Что будет если есть не халяльное мясо
Можно ли православным употреблять халяльную пищу?
Увидев на прилавке продукт со пометкой “Халяль” (Halal, Халал), несведущий человек вряд ли придаст этому значение, приняв эту надпись за простой знак фирмы. На самом деле стоило бы задуматься, т.к. это слово (от арабского al-halal — разрешенное) означает, что сей продукт не нарушает исламских запретов (“харам”). Постараемся разобраться что это за запреты, и можно ли нам, православным, вкушать халяльную еду.
Что такое халяльная пища?
В исламе “халяль” чаще всего означает разрешенную к употреблению пищу. В основном это относится к мясу.
У мусульман запрещены в пищу:
Есть ещё некоторые особенности: например, нельзя, чтобы животные были задушены, нельзя употреблять некоторые части животных (гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь и пр.), нельзя употреблять в пищу плотоядных наземных животных (тигр, волк и др.).
Эксперты Комитета приготовления мяса по стандарту “Халяль” рассказывают об алгоритме производства:
Магазины с халяльной едой
Впервые законно халяльная пища появилась в столице нашей Родины в 80‑х годах прошлого века в киоске при Соборной мечети. Сегодня же открываются всё новые торговые точки с халяльной продукцией в каждом районе Москвы. Халяльное мясо весьма популярно среди потребителей, т.к. считается одним из наиболее безопасных продуктов. Изначально предполагается, что животное должно быть выращено на экологически чистом корме без применения гормонов и др. вредных добавок.
Мы можем встретить пометку “халяль” и на кондитерских изделиях. В данном случае она означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.
Надо сказать, что халяльная еда стоит дороже обычной. С этим связаны случаи подделок халяль-продуктов, когда, например, в т.н. халяльных пельменях была найдена свинина. Поэтому теперь, чтобы на продукте была пометка “халяль”, необходимо получить специальный сертификат.
В Польше запрещено убивать скот халяльным путём
С 2013 года Правительство Польши запретило ритуальный забой скота — мусульманский халяль и иудейский кашрут. Это вызвало недовольство тех стран, которым Польша поставляла мясо, соответствующее ритуальным правилам забоя для иудеев и мусульман, а также еврейских и мусульманских организаций внутри самой страны.
Обоснование запрета — противоречие такого способа умерщвления животных конституции Польши. Ритуальный забой скота без оглушения животных считается жестоким, защитники прав животных категорически против этого. Заметим, что для стандартов халяль и кашрут животное, как было сказано выше, при забое должно быть в сознании и чувствовать боль.
Польша до 2013 года — один из крупнейших стран-экспортеров халяльного и кошерного мяса. Запрет производства такой продукции предвещал миллионы долларов убытка для этой европейской страны. Однако этот факт не заставил Польшу изменить взгляды и отменить данное постановление Конституционного Суда.
Фредерик Фред, глава одного из французских обществ защиты животных, рассказал в одном из интервью о процессе ритуального забоя скота: «Это связано с бОльшим страданием. Я регулярно бываю на бойнях и могу сказать, что, когда видишь быка, которому перерезают горло, становишься свидетелем агонии животного. Шокирует в первую очередь не сам акт перерезания горла, но агония животного в результате этого, которая может длиться до 14 минут».
Можно ли употреблять в пищу “халяль” православным христианам?
Теперь, когда у нас есть достаточно информации о халяльной пище, переходим к ответу на главный вопрос: можно есть халяль православным или нет? Для этого сначала разберёмся, является ли халяльная еда идоложертвенной?
Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.
Таким образом, халяльное мясо идоложертвенным не считается в библейском понимании (в отличие от ритуально забитого барана на празднике Курбан-байрам).
И всё же, необходимо обратить внимание на то, что и при заклании животного для жертвы, и при производстве мяса “халяль” во время перерезания горла животному произносятся одни и те же слова: “Бисмиллях, Аллаху акбар” («С именем Аллаха, Аллах велик!»).
Вряд ли религиозные чувства православного христианина останутся спокойными при употреблении таких продуктов. Однако как быть в тех случаях, если православный в гостях у мусульманина? Не будет ли проявлением нелюбви к ближнему отказ от трапезы в подобной ситуации?
Бывает, что православный христианин живёт в стране, где невозможно купить другие продукты, кроме халяльных. Как быть?
Поэтому можем дать следующую рекомендацию: православный христианин может вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или православный в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети).
И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи).
В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду. Если же есть возможность купить обычный продукт без надписи “халяль”, православному христианину следует предпочесть его.
Что будет если есть не халяльное мясо
Когда мясо считается халяльным?
Мусульмане, к счастью, обычно знают, что свинину есть нельзя. Даже если они не соблюдают все правила Шариата, запрет на свинину, известный всем, воспринимается как сам собой разумеющийся. Но список пищевых запретов свининой не ограничивается, и вот это, увы, далеко не всем известно.
Мы бы хотели в очередной раз настоятельно обратить ваше внимание на то, что нехаляльное мясо — это не только свинина! Нехаляльное мясо — это мясо любого несъедобного по исламским нормам животного (медведя, например), а также мясо любого съедобного животного, если животное не было заколото в соответствии с исламскими нормами.
Иными словами, говядина, баранина и курятина тоже могут быть нехаляльными. К сожалению, об этом знают не все мусульмане: в народе считается, что халяль — это все, кроме свинины. В странах, где мусульман большинство, это отчасти резонно: если в стране на законодательном уровне животных следует резать по исламским правилам, то, конечно, у говядины и баранины в мясной лавке мало шансов оказаться нехаляльными. Даже если животное в такой стране режут на фабрике, все правила обычно соблюдаются. Впрочем, даже в мусульманских странах может быть проблемой найти халяльную курицу, потому что на фабриках нередко используют механический забой, и если предприниматель не знает, что такой забой не приемлем по исламским нормам, то курица с его предприятия будет нехаляльной, даже если владелец и работники предприятия — мусульмане и даже если коров и баранов в соседнем цехе предприятия режут вручную по всем правилам Шариата.
Но в любом случае здесь речь не идет о мясе из российского супермаркета. Мы живем в стране, где мусульман — не большинство, следовательно, мы не можем ожидать, что коров, баранов и куриц на предприятиях закалывают по Шариату.
В основе МЯСО ЛЮБОГО ЖИВОТНОГО, ДАЖЕ ТОГО, КОТОРОЕ СЪЕДОБНО ПО ШАРИАТУ, ЗАПРЕТНО, пока не будет доказано, что оно халяльное. В странах, где большая часть населения — немусульмане, вы не можете полагать по умолчанию, что говядина или баранина — халяль, ведь львиная доля мяса в супермаркетах производится на российских предприятиях, не имеющих сертификации “Халяль”, а значит, они, скорее всего, даже не знают об исламских нормах: о правильном забое с перерезанием трахеи, пищевода и яремных вен, о произнесении имени Аллаха над каждым закалываемым животным и о многом другом. Часть мяса — импорт из немусульманских стран. И даже импорт из мусульманских стран — тоже не гарантированно халяльный.
Вы должны покупать только такое мясо, насчет которого вы уверены, что оно халяльно. Повторим: это значит не только то, что вы просто не покупаете свинину. Мясо других животных: говядину, баранину, козлятину, крольчатину, курятину — вы тоже должны покупать у проверенных производителей.
Если владелец мясной лавки — мусульманин, не замеченный в больших грехах, то вы можете поверить его словам, что мясо — халяль.
Если владелец мясной лавки — мусульманин, замеченный в больших грехах (например, он продает в своем магазине вино), то вы не можете просто так поверить его словам, что мясо — халяль. Следует все уточнить и разобраться в деле: откуда он взял это мясо, что это за мясо и так далее.
Если владелец мясной лавки — немусульманин, вы не можете поверить его словам, что мясо — халяль, он может не разбираться в этой теме вообще. Но вы можете принять его сообщение, что он купил это мясо у мусульманина. Дальше опять же следует разбираться в деле: как связаться с поставщиком, что за поставщик, что у него за мясо.
Но все-таки мало кому повезло жить рядом с мясной лавкой или фермой, владелец которой — мусульманин, который знает об исламских правилах касательно мяса и забивает всех животных сам. Многие покупают мясо в супермаркетах, где представлены продукты самых разных предприятий. Единственный способ не ошибиться в супермаркете — выбирать мясо из фабрик, которые получили сертификацию “Халяль” в достойном доверия органе сертификации и этот сертификат действительный в настоящее время.
Говядина, баранина и куриное мясо тоже могут быть нехаляльными.
Мясо в основе запретно, пока не будет доказано, что оно халяльное (разрешенное).
Недостаточно просто не покупать свинину.
Следует покупать только такое мясо, насчет которого вы уверены, что оно — халяль.
Халяль – мировой #супертренд или развенчиваем мифы о продуктах халяль
Всё чаще в обиходе нам встречается слово «халяль». В интернете, в журналах, на вывесках магазинов, на этикетках товаров мы видим «халяль» и фирменный знак с полумесяцем.
Этот термин пришел из арабского языка и дословно переводится как разрешенный, дозволенный. Так обозначаются чистые продукты, проверенные, рекомендованные и безопасные. Мировая индустрия товаров и услуг с маркировкой «халяль» стремительно развивается и включает в себя всё больше отраслей: пищевую промышленность, банковский сектор, туризм, фармацевтику.
Давайте разбираться, кто же он, современный потребитель продуктов халяль? И какие мифы созданы вокруг этого понятия.
Миф №1. Продукты халяль – только для мусульман.
Самое частое и забавное заблуждение, что товары халяль – только для мусульман. Или даже что людям других конфессий есть их нельзя. Но статистика – вещь упрямая: до 60% потребления продуктов халяль приходится именно на представителей других религий или вообще неверующих.
Что же заставляет христиан или атеистов покупать товары халяль и даже – не будем скрывать – платить за них дороже, чем за другие?
«Я православный, – рассказывает Алексей, – но мясо у нас в Видном покупаю только в халяльном магазине. Я же вижу, что когда жаришь его на мангале, из него натуральный прозрачный сок выделяется, а не белая мутная пена. И на вкус это мясо, а не что-то непонятное».
Таких историй много, часто покупатели голосуют рублем именно за качество и вкус, а не за значок «халяль». Кто-то рассуждает иначе, считая, что в пищевых продуктах самое главное – это не вкус, а натуральность и польза. Сертификация халяль – это дополнительное подтверждение как раз безопасности и экологичности.
Безопасность, польза, качество и вкус – это категории, не имеющие национального или религиозного окраса. Это важно для всех, особенно для тех, у кого есть дети.
Миф №2. Значок халяль – это просто рекламный ход.
Рассмотрим на примере мясных продуктов: надо признать, что самые строгие требования в системе сертификации халяль относятся как раз к мясу. Точнее начинается всё с того, как выращивают и чем кормят скот. Не секрет, что сейчас в массовом животноводстве часто используют гормоны роста для набора веса, антибиотики для лечения, корм с ГМО. Делается всё, чтобы мяса было больше и как можно быстрее. Ну и конечно, чтобы снизить себестоимость в итоге.
Важно, и как происходит убой скота и разделка. Щадящие способы убоя животных не отравляют мясо адреналином. Некоторые части туши использовать в пищу нельзя. А полное обескровливание не позволяет размножаться бактериям. Все эти факторы приводят к тому, что мясные продукты халяль – более здоровые и чистые.
Миф №3. Халяль – это только про мясо.
Халяль не заканчивается запретом на свинину и алкоголь. И хотя действительно самые строгие ограничения в системе сертификации халяль применяют к мясу, сводить всё только к мясным продуктам неверно. Все продукты халяль считаются экологически чистыми. Давайте рассмотрим, какие требования есть в этой системе:
— не использовать при производстве продуктов питания химические красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса. Понятно, что продукты с длительным сроком хранения требуют консервантов. Но с продуктами халяль таковыми могут выступать только натуральные органические кислоты, например, лимонная.
— не использовать генно-модифицированные организмы и не закупать сырье, в котором использовались ГМО. Возможно, вы знаете, что в большинстве стран Европы нет запрета на использование ГМО, несмотря на жаркие споры на эту тему. Разрешено такое сырье также в США и Китае. Производители халяль полностью отказываются от ГМО.
— не использовать пестициды и гербициды при обработке полей и садов. Дорогостоящий, но единственно приемлемый способ удобрения почвы – это органические удобрения. Проще говоря, даже трава, которую ест корова, безусловно, должна быть без малейших признаков химии и ГМО.
— указывать на этикетке 100% компонентов, входящих в состав. Не секрет, что некоторые недобросовестные производители прибегают к этой уловке – скрывают часть состава на этикетке. У производителей халяль, если будет установлен такой случай, навсегда отбирается сертификат халяль. С учетом того, что риск слишком большой, халяльные предприятия всегда отличаются полной и подробной информацией на этикетке.
— не использовать переупаковку и другие манипуляции для продажи несвежего товара. Как говорил классик «Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя». И хотя подобные манипуляции впрямую запрещены законом, но съемки скрытой камерой, попадающие в интернет и на ТВ, говорят нам о том, что в магазинах и на производствах часто используются приемы с переклейкой сроков годности и придания свежего вида испорченным продуктам. Штрафы мало кого пугают. Но в нашем случае, отзыв сертификата халяль у производителя и невозможность получить его заново – вот настоящая гарантия для покупателя.
Миф №4. Халяль – это необоснованно дорого.
Продукты халяль дорогие. Точка. Обоснованно дорогие. Опять точка. Товар, произведенный из натурального сырья с соблюдением всех правил, не может получиться дешевым. Если вы видите в магазине продукт халяль, который стоит дешевле, чем обычный аналог, попросите посмотреть сертификат халяль.
Но если каждый из нас вспомнит, сколько денег было оставлено в последний раз в аптеке, на ситуацию можно будет взглянуть иначе. Огромный перечень заболеваний, которые либо вызваны, либо усугубляются неправильным питанием, заставляет нас все внимательнее относиться к продуктам, которые мы едим. Всё это инвестиции в своё здоровье.
Конечно, в России по определению не может быть, например, охлажденного мяса из арабских стран. Транспортировка скоропортящихся товаров на такие дальние расстояния невозможна. Но в России уже есть свои производители продуктов халяль.
К тому же российский рынок очень интересен для ведущих производителей мира. Большая численность населения, высокий уровень культуры, урбанизация и сравнительно высокий доход на душу населения – это факторы, привлекающие к нам многих иностранных поставщиков. Поэтому поставки в Россию продукции халяль, начали, уже многие предприятия из Марокко, Малайзии, европейских стран. А рост спроса на товары халяль, причем стремительный, выделяет рынок нашей страны как один из наиболее перспективных в мире.
Миф №6. Всё, что восточное – халяль.
Культура Востока сейчас в моде. Поэтому многие бренды стилизуются в восточной тематике. Это могут быть и название, и арабский шрифт, и характерные узоры. Часть этих продуктов действительно является халяльными. Оставшаяся часть эксплуатирует интерес к продуктам халяль за счет аудитории, которая не хочет вникать в нюансы.
Халяльной является не та продукция, чья этикетка украшена замысловатым узором. А та, качество и соблюдение требований которой подтверждено узнаваемым значком с полумесяцем и соответствующим сертификатом. Если товар импортный, лучше чтобы требования халяль подкреплялись и разрешением той страны, где он производится, и Советом Муфтиев России. Если готовый продукт и технология соответствуют всем строгим требованиям, для производителя это не составит труда.
Резюмируя, мы приходим к выводу, что потребление продуктов питания халяль не зря является мировым #супертрендом. И в основе этого тренда не только религиозные факторы. Продукты халяль – качественное, здоровое, экологически чистое питание. А все больше людей понимают, как важны эти характеристики, и готовы за это платить. Особенно, если мы говорим о питании детей.
Каких животных мусульмане едят, а каких нет?
Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада» («Джамиуль-ахадис», № 9976).
أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به
Именно поэтому мы сочли очень важным информировать мусульман о тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Поскольку жители России и стран СНГ придерживаются в основном ханафитского и шафиитского мазхабов, мы решили разъяснить эту тему согласно этим двум мазхабам.
Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых запретно употреблять в пищу согласно ханафитскому мазхабу
Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах, лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника (мир ему и благословение) как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение), установил разницу между живыми и мёртвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определённые животные, вредные для человека, например свинья, собака, кошка и хищники, тоже стали запретны для приёма в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаём мы это или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба. Эти принципы изложены в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатавауль-Хиндия», № 5/289–291; «Бадаис-Санаи», № 5/35–39; «Раддуль-Мухтар», № 304–308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения являются харамом, например свинья, осёл и т. д.
2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб – халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (сура «Аль-Маида», аят 53).
В приведённом выше аяте Всевышний запретил мясо мертвечины, не разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на её дозволенность явно указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).
Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено («Дарс Тирмизи», № 1/280).
Насчёт употребления в пищу рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самакат-тафи), Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остаётся после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809; Сунан Ибн Маджа).
Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) («Бадаи ас-Санаи», № 5/36; «Аль-Ихтияр»).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату. Но если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самакат-тафи), то такую рыбу запрещено (харам) есть.
3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу. Например: шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…(Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (сура «Аль-Араф», аят 157).
Живые существа, в которых кровь циркулирует по незамкнутой кровеносной системе (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) явно указал на её дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа (да будет доволен им Аллах), когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).
4. Также запрещены земноводные и рептилии, например: змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашаратуль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например мышь, ёж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо – в том, что они тоже считаются нечистой пищей.
6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле), разрешены (халяль) для употребления в пищу, например верблюд, корова, козёл, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдёт позже. Исключение из данной категории животных составляет осёл – его мясо запрещено употреблять в пищу.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо – для питания» (сура «Ан-Нахль», аят 5).
А также (смысл): «Аллах – Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (сура «Аль-Мумин», аят 79).
В приведённых выше аятах Всевышний Аллах использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, по единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад (да будет милостив к ним Аллах) высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передаётся, что имам Абу Ханифа тоже высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше от этого воздержаться.
Относительно мяса осла и мула Всевышний говорит (смысл): «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 8).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведённых ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Создатель сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения. Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний, без сомнения, указал бы на это.
Более того, Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).
Абу Таляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).
По поводу мулов Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, № 4/89; Сунан Абу Дауд, № 3790; Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, – харам. Например: лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей. Например: сокол, орёл, коршун, ястреб и т. д. Запрещена и летучая мышь, хотя она и относится к млекопитающим. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934). Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, в основном питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например курица, утка, голубь, ласточка и т. д. Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).
10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу – макрух. Но если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено («Раддуль-Мухтар», № 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, – нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах» («Аль-Фатава уль-Хиндия», № 5/289).
11. Если один из родителей животного является дозволенным в пищу животным, а другой – запретным, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать – халяльное животное, мясо её детёныша – халяль, как в случае с гибридным животным, мать которого – кобыла или корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо её детёныша – харам, как в случае с мулом, мать которого – ослица.
Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.
На основе изложенных выше одиннадцати принципов представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).
Животные, мясо которых – халяль:
1) верблюд; 2) козёл; 3) баран; 4) буйвол; 5) олень; 6) кролик; 7) корова; 8) дикий осёл; 9) рыба; 10) антилопа/газель; 11) утка; 12) цапля; 13) соловей; 14) перепел; 15) попугай; 16) турач; 17) саранча; 18) куропатка; 19) жаворонок; 20) воробей; 21) гусь; 22) страус; 23) голубь; 24) дикий голубь; 25) аист; 26) петух; 27) курица; 28) павлин; 29) скворец; 30) удод.
Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:
1) волк; 2) гиена; 3) кошка; 4) обезьяна; 5) скорпион; 6) леопард; 7) тигр; 8) гепард; 9) лев; 10) тушканчик; 11) медведь; 12) свинья; 13) белка; 14) ёж; 15) змея; 16) черепаха; 17) собака; 18) краб; 19) шакал; 20) осёл (домашний); 21) ящерица; 22) лиса; 23) крокодил; 24) горностай/ласка; 25) слон; 26) сокол; 27) ястреб; 28) коршун; 29) летучая мышь; 30) гриф; 31) мышь; 32) крыса; 33) все насекомые и близкие к ним животные (комар, муха, паук, жуки и т. д.).
Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых и запретно употреблять в пищу согласно шафиитскому мазхабу
Основой в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть» (сура «Араф», аят 159).
وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ
Все животные, которые обитают в море (воде), и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. Например: кит, акула, дельфин и т. д.
А животные, которые живут на суше, также дозволены к употреблению, кроме запрещённых по Шариату. Те, что имеют клыки или когти, нужные при охоте, запрещены.
К дозволенным животным относятся: овца, козёл, корова, верблюд, курица, лошадь, соболь, гиена, дикий осёл, лиса, газель, горный козёл, заяц, кролик, ящерица, африканский тушканчик, белка, ёж, дикобраз, саранча, страус, утка, гусь, журавль, пеликан, голубь, соловей, дрофа, галка, воробей и подобное по природе.
К запретным животным относятся: мул, домашний осёл, лев, тигр, волк, медведь, слон, обезьяна, сокол, ястреб, орёл, сова, шакал, кошка (как дикая, так и домашняя), змея, ворона, скорпион, коршун, мышь, пичужка, стервятник, попугай, павлин, летучая мышь, моллюски (беспозвоночные, с мягким телом животные, обычно покрытые раковиной), а также все насекомые – исключением является саранча.
Все животные, которые могут жить как на земле, так и в воде, запрещены. Например: крокодил, черепаха, лягушка, рак и т. д.
Те животные, которые родились от дозволенных и недозволенных животных, тоже запрещены. Например, мул.
Есть также животные, которых Пророк (мир ему и благословение) не только запретил есть, но и убивать. К ним относятся: летучая мышь, муравей, пчела, удод, лягушка.
Также есть животные, которых желательно убивать. К ним относятся: змея, мышь (в том числе и крыса), пятнистый ворон, бешеная собака, коршун.
Употреблять мясо животного, которое закололи не по Шариату, запрещено, за исключением рыбы, саранчи и зародыша, которого обнаружили в утробе заколотого животного.
Есть яйца любого животного, даже запретного, разрешается. К примеру, яйца орла, вороны и т. д.
وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ سورة البقرة 195
Нежелательно употреблять в пищу то, что куплено на средства, заработанные подметанием, а также на деньги, полученные за работу, во время которой человек занимается нечистотами (наджасой), к примеру кровопускание и т. п.
Человеку в безвыходной ситуации разрешается употреблять всё, что не дозволяется, в отличие от того, у кого есть выбор. К примеру, если человек умирает от голода, ему можно есть даже мясо собаки или свиньи, но лишь в количестве, необходимом для сохранения жизни.