Что будет если ездить без развала схождения
Сход-развал и кастер – как потерять управляемость автомобиля
Нарушение правильного угла схода-развала колес приводит к сопротивлению движения, и как следствие – ускоренный износ резины и увеличение расхода топлива.
Но это не так страшно по сравнению с нарушением управления.
Во-первых, машина не едет прямо — её тянет в одну или другу сторону.
Во-вторых, после совершения маневра, сложнее вернуться в первоначальное положение автомобиля, или даже уйти в занос, так как нарушен угол продольного наклона колеса — кастер. (англ. caster angle или castor angle)
Основная задача кастора – создание эффекта самовыравнивания колес при отпущенном руле и равномерном движении вперед. Такая настройка рулевого управления повышает безопасность и стабильность автомобиля при движении по прямой, а также обеспечивает более четкий ноль.
Правильный угол касетра нужен для того, чтобы после маневра, руль стремился вернуться в исходное положение, и после этого машина двигалась прямо. Попросту говоря – её не тянуло ни влево, ни вправо.
Еще одна роль кастора – изменение развала управляющих колес в поворотах. При положительном касторе развал колес в повороте меняется в отрицательную сторону, что благоприятно сказывается на положении колеса, пятне контакта и, как следствие, управляемости.
Развал — наклон плоскости колеса к перпендикуляру, восстановленному к плоскости дороги. Если верхняя часть колеса наклонена наружу автомобиля, то угол развала положительный, а если внутрь — то отрицательный.
Схождение — угол между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр шины управляемого колеса. Схождение считается положительным, если плоскости вращения колес пересекаются перед автомобилем, и отрицательным, если они, наоборот, пересекаются где-то сзади.
Как происходит проверка и регулировка схождения и развала
В нашем техцентре регулировка проходит на стенде проверки и регулировки углов установки колес — «Hunter»
1. Прежде всего проверяется давление в шинах, чтобы убедиться, что диски на одинаковом уровне от земли, так как на них крепятся датчики.
2. Затем на колеса устанавливаются датчики положения колес — «Мишени»
3. Автомобиль прокатывается по стенду для компенсации датчиков — определение текущего состояния схождения и развала колес.
4. Фиксируем руль и тормоза.
Руль выставляется в нулевое положение по уровню и фиксируется.
6. Датчики стенда определяют отклонение от нормы и показывают необходимый градус корректировки.
7. Результаты отображаются на мониторе. После чего механик проводит регулировку и корректировку углов положения колес.
Записаться к нам на регулировку схождения и развала колес можно в пару кликов.
Мы работаем на дилерском оборудовании, а наши механики проходят подготовку и аттестацию в учебном центре марки производителя.
Стоимость регулировки от 2625 рублей
Российский производитель автозапчастей из полиуретана, силикона и резины.
Развал-схождение. Если не делать, то что будет?
Зачем, и нужно ли вообще его делать?
Правильная регулировка колес необходима для:
— улучшения управляемости автомобилем;
— обеспечения устойчивости в повороте на любом дорожном покрытии;
— снижения износа шин;
— экономии топлива.
При неправильном сход-развале, управляемость автомобилем резко падает: руль начинает “тянуть” в сторону, при движении по прямой происходит усиление вибрации. Кроме того, увеличивается риск заноса в поворотах. Помимо этих серьезных проблем, при неправильном сход-развале износ шин идет гораздо быстрее, плюс создается дополнительная нагрузка на подвеску автомобиля и увеличивается расход топлива.
Как понять, что пора делать развал?
Основными признаками того, что машине пора ехать на сход-развал являются:
— “визг” резины при повороте;
— неравномерный износ шин по краям;
— неровная постановка руля;
— снижение управляемости;
— повышенный шум и вибрация при движении.
При неправильной регулировке колес, в первую очередь страдают покрышки. Если при вхождении в поворот слышен неприятный “визг”, то необходимо срочно сделать сход-развал, чтобы не менять резину. Неровная постановка руля при прямо стоящих колесах, может быть сигналом о слишком большой разнице в развале задних колес или криво выставленных осях. Автомобиль перестает слушаться в поворотах и при движении по прямой, а в салоне появляются шум и вибрации, передающиеся на руль. Эти признаки, как в совокупности, так и по отдельности являются сигналами для проведения диагностики.
Регулировку колес рекомендуется производить при:
— пробеге каждые 20-30 тысяч км;
— замене резины;
— после ремонта подвески;
— сильном попадании колеса в яму.
Эксперты рекомендуют производить плановую регулировку колес каждые 20-30 тысяч км пробега. Это позволит вовремя заметить и заменить изношенные элементы подвески и избежать серьезного ремонта. Однако, сход-развал необходимо делать и при таких внеплановых ситуациях, как: сезонная замена резины, замена шаровых, рулевых, ШРУСов и других элементов подвески. Также, производить диагностику и регулировку необходимо после попадания колеса в яму, если произошла деформация диска.
Какие элементы подвески, лучше заменить сразу.
При проведении планового сход-развала лучше сразу заменить:
— пыльники рулевых наконечников и шаровых опор;
— пыльники ШРУСов;
— втулки и, при необходимости, стойки стабилизатора.
Пыльники из резины являются слабым звеном в подвеске автомобиля. Резина не выдерживает контакта с дорожными реагентами, разъедается автомобильными смазками и попросту рассыхается со временем. Если пыльник поврежден, значит в движущийся узел будет попадать грязь и влага, что быстро выведет ШРУСы, шаровые опоры и рулевые наконечники из строя. Поэтому, важно своевременно заменить все пыльники, чтобы избежать замены узлов подвески.
Втулки стабилизатора также являются самым часто изнашивающимся элементом подвески. Если вовремя не заменить втулки, то стойки стабилизатора перестанут справляться с нагрузкой и нагрузка на втулки рычагов увеличится, что может привести к необходимости замены всех элементов подвески. Втулки стабилизатора из полиуретана являются достойной альтернативой резиновым втулкам. Втулки из полиуретана более устойчивы к деформационным нагрузкам и отличаются увеличенным сроком эксплуатации.
Купить полиуретановые пыльники и втулки, можно на нашем официальном сайте производителя CS20, для этого можете ознакомиться с нашим ассортиментом:
— пыльники шаровых опор: смотреть вcе,
— пыльники рулевых наконечников: смотреть все,
— пыльник ШРУСа: смотреть все,
— втулки стабилизатора: смотреть все.
Оформить заказ можно по Коду на нашем сайте в каталоге, или на площадке Эмекс. Благодарим за просмотр.
Что делают, если замерз омыватель.
Серия по #лайфхакам продолжается.
Разобрали тему замерзания жидкости в омываете.
Готовьте «сани» осенью.
Тюнинг подвески для ВАЗа своими руками. Секрет экономии денег и времени!
Любителям спортивной подвески посвящается! Как улучшить управляемость?
Далее подробности про тюнинг.
Хрустит ШРУС, можно ли ездить и если да, то сколько?
Раскрыли тему по хрустящему ШРУСу. Откуда берется? Можно ли ездить? Сколько проеду? Как избежать? По полочкам далее.
Подготовка автомобиля к эксплуатации в зимний период.
Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать
Наверняка вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону или кто-то из знакомых жаловался, что «пора бы мне уже съездить проверить развал», хотя при это был категорически не прав. То, что в народе привычно называют “развал-схождение” — это замер и выставление углов установки колёс. Причём помимо собственно угла развала и угла схождений есть ещё и третий угол, ничуть не менее важный.
Что такое углы установки колес?
Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.
Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто «домиком», при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно «сходясь навстречу» друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение).
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, «смотрит вперёд».
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Почему на разных машинах углы бывают разными?
Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой.
На автомобилях с мягкой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»
Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.
Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов
Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур
Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.
Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.
Как регулируются углы установки колес?
На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.
Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может «гулять» в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти «плюсовых» минут имеет законное право «уходить в минус».
Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон
Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…
На что влияет кастер?
С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.
На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).
Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб
Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.
Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу
Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет
Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям.
Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.
При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый
Какие выбрать углы?
Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.
Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).
Свои углы» могут выглядеть примерно так
Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!
Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.
Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!
Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов
Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan
При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле.
Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)
Что будет, если их не делать?
В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.
А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.
При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.
Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно.
Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала
Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!
Когда регулировка углов установки колес не помогает?
Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.
Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.
Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»