Что будет если не менять счетчики на воду
Как установить счетчики на воду?
Получил в наследство бабушкину квартиру и хочу установить в ней водяные счетчики. Бабушка не хотела их ставить, а мне переплачивать водоканалу неохота.
Спросил соседей — все говорят разное: то иди в управляющую компанию, то в водоканал, то вообще в какую-то третью организацию, которая делает поверку. Но мне пока поверять нечего.
Расскажите, куда все-таки обратиться, чтобы мне поставили счетчики и все правильно оформили. А то я читал в интернете, что если неправильно оформить, то водоканал потом требует какие-то сумасшедшие деньги.
Сергей, вы не зря хотите установить счетчики на воду: это полезная вещь, которая поможет немало сэкономить. Вот как это сделать.
Правила установки счетчиков
Приборы учета воды — счетчики — в квартирах устанавливают на вводах трубопроводов холодного и горячего водопровода. При этом должен обеспечиваться раздельный учет водоразбора, то есть счетчики ставят отдельно для холодной и горячей воды.
В помещении, где устанавливают счетчики, должно быть искусственное или естественное освещение и температура воздуха не ниже 5 °C. Счетчики нужно размещать так, чтобы можно было без проблем снять с них показания, обслужить и разобрать на месте установки, а также провести метрологическую поверку.
Кроме того, счетчики воды должны быть защищены от вибрации. Их можно поставить на горизонтальных, вертикальных или наклонных участках трубопроводов, если такая установка предусмотрена паспортом счетчика.
Иногда водоканалы требуют, чтобы счетчики устанавливали в комплекте со встроенным обратным клапаном и дополнительной защитой от манипулирования их показаниями. Обратный клапан предотвращает перетекание воды из системы холодного водоснабжения в трубы горячего водоснабжения и наоборот, а также снижает вероятность гидравлического удара. Дополнительная защита не дает абонентам вмешиваться в работу счетчика, чтобы снизить показания.
Проверить, требует ли ваш водоканал устанавливать обратный клапан и защиту от манипулирования, можно на официальном сайте организации или по телефону. Если не знаете, какая организация обслуживает ваш дом, спросите в своей УК или ТСЖ или посмотрите на сайте «Реформа ЖКХ».
Правила предоставления комуслуг больше не разрешают потребителям использовать новые счетчики воды, газа и тепла, если УК уклоняется от их оформления
nikolaynikolay/ Depositphotos.com |
Минстрой России в рамках своей компетенции разъяснил, что с июля 2020 года добросовестный собственник, который решил самостоятельно поставить прибор учета воды, купил его, произвел монтаж и попросил УК ввести этот счетчик в эксплуатацию (то есть оформить как ИПУ), не может использовать прибор по назначению, даже если УК злостно уклоняется от ввода ИПУ в эксплуатацию (Письмо Минстроя России от 30 ноября 2020 г. N 35072-ОГ/06).
Напомним, что до поправок, внесенных в Правила N 354 постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 (в связи с передачей обязанности по содержанию и замене счетчиков электроэнергии в МКД на гарантирующих поставщиков), п. 81.2 Правил устанавливал, что если УК не явилась в предложенные потребителем дату и время для осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию (или иные согласованные с потребителем дату и время, или предложенные УК новые дата и время были позже, чем две недели после получения заявки потребителя), то такой счетчик считался введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес УК заявки от потребителя.
При этом потребитель вправе лишь пожаловаться на свою УК в орган жилнадзора (УК обязана осуществлять ввод ИПУ по заявке потребителя), понудить ее к этому через суд или вовсе инициировать ОСС по смене нерасторопной УК.
Что будет, если пропустить срок поверки счетчика учета энергоресурсов?
ВОПРОС: Какие будут последствия, если собственник не произведет поверку счетчика в предусмотренный срок, т.е. пропустит срок поверки счетчика?
Краткий ответ: Плата за коммунальные ресурсы будет начисляться сначала, исходя из среднемесячного объема потребления (3 месяца), а затем по действующим нормативам с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета, а точнее его неисправность со всеми вытекающими для потребителя последствиями, а именно начисление платы по действующим нормативам с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 81_12 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, т.е. с момента пропуска срока поверки прибора учета считается вышедшим из строя
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
Следует отметить, что согласно пункту 81_13 постановления № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В соответствии с пунктом 81_14 постановления № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81_9 Постановления № 354.
Примечание : пункт 81_12, 81_13 и 81_14 Правил дополнительно включены в Правила с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 824.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. Однако, за повторную опломбировку газового счетчика может взиматься плата. Так в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Ознакомится с иными вопросами установки, поверки, опломбировки счетчиков учета энергоресурсов, а также вызванного этим перерасчета платы за энергоресурсы вы можете в разделе: Информация для потребителей.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Что будет если не менять счетчики на воду
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области информирует, что индивидуальные приборы учета воды (далее – водосчетчики) воды начали устанавливаться более десяти лет назад. Время показало, что те, кто уже установил у себя дома индивидуальные счетчики воды, действительно стали платить по счетам за потребление воды в два, а в некоторых случаях и в три раза меньше, чем по общим нормативам.
1. Чтобы напрасно не потратить время и деньги, перед покупкой счетчиков воды поинтересуйтесь в своем ЖЭКе (или УК) существуют ли какие-то ограничения по монтажу водосчетчиков в вашем доме. Возможно, вам сразу же посоветуют, какой тип прибора учета лучше всего подойдет в вашем случае.
2. Выбирая счетчики для воды, имейте в виду, что они бывают крыльчатые, турбинные, комбинированные и даже электронные. От конструкции зависит точность измерений, а значит и цена. Существуют счётчики для горячей и холодной воды. Первые могут работать при температуре воды до +85 градусов, а вторые только до +40 градусов С.
3. Не забывайте, что счётчики выпускаются для различного диаметра труб. Диаметр крыльчатых счетчиков – не более 40 мм, а турбинных – от 50 до 200 мм. Следовательно, максимальная пропускная способность крыльчатых счётчиков до 15 кубометров воды в час, а турбинных (в зависимости от диаметра) в разы больше. Чтобы напрасно не переплачивать, необходимо учитывать расход воды в вашем помещении.
4. Покупайте счётчики воды только в магазине или у фирм, специализирующихся на продаже и монтаже сантехнического оборудования! счётчик, купленный «с рук» или на рынке, могут отказаться устанавливать.
Решив установить водосчетчик в квартире, необходимо помнить, что:
— внутриквартирные водосчетчики приобретаются, устанавливаются и проходят поверку (срок поверки указан в техническом паспорте)
— водосчетчики устанавливаются, как правило, на вводах в квартиры после запорной арматуры.
Для регистрации и допуска в эксплуатацию водосчетчиков необходимо обратиться в организацию, управляющую домом, в домах ТСЖ и ЖСК – в правление.
1. Собственники и наниматели жилых помещений установку внутриквартирных приборов ни с кем согласовывать не обязаны.
2. Приобретаемый прибор должен быть включен в «Государственный реестр средств измерения РФ», иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак. Все эти характеристики должны быть отражены в паспорте.
Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, вы не сможете платить по этому счетчику.
3. Установить приборы может любой сантехник или Вы сами. Работы по установке внутриквартирных приборов учета не требуют наличия какой-либо лицензии. Наличие у сантехника сертификата-разрешения на право установки приборов в жилых помещениях не требуется. Если работники управляющей домом организации рекомендуют Вам только «свою» фирму по установке приборов, знайте, это незаконно. Право выбора фирмы за Вами. Если приборы учета горячей и холодной воды установлены в соответствии с требованиями «Правил и технических требований завода-изготовителя прибора учета», а представители управляющей организации необоснованно отказывают в составлении акта о допуске прибора в эксплуатацию и не пломбирует их, обращайтесь к руководителю управляющей домом организации, или в контролирующие органы.
4. Для того, чтобы прибор работал дольше, обязательно установите перед ним (после запорной арматурой) фильтр грубой очистки воды (продаются в розничной сети). При установке прибора необходимо руководствоваться требованиями «Правил и технических требований завода-изготовителя прибора учета».
5. При установке приборов необходимо помнить, что прибор с указанной в паспорте периодичностью, подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую аккредитацию. Срок до поверки исчисляется с даты изготовления, а не с даты продажи прибора, поэтому старайтесь приобрести недавно изготовленный прибор.
6. Прибор необходимо установить таким образом, чтобы его можно было легко снять и обеспечить поступление воды к раздаточным кранам во время нахождения прибора на поверке.
7. После установки приборов необходимо пригласить представителей управляющей домом организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых остается у собственника или нанимателя жилого помещения. Управляющая организация вправе требовать оплаты работ по составлению акта допуска прибора в эксплуатацию и установку пломб на прибор учета.
8. Порядок учета показаний прибора будет вам разъяснен при составлении акта допуска прибора в эксплуатацию.
9. Помощь в экономии горячей и холодной воды вам окажет и замена смесителей с обычными кранами на «однорукие» смесители.
10. Помните, что прибор учета не экономит соответствующий коммунальный ресурс, а только показывает объем его фактического потребления.
Что делать, если водосчетчик «врет»? В период гарантии прибора учета необходимо обратиться к продавцу, а в срок службы – к изготовителю, предоставив доказательную базу.
Итак, подошел срок метрологической поверки, и у собственника либо нанимателя жилого помещения возникает вопрос по замене водосчетчиков либо его метрологической поверке и дальнейшей эксплуатации, так как в обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта.
Необходимость проведения поверки средств измерений, в том числе водосчетчиков, установлена статьей 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Эксплуатация неповеренного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усреднённому расходу, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Согласно Правилам проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 17.12.2002 № 124, организация, осуществляющая поверку средств измерений, должна иметь аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений. При возникновении каких-либо сомнений по данному поводу можно обратиться Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, на официальном сайте Росстандарта www.gjst.ru (раздел «Информационные ресурсы по метрологии»).
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Необходимо отметить, что работы по поверке водосчетчиков не отнесены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и/или коммунальным услугам. В связи с этим, порядок их проведения определяется действующим законодательством и осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), за счет собственных средств собственника (нанимателя) жилого помещения. Любые работы, услуги в соответствии с ГК РФ выполняются на основании договора. В случае проведения работ по поверке водосчетчиков договор должен быть заключен в простой письменной форме. После проведённых работ организация должна выдать Свидетельство о поверке каждого прибора.
В соответствии со статьями 1, 421 и 422 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Это означает, что для проведения работ по поверке водосчетчиков граждане вправе самостоятельно выбрать любую организацию, обладающую необходимыми разрешительными документами.
Понуждение к заключению подобных договоров с какой-либо одной организацией (в том числе, выполняющей функции управления многоквартирным домом) не допускается.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор работ (услуг) возмещаются исполнителем в полном объеме.
Следует учесть, что цены на услуги по поверке водосчетчиков не подлежат государственному регулированию и устанавливаются по соглашению сторон (в договоре).
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4
Важный вопрос: какой срок замены счетчиков воды?
Время службы водосчетчиков ограничено. По его истечении расходомер требуется заменить на новый. Существуют три вида временных периодов, связанных с эксплуатацией учетных приборов. Это время их службы, гарантии и поверки.
Частота замены водомеров определена как законом, так и тех.документацией. В ряде случаев может потребоваться досрочная переустановка счетчика. Несоблюдение сроков замены влечет ряд неблагоприятных последствий для их владельцев.
Как часто менять?
С водомерами связаны три срока. Это время их службы, гарантии на них и их поверки. Период службы расходомеров устанавливается их производителями.
Техническая документация определяет, что усредненное время службы составляет 12 лет.
Такой период указывается в паспорте счетчика и касается крыльчатых приборов. У других типов водосчетчиков время службы может быть больше.
Для устройств изготовителями также устанавливается гарантийный срок. Он также фиксируется в паспорте водосчетчика. Гарантия составляет 30 месяцев. Моментом ее отсчета считается день ввода расходомера в эксплуатацию.
Технической документацией устанавливается еще один временной период, связанный с эксплуатацией водомеров. Это межповерочный интервал. Для счетчиков холодной и горячей воды он един. Их поверка должна проводиться раз в 6 лет.
Интервал смены прибора по закону
В п. 81(10) правительственного Постановления от 6 мая 2011 года под номером 354 зафиксировано, что условия эксплуатации и переустановки водосчетчиков закрепляются в технической документации.
В том же пункте Постановления указано, что поверка учетных приборов осуществляется на основании Закона от 26 июня 2008 года под номером 102-ФЗ.
В указанных актах имеется лишь общая информация об эксплуатации и поверке расходомеров.
Конкретные временные периоды, касающиеся использования водосчетчиков, гарантии на них и их поверки, устанавливаются технической документацией.
Чаще вместо сроков переустановки расходомеров подразумевается период их обязательной поверки. Потребителям нужно следить за соблюдением межповерочного интервала.
При этом как такового срока переустановки учетного устройства не установлено. Его необходимо менять только в случаях, если оно не прошло поверочную процедуру или вышло из строя по ряду причин.
Откуда потребитель может узнать, что пора вызывать мастера?
Вся информация содержится в техпаспорте расходомера. Он выдается всем потребителям вместе со счетчиками. В данном документе имеется раздел, касающийся периодической поверки устройства. В нем прописывается не только межповерочный интервал, но и среднее значение времени службы водомера. Также в техпаспорте указывается гарантия.
Момент, с которого начинается отсчет времени
Гарантия всегда начинает исчисляться с даты, когда расходомер был введен в эксплуатацию. Об этом имеется указание как в ГОСТе Р 50601-93 (п. 11.2), так и в техпаспорте прибора.
Если в технической документации нет даты, когда устройство было введено в эксплуатацию, то гарантия на него отсчитывается с момента проведения его первичной поверки.
Отсчет периода эксплуатации водосчетчика начинается со дня, когда он был выпущен. Это подтверждается его первичной поверкой. Именно с этого момента начинает идти межповерочный интервал. Дата первичной поверки должна быть проставлена на техпаспорте прибора.
Рекомендуемая частота замены счетчиков холодной и горячей воды
Конкретный момент, когда старый водомер необходимо заменить на новый, не определен.
Все зависит от качества прибора и воды, которая через него будет проходить.
Счетчики ГВС нуждаются в более частой замене по сравнению с приборами ХВС. Горячая вода быстрее выводит их из строя, и они не всегда могут прослужить 12 лет.
Счетчики ХВС в состоянии прослужить и более 12 лет при условии хорошего качества воды и правильной эксплуатации. Поэтому универсальный срок для переустановки приборов не зафиксирован. Все зависит от ряда факторов.
Досрочный выход из строя приборов
Производить переустановку старого расходомера на новый раньше установленного гарантией и межповерочным интервалом времени приходится в следующих случаях:
Нередко причиной досрочной замены водяных счетчиков является их неправильная транспортировка. Также негативно сказывается на длительности службы устройств несоблюдение условий их хранения.
Возможные последствия несоблюдения сроков
Если потребитель не заменил учетный прибор по причине его поломки, то главным последствием для него станет последующее увеличение платежей за воду.
В п. 81(13) Постановления под номером 354 указано, что потребитель должен сразу же оповестить УК о необходимости переустановки учетного прибора. При этом он обязан передать показания с расходомера на дату его поломки.
По предписаниям п. 59 Постановления № 354 за период неучтенного потребления ресурса плата начисляется потребителю по среднему значению потребления. Он исчисляется с момента, когда водосчетчик вышел из строя, а если этот момент не удается установить, то с даты, когда начался расчетный период.
Потребитель будет платить за воду по усредненному объему потребления в течение 3-х месяцев. По окончании платежи за ресурс начнут начислять по нормативу потребления. При этом будет дополнительно учитываться повышающий коэффициент. Это указано в п. 42 Постановления под номером 354.
В итоге у потребителя может накопиться крупный долг. Если им будет произведена замена водосчетчика, то расчетный центр сделает перерасчет за весь период неучтенного потребления ресурса. Следствием этого станет образование задолженности, которую потребитель будет обязан оплатить.
Видео по теме
Дополнительную информацию о замене и поверке счетчиков воды вы можете получить посмотрев видео:
Заключение
Закон точно не фиксирует сроки по переустановке расходомеров. Они указываются производителями и прописываются в ГОСТе и технических паспортах на приборы. Частота переустановки счетчиков ГВС и ХВС зависит от ряда факторов.
Единого временного периода для этого не установлено. Главным последствием несвоевременной переустановки водомеров является последующее увеличение платежей за ресурс и образование задолженности.