Что будет если не будет языка общения
Если бы у людей не было языка, его стоило бы придумать
Я открываю глаза и не верю тому, что вижу… Куда я попала? Вокруг одна пустота и видны лишь отдаленные друг от друга лачуги и не менее одинокие люди… Стоит абсолютная тишина, нигде не слышны ни разговоры соседей, встретившихся на улице, ни говор торговцев, рекламирующих свой товар идущим мимо прохожим, ни веселые крики ребятишек, играющих во дворе, и только шелест осенних листьев нарушает это таинственное молчание…
Вдруг раздается страшный вопль, пронзающий меня до глубины души… Но кто кричал, и что случилось? Как помочь попавшим в беду людям? Ответа нет… Я закрываю глаза, теряясь в догадках, пытаясь не паниковать, и открываю их вновь… Опять тишина и спокойствие… Темнота… Тепло… Да ведь я у себя дома лежу в кровати! Это был всего лишь сон. Огромный поток мыслей не дает мне заснуть…
Перебирая сотни вариантов в голове, я понимаю причину того безмолвия… У людей в том мире, который мне приснился, нет языка! Почему же мне было так плохо? Чего я испугалась? А что бы все-таки было, если бы и на самом деле в нашем мире не было языка?
Итак, еще раз закрываю глаза и представляю этот мир. В этом безмолвном пространстве было бы тихо, но разве тишина это плохо? Кругом гармония! Никто не страдает от того, что раскалывается голова из-за постоянной болтовни. В нашем стремительном мире иногда так хочется посидеть в тишине. Пожалуй, это даже хорошо, что исчезли звуки речи. Как общаться с людьми, когда захочется поделиться мыслями, настроением?
А языки живописи, музыки и жестов! Они помогут нам отобразить свои идеи, чувства, станут способами самовыражения и общения. Все это так, но насколько будет достоверной информация, переданная не с помощью языка? Вспоминаю наши споры в классе о том, что изображено на картинах Врубеля, Чюрлениса. А звуки музыки, взывающие к нашим чувствам? Восприятие музыкальных произведений ведь тоже неоднозначное. И остались ли бы у нас, людей, чувства, если б не было языка? Скорее всего, нет. Не случайно Р.Г.Державин писал, что «язык всем знаниям и всей природе ключ». Великий русский поэт открывает нам простую истину о том, что с помощью языка человек постигает все, что его окружает, может объяснить все, что видит, слышит, о чем думает, мечтает, что в языке есть слово для любого предмета во Вселенной. И эта Вселенная начинает разговаривать с нами.
Если бы не было языка, то не существовали бы книги, газеты, почта, телефон, радио и многое другое! Люди просто не могли бы не только слушать новости и читать, но и разговаривать между собой! Они бы медленно умирали от одиночества… В лету канула бы и история, ведь, как известно, только благодаря письменности человек знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит. Только язык может связать людей, разделенных тысячами километров. Исключительно он способен учить человека с помощью литературы и одновременно доставлять ему удовольствие от прочтения. Не стоит забывать и о заповедях, которые тоже возникли благодаря существованию языка.
Скольким пришлось бы пожертвовать только из-за того, что нет языка! Кому-то это стоило бы жизни! Достаточно представить попавшего в беду человека, ведь без языка он не смог бы объяснить, что произошло, и не получил бы необходимой помощи! А сколько замечательных идей просто пропали бы впустую из-за того, что люди не смогли бы ими поделиться, так как только вместе мы можем чего-то добиться! Профессора не смогли бы рассказывать о своих открытиях и наблюдениях… А как же минуты счастья, когда ребенок говорит свои первые слова? Значит, и они исчезли бы?! А что тогда было бы с душой? Ведь человек даже не смог бы общаться с самим собой! Потерять свой внутренний мир? Не приоткрыть внутренний мир другого человека? Остаться без Пушкина, Лермонтова, Толстого? Не зажмуриваться от восторга, когда произносишь любимые строки?
Как все-таки здорово, что у людей есть язык! Ему одному подвластны холодная логика рассуждений и порывы горячего сердца. Именно язык объединяет биологический вид Homo sapiens в единое сообщество — человеческое. И если бы у людей не было языка, его стоило бы придумать. Я это знаю точно. Я с радостью открываю глаза навстречу новому дню, новым впечатлениям.
Личный опыт: каково это — жить без языка
Келли Роджерс родилась с аглоссией (отсутствием языка), но никогда не чувствовала себя непохожей на других. В беседе с The Guardian она поделилась, каково жить с подобной аномалией.
Вместо полноценного языка у Келли есть только его основание (корень), но при помощи щёк, губ, зубов и полости рта у женщины без проблем получается говорить, глотать, чувствовать вкус еды.
Всему этому она научилась, будучи маленькой девочкой. Когда Келли только появилась на свет, врачи не нашли у малышки отклонений (а во время беременности матери, в 1969-м, еще не было распространено УЗИ), однако вскоре выяснилось, что у маленькой Роджерс врожденная аглоссия – очень редкое заболевание, на данный момент в мире живут только 11 человек с аглоссией.
Келли вспоминает, что родители всегда поддерживали ее и воспитывали, как обычного ребёнка. Она благодарна им за это, хотя в детстве долго не могла понять, почему не может высунуть язык, как двоюродные братья, или надуть пузырь из жвачки. В школе дети сначала дразнили девочку, но Келли не обращала на них внимания, и в конце концов они перестали.
По словам женщины, единственной ее проблемой была деформированная челюсть – последствие отсутствия языка. Однако она смогла исправить это в 18 лет при помощи хирургического вмешательства.
Когда доктор предложил ей сделать фальшивый язык, Келли подумала: «Зачем мне это? У меня и так все прекрасно».
Сейчас она ведёт насыщенную жизнь и не задумывается о том, что с ней что-то не так. «Я в состоянии ощутить полный спектр вкусов. Даже не знаю, дело в запахе еды или в ее текстуре? Но я могу есть все, даже мороженое в рожке. Просто использую для этого губы», – говорит Келли.
Отсутствие языка не повлияло и на ее личную жизнь. На вопрос, каково это, целоваться без языка, она отвечает: «Ну, даже не знаю, но я люблю это делать. Обычно мне говорят, что я неплохо целуюсь».
Келли говорит, что никогда не испытывала злости или гнева из-за того, что родилась такой. Иногда она задумывается о том, как жила бы с языком, но в целом эта особенность ее не напрягает, и Келли надеется, что может быть вдохновляющим примером для людей с похожими проблемами.
Каждый месяц в мире умирает два языка
Эксперты пока не могут четко объяснить, какую именно опасность несет в себе столько быстрое исчезновение языков. Многие даже видят в этом естественный процесс, ничем не угрожающий человечеству. Однако факты указывают на то, что угроза все-таки есть. Первое: обеднение лингвистических оборотов и исчезновение культур. Ведь ни английский, ни французский языки не могут похвастаться такими возможностями, которые есть, например, у эскимосского языка, имеющего более двадцати слов только для описания снега. И ни один из современных языков-гигантов не способен взять на себя все мировое многообразия песен, стихов и литературы, существующих у малых исчезающих народов.
Второе: с исчезновением языков уходит огромный пласт эксклюзивных знаний о природе и окружающей среде. Только представьте себе, что открытием препарата против ВИЧ первого типа мы обязаны самоанскому языку и его носителям, которые знакомы с лечебными свойствами растения Homalanthus Nutans.
Третье: современная наука об окружающей среде строится на опыте предков, владеющих редкими языками. Например, вся мировая гомеопатия существует только благодаря естественным знаниям малых народов и владения их языками.
Интересно, что одновременно с исчезновением редких языков идет процесс создания новых искусственных языков. Их количество уже перевалило за сотню, но ни один из них не смог завоевать мировую популярность и стать языком обыденного общения людей. Корреспондент «РГ», подсчитал, что за 20 последних лет появилось 28 искусственных языков, среди них есть даже язык «словянски», созданный для международного общения славянских народов. Однако, как ни странно, он даже не известен на территории этих народов.
Зинаида Строгальщикова, эксперт постоянного Форума ООН по проблемам коренных народов:
— Ни один из новых искусственных языков, к сожалению, не смог сыграть той роли для развития культуры и науки, которую играют исчезающие и исчезнувшие языки. Более того, новые языки сами фактически находятся в группе риска, так как без носителей они не могут существовать.
Самое страшное, что исчезновение языков и переход представителей малых народов на общение на чужом для них языке приводит к обеднению творческого потенциала людей. Психологи давно отмечают, что творческие люди, оказавшись в чужой языковой среде, не могут творить: писать книги, сочинять музыки, рисовать картины. Чтобы это исправить, ряд стран взял себе на вооружение методику «языкового гнезда», придуманную в ЮНЕСКО. Например, в Северных странах родители отдают своих детей в садики, где воспитатели общаются только на языке нацменьшинств. Так сохраняют редкие языки. И не надо думать, что это искусственный процесс, так как для человека ведь свойственно и нормально ценить свою культуру, язык и историю.
Опасно думать, что, если язык не нужен большинству, на него можно махнуть рукой. Ведь если следовать этой логике, то однажды в зоне риска могут оказаться те языки, которым сейчас ничего не угрожает. Подумайте сами, что вы потеряете, если исчезнет ваш родной язык.
Языковой барьер. Почему мы учим язык годами, но так и не разговариваем на нем
Диалог — это всегда спонтанный разговор, к которому невозможно подготовиться заранее. Чтобы бегло говорить на языке, нужно хорошо знать грамматику, иметь большой словарный запас и не бояться. Бывает так, что человек знает все нужные слова, но от страха перед общением с иностранцами забывает всё и еле произносит простые фразы.Чаще всего страх говорения пытаются объяснить психологическими аспектами человека. Мы не будем спорить с психологами, отметим только, что в изучении языков со страхом сталкиваются практически все.
Так откуда же он берется?
1. У вас небольшой словарный запас.
Не имея за плечами солидный словарный запас, мы можем чувствовать себя в разговоре некомфортно. Иногда из-за страха что-то не понять или не быть понятым, мы вообще отказываемся от какого-либо общения с носителями.Чтобы избежать недопонимания, начните постепенно изучать общие слова и идиомы. Не обязательно зазубривать все и сразу, начните с малого. Например, два фразовых глагола и одна идиома в день.
2. Страх допустить ошибку.
С боязнью говорения идёт страх допустить ошибку. Если для передачи мысли в письме мы обладаем запасом времени, то в устной речи такого бонуса нет. Собеседник простит нам слишком медленный темп речи или акцент, но реагировать приходится моментально. Но как только мы начинаем говорить, то всплывают давние комплексы, где за ошибку в школе наказывали и стыдили.Помните, только вы обращаете внимание на свои ошибки. Если всю вашу школьную жизнь говорили, что совершать ошибки в учебе неприемлемо, то забудьте об этом. Допускать ошибки — это лучшее, что вы можете сделать, изучая иностранный язык. Потому что мы учимся на ошибках.
3. Отсутствие практики.
Если вы разговариваете на иностранном языке несколько часов в месяц, то появление языкового барьера не должно вас удивить. Для развития любого навыка, будь то говорение или восприятие речи на слух, нужны регулярные тренировки. Запомните, что для того, чтобы чувствовать себя уверенно в любом деле, нужно практиковаться постоянно. Одно занятие в неделю не поможет в достижении желаемой цели.
Так как перестать бояться ошибиться и перепрыгнуть через «языковой барьер»? Найти преподавателя или программу обучения, которая позволит вам расслабиться. Это главная задача, ведь разговорная речь — это не только техническая сторона вопроса, но и психологическая. В нашей онлайн-школе иностранных языков Break Barriers подход в проведении занятий предполагает, что успех в изучении языка достигается за счет погружения в реальное общение с его носителем. Студент вовлечен в беседу, где присутствует его личный интерес. Таким образом, говорящий пользуется естественными приемами, которые действительно помогают использовать язык.Регулярные занятия с нашими преподавателями позволят вам быть всегда на коне! В результате вы будете иметь прямое погружение в языковую среду. Акцент делается на тренировку непосредственно разговорных навыков, приобретение уверенности в своих силах и увеличения словарного запаса.
Готовы перебороть боязнь говорить на английском языке?
Что будет если не будет языка общения
Язык уничтожения
Может случиться так, что языка, на котором я пишу этот текст, не будет. Он просто исчезнет. И это обстоятельство мы, его носители, должны держать в голове, совершая частные поступки и поступки на уровне государства.
На следующей неделе в Париже впервые увидит свет подготовленный ЮНЕСКО всемирный атлас языков, находящихся на грани исчезновения. В нем есть информация о более чем 2500 языках. Атлас приурочен к Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля. Сам этот языковой праздник был учрежден в 1999 году решением Генеральной конференции ЮНЕСКО, чтобы подчеркнуть важную роль языкового многообразия в мире и поддержать широкое использование родных языков.
По данным ЮНЕСКО, сегодня в арсенале человечества более чем 6 тысяч языков, но 96% из них используют всего 4% жителей планеты.
На грани исчезновения находится почти половина существующих языков. Каждый месяц в мире исчезают два языка. Тысячи языков не используются системами образования и не представлены в интернете.
Что такое исчезновение языка? Это или полное исчезновение народа, на нем говорящего, или окончательное растворение в других народах, культурах, языковых средах. Практически никто из нас, для кого, как и для меня, родной язык русский, даже не задумывается, что когда-то русского языка еще не было. И, очень возможно, настанет время, когда его уже не будет.
Если мы хотим, чтобы наш язык жил, развивался, претендовал на статус мирового, важно, чтобы народ, для которого этот язык родной, был не только многочисленным, но еще производил привлекательные для других народов ценности и смыслы.
Как бы банально это ни звучало, язык — средство общения и взаимопонимания. Когда люди или страны не понимают друг друга, мы даже иносказательно утверждаем, что они «говорят на разных языках». Для существования языка критически важно, чтобы были люди, готовые на нем разговаривать. Человечество вдоволь поэкспериментировало с искусственными языками, пытаясь создать универсальные заменители языков, связанных с конкретными народами и культурами. Но язык не имеет смысла, если на нем разговаривает только его конструктор. Если на нем нельзя признаться в любви или выразить гнев. Если на нем не напишется стихотворение.
Отношение к языку и его живучесть определяют, конечно, и практические возможности, которые дает его знание.
Понятно, что вакансий, где «необходимо знание английского», в мире неизмеримо больше, чем тех, где «необходимо знание чукотского». Но для полноты картины мира, для целостности образа человечества сохранение чукотского языка важно не менее чем торжество английского.
Как важна даже пусть книжная, эзотерическая, но все-таки еще теплящаяся жизнь некогда великого мирового языка — латыни.
Многое зависит и от того, как ведут себя страны, являющиеся «эмблемой» того или иного языка, как владеет и насколько ценит свой язык так называемая «элита нации» — причем даже не столько культурная, сколько политическая и экономическая. Послушайте, на каком языке разговаривают наши великодержавники и империалисты во власти, наши руководители. Сколь скуден их словарный запас, какие казенные слова они произносят, насколько уродливым, скучным, безжизненным получается в их исполнении русский язык. Не может не сказываться на судьбе и качестве языка качество образования на нем, качество литературы и даже журналистики.
Кажется, кризис на дворе, умирают крупные и мелкие компании, исчезают источники доходов, при чем тут исчезновение языков? При том, что даже те материи, которые кажутся нам с позиций краткости человеческой жизни вечными, тоже подвержены энтропии. А мы за свое недолгое пребывание в этом мире можем своими действиями и словами способствовать жизни или смерти родного языка, а не только жизни или смерти других людей. Язык, данный нам генетически (это ведь великое чудо, когда из бессвязных младенческих звуков мы вдруг начинаем переходить к связным словам, а потом, ничего не уча специально, еще совсем маленькими, вдруг говорим на родном языке).
Наш язык — это мы сами, и его состояние — это состояние нашего внутреннего мира, нашего общества и нашей страны.
На наших глазах развивается уникальная попытка возродить уже, казалось бы, умерший язык — иврит. Эта великая попытка мучительна, как мучительна история новой израильской государственности. Чтобы Россия не оказалась в положении, когда россиянам и, прежде всего, русским надо будет заново учреждать государственность и воссоздавать исчезнувший язык предков, каждое поколение живущих здесь людей (я не говорю «каждый человек», это задача прежде всего культурной и политической элиты) должно хотя бы изредка задумываться о мере ответственности за сохранение своей языковой среды. При этом осознавая, что
силой навсегда навязать другим свой язык и свои представления о мире невозможно. Глобальная экспансия Рима не спасла ни саму Римскую империю, ни латынь. Русский во многих бывших советских республиках всего через 17 с небольшим лет после распада СССР население знает намного хуже, чем при «империи».
И возродить это знание можно не захватом чужих территорий, а экономической, политической и культурной привлекательностью России.
Наш язык — не меньший дар, чем сама наша жизнь. Памятуя о том, что каждый месяц в мире исчезают два языка, значит, каждый год — двадцать четыре, каждые десять лет — двести сорок, мы имеем все основания воздать должное своему родному языку, который пока, к счастью, жив, которым мы владеем всего лишь по праву рождения. И пользоваться им во благо, а не во зло другим людям, народам, языкам. Не переходя на универсальный и, увы, очень живучий язык уничтожения.