Что бросают вызывая соперника на дуэль

Как организовать дуэль

Исследователь истории дуэли Алексей Востриков объясняет, что делать, если вы русский дворянин первой половины XIX века и вам нанесли оскорбление

Естественно, Лермонтов прекрасно знал неписаный кодекс дуэльных правил, что, однако, не значит, что он сам в жизни, а уж тем более его герои, вел себя по правилам. Ни одна из лермонтовских дуэлей (ни биографических, ни литературных) не была образцовой. Но все они были проведены и восприняты на фоне нормы, общеизвестной тогда, а впоследствии подзабытой.

1. Убедитесь, что ваша честь (или честь тех, за кого вы в ответе — жены, родителей, подчиненных или крепостных) оскорблена. Вызвать дворянина на дуэль может только дворянин: обиду от царя можно стерпеть, обнаглевшего купца — сдать в полицию, охамевшего слугу — прибить палкой. На дуэли вы должны продемонстрировать, что честь для вас превыше всего — и жизни, и почти неизбежного наказания. Всем очевидно: без этого вы не сможете быть полноправным членом благородного общества.

3. Обдуманно выберите секунданта: приглашение — это знак доверия, от него трудно отказаться, поэтому нужно звать того, кто точно справится. Секунданты отвечают за все: за соблюдение правил поединка и равенство соперников на поле боя; за соответствие условий дуэли серьезности нанесенной обиды, чтобы благородный бой не превратился ни в посмешище, ни в бойню; за то, чтобы дуэль не привлекла лишнего внимания; наконец, потом они будут отвечать перед законом вместе с дуэлянтами. Помните, первое, что сделает секундант, — попытается использовать все благородные возможности, чтобы предотвратить дуэль. Если у вас и соперника нет подходящих секундантов или вы не хотите обрекать никого на наказание, можете договориться об условиях самостоятельно или позвать кого-нибудь в последний момент в качестве ассистента.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэльСцена дуэли Онегина и Ленского в опере «Евгений Онегин». 1947–1953 годы © Мультимедиа-арт-музей

4. Пусть секунданты договорятся о времени. Если оскорбление произошло публично, то любое промедление может быть расценено как трусость. Но если ссора хранится в тайне, то соображения осторожности и подготовка к поединку могут потребовать отсрочки в несколько дней. Если лето — деритесь на рассвете: в эти часы служащие служат, а неслужащие спят. Если зима — деритесь после полудня.

5. Пусть секунданты договорятся о месте. Поезжайте на природу, туда, где нет лишних глаз. Если вы петербуржец, вам подойдут Черная речка или Волково поле, если москвич — Сокольники или Марьина Роща. Там надо найти удобную просторную поляну, на которой ни один из соперников не получит преимущества. Главное — будьте начеку: выезд серьезной компании ни свет ни заря в незнакомую местность вызывает подозрения у властей.

6. Пусть секунданты договорятся о результате. В зависимости от того, насколько серьезно оскорбление, можно постановить, что поединок будет прекращен по прошествии определенного времени или после обмена определенным числом выстрелов. Бой можно вести до первой крови или раны, до невозможности продолжать его, наконец, до смертельного результата — хотя такое условие на самом деле чистая бравада: ни один секундант не позволит драться серьезно раненному принципалу.

10. С толком проведите ночь перед поединком. Если вы романтик, размышляйте о бренности бытия, пишите завещание, стихи, письма родным или любимой женщине, приводите в порядок бумаги. Если вы суеверный, ничего этого не делайте: готовиться к смерти — значит накликать ее.

11. Оденьтесь правильно: прилично, но не в официальный или парадный мундир. Небрежность в одежде — вызов противнику и неуважение к ритуалу. Одежда не должна защищать от удара, поэтому фехтовать вы будете в одних рубашках или с обнаженным торсом, а стреляться, сняв часы, кошельки, пояса и все, в чем может застрять пуля (кроме нательных крестов и медальонов).

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэльКадр из фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон». 1975 год © Photo by Moviestore Collection / Rex Features / Fotodom

12. Если вам может понадобиться врач, захватите его по пути на дуэль, но никогда не договаривайтесь заранее: врач обязан сообщить о готовящейся дуэли в полицию.

13. Не опаздывайте: опоздавший считается уклонившимся от боя. Если вы не смогли явиться вовремя по непредвиденным и объективным обстоятельствам, то дуэль откладывается и соперники получают дополнительную возможность для примирения.

14. Приступайте к поединку.

15. Если вы фехтуете и ранены, пусть ничтожно, бой останавливается. Если вы не можете продолжать бой, дуэль объявят оконченной независимо от вашего желания. Если продолжительность боя была ограничена по времени или количеству схваток, то после истечения установленного времени секунданты должны прервать бой, развести соперников и объявить дуэль оконченной. Однако если кровь так и не пролилась, вы прослывете трусами, поэтому изъявите готовность продолжить бой — это защитит вас от обвинений. Если вы или ваш соперник устали, секунданты имеют право остановить бой — он будет продолжен на следующий день на тех же или более жестких условиях. После длительной и безрезультатной фехтовальной дуэли вы или секунданты можете предложить сменить шпаги на пистолеты.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэльОбелиск в Пятигорске на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Фотография Ивана Шагина. 1950-е годы © Мультимедиа-арт-музей

19. После каждого обмена выстрелами вы возвращаетесь на исходные позиции и жребий бросается заново. Правила остаются теми же, но могут быть ужесточены, если, например, соперники считают, что им помешала погода. После обмена выстрелами также могут быть принесены и приняты извинения.

20. Завершайте спор, ритуально обозначая окончание дела чести. Если ваш соперник убит, его секунданты объявят, что вы действовали благородно и по правилам, или же ограничатся констатацией смерти и вежливым обменом поклонами с противниками. Если вы или ваш соперник ранены, то будет оказана первая помощь, при этом поединок объявят завершенным. Если и вы, и ваш соперник остались в живых, то вы примиряетесь, если искренне — то со взаимными извинениями. Если причина ссоры была серьезной и вы не склонны к извинениям, то примиряться за вас будут секунданты: они объявят, что соперники исполнили свой долг и достойным поведением на поединке подтвердили свое благородство.

21. Если все хорошо, отправляйтесь в ресторан. Пейте шампанское.

Источник

Когда рыцарь бросал перчатку что это означало?

Рыцари средних веков, вызывая друг-другу на поединок, бросали перед собой на землю перчатку.

Поднять перчатку означало принять вызов.

Позже дворяне, вызывая на дуэль, бросали печатку к ногам своего противника.

В средние века значимость и полезность перчаток повысилась настолько, что они стали символом чести и достоинства. Все церемонии, (например, церемония назначения феодала или введения в должность влиятельного лица) влекли за собой передачу перчатки.

Совсем другой смысл приобретало получение перчатки от дамы. Это был жест высочайшей благосклонности. Рыцарь не расставался с этим символом верности ни днем, ни ночью, носил драгоценный дар в специальной сумочке на шее.

Более того, во время церемоний бракосочетания Ломбардийцы, например, в знак верности своей невесте, вручали ей перчатку и меч.

В Германии и скандинавских странах перчатки появились в XIII – XIV веках. В 17 веке вместе с появлением вязаных чулок и изобретением вязальной машины, в обиход входят вязаные перчатки.

С начала XVII-го и до конца XVIII-го столетия на рынке перчаток лидировали французские мастера. Затем, с начинающимся влиянием Наполеона, французы приоткрыли завесу своих технологических секретов остальной Европе.

К концу XVII века перчатки стали обязательным элементом туалета. Для их изготовления использовались шелк, кружево, тонкая кожа, а для украшения – жемчуг, драгоценные камни, золотые пуговицы. Позже технология изготовления перчаток неимоверно усложнилась.

Так, например, в XVIII веке, чтобы заказать себе красивые перчатки, необходимо было объехать чуть ли не пол-Европы. Кожа покупалась в Испании, крой делали во Франции, а шили и украшали – в Англии.

Мужские перчатки всегда были короткие, тогда как длина дамских перчаток зависела от длины рукавов.

В 1807 году англичанин Джеймс Винтер изобретает машину для изготовления кожаных перчаток. Патентуются резиновые перчатки.

Источник

Что в прошлом бросали сопернику, чтобы вызвать его на дуэль?

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

по моему это была перчатка на сколько я помню, или просто бросить вызов например словестно сказать недругу что вызываете его на дуэль

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

В некоторых странах бросали кольчужный капюшон. Так делали в средние века. Еще бросали перчатку. Таким жестом человек показывал, что ставит на карту свою жизнь и честь, ради того, чтобы наказать обидчика или человека вина которого известна. Дуэль известна еще с варварских времен.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

Возможно, в разных странах были разные обычаи, но все же наиболее известен в этом отношении такой предмет, как перчатка. Вызывающий на дуэль бросал перчатку тому, кто его оскорбил или просто по какой-то причине не угодил. Отказываться от дуэли считалось дурным тоном и признаком трусости.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

Есть глубоко-традиционные праздники, которые связаны изначально с космическими ритмами движения нашей планеты вокруг Солнца. Или планетарные ритмы других планет. Многие из этих праздников одинаковы для разных народов и культур, только названы по-разному, иногда к ним прикреплены религиозные праздники, но корни их лежат в язычестве и ранее. Основные такие праздники связаны с летним и зимним солнцестояниями, а так же с равноденствиями.

Люди празднуют их, если так можно выразиться, чтобы сверить свои внутренние часы с космическими ритмами.

Есть праздники как годовщины культурообразующих событий, чтобы поддержать память народов о своей идентичности и победах.

Ну и есть праздники, как мне кажется, надуманные (профессиональные, разных мастей), что называется на злобу момента.

Есть праздники придумки уже индивидуальные, типа «День граненого стакана.» Ничего не имею против, если кому то хватает энергии на такой флешмоб, то почему бы и нет.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

Сама история показывает и доказывает, что история ни чему не учит, а, следовательно, никакой она не учитель.

Самое жуткое, что большинство людей никаких войн не хочет, но их-таки заставят убивать друг друга, те кто мнит себя столпами общества.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэль

Источник

Bookitut.ru

Правила вызова на дуэль

Самим тяжким оскорблением считалось оскорбление фамильного имени и герба. Это могло быть даже разрыванием бумаги с именем оскорбляемого.

Если человек нарушил слово, данное девушке (женщине), с ним на дуэли дрался кто-нибудь из родственников семьи, но если нарушением слова была задета честь мужчины, последний сам вызывал на дуэль оскорбившего.

Третьим поводом для официальной дуэли было нарушение обета дружбы, при условии, что пострадала честь бывшего Друга.

Во всех остальных случаях дуэли официально были запрещены. Но при любовном оскорблении, насмешках, проявлении неуважения и прочих обстоятельствах, когда правила требовали обращения в суд, на практике умудрялись приравнивать эти оскорбления к смертным и вызывали на бой.

В случаях не смертельного оскорбления дворянин имел право, без урона для своей чести, делать попытки для примирения, однако отказываться от поединка, если удовлетворения требовали, нельзя.

В случаях вызова на дуэль был обычай бросать левую перчатку. Учитывалась необходимость во время боя иметь правую руку в перчатке, В случае, если противники перед боем обменивались левыми перчатками, то слуги приносили их обратно, чтобы можно было безопасно держать дагу в левой руке. Знаками вызова на поединок были и следующие действия. Надо было поднести к лицу кавалера руку и щелкнуть у него перед самым носом пальцами, или, наклонив голову, постучать косточками сжатых пальцев себе по передним зубам, или задеть ногтем большого пальца за передние зубы и резким движением, как бы срывая что-то с зубов, двинуть эту руку по направлению к вызываемому, толкнуть его плечом и не извиниться, пренебрежительно похлопать его по плечу или пренебрежительно задеть рукой портупею на его груди. Кроме указанных форм, применялась записка, посылаемая с лакеем, или приглашение, передаваемое через приятеля или секунданта.

Если время дуэли было заранее оговорено, она происходила на шпагах одинаковой длины и гибкости. Был ритуал, когда перед дуэлью выбранными шпагами обменивались. Следует отметить, что ограничения в дуэлях (правила) выполнялись только в официальных дуэлях.

Источник

Дуэль. Часть 4. Дуэльный кодекс и кодекс чести

Какой же она была, дуэль XVI-XVII века? Велась ли она согласно тогдашним дуэльным кодексам?

Дуэльные кодексы – это своды правил о том, как должны проходить поединки чести. Они появляются практически одновременно с новым искусством фехтования. Забавно, что изначально их пишут люди низшего сословия. Один из самых авторитетных авторов, итальянец Джироламо Муцио, родился в семье брадобрея.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэльДуэльные кодексы были призваны ответить на великое множество вопросов. В каких ситуациях следует требовать дуэли? Как посылать вызов? Должен ли он быть устным или письменным? Через кого можно передать картель, если дворянину по какой-то причине не удаётся озвучить его лично?

Немаловажной была проблема возраста и здоровья. Достойно ли устраивать дуэль со слишком молодым противником – подростком, только вчера опоясавшимся шпагой? Какой человек является достаточно престарелым, чтобы отклонить приглашение на поединок? Можно ли драться с тем, кто ослаблен ранами или болезнью? И допустимо ли драться с калекой?

Последнюю проблему герцог Рокэ Алва пытался по-своему решить в «Отблесках Этерны». А в европейских кодексах в этом случае советовали подвязать ту же ногу, что и у противника, чтобы создать искусственную хромоту. Многие французы смеялись над такими советами, но некоторые дуэлянты в точности им следовали. Например,

А вопросы субординации! Может ли подчинённый вызвать своего командира, и если да, то в каких ситуациях? Может ли офицер низшего ранга из одного полка потребовать сатисфакции у офицера высшего ранга из другого полка? Прилично ли простому дворянину назначать дуэль вельможе? Не уронит ли себя благородный человек, если станет драться с простолюдином, даже аноблированным?

В общем, понятно, что вызов на дуэль согласно кодексу – вовсе не такое простое дело, как кому-нибудь могло показаться.

Главное, что мы можем отсюда вывести, – что авторы этих трактатов искренне стремились поставить дуэльную практику в рамки хоть каких-нибудь норм и законов. Иначе дуэли легко вырождались в уличные стычки или даже в убийства из-за угла.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэльОднако популярные на первых порах, итальянские кодексы вскоре перестали вызывать интерес у публики, и их прекратили переводить на французский. Причин для этого было несколько. Во-первых, дуэльные кодексы читали и писали главным образом сторонники ограничения дуэлей, стремившиеся вернуть их в правовое поле и придать им тот законный публичный характер, который некогда носили судебные поединки. Тот же Джироламо Муцио категорически протестовал против так называемого «поединка в кустах» (bataille à la mazza), то есть против того, что мы теперь и подразумеваем под словом «дуэль». Но пылкие забияки и слушать не хотели о возврате к старым рыцарским нормам. Их вполне устраивало установившееся беззаконие: право самому, без Бога и короля, определять степень обиды и способ мести.

А во-вторых, итальянские кодексы не учитывали французских обычаев и нравов. Новое итальянское дворянство формировалось из городской буржуазии: банкиров, купцов, ремесленников. Достаточно вспомнить хотя бы историю семьи Медичи. Возможно, что из-за тесной связи с третьим сословием с его любовью к распискам и гроссбухам, итальянские кодексы обставляли поединок большими церемониями и иногда (хотя и редко) требовали даже нотариального заверения**.

А вот если говорить о широко распространённом способе приглашения к поединку, то тут непременно следует упомянуть “картелло”, или “картель”. Специалисты настаивали, что “картель” требует самого прямого изложения фактов, причем в умеренных и не несущих оскорблений словах: такой вызов должен содержать имена, фамилии и титулы сторон и быть непременно датированным и подписанным тремя свидетелями»***.

Однако возможно ли представить себе французского задиру-дуэлянта, который, прежде чем драться, понесёт свой картель на подпись свидетелям или – Боже упаси – юристу?

Словом, старая французская знать не нуждалась итальянских уроках чести. Их вдохновляла уверенность, что настоящий дворянин и так знает, как правильно себя вести: ведь благородство у него в крови. Поэтому правила поединков стал в итоге определять не дуэльный кодекс, а так называемый кодекс чести – набор неписанных правил, основанный на прецедентах.

В этом есть некоторая сложность для историков. Им приходится реконструировать дуэльный этикет из сохранившихся описаний; но подробности большинства дуэлей нам неизвестны, а в известных редко встречается строгое следование нормам, поскольку норм, строго говоря, не существовало.

Однако кое-что всё-таки можно восстановить.

Вызов

Требование итальянцев обставлять вызов с бюрократической точностью, возможно, являлось причиной того, что у них самих дальше письменного картеля дело часто не шло. Предполагаемые противники разбирались в обстоятельствах ссоры вместе с третьими лицами и понимали, что всё можно уладить и без драки.

Французы считали это проявлением свойственной итальянцам трусости.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэльФранцузское дворянство, как правило, обходилось устным вызовом. Ну а поединок должен был незамедлительно следовать за ним без каких-либо отсрочек и отлагательств. Пока страсти не улеглись, дуэль имеет вид благородной схватки; но если противники перенесли встречу, они получили возможность остыть и обдумать всё хладнокровно. Если дело, в сущности, не стоило и выеденного яйца (а так случалось слишком часто), то отложенная дуэль тем самым превращалась в осознанное убийство.

Короче: чем быстрее дворянин хватался за шпагу, тем лучше. Это свидетельствовало о его доблести и о его готовности поставить честь выше жизни.

Когда Ричард Окделл в двусмысленной ситуации бросает вызов своему эру, мы воспринимаем это скорее как глупую мальчишескую выходку. Однако с точки зрения француза XVI-XVII века юный герцог поступает так, как и приличествует благородному сеньору: ставит свою честь и репутацию выше всего и презирает опасность.

Письменные вызовы во Франции тоже случались, как и отложенные дуэли. В этом случае картель нельзя было передавать через слугу или лакея. Подобный способ считался неприемлемым, а вызываемый мог отказаться от поединка без всякого урона для своей чести. Так гласила теория, но на практике известны примеры, когда это правило нарушалось обеими сторонами.

Дворянин, передававший картель, тем самым становился секундантом.

В подробности о причинах дуэли французы предпочитали не входить, обозначая их краткими намёками. И не всегда эти причины являлись истинными.

Секунданты

По правилам секунданты должны были выполнять роль судей на поединке. Однако знаменитая дуэль миньонов – та самая, которая описана Александром Дюма в «Графине де Монсоро», изменила их функции, и с тех пор они сделались полноценными участниками схватки.

Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть фото Что бросают вызывая соперника на дуэль. Смотреть картинку Что бросают вызывая соперника на дуэль. Картинка про Что бросают вызывая соперника на дуэль. Фото Что бросают вызывая соперника на дуэльВсё произошло случайно. На дуэли миньонов драться должны были только двое: Келюс и д’Антраг, которые поссорились из-за женщины. Каждого из них сопровождали двое секундантов: Келюса – Ливаро и Можирон, а д’Антрага – Риберак и Шомберг. Оказавшись на месте дуэли, Риберак (если судить по этому случаю, человек довольно богобоязненный) решил помирить противников, чем вызвал дикую злобу у Можирона. Последний тут же вызвал Риберака на дуэль и даже не дал тому как следует помолиться. Что же касается Ливаро и Шомберга, то они решили подраться за компанию. Не стоять же им было сложа руки, в конце концов!

Поединок наделал шуму и создал прецедент, которому отныне довольно долгое время следовали все французские дворяне. Только много позднее к секундантам вернётся свойственная им судейская роль.

Стоить ли говорить, что и засады, и вероломное вмешательство слуг, и всевозможные подлости встречались на дуэлях сплошь и рядом.

Место, время, оружие

Ход поединка

Очень гуманным поступком со стороны победителя было позволить тяжело раненому сопернику получить необходимое лечение, чтобы продолжить дуэль когда-нибудь впоследствии. Однако в этом случае сохранивший жизнь становился благодетелем для проигравшего, и драться с ним вторично значило проявить низкую неблагодарность. Победитель обретал двойную славу, а проигравший – двойной позор, если только в решающий момент не валялся при последнем издыхании. Многие дворяне высказывались в том смысле, что с большим удовольствием умерли бы, чем выжили благодаря великодушию противника.

К великодушию тогда вообще относились своеобразно. Если у кого-то из дуэлянтов ломалась шпага, оставляя его безоружным (когда бой вёлся без кинжалов), считалось вполне допустимым беззастенчиво воспользоваться этим. Например,

А вот другой образец великодушия и отношения к нему со стороны французской знати.

В 1559 году некий вспыльчивый юнец по имени Ашон Мурон вызвал на бой ветерана, капитана Матаса.

Но известны и другие примеры, когда победитель демонстрировал великодушие без особого ущерба для своего здоровья или репутации побеждённого. Если оба противника оказывались равными в доблести, победитель, обезоружив или ранив соперника, мог положить конец схватке, заявив, что предпочтёт скорее умереть сам, чем причинит вред столь храброму и благородному человеку. Иногда такие дуэлянты впоследствии становились друзьями.

Но ни дружба, ни кровное родство не могли стоять выше требований чести. Если двум друзьям или даже двум братьям приходилось сражаться в поединке на противоположных сторонах (обычно в качестве секундантов), они должны были ставить честь своих доверителей выше каких угодно личных привязанностей и уз. Иначе говоря, они обязаны были биться со всем ожесточением, и иногда это кончалось ранением или смертью.

Приносили ли дуэлянты извинения?

Настоящий дуэлянт никогда не приносил и не принимал извинений. Общество рассматривало их однозначно: как проявление трусости. Несмотря на существовавшие официальные формы извинений (pardonnez-moi, excusez-moi и remettez le moi), к ним не советовали прибегать, дабы избежать бесчестья. Даже сейчас, в XXI столетии, некоторые люди считают, что просьба о прощении служит признаком слабости (что, конечно, свидетельствует о грубости нравов). На деле следование голосу совести, особенно когда оно идёт вразрез с общественными предрассудками, требует подлинной смелости и доблести.

Если ссора двух дворян основывалась на каких-нибудь слухах или сплетнях, допускались взаимные объяснения, чтобы установить истинность или ложность наветов. Но даже если оказывалось, что слухи врут и причин для дуэли нет, это уже ни на что не влияло. Когда вызов брошен, а противники явились на место схватки, отступление становилось невозможным ни для кого из них.

Цель дуэли таким образом заключалась отнюдь не в установлении истины.

По этой причине гибель Людей Чести в «Сердце Скал» многими персонажами воспринимается как достойная.

В том же, что касается Рокэ Алвы, мне важно отметить одну существенную его черту, вообще свойственную байроническому типу героя: нежелание и неумение извиняться. Если иному французскому дворянину XVI-XVII века было легче откусить себе язык, чем сказать «pardonnez-moi», то Рокэ Алве даже мысли такой не придёт в голову: извинения и он находятся в разных вселенных. В лучшем случае это галантная любезность по отношению к даме, не предполагающая серьёзного переживания и уж тем более раскаяния. Для того, чтобы такой персонаж, как Алва, действительно проникся чувством вины, должно произойти нечто экстраординарное. Но и в этом случае он вряд ли сумеет выговорить: «Простите меня», а любая попытка вынудить эти слова силой вызовет яростный отпор.

Именно поэтому во второй части «Сердца Скал», в «Звере», мой Алва ни разу не просит прощения – даже тогда, когда видит у Холма Ушедших Валентина Придда и его маленького брата, которого не смог спасти; даже тогда, когда говорит с Ричардом в Эпилоге. В этот момент Алва уже чувствует весь груз вины, лежащей на нём, но ещё не имеет силы признать её.

Но о типе байронического героя – сложном и харизматичном – и его связи с образом Алвы я хочу поговорить во второй части этих заметок.

Примечания

*В. Р. Новосёлов. Последний довод чести: дуэль во Франции в XVI – начале XVII столетия. С. 122.

**Один из моих читателей справедливо указал мне, что итальянские обычаи, возможно, были также связаны с традиционным уважением к римскому праву: ведь итальянцы являлись прямыми наследниками древнеримской юридической практики.

***Р. Хоптон. Дуэль: всемирная история. С. 50.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *