Что будет если на зло отвечать добром
«Кто сострадает, тот побеждает в сражении»: священники объясняют, как отвечать на зло
Как реагировать, если по отношению к тебе совершили несправедливость? Как отвечать с любовью на зло? Приводим мнения приснопоминаемого протоиерея Димитрия Смирнова, а также иеромонаха Макария (Маркиша) и иерея Игоря Сильченкова.
О том, что обидчику нужно подставить другую щеку, в Писании читали все мы. И все же, вопрос о том, как правильно реагировать на зло, всякий раз ставит нас в тупик. Ко встрече с ним мы никогда не бываем готовы. Сталкиваясь с неправдой, мы цепенеем в растерянности и порой не знаем, что предпринять дальше.
Особенно много таких ситуаций бывает в семейной жизни. Самые болезненные раны наносят те, кого мы любим: супруги, родители, дети, и тогда в семье вместо мира надолго водворяется разлад. Ссоры и злоба подтачивают основания домов.
Между тем, никакого тупика нет, жизнь продолжается и предлагает нам иные выходы. Какие? Отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Третьего не дано
«Есть две духовные природы во Вселенной: добро и зло; Бог и сатана; Царствие Небесное (рай) и ад. Третьего не дано.
И если кто-то злобится на нас, то мы должны побеждать зло добром, как сказал апостол Павел в Послании к Римлянам.
Если кто-то находится в гневе по отношению к тебе или ненавидит, или даже ударил тебя, то в каком состоянии находится этот человек?
Он находится в состоянии зла. Он находится во грехе. Как победить этого человека?
Вернее, победить не человека, а зло, которое внутри него?
Многие люди, которые живут без креста, без Бога, без молитвы, считают сказанные Иисусом слова «если ударят по правой щеке, подставь левую…» трусостью.
А сможет ли трусливый человек так сделать? Не озлобиться, не возненавидеть?
Трус убежит или накинется в ответ с палкой, он будет агрессивно защищаться. Только очень смиренный и близкий к Богу человек сможет подставить вторую щеку.
Он не озлобится, не затаит обиду или ненависть.
Самая главная победа добра над злом происходит в самом человеке, которого ударили.
Потому что, когда нам причиняют зло, в нашей душе может родиться гнев, ненависть, обида. То есть те же самые чувства, что и в нашем обидчике.
Но если мы сумеем себя обуздать, победить гнев, победить страх, который гонит нас схватить палку и отомстить обидчику, это означает, что мы одержали победу над злом.
В чём же будет победа? Да ни в чём. Была злоба в одном человеке, и теперь она поселилась в другом. Они обменялись злом, и оно умножилось.
Подставить другую щеку – это евангельская высота. И взять её сходу очень трудно. Возможно, к ней надо идти всю жизнь. Но идти – надо!»
(Иерей Игорь Сильченков, миссионер).
Рана зарастёт
«Злоба, гнев, ненависть, раздражение – это всё страсти человеческие, которые мучают душу. Нужно обращаться к Спасителю.
Он и пришёл на землю, чтобы нас от этого освободить. Поэтому нужно молиться Богу, чтобы он нас освободил от этих пагубных страстей. Если мы будем усердно просить, то ненависть уляжется.
Все наши беды происходят от незнания Священного Писания. Господь сказал: «Молитесь за обижающих вас». Если человек молится за того, кто причинил ему зло или обиду, то довольно-таки скоро обида проходит.
Каждый раз на молитве поминайте обидчика, желая ему и доброго здравия, и спасения души. Ведь всегда, когда мы молимся за какого-то человека, он становится нам родным и близким.
Если мы будем целенаправленно бороться со злопамятством, то эта рана обязательно зарастёт».
(Протоиерей Дмитрий Смирнов (1951–2020 гг.), церковный и общественный деятель).
Чтобы победить, нужно сострадать
«Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Здесь, как в капельке воды, отражается вся евангельская нравственная мудрость: побеждай зло добром, потому что источник добра – Бог, и воплощение воли Божьей на земле – это добро».
Этот принцип – побеждай зло добром, а не давай злу победить себя – общий не только для христианского сознания, но и практически для всех подлинных религиозных конфессий.
Мы знаем, что Ветхий Завет содержит в себе всякие истории, в том числе жестокие и кровопролитные. Но это вовсе не значит, что религия Ветхого Завета этому учит.
А чему учит Ветхий Завет? В Книге Притч Соломоновых есть такие строчки: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя».
Действительно, есть такая христианская установка – владей собой, не пытайся владеть другими.
И потом, храбрость – это, конечно, доблесть, но гораздо более существенная доблесть для подавляющего большинства из нас – это способность терпеть.
Интересно, что древние мудрецы Китая говорили о том же самом. Лао-Цзы, живший за пятьсот лет до Христа, писал: «Кто сострадает, тот побеждает в сражении».
Вот ведь парадокс: для того, чтобы победить в сражении, оказывается, нужно иметь сострадание»…
(Иеромонах Макарий (Маркиш), церковный публицист, миссионер).
Нужно и можно ли отвечать добром на зло. Аргументы
Нужно ли отвечать добром на зло?
Видеоверсия публикации:
Он сказал: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью». В самом деле, все зависит от ситуации, смотря по тому, чем было вызвано зло, направленное против нас, а во-вторых, от того, чего мы хотим добиться предполагаемым ответом.
Фраза Конфуция правильная и красивая, применима ко всем случаям, однако ее трудно принять, как руководство к действию, потому что в ней нет, никакого, более-менее ясного алгоритма. Давайте мы с вами сами посмотрим, какие могут быть ситуации со злом, направленным против нас.
Ну, допустим, мы допрыгались, незаслуженно достали кого-то, причинили ему зло, и заработали от него по шее. Тут обижаться нечего, это как раз тот случай, когда на наше зло, нам и ответили справедливостью.
Давайте все же, возьмем для рассмотрения типичные моменты, когда зло причиняется нам незаслуженно.
1. Нам причинили зло с корыстной целью, то есть, что-то украли, обсчитали, обвесили, подсунули не совсем то, на что мы рассчитывали, короче говоря, нанесли нам ущерб путем обмана.
2. Мы испытываем от кого-то унижения, оскорбления, притеснение в наших правах, другими словами, нас, каким-то способом вынуждают занять статус более низкий, чем мы, на наш собственный взгляд, заслуживаем.
Сразу оговорка, я не хочу рассматривать здесь эпизоды, когда с нами кто-то плохо поступил, но потом пожалел, искренне раскаялся, попросил прощенья и поинтересовался, как он может загладить свою вину.
Моя позиция в таких случаях однозначна, повинную голову не секут. Раскаявшегося мы должны постараться простить. Мы не обязаны это забывать, но простить стоит.
Простодушный простит и забудет,
Глупый не простит и не забудет,
Мудрый, простит, но не забудет.
Конечно, трудно призывать к прощению, когда совершено что-то ужасное и непоправимое. Очень редко в таких случаях разуму удастся перекричать голос ненависти и жажду мести. Тут советовать легко, пока сам в такой ситуации не оказался.
На зло нужно отвечать справедливостью. Что Конфуций имеет в виду? Да то, что, в зависимости от ситуации, на добро следует отвечать сообразно моменту. Месть в расчет брать не будем, это чувство нерациональное.
Метафизически, по принципу кармы, например, мстить крайне глупо. Вместо того, чтобы снять с себя один кармический хомут, отомстив, мы надеваем на себя такой же, или еще хуже.
Понимаю. что это мало кто в расчет берет, как и то, что, по новозаветному пониманию, прощая врага, можно, дословно, собрать на его голову горящие уголья, отомстив, или даже обдумывая месть, вы соберете эти уголья на свою собственную.
Если поближе к земле, то, сама месть, скорее всего, не принесет вам удовлетворения. Это отмечено очень многими, и мною, кстати. В лучшем случае, просто не станет легче. в худшем, вы начнете о мести еще и сожалеть. Жаль потом человека бывает, тоже по себе знаю. Смотря за что, конечно.
Так какие варианты ответа на зло подразумевает справедливость.
Когда на зло лучше не отвечать? Тогда, когда зло по отношению к вам заключается в чем-то резком эмоциональном выпаде: слове, поступке, жесте. Мною давно замечено, что, если человек в запальчивости наговорил вам гадостей, самое лучшее, это молча подождать пока он успокоится.
С огромной долей вероятности, как только его уровень норадреналина придет в норму, он почувствует неловкость и станет искать способы все как-то загладить. В случае вашего ответа грубостью на грубость, обидчик останется при мнении, что он все правильно сделал или сказал. Так с вами и надо. Что для вас выгодней, выбирайте.
Это случай легкого зла. Если же вы стали объектом чьего-то постоянного негативного воздействия, в первую очередь, постарайтесь выяснить мотивы поведения обидчика. Это тот случай. когда без ответа зло оставлять нельзя. Чего-то же человек хочет.
У меня был в школе подобный случай, в очередном, новом для меня классе. Тогда я при всех, спросил одноклассника, за что он меня так ненавидит. Парень он был неглупый. да и вопрос был, прямее некуда. Он не стал юлить, а прямо в нескольких предложениях высказал, чем он недоволен. Я тут же внес свои пояснения по вопросу, и противостояние прекратилось.
Лучше, такой вопрос задавать человеку наедине. Когда-то, имел место и такой эпизод. Стал замечать явные придирки своей начальницы, и чем дальше, тем больше. Передумал уже все, не могу понять, что ей надо, чего она добивается. В конце концов, наедине прямо спросил, — Чем я вам не угодил, за что вы меня так ненавидите?
Минут через пять выяснилось, что она в меня банально влюблена и вела себя так, просто от отчаяния. По-разному бывает. Выяснять надо всегда, а потом уже думать, кто виноват, и как это исправить. Молчание тут не помощник.
Несколько слов об обманщиках, аферистах, обвесах, обсчетах и так далее… Моя позиция здесь давно сформировалась. К этому нужно быть готовым и принимать предупредительные меры. Люди так живут, пытаться их перевоспитать, рассчитывая на их совесть и сознательность, также бесперспективно, как заставлять волка перейти на комбикорм.
Оставить ноутбук на ночь на скамейке в парке и надеяться утром его с нее забрать крайне неумно. Мир мы не переделаем, а вот учитывать его принципы нам никто не запрещает. А принципы у него такие. что в нем существуют воры и обманщики.
Не зря же в магазинах и на рынках часто стоят контрольные весы. Так, что если нас развели, или у нас что-то сперли, значит мы не все предусмотрели. Вы как хотите, а я в подобных случаях виню, в первую очередь, себя.
Нет, конечно, если есть шанс восстановить справедливость, нужно написать заявление в полицию, в других случаях подключить влиятельных знакомых. Здесь справедливостью будет вернуть утраченное. Да и наказание виновного, за рамки справедливости, вряд ли выходит.
В защиту применения наказания хочется сказать вот что. Наказывая провинившегося, мы можем, если и не полностью исключить повторение им плохих поступков по отношению к людям, то, во всяком случае, снизить число рецидивов. И речь здесь идет, не только об уголовной и административной ответственности, а и об обычном недостойном поведении кого-то, например, на улице.
Безнаказанность развращает. Распоясавшегося хулигана стоит остановить уже затем, чтобы обезопасить от его действий не только себя и других людей. которые могут оказаться на его пути, а и его самого. Ну, представьте, подвыпившего парня начало заносить, он пристает к прохожим, хамит, хватает их руками.
Большинство молчит, обходит его стороной, разбегается, не хочет связываться. Чем может быть дальше? Он все же сделает что-то, по-настоящему плохое, в итоге, кто-то из-за него попадет в больницу, если не хуже, а сам он отправится в тюрьму.
Но если найдется тот, кто настучит забияке вовремя по кумполу, то на этом все может и закончиться. В общем, не так уж и трудно понять, что значит, отвечать на зло справедливостью. Конечно, не всегда можно угадать, когда и как поступить будет правильным.
Почему на добро отвечают злом?
Давайте посмотрим, почему же часто в ответ на добро мы можем получить злую неблагодарность. Высвечиваются два момента.
Во-первых, добро, многими людьми воспринимается, как слабость. Со слабыми людьми, часто не считаются, и сделанное ими добро непорядочными членами общества просто не берется в расчет.
Во-вторых, к сожалению, поведение значительной части людей, обусловлено в большей мере рефлексами, чем разумом. Разум используется ими только для того, чтобы оправдать свои нелогичные действия. Подобно животным, они понимают только то, что вот здесь можно что-то получить, а вот там могут и послать, а то и на орехи отсыпать.
Собака не пойдет второй раз в то место, где в нее камнями бросали, а вот туда, где иногда еду дают, она наведываться станет регулярно. Стоит покормить ее несколько дней подряд, а потом вдруг ничего не дать, и она начнет возмущенно лаять и требовать то, к чему успела привыкнуть.
Например, некоторые коты, если забыть вовремя дать им корм, могут запросто укусить хозяина за ногу. Это в благодарность за то, что он, месяц за месяцем, делит с питомцем, свой, иногда скромный, бюджет.
У людей нередко можно наблюдать ровно такое же поведение. Если мы регулярно оказываем услуги соседу, например, занимаем ему деньги на опохмел, когда просит, то он перестает воспринимать это как добро, а скорее, уже как должное. А чего, он же отдает, ну и что, что забывает вовремя отдать, ну и что, что напоминать надо. Отдает ведь.
И стоит вам теперь соседу отказать в ссуде, и он уже затаит обиду. Как же так, всегда давали, а сейчас не хотите. А если вообще прекратите занимать, то еще и врагом станете.
Но, в то же время, к другим соседям у вашего заемщика, нет абсолютно никаких претензий. У него в подсознании записано, ОНИ НЕ ДАДУТ, И никаких вопросов не возникает.
Вот вам картина, остальные и раньше денег не давали, они хорошие, вы просто давать перестали, теперь вы зажравшаяся сволочь. Почему бы вам какую-нибудь гадость не сделать.
Это только пример того, что зло можно получить даже не за само добро, а за то, что, мы просто потеряли возможность, в силу разных причин, это добро давать. А ситуаций море.
В злейшего врага мужчина может превратиться для брошеной жены. или женщины. Парадокс, но чем больше добра она от него получала, тем страшнее может быть ее месть.
Избалованный деньгами ребенок, тоже не редкий случай. Родители для своего чада не жалеют ничего, но стоит прекратить спонсорство, и они плохие. Немало случаев, когда дети своих папу с мамой заказывают киллерам, а то и сами убивают. Это за все хорошее.
Так что, шуточная пословица, «Добрые дела не остаются безнаказанными», не такая уж и шуточная, и не на пустом месте появилась.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Нужно ли отвечать добром на зло?
Нужно ли отвечать добром на зло?
Как бы не закидали меня «камнями», но даже в нашем современном мире на зло нужно отвечать именно добром. И не только из-за страха, как в случае с женщиной, виновной в супружеской неверности, люди боялись того, что писал Иисус Назарет на песке. А просто потому, что простили и спешим не отомстить, а помочь, поддержать, сделать хорошее в ответ и даже послужить нашим обидчикам.
Кстати о камнях. Ведь тогда ни один из злостных книжников и фарисеев не смог бросить камень в женщину, изменившую своему мужу. Думаете потому, что спокойные слова Иисуса Христа «Бросьте те камни, кто из вас без греха» могли остановить их? Считаете, что только мягкий тон Спасителя могли так подействовать на озлобившиеся сердца людей? Вряд ли.
Если бы только Иисус не начал писать, не поднимая головы на песке их тайные грехи, за которые каждый из стоящих тогда мог не то, что быть наказанным, а по иудейским законам убитым.
Писал он кратко, но эти слова, писаные перстом Господним были до одури страшными для обличаемых:
«Мешулам – похититель церковных сокровищ.
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум-клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Иоль поклонялся идолам. »
И так обо всех стоящих чертил по песку Судья.
Невероятный ужас объял каждого, чьи беззакония скрывались и вот теперь, известные Ему, были объявлены.
Тогда все они умолкли, их уста были немы. Они стояли, как столбы, глядя на написанное. Гордецы, которые гордились своей праведностью и всегда дико осуждали чужую неправедность, стояли неподвижно, им было нечего сказать, добавить, оправдаться. Они дрожали, не могли смотреть друг другу в глаза и то той женщине-грешнице уже и не помнили. Они могли думать уже только о себе и своей дальнейшей страшной участи, которая могла бы случиться, если бы только начерченное осталось. Уже ни чей язык не мог произнести свое лукавое и надоедливое обращение к Иисусу: «Ну что ты на это скажешь?»
Господь ничего не мог сказать. Ничего не сказал.
Его пречистые уста не могли объявить об их грязи. Он лишь мог писать на пыли то, что и заслуживает быть написанной только на пыли. Мог только писать грязное на грязном.
Более того, самое удивительно то, что Господь знал, что это лишь песок, временный. На нем не останется ничего, кроме воспоминаний. Знал, что написанные слова развеет ветер и останутся только один наедине с ними и Христом. Он не хотел объявлять грехи всем и каждому. Потому как, согласно закону Моисея, они были бы тогда побиты камнями. Народ обличителей не пожалел бы.
Поэтому, они трепетали, ужасались, читая на пыли свои имена. Он всё о них знал. Иисус, беззлобный Агнец, который видел все прегрешения, но не стал говорить это вслух. Потому, что любил, потому что не желал мести, смерти, слез тем, кто мечтал о ней Ему. Тем, кто мечтал о Смерти Иисуса больше, чем вечной жизни со Христом.
Только поистине добрый человек может ответить добром даже на зло. Да, хоть и очень часто сложно любить того, кто не любит тебя, относится к человеку хорошо, когда он, не стесняясь, сделал плохое. Но этому нужно тоже учиться. Иметь добрый навык. Ведь, отвечая зло на зло, мы умножаем последнее в разы. А если трудно очень бывает и горечь обиды поступает, то взывайте всем сердцем ко Господу и тогда боль утихнет, обиды отступит, а сердце смягчится.
Этот пример можно увидеть в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором Мерцалов, хоть и злостно кричит на него доктора Пирогова, но последний отвечает ласково, добрым советом и даже материальной помощью его семье. Видя в нем несчастного, отчаявшегося человека, которому нужна помощь.
Подобной, поистине добрейшим человеком была и Матрёна в книге А. И. Солженицина «Матрёнин двор», которая была добра даже к тому, кто хотел отписать имущество своей дочери. Более того, она даже помогла перевезти горницу. И хоть она и умерла, пока перевозила её через рельсы, но ее совесть осталась чиста. Она не сделала ничего, в чем могла бы быть обличена. Хотя имела полное право на обиду. Но она до последнего вздоха была на стороне добра. До конца своей жизни осталась праведницей, добродетеленицей, неравнодушной, такой, какой запомнил ее обидчик Фаддей, но которому она будет на всю жизнь в укор и пример, как нужно жить, поступать и как прощать. Так учил нас Господь, так уверял Царь Николай не мстить за него.
Так что стоит жить, не оглядываясь на горькие слова и необдуманные, а быть может и намеренные поступки других. Жизнь настолько коротка, что бы прожить ее, копаясь в своих обидах. Нужно видеть, как маячок, ради Кого живешь, не обижать других, жить спокойно и не мучиться тем, что поступили неправильно.
Наоборот, побольше улыбаться и делать хорошее тем, кто этого, как нам кажется, не заслуживает. Рано или поздно обижающий нас смягчиться, ну или хотя бы задумается. Ну или хотя бы не мстить. Помнить, что мы куплены очень дорогой ценой — кровью Христовой. Но не ради мелочей, а ради будущего спасения.
Наша сила в том, что на зло мы отвечаем добром
В Неделю 12 по Пятидесятнице, годовщину разрушения храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил на руинах храма в Кировском Божественную литургию. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27 августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.
Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестёр. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущён тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.
К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.
Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которыепогибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.
И именно в этом наша сила — в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает — чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек — это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».
Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить всё и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным». Но нашлось всего двенадцать.
Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это — залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив всё, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.
Всё восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь — на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.
Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это всё стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин — это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.