Что будет если на зло отвечать добром

«Кто сострадает, тот побеждает в сражении»: священники объясняют, как отвечать на зло

Как реа­ги­ро­вать, если по отно­ше­нию к тебе совер­шили неспра­вед­ли­вость? Как отве­чать с любо­вью на зло? При­во­дим мне­ния прис­но­по­ми­на­е­мого про­то­и­е­рея Димит­рия Смир­нова, а также иеро­мо­наха Мака­рия (Мар­киша) и иерея Игоря Сильченкова.

О том, что обид­чику нужно под­ста­вить дру­гую щеку, в Писа­нии читали все мы. И все же, вопрос о том, как пра­вильно реа­ги­ро­вать на зло, вся­кий раз ста­вит нас в тупик. Ко встрече с ним мы нико­гда не бываем готовы. Стал­ки­ва­ясь с неправ­дой, мы цепе­неем в рас­те­рян­но­сти и порой не знаем, что пред­при­нять дальше.

Осо­бенно много таких ситу­а­ций бывает в семей­ной жизни. Самые болез­нен­ные раны нано­сят те, кого мы любим: супруги, роди­тели, дети, и тогда в семье вме­сто мира надолго водво­ря­ется раз­лад. Ссоры и злоба под­та­чи­вают осно­ва­ния домов.

Между тем, ника­кого тупика нет, жизнь про­дол­жа­ется и пред­ла­гает нам иные выходы. Какие? Отве­чают свя­щен­но­слу­жи­тели Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Третьего не дано

Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть фото Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть картинку Что будет если на зло отвечать добром. Картинка про Что будет если на зло отвечать добром. Фото Что будет если на зло отвечать добром«Есть две духов­ные при­роды во Все­лен­ной: добро и зло; Бог и сатана; Цар­ствие Небес­ное (рай) и ад. Тре­тьего не дано.

И если кто-то зло­бится на нас, то мы должны побеж­дать зло доб­ром, как ска­зал апо­стол Павел в Посла­нии к Римлянам.

Если кто-то нахо­дится в гневе по отно­ше­нию к тебе или нена­ви­дит, или даже уда­рил тебя, то в каком состо­я­нии нахо­дится этот человек?

Он нахо­дится в состо­я­нии зла. Он нахо­дится во грехе. Как побе­дить этого человека?

Вер­нее, побе­дить не чело­века, а зло, кото­рое внутри него?

Мно­гие люди, кото­рые живут без кре­ста, без Бога, без молитвы, счи­тают ска­зан­ные Иису­сом слова «если уда­рят по пра­вой щеке, под­ставь левую…» трусостью.

А смо­жет ли трус­ли­вый чело­век так сде­лать? Не озло­биться, не возненавидеть?

Трус убе­жит или наки­нется в ответ с пал­кой, он будет агрес­сивно защи­щаться. Только очень сми­рен­ный и близ­кий к Богу чело­век смо­жет под­ста­вить вто­рую щеку.

Он не озло­бится, не затаит обиду или ненависть.

Самая глав­ная победа добра над злом про­ис­хо­дит в самом чело­веке, кото­рого ударили.

Потому что, когда нам при­чи­няют зло, в нашей душе может родиться гнев, нена­висть, обида. То есть те же самые чув­ства, что и в нашем обидчике.

Но если мы сумеем себя обуз­дать, побе­дить гнев, побе­дить страх, кото­рый гонит нас схва­тить палку и ото­мстить обид­чику, это озна­чает, что мы одер­жали победу над злом.

В чём же будет победа? Да ни в чём. Была злоба в одном чело­веке, и теперь она посе­ли­лась в дру­гом. Они обме­ня­лись злом, и оно умножилось.

Под­ста­вить дру­гую щеку – это еван­гель­ская высота. И взять её сходу очень трудно. Воз­можно, к ней надо идти всю жизнь. Но идти – надо!»

(Иерей Игорь Силь­чен­ков, миссионер).

Рана зарастёт

Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть фото Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть картинку Что будет если на зло отвечать добром. Картинка про Что будет если на зло отвечать добром. Фото Что будет если на зло отвечать добром«Злоба, гнев, нена­висть, раз­дра­же­ние – это всё стра­сти чело­ве­че­ские, кото­рые мучают душу. Нужно обра­щаться к Спасителю.

Он и при­шёл на землю, чтобы нас от этого осво­бо­дить. Поэтому нужно молиться Богу, чтобы он нас осво­бо­дил от этих пагуб­ных стра­стей. Если мы будем усердно про­сить, то нена­висть уляжется.

Все наши беды про­ис­хо­дят от незна­ния Свя­щен­ного Писа­ния. Гос­подь ска­зал: «Моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас». Если чело­век молится за того, кто при­чи­нил ему зло или обиду, то довольно-таки скоро обида проходит.

Каж­дый раз на молитве поми­найте обид­чика, желая ему и доб­рого здра­вия, и спа­се­ния души. Ведь все­гда, когда мы молимся за какого-то чело­века, он ста­но­вится нам род­ным и близким.

Если мы будем целе­на­прав­ленно бороться со зло­па­мят­ством, то эта рана обя­за­тельно зарастёт».
(Про­то­и­е­рей Дмит­рий Смир­нов (1951–2020 гг.), цер­ков­ный и обще­ствен­ный деятель).

Чтобы победить, нужно сострадать

Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть фото Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть картинку Что будет если на зло отвечать добром. Картинка про Что будет если на зло отвечать добром. Фото Что будет если на зло отвечать добром«Апо­стол Павел в Посла­нии к Рим­ля­нам пишет: «Не будь побеж­ден злом, но побеж­дай зло добром».

Здесь, как в капельке воды, отра­жа­ется вся еван­гель­ская нрав­ствен­ная муд­рость: побеж­дай зло доб­ром, потому что источ­ник добра – Бог, и вопло­ще­ние воли Божьей на земле – это добро».

Этот прин­цип – побеж­дай зло доб­ром, а не давай злу побе­дить себя – общий не только для хри­сти­ан­ского созна­ния, но и прак­ти­че­ски для всех под­лин­ных рели­ги­оз­ных конфессий.

Мы знаем, что Вет­хий Завет содер­жит в себе вся­кие исто­рии, в том числе жесто­кие и кро­во­про­лит­ные. Но это вовсе не зна­чит, что рели­гия Вет­хого Завета этому учит.

А чему учит Вет­хий Завет? В Книге Притч Соло­мо­но­вых есть такие строчки: «дол­го­тер­пе­ли­вый лучше храб­рого, и вла­де­ю­щий собой лучше завоевателя».

Дей­стви­тельно, есть такая хри­сти­ан­ская уста­новка – вла­дей собой, не пытайся вла­деть другими.

И потом, храб­рость – это, конечно, доб­лесть, но гораздо более суще­ствен­ная доб­лесть для подав­ля­ю­щего боль­шин­ства из нас – это спо­соб­ность терпеть.

Инте­ресно, что древ­ние муд­рецы Китая гово­рили о том же самом. Лао-Цзы, жив­ший за пять­сот лет до Хри­ста, писал: «Кто состра­дает, тот побеж­дает в сражении».

Вот ведь пара­докс: для того, чтобы побе­дить в сра­же­нии, ока­зы­ва­ется, нужно иметь сострадание»…
(Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш), цер­ков­ный пуб­ли­цист, миссионер).

Источник

Нужно и можно ли отвечать добром на зло. Аргументы

Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть фото Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть картинку Что будет если на зло отвечать добром. Картинка про Что будет если на зло отвечать добром. Фото Что будет если на зло отвечать добром

Нужно ли отвечать добром на зло?

Видеоверсия публикации:

Он сказал: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью». В самом деле, все зависит от ситуации, смотря по тому, чем было вызвано зло, направленное против нас, а во-вторых, от того, чего мы хотим добиться предполагаемым ответом.

Фраза Конфуция правильная и красивая, применима ко всем случаям, однако ее трудно принять, как руководство к действию, потому что в ней нет, никакого, более-менее ясного алгоритма. Давайте мы с вами сами посмотрим, какие могут быть ситуации со злом, направленным против нас.

Ну, допустим, мы допрыгались, незаслуженно достали кого-то, причинили ему зло, и заработали от него по шее. Тут обижаться нечего, это как раз тот случай, когда на наше зло, нам и ответили справедливостью.

Давайте все же, возьмем для рассмотрения типичные моменты, когда зло причиняется нам незаслуженно.

1. Нам причинили зло с корыстной целью, то есть, что-то украли, обсчитали, обвесили, подсунули не совсем то, на что мы рассчитывали, короче говоря, нанесли нам ущерб путем обмана.

2. Мы испытываем от кого-то унижения, оскорбления, притеснение в наших правах, другими словами, нас, каким-то способом вынуждают занять статус более низкий, чем мы, на наш собственный взгляд, заслуживаем.

Сразу оговорка, я не хочу рассматривать здесь эпизоды, когда с нами кто-то плохо поступил, но потом пожалел, искренне раскаялся, попросил прощенья и поинтересовался, как он может загладить свою вину.

Моя позиция в таких случаях однозначна, повинную голову не секут. Раскаявшегося мы должны постараться простить. Мы не обязаны это забывать, но простить стоит.

Простодушный простит и забудет,

Глупый не простит и не забудет,

Мудрый, простит, но не забудет.

Конечно, трудно призывать к прощению, когда совершено что-то ужасное и непоправимое. Очень редко в таких случаях разуму удастся перекричать голос ненависти и жажду мести. Тут советовать легко, пока сам в такой ситуации не оказался.

На зло нужно отвечать справедливостью. Что Конфуций имеет в виду? Да то, что, в зависимости от ситуации, на добро следует отвечать сообразно моменту. Месть в расчет брать не будем, это чувство нерациональное.

Метафизически, по принципу кармы, например, мстить крайне глупо. Вместо того, чтобы снять с себя один кармический хомут, отомстив, мы надеваем на себя такой же, или еще хуже.

Понимаю. что это мало кто в расчет берет, как и то, что, по новозаветному пониманию, прощая врага, можно, дословно, собрать на его голову горящие уголья, отомстив, или даже обдумывая месть, вы соберете эти уголья на свою собственную.

Если поближе к земле, то, сама месть, скорее всего, не принесет вам удовлетворения. Это отмечено очень многими, и мною, кстати. В лучшем случае, просто не станет легче. в худшем, вы начнете о мести еще и сожалеть. Жаль потом человека бывает, тоже по себе знаю. Смотря за что, конечно.

Так какие варианты ответа на зло подразумевает справедливость.

Когда на зло лучше не отвечать? Тогда, когда зло по отношению к вам заключается в чем-то резком эмоциональном выпаде: слове, поступке, жесте. Мною давно замечено, что, если человек в запальчивости наговорил вам гадостей, самое лучшее, это молча подождать пока он успокоится.

С огромной долей вероятности, как только его уровень норадреналина придет в норму, он почувствует неловкость и станет искать способы все как-то загладить. В случае вашего ответа грубостью на грубость, обидчик останется при мнении, что он все правильно сделал или сказал. Так с вами и надо. Что для вас выгодней, выбирайте.

Это случай легкого зла. Если же вы стали объектом чьего-то постоянного негативного воздействия, в первую очередь, постарайтесь выяснить мотивы поведения обидчика. Это тот случай. когда без ответа зло оставлять нельзя. Чего-то же человек хочет.

У меня был в школе подобный случай, в очередном, новом для меня классе. Тогда я при всех, спросил одноклассника, за что он меня так ненавидит. Парень он был неглупый. да и вопрос был, прямее некуда. Он не стал юлить, а прямо в нескольких предложениях высказал, чем он недоволен. Я тут же внес свои пояснения по вопросу, и противостояние прекратилось.

Лучше, такой вопрос задавать человеку наедине. Когда-то, имел место и такой эпизод. Стал замечать явные придирки своей начальницы, и чем дальше, тем больше. Передумал уже все, не могу понять, что ей надо, чего она добивается. В конце концов, наедине прямо спросил, — Чем я вам не угодил, за что вы меня так ненавидите?

Минут через пять выяснилось, что она в меня банально влюблена и вела себя так, просто от отчаяния. По-разному бывает. Выяснять надо всегда, а потом уже думать, кто виноват, и как это исправить. Молчание тут не помощник.

Несколько слов об обманщиках, аферистах, обвесах, обсчетах и так далее… Моя позиция здесь давно сформировалась. К этому нужно быть готовым и принимать предупредительные меры. Люди так живут, пытаться их перевоспитать, рассчитывая на их совесть и сознательность, также бесперспективно, как заставлять волка перейти на комбикорм.

Оставить ноутбук на ночь на скамейке в парке и надеяться утром его с нее забрать крайне неумно. Мир мы не переделаем, а вот учитывать его принципы нам никто не запрещает. А принципы у него такие. что в нем существуют воры и обманщики.

Не зря же в магазинах и на рынках часто стоят контрольные весы. Так, что если нас развели, или у нас что-то сперли, значит мы не все предусмотрели. Вы как хотите, а я в подобных случаях виню, в первую очередь, себя.

Нет, конечно, если есть шанс восстановить справедливость, нужно написать заявление в полицию, в других случаях подключить влиятельных знакомых. Здесь справедливостью будет вернуть утраченное. Да и наказание виновного, за рамки справедливости, вряд ли выходит.

В защиту применения наказания хочется сказать вот что. Наказывая провинившегося, мы можем, если и не полностью исключить повторение им плохих поступков по отношению к людям, то, во всяком случае, снизить число рецидивов. И речь здесь идет, не только об уголовной и административной ответственности, а и об обычном недостойном поведении кого-то, например, на улице.

Безнаказанность развращает. Распоясавшегося хулигана стоит остановить уже затем, чтобы обезопасить от его действий не только себя и других людей. которые могут оказаться на его пути, а и его самого. Ну, представьте, подвыпившего парня начало заносить, он пристает к прохожим, хамит, хватает их руками.

Большинство молчит, обходит его стороной, разбегается, не хочет связываться. Чем может быть дальше? Он все же сделает что-то, по-настоящему плохое, в итоге, кто-то из-за него попадет в больницу, если не хуже, а сам он отправится в тюрьму.

Но если найдется тот, кто настучит забияке вовремя по кумполу, то на этом все может и закончиться. В общем, не так уж и трудно понять, что значит, отвечать на зло справедливостью. Конечно, не всегда можно угадать, когда и как поступить будет правильным.

Почему на добро отвечают злом?

Давайте посмотрим, почему же часто в ответ на добро мы можем получить злую неблагодарность. Высвечиваются два момента.

Во-первых, добро, многими людьми воспринимается, как слабость. Со слабыми людьми, часто не считаются, и сделанное ими добро непорядочными членами общества просто не берется в расчет.

Во-вторых, к сожалению, поведение значительной части людей, обусловлено в большей мере рефлексами, чем разумом. Разум используется ими только для того, чтобы оправдать свои нелогичные действия. Подобно животным, они понимают только то, что вот здесь можно что-то получить, а вот там могут и послать, а то и на орехи отсыпать.

Собака не пойдет второй раз в то место, где в нее камнями бросали, а вот туда, где иногда еду дают, она наведываться станет регулярно. Стоит покормить ее несколько дней подряд, а потом вдруг ничего не дать, и она начнет возмущенно лаять и требовать то, к чему успела привыкнуть.

Например, некоторые коты, если забыть вовремя дать им корм, могут запросто укусить хозяина за ногу. Это в благодарность за то, что он, месяц за месяцем, делит с питомцем, свой, иногда скромный, бюджет.

У людей нередко можно наблюдать ровно такое же поведение. Если мы регулярно оказываем услуги соседу, например, занимаем ему деньги на опохмел, когда просит, то он перестает воспринимать это как добро, а скорее, уже как должное. А чего, он же отдает, ну и что, что забывает вовремя отдать, ну и что, что напоминать надо. Отдает ведь.

И стоит вам теперь соседу отказать в ссуде, и он уже затаит обиду. Как же так, всегда давали, а сейчас не хотите. А если вообще прекратите занимать, то еще и врагом станете.

Но, в то же время, к другим соседям у вашего заемщика, нет абсолютно никаких претензий. У него в подсознании записано, ОНИ НЕ ДАДУТ, И никаких вопросов не возникает.

Вот вам картина, остальные и раньше денег не давали, они хорошие, вы просто давать перестали, теперь вы зажравшаяся сволочь. Почему бы вам какую-нибудь гадость не сделать.

Это только пример того, что зло можно получить даже не за само добро, а за то, что, мы просто потеряли возможность, в силу разных причин, это добро давать. А ситуаций море.

В злейшего врага мужчина может превратиться для брошеной жены. или женщины. Парадокс, но чем больше добра она от него получала, тем страшнее может быть ее месть.

Избалованный деньгами ребенок, тоже не редкий случай. Родители для своего чада не жалеют ничего, но стоит прекратить спонсорство, и они плохие. Немало случаев, когда дети своих папу с мамой заказывают киллерам, а то и сами убивают. Это за все хорошее.

Так что, шуточная пословица, «Добрые дела не остаются безнаказанными», не такая уж и шуточная, и не на пустом месте появилась.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Нужно ли отвечать добром на зло?

Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть фото Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть картинку Что будет если на зло отвечать добром. Картинка про Что будет если на зло отвечать добром. Фото Что будет если на зло отвечать добром

Нужно ли отвечать добром на зло?

Как бы не закидали меня «камнями», но даже в нашем современном мире на зло нужно отвечать именно добром. И не только из-за страха, как в случае с женщиной, виновной в супружеской неверности, люди боялись того, что писал Иисус Назарет на песке. А просто потому, что простили и спешим не отомстить, а помочь, поддержать, сделать хорошее в ответ и даже послужить нашим обидчикам.

Кстати о камнях. Ведь тогда ни один из злостных книжников и фарисеев не смог бросить камень в женщину, изменившую своему мужу. Думаете потому, что спокойные слова Иисуса Христа «Бросьте те камни, кто из вас без греха» могли остановить их? Считаете, что только мягкий тон Спасителя могли так подействовать на озлобившиеся сердца людей? Вряд ли.

Если бы только Иисус не начал писать, не поднимая головы на песке их тайные грехи, за которые каждый из стоящих тогда мог не то, что быть наказанным, а по иудейским законам убитым.

Писал он кратко, но эти слова, писаные перстом Господним были до одури страшными для обличаемых:

«Мешулам – похититель церковных сокровищ.
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум-клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Иоль поклонялся идолам. »

И так обо всех стоящих чертил по песку Судья.

Невероятный ужас объял каждого, чьи беззакония скрывались и вот теперь, известные Ему, были объявлены.

Тогда все они умолкли, их уста были немы. Они стояли, как столбы, глядя на написанное. Гордецы, которые гордились своей праведностью и всегда дико осуждали чужую неправедность, стояли неподвижно, им было нечего сказать, добавить, оправдаться. Они дрожали, не могли смотреть друг другу в глаза и то той женщине-грешнице уже и не помнили. Они могли думать уже только о себе и своей дальнейшей страшной участи, которая могла бы случиться, если бы только начерченное осталось. Уже ни чей язык не мог произнести свое лукавое и надоедливое обращение к Иисусу: «Ну что ты на это скажешь?»

Господь ничего не мог сказать. Ничего не сказал.
Его пречистые уста не могли объявить об их грязи. Он лишь мог писать на пыли то, что и заслуживает быть написанной только на пыли. Мог только писать грязное на грязном.

Более того, самое удивительно то, что Господь знал, что это лишь песок, временный. На нем не останется ничего, кроме воспоминаний. Знал, что написанные слова развеет ветер и останутся только один наедине с ними и Христом. Он не хотел объявлять грехи всем и каждому. Потому как, согласно закону Моисея, они были бы тогда побиты камнями. Народ обличителей не пожалел бы.

Поэтому, они трепетали, ужасались, читая на пыли свои имена. Он всё о них знал. Иисус, беззлобный Агнец, который видел все прегрешения, но не стал говорить это вслух. Потому, что любил, потому что не желал мести, смерти, слез тем, кто мечтал о ней Ему. Тем, кто мечтал о Смерти Иисуса больше, чем вечной жизни со Христом.

Только поистине добрый человек может ответить добром даже на зло. Да, хоть и очень часто сложно любить того, кто не любит тебя, относится к человеку хорошо, когда он, не стесняясь, сделал плохое. Но этому нужно тоже учиться. Иметь добрый навык. Ведь, отвечая зло на зло, мы умножаем последнее в разы. А если трудно очень бывает и горечь обиды поступает, то взывайте всем сердцем ко Господу и тогда боль утихнет, обиды отступит, а сердце смягчится.

Этот пример можно увидеть в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором Мерцалов, хоть и злостно кричит на него доктора Пирогова, но последний отвечает ласково, добрым советом и даже материальной помощью его семье. Видя в нем несчастного, отчаявшегося человека, которому нужна помощь.

Подобной, поистине добрейшим человеком была и Матрёна в книге А. И. Солженицина «Матрёнин двор», которая была добра даже к тому, кто хотел отписать имущество своей дочери. Более того, она даже помогла перевезти горницу. И хоть она и умерла, пока перевозила её через рельсы, но ее совесть осталась чиста. Она не сделала ничего, в чем могла бы быть обличена. Хотя имела полное право на обиду. Но она до последнего вздоха была на стороне добра. До конца своей жизни осталась праведницей, добродетеленицей, неравнодушной, такой, какой запомнил ее обидчик Фаддей, но которому она будет на всю жизнь в укор и пример, как нужно жить, поступать и как прощать. Так учил нас Господь, так уверял Царь Николай не мстить за него.

Так что стоит жить, не оглядываясь на горькие слова и необдуманные, а быть может и намеренные поступки других. Жизнь настолько коротка, что бы прожить ее, копаясь в своих обидах. Нужно видеть, как маячок, ради Кого живешь, не обижать других, жить спокойно и не мучиться тем, что поступили неправильно.

Наоборот, побольше улыбаться и делать хорошее тем, кто этого, как нам кажется, не заслуживает. Рано или поздно обижающий нас смягчиться, ну или хотя бы задумается. Ну или хотя бы не мстить. Помнить, что мы куплены очень дорогой ценой — кровью Христовой. Но не ради мелочей, а ради будущего спасения.

Источник

Наша сила в том, что на зло мы отвечаем добром

В Неделю 12 по Пятидесятнице, годовщину разрушения храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил на руинах храма в Кировском Божественную литургию. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть фото Что будет если на зло отвечать добром. Смотреть картинку Что будет если на зло отвечать добром. Картинка про Что будет если на зло отвечать добром. Фото Что будет если на зло отвечать добром

Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27 августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.

Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестёр. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущён тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.

К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.

Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которыепогибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.

И именно в этом наша сила — в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает — чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек — это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».

Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить всё и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным». Но нашлось всего двенадцать.

Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это — залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив всё, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.

Всё восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь — на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.

Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это всё стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин — это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *