Что будет если испортить бюллетень на выборах в госдуму
Что делать на выборах, если вам не нравится ни один из кандидатов
В странах, где выборы – не событие всемирно-исторического значения, а привычная рутина, инструкция для избирателя уложится максимум в пару предложений: прийти на участок, взять бюллетень, найти в нем выбранного кандидата и поставить крестик напротив его имени. Ну или в пару абзацев, если нужно еще разъяснить механизм работы какой-нибудь навороченной машины для голосования, каковые встречаются, например, в США.
В России все иначе. У нас варианта «найди и отметь в бюллетене своего кандидата» многим избирателям недостаточно. Потому что, во-первых, эти политики, прямо как совы в «Твин Пиксе», «вовсе не то, чем кажутся» и кандидат-либерал может легко превратиться в патриота-государственника. А во-вторых, у россиян есть и другие возможности избирательного самовыражения, каждая из которых имеет свой политический смысл.
Явка или забастовка
Стоит сразу оговориться, что тех, у кого реально есть любимый кандидат в президенты, все это не касается. Им достаточно поставить в бюллетене любой знак в квадрате напротив своего фаворита и дождаться подведения итогов голосования – чтобы в послевыборную ночь пустить вместе со своим любимцем скупую мужскую слезу во время телетрансляции с ночного митинга победы на Манежной или, наоборот, всплакнуть вдали от телекамер по поводу очередных несбывшихся надежд. А вот у тех, кому ни один из кандидатов не нравится, есть и другие варианты, из которых можно попытаться выбрать тот, что в наибольшей степени соответствует вашей гражданской позиции.
Сбербанк и «Магнит» подключились к борьбе за явку
Первый вопрос для этих недовольных – приходить или не приходить на выборы.
За «приходить» агитирует сейчас вся государственная машина – от Центризбиркома и органов власти всех уровней до руководства отдельных предприятий и учреждений. Эта агитация неустанно убеждает россиян в том, что к участию в выборах их должны подвигнуть гражданский долг, происки внешних и внутренних врагов или хотя бы элементарное чувство самосохранения, потому что в противном случае они лишатся премии, отгулов или даже работы. Если для вас эти доводы выглядят убедительными – значит, вам остается прийти и проголосовать, не забывая при этом о том, что, невзирая на грозные увещевания ваших начальников, тайну волеизъявления в России пока никто не отменял и узнать о том, за кого именно вы голосовали, они не смогут.
Чем опасен четвертый срок Путина
Что делать с бюллетенем
Если же ваше мнение никак не зависит от позиции Навального и вам нужны дополнительные аргументы, то вам стоит помнить следующее. С одной стороны, общим местом является утверждение о том, что для Кремля на нынешних выборах высокая явка избирателей едва ли не важнее результата главного кандидата: сколько бы власти это ни опровергали, но массовость кампании по мобилизации избирателей на выборы говорит об обратном. С другой стороны, при уменьшении активности избирателей, как правило, растет результат кандидата от власти – за счет более дисциплинированного провластного электората. И тут уже нужно выбирать, что лично вам кажется более важным: сорвать высокую явку (тогда правильнее на выборы не ходить) или же уменьшить результат «главного кандидата» (и тогда логичнее прийти, но проголосовать за любого из его оппонентов).
Есть и еще один вариант протестного голосования – испортить бюллетень. В этом случае ни один из кандидатов вашего голоса тоже не получит – если, конечно, вы не забудете испортить бюллетень «правильно», то есть проставить отметки в квадратах напротив более чем одного имени. Но общая явка на выборы при этом повысится, так как при ее определении учитываются все бюллетени, включая и недействительные.
Екатерина Шульман: Об испорченных бюллетенях и явке
Майкл Наки: Люди просят вас четко и ясно сказать: испорченный бюллетень учитывается ли при подсчете, и что происходит, если, учитывая испорченный бюллетень, кандидат не набирает 50%?
Екатерина Шульман, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС: Статья 76-я, третьей части закона О выборах президента Российской Федерации: Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирателей в бюллетенях установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
М.Наки: Установленной формы. Поясните, пожалуйста.
Е.Шульман: А вот тут начинается интересный вопрос: является ли бюллетень, который мы в быту называем испорченным, бюллетенем установленной формы? Испорченные бюллетени являются недействительными – это совершенно точно. Если мы предполагаем, что они при этом все же являются бюллетенями установленной формы, то смотрите…
Бюллетени установленный формы, предположим мы – я предполагаю, что это именно так – это бюллетень с печатью. Что на нем написано, это неважно. Итак, у нас есть 1100 бюллетеней. Из них, например, 100 будет испорчены, а все остальные не испорчены, а поданы за разных кандидатов. Получается, что для того, чтобы победить в первом туре, нашему с вами кандидату нужно набрать 50 плюс 1 от всех этих бюллетеней, включаю эти 100 испорченных, которые как бы не поданы ни за кого, но являются частью явки. То есть, если бы эти 100 бюллетеней не были испорчены, а были бы поданы за кого-нибудь еще, то они были бы распределились каким-либо образом между кандидатами.
Что из этого следует? Из этого следует, что большое количество испорченных бюллетеней, если я опять же правильно трактую закон, затрудняют для всех кандидатов получение нужных результатов, потому что это вычтено у них. Но если эти 100 бюллетеней не испорчены, а поданы за альтернативного оппозиционного кандидата С, или альтернативного оппозиционного кандидата Я, то они тоже не являются бюллетенями за основного кандидата и тоже не входят в эти 50%, которые, еще раз повторю, считаются от всего, что есть в корзине, если только на бюллетене есть печать.
То есть бюллетень установленной формы делается не вами, он делается Избирательной комиссией. Вы не можете повлиять на установленность этой формы, если только там найдут резаную бумагу. Но вы можете испортить этот бюллетень, тогда он не будет отнесен ни к какому кандидату, но он будет отнесен к общему числу явки.
Выборы в Госдуму 2021: испорченные и недействительные бюллетени
Очень часто на выборах люди сталкиваются с вопросом, нужно ли портить бюллетени и какие бюллетени вообще считаются «испорченными»? Вокруг этого есть очень много заблуждений, даже среди членов избирательных комиссий, работающих уже много лет. Мы постараемся рассказать вам как все обстоит на самом деле и предложим записаться в наблюдатели.
Начнем с того, что есть разница между испорченными и недействительными бюллетенями:
С недействительными бюллетенями все интереснее, они влияют на процент полученный кандидатами. Чем их больше, тем ниже результат(%) у каждого из участников выборов. Очень важно разобраться что это за бюллетени. Согласно п. 17 статьи 68 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав», недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок или число отметок в квадратах превышает количество, установленное законом. Во Владимире выборов, на которых можно поставить отметку более чем в одном квадрате не проводится.
В случае выборов в Госдуму стратегия массовой порчи бюллетеней не имеет смысла, так как второго тура нет. Но в частном случае понимание как испортить бюллетень может вам помочь. Начнем немного «издалека»- существует такое понятие, как «административный ресурс», так называют бюджетников, с которых начальство требует проголосовать и отчитаться, иногда под угрозой увольнения, иногда ради премии и т.д. Если вдруг вы стали частью этого «административного ресурса», то испорченный или недействительный бюллетень- ваше спасение. Ставите галочку как просит начальство, фотографируете, а дальше уже можно писать заявление на новый бюллетень взамен испорченного или же проставляете после этого галочки остальным кандидатам, чтобы бюллетень не достался жулику.
На выборах в Госдуму оппозиционное сообщество, как правило, призывает к стратегии «Умного голосования», задачей которой является консолидировать протестный электорат и направить большинство голосов против партии власти.
Порча избирательных бюллетеней – протест или бессмысленное действие?
В моей недавней статье «Ликбез для избирателя – 2011» я уже касался проблемы недействительных бюллетеней. Но, по-видимому, об этом надо писать еще и еще.
Позавчера «ГОЛОС» проводил пресс-конференцию, посвященную выборам Матвиенко. В ней участвовал Илья Яшин, который со свойственной ему горячностью отстаивал идею порчи бюллетеней.
Мне жаль, что эти ребята не смогли сделать правильных выводов из питерской кампании.
Там результаты таковы: в округе Петровский доля недействительных бюллетеней составила 2,4%, в Красненькой речке – 2,1%. Наибольшая доля по одному из участков – 4,1%. И в данном случае не имеет большого значения – таково реальное волеизъявление, или это результат фальсификаций. Важен конечный результат.
Яшин объяснил такой результат тем, что им не дали развернуть настоящую агитационную кампанию. Но ведь очевидно, что не дадут и в дальнейшем.
Так есть ли смысл в порче бюллетеней?
Прежде чем критиковать этот способ протеста, я должен сделать две важные оговорки. Первое: с моей точки зрения, портить бюллетени – все же лучше, чем вообще не ходить на выборы. О том, что бойкот выборов не является сколько-нибудь эффективной формой протеста, я писал неоднократно.
Второе: выборы выборам рознь. Если на президентских выборах 2012 года повторится та же ситуация с кандидатами, что и в 2008 году, то порча бюллетеней будет вполне оправдана. Да и не только в кандидатах дело. При мажоритарной системе не так важно, сколько голосов получил проигравший кандидат. А при пропорциональной системе голоса конвертируются в мандаты.
Поэтому сейчас я обсуждаю конкретный вопрос: есть ли смысл порчи бюллетеней на выборах в Государственную Думу 2011 года?
Яшин верно напомнил, что по закону, если доля недействительных бюллетеней превысит 40%, выборы в Госдуму будут признаны несостоявшимися. Но понимает ли он и его сторонники, что 40% недействительных бюллетеней на выборах в Госдуму не может быть – «потому что этого не может быть никогда»?!
Во-первых, этого не может быть, потому что никогда не наберется такое количество избирателей, которые так проголосуют. Во-вторых, потому что, если недействительных бюллетеней окажется много (даже значительно меньше 40%), ни одна из участвующих в выборах партий не будет препятствовать фальсификациям с целью уменьшения их доли.
Опыт показывает: доля недействительных бюллетеней даже тогда, когда выбор весьма ограничен, не бывает высокой, во всяком случае такой высокой, как был когда-то уровень голосования «против всех». Возможно, потому, что голосование «против всех» – это ясно выраженная воля, и избиратели это понимали. А недействительный бюллетень – это по сути «недействительное» волеизъявление, и это избиратели если даже не понимают, то интуитивно чувствуют.
Фальсификации тоже нельзя сбрасывать со счета. С этой точки зрения недействительные бюллетени – самые незащищенные. За них практически некому заступиться.
Но давайте все же пофантазируем. Допустим, что «несистемной оппозиции» разрешат свободно агитировать за порчу бюллетеней и затем недействительные бюллетени честно подсчитают. Сколько их будет?
Когда-то делались оценки: какую долю своей популярности лидер может передать поддерживаемому им кандидату? Помните развешанные по всей Москве фотографии кандидатов, пожимающих руку Лужкову, поддержка которого тогда составляла 70–75%? Оценки получились такие: передать можно только около трети от своей поддержки.
Так что даже если оценивать уровень поддержки «несистемной оппозиции» в 20% (а это явно завышенная оценка), то ее агитация за порчу бюллетеней вряд ли приведет более чем к 7% недействительных бюллетеней.
Ну а что такое 7% недействительных бюллетеней? Какой от них прок?
Сейчас мне придется повторить то, что я писал в статье «Ликбез для избирателя – 2011». Если эти 7% голосов будут отняты у какой-то партии или каких-то партий, то вред будет нанесен именно этой партии или этим партиям. Очевидно, что это будет не «партия власти», а «системная оппозиция». «Партия власти» как минимум ничего не потеряет. Но если в результате потери голосов какая-то партия будет отброшена за 7%-ный барьер, «партия власти» выиграет от этого около 20 мандатов. Вы этого хотите, Борис Ефимович и Илья Валерьевич?!
Если эти 7% голосов появятся за счет тех, кто откажется от идеи бойкота, то в лучшем случае доля голосов за «партию власти» снизится, но число мандатов у нее не изменится. Но снизится доля голосов и за остальные партии. И если в результате этого какая-то партия будет отброшена за 7%-ный барьер, – смотри выше.
Если же эти 7% голосов достанутся какой-либо партии из «системной оппозиции», то она получит дополнительно около 30 мандатов, из которых около 20 будет отнято у «партии власти».
Здесь мои оппоненты обязательно зададут вопрос: а какой смысл в том, что «системная оппозиция» получит больше мандатов, а «партия власти» – меньше? Все равно, мол, и «системная оппозиция» управляется из тех же кабинетов, что и «партия власти».
На самом деле, конечно же, это далеко не так. Степень управляемости «системной оппозиции» и «партии власти» несопоставимы. И главное – чем больше голосов и мандатов получает оппозиционная партия, тем труднее ею управлять, тем больше она дорожит мнением избирателей и готова прислушиваться к ним.
Если же говорить о задаче, которая может быть поставлена оппозицией на этих выборах, то она довольно проста – добиться, чтобы «партия власти» лишилась абсолютного большинства в Государственной Думе. Уже одно это вернет Думе предусмотренное Конституцией, но фактически утраченное ею положение представительного и законодательного органа, она снова станет местом для дискуссий и выработки политических решений.
И это хоть и непростая, но все же более реальная задача, чем добиваться срыва выборов путем порчи 40% бюллетеней.
Постановление ЦИК России от 28.04.2021 N 4/30-8 «О вопросах, связанных с изготовлением и доставкой избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» (вместе с «Порядком изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва»)
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 апреля 2021 г. N 4/30-8
СВЯЗАННЫХ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ И ДОСТАВКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОСЬМОГО СОЗЫВА
В соответствии со статьей 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (прилагается).
2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации назначить ответственных лиц из числа членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса для контроля за изготовлением и доставкой избирательных бюллетеней и представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации соответствующие решения не позднее 2 августа 2021 года.
3. Предложить Министерству иностранных дел Российской Федерации определить уполномоченных представителей, ответственных за приемку избирательных бюллетеней, их доставку и передачу участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, не позднее 12 июля 2021 года.
4. Определить представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ответственных за взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, для осуществления передачи избирательных бюллетеней для голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, уполномоченным представителям Министерства иностранных дел Российской Федерации не позднее 2 августа 2021 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.И. Булаева и председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Центральной избирательной комиссии
Центральной избирательной комиссии
Центральной избирательной комиссии
от 28 апреля 2021 г. N 4/30-8
ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ДОСТАВКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ
ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОСЬМОГО СОЗЫВА
Здесь и далее в скобках указаны сроки в случае принятия ЦИК России решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
1.4. Текст бюллетеня для голосования по федеральному избирательному округу на русском языке утверждается постановлением ЦИК России не позднее чем за 23 дня до дня голосования (не позднее 26 августа 2021 года).
В случае если по решению ИКСРФ бюллетени печатаются также на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, или на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания, текст бюллетеней на этих языках утверждается ИКСРФ не позднее чем за 22 дня до дня голосования (не позднее 27 августа 2021 года).
2. Порядок изготовления и доставки бюллетеней
в избирательные комиссии
2.1. По решению ИКСРФ бюллетени изготавливают в два этапа:
2.3. Финансирование расходов, связанных с закупкой услуг по изготовлению бюллетеней, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных ЦИК России соответствующим ИКСРФ на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
2.4. Доставка бюллетеней, изготовленных по решению ИКСРФ, в избирательные комиссии осуществляется организацией, оказывающей услуги по доставке, или избирательными комиссиями самостоятельно.
2.5. Доставка бюллетеней, изготовленных Избирательной комиссией Московской области для голосования на избирательных участках, образованных на территории города Байконура, осуществляется по решению Избирательной комиссии Московской области организацией, оказывающей услуги по доставке, или ТИК г. Байконура самостоятельно.
2.6. Доставка бюллетеней, изготовленных для голосования на зарубежных участках, из ИКСРФ в ЦИК России для передачи уполномоченным представителям МИД России для направления в установленном порядке в зарубежные УИК осуществляется организацией, оказывающей услуги по доставке, или ИКСРФ самостоятельно.
2.7. Закупка услуг по доставке бюллетеней осуществляется у организации, оказывающей услуги по доставке, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Порядком осуществления закупок.
2.8. Финансирование расходов, связанных с доставкой бюллетеней организацией, оказывающей услуги по доставке, производится ЦИК России централизованно за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
2.9. Самостоятельная доставка бюллетеней избирательными комиссиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных соответствующим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
3. Контроль за изготовлением бюллетеней и порядок
передачи бюллетеней в полиграфических организациях
3.1. Контроль за изготовлением бюллетеней на всех этапах, включая проверку бумаги для изготовления бюллетеней на соответствие требованиям, установленным постановлением ЦИК России, проверку формы и текста бюллетеня, процесса печатания, передачи, уничтожения лишних бюллетеней (при их выявлении), доставки (передачи) бюллетеней в избирательные комиссии осуществляют члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, назначенные решениями ИКСРФ.
3.2. Прием и передачу, а также контроль за доставкой и передачей бюллетеней для голосования на зарубежных участках осуществляют представители ЦИК России, ответственные за взаимодействие с МИД России, определенные соответствующим распоряжением Председателя ЦИК России.
3.5. ИКСРФ, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней представителям, указанным в пункте 3.1 Порядка, и уничтожении лишних бюллетеней (при их выявлении).
При получении бюллетеней и уничтожении лишних бюллетеней (при их выявлении) вправе присутствовать любой член данной ИКСРФ, представитель политической партии, наименование которой внесено в бюллетень, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать составляемые при получении бюллетеней акты.
3.6. Полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствовать при передаче бюллетеней и уничтожении лишних бюллетеней (при их выявлении) лицам, указанным в пункте 3.5 Порядка.
4. Передача бюллетеней вышестоящими избирательными
комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям
4.1. ИКСРФ на основании своего решения о распределении бюллетеней передает весь тираж бюллетеней (за исключением бюллетеней, изготовленных для зарубежных участков) в избирательные комиссии через организацию, оказывающую услуги по доставке, или самостоятельно.
В случае возложения полномочий ОИК на ИКСРФ акт о передаче бюллетеней из ИКСРФ в ОИК не составляется.
ИКСРФ, на которую возложены полномочия ОИК, передает бюллетени в количестве, определенном решением данной избирательной комиссии, в нижестоящие ТИК. При этом составляется акт о передаче бюллетеней из ОИК в ТИК.
4.3. ОИК после получения бюллетеней из ИКСРФ на основании своего решения о распределении бюллетеней по ТИК передает бюллетени в соответствующие ТИК. Бюллетени передаются через организацию, оказывающую услуги по доставке, или самостоятельно.
Решение ОИК о распределении бюллетеней для ТИК передается в ИКСРФ заблаговременно до наступления установленного срока передачи бюллетеней.
В случае возложения полномочий ОИК на ТИК акт о передаче бюллетеней из ОИК в данную ТИК не составляется.
Решение ТИК о распределении бюллетеней для УИК (за исключением зарубежных УИК) передается в ОИК заблаговременно, до наступления установленного срока передачи бюллетеней.
По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее чем 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке, на день передачи бюллетеней. На избирательном участке, на котором ожидается значительное число избирателей, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, а также на избирательном участке, на котором зарегистрировано менее 500 избирателей и используются комплексы обработки избирательных бюллетеней, количество бюллетеней может быть увеличено решением ИКСРФ в пределах количества бюллетеней, утвержденного постановлением ЦИК России для соответствующего избирательного округа.
При передаче бюллетеней из ТИК в УИК производятся их обязательный поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами ТИК, о чем составляется акт (приложение N 6).
4.8. Бюллетени из ТИК в УИК могут передаваться в два этапа:
4.9. При передаче бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии вправе присутствовать члены указанных избирательных комиссий, представители политических партий, наименования которых внесены в бюллетень, кандидаты, фамилии, имена и отчества которых внесены в бюллетень для голосования по соответствующим одномандатным избирательным округам, или представители этих кандидатов. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать составляемый при передаче бюллетеней акт.
4.10. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
5. Передача бюллетеней зарубежным УИК
5.1. ИКСРФ направляют бюллетени для зарубежных УИК в ЦИК России для передачи уполномоченным представителям МИД России через организацию, оказывающую услуги по доставке, или самостоятельно.
Бюллетени для голосования по федеральному и соответствующему одномандатному избирательному округу должны быть упакованы в отдельные пачки для каждого зарубежного участка. Упаковка пачек должна обеспечивать их сохранность. На каждой пачке с упакованными бюллетенями наклеивается адресный ярлык, содержащий следующие данные: надпись красного цвета «Выборная», наименование ИКСРФ, передающей бюллетени, наименование и номер одномандатного избирательного округа, номер избирательного участка, название страны, количество и вид передаваемых бюллетеней (приложение N 9).
Требования к упаковке бюллетеней устанавливаются в контрактах на оказание услуг по изготовлению бюллетеней.
Поступившие в ЦИК России бюллетени передаются уполномоченному представителю МИД России для дальнейшей передачи зарубежным УИК. При передаче составляется акт в трех экземплярах (приложение N 12). Все экземпляры акта подписываются представителем ЦИК России и заверяются печатью ЦИК России.
5.5. МИД России направляет полученные бюллетени для каждой зарубежной УИК в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации с поручением о передаче их соответствующим зарубежным УИК.
Бюллетени от МИД России в зарубежные УИК передаются по акту (приложение N 13), составляемому МИД России в трех экземплярах. Все экземпляры акта при передаче подписываются уполномоченным представителем МИД России, заверяются печатью и направляются вместе с бюллетенями в зарубежные УИК.
Бюллетени для голосования по федеральному и соответствующему одномандатному избирательному округу должны быть упакованы в отдельные пачки. Упаковка пачек должна обеспечивать их сохранность. На каждой пачке с упакованными бюллетенями наклеивается адресный ярлык, содержащий следующие данные: надпись красного цвета «Выборная», наименование ИКСРФ, передающей бюллетени, наименование и номер одномандатного избирательного округа, адрес ТИК г. Байконура, количество и вид передаваемых бюллетеней (приложение N 9).
Избирательная комиссия Московской области передает бюллетени для зарубежных участков, образованных на территории города Байконура, в ТИК г. Байконура через организацию, оказывающую услуги по доставке, или самостоятельно.
5.10. Допускается, что МИД России может осуществлять доставку и передачу бюллетеней в зарубежные УИК при взаимодействии с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, в подчинении которых находятся воинские части, расположенные за пределами территории Российской Федерации, на территории которых образованы избирательные участки.
5.12. Бюллетени должны быть переданы в зарубежные УИК не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования).
5.13. Информация о движении бюллетеней вместе с актами передачи бюллетеней зарубежных УИК представляется МИД России в ЦИК России для направления в соответствующую ОИК.
6. Изготовление бюллетеней непосредственно УИК
6.1. В соответствии с частью 18 статьи 79 Федерального закона в исключительных случаях (при невозможности доставки бюллетеней в установленные законом сроки) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день (дни) голосования в плавании, на полярных станциях, а также на зарубежных участках при наличии технических средств допускается изготовление бюллетеней непосредственно УИК.
6.2. УИК по согласованию с соответствующей ТИК принимает решение об изготовлении бюллетеней (приложение N 17) с указанием необходимого тиража (в пределах количества, определенного решением вышестоящей ТИК для данной УИК) и сроков их изготовления не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования).
6.3. ТИК принимает решение (приложение N 18) о разрешении УИК самостоятельно изготовить бюллетени и передает ей по техническим каналам связи, обеспечивающим передачу копий документов, копии бюллетеней по федеральному избирательному округу и одномандатному избирательному округу или описание формы и текста бюллетеней с использованием иных видов связи в порядке, установленном постановлением ЦИК России.
6.5. В случае изготовления бюллетеней непосредственно УИК контроль за их изготовлением осуществляет председатель УИК.