Что будет если братская гэс рухнет
Большая Братская тайна
1 июля в городе Тулун, что в 200 км от Братска, 400 км от Иркутска, военные наконец начали бесплатно раздавать хлеб и воду. К тому моменту в городе, где сейчас нет ни электричества, ни работающего водопровода, да вообще мало что напоминает о цивилизации, уже работала спешно прибывшая команда вирусологов, власти успели ввести чрезвычайное положение, помимо прочего полностью запретили продажу алкоголя. Всё, как положено при ЧС. Пока не ясно, что делать с гигантскими нефтяными пятнами, которые расползаются от нескольких целиком ушедших под воду бензохранилищ и могут полыхнуть в любой момент. Взрывоопасная плёнка наплывает на 1,7 тыс. домов, которые затопило на высоту 5–10 метров, так что от большинства остались лишь крыши, торчащие из волн. Часть домов вообще снесены водой. Вместе с городом под воду ушли местный аэропорт и 14 км проходящей вдоль Тулуна федеральной трассы «Сибирь».
Страшная стабильность
Одно дело – слышать в новостях нейтральное слово «паводок», совсем другое – оказаться в эпицентре событий. В конце июня в реке Ия, на которой стоит Тулун, резко поднялась вода, уровень вырос до 14 м при критической отметке семь. Вообще-то 10 лет назад, в предыдущий паводок, в Тулуне укрепляли берег Ии, тогда насыпали дамбы высотой до 3 метров. Такого масштаба бедствия, как нынешний, никто не ждал.
В 2019 г. вода шутя прошла сквозь эти сооружения, дамбы не выдержали. Как рассказывают очевидцы из числа местных жителей, по прилегающим к реке районам прокатилась волна высотой до 10 метров. Город затопило, вода прибывала по несколько метров за час. По словам пострадавших, «люди не успели даже документы собрать, похватали родных и побежали. Некоторые дома поплыли вместе с людьми, была видна куча домов, которые врезались в федеральный мост и просто рассыпались под ним. Сейчас, когда вода стала на уровне моста, дома врезаются в него и остаются там, как в запруде. Но в первые сутки, когда было самое страшное, когда вода прибывала совсем сильно, МЧС даже не пахло. По новостям же получалось, что «людей просто чуть-чуть подтопило».
В официальных сводках этот апокалипсис сейчас называют «ситуация стабилизировалась». Стабильность, конечно, та ещё. Но хотя бы не воплотился худший сценарий. Пока известно про семь жертв наводнения в Иркутской области и девять пропавших без вести. Могло быть много страшнее. Три дня назад, когда стало ясно, что грандиозный паводок с каждым днём поглощает всё большую территорию, Тулун, немаленький город с населением 42 тыс. человек, собирались полностью эвакуировать. Это самое крупное из по уши затопленных поселений, но далеко не единственное. 30 июня МЧС сообщало о 28 затопленных в Приангарье деревнях и посёлках, сутки спустя в сводках их было уже 55. К 1 июля всего под воду ушло 6, 6 тыс. домов, в 33 посёлках полностью вырубило электричество, вода снесла 10 мостов, накрыла 17 огромных участков федеральных дорог. То есть на гигантской территории нет ни света, ни транспорта, посёлки отрезаны.
К счастью, такое длится обычно недолго. Неделя-другая, вода спадёт, люди постепенно вернутся в дома или то, что от них осталось; дороги расчистят; свет снова включат; начнётся восстановление. Появится время разобраться в ситуации, задав главный вопрос: как это вышло?
Катастрофические загадки
Что обращает на себя внимание прежде всего? Самые пострадавшие районы: Тайшетский, Тулунский, Чунский и Нижнеудинский – это по сибирским меркам в двух шагах от Братска. Но на всю страну известен даже не столько Братск, сколько легендарная стоящая на Ангаре Братская ГЭС с её крупнейшим в России Братским водохранилищем. Так же как нашумевшая в новостях река Ия – не что иное, как бывший левый приток Ангары. Бывший, потому что с появлением водохранилища она стала его притоком. От Тулуна до Братского водохранилища всего 148 км.
То есть нынешние крайне драматические события происходят не абы где, но непосредственно в зоне одного из крупнейших в мире каскадов ГЭС, которых на Ангаре четыре, и в планах пятая! Тех самых сооружений, которые, по идее, напрочь снимают риск наводнений и паводков. Это так же странно и подозрительно, как грандиозный пожар прямо в пожарной части. Кстати, нынешний паводок – далеко не первый в череде сильных наводнений, разразившихся за последние годы в этих краях. Выходит, в «пожарной части» не просто полыхает, а регулярно.
Что касается значения ГЭС для безопасности, с защитой от наводнений, – всё предельно просто. Турбины ГЭС движет вода, то есть реки. Чем мощнее река, тем больше энергии. Однако реки не так стабильны, в году бывают маловодные месяцы, поэтому энергию рек, по сути, запасают в огромных аккумуляторах-водохранилищах. Заодно это позволяет тонко регулировать уровень воды, поддерживая его стабильным, не позволяя ни опускаться, ни подниматься выше нормы. Тут надо действовать аккуратно. Если вовсю раскрыть все шлюзы на дамбе, резко сбросив воду с плотины, гарантировано грандиозное наводнение на тысячи километров вокруг. Так что те, кто держит руку на этом кране, контролируют огромную и страшную силу, несут не меньшую ответственность, чем люди на АЭС.
Конечно, бывали накладки. Порой очень странные. Например, специалисты до сих пор называют самой загадочной в истории энергетики грандиозную аварию 2009 г. на втором гидроагрегате Саяно-Шушенской ГЭС. Трагедия унесла жизни 75 человек, на годы оставила Сибирь без 4, 5 гигаватт энергии, в итоге восстановление станции заняло 5 лет и обошлось в 41 млрд рублей. По Енисею тогда, после аварии, пошло громадное пятно вытекшего из затопленного машинного зала мазута, оно тянулось на 130 км. За огромный ущерб Енисею с владельца российских гидростанций, компании «РусГидро», слупили отельный штраф в 110 млн рублей.
Счёт плотинам
Одним словом, в большой гидроэнергетике умеют, когда надо, напускать туман, и сегодня далеко не всё тайное стало явным. Что видим сейчас? Если зайти издалека, у владельца Енисейского каскада ГЭС, что неподалёку от зоны затопления Иркутской области, компании «РусГидро», были очень тяжёлые 8 лет с точки зрения роста барышей.
Причиной стала природа. Ангара, которая проходит по Иркутской области, затем Красноярской, – единственная река, которая вытекает из Байкала. По пути её последовательно цепляют мощнейшие Иркутская, Братская, Усть-Илимская, теперь и Богучанская ГЭС, построенная по велению и в исключительных интересах алюминиевого олигарха О. Дерипаски. Алюминиевая промышленность крайне энергозатратная, так что ему никуда не деться без дешёвой энергии сибирских ГЭС, это база его процветания. Все вместе сибирские ГЭС компании дают почти 30 ГВт.ч в год. Это вдвое больше выработки дальневосточных ГЭС, включая огромную Бурейскую. Сибирь с её четырьмя ГЭС даёт не сильно меньше, чем девять огромных гидростанций Центральной России. И всё это работает на металлургов. Крылатый металл алюминий – самый страшный пожиратель энергии во всей промышленности. На выплавку каждой тонны нужно до 20 МВт.ч. С учётом, что в 2018 г. предприятия О. Дерипаски выплавили рекордные 3, 7 млн т алюминия, получается, что на их производство пошло 74 ГВт.ч энергии. Это всё производство сибирских ГЭС и ещё столько же. Понятно, почему алюминиевые короли до энергии абсолютно ненасытны.
Так вот, в 1996 г. природа преподнесла сюрприз. На Байкале, который, по сути, в одиночку питает энергией всю грандиозную Ангарскую цепочку ГЭС, которая, в свою очередь, и основное топливо, и мотор алюминиевых заводов О. Дерипаски, случился многолетний засушливый период. С 1996 по 2003 г. Байкал давал только 70% обычной нормы притока воды. Простыми словами, водохранилища год от года недополучали потоки, постепенно мелели, выработка энергии, разумеется, падала. Тут экономика предельно простая: сбрасываешь на турбины больше воды, получаешь больше энергии, значит, прибыли. По расчётам, затяжной восьмилетний период великой байкальской суши в общей сложности обернулся потерей не менее 50 ГВт.ч. Это с точки зрения заработков почти два потерянных года.
Похоже, и алюминиевые олигархи, и энергетики хорошо усвоили тот урок. Теперь турбины на гидростанциях раскручивают настолько мощно, насколько это возможно. В 2018 г. «РусГидро» даже ухитрилась обогнать остальную энергетику. Если по всем источникам энергии выработка за год в РФ выросла на 1, 7%, на ГЭС она подскочила на 2, 8%, до рекордных в истории 144 млрд кВт.ч. И такой подъём у гидроэнергетиков идёт уже четыре года подряд. Конкретно сибирские ГЭС подросли очень мощно, с 25, 38 тыс. ГВт.ч в 2017 г. до 29, 544 тыс. ГВт.ч в 2018 году.
Вроде бы только радоваться. Если бы не побочные эффекты подобного роста. Если посмотреть на самые свежие данные от 1 июля по уровням воды на всех четырёх плотинах Ангарского каскада, становится предельно ясно одно. Тем, кто управляет плотинами, нет никакого дела до каких-то паводков и наводнений. Воду не только не аккумулируют в тяжёлый период половодья и дождей, как сейчас, чтобы временно понизить уровень в реках. Её, похоже, наоборот, сбрасывают всё активнее. Вот конкретные цифры. На первой в цепочке плотине Иркутской ГЭС 1 июля вода стояла на отметке 456 м (высота считается над уровнем моря), тогда как нормальный уровень – 457, потолок – 458 метров. Дальше, на Братской, воды откровенно недобирали. При нормальном уровне на плотине 402 м вода реально стояла на 392 метрах. На деле эти несколько недобранных метров – огромный объём воды. Потому что Братское водохранилище – это чудовищная масса воды с площадью озера 5, 47 тыс. кв. км, длиной береговой линии 7 тыс. км, глубиной до 150 метров! В общем, это 35, 4 кубических км (!) воды, которые в конечном счёте упираются в гравитационную плотину длиной 1, 4 километра.
Так что недостающие прямо сейчас 10 м до нормы на Братской плотине – это чудовищная, трудновообразимая масса воды. Спрашивается, куда она делась именно сейчас? В период бурного половодья, когда проливные дожди стояли столбом неделю и переполнили реки? Немыслимая масса воды внезапно «испарилась» из водохранилища как раз в тот период, когда было логично её аккумулировать как можно сильнее. Чтобы уберечь регион от потопов. Кстати, также сейчас недобирают 1–1, 5 м до нормы и следующие в очереди Усть-Илимская и Богучанская плотины. Похоже, вот и все великие тайны энергетики и всесибирского потопа. А пока президент приказал ликвидировать последствия паводка. Но пора бы приказать ликвидировать ПРИЧИНЫ этого ужаса. Того, что уже был в 2013 г. в районе Зейской ГЭС на Дальнем Востоке. Иначе кошмар сотен тысяч людей будет продолжен. А жирные коты, как и прежде, будут крутить сытыми мордами и разглагольствовать о благе Отечества. Эй – начальник.
Напомним, что ниже Братской ГЭС расположены ещё две…
Разрушительный трафик
Единственный способ остановить разрушительное воздействие на плотину Братской ГЭС растущего автомобильного трафика и грузовых железнодорожных перевозок — построить мост через Ангару в нижнем бьефе ГЭС и вынести авто- и железную дорогу
Воспетая поэтом Евгением Евтушенко Братская ГЭС перегружена потоками автомобильного и железнодорожного транспорта, вибрация от которых самым негативным образом сказывается на конструкции плотины. Причем с каждым годом транспортный трафик увеличивается.
«Результаты наблюдений на Братской ГЭС показали, что проходящие по плотине грузовые составы являются основным источником техногенных вибровоздействий на бетонную плотину как по силе, так и по продолжительности воздействия и частоте», — заявили «Эксперту-Сибирь» в пресс-службе федерального Ростехнадзора.
Решение проблемы износа ГЭС и сохранение федерального автомобильного и железнодорожного сообщения через Братск оценивается в 52 млрд рублей.
Под давлением
Через плотину Братской ГЭС проложена электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль. Исследования показали, что неудовлетворительное состояние дренажа приводит к просачиванию воды через деформационные швы на нижнюю часть консоли, что приводит зимой к появлению наледей. Наиболее проблемный участок — правобережная насыпная плотина, в дренажной галерее которой наблюдаются суффозные выносы — размывание грунта.
Показания пьезометров на Братской ГЭС выявили изменение уровней при прохождении поездов в пределах двух–четырех сантиметров. То есть установлен факт пульсации градиента фильтрационного потока в правобережной плотине под влиянием движущегося железнодорожного транспорта. Прохождение поездов также приводит к регулярному возникновению остаточных микросмещений на швах между секциями бетонной плотины.
Проблема усугубляется растущими год от года объемами грузоперевозок по железнодой дороги. «Для нашей дороги 2014-й стал годом рекордов. Зафиксирован абсолютный исторический максимум по объему грузооборота (211 млрд ткм). Установили рекорд по весу грузового поезда на Транссибе и БАМе (8 000 и 7 100 тонн)», — говорил в недавнем интервью «Эксперту-Сибирь» начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов (см. «БАМ — это не только железнодорожный проект» в № 21 за 2015 год).
«Модернизация Транссиба и БАМа идет полным ходом: прокладываются новые пути, реконструируются станции. Конечная цель — пропускать по БАМу 27 пар поездов и перевозить 50 миллионов тонн грузов в год. То есть вдвое больше, чем сейчас. Первый этап реализации проекта рассчитан до 2017 года. В нынешнем году планируем сдать первые объекты и запустить по ним движение», — подчеркнул Фролов.
За последние пять лет интенсивность движения транспорта по плотине Братской ГЭС увеличилась на 30%. «Счетчик интенсивности на выезде из Братска показывает 2 236 автомобилей в сутки (транзитный транспорт). Через ГЭС проходит не менее пяти тысяч автомобилей в сутки, — комментирует ситуацию пресс-служба Минтранса России. — При проезде грузового транспорта через ГЭС ощущаются вибрации. При проведении ремонтных работ на автомобильной дороге Братской ГЭС в 2013–2014 годах были серьезные затруднения движения. Проезд расстояния в пять километров занимал два часа. Произведен ремонт покрытия на участке три километра. Текущее состояние удовлетворительное. При ДТП на участке автомобильной дороги через ГЭС движение парализуется полностью до момента ликвидации последствий».
«Начиная с первых лет эксплуатации ГЭС, на автодорожном мосту возникали аварии. То каток при транспортировке при резком торможении съехал с трейлера, то водитель самосвала не справился с управлением и, пробив защитное ограждение, завис над машинным залом. Все это и риски возможных ДТП всегда подталкивали руководство станции к постановке вопроса о строительстве мостового перехода в нижнем бьефе», — говорит директор Братской ГЭС Андрей Вотенев.
По данным Минтранса РФ, подходы к Братской ГЭС (6,7 км на левом берегу и 12 км на правом берегу) находятся на балансе Братского муниципалитета. Дорога через Братскую ГЭС (5,1 км) — под управлением ОАО «Иркутскэнерго» (входит в ОАО «ЕвроСибЭнерго»), при этом земляные плотины — собственность РусГидро, а бетонная плотина — принадлежит Иркутскэнерго.
В ожидании моста
Еще в 2009 году, сразу же после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, Прибайкальское управление Ростехнадзора выдало собственнику станции предписание: проработать вопрос о снижении вибрационных воздействий от проходящего железнодорожного транспорта по плотине Братской ГЭС и контролю над их уровнями, а также проработать вопрос строительства железнодорожного и автомобильного моста через Ангару в нижнем бьефе гидростанции.
В 2010 году Иркутскэнерго, РЖД и генеральный проектировщик Братской ГЭС (Институт Гидропроект) начали прорабатывать вопрос о возможности укладки бесстыкового пути для исключения воздействия на гидротехнические сооружения от проходящих автомобилей и железнодорожных составов.
Для решения проблемы разрушения ГЭС, Иркутскэнерго выступило с технико-экономическое обоснованием строительства совмещенного мостового перехода через Ангару в нижнем бьефе Братской ГЭС и выноса авто- и железной дороги. Расчетная стоимость инвестиций — 52 млрд рублей.
«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору поддерживает необходимость строительства железнодорожного и автомобильного переходов в нижнем бьефе Братской ГЭС с целью снижения нагрузки на гидротехнические сооружения», — сообщили в Ростехнадзоре.
Ожидается, что «братский» проект реализуют на принципах частно-государственного партнерства. Однако сроки его воплощения в жизнь пока не определены. «В федеральной целевой программе по развитию транспортной системы до 2020 года строительство мостовых переходов через реку Ангара в Братском районе не планируется», — лаконично отметили в Минтрансе РФ.
Впрочем, на самой ГЭС не сомневаются: реализация проекта по строительству моста через Ангару и выносу авто- и железной дороги — это вопрос времени. «Безусловно, строительство мостового перехода в нижнем бьефе будет выполнено. Это объективная необходимость. Просто нужно соблюсти все процедуры и согласования для принятия официального решения», — считает Андрей Вотенев. Документы по обоснованию строительства моста прорабатываются в Правительстве РФ, сообщил директор ГЭС.
А пока Иркутскэнерго продолжают вести мониторинг воздействия авто- и железнодорожного транспорта на бетонную конструкцию плотины Братской ГЭС. «С помощью специализированной организации мы проводим анализ и оценку всех ранее выполненных работ по теме влияния транспорта на сооружения Братской ГЭС и намечаем мероприятия по детализации измерений. Для более качественного анализа необходимо проводить углубленный мониторинг состояния строительных конструкций, земляных и бетонной плотины. Безусловно, существуют постоянные риски аварий как на автодороге, так и на железной дороге в зоне гидротехнических сооружений ГЭС. Никто от этого не застрахован. Оценка последствий зависит от масштаба аварий на транспорте», — подчеркнул Андрей Вотенов.
Братская ГЭС — одна из крупнейших и наиболее известных ГЭС России. Является второй, после Иркутской ГЭС, ступенью Ангарского каскада ГЭС. Строительство гидростанции велось с 1954 по 1967 годы. Длина бетонной гравитационной плотины — 924 метра, максимальная высота — 124,5 метра. Установленная мощность Братской ГЭС — 4 500 МВт. В здании ГЭС установлено 18 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 250 МВт, работающих при расчетном напоре 106 м. Существует возможность увеличения установленной мощности до 5 000 МВт (путем установки двух дополнительных гидроагрегатов). Братская ГЭС является основным поставщиком электроэнергии для Братского алюминиевого завода. Для передачи электроэнергии потребителям от подстанции ГЭС отходит пять ЛЭП-500 кВ и 20 ЛЭП-220 кВ. Среднегодовая выработка находится в пределах 23–25 млрд кВт/ч. В многоводные годы выработка достигает значения 30 млрд кВт/ч. Братская ГЭС контролируется ОАО «Иркутскэнерго», при этом земляные плотины ГЭС находятся в собственности ОАО «РусГидро».
Прогноз прорыва плотин. Турбины на крупнейших гидроэлектростанциях давно выработали свой ресурс
Менее четверти плотин и других гидротехнических сооружений находятся «в работоспособном техническом состоянии», свидетельствуют результаты проверки Счетной палаты.
Не менее удручает положение дел и в сфере водного транспорта: степень износа судов Росморречфлота по состоянию на начало этого года составила 83,3%. За этот же период на 43,6% выросла протяженность внутренних водных путей, непригодных для регулярной навигации, – 49 661 километр водных маршрутов не имеет навигационного оборудования и гарантированных для прохода судов размеров. Еще в 2010 году этот параметр составлял 34 580 километров. В результате «снижаются эксплуатационные возможности речного флота, падает спрос на перевозки грузов внутренним водным транспортом, снижается безопасность речных пассажирских перевозок».
Дополнительные риски для безопасности создает высокая текучка кадров и хроническая недоукомплектованность штата. В подотчетных Росморречфлоту структурах 1 января этого года было свободно 6 152 должностей (24,9%). Социальная поддержка недостаточна, чтобы закрепить нужных специалистов. В итоге, кадровый голод снижает безопасность судоходства, считают в палате.
И это несмотря на ежегодно увеличивающиеся отчисления из госбюджета на поддержку и развитие водного транспорта! Если в 2010 году казна выделила на эти цели 17,3 млрд. рублей, то в 2012 году – уже 26,5 млрд. рублей. Эти данные подготовил аудитор Сергей Рябухин. Материалы будут направлены в Минтранс России, Росморречфлот, а также в Росимущество. Кроме того, отчет о проверке получат Госдума, Совет Федерации и МВД России.
Цифры говорят за себя, но эта не вся правда. Ведь гидротехнические сооружения для судоходства (шлюзы и обводные каналы) часто соседствуют с гораздо более мощными конструкциями, в виде плотин, в том числе при электростанциях. Исследование Счетной палаты не затрагивало их состояние, между тем они, может быть, даже важнее для жизнеобеспечения, а аварии на них наносят еще больший ущерб и уносят множество человеческих жизней.
Вспомним, хотя бы, трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, в которой погибло 75 человек, а материальный ущерб Сергей Шойгу поставил вровень с аварией на Чернобыльской атомной станции в 1986 году. Как установило расследование Ростехнадзора, причиной аварии было разрушение шпилек крепления крышки одной из турбины. Служивший десятилетия металл попросту «устал», стал хрупким от времени и не выдержал обычного колебания нагрузки. Со дня той катастрофы исполняется ровно четыре года, но, как оказывается, тот опыт до сих пор не учтен, трагедия вполне может повториться и на других крупнейших ГЭС.
Рассказать о ситуации в отрасли«СП» попросила уникального специалиста Анатолия Епифанова (Красноярск), за плечами которого участие в строительстве полвека назад Саяно-Шушенской, Красноярской, Братской, Усть-Илимской, Зейской и Кировской (Киргизия) гидроэлектростанций. На протяжении 12 лет эксперт проработал директором Сибирского филиала расположенного в Санкт-Петербурге ВНИИ гидротехники. Сегодня в свои 78 лет Епифанов читает лекции студентам и участвует в регулярных проверках состояния крупнейших ГЭС в России.
«СП»: — Знакомясь с результатами проверки Счетной палаты, невольно приходишь к выводу, что гидросооружения на наших реках и водохранилищах имеют колоссальный износ, а потому аварий можно ждать со дня на день буквально в любом точке России. Так ли это?
— Все крупнейшие гидросооружения в стране проектировались минимум на 100-летний срок работы, а то и более. И они имеют все шансы отработать это время, особенно в мягком климате, таком, как на Волге. Однако здесь речь идет о самих бетонных сооружениях, вроде плотин. Оборудование – это другое дело, его надо регулярно менять, обновлять, мониторить степень износа.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС с технической точки зрения – что-то невероятное. Но там произошло «охрупчивание» металла крепления турбины из-за времени. Если взять Красноярскую ГЭС, то она проработала чуть менее, но тоже полвека ей есть. И до сих пор турбины и другое крупное оборудование на ней, хотя и обслуживались, но не заменялись на новое. Считается, что оно должно работать 25 лет, а затем должно полностью устанавливаться новое. Но этот расчет не вполне корректен, ведь он исходит из того, что турбины все время крутят на максимум, в том же Красноярске они вращаются довольно медленно, что позволяет увеличить срок эксплуатации.
«СП»: — Сегодня они отработали уже два расчетных срока. А сколько – предел?
— Этого вам никто не скажет, потому что не существует качественной методики определения, насколько потерял свои пластичные свойства металл на тех же турбинах. В советское время такие методики не успели разработать, а сегодняшние молодые специалисты предлагают такое, что ничего хорошего я от них не жду. Причина проста – система обучения новых специалистов полностью развалена. Сибирский филиал нашего профильного ВНИИ гидротехники в Красноярске был продан по распоряжению Чубайса, сегодня в этом здании расположили свои офисы семь разных коммерческих банков. Сегодня только МЭСИ в Москве и филиал в Новосибирске выпускают нужных специалистов. Однако проблема не только в том, что качество обучения уже не соответствует советским стандартам, но и в том, что реально в отрасль молодые люди не приходят. За 10 последних лет ни один выпускник новосибирского филиала не выехал на работу за пределы Новосибирска. А что им всем делать в этом городе? Работа там только не по профилю. Все хотят сидеть в тепличных условиях.
Пять лет назад я делал доклад об этом в «РусГидро» в Москве, предлагал оставшимся нескольким качественным специалистам советских времен дать в обучение молодежь, прикрепить по несколько человек к кадому, иначе никакой преемственности не убедт. Даже обслуживать будет некому плотины и ГЭС. Доклад назвали очень интересным, но ничего сделано не было. Вот мне в этом году исполняется 79 лет, я до сих пор читаю сопромат студентам, но оставить после себя хороших специалистов именно по гидротехнике я не смогу.
«СП»: — Досконально назвать процент износа турбин в Красноярске нельзя, но ведь понятно, что он где-то на пределе?
— Конечно, эти турбины давно менять пора, но денег на это никто не дает. Плотина и ГЭС находятся под контролем Олега Дерипаски, однако он сегодня, как говорят, совсем лишен свободных средств, имеет больше долги по бизнесу. Между тем, менять надо сразу 12 турбин, каждая из которых стоит более 900 миллионов рублей. Приезжают эксперты с завода-изготовителя турбин, говорят: авария на носу, меняйте срочно. Приглашает ГЭС каких-то своих экспертов, те говорят, мол, еще лет 15 можно спокойно на этих турбинах работать.
«СП»: — А на других станциях тоже такая неприглядная картина?
— Сегодня Зейская ГЭС спасает Благовещенск от наводнения. Штатно она должна спускать 3500 кубометров в секунду, однако муссоны создали перегрузку, и ей приходится в эти часы сбрасывать через себя по 9200 кубометров в секунду. Это работа в очень форсированном режиме, но пока плотина держит, хотя оборудование тоже не менялось с самого начала работы. Если здесь будет авария, мы Благовещенска вообще больше не увидим, и множество поселков по берегам смоет начисто, если эту плотину прорвет.
Более 25 лет отработали турбины на Братской ГЭС. Там жесткие сибирские режимы эксплуатации, это не европейская часть страны. До Урала крупные волжские плотины должны быть вполне надежными, ими занимаются, регулярно обновляют. Небольшие плотины, конечно, получают меньше внимания, на них случаются аварии. Например, своем недавно в Челябинской области прорвало небольшую плотину, смыло автомобиль с двумя людьми, они погибли.
Это что касается старых плотин. Из новых меня очень беспокоит Богучанская ГЭС в Иркутской области. Она состоит из двух частей: одна полностью бетонная, а вторая – грунтовая с асфальтовой диафрагмой. Эта технология совершенно не апробирована, она применяется вообще впервые, и сразу в очень жестких климатических условиях Сибири. Пока здесь запущено 2 турбины из 8, поскольку еще не подведена передача электроэнергии, но когда это начнет работать на полную мощность, может произойти что угодно. Лично я не ожидаю ничего хорошего.