Что будет если будет неаттестация в четверти
Академическая задолженность школьника. Как с ней бороться?
Вопрос академической задолженности регулируется на законодательном уровне. Поэтому при разрешении возникшей у ученика проблемы, необходимо следовать нормам закона.
Освоение школьником образовательной программы, в том числе отдельных ее частей, обязательно сопровождается контролем со стороны преподавателей – проводится промежуточная аттестация обучающегося. Академическая задолженность образуется в том случае, если ученик получил неудовлетворительный результат за промежуточную аттестацию по одному или нескольким учебным предметам.
Школьника, имеющего задолженность, или не прошедшего аттестацию по уважительным причинам, образовательное учреждение переводит в следующий класс условно. При этом преподаватели не могут оставить ученика на повторное обучение, даже по заявлению родителей, не предоставив ему возможность ликвидировать образовавшуюся задолженность. Это право обучающегося отдельно закреплено законом об образовании.
Школа обязана предоставить ученику две попытки для прохождения повторной промежуточной аттестации в течение одного года с момента появления у обучающегося задолженности. В этот период не включается время болезни школьника. Даты повторной сдачи аттестации утверждаются образовательным учреждением.
Если в установленные сроки школьник не смог ликвидировать образовавшуюся академическую задолженность, то закон предоставляет родителям право принимать решение по способу дальнейшего освоения ребенком образовательной программы.
Школа вправе требовать возбуждения в отношении родителей ученика дела об административном правонарушении за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребёнка.
Ситуация абсолютно меняется, если школьнику уже исполнилось 18 лет. В этом случае ученик самостоятельно принимает решение о прекращении или о продолжении обучения. Требование закона о необходимости получения общего образования применяется только к обучающимся до достижения ими 18-летнего возраста. Если ученик, достигший возраста 18 лет, предоставляет школе письменное заявление, то образовательное учреждение издает Приказ об отчислении и предоставляет обучающемуся справку об обучении или периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному школой.
Если используется семейная форма обучения, то ученик имеет право бесплатно пройти промежуточную аттестацию экстерном по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, имеющим государственную аккредитацию. Школу для прохождения аттестации выбирают родители. Ученик, получающий образование по семейной форме обучения, при непогашении академической задолженности, переводится на общую форму получения образования и продолжает обучение в школе с того класса, за который не пройдена промежуточная аттестация.
Наиболее серьезной проблемой можно назвать не прохождение промежуточной аттестации в 4, 9 и 11 классе школы. В этом случае ученик не допускается к государственной итоговой аттестации и не может продолжить обучение на следующем уровне образования.
Неаттестация в школе
На мою дочь учитель математики написал докладную. Директору школы о неуспеваемости. Завтра вызывают в школу. Обещают неаттестацию.
Дети отсутствовали в школе по семейным обстоятельствам всю четверть. В конце четверти учитель предложил перевестись в школу по месту пребывания. Чем грозит неаттестация по всем предметам? Ученик 9 класса.
Чем грозит неаттестация за второе полугодие по 1 предмету в школе в 10 классе из-за пропусков.
Могут ли отчислить из школы в 10 классе за прогулы после первого полугодия, сначала ребёнок был на длительном больничном, а потом плохо себе чувствовал, но большинство пропусков без справок. В связи с этим неатестация. Школа просит забрать документы и предоставить справку о поступлении в другое учебное заведение. Но это только техникум, а сан хочет продолжать обучение в школе. Подскажите как поступить, чтоб нас в школе оставили и не отчисляли, а дали возможность пересдачи?
Что мне делать? Нас вызывают на педсовет в школу из-за пропуска в 3 недели у ребёнка по трем предметам неаттестация, классный руководитель говорит, что придёт с полицией ко мне домой, чтобы ребёнка аттестовали. Ребёнок учится хорошо, неаттестация по русскому, ИЗО и физкультуре. Что мне делать?
Мой вопрос касается образования! Полгода назад администрация г. Красноуральска Свердловской обл. решила закрыть поселковую школу №10, находящуюся в Красноуральском районе, мотивировали тем что нет денег на ее содержание. После долгих упорных стараний родителей и учителей деньги все таки нашлись, но школа по прежнему полноценно не работает. Убедившись что школу нельзя закрыть администрация начала ее «разваливать» изнутри (по крайней мере так кажется со стороны), начались увольнения учителей (у некоторых стаж работы в школе около 15 лет), у детей не ведется до 7 предметов. Родителям стали поступать угрозы о неаттестации детей и предложение о переводе их в другую школу. Также в марте 2010 заканчивается лицензия школы. Как можно оспорить действия директора школы и органов мсу?
У ребёнка после семейного обучения за 10 класс по одному предмету стоит неаттестация за 2 полугодие. В 11 класс его перевели на очное обучение в школе. Если в 11 классе у него будут хорошие оценки по всем предметам, то его допустят к егэ и выпустят из школы? Ребёнок планирует сдавать данный предмет на егэ, просто в школе были разногласия с принимающим зачёт учителем.
Если 1 и 2 четверть с оценками, а последние 2 неаттестация по болезни. Ребенок совсем не посещал в школу. Что за год выводит.
День. У меня вопрос, что делать если имеется неатестация по одному предмету (в школе 8 класс) Из-за отсутствия нужного количества оценок (нужно 7 имею 6). Отсутствие в школе было по причине болезни.
У меня в школе действует порядок, согласно которому при пропуске больше половины занятий по предмету ставится неаттестация. Можно ли родителям взять ответственность за прогулы на себя и сделать пропуски уважительными?
Вопрос заключается в том, что я собираюсь уходить после 10 го класса, но у меня есть неаттестация из-за пропусков.
Могут ли меня насильно оставить в школе, второй к примеру или выпустят спокойно?
Ребенку в школе поставили в полугодии 3,хотя среди текущих оценок была одна 5,в таком случае должна быть неаттестация, но никак не три в полугодии. Я хочу анонимно написать жалобу в министерство образования. Как это сделать?
В школе хотят забрать 10 классников на 5 дней на военные сборы. Можно ли законным путём отказаться от этого мероприятия? Сказали, что отказаться нельзя, будет неаттестация по ОБЖ. А имеют ли они право забирать несовершеннолетних детей?
Может ли моя дочь перевестись из колледжа в Москве в Московскую школу в 10 класс в середине учебного года? У неё неатестация за первый семестр. Спасибо.
Ребенка 16 лет хотят оставить на 2-й год из-за неаттестации по 5 предметам, угрожая при этом, что автоматически поставят на учет в ПДН. Школа довела ребенка до депрессии, что он перестал совсем учиться. Не идет в школу, чтобы сдавать задолженности. Постоянно в стрессовом состоянии. Посещаем периодически психолога. Что делать?
Скажите пожалуйста если я учусь в 10-ом классе средне образовательной школы, но проболел много уроков и выходит неаттестация по 3 предметам, в именно по физике, истории и обществознанию, что это значит?
Ребёнок имеет неаттестацию по всем предметам в 8 классе, т. к. школу не посещал (несмотря на советы профилактики, беседы с администрацией и КДН). Ему была дана возможность пересдать академическую задолженность, но на контрольные он не явился. Правильно ли я понимаю ФЗ Об образовании ст. 58 п 9? школа предлагает ТРИ варианта: повторный год обучения ИЛИ адаптированная программа ИЛИ индивид. Учебный план. Однако родителя не устраивают все три. Что делать школе? Имеем ли мы право оставить такого ребёнка на повторный год без согласия родителя?
Ребенка спортсмена спортивная организация грозит дисквалифицировать на год из-за отказа участвовать в одном из соревнований требующих пропуск школы на 2 недели. Отказ родителей участвовать связан с тем что ребенок много пропустил занятий в школе до этого так же из за соревнований проводимых в других городах, а именно за 4 месяца обучения всего 5 недель в школе, отсутствие оценок по 5-ти предметам и неатестация по 9-ти предметам. Для спортивной федерации это не аргумент, что делать?
Вопрос по образованию. Моя дочь учится в 10 классе, много пропусков, возможно половина, большинство по болезни, имеет неаттестацию по нескольким предметам за III четверть, хотя оценки должны выставляться по итогам полугодия. Вызывали на совет профилактики, где подверглось сомнению наличие заболеваний, т.к справки от частного доктора. Говорят, что их можно купить, дочь обозвали ЭМО, типа нытик. Все время плачет. Говорят, что она не усвоила программу, не переведем в 11 класс из-за пропусков, а если уж такая гениальная. Что приходит и пишет все, сама пусть учится на экстернате. Может ли школа принимать решение о неаттестации, если еще не прошло полгода? И не спрашивать на уроках, мотивируя той жене аттестацией? И как выйти из такой ситуации законно?
Могут ли меня отчислить из школы за «неаттестацию по посещениям»? Хотя непосещения только по болезни и из всего учебного года только 45 дней. При этом в семестрах нет двоек и в конце года достаточно оценок (больше трёх) для аттестации.
ТК я отдала заявление на отмену неаттестации 3-х предметов-стоит по 1 оценке 4-5.в связи с тем. что почти всю 2 четверть ребенок не ходил в школу по болезни. Классный руководитель был уведомлен.
Я учусь в 10 классе
Дело в том, что в этом году я много болела, но есть справки, конечно же
И так получилось, что последние несколько месяцев учительница игнорировала мои просьбы, чтоб мне дали материал и я его сдала
А теперь, никто меня понимать и слушать не хочет, хотят побыстрее избавиться от меня, отчислив из школы. На мой вопрос: можно ли перейти в другую школу? Отвечают, что нет
Я хочу узнать, так ли это на самом деле?
Неужели невозможно перейти в другую школу и пересдать эту задолженность там?
Только по одному предмету у меня за два полугодия неаттестация.
Работаю учителем в школе (начальные классы). В моем классе есть мальчик, который систематически не посещает школу. За 1 четверть у него неаттестация по 4 предметам. Мама этого ребенка попросила предоставить контрольные работы ее сына. Я сообщила, что ни на одной контрольной работе ее ребенка не было, он был только на самостоятельной работе и ее я отдала ребенку на руки. Мама мальчика устроила скандал и написала педагогу, что он «бестолковый сотрудник системы образования» (орфография мамы сохранена). Подскажите пожалуйста какие законные меры имеет право принять педагог для воздействия на такую маму.
Моя дочь, 8 класс, не ходит в школу по болезни. Диагноз врачи поставить не могут до сих пор ходим и обследуемся. На домашнее обучение посадить тоже могут нужна справка с диагнозом, но его нет. Если у нас будет во второй четверти неаттестация, чем нам это может грозить? На 2 год оставаться не хотелось бы.
Мой ребенок болел коронавирусом, в результате чего не был аттестован за четверть, я попросила о бумажном пакете заданий, а администрация школы мне отказала, сейчас ребенок опять на больничном, задания не дают, ребенку опять грозит неаттестация. Причина отказа-личный конфликт моего ребенка и сына завуча: дет учатся в одном классе, в личной беседе завуч пообещала, что мы уйдем из этой школы с двойками и тройками, хотя в прошлом году мой ребенок окончила год на отлично.
У меня некоторая проблема. Я учусь в 10 классе в школе с углубленным изучением иностранных языков. В первом полугодии у меня не аттестация по физкультуре. Причина этому недостаточное количество оценок. Пропусков не очень много, но оценок недостаточно. Со мной никто по этому поводу не разговаривал, и я сам об этом узнал недавно. У меня такой вопрос, чем грозит неаттестация по физкультуре в 10 классе. Проблемы с поступлением в ВУЗ или получением аттестата? Заранее спасибо.
Проясните, пожалуйста, юридическую сторону следующей ситуации:
— ребенок 15 лет обучается в обычной школе, интеллект уж точно выше среднего, но учиться не очень-то хочет, троечки и даже неаттестации по предметам появились в средних классах, хотя в младшей школе имел хорошее прилежание, а соответственно и успеваемость была хорошая;
— очевидно, что сейчас имеются сложности в отношении с учителями, да и в коллективе у ребенка не лидирующее положение;
Получили категоричное требование от администрации школы прибыть на встречу с результатами психолого-психиатрической экспертизы.
— Правомерно ли такое предложение администрации?
— Можем ли мы отказаться от такого обследования?
— Могут ли педагоги устроить такое обследование нашему ребенку без нашего согласия?
Еще ВОПРОСЫ (если, все же будет официальное требование о надомном обучении):
— можем ли мы ОТКАЗАТЬСЯ от такой меры социальной помощи и закончить школу как все?
Не аттестован из-за прогулов
Тамара Коновалова
Согласно закону об образовании, для оценки полученных знаний школьники проходят итоговую аттестацию (четвертную, полугодовую или годовую). При четвертной (полугодовой) аттестации учитываются оценки, полученные в течение четверти, в том числе оценки за итоговые контрольные, но если оценок нет по причине пропусков ребенком уроков, школьник может быть не аттестован из-за прогулов.
Сама по себе аттестация осуществляется по критериям успеваемости учащегося и на основании оценок. Если ребенок пропустил занятия даже без уважительной причины, школьник, согласно закону “Об образовании в РФ”, может быть не аттестован из-за прогулов только в том случае, если сумма пропусков без уважительных причин составляет 30%. С другой стороны, школьник может быть не аттестован из-за прогулов половины занятий, даже если предоставил записку от родителей или медицинскую справку (т.е. формально по уважительной причине).
Если школьник не аттестован из-за прогулов, он имеет право на продление промежуточной аттестации до трех недель в начальной и средней школах. Учителем или специально созданной комиссией назначается перечень работ, выполняемых школьником, который был не аттестован из-за прогулов. В этом случае ответственность за устранение академической задолженности несут родители, которые контролируют со своей стороны образование ребенка, пропустившего уроки в школе.
Что будет если будет неаттестация в четверти
Комментарий к статье 58
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (п. 10 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 58 Закона № 273-ФЗ). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ).
Исходя из положений ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ промежуточной аттестацией целесообразно считать подведение итогов обучения учащегося за учебный год в целом в разрезе изученных предметов (дисциплин). Если элементом промежуточной аттестации считать итоги освоения части образовательной программы за четверть (триместр), то возникает неопределенность относительно условного перевода учащихся в следующий класс в случае возникновения академической задолженности.
Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).
Если же в общеобразовательной организации промежуточная аттестация рассматривается как отдельный элемент оценивания учебных достижений учащихся, не связанный с текущей успеваемостью, то юридически допустимо, что отметка, полученная на такой аттестации, может быть выше, чем «среднечетвертная». Итоговая отметка за учебный год может быть выставлена по результатам зачета, выполненного реферата, доклада или экзамена.
Обратим внимание, что образовательная организация, практикующая различные формы промежуточной аттестации, может отрегулировать по своему усмотрению ситуацию, при которой по итогам учебного года выставляется и «среднечетвертная» отметка, и отметка на промежуточной аттестации в зависимости от формы промежуточной аттестации.
Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации. Экспертами Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», осуществляющих экспертно-консультационное сопровождение внедрения изменений и новаций, связанных с реализацией Закона № 273-ФЗ была подготовлена модель локального нормативного акта «Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости»[1].
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Текущий контроль успеваемости учащихся представляет систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В соответствии с модельным нормативным правовым актом промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.
Возможны несколько вариантов промежуточной аттестации и сроков ее проведения.
Вариант 1. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Вариант 2. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Вариант 3. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Вариант 3а) Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной (триместровой) аттестации.
Вариант 3б) Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (триместровых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (триместровой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (триместра), либо среднее арифметическое результатов четвертных (триместровых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (триместра). Округление результата проводится в пользу обучающегося \ округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть (триместр) \ округление результата проводится с учетом _____________________ (указать иные значимые обстоятельства).
Вариант 4. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, триместра, четверти).
Такая вариативность еще раз подчеркивает отсутствие каких-либо четких условий проведения промежуточной аттестации в Законе № 273-ФЗ и нормативных правовых актах Министерства образования и науки Российской Федерации и предоставляется в сферу собственного регулирования образовательных организаций.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:
— контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
— оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
— проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.
Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.
Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах).
Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
— объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
— соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
— оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;
— оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация в образовательной организации проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
Формами промежуточной аттестации являются:
а) письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
б) устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
в) комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.
Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.
При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).
Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены образовательной организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей):
— выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;
— отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
— для иных учащихся по решению педагогического совета или иного органа образовательной организации.
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона № 273-ФЗ неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Как следует из Письма Минобрнауки России от 15 сентября 2015 г. № 2655-05 «По вопросу об отчислении обучающихся»[2], если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Они вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования такой задолженности (ч. 3 и 5 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).
Ответственность за ликвидацию учащимися общеобразовательной организации академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) (п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015). Учебный год начинается 1 сентября. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца (п. 17 указанного Порядка).
С формально-правовой точки зрения законодательство об образовании не препятствует образовательной организации установить сроки ликвидации обучающимся академической задолженности в одностороннем порядке. Однако, по нашему мнению, такой подход может привести к нарушению или незаконному ограничению права учащегося на образование, если в силу объективных причин он и его законные представители не смогли подготовиться к так называемой «пересдаче». Поэтому рекомендуется устанавливать сроки повторной промежуточной аттестации исходя из фактической подготовленности учащегося, согласовав их с родителями (законными представителями) в письменной форме.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 58 Закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем, ч. 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т. д.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):
— оставляются на повторное обучение;
— переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.
Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.
Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.
Обучающийся в форме семейного образования обязан подать заявление о зачислении его в образовательную организацию не позднее установленного образовательной организацией срока до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается.
Согласно ч. 10 ст. 58 Закона № 273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Как отмечается в Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 г. № 06-656[3], наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана.
[1] Режим доступа: http://273-фз.рф/modeli/polozhenie-o-provedenii-promezhutochnoy-attestacii-uchashchihsya-i-osushches. – Информационный портал по внедрению эффективных рганизационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций (дата обращения: 25.07.2015).
[2] Официальные документы в образовании. № 30. 2015.
[3] Официальные документы в образовании. № 21. 2015.
Комментарий по состоянию на 01.06.2016