкая, нежная душа». Этот герой неоднозначен, как и противопоставляемые ему герои прошлого и будущего времен.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Лопахин нежная душа или хищный зверь обоснуйте свой ответ
Лопахин-хищный зверь или тонкая душа? по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.)
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Так кто же такой этот Ермолай Алексеевич?
Лопахин-богатый купец, точный возраст данного героя не известен, можно только предположить,что ему между тридцатью и сорока лет. Лопахин не образован, однако он финансово грамотен, именно это делает его в глазах других людей “громаднейшим ума человеком. “. Он трудолюбив:”Знаете, я встаю в пятом часу утра,работаю с утра до вечера”. У данного героя было тяжелое детство, ведь отец его “не учил, а только бил спьяна, и все палкой”. Лопахин занимается сельским хозяйством,которое дает ему хороший доход. Он восхищается природой, но только той, которая дает прибыль, это показывает хищного зверя,находящегося внутри души Лопахина. Ермолай Алексеевич представляет людей великанами,которые должны овладеть всеми природными дарами. Вишневый сад не восхищает купца, он видит в нем только места для дачников, он видит в нем только деньги и выгоду. Хищного зверя в Лопахине читатель может отчетливо наблюдать в момент, когда Ермолай Алексеевич выкупает Вишневый сад,который был олицетворением всей жизни Раневских, который был их прошлым, их памятью, их жизнью. В этот момент Лопахин,как и любой другой человек в данной ситуации, радуется. Он счастлив, ведь смог совершить невероятно выгодную сделку. Также он радуется тому,что выкупил имение у семьи, в которой его предки были слугами. Сразу после покупки Вишневого сада, Лопахин, не дождавшись отъезда Раневских, которым,повторюсь, было чрезвычайно дорого это место, начинает вырубку леса на этой территории.
В представленных выше эпизодах Лопахин показан, как хищная душа, жаждущая только богатства. Однако не стоит забывать,что есть моменты, в которых он показан совершенно другим человеком. Ведь он искренне радуется возвращению Раневской, он помогает в продаже сада, предлагает ей идеи, постоянно дает ей в долг деньги, он относится к ней нежно и с любовью.
По моему мнению, Лопахин относится к людям с хищной душой. Ведь он умен,практичен, он видит свое будущее и понимает,что у него нет времени на чувства. Вишневый сад в данной пьесе характеризует всю Россию в целом: прошлое поколение- Раневская и Гаев, теперь же настоящее поколения- буржуазия и капиталисты,к которым и относится Лопахин Ермолай Алексеевич
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id66550
Характер героя
Лопахин показан с разных сторон. Его характер позволяет выбрать самые яркие черты:
Ермолай Лопахин очень занят. Он не упускает ни одной возможности увеличить свои капиталы.
Лопахин может нахамить, поэтому Гаев называет его кулаком. Мужчина не обращает внимания на такие реплики в свой адрес, возможно, Гаев не тот человек, к словам которого стоит прислушиваться. Трофимов сравнивает Ермолая с хищником. В сюжете пьесы хищническая натура проявляется очень ярко. Лопахин «проглотил» вишневый сад, не заметив, сколько горя он принес окружающим. Причем следует отметить, что часть из них ему близка.
Школьное сочинение
В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.
Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.
В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу “среда заела”. Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе “Ионыч” как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.
Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — “обретение”: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.
Введение
«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.
Лопахин — «хищный зверь» или «тонкая душа»? (Чехов А. П.)
Особенность чеховских персонажей в том, что никто из них не является полностью положительным или полностью отрицательным персонажем — автор каждого из своих героев наделяет человечностью, для которой понятия добро и зло совершенно относительны. Рассмотрим данную черту творчества Чехова на одном из главных героев его пьесы «Вишнёвый сад» — Лопахине. Ермолай Алексеевич — это богатый купец, вышедший из семьи крестьян, работавших на семью Раневской. Он является собирательным образом общественного слоя финансистов, которых стало очень много после отмены крепостного права и ухода аристократической России.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Лопахин необразован, что является следствием именно происхождения и воспитания, себя он называет «болваном» и «идиотом», однако именно он был тем, кто предложил наиболее логичное решение в проблеме с вишнёвым садом — разделить участок на дачи под аренды. Да, это самое рациональное и выгодное решение, но уже в ним мы можем увидеть «хищного зверя» в Лопахине — Раневская, женщина, которую он любит всей душой, которой он восхищается с юношества, безмерно любит и ценит этот сад, и, казалось бы, в её отношении у героя должна проявиться та самая «тонкая душа», которая подсказала бы не предлагать такой бескомпромиссный вариант, но тут коммерческая жила финансиста побеждает чувства Ермолая Алексеевича. Лопахина как «хищного зверя» мы также видим и в конце произведения — он не может дождаться, когда прежние жители вишнёвого сада уедут, и начинает прямо на их глазах вырубку этого места, являвшегося для них символом детства, радости и беззаботности.
Лопахин как «тонкая, нежная душа» предстает перед нами в своем прошлом. Когда его избил в детстве отец, Раневская обработала его рану, и с тех пор уже много лет Ермолай Алексеевич питает к ней самые теплые чувства. Она показала ему доброту, и он действительно стремится отплатить ей до последней минуты их встреч. Вероятно, Любовь Андреевна зародила в Лопахине и чувство прекрасного — именно она всю жизнь оставалась его идеалом. Ермолай Алексеевич видит красоту в окружающем его мире — мы можем наблюдать эту «тонкую, нежную душу», когда он говорит о «необъятных полях» и «глубочайших горизонтах» России. Нельзя дать чёткий ответ на вопрос, кем же является Лопахин — «хищным зверем» или «нежной душой», ведь это две стороны его личности, в этом проявляется свойственное Чехову человечное описание своих героев. Именно благодаря этому читатель может проникнуться характером персонажа и сформировать свое личное отношение к нему.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id103066
Внешность и происхождение персонажа
Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.
Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:
Скромные детали, но легко представляемый образ.
Лопахин — «тонкая, нежная душа» или «хищный зверь» (Чехов А. П.)
Лопахин, правда, купец, но порядочный
человек во всех смыслах.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
У Ермолая было достаточно трудное детство: “. Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья. “.
Несмотря на свою необразованность, герой трудолюбив: “. Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера. “, ” Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как то странно, точно чужие. “
Именно в юношестве у Лопахина завязываются теплые и душевные отношения с Раневской: «я был мальчиком лет пятнадцати, отец мой покойный ударил меня…, кровь пошла из носу. Любовь Андреевна… подвела к рукомойнику… Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет». Раневская считает Ермолая порядочным, интересным и достойным человеком. Наш герой взаимно уважает и ценит помещицу: люблю вас, как родную… больше, чем родную. “.
Торжество Лопахина
В конце пьесы именно Лопахин приобретает вишневый сад. Это момент наивысшего его торжества: сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами». Он уже не задумывается о чувствах бывших хозяев имения. Радость так и рвется из Лопахин, он хохочет и топочет ногами. Его чувства выражатся в монологе:
«Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…».
Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь… Музыка, играй!»
«Новый хозяин» жизни, Лопахин, олицетворяет новое время. Он — единственный, кому дано приблизиться к пониманию сущности эпохи, но в его жизни нет места настоящей красоте, душевности, человечности, потому что Лопахин — символ только настоящего. Будущее же за другими людьми
Делец с душой артиста
Чехов говорил о том, что роль Лопахина в произведении — центральная, что вся пьеса провалится, если она не удастся. Он писал, что Ермолай Алексеевич — купец, но человек порядочный во всех смыслах; он должен держаться благопристойно, «без фокусов», интеллигентно. Чехов при этом предостерегал от мелкого, упрощенного понимания образа Лопахина. Это удачливый делец, однако у него душа артиста. Рассуждения его о России звучат Слова Лопахина напоминают лирические отступления Гоголя в Именно этому герою принадлежат в пьесе наиболее проникновенные слова, сказанные о вишневом саде: «имение, прекрасней которого нет на свете».
Чехов внес свойственные некоторым русским предпринимателям начала 20 века черты в образ Лопахина, купца, но одновременно артиста в душе. Речь идет о таких оставивших свой след в культуре России именах, как Савва Морозов, Щукин, Третьяков, издатель Сытин.
Конечная оценка, которую дает своему на первый взгляд антагонисту Петя Трофимов, весьма знаменательна. Характеристика образа Лопахина, данная этим персонажем, двойственная. Как мы уже говорили, он сравнивал его с хищным зверем. Но вместе с тем Петя Трофимов говорит Лопахину, что все-таки любит его: у него, как у артиста, нежные тонкие пальцы и ранимая душа.
Иллюзорность победы
Отнюдь не хочет погубить Лопахин вишневый сад. Характеристика его была бы неверной, если бы мы так считали. Он лишь предлагает переустроить его, разбив на участки для дач, сделать «демократичным», общедоступным за умеренную плату. Однако в конце пьесы показан вовсе не как торжествующий победитель достигший успеха Лопахин («Вишневый сад»). Характеристика его в финале весьма противоречива. Да и старые владельцы сада изображены не только как побежденные. Интуитивно Лопахин чувствует относительность и иллюзорность собственной победы. Он говорит, что хочет, чтобы скорее изменилась эта несчастливая нескладная жизнь. Его судьбой подкрепляются эти слова: Ермолай Алексеевич один способен оценить значение вишневого сада, но он его и губит своими руками.
Характеристика Лопахина из «Вишневого сада» отмечена следующим: добрые намерения, личные хорошие качества этого героя почему-то расходятся с действительностью. Ни окружающие, ни сам он не в состоянии понять причин этого.
Лопахину не дано и личного счастья. В непонятные для других его поступки выливаются взаимоотношения с Варей. Он так и не решается на то, чтобы сделать этой девушке предложение. У Лопахина, к тому же, особое чувство есть к Любови Андреевне. Приезда Раневской он ждет с особой надеждой и гадает, узнает ли она его после пяти лет разлуки.
Торжество Лопахина
И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.
Что больше в лопахине хищного зверя или
Ермолай знает, что от этого Гаев и Раневская получат приличный доход, а он даже не претендовал на проценты. Мужчина от души дал совет, как бы он поступил, оказавшись в их сложной ситуации. Помимо поддержки его тянет к этому семейству. Он откладывает ненадолго все свои дела, чтобы поприветствовать Любовь в день приезда.
Купец одержим благодарностью и заботой о ней. Однако ни он, ни его проект не воспринимается женщиной всерьез. Любовь надеется на «авось», Гаев – на тетушкины деньги.
Много ли в Лопахине «тонкой нежной души»? Возможно и не много. Он человек из простого народа, со своими стремлениями и целями в жизни, однако человечность в нем присутствует. Мужчина не раз выручает окружающих, одалживая им деньги. Возможно это не из-за его «большой и светлой» души, а всего лишь из-за того, что он сам был в подобных ситуациях и поднялся с самого низа. Путь этот был долгим и не простым, однако мужчина не сдавался и продолжал работать. Возможно, из-за этого Ермолая и считают «хищным зверем», но скорее всего, существуют и другие поводы, для этого прозвища, коих автор не озвучивает.
Но в данной ситуации с вишневым садом называть «хищным зверем» Ермолая не стоит. На торгах, мужчина проявляет настойчивость и приобретает сад скорее из принципа «если вам не нужно, тогда я заберу». Он понимает, что ни Раневской, ни Гаеву уже ничем не поможешь, и поместье они потеряли. А у него насчет «вишневого сада» уже были свои конкретные планы. Лопахин знает, что он на этом сможет заработать приличную сумму денег. Он отличный бизнесмен, если не актер.
Если же исходить из того факта, что он все просчитал, а конечной целью был лишь вишневый сад, тогда его действительно можно назвать хищником. Предугадав заранее ответ Раневской и Гаева, зная их отношение к поместью, он понимает, что они на это не согласятся. Для семейства поделить сад на дачи будет приравниваться к надругательству над родительским поместьем. Мужчина это тонко прочувствовал и просто воспользовался положением.
Зачем ему нужно купить и вырубить вишневый сад? Скорее всего, разгадка таится в прошлом Ермолая. Он произносит фразу, что когда-то в поместье «отца и деда даже на кухню не пускали». Теперь же он здесь хозяин. Для мужчины становится символичным уничтожение вишневого сада прямо на глазах у бывших владельцев. Тем самым он вырубает прошлые обиды, унижение, страх, нищету и превозносит свою полученную «власть».
Мужчина просто тешит свое самолюбие и прикидывается простачком, чтобы поистине насладится торжественностью момента.
Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Школьное сочинение
В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.
Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.
В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу «среда заела». Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе «Ионыч» как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.
Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — «обретение»: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.
В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.
На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: «. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости». В это время герой знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.
На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в «футляр», отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое «он втянулся незаметно, мало-помалу», становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.
На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а «выезжает» уже «не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами».
Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.
Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.
Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: «Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!»
Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.
Рассказ «Ионыч» — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было «светлый огонек» и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как «среда заела человека», но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.
В рассказе «Ионыч» звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!