Что будет если наступить на рельсы метро
Остаться в живых, упав на рельсы в метро
Ежедневно столичный метрополитен перевозит, по разным данным, около десяти миллионов пассажиров. За год, сами понимаете, метро пользуются многие-премногие миллиарды. Из них ежегодно в столичном метро гибнет от падения на рельсы от 140 до 160 человек. Доля погибших в общем потоке доехавших микроскопична. Но лучше бы и ее не было.
Можно ли и эту долю еще уменьшить? Сотрудники столичного метрополитена убеждены, что можно, хотя бы теоретически. До половины погибших в метро — самоубийцы, их вряд ли кто остановит. Но вот вторая половина — это случайно упавшие на рельсы люди. Причина их гибели — неосторожность, несоблюдение правил безопасности или катастрофическая переполненность московского метро. Вот об этой-то второй половине и поговорим.
Работники метро убеждены, что если пассажиры будут на все сто процентов, ежедневно и ежечасно соблюдать правила пользования метро, количество случайных падений на пути сократится до нуля.
Ну и что же? Спускаюсь в метро, с полчаса брожу по станции и практически нигде никаких инструкций по безопасному использованию метро не нахожу! По радио на эскалаторе слышу рекламу всего чего угодно. Говорят, конечно, и о том, как правильно вести себя на эскалаторе (кажется, с раннего детства этот же голос слышал. Ну, во всяком случае, эти же слова!). А вот о том, что делать, если вдруг попадешь в беду, свалишься на рельсы, ни слова. Может, способов уберечься от гибели в таком жутком случае вообще нет? Есть, оказывается.
На сайте московского метро даже рисованная схема «спасения» появилась. Правда в картинках не каждый человек разберется. Давайте попробуем описать процесс спасения от колес метропоезда словами. Помнится, в далеком детстве заставляли учить нараспев: «Обходи трамвай спереди, автобус сзади!» или «Переходя дорогу, сначала посмотри налево, потом направо». До сих пор помню. И, представьте, эти правила соблюдаю. Так что жив еще.
Управление Московского метрополитена утверждает, что человек, в результате неосторожности или несчастного случая оказавшийся на рельсах метро, может сохранить жизнь и здоровье, если сумеет соблюсти необходимые меры безопасности. Самую большую опасность представляет не сам поезд (движущийся над лежащим в лотке между рельсами человеком поезд не причинит вреда), а контактный рельс с напряжением 825 Вольт, проходящий вдоль платформы.
Итак, что гласит метрополитеновская официальная инструкция: если вдруг вы упали на путь и можете самостоятельно двигаться, то встаньте и, не приближаясь к краю платформы, с которого вы упали, идите по ходу поезда к началу платформы. Стойте за черно-белой рейкой, укрепленной на пути, — и вы в безопасности. Работник метрополитена подойдет и уведет вас из тоннеля.
Если при падении с платформы вы получили травму или видите приближающийся поезд, ложитесь лицом вниз в лоток между рельсами головой к поезду и пригните голову. Нельзя прятаться под край платформы, пытаться выбраться с пути: вдоль края проходит контактный рельс, на который подано напряжение 825 Вольт. Кстати, тормоза, применяемые в вагонах метро, обеспечивают тормозной путь примерно 200 метров.
Если на ваших глазах человек упал на путь, немедленно обратитесь к любому работнику метрополитена или милиционеру (пардон, уже к полицейскому) или передайте информацию оператору ситуационного центра с помощью колонны экстренного вызова (такие уже есть, и не по одной, на всех станциях без исключения). В случае их отсутствия и наличии приближающегося поезда метрополитеновцы рекомендуют принять меры к остановке прибывающего поезда круговым движением руки.
Ну и заодно, как гласит инструкция, в случае падения пассажира на путь между вагонами при стоянке поезда нужно совершить действие, препятствующее закрытию двери вагона, таким образом привлечь внимание машиниста и обратиться к любому работнику метрополитена. Другими словами, заблокируйте дверь — и поезд никуда не тронется. Если вы находитесь в этот момент внутри вагона — воспользуйтесь связью «Пассажир — Машинист». Во избежание падения на путь не заходите за ограничительную линию у края платформы до полной остановки поезда. Если ваши вещи вдруг упали на путь — следует срочно обратиться к работнику станции или постовому милиционеру. Ну вот, пожалуй, и все — логично и кратко. Главное — все-таки соблюдать инструкцию.
По-видимому, и новому руководству метро нужно озаботиться, чтобы получше информировать пассажиров о мерах безопасности: ничего не мешает подготовить короткий радиоролик и время от времени транслировать его.
Часто повторяемая в метро по радио информация о мерах безопасности вполне может войти в подсознание пассажиров, и они, попав в критическую ситуацию (не дай бог, конечно), вполне смогут воспользоваться ею, так сказать, «на автомате».
В заключение, с виду забавный, но на самом деле довольно печальный случай, описанный посетителем одного из московских интернет-форумов, связанных с транспортом: «Случайно уронил кошелек на пути, обратился к дежурной. Она увидела, что кошелек упал далеко (с перехода над путями). Достать его она не сможет. Говорит: «Поезда ходить перестанут (в час ночи) — достанем…». Меня это, конечно, не устроило. Говорю: «А если сам достану?» А она отвечает: «Я ничего не видела…» И ушла!…»
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Безопасность в метро: что делать, если упал с платформы?
В этой статье я расскажу вам, почему при падении на рельсы в метрополитене нельзя вновь выбираться на платформу. Из фото некоторые сами поймут, а кто не поймет – скажу.
Третий рельс
В метрополитене есть третий рельс, откуда поезд берет электричество. Метро в основном двигается на электротяге. Два рельса, которые мы видим и по которым идет поезд метрополитена, безопасны, но под платформой спрятан еще одни рельс с напряжением 825 В, который мы не видим.
На фото вверху он указан стрелками. На фото внизу работник метрополитена его показывает.
Именно из контактного рельса поезд берёт электричество при помощи токоприёмника.
Поэтому, если кто-то упадет с платформы, ни в коем случае никогда не пытайтесь залезть на платформу!
Если упал с платформы
Что делать и как спасаться в этом случае?
На многих станциях есть вот такая памятка: «Ложись между рельсам в проем!»
Мало того, головой к поезду! Если ляжете наоборот, то одежда может задраться потоком воздуха, и зацепиться за что-либо, тогда вас потащит.
Поезд и выемка спроектированы так, что вас ничто не заденет и вы обязательно выживете.
В выемке может быть лужа, она может даже вонять — но тут не до брезгливости, выживание важнее. Ложись, закрой уши и приготовься поседеть. Грохочет поезд сильно, от него идёт поток горячего воздуха и при торможении могут лететь искры.
Сосредоточьтесь на положении тела, лежите неподвижно. Поезд уйдет – Вы можете потом добраться до начала платформы.
Это для экстренных случаев, когда поезд близко.
Если поезда нет, то вы бежите в начало платформы по ходу движения поезда.
В начале платформы есть лестница, по которой работники метро спускаются для обслуживания и ремонта станции.
Вывод
Если кто-то упал, обязательно подскажите ему, что делать. Сами оцените ситуацию: вы же уже знаете, как спасаться в этих случаях.
Обязательно сообщите о происшествии дежурному по станции: либо через колонну экстренного вызова, либо через любого сотрудника метрополитена. Они проинструктированы и знают, что делать дальше.
Если человек всё-таки лезет обратно на платформу, ни в коем случае не вздумайте подавать ему руку! Если его ударит током от контактного рельса — вас ударит вместе с ним.
Снимите куртку или штаны — вытягивай за одежду. Но лучше отругайте его и направьте по ходу движения поезда в конец платформы. Это будет правильнее.
И последнее, но очень ВАЖНОЕ: Если поезд остановился в туннеле и дальше точно не пойдёт — выходите справа по ходу движения поезда.
Помните, контактный рельс расположен слева по ходу движения.
Сейчас приведу примеры, когда контактный рельс расположен на улице. Это надо знать: если вам приспичит обстоятельство на открытом воздухе и там нет лестницы.
Никогда не приближайтесь к этой штуковине. Хоть он и в кожухе, но это опасно!
Вот теперь вы все знаете, а предупрежден – значит вооружен, и сможете оценить ситуацию на месте.
Будьте осторожны в метро. Метрополитен – это стратегический объект, где вести себя надо осторожно. Всегда помогайте людям, особенно тем, кто попал в беду, даже если они вас об этом не просят!
Что делать, если упал на рельсы в метро
Метро не зря считается транспортным предприятием повышенной опасности. Но мы не собираемся никого пугать. Просто не лишним будет напомнить, что от падения на рельсы не застрахован никто. Человека могут нечаянно толкнуть, у него может закружиться голова. Да мало ли какие бывают ситуации!
Безусловно, при падении на рельсы можно получить довольно серьёзную травму ещё до прибытия поезда. Но если падение всё же не вызвало критических последствий, если человек взял себя в руки и не стал паниковать в такой экстремальной ситуации, то пусть наша небольшая инструкция поможет ему сделать всё правильно.
Мы отдаём себе полный отчёт в том, что при падении на рельсы в метро человеку уж точно будет не до того, чтобы доставать телефон или планшет и искать в интернете указания, как же быть дальше. Но надеемся, что всё прочитанное ниже останется в памяти и в нужный момент всплывёт на поверхность. Говорят, что в моменты опасности человек становится способен на самые разные чудеса.
В общем, прочтите и сохраните. И будьте внимательны и осторожны, как говорят в метрополитене. Надеемся, что эта инструкция никогда никому не пригодится.
1. Бегите по ходу движения поезда
Если случилось так, что вы оказались на путях, а поезда ещё нет, то отойдите от платформы и бегите в сторону, противоположную той, откуда должен появиться состав. То есть по ходу движения поезда, к началу платформы — туда, где расположено цифровое табло. В этом месте поезд так или иначе остановится, и вас увидит машинист. Сотрудники метрополитена помогут вам выбраться на платформу. Тем более что возле цифрового табло есть обычная лестница, по которой легко можно будет подняться с путей.
2. Не приближайтесь к контактному рельсу
Электропоезд в метро движется по двум обычным ходовым рельсам, а электричеством питается от третьего — контактного. Вот он как раз под напряжением.
3. Не принимайте помощь других пассажиров
Не пытайтесь выбраться на платформу самостоятельно. Если кто-то сверху подаёт вам руку, откажитесь от помощи: током от контактного рельса ударит обоих.
И наоборот: если вы, стоя на платформе, оказались свидетелем происшествия, не геройствуйте и не пытайтесь вытянуть пострадавшего за руки — себе дороже. Также не стоит использовать для этих целей снятую одежду — куртки, плащи и тому подобное.
Правильнее всего будет оповестить о случившемся дежурного по станции, сотрудника полиции, да хоть уборщика на платформе! На этот случай проинструктированы абсолютно все сотрудники метрополитена. Кстати, в торцах пассажирской платформы есть телефоны и средства связи, которыми можно воспользоваться в экстренной ситуации.
4. Ложитесь между рельсами
Если вы оказались на рельсах и уже видите приближающийся поезд, а убежать от него нет возможности — немедленно ложитесь лицом вниз в путевой лоток. Это выемка между рельсами. При этом желательно успеть снять с себя рюкзак или сумку. Это нужно сделать, чтобы их не зацепило поездом. По этой же причине стоит максимально прижать к себе одежду.
Лечь нужно головой в сторону приближающегося состава — иначе полы одежды может поднять потоком воздуха и она зацепится за поезд. А путевой лоток спроектирован таким образом, чтобы человек там ничего задеть не мог, так что нужно зафиксировать положение тела и лежать неподвижно.
5. Ждите помощи
После того, как поезд остановится, не стоит выбираться самостоятельно. Подождите, пока к вам подоспеют сотрудники метрополитена и скажут, что и как делать дальше. Следуйте указаниям дежурного по станции.
Выживание в метро: что делать, если упал на рельсы
Все знают, что метро – зона повышенной опасности. Причём во всех смыслах этого слова – желтый код по Куперу, состояние настороженности. Выживание в метро — это даже не про карманников, граждан, любящие оттаптывать ноги и случайно повиснув, рвать вещи. В час пик ещё неиллюзорный риск свалиться с платформы. И если человек упал на рельсы — эта ситуация особенно опасна, поскольку в ней очень легко начать действовать неправильно и лишиться не каких-то там денег и вещей, а жизни. И вот об этом мы с вами сейчас и поговорим.
Если есть время
Если ты упал на рельсы, то ни в коем случае не пытайся выбраться самостоятельно. Даже если подтягиваешься с утяжелениями и по сто раз за подход. Дело в том, что прямо под платформой проходит контактный рельс, который питает поезд. Да, он в кожухе, но этот кожух защищает сам рельс от грязи, а не людей от удара током. А если ударит – всё, это почти то же самое, что прикосновение к высоковольтным проводам. Подтянуться так, чтобы этого рельса не коснуться, можно, но сложно.
Поэтому, если неприятность случилась – беги в начало платформы. Там есть нормальная лестница.
Плюс поезд там тебя не так резво догонит, поскольку у машиниста будет время отреагировать. Пассажиры, конечно, экстренному торможению не обрадуются, но это уже их проблемы.
Если времени нет
Если ты упал на рельсы и уже видишь приближающийся поезд – не паникуй. Колея специально проектируется таким образом, чтобы в ней мог поместиться человек без проблем.
Нужно скинуть то, что на спине – желательно вперёд по ходу движения, лечь лицом вниз и против хода движения поезда, прикрыть уши руками, прижать локтями куртку и опустить вниз задницу.
И вот теперь можно паниковать. Даже орать можно, поскольку громыхать будет знатно – может и барабанную перепонку повредить. А крик хоть как-то давление выровняет. Но дёргаться всё равно нельзя, мало ли, какая деталь на днище вагона выступает – зацепит, протащит за собой – и всё, приехали. Поэтому нужно придерживать куртку, чтобы он потоком воздуха не задралась. Поэтому и ложиться нужно на живот, против направления движения – через ворот особо много не задерётся.
Так что лежи, ори, подавай признаки жизни и демонстрируй своё месторасположения. Поезд остановится – слушай, если ещё в состоянии слышать, команды сотрудников метрополитена. К тому моменту контактный рельс обычно отключают, так что опасаться уже нечего.
Если упал на рельсы другой человек
Если рядом с вами на рельсы упал человек, нужно кратко, ёмко и громко направить его в начало платформы, удерживая от попыток залезть на неё. Ни в коем случае не подавать руки и не пытаться вытащить самостоятельно – он зацепит контактный рельс и вас двоих прибьёт. А он зацепит его обязательно – именно к этому и нужно быть готовым.
Пока человек бежит к началу платформы – сообщить о происшедшем любым сотрудникам метрополитена – хоть уборщице, хоть полиции.
У них есть чёткие инструкции, что делать, куда звонить и кого предупреждать.
Если видите, что человек добежать не успевает – так же кратко и ёмко командуйте ему действия из прошлого пункта. Упасть головой к поезду лицом вниз, заткнуть уши, отбросить рюкзак, прижать куртку, чтобы не зацепилась ни за что.
Если поезд просто никуда не едет
Есть ещё один вариант, когда вы можете попасть на рельсы метро — когда состав находится в перегоне, но не может продолжать движение вследствие поломки или по иным причинам. В таких ситуациях обычно объявляют экстренную эвакуацию. Народ спускается на рельсы и мирно двигается вперёд по ходу движения, придерживаясь центральной стороны и не заглядывая в боковые ответвления, хотя и очень хочется. Вот только сломавшийся поезд не равно отключению контактного рельса.
Именно поэтому идти нужно строго по центру колеи и ни за что подозрительное руками не хвататься.
А ещё лучше – сдвинуться вправо по ходу движения – рельс обычно пролегает ближе к левой части.
Контактный рельс в метро: как это устроено и какое там напряжение?
Опубликовано 12.04.2021 · Обновлено 03.11.2021
В большинстве метрополитенов мира для передачи электрической энергии от подстанции к подвижному составу применяется не привычная для железной дороги воздушная контактная сеть, а вполне жесткий контактный рельс, оправдывающий свое название в полной мере.
Назначение и устройство контактного рельса
Контактный рельс — это жесткий токоведущий элемент, предназначенный для передачи электроэнергии к токоприемнику подвижного состава, за счет скользящего контакта.
На фото оранжевым окрашен токоприемник, скользящий по контактному рельсу снизу
Под жестким токоведущим элементом как правило понимается дополнительный рельс, однако это может быть все что угодно, главное чтобы этот элемент имел гладкую поверхность для возможности скольжения по нему токоприемника, и был жестким для возможности его крепления без дополнительных удерживающих приспособлений. Кстати, варианты крепления тоже могут быть различны: как по бокам от основного пути, так и в середине пути. Помимо крепления есть разные варианты токосъема: когда скольжение токоприемника осуществляется сверху, снизу или сбоку.
Напряжение электрического тока в контактной сети метрополитенов России — 825 Вольт выпрямленного постоянного тока, рабочим напряжением для подвижного состава является диапазон от 750 до 925 Вольт
В метрополитенах России контактный рельс расположен по бокам от основного пути для токосъема снизу, он с жестко крепится к шпалам железнодорожного пути посредством специального кронштейна, на вершине которого устанавливается изолятор, непосредственно удерживающий его. Таким образом ось контактного рельса оказывается параллельной оси пути, и если говорить о цифрах: расстояние между этой осью и ближайшим рельсом составляет 690 мм, а высота нижней (токоведущей) стороны над головкой рельса пути составляет 160 мм. Эти показатели на протяжении всей длины остаются практически неизменными.
Схема крепления контактного рельса в метрополитенах России
Достоинства применения контактного рельса
Есть множество сценариев использования контактных рельс для питания подвижных составов, начиная от поездов метро и заканчивая городским трамваем. В каждом конкретном случае проявляются те или иные сложности, по этому о достоинствах и недостатках такого способа передачи электроэнергии мы будем говорить с позиции применения в отечественном метрополитене.
Главной сложностью перед применением в метро классической контактной сети, организация которой хорошо отработана на большой железной дороге, стала борьба буквально за каждый кубический сантиметр пространства в тоннеле. Здесь и проявилось главное достоинство контактного рельса — такая технология не требует много места и габариты тоннелей остаются минимальными, ведь он занимает свободное пространство, которое невозможно занять чем-то другим, и невозможно ликвидировать.
Контактный рельс в тоннеле метро в изоляционном кожухе
Так как такая технология электропередачи не предполагает, в отличие от провода, движущихся частей, а также состоит из значительно меньшего количества элементов, если опять же сравнивать с контактной сетью, а значит и общая надежность оборудования будет выше, соответственно обслуживание будет упрощено, а ремонт удешевлен. Сплошная выгода, и почему железнодорожники не перешли на контактный рельс?*
Следующий плюс вытекает из физических свойств материалов. В метро используются рельсы изготовленные из низкоуглеродистой стали, и хоть ее положительные электрические качества заметно отстают от таковых, как например у меди, но за счет большого сечения контактного рельса, доходящего до 6600 квадратных миллиметров, его электрическое сопротивление значительно ниже, чем в контактном проводе. Отсюда, в сумме, он обладает лучшими токопроводящими свойствами, а учитывая большую площадь пятна контакта с токоприемником, и также постоянство этого контакта, возникновение электрической дуги и искрения исключено, а значит подвижной состав будет получать стабильное электропитание.
Недостатки применения контактного рельса
Однако из достоинств вытекают и недостатки. Из-за того, что сталь в силу ферромагнитных свойств обладает выраженным скин-эффектом, она не пригодна для передачи переменного тока: из-за того, что движение заряженных частиц в переменном электрическом поле будет сгруппировано в поверхностном слое данного металла, полезное сечение проводника изменится в меньшую сторону, увеличивая и электрическое сопротивление.
В воздушной контактной сети все токоведущие части расположены на значительной высоте и не представляют никакой угрозы для окружающих, а также сами остаются в «безопасности» от погодных явлений, таких как сильный снегопад. Электробезопасность диктует множество ограничений, связанных с контактным рельсом, в основном правила сводятся к необходимости обеспечить отсутствие людей вблизи токоведущего рельса под напряжением, ну и изоляцию рельса.
На станциях метро при падении пассажира на пути, предусмотрен свой алгоритм «возвращения» его обратно после снятия напряжения, для подъема на станцию через контактный рельс используют специальную лестницу. Также необходимо обеспечить 100% исключение нахождения в тоннеле людей во время движения поездов, и в российских метро для этого на всех станциях установлены специальные устройства мониторинга. В данном случае опасность заключается в токоприемниках, которые расположены по обе стороны подвижного состава. Наличие контактного рельса с одной стороны пути в тоннеле может дать забежавшему зацеперу ложное ощущение безопасности на противоположной стороне. Мало того, что движущиеся токоприемники сами по себе крайне опасные элементы конструкции, для встречи с ними в узком тоннеле, так они еще и под напряжением, если хоть один из них, на любой стороне вагона, касается контактного рельса.
Так выглядит лестница для захода с путей на станцию в метро. Лестница имеет складную конструкцию
В общем конечно есть метрополитены, в которых контактный рельс не изолирован от внешнего мира совсем никак, а электробезопасность обеспечивается исключительно организационными мерами, но в России он должен иметь изоляционный кожух (короб), а это значительно удорожает конструкцию.
Устройство контактного рельса
Контактный рельс закреплен непосредственно в фарфоровом изоляторе с полиэтиленовой прокладкой, который в свою очередь присоединяется к головке удерживающего кронштейна. Изолирующий короб крепится непосредственно на головку кронштейна. Таким образом уже на данном уровне контактный рельс остается полностью электрически изолированным проводником. Для подачи на него напряжения применяют прямое подключение провода от соответствующего энергетического фидера.
Место подключения контактного рельса к фидеру (обратите внимание, что контактный рельс на данном фото не имеет защитного короба)
Удерживающий кронштейн надежно крепиться к шпале, а его высота зависит от высоты путевых рельс. Между кронштейнами выдерживают расстояние до 5,5 метров, и это расстояние не зависит от длины рельсовых плетей (кстати длина одной плети 12,5 метров).
Теперь видится лишь одна проблема — стирание контактного башмака (который прижимается токоприемником к контактному рельсу) о частые стыки. Но бархатный путь придумали не только для людей, и для токоприемников контактные рельсы сваривают в единые плети длиной до 100 метров, с обязательным наличием температурных стыков для возможности бездеформационного расширения и сжатие плети от изменений температуры. На сварной стык обязательно приваривают несколько токопроводящих накладок, для уменьшения электрического сопротивления.
Башмак токоприемника мотор-вагона метро
Для плавного присоединения и отсоединения башмака токоприемника к контактному рельсу применяются концевые отводы. Их конструкция довольно проста, в конце отвода его высота относительно головки путевого рельса начинает повышаться, пока поверхность контактного рельса не становиться выше высоты касания башмака.