Что будет если бросить учебу
Ухожу красиво: как бросить учёбу и уйти из университета без последствий
Редкий человек с детства знает, чем он хочет заниматься. Неудивительно, что абитуриенты часто ошибаются в выборе вуза и все годы обучения мечтают только о том, как уйти из университета. Не страшно, если на середине учёбы вы поняли, что ошиблись — ещё можно всё исправить.
Почему может появиться желание уйти из вуза
Многие люди довольно легкомысленно относятся к выбору вуза. Неудивительно — абитуриентам всего 17–19 лет, у них ещё нет опыта работы в желаемой сфере, и они не имеют представления о том, чем им хочется заниматься. Нередко подросток выбирает университет по рекомендации родителей или друзей, а во время учёбы приходит разочарование от ненужной ему специальности. Но бывает и другие причины: например, конфликты с преподавателями. Чаще всего встречается следующие причины, почему бросают институт:
Если всё-таки решились бросить универ…
Если желание бросить учёбу действительно взвешено и вы собираетесь воплотить его в жизнь, не торопитесь. Сначала подумайте об организации жизни на ближайшее время. Нельзя ведь просто уходить в никуда, не строя никаких планов.
Как осознать, чем хочется заниматься дальше
Что делать, если хочется бросить учебу и сменить сферу деятельности? В первую очередь, разумеется, понять, чем хочется заниматься дальше. Хорошо, если вы хотите остаться в той же профессии, и просто планируете сменить вуз на более престижный. А если пришло разочарование во всей сфере? В таком случае есть два пути:
И помните о том, что не обязательно получать высшее образование. Есть колледжи, обучающие курсы, а иногда работодатель сам учит своих будущих сотрудников. А если вы не хотите торопиться с выбором, то можно просто для начала найти подработку, которая не требует диплома, а уже потом, через полгода-год, продолжить получение образования, если оно потребуется.
Подготовка к будущей учёбе или работе
Но к будущей жизни придётся подготовиться. Разумно сделать это ещё до того, как покинете стены вуза — так вы ещё сможете отступить в случае каких-то проблем.
Что делать дальше
Сферу деятельности определили, к переводу подготовились — что делать дальше, если бросил институт? А это зависит от того, чем планируете заниматься.
Если в планах продолжение образования — придётся готовиться к повторным экзаменам и сдавать их перед подачей документов в институт. У вас много времени: можно подготовиться получше, чтобы точно пройти на бюджет. И, конечно, не забудьте подобрать подходящее место учёбы. Не стоит забывать и о средне-специальном образовании.
Вне зависимости от того, как планируете развивать карьеру, обязательно найдите себе подработку. Особенно это касается тех, кто обучался на коммерческой основе и решил бросить институт. Стоит ли удивляться, что родители будут не в восторге от такого поступка и изменят к вам отношение в худшую сторону. Но, если вы начнёте обеспечивать себя без их помощи, то сможете доказать свою самостоятельность и ответственность за принятие важных решений.
О чём нужно помнить, уходя из вуза
Во-первых, если обучение было не завершено, то вы можете попробовать поступить на бюджет в другой университет. А что делать, если вы не хотите учиться в университете, но мечтаете о сложной и интересной профессии? Попробуйте поступить в колледж! По закону каждый человек имеет право бесплатно пройти все ступени образования, так что вы можете даже попасть на бюджет, если успешно пройдёте вступительные испытания.
Во-вторых, не забывайте про стажировки и обучение прямо на рабочем месте. Часто работодатели устраивают короткие интенсивные курсы для обучения студентов, и приглашают на работу тех, кто показал наилучшие результаты. Если у вас появится такая возможность, обязательно ею воспользуйтесь.
В-третьих, если вы раздумываете над тем, поступать ли в другой университет, надо знать о необходимости диплома для желаемой работы. Некоторые специальности не требуют диплома — в них основным критерием будут опыт, знания и портфолио. Но на ответственной и точной работе, например, в медицине или юриспруденции, диплом обязателен.
Главное, о чём вам нужно помнить — от ошибок в выборе не застрахован никто, и желание сменить вуз абсолютно нормально. Вы всегда можете начать с чистого листа, если действительно этого хотите. Да, придётся с нуля осваивать новую профессию и искать подработку на время. Но зато вашим результатом будет профессия мечты и отличная карьера.
Хочу бросить учёбу. Бросать или нет?
В данной статье мы обсудим ситуации, когда стОит продолжить обучение, а когда лучше бросить.
На этот вопрос я уже частично ответил в статье о теории пределов, и сейчас мы обсудим его более обстоятельно – когда стОит продолжить обучение, а когда всё же лучше бросить. Сразу откинем всевозможный форс-мажор, когда обстоятельства непреодолимой силы делают учёбу затруднительной и невозможной. И ещё я сразу оговорюсь, что содержание данного поста ни в коем случае не претендует на какую-то абсолютную истину, и каждый из вас волен сам принимать то или иное решение.
Мысль бросить институт, университет или проф. учебное заведение часто возникает на 1-2 году обучения, и тому могут быть самые разные причины. Но, вне зависимости от причины, я вам советую придерживаться главного правила:
Не нужно торопиться с решением. Бросить, оно всегда успеется 😉 И, тем более, здесь не нужно проявлять активную инициативу («порву зачётку, пойду в армию»), а как раз – откинув эмоции, спокойно проанализировать ситуацию. Какую именно?
Ситуация первая. Конфликт в коллективе, конфликт с преподавателем, какие либо неурядицы в личной жизни и т.д. Почти всегда – это просто глупейшая причина, для того чтобы прекращать обучение (если банально, то ошибка молодости). Конфликты могут возникнуть где угодно, с кем угодно, и поэтому гораздо конструктивнее попытаться разрулить эти самые конфликты. И ещё есть известная народная мудрость: любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. И ненависть тоже. Особенно глупо прерывать учёбу на старших курсах – постарайтесь во что бы то ни стало закончить учебное заведение, и лучше без академического отпуска.
Ситуация вторая. Слишком много прогулов, слишком запущен материал. Чаще всего так бывает в первом семестре, когда вчерашний ученик сталкивается с новыми условиями, о которых я уже упоминал в статье о форме обучения. В большинстве случаев никто не контролирует, посещает студент занятия или нет, и вне зависимости от причины пропусков – отчитываться всё равно надо.
Однако вернёмся к вопросу, что же делать при таком раскладе? Первое: интересно ли вам ТО, чему здесь учат? Может статься, в институт «затолкали» родители, или вы в него поступили потому что «многие из класса поступили». Но даже и в этом случае не нужно торопиться. Первую сессию я бы советовал закрыть в любом случае. Осталось 2 недели? Успокаиваемся, отбрасываем все метания и системно, по 8 часов в день навёрстываем упущенное. Осталась 5-7 дней? Никакой паники. Работаем по 12-14 часов в сутки и что-то «разгребаем» в период сессии. Не успеваем? Можно (и нужно) кого-нибудь нанять за деньги. Остались долги? Экая невидаль, подчищаем «хвосты».
И это вовсе не умозрительные советы, я сам оказывался в ситуации, когда за 10 дней нужно было «подняться из пепла». Самое трудное было заткнуть куда подальше все эмоции, и начать действовать.
Ситуация третья. Трудно учиться. В отличие от предыдущего пункта, мысль «бросить учёбу» может появиться буквально в первые недели сентября. Разбираемся.
Учиться действительно трудно, особенно на «технических» специальностях. Примите этот факт как данность. В нашем потоке на отделение прикладной математики поступило 28 человек, а дипломы получили 11. Те, кто «выжил», часто сидели в институте до 6-7 вечера, терпеливо и методично осваивая программирование.
Что делать, если на вас «навалилось» много трудных предметов, в которых мало что понятно? Во-первых, налегаем на практику: примеры, задачи, лабораторные, примеры, задачи лабораторные. Практика поможет понять теорию, и, кроме того, полученные навыки могут просто спасти на экзамене – если вопрос решается между «двойкой» и «тройкой». И тут я бы ещё советовал отбросить перфекционизм, а-ля «тут не понятно – целая трагедия». Даже если бОльшая часть материала осталось не понятной – идём вперёд, и еще раз идём вперёд. Учимся дальше.
Второй момент касается доступности материалов. «Много непонятного» – это не случайно. Технические предметы не только трудны для изучения – их очень трудно преподавать. И из своей школы и ВУЗа я могу припомнить от силы нескольких учителей, которые действительно хорошо объясняли физику, химию и математику. Поэтому ищите источники доступной информации: методички, книги, Интернет-ресурсы. Кстати, их тоже не так много, как и доходчиво объясняющих преподавателей.
В частности, если есть проблемы с математическим анализом («вешалка» для многих), то можете обратиться к моей статье Пределы по Коши, где я попытался объяснить специфику этого раздела высшей математики. Кроме того, в рамках блога есть отдельный пост, посвящённый доступной литературе по вышмату.
И в заключение статьи о том, когда лучше уйти. Веской причиной оставить учебное заведение является такое чувство, как тошнота. Это когда не «что-то не понравилось», «учиться не хочется», а когда тошно. От учёбы. Это не когда «я всё запустил(а) и ничего не сдам», а когда тошно. И это не когда учиться ТРУДНО – это когда учиться ТОШНО. Выше я не случайно рекомендовал отучиться 1-2 года, чтобы наверняка разобраться в ситуации и не принять скоропалительное, зачастую ошибочное решение.
Причины тому могут быть самые разные: несамостоятельный выбор специальности или выбор просто не подходящей ИМЕННО ВАМ специальности. Хотелось стать программистом, а на месте усидеть не могу; хотелось стать журналистом, а публичность хуже казни. Кроме того, выбранная профессия может оказаться вовсе не «по зубам»: сижу, сижу, да ничего в СИ++ не понимаю; пишу, пишу, да никто не читает.
В такой ситуации следует самым внимательным образом проанализировать свои интересы и способности, и если всё плохо – уйти. Обратите внимание – не «бросить», а осознанно уйти. Разница большая.
После отчисления жизнь не заканчивается. А только начинается, ибо заниматься не «своим» делом – не есть жизнь. Что делать дальше? Мнение может быть спорным, но я всё-таки его озвучу: возможно, лучшим вариантом будет устроиться куда-то на работу, чему-то научиться. Почему имеет смысл не заново куда-то поступать, а именно работать? Реальная практика поможет вам понять, что нравится, что не нравится, что получается, а что – нет, где можно заработать, а где копейки. После чего уже целенаправленно поступить на «заочку» чтобы получить профильное образование в нужной области.
Пройти до конца: почему бросать и снова начинать учиться — это нормально
Многие из нас начинают и бросают много самых разных дел. В этом плане онлайн-обучение — не исключение, а один из самых частых примеров. По данным исследования, проведённого в России в 2020 году, только у 28 % онлайн-школ до конца курса доходят 70 % учеников и более. В мире в целом “доходимость” два-три года назад ещё ниже: в среднем курс заканчивали только 3 % из тех, кто его начал, причём показатель с годами падал всё сильнее.
В этом материале мы рассмотрим реальные примеры самых частых причин остановки учёбы, а специалисты SkillFactory расскажут какой период обучения самый сложный в плане срывов, а также как они работают со всем этим.
Проблема 1. Нет времени
Пётр решил стать дата-сайентистом, прочитал много мотивирующих статей, пошёл на курсы, но из-за занятости на основной работе всё забросил, курс закончился. Пётр думает, что у него не получится совмещать учёбу, а потому лучше и не продолжать.
“Нет времени” — самая частая причина, по которой взрослые студенты всё реже заходят на курс и постепенно его забрасывают, рассказывает лид проведения Product Live SkillFactory Регина Сметанкина.
“Людям очень сложно совмещать учёбу и работу, приходить вечером домой и заставлять себя заниматься. Чаще всего нет времени именно из-за основной работы, затем идёт учёба, затем студенты с детьми, мамы в декрете. Самое важное — напоминать ученику о его первоначальных целях, зачем он пришёл, каким был его запрос. Мы собираем данные из его анкеты либо слушаем звонок в отдел продаж, когда он ещё при выборе курса рассказывает, зачем он пришёл”.
По словам Регины, первоначальная причина — это главное, о чём нужно вспомнить, когда пропадает желание учиться. “Кто-то шёл освоить новую профессию, потому что старая надоела, мало денег или он достиг своего потолка. Кто-то идёт прокачать свои скиллы, чтобы получить повышение, поднять зарплату или наладить рабочие процессы. Важно помнить, что поначалу тяжело, но дальше будет легче.
Не у всех есть опыт дополнительного образования. Многие последний раз учились в университете, где был другой формат. На дистанционных курсах много практики, и на первый план выходит тайм-менеджмент.
“Наши координаторы связываются со студентами, помогают наладить расписание. Мы говорим им, что, если выделять время только по выходным, это будет не так продуктивно, чем заниматься каждый день по 1,5–2 часа, но зато обучение будет стабильно продолжаться. У нас есть расписание курса, но если кто-то не успевает за ним (по разным причинам), мы готовы помочь решить сложности. Главное — чтобы студенту было комфортно, — продолжает Регина. — Расписание курса можно рассматривать как путеводитель по тому, в каком порядке проходить модули. Если человек сильно отстал и не хочет идти один, мы можем также перевести его на другой поток, который начал обучение чуть позже”.
В нашем блоге рассказали историю Виктора, который был продакт-менеджером, но решил уйти в Data Science (и это в 40 лет!) и сейчас работает на позиции Middle Data Scientist.
Проблема 2. Усталость/выгорание
Мария насмотрелась на друзей, окончивших онлайн-курсы и получивших работу в новой сфере, пошла сама, но растерялась из-за сложной подачи информации и бросила. Мария понимает, что ей интересна эта профессия, но чувствует, что нужна передышка.
Мария в этом случае проходит классический путь студента онлайн-курсов, так что такая ситуация абсолютно нормальна, говорит Регина Сметанкина.
“Студент всегда может взять перерыв, например, по причине отпуска, семейных дел А еще существует заморозка курсов на нужный срок. Цель школы не просто доучить студента, а помочь ему достигнуть поставленной на обучение цели, поэтому мы всегда открыты к диалогу и обсуждению возникающих сложностей».
Основная разница онлайн и офлайн-курсов в том, что в случае с дистанционными занятиями нужно больше самоконтроля и дисциплины. Проблема ещё и в том, что ученики приходят с разным уровнем подготовки. Кому-то в этом случае легко, а кому-то сложнее, но у нас есть менторы, которые всегда готовы прийти на помощь по вопросам, связанным с материалами курса.
Когда студент не заходит на образовательную платформу 1–2 недели, за дело берутся координаторы. Сначала они связываются с ним в Slack, а если это не оказалось успешным, пишут в другие каналы или звонят и спрашивают, что случилось. “Если студент признаётся, что пока не может учиться, мы делаем заморозку и по истечении её срока подключаем к актуальному потоку. Если надо освежить знания, предлагаем сбросить прогресс, чтобы заново прорешать задания. У нас есть студенты, которых мы переводили с потока на поток неоднократно (пожалуйста, учитесь!), и со временем они успешно заканчивают курсы”, — говорит Регина.
Не стоит опасаться потери прогресса — у студента после заморозки снова появится доступ к заданиям и учебным материалам, как и право на сертификат о новой профессии, он сможет посмотреть вебинары онлайн либо в записи.
Проблема 3. Слишком сложно / завышенные ожидания
Павел пошёл учиться на дата-сайентиста, представляя себя успешным специалистом с огромной зарплатой. В процессе оказалось, что путь долог и труден, гуманитарию не поддаётся большое количество математики, да и вообще — сложно.
По словам специалистов, это самая частая причина срывов в линейке аналитических профессий. Отчасти поэтому менеджеры по продажам на начальном этапе тщательно расспрашивают желающего купить курс, уверен ли он, что ему подойдёт именно эта специальность, так как, когда наступят сложности, всё будет зависеть от мотивации, усидчивости и осознанности ученика.
Когда ученик перестаёт заниматься и выясняется, что проблема именно в этом, координаторы доносят до него мысль, что здесь всё, как в школе. Со временем будет легче, главное — войти в процесс и приучить себя заниматься, постепенно погрузиться в новую область.
“Бывает, ученик говорит: “Я переоценил себя, мои мозги не тянут, мне всё сложно”, — рассказывает Регина Сметанкина. — На самом деле ученики очень часто на себя наговаривают. С опытом понимаешь, что иногда взрослые студенты ведут себя совсем как дети: они сталкиваются с одной проблемой — и всё, они застопорились, “я тупой, я ничего не понимаю”. Начинаешь копать, а оказывается всё у него шло хорошо, он просто застрял на одной задаче. К таким студентам приходят на помощь координаторы и менторы. Я пришла к тому, что не нужно давить на то, чтобы обязательно прорешали всё по ходу курса. Студенты меня научили, что можно перейти к другому модулю или инструменту, потом вернуться и доделать”.
Эта причина часто возникает ещё и тогда, когда студенты стесняются задавать вопросы менторам или преподавателям. “Большинство наших студентов первый раз в жизни сталкиваются с программированием, у них появляются вопросы, но они боятся их задать, потому что кажется, будто остальные всё знают, а их вопрос покажется глупым, — говорит методист курсов С#, QAP, QAJA Анна Мазалова. — В итоге ученики начинают накапливать вопросы до момента, пока не накопится клубок нерешённых вопросов и они не поймут, что всё. Они уже не могут разобраться с этим и уже даже не знают, о чём спросить в первую очередь”.
“Как мы транслируем в школе: не нужно оставаться один на один с проблемой, — продолжает Регина Сметанкина. — Всегда готовы помочь наши менторы, это их работа. Часто помогают однокурсники. И уж точно не нужно бояться задавать вопросы. Студенты часто думают: “Ой, у меня такой глупый вопрос, все умные, а мой вопрос дурацкий, я опозорюсь”. Не бывает глупых вопросов. К тому же в Slack всегда можно посмотреть ответы на вопросы, которые уже задавали. И ещё: не нужно опускать руки, когда кажется, что не получается. Поделись проблемой с координатором — он готов выслушать, дать совет”.
Проблема 4. Разочарование в выборе
Светлана взялась за курсы, но в процессе поняла, что это вообще не её. Пыталась закончить из принципа, но разочаровалась окончательно и больше не хочет записываться ни на какие курсы, потому что опасается, что и с ними будет так же.
“Частая проблема — люди видят рекламу, где им говорят: пройдите курс и будете получать кучу денег, вот он я, разработчик, сижу с ноутбуком у моря, и у вас будет так же, — рассказывает Анна Мазалова. — У них создаётся впечатление, что они придут, им дадут волшебную таблетку, которая решит все проблемы, не нужно будет делать ничего самим. Но на деле оказывается, что нужно тратить время, выполнять задания, и у них происходит конфликт “ожидание/реальность”. Также мотивация теряется, когда люди понимают, что не могут получить очень быстрый результат. Потому что любой серьёзный курс со сменой профессии — это полгода-год, а все хотят молниеносного результата. Нужно помнить, что первые 1–2 месяца — это погружение, адаптация, изучение основ. Люди разбираются и в это время ещё не могут приступить к реальной практике, из-за чего теряется мотивация. Ещё один вариант: студент не разобрался в специфике профессии. Часто так приходят обучаться на тестировщика и только в процессе понимают, что это не их. Проблема недоинформированности”.
В таком случае также не всё потеряно: координаторы помогут определиться с тем, чего на самом деле хочется студенту, а современные онлайн-школы дают возможность перейти на другую специальность уже в процессе учёбы.
Если глобальная цель ученика — не какая-то определённая специальность, а желание в принципе сменить профессию и перейти в онлайн, можно подобрать более подходящий и интересный для него курс.
Если с момента начала обучения прошло не больше двух недель, в SkillFactory сумму, уплаченную за курс, в полном объёме засчитывают в счёт оплаты новой специальности. Если студент решил уйти совсем, деньги ему вернут. Если прошло больше времени, оплату рассчитают по прогрессу студента на первом курсе и зачислят в качестве скидки при оплате нового. Если выбранный курс окажется дороже, часть средств ученику вернут, если дешевле, нужно будет доплатить разницу.
Проблема 5. Не нужно
Василий выиграл сертификат на курсы и начал учиться, потому что хотел сменить работу. Во время учёбы ему пришёл оффер в компанию с более интересным задачами, но по старой профессии. Поэтому уже ненужная учёба превратилась для него в “заставить себя учиться”.
Эта причина — не самая частая, но тоже регулярно возникает. В таком случае, говорят специалисты, студенту не стоит продолжать занятия, ведь лично для него в них нет смысла, а он и школа будут тратить свои ресурсы. Лучше не превращать получение знаний в мучения и вернуться к урокам, когда они будут действительно нужны. И главное, добавляют в школе, — такая ситуация абсолютно нормальна.
Проблема 6. Кончились деньги
И это тоже нормальная, типичная ситуация, которая может случиться с каждым. Если студент взял рассрочку в банке, с этим сложно что-то сделать. Проблема решаема, если у ученика имеется внутренняя рассрочка самой школы. В таком случае его могут отключить от платформы на время, когда его дела поправятся: занятия возобновятся, доступ к материалам курса снова появится.
Как вернуться к обучению
Чаще всего сложности возникают на начальной стадии обучения, рассказывает PO of Student’s Learning Experience Алексей Головенкин. Это примерно 1–2 месяца со дня старта курса.
“Это вполне нормальная реакция человеческого организма — мозг сопротивляется. Именно поэтому вновь прибывшим студентам мы стараемся уделять максимум внимания и фокусируемся на заботе о них. Если человек решил взять заморозку, то перед тем, как попрощаться, мы обязательно проговариваем дату следующей коммуникации. Такая дата служит договорённостью. В большинстве случаев студенты сами помнят о договорённостях, и возврат к обучению у них где-то зафиксирован”.
В целом, после длительного перерыва большинство учеников, взявших заморозку, возвращаются к курсу и нагоняют упущенное. “Я бы не называл попытку отсрочить обучение в повторный раз срывом. В большинстве случаев это происходит из-за размытости цели, с которой приходит к нам студент. Мы направляем/помогаем/мотивируем и стараемся сводить такие «срывы» к минимуму”, — продолжает Алексей.
“Слишком завышенные требования к себе — это одна из основных проблем”, — рассказывает старший методист направления Программирование Кристина Савченко. — Студенты думают, что в первый день, неделю они должны сделать буквально всё, чуть ли не начать программировать. От того, что мы даём информацию постепенно, они иногда расстраиваются и теряют мотивацию, поэтому мы добавляем в модули информацию о том, что здесь важно притормозить. Учиться много и понимать всё сразу просто невозможно, исходя из особенностей строения нашего организма, поэтому надо относиться к себе более объективно, вспомнить, как мы учились в школе и университете”.
По словам Кристины, ещё одна проблема в том, что ученики приходят с уверенностью, что программирование — это легко. “Минимум 3 месяца ты будешь учиться программировать, а то и полгода-год. Придётся гуглить, смотреть видео на YouTube, ведь нереально только получить информацию в модуле и пойти программировать. Да, там основа, но нужна и обратная связь от экспертов и авторов, советы менторов, важно посмотреть и почитать документацию для того, чтобы увидеть разницу мнений, сформировать свой навык. Только после этого всё уложится в голове, и человек будет понемногу становиться программистом”.
“Любой может столкнуться с проблемой: что-то полетит по работе, кто-то заболеет, — говорит Регина Сметанкина. — Нужно понимать, что это временно и вы всё нагоните. Много срывов происходит в первые месяцы учёбы, но случиться такое может и в середине, и даже ближе к концу. Наши студенты сами признаются, что им не хватает маленьких побед: юниты большие, прогресс есть, но такого, чтобы тебя по голове погладили, — нет, и ты ощущаешь себя в отрыве. Вроде хороший показатель, но ты ещё не специалист и учишься. Такое бывает даже с самыми замотивированными студентами. Нужно помнить, что осталось чуть-чуть”.
В нашем блоге рассказали историю Ларисы, которая на карантине пошла учиться, а теперь работает с базами данных в GlowByte.
Резюмируем
Вам может быть очень и очень сложно. Но помните, что на курсе у вас есть поддержка — менторы, координатор и однокурсники. Если вы занимаетесь сами — найдите себе более опытного товарища, который станет вашим ментором. Нередко таких людей можно найти даже внутри компании где вы работаете, в тематических группах.
Если вам сегодня сложно, то, когда вы через месяц вернётесь к этому же материалу, окажется, что это очень просто. Вспомните, как вы учились складывать однозначные числа. Было сложно? Да! Но потом это стало просто. И вам уже не нужны пальцы, чтобы сложить 3 и 2. Здесь точно так же.
Если вы не успеваете в дедлайны, не расстраивайтесь. У каждого свой ритм. Отдохните, сделайте перерыв на пару дней и вернитесь. Чтобы изучить новое, нужно время. Но не забывайте о своей цели, иначе отдых может затянуться.
Не нужно стесняться спрашивать. Помните, что на курсе учатся такие же люди, как вы. И, если вам кажется, что ваш вопрос «глупый», это не так. Глупый только тот вопрос, который не задан. На курсе вы находитесь в безопасном пространстве, где можно спросить что угодно. Для тех кто учится самостоятельно это тоже актуально — не смущайтесь спрашивать у более опытных.
Помните, что обучение — это работа. У вас есть материал, есть поддержка преподавателей, но 50 % вашего успеха — в ваших руках! Внесите учёбу в расписание. Это поможет вам планировать своё время и не выгорать.
Если что-то произошло, сообщите координатору курса, возможно, вместе вы сможете найти решение проблемы. Не оставайтесь с ней один на один.
Не важно как вы решите учиться — на курсе или самостоятельно по книгам и туториалам, в любом случае не унывайте, помните о цели и старайтесь получать удовольствие от новых знаний. Цель мотивирует на прогресс в обучении. Обучение не всегда сначала даётся легко (вспомним школу), но если приложить немного усилий, то всё обязательно получится. Вспомните свои ощущения, когда вы только посеяли зёрнышко, чтобы стать специалистом в совершенно новой профессии. Согласитесь, это вдохновляет!
У нас много программ как для опытных спецов, желающих сменить сферу, так и для новичков. Посмотреть их и выбрать то, что отвечает вашим целям можно по ссылке.