Что брать в паломническую поездку

Что брать в паломническую поездку

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

Ангела Хранителя в дорогу!

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

ПРАВИЛА ПАЛОМНИКА
1. Паломническая поездка носит религиозный характер. Паломничество совершается в целях осуществления права на свободу исповедания, распространений православной веры, воцерковления паломников, поклонения православным святыням.
2. Паломничество в составе групп епархиального паломнического отдела совершается по доброй воле паломника и благословению его духовного наставника.
3. В поездке паломник обязан подчиняться руководителю группы.
4. Паломник обязан уважать и соблюдать установленные внутренние правила тех мест, куда совершается паломничество.
5. По благословению настоятелей монастырей и храмов паломники несут послушания (мытье посуды, уборка келий, работа в поле или на хоздворе и т.п.).
6. Во время поездки соблюдение правил личной безопасности, а также сохранность личных ценных вещей, документов, денег входит в обязанность самого паломника.
7. Дети следуют в паломнические поездки в сопровождении взрослых и с согласия родителей.
8. Паломнический центр не гарантирует ночлег и трапезу высокого уровня ввиду восстановительных работ и скромного материального положения большинства приходов и монастырей, нас принимающих.
9. Руководитель группы несет ответственность за доставку группы к месту паломничества и обратно.
10. Паломнические поездки совершаются при условии набора группы.

ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПАЛОМНИЧЕСТВА НЕОБХОДИМО:
1. Иметь на себе нательный крест.
2. Позаботиться о своей одежде. Женщины обязательно должны иметь длинную юбку или платье, платок, плечи должны быть закрыты. Мужчины должны быть в брюках, рубашках.
3. Взять с собой деньги для пожертвований за молитву (заказные записки, сорокоусты и т.д.), на восстановление храма, для приобретения свечей, духовной литературы т.п.
4. Отключать или переводить мобильные телефоны в режим вибрации во время службы.
5. Взять с собой бутылочки для святой воды.
6. При многодневных маршрутах необходимо запастись сухими пайками, водой. Необходимо взять полотенце, покрывало или плед, или простынь, подушечку при ночевке в автобусе для удобства.
7. Для купания в святых источниках, женщинам необходимо иметь рубашку, купальник.

В паломнической поездке НЕДОПУСТИМО: распитие спиртных напитков; игра в карты и другие азартные игры; грубость и нецензурная брань; нельзя петь и слушать недуховную музыку. Злостных нарушителей общественной дисциплины руководитель имеет право отстранить от поездки без материальной компенсации.

Источник

Опыт церковного паломничества: на что обратить внимание

Палом­ни­че­ство – это духов­ное путе­ше­ствие. Мы отправ­ля­емся в него, чтобы укре­питься в вере, что-то пере­жить опытно.

Путе­ше­ство­вать можно в оди­ночку, а можно сообща. И тот, и другой способ имеет свои плюсы и минусы. Скажем, с груп­пой чаще уда­ется более насы­щенно и инте­ресно про­ве­сти время, потому что раз­ра­ба­ты­вают марш­рут зна­ю­щие люди, ста­но­вятся воз­можны неко­то­рые встречи, места, до кото­рых в оди­ночку не дое­хать; но, вместе с тем, с кем-то в группе может быть непро­сто, да и сво­боды меньше, при­дется выпол­нять общие тре­бо­ва­ния, может быть, брать на себя ответ­ствен­ность – готовы ли вы к этому? Напро­тив, если ехать в оди­ночку, вы ни от кого не зави­сите, однако должны очень четко пони­мать, чего вы хотите и как этого достичь, как все спла­ни­ро­вать – на под­го­товку уйдет доста­точно много вре­мени. Итак, если вы выби­ра­ете ехать так или иначе, почему вы это дела­ете?

Хорошо бы изна­чально опре­де­литься с целями палом­ни­че­ства. Что вы хотите от него, чего ожи­да­ете?

Многие люди вос­при­ни­мают палом­ни­че­ство как экс­кур­сию, причем в первую оче­редь стре­мятся узнать побольше инфор­ма­ции. Но насто­я­щее палом­ни­че­ство – это духов­ное путе­ше­ствие. В нем мы можем:

Важно пра­вильно рас­пре­де­лить время между всем, что отве­чает этим целям. Обыч­ная ошибка – чрез­мер­ный акцент на инфор­ма­ци­он­ной сто­роне, дея­тель­но­сти в ущерб обще­нию, молитве и вос­ста­нов­ле­нию сил.

Палом­ни­че­ство – это не отдых, а сосре­до­то­чен­ная жизнь. Неделю или две можно про­жить очень насы­щенно, так что будет казаться, что прошел зна­чи­тель­ный период жизни. Однако для этого тре­бу­ется хоро­шая под­го­товка и готов­ность к тому, что потре­бу­ется быть доста­точно орга­ни­зо­ван­ным.

Палом­ни­че­ство, где не было ника­ких труд­но­стей, вряд ли помо­жет чело­веку вырасти. Но эти труд­но­сти должны быть посиль­ными. Часто именно опыт сов­мест­ного пре­одо­ле­ния труд­но­стей ста­но­вится тем, что объ­еди­няет. Но есть труд­но­сти объ­ек­тив­ные (скажем, что-то пошло не так с пого­дой, транс­пор­том, сби­лись с марш­рута), а есть субъ­ек­тив­ные: нам не нра­вится то или иное, те или иные люди. Часто откры­ва­ется, что в обыч­ной жизни мы слиш­ком при­выкли к ком­форту, к своему образу жизни, к при­выч­ному кругу людей, а здесь при­хо­дится утес­няться: в пище, в усло­виях про­жи­ва­ния, в том, чтобы при­ни­мать людей, не похо­жих на нас. Что это родит в нас: бла­го­да­ре­ние, молитву, или ропот, уныние, вза­им­ные обви­не­ния? Тесная сов­мест­ная жизнь в тече­ние несколь­ких дней вскры­вает многое, о чем в себе не подо­зре­вал ранее, и в этом смысле сов­мест­ное палом­ни­че­ство – это духов­ный путь к самому себе, конечно, если чело­век готов это именно так вос­при­ни­мать.

Хорошо орга­ни­зо­ван­ное палом­ни­че­ство при­дает сил, а не лишает их. Устать могут орга­ни­за­торы, кото­рым сле­дует зара­нее поду­мать о пол­но­цен­ном отдыхе и вос­ста­нов­ле­нии сил, зало­жить мини­мум три дня на это после, а в самом палом­ни­че­стве чере­до­вать дни актив­но­сти, обще­ния с груп­пой и отдыха.

Под­го­товка к палом­ни­че­ству

К палом­ни­че­ству необ­хо­димо гото­виться – как орга­ни­за­ци­онно, так и духовно. Важно зара­нее понять для себя: мы не тури­сты, мы хри­сти­ане. Зрелый хри­сти­а­нин не может все сва­лить на руко­во­ди­теля, а сам устра­ниться.

Чем мы можем помочь?

Скажем, в Кар­саве у о. Вик­тора Мамон­това при­нято сов­местно мыть посуду, колоть дрова, носить воду, гото­вить еду… Кстати, это неве­ро­ятно сбли­жает! И не важно, что в каком-то мона­стыре сестры готовы все сде­лать сами – почему бы нам не взять это на себя, дать и им отдох­нуть? Готов ли я слу­жить другим как ответ­ствен­ный? Или без всякой офи­ци­аль­ной роли взять на себя заботу о более слабом участ­нике группы, помо­гать ему? Вно­сить в группу малень­кие радо­сти, атмо­сферу празд­но­ва­ния?

В орга­ни­за­ци­он­ном плане необ­хо­димо, чтобы были выбраны или назна­чены ответ­ствен­ные по сле­ду­ю­щим направ­ле­ниям:

Иногда, если ответ­ствен­ный справ­ля­ется на 80 про­цен­тов, что-то не доде­лы­вает, необ­хо­димо назна­чать двоих, чтобы другой покры­вал осталь­ные 20.

Важно, чтобы участ­ники знали этих ответ­ствен­ных и с ними решали боль­шин­ство вопро­сов, только с прин­ци­пи­аль­ными шли к общему руко­во­ди­телю (и жела­тельно в спе­ци­аль­ное время, не лишая его воз­мож­но­сти спо­койно обе­дать, к при­меру).

Встречи под­го­товки

Под­го­товка к палом­ни­че­ству начи­на­ется зара­нее, хорошо бы месяца за три.Важно не искать общ­ность на месте и тем более не решать там оргво­просы, а уже туда ехать гото­выми.

Для этого про­во­дятся несколько встреч с участ­ни­ками, ведется допол­ни­тель­ное инфор­ми­ро­ва­ние через интер­нет. Если кто-то регу­лярно не может прийти на встречи под­го­товки – это повод пре­ду­пре­дить, что чело­века могут и не взять. Про­пус­кая под­го­товку, чаще всего чело­век уже на месте создает допол­ни­тель­ные труд­но­сти себе и другим вовремя не про­яс­нен­ными вопро­сами, а то и несо­гла­сием с общим ходом палом­ни­че­ства. Люди могут сомне­ваться, полу­чится ли у них фак­ти­че­ски участ­во­вать (по день­гам, из-за обсто­я­тельств жизни), но если они хотят участ­во­вать, пусть при­хо­дят на общие встречи-обсуж­де­ния. Запись участ­ни­ков, соот­вет­ственно, должна иметь свой дед­лайн. Руко­во­ди­тель объ­яв­ляет это, и после ука­зан­ного вре­мени при­ни­мать кого-то стоит только в виде исклю­че­ния. Иногда огра­ни­че­ния свя­заны не с датами, а с раз­ме­ром группы – напри­мер, авто­бус на 19 чело­век, или место для про­жи­ва­ния на опре­де­лен­ное число людей. В таком случае новень­ких можно поста­вить в лист ожи­да­ния.

Первая встреча. На первой встрече можно попро­сить участ­ни­ков немного рас­ска­зать о себе с точки зрения уча­стия в цер­ков­ной жизни, об их духов­ном обра­зо­ва­нии, слу­же­нии, инте­ре­сах. Чего они хотят от поездки? Также можно поста­вить прямой вопрос: каковы ваши силь­ные сто­роны и сла­бо­сти в обще­нии, в путе­ше­ствии, есть ли осо­бен­но­сти здо­ро­вья, кото­рые нужно учи­ты­вать. На первой встрече можно пред­ло­жить рас­пре­де­лить ответ­ствен­ность, или пред­ло­жить дать ответ ко второй встрече.

У всех необ­хо­димо собрать кон­такты; если поездка за гра­ницу, пред­ло­жить вари­ант того, как будет осу­ществ­ляться связь – и собрать ино­стран­ные кон­такты также зара­нее. До начала поездки у руко­во­ди­теля должен быть полный список теле­фо­нов, равно как и у участ­ни­ков – список теле­фо­нов ответ­ствен­ных и мест про­жи­ва­ния.

Важно начи­нать молиться о поездке с первой встречи.

Хорошо бы опре­де­лить место (пере­писка, группа в соц­сети или форум), где будет выкла­ды­ваться акту­аль­ная инфор­ма­ция о поездке, и дого­во­риться о том, чтобы регу­лярно (не реже раза в неделю за месяц и каждые два дня в послед­ний месяц) смот­реть его. Если кто-то не может, просит, чтобы его инфор­ми­ро­вали отдельно смс. Можно пору­чить раз­ме­ще­ние инфор­ма­ции там отдель­ному чело­веку.

Вторая встреча. При­мер­ную про­грамму с учетом поже­ла­ний первой встречи стоит иметь уже ко второй встрече, и зара­нее послать ее всем для обсуж­де­ния. На второй встрече должно окон­ча­тельно стать понятно с ответ­ствен­ными. После деталь­ного обсуж­де­ния про­граммы можно соста­вить при­мер­ную смету рас­хо­дов и выслать общую сумму на чело­века как можно раньше, осо­бенно, если поездка пред­по­ла­гает зна­чи­тель­ные траты. Необ­хо­димо зало­жить 30% на орграс­ходы и непред­ви­ден­ные нужды. Сразу необ­хо­димо собрать мини­маль­ный взнос, часть из кото­рого удер­жи­ва­ется, если участ­ник отка­зы­ва­ется без ува­жи­тель­ных причин (болезнь, что-то с род­ствен­ни­ками и пр.) нака­нуне. Можно этот взнос повы­шать по мере того, как при­бли­жа­ется дата поездки. Если поездка за гра­ницу, зара­нее стоит пре­ду­пре­дить о валюте сборов. Уточ­нен­ную смету нужно выслать участ­ни­кам не позд­нее 2 недель до начала поездки.

По всем контр­аген­там (тур­фирме, про­жи­ва­нию) – необ­хо­димо свя­зы­ваться пред­ва­ри­тельно как с можно боль­шим коли­че­ством участ­ни­ков, чтобы не быть залож­ни­ком одного вари­анта. Если палом­ни­че­ство при­хо­дится на время тури­сти­че­ского бума, под­го­товку в этом вопросе необ­хо­димо начи­нать за пол­года.

Далее встречи с ответ­ствен­ными, и нака­нуне поездки – общая встреча-молитва, послед­ние про­яс­не­ния.

Про­грамма

Про­грамма палом­ни­че­ства может вклю­чать в себя:

Важно, чтобы люди зара­нее полу­чили про­грамму с рас­пи­са­нием, осо­бенно это каса­ется вре­мени приема пищи – кому-то необ­хо­димо дроб­ное пита­ние, не просто утром и вече­ром, и он должен сам об этом зара­нее поза­бо­титься.

Тур­фирмы, если с ними свя­зы­ваться, будут ста­раться пред­ло­жить мак­си­мум своих услуг. Орга­ни­за­торы палом­ни­че­ства должны четко пони­мать, что они не могут сде­лать своими силами, и только на это и согла­шаться. В част­но­сти, у тур­фирм могут быть спец­цены на про­жи­ва­ние, свой транс­порт, зна­ю­щие гиды. Вместе с тем, они могут не знать обо всех цер­ков­ных гости­ни­цах, их гиды могут не вполне пони­мать нужд группы. Необ­хо­димо пони­мать, что и от орга­ни­зо­ван­ных экс­кур­сий тре­бу­ется отдых.

По бюд­жету и отчет­но­сти

Необ­хо­димо зара­нее соста­вить и рас­пе­ча­тать сле­ду­ю­щие таб­лицы учета, чтобы к вечеру зано­сить все в ком­пью­тер.

По непо­сред­ствен­ной жизни в палом­ни­че­стве

Лучше всем заез­жать и уез­жать в одно опре­де­лен­ное время – иначе сложно фор­ми­ро­вать бюджет, воз­ни­кают допол­ни­тель­ные труд­но­сти с тем, как встре­тить, осо­бенно, если кто-то хочет заехать в незна­ко­мое место или ночное время.

В группе попа­да­ются люди, кото­рые не при­выкли к дис­ци­плине: они сразу должны понять, что в таком случае они сами лишают себя части про­граммы: «Если вас нет, и вы никак не пре­ду­пре­дили об отсут­ствии своих ответ­ствен­ных, не взы­щите, ждем 15 минут, а потом – оста­не­тесь без ужина, или просто без транс­порта, будете доби­раться сами».

В авто­бусе можно делать многое: молиться, читать, обсуж­дать, зара­нее что-то разу­чи­вать. Вече­рами (хотя бы раз в два-три дня) хорошо под­во­дить итоги дня: как настро­е­ние, что полу­чи­лось удачно, что хоте­лось бы изме­нить, что пред­ло­жить в общую жизнь. Также вече­ром кор­рек­ти­ро­вать про­грамму с ответ­ствен­ными. Непо­сред­ствен­ное напол­не­ние про­граммы зави­сит от общей актив­но­сти всех и от веду­щих по направ­ле­ниям.

Но про­грамма про­грам­мой, а то, что полу­чит чело­век, зави­сит больше от его внут­рен­него настроя, от того, есть ли посто­ян­ная молитва в сердце, спо­соб­ность удив­ляться и бла­го­да­рить, и готов­ность послу­жить тому, кто ока­зался рядом.

Палом­ни­че­ство закон­чено: что дальше?

Опыт сов­мест­ных палом­ни­честв сбли­жает. Хочется потом встре­чаться, заново вспо­ми­нать и пере­жи­вать какие-то моменты, люди лучше узнают друг друга, от про­стого зна­ком­ства пере­хо­дят к более глу­бо­ким отно­ше­ниям. Из сов­мест­ного палом­ни­че­ства может родиться что-то новое, что будут делать вместе участ­ники, узнав друг друга, увидев таланты и дары друг друга, найдя общий инте­рес.

Палом­ни­че­ство – это путь не только для себя.

Тем, что нам дано, можно делиться. Конечно, если это про­ис­хо­дит часто и на бегу, какие-то впе­чат­ле­ния могу «замы­литься». Но если устро­ить вечер вос­по­ми­на­ний и при­гла­сить тех, кто дей­стви­тельно хотел бы при­кос­нуться к вашему опыту, вы смо­жете не поте­рять, а при­об­ре­сти. Здесь помо­гут фото­гра­фии, записи. Когда мы делимся тем, что нам откры­лось, мы можем заново пере­жить вол­ну­ю­щие моменты.

Вы отдали – и этим вы богаты.
Но вы – рабы всего, что жаль отдать.

Про­ве­рить, было ли палом­ни­че­ство успеш­ным, можно лишь одним спо­со­бом: спро­сив себя, рож­да­ется ли в сердце бла­го­дар­ность Богу и людям, меня окру­жа­ю­щим.

Источник

Что нужно знать перед поездкой в Дивеево, и как правильно подготовиться к паломничеству?

У многих людей, желающих посетить Дивеево, часто возникают всевозможные вопросы, как материального, так и духовного характера. Особенно, если человек только начинает воцерковляться и в Дивеево никогда не был. О том, как все же правильно собраться в паломничество, мы и расскажем в сегодняшней статье.

Что взять с собой в паломническую поездку в Дивеево?

Дорожные сборы во многом будут зависеть от того места, где вы живете, а также каким транспортом и как долго вы будете добираться до Дивеева. Если ваш путь будет занимать 5-6 часов, да еще придется на ночное время, можно не отягощать сумку едой. Но тем, кому предстоит провести в поезде больше суток, стоит позаботиться о припасах, и это решение кроме вас никто не примет. А вот обязательные вопросы касающиеся одежды, мы разберем.

Как одеться в Дивеево?

Один из важных пунктов посещения монастыря – это одежда! Монашествующие, поступая в монастырь, дают определенные обеты Богу, и надевают особенную одежду. Также им полагается вести скромную жизнь и избегать искушений, которые мешают молитве. Но когда монастырь становится центром паломничества, это становится все сложнее.

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

Большинство людей приезжает в Дивеево и даже не задумывается о том, что по сути нарушают правила. Даже те, кто знает, какая одежда более приличная для посещения храмов, не стремятся ее одевать. И это прискорбно.

Дорогие паломники, давайте все же соблюдать нехитрые правила, и уважать чужое мировоззрение, тем более, что чего- то непосильного от нас не требуется – всего лишь, быть прилично одетым. Мужчинам быть в мужской одежде, женщинам – в женской. Шорты, майки недопустимы для обоих полов, а женщинам еще не стоит одевать мини-юбки (юбка должна быть не выше колена), а вот голову надо покрыть платком (маленьким девочкам тоже).

Еще один нюанс – в Дивеево бывает очень ветрено. Причем, порыв ветра может подняться совершенно неожиданно. Кроме того, на соборной площади монастыря располагается роза ветров – там иногда дует, даже если во всем селе марево от жары. Так что позаботьтесь о ветровке, кофточке или жилетке, даже если вы отправляетесь в паломничество в самый пик жаркого лета.

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

Женщинам! Если вы собираетесь купаться в источнике, возьмите с собой ночную сорочку. Именно такое благословение существует для всех женщин без исключения. Конечно, в жизни случается всякое, но если вы собираетесь на источник заранее, то зачем искушать себя? Рядом с купелями, конечно, продаются рубашки для купания, но не все хотят тратить на них деньги.

Что еще взять с собой в дорогу?

Все зависит от того, что вы хотите с собой привезти домой. Из Дивеева обычно везут святую воду, масло, земельку с Канавки, сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима. Значит вам понадобятся:

Опять же, все это можно купить без проблем на месте, но, если вы не заинтересованы в лишних тратах, уделите этому внимание при сборах в поездку.

Не забудьте взять молитвослов. Все-таки вы едите не просто на экскурсию, а в паломничество. А в монастырях максимальную пользу получают те, кто хоть немного там молится.

Наверное, фотографам-любителям не стоит напоминать о фотоаппарате, они и так его везде с собой носят, а тем, кто сомневается напомним, что в Серафимо – Дивеевском женском монастыре очень красиво, и действительно есть что фотографировать.

Как подготовиться к паломнической поездке?

А теперь более подробно мы поговорим о духовной подготовке.

Если вы собираетесь приступить в Дивеево к таинству Причастия, то вам необходимо постится перед этим три дня. Даже если эти дни выпадают на дорогу. Понятное дело, что из скоромных продуктов проще выбрать оптимальный вариант для путешествия, но с другой стороны, не каждый месяц мы посещаем святые места. Поэтому стоит подойти к этому вопросу серьезно, тем более, что священники в Дивеево без должного поста к Причастию не допускают.

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

Молитвы – Последование ко Святому Причащению

Еще одна важная часть подготовки к Причастию – это молитвы. Их немало. Необходимо вычитать три канона: Канон покаянный, Канон молебный к Богородице, Канон Ангелу Хранителю, и само Последование ко Святому Причащению (все это есть в самом простом обычном православном молитвослове). Для начинающих такое количество молитв может показаться огромным. Но новоначальным священники часто благословляют растягивать правило, например, прочитать каноны за 2-3 дня до Причастия, а Последование ко Святому Причащению непосредственно, накануне вечером.

Как причаститься в Дивеево?

Богослужение

В церкви существует правило – если человек собирается причащаться, он должен посетить не только литургию, но и быть на вечернем богослужение накануне. И опять же, дивеевские священники акцентирует на этом внимание тех, кто собирается причащаться.

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

Утром же вы должны прийти к началу службы без опозданий, выслушать молитвы перед исповедью, исповедаться и отстоять всю литургию, в конце которой и будет совершено Таинство Причастия.

Исповедь

К ней тоже желательно подготовится заранее. Дело в том, что в Дивеево почти ежедневно полные храмы людей, и на исповедь стоят очереди. Поэтому если вы подготовитесь и вспомните свои грехи заранее (а лучше запишите на листочке), вас это избавит от растерянности на самой исповеди, когда некоторые пытаются судорожно вспомнить все свои ошибки.

Приступать к Святому Причащению необходимо строго натощак, не вкушая перед службой никакой пищи.

Из общих советов паломникам

Несмотря на свою туристическую привлекательность, Дивеево, прежде всего, святое место, монастырь, где молятся, и куда надо приезжать молиться. Поэтому самым главным будет, если вы пожелаете и сможете настроится именно на молитву.

Да, это непростой труд, особенно для новичков и людей маловоцерковленных. Но если вы постараетесь, то получите от поездки не просто новые впечатления и эмоциональные восторги, а нечто большее и более глубокое. То, что входит в самое сердце.

Постарайтесь спланировать свою поездку таким образом, чтобы молитва в ней занимала центральное место, начиная от сборов, и заканчивая самим посещением Дивеева.

Источник

О паломничестве

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?

Что брать в паломническую поездку. Смотреть фото Что брать в паломническую поездку. Смотреть картинку Что брать в паломническую поездку. Картинка про Что брать в паломническую поездку. Фото Что брать в паломническую поездку

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *