Что будет если не делать домашнее задание
Что делать если не сделал домашнее задание?
Итак, вариации на тему «Почему я не сделал домашку» от студентов Школы LF:
(оригинальное написание на изучаемом языке сохранено без редактуры)
I did not have an Internet connection to show my taskes – У меня не было интернета, который показал бы мне мои задания (домашнее задание мы пишем студентам в чате Скайпа, естественно, посмотреть они его могут, только имея интернет соединение… Однако, на случай, если сети на компьютере нет, они всегда могут посмотреть задание через мобильный интернет….)
I was sick, I have a tooth pain – Я болел, у меня болел зуб. ( ну что ж, это и правда очень серьезная причина.)
I had no time – У меня не было времени ( отмазка-универсал)
I wasn’t at home for 3 days – Меня дома три для не было (дальнейшее развертывание истории зависит от чуткости преподавателя – стОит или не стОит расспрашивать, где же был студент эти три дня…)
I have been doing few important things this week – На этой неделе я занимался некоторыми важными делами (выполнение домашки в важные дела не вошло…)
I messed up week days – Я перепутал дни недели. (ну еще бы… если дома по три дня не бывать…)
I forgot my WB (or SB) in the office – Я забыл свою рабочую тетрадь (или учебник) в офисе (на этот случай у студента всегда есть электронная версия и того и другого в онлайн доступе, просто в том случае, видимо, интернета тоже не было…)
Далее пойдут более изощренные объясения:
I didn’t do homework, because I was happy ( I quit smoking hookah) – Я не сделал домашку, потому что пребывал на счастливой волне (бросил курить кальян) – без комментариев…
I didn’t do homework, because I was taken away by aliens. – Я не сделал домашку, потому что меня утащили инопланетяне (видимо, курить кальян все-таки не бросил)
I didn’t do homework, because I have an excuse about do my home work…- What’s en excuse? – It’s secret! – Я не сделал домашку, потому что у меня была причина, чтобы ее не сделать. – И что это за причина? – Это секрет! (гениально!)
I didn’t do homework, because there were flashes on the Sun. – Я не сделал домашку из-за вспышек на солнце.
I didn’t do homework, because I was dead of my homework. – Я не сделал ДЗ, потому что я умер, выполняя его… (хм, видимо, кальян все еще там…)
И последнее – самое честное из всех честных признаний:
I didn’t do my homework because I didn’t feel like. – Я не сделал ДЗ, потому что мне было неохота.
ВОТ ТАК КАК-ТО 🙂
Что родители первоклассников могут требовать от школы
Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника. Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание. А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.
Вот что можно требовать от школы, чтобы добиться справедливости, облегчить нагрузку на детей и сэкономить.
Не задавать домашнее задание
В первом классе детям не должны задавать домашку: после трех-четырех уроков они вправе идти домой и отдыхать. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.
Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.
Отменить оценки в любой форме
В первом классе детям не могут ставить оценки. Причем запрещено ставить не только цифрами — пятерки или двойки. Нельзя применять любую оценочную систему. Например, некоторые учителя начинают ставить детям в тетрадях штампики, по которым понятно, кто написал лучше, а кто хуже. Или выдают треугольники и кружки, комментируя, что кружок — это «отлично», а треугольник — «удовлетворительно», то есть тройка.
Потом дети расстраиваются и даже плачут. Родителям тоже бывает неприятно: ребенок второй день ходит в школу, а его уже наградили треугольником троечника. Причем не за знания, а за разговоры на уроках или бег по коридору на переменах. Если учитель придумал свою систему оценок в первом классе, а вы против — так и скажите.
Перевести ребенка на семейное обучение
Ребенок может числиться в школе, а учиться дома. Родители имеют право перевести первоклассника на семейное обучение. Даже если ребенок абсолютно здоров: просто родители так решили.
Это не то же самое, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом. Школьник на семейном обучении сам осваивает предметы, а потом сдает экзамены в школе. При этом он может участвовать в олимпиадах, конкурсах, посещать школьные мероприятия и соревнования. За обучение ребенка при этом отвечают родители, а школа — только за аттестацию.
Если семейное обучение не понравится или родители передумают, можно вернуться в школу в любое время.
Присматривать за ребенком после уроков
Если в школе есть группа продленного дня, первоклассник может после уроков оставаться там на несколько часов. Его накормят обедом, развлекут и присмотрят за ним до прихода родителей.
Школа имеет право, но не обязана создавать группы продленного дня и сама решает, сколько детей туда набирать. Обычно в большинстве школ такие группы есть. Этот вопрос можно уточнить у классного руководителя или социального педагога. В продленку записывают в начале года: мест может хватить не всем.
Если родители работают и ребенка некому забрать после уроков, узнайте о стоимости питания и других условиях в группе продленного дня и запишите туда первоклашку. Даже если скажут, что мест нет, через пару недель они могут появиться: кто-то из детей откажется, и будет дополнительный набор.
Кроме продленки в школе могут быть дополнительные занятия: танцы, футбольная секция, рисование. Ребенок может ходить туда во время продленки или отдельно — после уроков.
Отменить поборы
Детей в школе учат бесплатно — то есть за счет бюджета. Родители могут вообще ни за что не платить. Даже за питание: первокласснику все равно дадут чай с булочкой.
Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может. Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или как-то ущемлять ребенка. Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.
Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.
Возмещать вред имуществу и ребенку
Школа несет ответственность за здоровье и безопасность детей. Если во время уроков, на перемене или сразу после занятий ребенку был причинен вред — он упал, ударился или подрался, родители имеют право требовать от школы возмещения материального и морального вреда.
Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.
Разрешить присутствие на уроках
Если родителям кажется, что ребенка неправильно учат, учитель странно себя ведет или есть претензии к самому первоклашке, можно понаблюдать за учебным процессом. Маме или папе разрешат посидеть на занятиях — но только если сам учитель и руководство школы не против.
Нельзя просто прийти в класс, сесть на заднюю парту и поставить всех перед фактом, что теперь вы будете наблюдать за работой учителей. Вмешиваться в процесс, поправлять педагога или делать замечания детям тоже нельзя. Все претензии — после уроков лично учителю или администрации школы. Если не отреагируют — в департамент образования или прокуратуру.
Отдать документы, если ребенок не готов к учебе
Некоторых первоклашек зачисляют в школу до семи лет. По закону так можно: если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 8 месяцев и родители считают, что он уже готов учиться, то ему необязательно ходить в садик еще год.
В октябре выясняется, что ребенок к школе не готов: не может выдержать полчаса на уроке, сильно устает, начинаются нервные тики, нарушается сон, а учителя жалуются на поведение. Иногда доходит до психиатра: до школы был здоровый ребенок, а к Новому году появилось несколько неврологических диагнозов. Учителя злятся, школьный психолог ничего не может сделать, врачи прописывают успокоительные — и маме тоже.
Если родители поняли, что ребенок не готов к школе и нужно подождать еще год, они имеют право забрать его из первого класса. Для этого нужно написать заявление и расторгнуть договор на обучение. Скорее всего, школа будет против: могут потребовать справку, что ребенок переводится в другую школу, или заключение специальной комиссии, что первоклассник пока не готов к учебе. Получить такие документы не сложно, но можно забрать ребенка и без них. Отказ школы отдать документы — повод для жалобы в прокуратуру и департамент образования.
В следующем сентябре можно еще раз пойти в первый класс. Родители при этом ничего не нарушают: отправить ребенка в начальную школу нужно до того, как ему исполнится 8 лет. Первоклассник в возрасте 7 лет и 10 месяцев — это нормально. Если ребенку в первом классе уже исполнилось 8 лет, забрать документы просто по желанию родителей не получится: придется доказывать, что есть противопоказания по состоянию здоровья, а одной неусидчивости и усталости не хватит.
На всякий случай можно запастись справками от невролога, заключением психолога и характеристикой от учителя. Если кто-то из слишком заботливых работников образования решит пожаловаться в опеку, документы не помешают.
Бомбит от уроков! Что делать, если ребенок не справляется с домашкой, учебой, жизнью
Домашнюю работу задают ребенку, но ответственность за это задания чувствуют почему-то родители. Разбираемся, как так получилось, правильно ли сидеть с за книгами вместе с отпрыском и зачем вообще нужно выполнять школьные задания дома.
Читайте на Еве
Похожие материалы
Зачем нужна домашняя работа
Домашняя работа — это не экзамен, а плановая проверка. Учитель таким образом может понять, какой материал усвоен классом, а где нужна дополнительная работа. Домашка не должна быть мерилом знаний и успеваемости конкретного ученика, но в наших школах это не всегда осознают.
Для учителя тот факт, что половина класса не справилась с заданием значит, что надо вернуться и найти способ объяснять материал.
Когда школьник делает домашнюю работу вместе с родителем или репетитором, то это дает ложную оценку ситуации и для учителя, и для ребенка. Он думает, что разобрался с темой, а это может быть не так.
Но что делать родителю, если он не сидит вместе с ним за книгами и видит по оценкам, что ребенок не справляется с учебой?
«Обязательно сделать мониторинг: состыковаться с педагогами, куратором, психологом. Не ругать и не наказывать, — добавляет психолог Елена Петрусенко, — необходимо понять, в чем барьер. И тогда будет ясно, как его преодолеть».
Если речь о детях до 13 лет, то им может быть даже сложно банально сконцентрироваться. С ними важно сформировать прилежание, интерес к учебе. Помогать в освоении нового вида деятельности, напоминать ребенку о том, что есть домашняя работа, необходимо, а контролировать — плохой глагол.
После 13 лет подростки уже могут расставлять приоритеты. Задача родителей — выступать модераторами в учебном процессе: научить выделять важные и второстепенные задачи, управлять своим временем, оценивать, когда нужна помощь со стороны.
Составьте расписание занятий
Расписание школьных и дополнительных занятий должно быть ясным и четким, всегда перед глазами, красивым и ярким в гаджетах или с маркерами, стикерами и напоминаниями в бумажном варианте.
«Расписание не похоже на алгоритм работы робота. Расписание — это жизнь, а она должна быть разнообразной. Добавьте в него свободное время, перерывы, совместные занятия, важные даты, приемы пищи, физические нагрузки и домашние обязанности. Ребенку нужно время играть и ничего не делать. Сомневаетесь? Не сомневайтесь, если его не будет — ребенок сам выжмет это время из уроков, — рекомендует Елена Петрусенко. — Освойте Google-календарь, пишите друг другу записки, сообщения в мессенджере». Расписание — это инструмент, который создает родитель, чтобы научить ребенка дисциплине и тайм-менеджменту.
Наймите репетитора, если есть пробелы в знаниях, но помните, что цель таких занятий — помочь учителю. Задача репетитора — объяснить материал повторно так, чтобы ребенок мог справиться со школьными заданиями.
Еще одна ситуация, в которой родителям стоит вмешаться в учебный процесс, если заданий столько, что школьник не знает за что хвататься. Тогда имеет смысл поговорить с учителями или директором.
Согласно нормативным документам суммарный объем домашних заданий по предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — 3,5 часа.
В «Фоксфорде» практикуется иной подход — за выполнение домашних заданий ученики получают очки опыта — XP (experience points) как в компьютерных играх. Это снижает уровень стресса из-за страха получить низкую оценку, и повышает мотивацию школьника.
Помните — донести ценность образования ребенку, если он не хочет уделять время учебе, путем чтения нотаций — нельзя. Они их не слышат и не могут понять.
Поймите причину, почему он не хочет уделять времени образованию. Учеба — ведущая деятельность, и ребенку легко учиться, если нет того, что беспокоит и отвлекает.
«Не задано!» Можно ли успешно учиться и учить без домашнего задания?
— Здравствуйте, Елена Павловна. Это отец Вовы Иванова. Вы спите?
— Конечно, сплю! Три часа ночи! Вы почему звоните в такое время?!
— А потому что мы вот не спим, вырезаем и клеим домашнее задание на тему «Знай и люби родную природу»!
Известный анекдот, знакомая мизансцена. Ребенок ходит-ходит в школу, а потом бац — вторая смена, домашнее задание до позднего вечера. Рядом раздраженные, уставшие родители, крик, валерьянка, безысходность. С другой стороны, школьная программа объемна, не для всех проста, и это только «прожиточный минимум». Домашняя работа входит в перечень необходимого. Необходимого для того, чтобы ученик всё важное усвоил, запомнил, закрепил, научился управлять собой, наконец. О том, полезна ли «домашка» или скорее нет, рассуждают молодые и заслуженные столичные педагоги, а также ученики московской школы.
Домашние задания полезны
Для воспитания характера
Нелегко представить себе состоявшегося взрослого человека, который не может управлять собой. Для него это проблема — спланировать день, распределить время, заставить себя сесть и сделать то, что нужно. Всё, что остается делать в таком случае, — посещать тренинги по лечению прокрастинации. А всего-то надо было в детстве не лениться — делать домашнюю работу, а не списывать ее.
«Здесь многое зависит от семьи и возраста ребенка. Если это закладывалось в первом, втором, третьем классе, то в пятом-седьмом появится настоящая самодисциплина, ученик будет понимать, что есть уровни его личной ответственности, и он будет выполнять то, что задано. Чем быстрее ученик справится с заданиями, тем скорее сможет перейти к своим делам, пойти в секцию, в кружок, погулять».
Андрей Чугунов, учитель истории и обществознания, школа № 1315
«Воспитание дисциплины и без домашнего задания было бы не менее эффективным. Домашняя работа с этой точки зрения ценна только тогда, когда выполняется самостоятельно. То есть когда родители способны приучить ребенка к тому, что у него есть режим дня, что уроки — его обязанность. А если всё делается под контролем мамы и папы, с их помощью и из-под палки, то это не формирует тех качеств, которые мы стремимся развить, и лишь дает негативное отношение к школе, портит отношения в семье».
Надежда Ладилова, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016», учитель начальных классов, гимназия № 45
Для того, чтобы успеть пройти программу
Требования к образованности выпускников школ растут, мир становится сложнее, информации всё больше. Ну как без технологий из фильма «Матрица» с прямой закачкой знаний в голову успеть одолеть программу современной школы, да еще и на высоком уровне?
«Я думаю, что в школе делается достаточно, чтобы ребенок без дополнительной нагрузки овладел программой. Если ученик будет внимательным и активным на уроках, то домашнее задание ему не нужно. А тот, кто хочет выйти за рамки урока, сам подойдет к учителю, попросит дополнительное упражнение или обсудит идею проекта».
«Объем материала можно ужать, но при этом изучить тему. Нельзя надеяться на то, что дети пройдут дома большую часть материала, ведь тогда возникает вопрос о моей надобности в классе».
Для того, чтобы лучше усвоить знания
Мало на что так часто жалуются, как на память, особенно в контексте умственной работы. Лучшее подспорье запоминанию — повторение. Кроме того, у всех мозг «включается» немного по-разному. За академический час учитель не может дать своим ученикам — таким разным — все возможные виды заданий, чтобы каждый приблизился к оптимальному для себя пониманию темы. Зато такими заданиями дети могут заняться самостоятельно дома.
«Домашнее задание как раз задается для того, чтобы ребенок проработал тему. Дети разные. Как бы учитель ни менял формы работы на уроке, этого всё равно кому-то будет недостаточно. Дома ребенок может перевести информацию в удобный для себя формат. Кому-то нужно больше иллюстраций. Кому-то — больше читать, слушать. Кто-то соберет дома макет чуть ли не из спичек. Мне кажется, что и для перевода информации в оптимальный для ребенка формат, и для повторного прочтения, какого-то нового взгляда на предмет домашнее задание бесценно».
Сергей Кубышев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016», учитель химии, лицей № 1580
Для того, чтобы ребенок научился сам осваивать новый материал
В современной школе всё чаще используется методика «перевернутого» класса, когда дети проходят новую тему дома самостоятельно, а на уроке задают вопросы и отрабатывают сложные моменты. Но даже если не реализовывать модель «перевернутого» класса в полной мере, предложить детям в чём-то не очень простом разобраться самим может быть весьма полезно. Разве не это мы хотим видеть как результат обучения в современной школе — молодого человека, который сам себе лучший тьютор?
«Я не использую подход „перевернутого” класса, но, бывает, задаю своим ученикам опережающее домашнее задание. Только это что-то творческое, когда ученик будет вынужден обратиться к учебнику либо к интернету, а уже на следующем уроке мы гораздо быстрее и с большей эффективностью разберем данную тему».
Для того, чтобы занять ребенка
Беспокойный, но неопытный ум, тем более не занятый никаким делом, может быть опасен сам для себя. Улица полна угроз. Гаджеты подключены к интернету, значит, тоже не безупречны в этом плане. Домашнее задание — это не только польза для общего и вполне конкретного развития, но еще и несколько часов спокойствия для родителей, безопасности для ребенка.
«Неужели есть такая точка зрения? Домашнее задание не должно вредить свободному времени ребенка. Я могу, например, задать мини-исследование, скажем, найти какую-то функцию на улице. К примеру, парабола может быть обнаружена в форме качелей во дворе. То есть учитель способен предложить домашнее задание таким образом, чтобы оно, напротив, мотивировало ребенка пойти гулять, провести время со сверстниками».
Елена Зинченко, учитель математики, школа № 1788
«Совершенно не согласен. Ребенок должен бывать на улице, воспринимать её и понимать. Что касается гаджетов, то ими можно пользоваться и дома, во время и вместо выполнения домашнего задания».
Домашние задания вредны
Потому, что дети перегружены
Согласно нормам СанПиНа, школьники в старших классах должны справляться с домашним заданием максимум за 3,5 часа. Но всегда ли и у всех ли это получается — вопрос открытый и остродискуссионный. Комик Джордж Карлин в своем выступлении как-то саркастически сетовал на то, что у детей сейчас нет времени просто посидеть на улице с палкой и поводить ей по земле, просто помечтать, подумать ни о чём. Школа, секции, репетиторы, да еще и домашняя работа на несколько часов. SOS, спасите наше детство!
«В целом я против домашних заданий. И как учитель, и как мама. В существующем ныне виде это лишняя нагрузка на учеников, особенно в начальной школе. Большинство детей после уроков и так не имеют достаточно времени, чтобы свободно погулять во дворе, пообщаться с друзьями. Вся их жизнь после школы расписана буквально по минутам. Вечером уставшие дети приходят домой, где их еще ждет „третья смена“ в виде уроков».
«В прошлом году я с отличием окончила музыкальную школу, занималась скрипкой как основным предметом, а также фортепиано и вокалом. И в принципе, укладывалась по времени. Да, было трудно, но это возможно. Не могу пожаловаться на то, что нам в школе задавали какой-то невыполнимый объем домашнего задания: его было достаточно для того, чтобы проработать материал, а потом заняться своими увлечениями, хобби. И я здесь не исключение. Многие знакомые ребята, которые чего-то хотят от жизни, всё успевают».
Арина, ученица 9 инженерного класса
Потому, что все домашние задания можно списать или заказать
Один из лирических героев Владимира Высоцкого считал лучшей на свете книгой Уголовный кодекс. Многие школьники считают такими книгами «решебники». А еще есть форумы в интернете, репетиторы разных ценовых категорий, которые помогут сделать «домашку», гиперответственные и умные родители. В конце концов, её можно списать у усердного и безотказного одноклассника. Не превращает ли всё это саму идею домашней работы в фарс?
«Я стараюсь реже задавать домашнее задание из учебника. А если задаю, то объясняю: «Ребята, вы уже взрослые, я прекрасно понимаю, что это всё есть в интернете, но я очень не рекомендую пользоваться им, потому что вы вредите себе». Это что касается алгебры. А если мы говорим о геометрии, то порой «решебник» помогает. Я рассказываю, что если задача никак не поддается, то допустимо открыть книжку с подсказками, посмотреть, как там предлагается подойти к задачке, потом книжку закрыть, отвлечься, а через какое-то время вернуться к делу. Если метод решения отложился в голове, то «решебник» был полезен. Я пятый год работаю в школе и ни разу не сталкивалась с тем, чтобы домашнее задание было под копирку списано».
«Да, подобная проблема существует, ответы на домашние задания можно найти в интернете. Но, например, если говорить о Московской электронной школе, то это не так: на данный момент МЭШ содержит авторский контент, и готовых ответов в интернете пока не найти. Это создает определенные сложности ребенку и побуждает его думать, делать задание самому. В целом взять пособие и „гнать“ по нему весь учебный год — это совсем не для меня».
Потому, что учитель все равно не успевает дать обратную связь по домашней работе
В классе 30 человек (да, с этого трюизма начинается много рассуждений о сложностях школьной жизни). Соответственно, проверка домашней работы одного класса может занять у педагога более двух часов. Но только цифра отметки в электронном журнале или тетради — этого мало. На более-менее сложное, творческое задание ребенку нужна полноценная обратная связь. Даже самый лучший учитель — не Супермен, он не может облететь Землю, чтобы повернуть время вспять и всё успеть, растянув один урок на полдня.
«Сейчас много ресурсов в сети, помогающих детям сразу получить обратную связь по домашнему заданию. Например, «ЯКласс». Часто использую его для того, чтобы ребята выполняли и проверяли домашнюю работу. Там можно пройти тест и после первой попытки посмотреть свои ошибки, в какой момент они были допущены, проанализировать свои действия. Ну а на второй попытке дети уже могут отшлифовать задание до блеска. А чтобы оценить письменное выполнение задания, опять же есть удобные способы. Например, на уроке дети поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили друг друга».
«Хорошо и правильно подобранные домашние задания всегда проверять в удовольствие. Тесты анализирует компьютер, указывая причины неточности, а я разбираюсь с заданиями творческого характера. При большом количестве творческих работ (олимпиадные, зачетные) я перестраиваю свои планы на день, чтобы всё прочитать и оперативно дать обратную связь».
Потому, что домашние задания подтачивают семейную гармонию
Добросовестные родители способны практически на всё ради того, чтобы их ребенок получил достойное образование. Некоторые доходят до того, что отдают «домашке» и свободное время, и нервы. Совместные «посиделки» родителей и ребенка за домашним заданием до поздней ночи, зачастую с криком и слезами, становятся классическим сценарием, фактически основным содержанием семейного досуга. Готова ли школа, дав знания, отнять у ребенка и его близких эмоциональное благополучие и покой?
«Да, вместо того чтобы обсудить с ребенком прошедший день или просто побыть рядом, заняться чем-то приятным, легким, объединяющим, родители должны вместе с ним побеждать общего врага — домашнее задание. И давайте честно признаемся, очень часто это приводит к скандалам в семье, потому что большим запасом терпения наши родители не обладают, да и неудачи ребенка они воспринимают крайне болезненно. В итоге у детей формируются неврозы, появляется стойкая нелюбовь к школе. Ведь трудно любить то, что доставляет столько проблем, да еще и ссорит с самыми родными людьми».
«Если родителю приходится очень много заниматься с ребенком, помогать ему при выполнении домашнего задания, нужно обратиться к учителю, попросить у него помощи. Если ребенок будет каждый раз подходить к педагогу и говорить, что он сам не справился, показывать черновики, то учитель задумается, предложит помощь в преодолении проблем. Сейчас московская школа открыта для родителей, можно свободно прийти к любому учителю и посоветоваться с ним, как быть, если ребенок не успевает. Хороший педагог с удовольствием пойдет навстречу».
Согласно Закону об образовании Российской Федерации, дети обязаны выполнять домашнюю работу. С другой стороны, нет ни одного нормативного документа, который бы вменял учителю в обязанность задать домашнее задание и выставить за него оценку. Зато есть нормы о недопустимости перегрузок учеников. Школьники — очень разные «лайнеры»: перегруз для одного будет «детским» весом для другого. Как бы то ни было, за понятием «домашнее задание» может скрываться невероятно много: это и временные затраты (большие или умеренные), и трудоемкость, и степень полезности для каждого конкретного ученика, и, наконец, удовольствие от процесса или хотя бы осознание его важности. Есть дети, которые не делали и, похоже, не будут делать домашнюю работу сами. И есть ребята, убежденные в том, что в их школьных победах «домашка» играет немалую роль. Ну а мы предлагаем вам задуматься — кто прав и почему?
«На протяжении девяти лет мне удается учиться на отлично, и я считаю, что в большей степени это получалось благодаря регулярному выполнению домашнего задания. Оно помогает закрепить и лучше усвоить пройденный в классе материал».
Арина, ученица 9 инженерного класса
«Думаю, что для старшей школы домашние задания не нужны. Или же так: каждый ученик способен сам определять для себя, нужно ему выполнять что-то дома или же нет. То есть домашнее задание должно быть не обязательным, а именно дополнительным. Еще важна возможность выбирать различные варианты домашней работы. Все воспринимают информацию по-разному. Не всякому поможет конспектирование параграфа или решение типовых задач».
Данияр, ученик 11 инженерного класса
текст: И. Толстикова фото: Н. Арефьева, А. Засимова