Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Горсть чего бросают перед выходом на ковёр борцы сумо: семечки или соль?

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Перед выходом на ковер борцы сумо бросают на него горсть СОЛИ. Такое действо является символом изгнания бесовских духов со спортивной площадки. Только после проведения этой процедуры борцы сумо присаживаются последний раз,упираются кулаками в ковер и начинают борьбу.

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Правильный ответ в игре выбирайка : соль.

Они именно соль бросают. Такая традиция у борцов сумо означает готовность к борьбе, честность. Бросив горсть соли они показывают свою готовность к состязанию.

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Калининград конечно последним встречает Новый Год. Или точнее уже и не встречает, потому как пока с Петропавловска-Камчатский через Владивосток он придет в Калининград, уже 150 рюмок успеешь опрокинуть, пока звона курантов дождешься-). Жители Калининграда, не обижайтесь на мои слова, я знаю вы терпеливые и знаете когда за новогодний стол присаживаться-)

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Что-то не помню я, чтобы в «Монополии» можно было купить Нефтяную вышку. Там всё больше были объекты недвижимости, которые приносили прибыль за аренду. А какая аренда может быть за использование Нефтяной вышки?

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

А это пропагандистский плакат военного времени:

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

На нём написано: «Помни Пёрл-Харбор. Работай. Сражайся. Жертвуй» (в смысле не деньги, а жертвуй собой). «Мы будем помнить, и ты с Божьей помощью, тоже не забудешь» (перевод не дословный, а литературный).

Возможно, что это не собственно плакат, а эскиз к нему.

Источник

Поединок

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Сумотори занимают места возле арены за несколько минут до начала своей схватки. Таким образом, они имеют возможность наблюдать за встречей других борцов. Подходит время – и йобидаси («зазывала») приглашает участников схватки на дохё. Протяжные и распевные объявления звучат примерно так: «Восток представляет озэки Кайо; Запад представляет сэкивакэ Ваканосато». Благодаря своей актерской подготовке йобидаси вполне мог бы выступать на сцене театра Кабуки.

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Волосы рикиси собраны в пучок на макушке. Это одновременно и дань традиции эпохи Эдо, и способ защитить голову спортсмена от травмы в случае серьезного падения. Прическа борца макуути и дзюрё намного пышнее прически борца низших категорий. Прежде чем придать своему облику законченный самурайский облик, сумотори должен отращивать волосы не менее года. Так что борец, стремительно врывающийся в борцовскую элиту (это случалось с Мусояма, Миябияма, Котомицуки), рискует оказаться в положении, когда его не совсем солидный облик не будет соответствовать торжественной атмосфере различного рода церемоний.

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Сумотори по-разному относятся к исполнению священного ритуала. Йокодзуна Ваканохана, например, разбрасывал соль по арене небольшими щепотками, пробуя специю на вкус. А 180-килограммовый Митоидзуми наполнял свою гигантскую ладонь до верху и изо всей силы запускал оставляющий белый шлейф порошок в небо, после чего нещадно хлестал себя обеими руками по щекам. За год сэкитори расходуют более 4,200 тонн соли (столько, сколько потребляют 1050 японских семей). После второй мировой войны бедная Япония, конечно, не могла позволять себе такого расточительства, поэтому в течение нескольких лет для разгона злых духов бросался песок.

На помосте участники поединка частично повторяют ритуал, совершаемый йокодзуна перед началом соревнований (хлопают в ладоши, разводят в стороны руки и притопывают). Магические действия напоминают разминку. В это время на арене могут появиться йобидаси со специальными свитками. Появление свитка перед зрителями свидетельствует о том, что кто-то из спонсоров выделяет награду для победителя поединка. Общую сумму призовых определить нетрудно: один свиток – это 60 тысяч иен. Правда, по окончании схватки победитель получит в конверте ровно половину (25 тысяч поступит в индивидуальный накопительный пенсионный фонд рикиси, 5 тысяч уйдут на уплату различных сборов). Спонсоры не очень щедры и обычно жалуют своим вниманием только поединки с участием самых знаменитых сумотори.

Прежде чем броситься на противника, борец не только должен сам коснуться кулаками земли, но и дождаться того же жеста от соперника. Если один из атлетов преждевременно срывается с места, гёдзи обязан вернуть соперников на исходные позиции. Количество фальстартов не ограничено.

После завершения схватки счастливый, но не показывающий своих чувств победитель садится на корточки. К нему приближается гёдзи и, произнося имя выигравшего схватку борца, протягивает в сторону триумфатора гумбай.

В это же время победитель получает в конверте денежный приз (если таковой имеется) и исполняет жест благодарности трем богам победы. Теперь, с чувством исполненного долга, выигравший схватку сумотори берет в руки деревянный ковшик и наполняет его водой, которой будет полоскать рот участник следующего поединка.

Источник

8 зубодробительных фактов о сумо

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Современное сумо выглядит как сплав шоу, жесткого контактного единоборства и религиозного действа, пропитанного духом традиций Ямато. Бойцы-суматори — это олицетворение древней Японии, яростной, патриархальной и непонятной, если смотреть с нашей колокольни.

Сумо — это борьба богов и императоров

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Сам термин «сумо» по мнению японцев появился от двух древних слов: «сумахи» — танец вдвоем и «сумафу» — меряться силами. Именно силами решили померяться два японских бога, Такэмикадзути и Такэминаката, когда спорили, кому достанется Япония. Они встретились в поединке сумо, и потомки победителя стали первыми императорами Ямато. Такова легенда, записанная в Кодзики (записях о деяниях древности), датированных 712 годом.

Первые же достоверные сведения о борьбе сумо относятся к 642 году нашей эры, когда при дворе императора Когёку состоялся турнир в честь послов из Кореи. Борьба была так популярна, что ею не гнушались заниматься и императоры. Известно про поединок, в котором император Уда так толкнул соперника, что тот улетел с площадки, сломав спиной столб. А император Хорикава в XI веке при своем дворе завел и вовсе замечательные порядки: он заставлял своих чиновников каждое утро бороться друг с другом.

Профессиональное сумо — только для мужчин

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

В Японии с древности царили патриархальные порядки, а сумо стало их средоточием. При «золотом веке» сумо, в период Эдо, когда страной правили сёгуны из клана Токугава (1603-1868 гг.), женщинам запрещалось даже наблюдать за боями профессиональных борцов.

Правда, дамы настолько любили этих силачей, что приходили следить за их тренировками и в качестве знаков внимания кидали им свои пояса и накидки. Когда в период Мейдзи (1868-1910 гг) их допустили до просмотра поединков, они тут же превратились в самых ярых болельщиков.

Тем не менее, до сих пор женщины могут заниматься лишь любительским сумо — в профессиональный спорт им вход запрещен. Они даже не имеют права заходить на традиционный ринг. С этим связан один политический казус. С 2000 по 2008 год губернатором Осаки была женщина — Фусаэ Ота. На своем посту она должна была вручать призы бойцам, заходя на ринг. Однако ей запретили это делать, и сколько бы она не призывала Ассоциацию сумо отменить запрет, те отказывали.

…Но так было не всегда

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Исторические свидетельства говорят о том, что в древности и средневековье женщины все же занимались сумо. Правда, не в таких обычных обстоятельствах, как мужчины. В нихон сёки написано, что в 469 году император Юряку приказывал своим фрейлинам снимать одежду и бороться. А в период Тоетоми Хидэёси (1537-1598 гг.), одна буддийская монахиня, имевшая мощное телосложение, на благотворительных соревнованиях победила всех противников-мужчин.

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

В середине XVIII века женское сумо добралось и до Эдо, будущего Токио. Поединки проводились в храме Асакуса, пока их не объявили аморальными и не запретили. Но народ продолжал свои забавы уже неофициально и не на территории храма.

В период Мейзди женщинам было запрещено бороться с мужчинами, но вот друг с другом они боролись, и в 1891 году газеты писали о целой женской театральной труппе, которая демонстрировала профессиональные поединки. Однако с 1926 года женское профессиональное сумо было полностью запрещено, и запрет не снят до сих пор, хотя по «любительскому» женскому сумо даже проводятся чемпионаты мира (первый прошел еще в 1997 году).

Сумоисты не такие жирные, как кажется

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Конечно, по фотографиям сумоистов видно, что у них есть лишний вес. Да и средний вес сумоиста-профессионала — 157 кг, а знаменитый борец Конисики доходил до 310 кг. Все дело в том, что в профессиональном сумо нет весовых категорий, так что бойцы, которые хотят взойти на вершину, должны набирать массу.

Но судя по исследованиям, на которые ссылается О. Иванов в книге «Сумо — живые традиции древней Японии», в теле сумоиста ростом в 178 см и весом 138 кг жира меньше, чем в организме японского бизнесмена ростом 172 см и весом 75 кг. А проведенные в 2013 году исследования показали, что средний процент жира среди всех суматори всех лиг — 14, тогда как у японского мужского населения — 15-19.

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Надо полагать, под мощным слоем жира находятся мощные мышцы. Даже мальчиков в школы сумо тренера предпочитают брать не с жирком, а атлетичных или тощих, так как считают, что изначально толстый парень будет ленивым, ведь он уже довел себя до такого состояния.

Тем не менее, профессиональные борцы сумо — люди внушительных размеров. Для них не только шьют огромную одежду и обувь: даже унитазы во дворце сумо Кокугикан в полтора раза больше, чем обычные.

В школах сумо царит лютая дедовщина

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Если юноша решает пойти по пути сумоиста-профессионала, он должен сразу забыть, что он у мамы самый лучший, так как в ближайшие годы его ждет только усердная работа и унижения.

В школе сумо все строго иерархично. Слово наставника — закон, а младшие ученики прислуживают старшим. Иерархия во всем, включая режим. Во время банных процедур младшие трут и отмывают старших. Когда грузинского борца Мераба Цагурия спросили, что было самым сложным в сумо, он ответил, что сложнее всего было тереть в бане чужие спины. Спят младшие борцы в специальном углу, и им положены только тонкие одеяла, отчего они часто простужаются.

Готовят и прибираются тоже младшие. Они же прислуживают при приеме пищи, а едят последними. Во время тренировок старший борец может таскать за волосы по площадке младшего, а тот ходит за ним на корточках, всячески изображая смирение. Если же он падает, старший пинает его ногами, заставляя вставать.

Никто не жалуется: они сами выбрали этот тернистый путь, желая стать профессиональными борцами сумо.

Сумо — это мир странных традиций

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Вся жизнь сумоиста-профессионала пронизана необычными традициями и ритуалами.

Перед тем, как зайти на ринг, борец кидает на него соль, чтоб очистить от злых духов. «Дохё» — место, где борются профессионалы, выглядит как квадратная площадка, возвышающаяся над землей на 34-60 сантиметров, сделанная из глины. Ее строят перед каждым турниром заново, используя только старинные ручные инструменты и технологии, как это делали столетия назад.

Еще интереснее ритуалы, в которых религия сочетается с борьбой. Когда в Японии проходит праздник плодородия, один из борцов борется с духом риса. При этом, если он будет поддаваться, дух риса обидится, и урожай погибнет, однако по традиции дух должен победить — тогда урожай будет обильным. Выглядит это так: полуголый здоровый мужик сражается с воздухом, чудовищно напрягаясь и корча страшные рожи, а потом резко падает, проигрывая, под радостные крики зрителей.

Есть и ритуал перед важным боем: сумоист выпивает свежей крови черепахи, чтобы получить побольше сил. Живой еще черепахе отрубают голову, нацеживают крови в стакан, добавляют лед и все это борец употребляет внутрь.

Сумо — это борьба. Бить кулаками или ногами нельзя — но есть лайфхак

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Вообще, сумо — это вид борьбы, и обычно побеждают, либо вытолкнув противника за границу круга, либо бросив его на землю, или заставив коснуться поверхности чем-то кроме стоп. По современным правилам запрещено бить противника кулаком или ногой.

А вот удары ладонью не запрещены, чем некоторые бойцы и пользуются, вырубая своих противников жесткими оплеухами. С их весом и физической мощью это не так уж и сложно. Убедиться в этом можно, посмотрев эту нарезку:

Сумоисты носят боевые имена — иногда довольно забавные

Каждый профессиональный борец сумо берет себе боевое имя. Это пошло еще с XVI века, когда сумо занимались ронины — самураи, лишившиеся своего господина. Боевое имя должно было и устрашить противника, и скрыть личность бойца.

Такие боевые имена называются «сикона». Их дают наставники в школах, и боец не может от них отказаться. Обычно они звучат грозно, или просто красиво. Например, в средневековье были имена Инадзума (Гроза) или Оараси (Большая буря).

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Но в эпоху Мейдзи (1868-1910 гг), в Японии увеличилось влияние западной культуры и появился тренд на модернизацию общества, поэтому сикона тех времен могли звучать забавно, например: Дэнкито (Электрическая лампочка) или Санкэйхо (Новый уголовный кодекс).

Как бы то ни было, сумо — это удивительный мир, сочетающий в себе мощную спортивную подготовку и традиции средневековой Японии, отдающие запахом сакуры и красотой восходящего солнца.

Источник

Ритуалы

В сумо, как и в других традиционных боевых искусствах Японии, сохраняют и чтят ритуалы и этикет.

Ритуалы состоят из рицу-рей (поклон стоя), тиритедзу (очищение водой) и сикири (изготовка).

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер

Тиритедзу выполняется обоими борцами одновременно при выходе на дохё. Они опускаются на корточки в позу соноке, балансируя на носках. Пятки оторваны от пола, туловище и голова держатся прямо, руки опускаются на колени. Борцы опускают руки вниз и кивают друг другу. Затем спортсмены сводят вытянутые руки на уровне груди, разводят их в стороны ладонями вниз и вновь сводят спереди с хлопком ладонями, выпрямляют руки и разводят их в стороны параллельно земле ладонями вверх, а в завершение ритуала поворачивают ладонями вниз.

Подобно дохё-ири, ритуалы перед поединком имеют традиционные символические значения, уходящие корнями в синтоистские верования. Для каждого дивизиона существуют свои временные рамки этих ритуалов. В большинстве случаев на ритуал уходит больше времени, чем на сам по-единок. После дохё-ири борцы возвращаются в ситаку-бэя, или раздевалку, где они снимают кэсё-маваси и надевают обычные маваси. В раздевалке они ожидают своего поединка. Там нет стульев — только подвесные татами. Два телевизора, которые свешиваются с потолка, дают атлетам возможность следить за поединками. Когда подходит его очередь выступать, борец начинает свой проход по ханамити. За два поединка до его собственного выступления он занимает место около помоста. Если он из дивизиона макуути, ему разрешается сидеть там на своей собственной подушке, которую для него выносит цукебито. Когда наступает его время, йобидаси (помощник на арене), с веером в руке, специально поставленным высоким голосом нараспев произносит имена двух борцов, которые будут выступать следующими. После того как йобидаси покидает дохё, на помост выходят борцы, кланяются друг другу и направляются прямо к своим углам. Затем гёдзи снова объявляет имена борцов, которые в этот момент уже начали предваряющие поединок ритуалы. В своих углах борцы хлопают в ладоши и делают два сико (притопывания ногами, сначала правой, а затем левой ногой), чтобы отогнать злых духов, а также для разминки ног. Если это матч уровня дзюрё или выше, тогда сэкитори получит тикара-мидзу (воду, придающую силу). Эта вода предназначена для очищения, и ее не проглатывают, но используют только для того, чтобы прополоскать рот и потом выплюнуть. Только борец, который выиграл предыдущий поединок, может подать воду следующему борцу. Поэтому, на одной стороне, воду подает победитель предыдущего поединка, а на другой стороне — участник следующего поединка (поскольку, так как он еще не боролся, то еще и не проиграл и, следовательно, не может принести неудачу). После полоскания рта борец вытирает его, а иногда и все тело тикара-гами (бумажным полотенцем, придающим силу). Так как считается, что поединки происходят в присутствии богов, тело и дух борца должны быть чистыми. Всякий раз, когда он вступает на дохё, он бросает пригоршню соли. Согласно синтоистским верованиям, соль отпугивает злых духов и обладает очищающей силой.

Перед поединком
Борцы выстраиваются в колонну, когда ожидают своей очереди прохода по ханами-ти. Йобидаси красиво поставленным голосом выкрикивает имена тех, которые примут участие в следующем поединке. Когда борцы исполняют свои ритуалы перед поединком, шествуя по кругу, можно увидеть йобидаси, который держит баннеры (свитки) размером 61 х 122 см, символизирующие кэнсё-кин, «поощрительные деньги», подаренные компаниями или спонсорами победителю поединка.

Борцы должны вместе, синхронно выполнять свои ритуалы. Понаблюдайте, как они всегда хлопают в ла-доши, делают сико и вместе вступают на дохё.

Кэнсё-кин для сильного сэкитори могут быть очень щедрыми. Каждый баннер символически равен 600 долларам. Победитель получает все конверты, подаренные на поединок, но каждый конверт включает только 300 долларов. Ассоциация сумо берет 50 долларов, чтобы покрыть стоимость изготовления баннеров, а еще 250 долларов остаются в резерве и выдаются борцу в конце года, чтобы помочь с выплатой налогов. В 1995 году йокодзуна Таканохана выиграл 525 флажков, стоимостью 157500 долларов! Рекорд самой большой суммы кэнсёкин за один по единок принадлежит матчу Таихо Тотиноуми в 1964 году и равен 26.

НИРАМИАИ
Борцы подходят к центру дохё. Там в положении на корточках они упираются в землю костяшками пальцев и начинают пристально смотреть друг на друга, состязаясь в психологическом поединке, называемом нирамиаи. Это психологическое сражение, пред-шествующее самому поединку, может быть очень напряженным. Борцы поднимаются, возвращаются в свои углы, бросают пригоршню соли и затем возвращаются на стартовые линии, все время пристально глядя друг на друга. Они делают это три или четыре раза. Часто вы можете предсказать победителя матча только по его мимике и уверенному виду.

Нирамиаи: голова к голове Для некоторых иностранцев ритуалы и повторяющиеся нирамиаи могут показаться скучными или лишними, но многие поединки психологически выигрываются именно во время этого пристального визуального контакта. Нетерпение постепенно нарастает, пока борцы готовятся к поединку. Иногда они возбуждаются, что решают начать поединок до того, как закончится время. Так как борцы не могут говорить друг с другом, решение о досрочном начале схватки принимается исключительно посредством визуального контакта.

РИТУАЛЫ ПОСЛЕ ПОЕДИНКА
После матча оба борца занимают свои места на дохё напротив друг друга и кланяются. Независимо от того, выиграл рикиси или проиграл, он обязан сдерживать свои эмоции. Проигравший покидает круг, а победитель остается, присев, когда рефери вносит на своем гумбай (веере) конверты, в которых лежат кэнсёкин (призовые деньги). Прежде чем взять конверты, борец выражает благодарность богам, правой рукой трижды рассекая воздух над конвертами. Этот жест называется тэгатана окиру (движение руки, похожее на движение мечом). Если нет конвертов, борец благодарит богов, быстрым движением проводя правой рукой по воздуху. С конвертами или нет, борец покидает дохё и ожидает в углу, чтобы поднести тикара мидзу следующему борцу своей стороны.

Ритуалы являются неотъемлемой и важной составной частью сумо и должны выполняться без спешки, достойно и спокойно, подчеркивая гармонию и величие сумо.

Источник

Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть фото Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Смотреть картинку Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Картинка про Что бросают борцы сумо перед выходом на ковер. Фото Что бросают борцы сумо перед выходом на коверmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Будучи в Японии, английский фотограф Паоло Патрици (Paolo Patrizi) снял серию фотографий “Sumo”, иллюстрирующую повседневную жизнь борцов Сумо.

Открыв популярный журнал или воскресный выпуск газеты, современный японский читатель без труда найдет рядом с именами кинозвезд и эстрадных кумиров колонку, посвященную мастерам суморикиси. Симпатичные дородные великаны показаны на ринге и в кругу семьи, на товарищеском ужине и в парикмахерской. Их исполинские тела, экзотические наряды и высокие прически составляют, казалось бы, разительный контраст со всем укладом жизни среднего японца XX в. И тем не менее сумо неизменно остается таким же символом Японии, как гейши (получающие ныне образование в специальных институтах), икэбана, чайная церемония, сухие сады, нэцкэ, дзю-до, каратэ. Представляя собой нечто среднее между традиционным воинским искусством, спортом и эстрадным шоу, сумо, как и двести лет назад, привлекает миллионы болельщиков. Что ж, их можно понять. Во всяком случае, отправляясь на матч сумо или усаживаясь поудобней перед экраном телевизора, каждый японец может тешить себя лестной мыслью: подобного зрелища не найти ни в одной стране мира.

Из всех известных в мире единоборств сумо без всякого преувеличения можно назвать самым зрелищным. При всей своей культурной самобытности нет, наверное, на нашей планете борьбы, более популярной и притягательной. Хотя для множества непосвященных поклонников сумо является чем-то загадочным и необъяснимым. Впрочем, наверное, так же, как и сама непостижимая для европейцев Страна Восходящего Солнца.

История сумо уходит корнями в глубочайшую древность. Уже в китайских исторических и литературных памятниках конца I тысячелетия до н. э. упоминается боевое единоборство сянпу. Иероглифы этого названия в японском прочтении дают слово собоку, а в современном звучании — сумо. Другое иероглифическое обозначение слова сумо возводит его генеалогию к китайской народной борьбе цзюэди, также получившей развитие с доисторических времен. Более скрупулезные исследователи находят упоминания о некой разновидности сумо в канонической буддийской Сутре Лотоса, где нара (индийский вариант сумо) упоминается в ряду других полезных наук, коими должен овладеть добродетельный муж. Ссылаются также на биографию Сиддхартхи Гаутамы, который, прежде чем стать Буддой, усердно занимался борьбой и кулачным боем. Однако все эти факты имеют весьма косвенное отношение к японскому сумо, хотя и позволяют в известной степени выявить его прообразы в далеком прошлом.

«. и взял его руку словно тростник, обхватил и смял и отбросил прочь» (свиток 1, глава 28). И хотя относиться к этому эпизоду как к описанию конкретно сумо, наверное, не стоит, поскольку оба бога во время поединка использовали для достижения победы магию, японцы настаивают на обратном.

Однако и первое, и второе упоминание относятся, скорее, к легендам. Само же слово «сумо» (сумахи) впервые встречается в «Нихон сёки» (на 9-м месяце 14-го года (469 год) правления императора Юряку). Слово «сумо» трансформировалось из существительного «сумахи» от древнеяпонского глагола «сумафу» («меряться силами») и за сотни лет превратилось сначала в «сумаи», а затем — в «сумо». Многие считают, что борьба попала на Японские острова из Кореи. И это не удивительно, ведь по образцу Страны утренней свежести и строилось Японское государство. Об этом говорит и этимологическое сходство названия: иное японское чтение иероглифов «сумо» — «собоку» очень похоже на корейское «шубаку».

Достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 г., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. В соревнованиях по борьбе приняли участие воины двор-1 цовой стражи и корейцы из охраны посольства. Заметим, кстати, что в Корее издавна существовала борьба шубаку, родственная японскому сумо как по иероглифическому написанию, так и по внутреннему содержанию. С той поры при дворе ежегодно проводились состязания сумо. Они были приурочены к Танабата, празднику окончания полевых работ и начала осени, который отмечается в Японии седьмого числа седьмого лунного месяца. С окончанием уборки риса (яп. сумаи) связывается и происхождение названия сумо. Еще задолго до установления ритуальных праздничных состязаний сумосэти борьба входила в программу развлечений крестьян в Танабата, одном из самых оживленных народных фестивалей календарного цикла. Турнир сумо при дворе обычно следовал за поэтическим турниром, причем нередко участники стремились в равной степени проявить свое творческое дарование и воинскую доблесть.

Перед началом схватки сумотори хлопают в ладоши и, поднимая высоко ноги, с силой ударяют ими об пол. Борцы двух высших дивизионов также полощут рот и обтирают тело очистительной водой, «придающей силу». Некоторые суеверные борцы перед началом соревнований слегка касаются рукой красивой женщины. На время поединка к тори-маваси (пояс для схватки размером 80 см х 9 м) прикрепляются сагари (особые косички).

Традиция проведения дворцовых чемпионатов по сумо сложилась уже в эпоху Хэйан — времени японского ренессанса (794—1192 годы). Для отбора сильнейших придворные глашатаи покидали дворец императора уже весной, чтобы вскоре после праздника Танабата, который приходится в 7-й день 7-го месяца по лунному календарю, борцы со всех концов страны могли померяться силой перед властителем в «столице мира и покоя» Хэйане (Киото).

Судьи, как такового, не существовало, за поединком наблюдали поочередно военачальники дворцовой стражи, пресекавшие использование запрещенных приемов (удары в голову, хватание за волосы, пинание упавшего), а также следившие за синхронным стартом. Если результат схватки был сомнителен, то просили судить человека из аристократии, но в случае, когда и этот судья колебался, верховным арбитром выступал сам император, и его решение было окончательным. Абсолютному победителю присуждался титул чемпиона и вручались ценные подарки. Поскольку в турнире принимали участие борцы крупного телосложения, независимо от сословной принадлежности, случались и довольно парадоксальные ситуации. Например, борцы-крестьяне из-за турнира, приходившегося на период сбора урожая, не занимались своей основной деятельностью, поэтому согласно закону по возвращении домой их ждало заключение под стражу. Доставалось и губернаторам, рекомендовавшим их. Последний турнир был проведен в 1147 году, незадолго до установления в стране власти самураев.

Несколько сотен лет сумо находилось в упадке, но благодаря приверженности японцев к своей культуре и традициям не исчезло. Его подъем начался в период Азути-Момояма (1573—1603). Крупные феодалы Средневековья (даймё) содержали у себя лучших борцов, время от времени устраивая турниры. Тогда же появились первые профессиональные сумотори из числа ронинов — самураев, лишившихся господина.

Установившаяся в начале XVII века власть сёгунов Токугава и последовавшая изоляция страны способствовали росту народных промыслов, развитию изящных и зрелищных искусств. Прославленные борцы были невероятно знамениты, словно актеры театров Ноо или Кабуки. Популярность дошла до того, что типографии начали выпускать списки борцов с перечислением их титулов и особенностей (бандзукэ), дошедшие и до наших дней. Гравюры, изображающие известных сумотори, печатались огромными тиражами и всегда были востребованы. Для сумо наступил Золотой век. Почти окончательно сформировались правила проведения поединков, система рангов и титулы чемпионов, с некоторыми дополнениями все эти установки существуют и поныне. Есида Оикадзэ ввел титул звания ёкодзуны как отличие лучших из лучших. В период Токугава утвердились и 72 канонических приема сумо, называемых кимаритэ.

После реформирования армии и начавшейся вестернизации страны сумотори остались, пожалуй, единственными, кто не утратил своей самобытности и великолепной самурайской прически теммагэ. Некоторые сторонники глубокого реформирования пытались запретить сумо как пережиток самурайской Японии, но, к счастью для всех, этого не произошло. Благодаря поддержке пришедшего к власти в стране императора Муцухито сумо не было упразднено, более того, в 1909 году для проведения ежегодных чемпионатов был построен огромный комплекс Кокугикан.

В современной Японии сумо — это неотъемлемая часть культуры, бережно хранимая поколениями. Настоящий сумотори проходит трудный путь, который по силам немногим. Тот, кто однажды примет решение стать борцом, должен отдать себя этому делу без остатка. Вся жизнь членов японской федерации профессионального сумо строго регламентирована и похожа на жизнь скорее военного, чем спортсмена. Чтобы стать сумотори высшей лиги, нужны годы нелегких тренировок, упорного стремления к продвижению в табели о рангах. Человеку, пришедшему в сумо, необходимо думать о двух на первый взгляд несовместимых вещах: тренировке гибкости и наборе веса. И они этого добиваются — все сумотори, даже те, что достигают веса до 300 кг, могут с необыкновенной легкостью встать на гимнастический мостик или сесть на шпагат. Хотя для победы важен не только вес, не меньшую роль в действиях борцов играют ловкость и сообразительность. Судите сами: в одном из поединков на 8-м чемпионате мира, состоявшемся в 1999 году, 105-килограммовый россиянин Юрий Голубовский сумел одолеть американца Ярброу, весившего 350 кг.

Взойдя на низшую ступень иерархической лестницы, борцы начинают продвижение к вершине, ежегодно выступая на турнирах профессионального, так называемого «большого сумо» — оодзумо. Несмотря на то что в нем не существует строго обозначенных весовых категорий, к соревнованиям допускаются борцы не легче 70 кг, ростом не ниже 173 см (кстати, до 1910 года ограничения на рост не существовало, вес же должен был быть не менее 52 кг, но уже в 1926 году правила ужесточили до 64 кг и 164 см).

Каждый из шести чемпионатов по сумо (хомбасё) — это незабываемое, красочное зрелище, всякое действие которого неукоснительно подчиняется ритуалу, установившемуся в древности. За 13 дней до его начала Японская федерация сумо выпускает бандзукэ (табель о рангах), в котором по нисходящей вписаны все сумотори. Этот документ рисуется от руки, особым шрифтом, причем чем выше заслуги борца, тем крупнее написано его имя. Имена начинающих вписываются чуть ли не иголкой. До выпуска документа в свет вся информация держится в строжайшем секрете, лица же, ответственные за нее, находятся под «домашним арестом».

Непосредственно перед схваткой оба борца синхронно выполняют ритуал «смывания грязи», затем встают в исходную позицию на стартовые линии. Широко расставив ноги и опустив руки, сжатые в кулаки, борцы сосредоточенно смотрят друг другу в глаза, пытаясь психологически победить противника еще до схватки. В прошлые века этот психологический поединок (сикири) мог длиться неограниченное время, и иногда случалось, что один из участников сдавался без боя. Эти «гляделки» повторяются 3—4 раза.
Профессиональное сумо делится на 6 дивизионов: дзё-но кути, дзёнидан, сандаммэ, макусьта, дзюрё и высший — макуути, в нем выступают лучшие борцы с рангами маэгасира, комусуби, сэкивакэ, оодзэки (по нарастающей).

Все перечисленные звания завоевываются и подтверждаются на регулярных чемпионатах, проходящих 6 раз в год: три раза — в Токио и по одному — в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Звание абсолютного чемпиона (ёкодзуны) присуждается по представлению Японской Ассоциации Сумо крайне редко — только самому успешному сумотори, сумевшему два раза подряд завоевать титул оодзэки и зарекомендовать себя среди товарищей с самой лучшей стороны. Титул этот пожизненный, однако, чтобы держать высокую марку, получивший его должен постоянно радовать поклонников красивым и не знающим поражений выступлением. За всю историю Японии этого звания удостоились всего несколько десятков человек.

Сначала на ринге (дохё) появляются два сумотори и рефери (гёдзи). Еще 4 судьи (симпан) следят за схваткой с 4 сторон за границами ринга. Поединок чемпионов судит главный рефери (татэ-гёдзи).

Схватка начинается по знаку рефери. Борцы должны начать борьбу одновременно, коснувшись ринга рукой. В случае фальстарта (если один из них не дотронулся до ринга) начинают все заново, а на виновника накладывается штраф на сумму от 500 до 1 000 долларов.

Как только результат поединка становится очевидным, рефери поднимает веер и произносит «Сёбу атта!» («конец схватки»), и после этого происходит утверждение победившего и объявление результата с указанием примененного приема, причем вместо имени сумотори называют сторону, с которой выступал победивший — «запад» или «восток» (этот обычай пошел со времени исторического периода Эдо, когда главными противниками в поединках были сумотори запада страны (из Осаки и Киото) и востока (из Токио).

Далее проигравший покидает ринг, а победитель, встав в позу сонкэ, резко опускает правую руку от левого плеча к правой ноге и уходит.

Текст : Кирилл Самурский

А теперь немного интересных подробностей:

* В некоторых близлежащих к Японии странах, например Монголии и Корее, распространены виды борьбы, сходные с сумо.

* По одной из версий, до XVI в. аналог дохё располагался на возвышении, а за его пределами были острые колья. Исторические данные подтверждают наличие такого вида «спорта», но не выяснено, имеет ли он отношение к сумо.

* В комнаты сумо учеников принимают в возрасте 10–15 лет. Кроме того, сумо пополняется любителями, как правило, по окончании ими университета, если они смогли проявить себя. Особо продвинутые любители начинают выступления сразу с 3го дивизиона (макусита). Верхний предел возраста – 23 года для дебютантов и 25 для любителей из студенческого сумо.

* Доля жира в массе среднего сумоиста практически та же, что у среднего обывателя того же возраста. При большом избыточном весе, мышечная масса тоже очень велика. Ряд сумоистов, например, великий Тиёнофудзи, были существенно суше среднего.

* Доступность борцу жизненных благ почти полностью определяется его успехами. От достигнутого борцом уровня зависит, какую одежду и обувь можно носить, можно ли пользоваться мобильным телефоном, интернетом, спать в общей палате или своей комнате. Тот же уровень определяет вид и объем хозяйственных обязанностей – так, раньше всех встают, убирают и готовят еду младшие по званию борцы.

* Борцам любого уровня запрещено самостоятельно водить автомобиль. Нарушившего это правило ждет наказание, так, уличенный 2007 году Кёкутэнхо был дисквалифицирован на один турнир, что означало существенную потерю в ранге.

* Существуют или нет договорные схватки — до сих пор не ясно. Существующие подозрения чаще всего основаны на том факте, что борцы выступают заметно лучше, если поединок для них много значит (например, при счете 7-7). Однако, с тем же успехом, этот факт можно объяснить повышенной мотивацией.

Тренировка борцов сумо в летнем лагере на недавно отстроенной базе в Сома, в префектуре Фукусима на севере Японии. Снимок сделан 6 августа 2011 года. REUTERS/Yuriko Nakao

Для многих японцев приезд сумоистов стал символом того, что жизнь в регионе продолжается, и радиация все-таки не так страшна, как казалось раньше. REUTERS/Yuriko Nakao

Основатель тренировочной базы Хаяо Шига (в центре, спиной к камере), наблюдает за тренировкой спортсменов. REUTERS/Yuriko Nakao

Борец сумо Оцзума (в центре) бросает своего противника. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

Но специально к приезду сумоистов, которые вот уже 20 лет приезжают в тренировочный лагерь, спортивный манеж отстроили заново. REUTERS/Yuriko Nakao

7. Подготовка борцом сумо круга для проведения поединков. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

8. Возвращение борцов сумо в этот регион утверждает жизнь и поднимает настроение выживших людей. Это должно способствовать более быстрому восстановлению и обновлению жизни, разрушенной масштабной катастрофой. REUTERS/Yuriko Nakao

9. Младший борец сумо наблюдает за трапезой старшего товарища. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

10. Основатель тренировочной базы Хаяо Шига, наблюдает за тренировкой спортсменов. REUTERS/Yuriko Nakao

11.Борцы сумо на отдыхе после тренировок. REUTERS/Yuriko Nakao

12. Борцы сумо до обеда. REUTERS/Yuriko Nakao

13. Подготовка к обеду на тренировочной базе в Сома. REUTERS/Yuriko Nakao

14. Борец сумо на тренировке в летнем лагере. REUTERS/Yuriko Nakao

15. Борцы перед обедом после тренировки. REUTERS/Yuriko Nakao

16. Борец Таманьбеля Юшима дает мальчику автограф после тренировки. REUTERS/Yuriko Nakao

17. Тренировка борцов на улице в летнем лагере. REUTERS/Yuriko Nakao

18. Тренировка в летнем лагере борцов сумо на восстановленной спортивной базе в городе Сома, в префектуре Фукусима. REUTERS/Yuriko Nakao

19. Борец сумо делает растяжку. REUTERS/Yuriko Nakao

20. Возвращение спортсменов к месту их обычных летних занятий японцы рассматривают как знак победы жизни над стихией. REUTERS/Yuriko Nakao

21. Мальчик хвастается буклетом, подписанным одним из борцов сумо. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

22. Борец сумо в песке. REUTERS/Yuriko Nakao

23. Борец сумо готовит полотенце для обмывания основателя тренировочной базы. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

24. Напомним, землетрясение у берегов Японии произошло 11 марта, а вызванное им цунами унесло жизни более 13 тыс. человек. Еще столько же пропали без вести. Землетрясение также вызвал аварию на атомной станции «Фукусима-1». REUTERS/Yuriko Nakao

1. Только чуть более десятилетия назад иностранцы дошли до такого уровня мастерства, что смогли захватить лидерство в соревнованиях по сумо. На недавнем турнире в городе Нагоя, в соревнованиях в двух самых высоких разрядах принимал участие только один японец. Борец самого высокого разряда, Баруто, на фото справа, родом из Эстонии.

2. Киоск с сувенирами. На банных полотенцах, которые продают в Ногая Башо в июле, изображены новые герои сумо. Вместе с эстонцем Баруто на полотенцах можно увидеть двух монгольских борцов высшего дивизиона. По словам 67-и летнего Коя Мизуна, зрителя соревнований в Нагое, иностранные борцы очень стараются и заслуживают победы, однако японский зритель, который смотрит соревнования по своему национальному виду спорта, чувствует обиду за то, что в настоящий момент в Японии нет таких сильных борцов, которые могли бы составить им конкуренцию.

3. Фотоархив. На фотографиях команда борцов средней школы Сайтама Сакаэ, которая гордится своей самой лучшей командой борцов по сумо в Японии.

4. Территория школы. Участники школьного клуба по сумо Сайтама Сакаэ развешивают свои пояса, пока другие ученики школы учатся играть на тромбоне.

5. Мичинори Йамада, справа, является тренером успешной команды средней школы Сайтама Сакаэ. Одновременно он является учителем и заменяет отца своим подопечным. Он говорит, что раньше в японских семьях детей отправляли в секции по сумо, так как заботились о том, чтобы они хорошо питались. У современных детей в Японии есть все возможности кушать все что они захотят, они ходят в колледж и не хотят усердно заниматься.

На ринге. Тренировочный бой учеников во время утреннего занятия.

Главные надежды. 18-летний Дайки Накамура весом в 132 кило тренируется в Сайтама Сакаэ. Он говорит, что, видя как много иностранных борцов в сумо, в нем, как истинном японце, пробуждается желание стать успешным в этом виде спорта.

Удары судьбы. После нескольких тренировочных схваток у одного из учеников рассечена губа, в то время как у другого кровоточит локоть. Как говорит Йамадо, ежедневные тренировки борцов сумо сродни ДТП.

Фитнесс. Гибкость является ключевым фактором, от которого зависит продолжительность нахождения в этом виде спорта, поэтому в программе Сайтама Сакаэ растяжке уделяется большое количество времени.

На счет интересных традиций Японии можно еще почитать про Черные зубы или Как варят традиционное японское саке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *