Что брать в паломническую поездку
Что брать в паломническую поездку
Ангела Хранителя в дорогу!
ПРАВИЛА ПАЛОМНИКА
1. Паломническая поездка носит религиозный характер. Паломничество совершается в целях осуществления права на свободу исповедания, распространений православной веры, воцерковления паломников, поклонения православным святыням.
2. Паломничество в составе групп епархиального паломнического отдела совершается по доброй воле паломника и благословению его духовного наставника.
3. В поездке паломник обязан подчиняться руководителю группы.
4. Паломник обязан уважать и соблюдать установленные внутренние правила тех мест, куда совершается паломничество.
5. По благословению настоятелей монастырей и храмов паломники несут послушания (мытье посуды, уборка келий, работа в поле или на хоздворе и т.п.).
6. Во время поездки соблюдение правил личной безопасности, а также сохранность личных ценных вещей, документов, денег входит в обязанность самого паломника.
7. Дети следуют в паломнические поездки в сопровождении взрослых и с согласия родителей.
8. Паломнический центр не гарантирует ночлег и трапезу высокого уровня ввиду восстановительных работ и скромного материального положения большинства приходов и монастырей, нас принимающих.
9. Руководитель группы несет ответственность за доставку группы к месту паломничества и обратно.
10. Паломнические поездки совершаются при условии набора группы.
ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПАЛОМНИЧЕСТВА НЕОБХОДИМО:
1. Иметь на себе нательный крест.
2. Позаботиться о своей одежде. Женщины обязательно должны иметь длинную юбку или платье, платок, плечи должны быть закрыты. Мужчины должны быть в брюках, рубашках.
3. Взять с собой деньги для пожертвований за молитву (заказные записки, сорокоусты и т.д.), на восстановление храма, для приобретения свечей, духовной литературы т.п.
4. Отключать или переводить мобильные телефоны в режим вибрации во время службы.
5. Взять с собой бутылочки для святой воды.
6. При многодневных маршрутах необходимо запастись сухими пайками, водой. Необходимо взять полотенце, покрывало или плед, или простынь, подушечку при ночевке в автобусе для удобства.
7. Для купания в святых источниках, женщинам необходимо иметь рубашку, купальник.
В паломнической поездке НЕДОПУСТИМО: распитие спиртных напитков; игра в карты и другие азартные игры; грубость и нецензурная брань; нельзя петь и слушать недуховную музыку. Злостных нарушителей общественной дисциплины руководитель имеет право отстранить от поездки без материальной компенсации.
Опыт церковного паломничества: на что обратить внимание
Паломничество – это духовное путешествие. Мы отправляемся в него, чтобы укрепиться в вере, что-то пережить опытно.
Путешествовать можно в одиночку, а можно сообща. И тот, и другой способ имеет свои плюсы и минусы. Скажем, с группой чаще удается более насыщенно и интересно провести время, потому что разрабатывают маршрут знающие люди, становятся возможны некоторые встречи, места, до которых в одиночку не доехать; но, вместе с тем, с кем-то в группе может быть непросто, да и свободы меньше, придется выполнять общие требования, может быть, брать на себя ответственность – готовы ли вы к этому? Напротив, если ехать в одиночку, вы ни от кого не зависите, однако должны очень четко понимать, чего вы хотите и как этого достичь, как все спланировать – на подготовку уйдет достаточно много времени. Итак, если вы выбираете ехать так или иначе, почему вы это делаете?
Хорошо бы изначально определиться с целями паломничества. Что вы хотите от него, чего ожидаете?
Многие люди воспринимают паломничество как экскурсию, причем в первую очередь стремятся узнать побольше информации. Но настоящее паломничество – это духовное путешествие. В нем мы можем:
Важно правильно распределить время между всем, что отвечает этим целям. Обычная ошибка – чрезмерный акцент на информационной стороне, деятельности в ущерб общению, молитве и восстановлению сил.
Паломничество – это не отдых, а сосредоточенная жизнь. Неделю или две можно прожить очень насыщенно, так что будет казаться, что прошел значительный период жизни. Однако для этого требуется хорошая подготовка и готовность к тому, что потребуется быть достаточно организованным.
Паломничество, где не было никаких трудностей, вряд ли поможет человеку вырасти. Но эти трудности должны быть посильными. Часто именно опыт совместного преодоления трудностей становится тем, что объединяет. Но есть трудности объективные (скажем, что-то пошло не так с погодой, транспортом, сбились с маршрута), а есть субъективные: нам не нравится то или иное, те или иные люди. Часто открывается, что в обычной жизни мы слишком привыкли к комфорту, к своему образу жизни, к привычному кругу людей, а здесь приходится утесняться: в пище, в условиях проживания, в том, чтобы принимать людей, не похожих на нас. Что это родит в нас: благодарение, молитву, или ропот, уныние, взаимные обвинения? Тесная совместная жизнь в течение нескольких дней вскрывает многое, о чем в себе не подозревал ранее, и в этом смысле совместное паломничество – это духовный путь к самому себе, конечно, если человек готов это именно так воспринимать.
Хорошо организованное паломничество придает сил, а не лишает их. Устать могут организаторы, которым следует заранее подумать о полноценном отдыхе и восстановлении сил, заложить минимум три дня на это после, а в самом паломничестве чередовать дни активности, общения с группой и отдыха.
Подготовка к паломничеству
К паломничеству необходимо готовиться – как организационно, так и духовно. Важно заранее понять для себя: мы не туристы, мы христиане. Зрелый христианин не может все свалить на руководителя, а сам устраниться.
Чем мы можем помочь?
Скажем, в Карсаве у о. Виктора Мамонтова принято совместно мыть посуду, колоть дрова, носить воду, готовить еду… Кстати, это невероятно сближает! И не важно, что в каком-то монастыре сестры готовы все сделать сами – почему бы нам не взять это на себя, дать и им отдохнуть? Готов ли я служить другим как ответственный? Или без всякой официальной роли взять на себя заботу о более слабом участнике группы, помогать ему? Вносить в группу маленькие радости, атмосферу празднования?
В организационном плане необходимо, чтобы были выбраны или назначены ответственные по следующим направлениям:
Иногда, если ответственный справляется на 80 процентов, что-то не доделывает, необходимо назначать двоих, чтобы другой покрывал остальные 20.
Важно, чтобы участники знали этих ответственных и с ними решали большинство вопросов, только с принципиальными шли к общему руководителю (и желательно в специальное время, не лишая его возможности спокойно обедать, к примеру).
Встречи подготовки
Подготовка к паломничеству начинается заранее, хорошо бы месяца за три.Важно не искать общность на месте и тем более не решать там оргвопросы, а уже туда ехать готовыми.
Для этого проводятся несколько встреч с участниками, ведется дополнительное информирование через интернет. Если кто-то регулярно не может прийти на встречи подготовки – это повод предупредить, что человека могут и не взять. Пропуская подготовку, чаще всего человек уже на месте создает дополнительные трудности себе и другим вовремя не проясненными вопросами, а то и несогласием с общим ходом паломничества. Люди могут сомневаться, получится ли у них фактически участвовать (по деньгам, из-за обстоятельств жизни), но если они хотят участвовать, пусть приходят на общие встречи-обсуждения. Запись участников, соответственно, должна иметь свой дедлайн. Руководитель объявляет это, и после указанного времени принимать кого-то стоит только в виде исключения. Иногда ограничения связаны не с датами, а с размером группы – например, автобус на 19 человек, или место для проживания на определенное число людей. В таком случае новеньких можно поставить в лист ожидания.
Первая встреча. На первой встрече можно попросить участников немного рассказать о себе с точки зрения участия в церковной жизни, об их духовном образовании, служении, интересах. Чего они хотят от поездки? Также можно поставить прямой вопрос: каковы ваши сильные стороны и слабости в общении, в путешествии, есть ли особенности здоровья, которые нужно учитывать. На первой встрече можно предложить распределить ответственность, или предложить дать ответ ко второй встрече.
У всех необходимо собрать контакты; если поездка за границу, предложить вариант того, как будет осуществляться связь – и собрать иностранные контакты также заранее. До начала поездки у руководителя должен быть полный список телефонов, равно как и у участников – список телефонов ответственных и мест проживания.
Важно начинать молиться о поездке с первой встречи.
Хорошо бы определить место (переписка, группа в соцсети или форум), где будет выкладываться актуальная информация о поездке, и договориться о том, чтобы регулярно (не реже раза в неделю за месяц и каждые два дня в последний месяц) смотреть его. Если кто-то не может, просит, чтобы его информировали отдельно смс. Можно поручить размещение информации там отдельному человеку.
Вторая встреча. Примерную программу с учетом пожеланий первой встречи стоит иметь уже ко второй встрече, и заранее послать ее всем для обсуждения. На второй встрече должно окончательно стать понятно с ответственными. После детального обсуждения программы можно составить примерную смету расходов и выслать общую сумму на человека как можно раньше, особенно, если поездка предполагает значительные траты. Необходимо заложить 30% на орграсходы и непредвиденные нужды. Сразу необходимо собрать минимальный взнос, часть из которого удерживается, если участник отказывается без уважительных причин (болезнь, что-то с родственниками и пр.) накануне. Можно этот взнос повышать по мере того, как приближается дата поездки. Если поездка за границу, заранее стоит предупредить о валюте сборов. Уточненную смету нужно выслать участникам не позднее 2 недель до начала поездки.
По всем контрагентам (турфирме, проживанию) – необходимо связываться предварительно как с можно большим количеством участников, чтобы не быть заложником одного варианта. Если паломничество приходится на время туристического бума, подготовку в этом вопросе необходимо начинать за полгода.
Далее встречи с ответственными, и накануне поездки – общая встреча-молитва, последние прояснения.
Программа
Программа паломничества может включать в себя:
Важно, чтобы люди заранее получили программу с расписанием, особенно это касается времени приема пищи – кому-то необходимо дробное питание, не просто утром и вечером, и он должен сам об этом заранее позаботиться.
Турфирмы, если с ними связываться, будут стараться предложить максимум своих услуг. Организаторы паломничества должны четко понимать, что они не могут сделать своими силами, и только на это и соглашаться. В частности, у турфирм могут быть спеццены на проживание, свой транспорт, знающие гиды. Вместе с тем, они могут не знать обо всех церковных гостиницах, их гиды могут не вполне понимать нужд группы. Необходимо понимать, что и от организованных экскурсий требуется отдых.
По бюджету и отчетности
Необходимо заранее составить и распечатать следующие таблицы учета, чтобы к вечеру заносить все в компьютер.
По непосредственной жизни в паломничестве
Лучше всем заезжать и уезжать в одно определенное время – иначе сложно формировать бюджет, возникают дополнительные трудности с тем, как встретить, особенно, если кто-то хочет заехать в незнакомое место или ночное время.
В группе попадаются люди, которые не привыкли к дисциплине: они сразу должны понять, что в таком случае они сами лишают себя части программы: «Если вас нет, и вы никак не предупредили об отсутствии своих ответственных, не взыщите, ждем 15 минут, а потом – останетесь без ужина, или просто без транспорта, будете добираться сами».
В автобусе можно делать многое: молиться, читать, обсуждать, заранее что-то разучивать. Вечерами (хотя бы раз в два-три дня) хорошо подводить итоги дня: как настроение, что получилось удачно, что хотелось бы изменить, что предложить в общую жизнь. Также вечером корректировать программу с ответственными. Непосредственное наполнение программы зависит от общей активности всех и от ведущих по направлениям.
Но программа программой, а то, что получит человек, зависит больше от его внутреннего настроя, от того, есть ли постоянная молитва в сердце, способность удивляться и благодарить, и готовность послужить тому, кто оказался рядом.
Паломничество закончено: что дальше?
Опыт совместных паломничеств сближает. Хочется потом встречаться, заново вспоминать и переживать какие-то моменты, люди лучше узнают друг друга, от простого знакомства переходят к более глубоким отношениям. Из совместного паломничества может родиться что-то новое, что будут делать вместе участники, узнав друг друга, увидев таланты и дары друг друга, найдя общий интерес.
Паломничество – это путь не только для себя.
Тем, что нам дано, можно делиться. Конечно, если это происходит часто и на бегу, какие-то впечатления могу «замылиться». Но если устроить вечер воспоминаний и пригласить тех, кто действительно хотел бы прикоснуться к вашему опыту, вы сможете не потерять, а приобрести. Здесь помогут фотографии, записи. Когда мы делимся тем, что нам открылось, мы можем заново пережить волнующие моменты.
Вы отдали – и этим вы богаты.
Но вы – рабы всего, что жаль отдать.
Проверить, было ли паломничество успешным, можно лишь одним способом: спросив себя, рождается ли в сердце благодарность Богу и людям, меня окружающим.
Что нужно знать перед поездкой в Дивеево, и как правильно подготовиться к паломничеству?
У многих людей, желающих посетить Дивеево, часто возникают всевозможные вопросы, как материального, так и духовного характера. Особенно, если человек только начинает воцерковляться и в Дивеево никогда не был. О том, как все же правильно собраться в паломничество, мы и расскажем в сегодняшней статье.
Что взять с собой в паломническую поездку в Дивеево?
Дорожные сборы во многом будут зависеть от того места, где вы живете, а также каким транспортом и как долго вы будете добираться до Дивеева. Если ваш путь будет занимать 5-6 часов, да еще придется на ночное время, можно не отягощать сумку едой. Но тем, кому предстоит провести в поезде больше суток, стоит позаботиться о припасах, и это решение кроме вас никто не примет. А вот обязательные вопросы касающиеся одежды, мы разберем.
Как одеться в Дивеево?
Один из важных пунктов посещения монастыря – это одежда! Монашествующие, поступая в монастырь, дают определенные обеты Богу, и надевают особенную одежду. Также им полагается вести скромную жизнь и избегать искушений, которые мешают молитве. Но когда монастырь становится центром паломничества, это становится все сложнее.
Большинство людей приезжает в Дивеево и даже не задумывается о том, что по сути нарушают правила. Даже те, кто знает, какая одежда более приличная для посещения храмов, не стремятся ее одевать. И это прискорбно.
Дорогие паломники, давайте все же соблюдать нехитрые правила, и уважать чужое мировоззрение, тем более, что чего- то непосильного от нас не требуется – всего лишь, быть прилично одетым. Мужчинам быть в мужской одежде, женщинам – в женской. Шорты, майки недопустимы для обоих полов, а женщинам еще не стоит одевать мини-юбки (юбка должна быть не выше колена), а вот голову надо покрыть платком (маленьким девочкам тоже).
Еще один нюанс – в Дивеево бывает очень ветрено. Причем, порыв ветра может подняться совершенно неожиданно. Кроме того, на соборной площади монастыря располагается роза ветров – там иногда дует, даже если во всем селе марево от жары. Так что позаботьтесь о ветровке, кофточке или жилетке, даже если вы отправляетесь в паломничество в самый пик жаркого лета.
Женщинам! Если вы собираетесь купаться в источнике, возьмите с собой ночную сорочку. Именно такое благословение существует для всех женщин без исключения. Конечно, в жизни случается всякое, но если вы собираетесь на источник заранее, то зачем искушать себя? Рядом с купелями, конечно, продаются рубашки для купания, но не все хотят тратить на них деньги.
Что еще взять с собой в дорогу?
Все зависит от того, что вы хотите с собой привезти домой. Из Дивеева обычно везут святую воду, масло, земельку с Канавки, сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима. Значит вам понадобятся:
Опять же, все это можно купить без проблем на месте, но, если вы не заинтересованы в лишних тратах, уделите этому внимание при сборах в поездку.
Не забудьте взять молитвослов. Все-таки вы едите не просто на экскурсию, а в паломничество. А в монастырях максимальную пользу получают те, кто хоть немного там молится.
Наверное, фотографам-любителям не стоит напоминать о фотоаппарате, они и так его везде с собой носят, а тем, кто сомневается напомним, что в Серафимо – Дивеевском женском монастыре очень красиво, и действительно есть что фотографировать.
Как подготовиться к паломнической поездке?
А теперь более подробно мы поговорим о духовной подготовке.
Если вы собираетесь приступить в Дивеево к таинству Причастия, то вам необходимо постится перед этим три дня. Даже если эти дни выпадают на дорогу. Понятное дело, что из скоромных продуктов проще выбрать оптимальный вариант для путешествия, но с другой стороны, не каждый месяц мы посещаем святые места. Поэтому стоит подойти к этому вопросу серьезно, тем более, что священники в Дивеево без должного поста к Причастию не допускают.
Молитвы – Последование ко Святому Причащению
Еще одна важная часть подготовки к Причастию – это молитвы. Их немало. Необходимо вычитать три канона: Канон покаянный, Канон молебный к Богородице, Канон Ангелу Хранителю, и само Последование ко Святому Причащению (все это есть в самом простом обычном православном молитвослове). Для начинающих такое количество молитв может показаться огромным. Но новоначальным священники часто благословляют растягивать правило, например, прочитать каноны за 2-3 дня до Причастия, а Последование ко Святому Причащению непосредственно, накануне вечером.
Как причаститься в Дивеево?
Богослужение
В церкви существует правило – если человек собирается причащаться, он должен посетить не только литургию, но и быть на вечернем богослужение накануне. И опять же, дивеевские священники акцентирует на этом внимание тех, кто собирается причащаться.
Утром же вы должны прийти к началу службы без опозданий, выслушать молитвы перед исповедью, исповедаться и отстоять всю литургию, в конце которой и будет совершено Таинство Причастия.
Исповедь
К ней тоже желательно подготовится заранее. Дело в том, что в Дивеево почти ежедневно полные храмы людей, и на исповедь стоят очереди. Поэтому если вы подготовитесь и вспомните свои грехи заранее (а лучше запишите на листочке), вас это избавит от растерянности на самой исповеди, когда некоторые пытаются судорожно вспомнить все свои ошибки.
Приступать к Святому Причащению необходимо строго натощак, не вкушая перед службой никакой пищи.
Из общих советов паломникам
Несмотря на свою туристическую привлекательность, Дивеево, прежде всего, святое место, монастырь, где молятся, и куда надо приезжать молиться. Поэтому самым главным будет, если вы пожелаете и сможете настроится именно на молитву.
Да, это непростой труд, особенно для новичков и людей маловоцерковленных. Но если вы постараетесь, то получите от поездки не просто новые впечатления и эмоциональные восторги, а нечто большее и более глубокое. То, что входит в самое сердце.
Постарайтесь спланировать свою поездку таким образом, чтобы молитва в ней занимала центральное место, начиная от сборов, и заканчивая самим посещением Дивеева.
О паломничестве
Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).
Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.
Поклониться святым местам
Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.
На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.
Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.
Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.
Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.
В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.
И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.
Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.
А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.
Паломник или турист?
|
Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.
Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?
Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.
Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.
Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.
Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.
Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.
Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.
Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.
И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.