Что будет если не оплатил платную дорогу цкад
В России ввели штраф за проезд по платной дороге без оплаты
С 10 января 2021 года в России водителей штрафуют за неоплату проезда по платным дорогам. Штраф — от 1500 до 5000 рублей. Закон распространяется на трассы с системой «свободный поток», такие как ЦКАД в Москве. Рассказываем, кого и на сколько штрафуют, сколько раз за сутки и как можно отменить штраф.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Оглавление
Какой штраф за проезд по платной дороге
Штраф зависит от типа машины:
Размеры наказания установлены в статье 12.21.4 КоАП. Это новая статья Кодекса, введенная федеральным законом № 521. Президент РФ подписал этот закон 30 декабря 2020 года.
Где можно получить штраф за неоплату платной дороги
Эти штрафы ввели, чтобы обеспечить работу новой системы взимания платы за проезд — free-flow (с англ. «свободный поток»). На трассах «свободного потока» нет пунктов для оплаты проезда, а плату взимают с помощью транспондеров или проверяют по госномеру, купил ли владелец машины билет. Также проезд можно оплатить уже постфактум, в течение 5 дней.
Первая трасса, на которой внедрили «свободный поток», — Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области. Система действует там с 11 января 2021 года. Нарушение фиксируют камеры фото- и видеофиксации. Если проезд по дороге не оплатить в течение 5 дней, выписывают штраф.
Штрафовать за бесплатный проезд могут и на других платных трассах без «свободного потока». Такое возможно в редких случаях: например, если водитель проедет через пункт оплаты, сломав шлагбаум, или успеет проскочить следом за грузовиком.
Сколько раз выписывают штраф за неоплату проезда
Нарушителя могут оштрафовать только один раз за сутки. Повторные штрафы с нескольких камер исключены.
Как отменить штраф
Штраф за проезд по платной дороге работает иначе, чем обычные штрафы. Чтобы его отменить, достаточно оплатить проезд по платной трассе в течение 20 дней. Тогда водителя автоматически освобождают от административной ответственности, дело прекращают. Штраф платить не придется.
Если водитель получил постановление о штрафе по почте позднее, чем через 20 дней, он имеет право обжаловать документ. Так он восстановит срок оплаты проезда, погасит долг и сможет не платить штраф. Жалобу нужно направлять в организацию, чей сотрудник выписал постановление, или в суд.
Как раньше наказывали за бесплатный проезд по платной дороге
До введения первой платной дороги с системой «свободный поток» в этом штрафе практически не было необходимости. Чтобы попасть на трассу, автомобилист проезжал через шлагбаум. Это можно было сделать только после оплаты.
Когда планировали ввести на дорогах новую систему оплаты, обсуждали и размер штрафа за нарушение. Изначально предполагалось, что штраф составит 2500 рублей для легковых и 5500 — для грузовых машин. Но в принятом законе их снизили до 1500 и 5000 рублей соответственно.
Проезд по ЦКАД — как оплатить, проверить задолженность и не получить штраф
С 2020 года на ЦКАД действует безбарьерная система оплаты — free flow. Шлагбаумов на трассе нет, но проезд платный. Способов оплаты два:
В статье подробно описали все способы и рассказали, как автоматически отслеживать задолженность и не получать штрафы.
Как оплатить ЦКАД транспондером
Транспондер — это специальный радиоответчик для проезда через пункты взимания платы.
Так выглядит транспондер
Оплатить проезд по ЦКАД можно с любого транспондера, который входит в соглашение о межоператорском взаимодействии — T-Pass, ЗДС, Главная дорога и т.д.
До поездки водитель должен пополнить лицевой счет транспондера. Деньги автоматически спишутся при проезде через платный участок, останавливаться не нужно. При оплате транспондер издаст звуковой сигнал. Если сигнал был, значит, платеж прошел.
Если на счету транспондера денег не было, в течение 5 дней после поездки счет нужно пополнить на сумму задолженности — иначе придет штраф. Деньги за проезд спишутся автоматически.
Если в машине несколько транспондеров, нужно выбрать для оплаты только один, а остальные убрать в фольгированный ЗИП-пакет, чтобы оплата случайно не списалась с них.
Как оплачивать ЦКАД без транспондера
В течение 5 дней, независимо от наличия транспондера, оплатить задолженность без штрафа можно на сайте «Автодора».
Стоимость проезда ЦКАД в 2021 году
Стоимость зависит от того, по какому участку платной дороги проезжает водитель. Цена колеблется от 20 до 1065 рублей за участок, подробные тарифы расписаны на сайте «Автодора».
При оплате проезда транспондером T-Pass предусмотрена скидка от 15%, 25% или 40%, ее размер зависит от протяженности маршрута и количества пройденных за одну поездку участков.
Чтобы получить максимальную скидку, водитель должен проходить последовательно стоящие пункты взимания платы в течение 2-х часов.
Если водитель пользуется транспондером не от T-Pass, а от стороннего эмитента, на тариф действует фиксированная скидка — 10%.
Если в момент проезда платного участка на транспондере T-Pass не было денег, водитель может оплатить задолженность в течение 5 дней без потери скидки. На другие транспондеры деньги обязательно надо класть заранее. Если проехать без оплаты, скидка потеряется.
При проезде ЦКАД по билету скидок не предусмотрено.
Штрафы за проезд по ЦКАД без оплаты
Если водитель не оплатит поездку сразу или в течение 5 дней, его оштрафуют по ст. 12.21.4 КоАП РФ:
При этом оплата штрафа не отменяет необходимости оплатить проезд.
К ответственности водителя привлекают только 1 раз в сутки. Если водитель оплатит долг за проезд в течение 20 дней, административное производство автоматически прекратят.
Как проверить и оплатить задолженность за ЦКАД
Проверить и погасить задолженность можно двумя способами:
На официальном сайте Автодора или в мобильном приложении
Для проверки нужно указать госномер авто и подтвердить контактный телефон. Сайт покажет, есть ли по машине долг.
Оплатить долг можно с банковской карты, квитанция придет на электронную почту
Такой способ подходит физлицам с одним автомобилем, но неудобен для организаций. При проверке нескольких машин номера каждой придется забивать вручную
Через сервис OnlineГИБДД
Этот способ подходит для организаций, которым нужно регулярно проверять задолженность по нескольким машинам. Достаточно один раз добавить в личный кабинет все автомобили парка. Сервис будет проверять:
Каждый день в 9 утра отчет о задолженности за проезд и штрафах будет приходить на почту.
Организация узнает количество нарушений и общую сумму задолженности и сможет оплатить проезд из личного кабинета.
При своевременной оплате проезда организация:
Проверить штрафы за проезд по ЦКАД без оплаты
Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Зайцам – нет: с 1 сентября штрафы за неоплаченный проезд заработают в полную силу
Иногда законы в России действуют особым образом. Например, есть платные дороги системы «свободный поток», проезд по которым не ограничен барьерами. И есть статья Административного кодекса, по которой штрафуют за халявный проезд по «платке». Однако неплательщики не получают штрафы. Но скоро халява закончится, и придут ли накопленные «письма счастья» одним днём в руки виновников – неизвестно.
В потоке законов
С 1 сентября в силу вступит постановление правительства, которое устранит нормативные неточности в работе системы безбарьерного проезда по платным дорогам. Дата ориентировочная, но документ прошёл общественные обсуждения и передан в Аналитический центр правительства, пишет «Коммерсант».
Строительство ЦКАД. Фото: amsrus.ru.
Речь идёт о так называемой системе «свободный поток» или free flow. Сейчас этот способ оплаты проезда применяют только на Центральной кольцевой автодороге в Московской области. Проблема с нормальной работой платного проезда заключается в следующем: система работает, машины едут, штрафы существуют, но водители-неплательщики не получают постановления. Дело в том, что этим должен заниматься Ространснадзор. У компании не было полномочий штрафовать водителей, поэтому она просто собирала сведения о нарушителях и рассылала голосовые сообщения о задолженностях.
Преступление и наказание в пределах ЦКАД
Как следствие – 30% водителей не оплачивают проезд по ЦКАД. Всего предупреждения получили 55 тыс. нарушителей. Придут ли штрафы задним числом, когда постановление правительства вступит в силу, – пока неизвестно.
В «Автодоре» водителей-нарушителей неоднозначным образом называют «должниками». При этом добавляют, что количество водителей, не оплативших проезд, находится в «рамках запланированных значений». С каждым годом нарушителей становится меньше: в конце 2020 проезд оплачивали только 50% автомобилистов, а в первой половине 2021 года – уже 70%.
Транспондер «Автодора». Фото: drive2.com.
Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко считает, что систему «свободный поток» можно ввести на всех платных дорогах, когда проезд будет оплачивать 90% пользователей.
Штраф за «халявный» проезд по платным дорогам появился недавно, он вступил в силу только в 2021 году. Согласно ст. 12.21.4 Административного кодекса, водители легковых автомобилей должны заплатить за нарушение 1,5 тыс. рублей. Грузовиков – 5 тыс. рублей.
Что меняет постановление властей
В первую очередь появляется нормативное регулирование терминов:
В отличие от системы барьерного взимания платы, в «свободном потоке» нет шлагбаумов и пунктов взимания платы. Проезд оплачивается с помощью транспондера – с камер. Есть другой способ оплаты – электронным билетом, который можно купить на сайте «Автодора», в терминалах самообслуживания «Элекснет» и МКБ, приложении «Автодора» и в Центре поддержки и обслуживания ЦКАД.
За неоплаченный проезд по платной дороге — штраф до 5 000 рублей. Фото: tass.
Если у водителя нет транспондера или он не купил электронный билет, можно оплатить проезд постфактум. На это отводится 5 суток. Когда время проходит, по идее, выписывается штраф. Но так как у «Автодора» пока нет полномочий, то и вместо штрафов приходят уведомления.
Безбарьерная система оплаты проезда подразумевает экономию времени водителя. В новых правилах не предусмотрен механизм возврата денег, если на «платке» всё-таки соберётся пробка. На это обратил внимание представитель «Координационного совета по организации дорожного движения» Евгений Литвин.
Водители грузовиков в заторах не только теряют время, но и могут получать штраф от заказчика за задержку рейса. Поэтому власти должны разработать систему автоматического возврата оплаты за проезд. Ведь на практике даже на платных дорогах бывают пробки.
Если не оплатить проезд по ЦКАД, вас ждет долг, штраф, и суд. При этом «Автодор» не предоставляет статистику поездок до оплаты!
Для тех, кто много ездит по Московской области, открытие новых сегментов ЦКАД — хорошая новость. Можно перемещаться из одной области в другую сравнительно быстро и без пробок. Разумеется, есть и плохая новость — ЦКАД дорога платная, а там где у нас строят платник, развитие «бесплатной» (на самом деле, нет) дорожной сети (в данном случае, «бетонки» А107) прекращается. Количество машин постоянно увеличивается, в том числе в связи с ограничениями транзита через Москву даже по МКАД, и все идет к тому, что ЦКАД скоро станет безальтернативным вариантом проезда. Не заплатишь — не поедешь!
Как вы знаете, на трассе нет шлагбаумов и традиционных пунктов оплаты, действует система оплаты free-flow: сумма долга за проезд приписывается к госномеру авто. Номер считывают камеры.
Недавно, когда поездки по ЦКАД вошли в обиход, я столкнулся с обидной недоработкой системы оплаты. Дело в том, что электронный мозг знает, сколько вы должны денег за проезд, но если у вас нет транспондера, не сообщает вам за какие именно поездки произведены начисления!
То есть, вбив свой госномер, номер телефона и почты в форму (это обязательные для авторизации данные), вы получите только сумму долга, но без указания статистики поездок в том числе определяемого класса авто.
Если представить весьма распространенную ситуацию, что автомобиль, на котором вы совершили поездку, эксплуатируется в том числе другими людьми, и вы без понятия, ездили они по ЦКАД или нет, и кто в итоге должен за этот проезд оплачивать. Или просто, где гарантия, что сумма долга указана «Автодором» без ошибки, или ваш автомобиль не был посчитан по тарифу грузовика, вместо легкового авто, что ранее с дорогами «Автодора» с традиционными системами оплаты бывало постоянно? Особенно частыми ошибки в классе были для автомобилей с велобагажниками, прицепами, боксами на крыше и так далее. Демонстрация статистики перед оплатой сняла бы вопрос.
С этими вопросами я обратился в компанию «Автодор» через службу поддержки, и получил парадоскальный ответ — получить статистику поездок можно только одним способом, а именно после личного обращения в центр продаж «Автодора» с оригиналом СТС на указанный автомобиль. Там нужно написать заявление и только после этого вам, может быть, вышлют статистику. А пока, платите, дорогие граждане, сколько мы скажем!
Что будет, если не оплатить? На этот счет мне в «Автодоре» ответили следующее: если не оплатить платеж в течение 5 дней после проезда, то информация о неоплаченном проезде передается в Ространснадзор. В РТН выносят постановление об административном нарушении в адрес владельца авто, по статье по ст. 12.21.4 КоАП.
Сумма штрафа составляет 1500 рублей для легковой машины и 5000 рублей для грузовика, за каждую неоплаченную поездку. Если оплатить проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления — то штраф будет аннулирован, если нет — то позже все передадут судебным приставам, и вы заплатите и за проезд, и за штраф, который может со временем увеличиться согласно КОАП в разы, плюс исполнительский сбор за работу приставов.
Надо сказать, что до недавнего времени эта «дыра» в системе оплаты успешно компенсировалась другой «дырой» — уполномоченный выписывать штрафы Ространснадзор эту работу не выполнял, в связи с отсутствием соответствующих полномочий, но со второй половины лета бюрократическая машина заработала на полную мощность.
Согласно закону «Об автодорогах и дорожной деятельности», пользователи ЦКАД считаются автоматически заключившими публичный договор с «Автодором» при въезде на платный участок. Задолженность по проезду, в отличие от обычных штрафов, может взыскиваться в течение трех лет с момента проезда. Это дает основание «Автодору» идти в суд и взыскивать деньги с неплательщика в течение этого периода. С начала сентября автовладельцам, чей долг превышает 3000 рублей, направляются досудебные претензии (уже более 500 отправлено).
Но возврат суммы долга — это лишь часть того, что ждет нерадивого автовладельца. Так, на настоящий момент Ространснадзор выписал уже 37.1 тысяч штрафов на общую сумму почти 71 миллион рублей за неоплату проезда по ЦКАД.
Разумеется, я свои задолженности (одна поездка по половинке ЦКАД обошлась в 680 рублей) оплатил. Поддержка «Автодора» обещала, что после оплаты мне пришлют детализацию поездок на указанную в форме почту. Прошла неделя с момента оплаты, но, конечно же, никакого письма с детализацией я не получил. Даже если предположить, что письмо зарезали спам-фильтры, все равно — получить детализацию до оплаты в онлайн-режиме невозможно.
На мой взгляд, эта ситуация, даже если она законна, нарушает права водителей — потребителей услуги, так как им приходится оплачивать счета не пойми за что. Отсутствие детализации услуги, в рамках «договора публичной оферты» это абсолютно ненормальная ситуация, как мне кажется.
При этом не платить тоже нельзя — судиться с госкомпанией бесполезно, долги придется отдавать, переданное приставам дело об АПН с штрафом может в конечном итоге привести к принудительному списанию увеличенной суммы с банковских карт и ограничению выезда за рубеж. Напоминаю, долг висит на вас три года.
К тому же, «Автодор» бомбардирует вас телефонными звонками и СМС, требуя оплату, то есть спокойно жить не дадут. Не поймите меня превратно. Я не предлагаю «не платить», я всегда оплачиваю все, чем пользуюсь. Но, повторюсь, узнать за что конкретно с вас берут деньги, вы возможности не имеете — только если ехать лично к черту на рога в офис продаж, с оригиналом СТС (то есть если на машине в это время кто-то ездит, вы в пролете), чтобы там стоять несколько часов в очереди и подвергать себя риску заразиться каким-нибудь ковидом. Такая поездка займет минимум полдня, хотя скорее всего — целый рабочий день. Просто для того, чтобы узнать, за что именно с вас хотят немалую сумму денег. Какая-то средневековая дичь, в исполнении госкомпании, в 21 веке.
Правила оплаты проезда по ЦКАД
Центральная кольцевая автомобильная дорога проходит на расстоянии 50 километров от МКАД. Основная её задача — снизить поток транзитного транспорта, который проезжает по автомагистралям в Московской области. Работа над ней началась в 2005 году. В настоящий момент постепенно вводятся в эксплуатацию разные участки ЦКАД (всего их пять), ряд из них платные, ряд — бесплатные.
«Стоимость зависит от нескольких вещей: расстояние, которое проедет автолюбитель, класс транспортного средства (мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль), а также использование определённого способа оплаты», — рассказывает адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.
Существует три способа оплаты. Самый простой — транспондер, то есть электронное средство регистрации проезда, которое можно купить в специализированных пунктах «Автодора». Оно устанавливается на лобовое стекло и имеет чип и передатчик с уникальным идентификационным PAN-номером. Оплата за проезд списывается с баланса лицевого счета транспондера Т-pass автоматически бесконтактным способом, с помощью антенн DSRC.
«Водитель заранее перечисляет на свой электронный счёт деньги, и определённая сумма списывается автоматически при каждом проезде под специальными рамками. Купить билет на разовую поездку по ЦКАД можно на сайте компании «Автодор — Платные Дороги», в мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания пользователей и в терминалах «ЭЛЕКСНЕТ», — поясняет адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.
Для оформления билета нужно указать маршрут (точку въезда и съезда на ЦКАД); дату и предполагаемое время поездки (билет будет действовать 24 часа с даты и указанного времени начала поездки); регистрационный знак, страну регистрации, категорию транспортного средства, контактный мобильный телефон и адрес электронной почты.
«Оплата после совершения поездки осуществляется следующим способом: на странице сайта «Автодор — Платные дороги» открываются поля для ввода номера автомобиля и своего телефона. После идентификации на телефон приходит проверочный код. Его надо ввести при оплате. Система проверяет по регистрационному номеру машины путь её следования, готовит счёт и выдаёт сумму к оплате. Пользователю требуется указать банковскую карту или произвести расчёт любым другим электронным способом, включая Apple Pay», — говорит адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.
Поездку необходимо оплатить в течение пяти дней после её совершения. Если деньги за проезд не поступили, то система «Свободный поток» запускает процедуру принудительного взыскания суммы. В соответствии с КоАП РФ штраф для водителей легкового транспорта составляет 2500 рублей, для грузового — 5000.
«Водитель получит требование Ространснадзора выплатить долг в течение 60 дней. Если он погасит задолженность в течение двух месяцев, штраф за неуплату будет отменён. В ином случае постановление о штрафе поступает в ФССП для взыскания и с большой долей вероятности штраф будет списан с зарплатной или пенсионной карты, могут быть наложены ограничения на регистрационные действия с транспортным средством и так далее», — уверен адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.