Что будет если не покрестить ребенка
Надо ли крестить ребенка? Ведь он ничего не понимает
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Действительно ли так необходимо крестить ребенка с рождения?
Разве это правильно — принимать такое важное решение за него? Не считается ли это нарушением его границ и права выбора?
Я хочу крестить малыша только тогда, когда он сам ко мне придет и скажет: «Мама, я хочу принять крещение!» Свекровь настаивает на крещении уже сейчас, обосновывая это тем, что Господь не слышит молитвы за него. Вот в связи с этим еще один вопрос. Как можно верить в Бога и одновременно верить в то, что Он может не слышать твои молитвы, тем более, за маленького безгрешного малыша? Я считаю, что Бог в каждом из нас и всегда рядом с нами, слышит нас, ведет и оберегает.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Уважаемая Екатерина, в Вашем письме два вопроса.
Крещение — это вхождение человека в Церковь, в результате чего он становится частью Тела Христова, церковного организма, и получает возможность участвовать в Таинствах (исповедоваться, причащаться, венчаться и так далее) и быть соучастником общецерковной молитвы и как тот, кто молится, и как тот, о ком молятся. Лично можно молиться можно о любом человеке, а вот церковная, общая молитва возможна только за члена Церкви.
Родители крестят малыша и для этого, и для того, чтобы он мог причащаться, то есть таинственным образом соединяться с Самим Господом и получать через это Божию благодать на то, чтобы жить.
В христианских семьях вопроса о Крещении не возникает: родители участвуют в церковной жизни сами и, конечно же, крестят и приобщают к ней малыша,чтобы он не был лишен тех благ, которые дарованы Богом людям через Церковь.
Что касается пресловутой и такой популярной сегодня темы «нарушения границ», в связи с церковной жизнью она возникает, видимо, от того, что Вы пока еще сама для себя не разобрались, что такое Церковь и для чего она нужна. Очень надеюсь, что этот мой ответ поможет немного открыть для Вас эту тему и Вы по-новому посмотрите и на свою духовную жизнь (есть ли она и в каком виде?) и, далее, на перспективу духовной жизни ребенка.
Связь с Богом — это самое важное, определяющее, что есть в жизни человека. От этого, от отношений с Творцом мира выстраивается все остальное и внутри человека, и вовне. Вы пока видите в Боге некоего хранителя, помощника. Господь, конечно, хранит и помогает, но общение с Ним — это удивительные и глубокие отношения личностей Бога и человека, и перспективы, которые тут открываются, намного больше, чем просто хранение и помощь: речь идет о полноте реализации человека, которая изначально задумана только в общении с Господом.
А по поводу ожиданий, что ребенок придет и скажет Вам о Крещении… Это похоже на миф. Вы же, например, не будете отказываться от обучения его письму и чтению, оберегая его «границы» (какие границы? ограниченность?) и ожидая, когда он придет и скажет: «Мама, научи меня читать и писать?». Вы не будете ждать, пока он сам попросит Вас отвести его в школу, но в 7 лет сама запишете его в школу и поведете, чтобы он возрастал в науках в соответствии со своим возрастом. Вряд ли Вы будете ждать, пока он попросит Вас научить его ходить на горшок или есть с ложки, но Вы сама будете приучать его в первому и давать ложку, чтобы сын становился самостоятельным. Вот то же самое и с духовной жизнью: она дает человеку перспективы, которые выходят за горизонт повседневной жизни, и в детстве, соответственно возрасту, человек должен узнать о них. Потом, когда он вырастет, он сделает свой выбор, как ему быть с этим знанием и опытом церковной жизни, который получен в детстве. Точно так же, как, вырастая, он будет выбирать, например, поступать ли в вуз, ограничиться ли школой или пойти к техникум. Ваша задача — дать ребенку основу, от которой он сможет отталкиваться. Без основы вряд ли что-то получится. Вы понимаете, и английский язык во взрослом возрасте изучать сложнее, чем в детстве, когда правильный фундамент заложен. С духовной жизнью, которая про отношения с Богом, собой и миром, еще сложнее. Поэтому я бы Вам советовал и самой начать разбираться, и подумать о том, чтобы ребенку дать тут правильный фундамент.
Так что Вы правы в том, что должна быть осознанность, свекровь права в том, что это должно быть с детства, а мой ответ, надеюсь, несколько прояснил, как все это выстроить правильно и лучше для Вас и ребенка.
Также о Крещении и конкретно крещении младенцев Вы можете посмотреть следующие материалы:
Не хочу крестить ребенка: правильно ли делаю
Крещение является важным переломным моментом в жизни любого человека. Со дня проведения обряда ребенок живет для Бога, обретая себя. Возможно, у вас возникает вопрос, зачем крестят детей, ведь они еще не могут сделать самостоятельный выбор? В этой статье вы найдете ответ на вопрос, нужно ли крестить ребенка. Выясните, чем обусловлена такая необходимость. Вам станет известно, чем грозит отсутствие данного обряда в жизни малыша.
Суть таинства
Крещение — это переход, дверь между мирской жизнью и христианской. Это обязательный ритуал, проводимый всеми христианами. Самым очевидным смыслом крещения является вступление в храм Божий.
Перед совершением таинственного обряда ребенку выбирают крестных родителей. Этот выбор должен быть ответственным, ведь выбранная пара должна стать духовными наставниками взрослеющего человечка. Крестные родители оказывают поддержку, подсказывают, наставляют в сложной ситуации, направляя ребенка на верный путь.
Ошибочным является мнение о том, что обряд крещения являет собой завет преданности перед Богом. На самом деле, это просьба о спасении души. Человек не может гарантировать на 100%, что всю жизнь будет праведным. Тем более, если крещение проводится для ребенка. Именно поэтому малышу очень нужна связь с Богом.
Крещение ребенка небезусловное. На самом деле существует два важных условия:
Если эти моменты соблюдаются, то никакого насилия над ребенком не совершается. Малыш воспринимает то, как живет его семья.
Оптимальный возраст
Некоторые родители интересуются, во сколько лучше крестить ребенка. Священники считают, что, чем раньше это произойдет, тем лучше. Если нет каких-то особых показаний, то минимальным возрастом является сороковой день после появления на свет.
Слабых деток могут покрестить и в больнице, и дома, но рекомендуется, чтобы им было хотя бы восемь дней от роду.
Библия не приводит возрастные пороги, указывающие на необходимость крещения. Человек может креститься и в осознанном возрасте, когда он сознательно обретет свою веру.
За и против
Встречаются приверженцы и оппоненты мнения о том, что крестить детей нужно. Мы рассмотрим плюсы и минусы проводимого обряда.
К плюсам крещения в детском возрасте относят следующие доводы.
Существует ряд аргументов против крещения у детей.
Это самый правильный аргумент против таинства крещения в младенческом возрасте.
Если не крестить малыша
Если вас посещают мысли «не хочу крестить ребенка, но присутствует страх по поводу правильности данного решения», то нужно знать о том, что обряд крещения является добровольным. В наше время никто насильно не заставляет идти в церковь и крестить детей. Уже минуло Средневековье, когда крещение было принудительным. Нужно понимать, что таинственный обряд представляет собой не только атрибутику, он имеет также и очень глубокий смысл. Если ребенок еще слишком мал и не осознает этого, то, как минимум, для его родителей он не должен быть процедурой «для галочки». Поэтому, если вы против, не хотите крестить малыша, то лучше этого не делать. Пусть он повзрослеет и сам примет решение.
Однако, нужно учитывать и такой момент. Если родители решают, что ребенок может вырасти, и потом решить, хочет он креститься или нет, что этот выбор должен быть серьезным и осознанным, и малыш не должен брать на себя такие обязательства перед Богом, то стоит задуматься о том, что никто не знает, сколько нам отведено на жизнь, поэтому лучше заблаговременно позаботиться о душе карапуза, не откладывать этот обряд на потом.
Чем грозит отсутствие крещения
Некоторые женщины сталкиваются с ситуацией, когда муж не хочет крестить карапуза. Кого-то подобный настрой мужчины может даже пугать, особенно если женщина высоко верующая, придерживается христианских обычаев. Но нередко мнение мужчины перевешивает желание его супруги, и ребенка не идут крестить. Реальных проблем для жизни карапуза не предвидится. Они описываются представителями церкви и проявляются в последствиях для духовности малыша. Считается, что ребенок, которого не крестили:
Священнослужители рассказывают о том, что человек, который не крещен, не очищен от своего первородного греха, не рожден для духовной жизни. Однако, это не означает, что малыш не сможет принять крещение, когда вырастет. Он сделает этот шаг осознанно, Бог примет его в любой момент, в любом возрасте.
Теперь вы знаете, если ребенок не крещен — в этом нет ничего ужасного с точки зрения общества, однако церковь это не приветствует. Не стоит забывать о том, что по верованиям во время обряда крещения к карапузу приходит его ангел-хранитель, который в дальнейшем оберегает и защищает его.
Надо ли крестить младенцев?
Господь сотворил Адаму Еву и благословил их стать своими сотворцами. Родители, деды, прадеды тоже являются сотворцами Бога, ведь они дают свое тело детям. Господь заботится о своих детях, то есть о нас. Даже Сына Своего Единородного пожертвовал, чтобы спасти род человеческий. Спасение это происходит в Таинстве Святого Крещения, когда благодать Святого Духа, воздействуя на человека, меняет его физическое и духовное существо: человек как бы заново рождается в новом качестве. Вот почему крещение называют вторым рождением.
Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5), и «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом.
Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам. Ребенок же не крещеный к таинствам приступать не может.
Почему-то у некоторых крещенных возникает достаточно часто вопрос: «Надо ли крестить младенцев?» И выдвигают чаще всего следующие аргументы против крещения детей:
АРГУМЕНТ №1: «СДЕЛАТЬ ЗА РЕБЕНКА ВЫБОР В ПОЛЬЗУ КРЕЩЕНИЯ – ЭТО
НАСИЛИЕ; ВЫРАСТЕТ – САМ РАЗБЕРЕТСЯ»
АРГУМЕНТ № 2: «КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА НЕ НАДО, ПОТОМУ ЧТО ДО СЕМИ ЛЕТ ОН
И ТАК БЕЗГРЕШНЫЙ».
С первых веков существования христианства крестили младенцев. Спаситель просил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. Он с любовью благословлял детей и говорил, что «таковых есть Царствие Небесное». Ветхозаветное обрезание (знак посвящения младенца Богу) является образом Крещения. Оно совершалось на восьмой день после рождения.
Какие отличия и преимущества есть у крещеного младенца?
После Крещения ребенок участвует в Таинстве Причащения, его поминают на церковном богослужении, подаются записки на проскомидию, на молебен о здравии. Вот, для чего нужно крестить ребенка как можно раньше.
Действительно, дети до семи лет в православной традиции считаются младенцами, не способными в полной мере отвечать за свои поступки. Поэтому к Таинству Исповеди дети подходят с семилетнего возраста, так как считается, что именно с этого возраста ребенок может осознать свои проступки и покаяться в них.
Если ребенок тяжело болеет, то можно пригласить священника в дом для Причащения болящего ребенка. Часто после молитвы и Причастия дитя выздоравливает.
Что говорят Церковь, святые отцы о некрещенных детях?
Схиигумен Савва пишет: «Некрещеные дети должны быть рассматриваемы наравне с мертворожденными. Давать им христианские имена и поминать их на церковном богослужении также не следует: судьба их такова же, как и мертворожденных, то есть они не будут наказаны, так как не сотворили еще по младенчеству грехов, но и полного блаженства не могут быть удостоены как не очищенные от первородного греха. Велик грех родителей, если по их вине, особенно по небрежности, дети умирают некрещеными».
Святые Афанасий Великий, Григорий Богослов и Кирилл Иерусалимский говорят о том, что некрещеные младенцы не будут ни в мучении, ни в благодати, ни в черном геенском огне, ни в райском блаженстве. Они избавлены от отчаяния грешников, осужденных за свои грехи, но лишены вечной радости – они лишены Бога.
Все младенцы, умершие после святого Крещения получают спасение, так как очищаются от первородного греха, а своего греха они еще не приобрели. По учению Церкви степень блаженства умерших крещенных младенцев прекраснее девственников и святых.
Поэтому стремление крестить своего малыша как можно раньше является совершенно естественным для православных верующих родителей. Ответ на вопрос «Для чего крестить ребенка?» для них очевиден, так как они хотят свое чадо поскорее приобщить к источнику Божественной благодати и истины.
Во время самого Крещения крестные отрекаются за крещаемого от сатаны и соединяются со Христом, подтверждают вслух это желание и воспринимают свое чадо от купели. Одним словом, свидетельствуют перед всеми о собственной адекватности в христианском воспитании своего крестника. Естественно, что крестные перед Богом несут ответственность за духовную и нравственную жизнь своего чада и вместе с его родителями будут отвечать за его воспитание на Страшном Суде.
Следовательно, крестных подбирать нужно соответственно.
И наконец, если крещеный ребенок остается без родителей, крестные должны заботиться о них, как о своих собственных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой.
Надо знать, что крестные не могут состоять между собой и крещаемым в прямом родстве, например, муж и жена не могут быть крестными друг другу и одновременно у одного ребенка, к которому их пригласили.
Сегодня в храмах в рамках подготовки к Таинству Крещения проводятся огласительные беседы с желающими стать крестными, которые способствуют более осознанному и более серьезному подходу к Крещению.
У святителя Николая Сербского есть замечательные слова о вере: «Христос призвал людей: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1,15).
Вера христианская не похожа на другие веры и верования мира. Ибо другие веры исходят «от людей земных и от земли» – от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разумению, или по обману от злых духов. Никто из основателей других вероучений не сказал о себе, что он сошел с Неба, что послан Отцом, что свидетельствует о Небе то, что видел и слышал, а тем более, что опять возвращается на Небо.
Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнении свидетельств Христовых с остальными вероучениями и верованиями, распространенными по всей земле».
О крещении детей святитель пишет: «. не слушайте тех, кто утверждает, что не нужно крестить детей, крестите, как раньше крестили, как крестили прадеды ваши. Апостол Петр крестил сотника Корнилия и его семью (Деян.;10). Апостол Павел пишет, что крестил дом Стефанов (1Кор.1,16). А что значит «дом», если не всех домочадцев, старых и малых? Прочитайте, что сделал тюремщик, который охранял Павла и Силу в темнице, когда увидел чудо: крестился от апостолов /сам и все домашние его (Деян.;6,19–33). Крестился и Крисп со всем домом своим (Деян.18,8). На что нам еретические измышления, когда апостольская практика ясно свидетельствует, что детей крестить необходимо?
Действительно, в раннехристианские времена некоторые откладывали крещение и намеренно долго оставались оглашенными, чтобы изгладить прошлые грехи. Во времена эпидемий, войн, стихийных бедствий крестились без промедления, чтобы не умереть некрещеными.
Кесарий, брат святителя Григория Богослова, долго откладывал крещение. Но однажды в Никее произошло страшное землетрясение, которое унесло множество человеческих жизней. На Кесария рухнул дом, и он был погребен под развалинами, но чудом остался жив. Святой Григорий сказал, что только милость Божия спасла его от гибели – от смерти некрещеным, и посоветовал ему немедленно креститься. Зачем искушать судьбу?
Вот почему люди разумные считают крещение детей необходимым. Крещение изглаживает первородный грех. Для прощения наших грехов нового крещения не нужно, для этого необходимо покаяние. По слову Христа: если не покаетесь, все погибнете! (Лк.13,5).
Итак, детям – крещение, взрослым – покаяние.
«ЕСЛИ БОГА НЕТ, ТО ВСЕ ДОЗВОЛЕНО»
В каком мире мы живём, что окружает наших детей? Сколько греховного открыто для каждого из них! Только протяни руку и бери. Искушение присуще всем и в особенности маленьким несмышленым деткам. Дети, не воспитанные в христианской вере закрыты для осознания того, что тот или иной поступок греховен.
Вседозволенность расхристианизированного Запада одурманивает и насаждает весь мир и нашу страну ювенальными и содомскими конвенциями, декларациями с их инструкциями по воспитанию и уничтожению детей, родителей, семьи, любви и всего государства. Сегодня с особой жестокостью темные силы ополчились против России, идет война против добра, против Божиих законов, пытаются уничтожить Православие, и это происходит на наших глазах в Украине. То есть мир ведут к расчеловечеванию.
Итак, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. А дальше вы сами уже хозяева того Дара, который только что получили. И нужно серьезно отнестись к произошедшей перемене и начать собственную религиозную жизнь.
Крещение – это рождение в себе нового человека. И каждый из нас прекрасно знает, что родить человека нелегко, но еще труднее его вырастить. Поэтому будущее наших детей зависит от нас самих. Что посеем, то и пожнем.
Давайте будем спасать своих детей, семью, наше Отечество с Богом и помнить, что Таинство Крещения открывает человеку врата в Небесные обители.
Нужно ли крестить младенцев?
Нужно ли крестить младенцев? 1
В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.
Разве это возможно только для взрослого.
Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.
Именно поэтому мы крестим и детей.
Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?
У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.
И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ( Лк.1:41 ).
Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ( Иер.1:5 ):
Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…
А позже об этом скажет и апостол Павел ( Гал.1:15 ):
…Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….
Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:
Лидии (крестилась она и домашние ее — Деян.16:15 );
Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33 );
Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8 );
Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16 ).
Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.
Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:1-2 ).
В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:
Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день 14 .
На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:
Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:
Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:
В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно. » отвечает:
Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:
Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.
Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.
«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.
Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди 27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.
Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.
В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).
Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.
Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.
Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.
На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).
В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.
Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:
а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);
1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132. ^
2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.^
3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.^
4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.^
5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.^
Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.
6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.^
7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68.^
8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.^
9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол.2:11 ). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.^
10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».^
11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.^
12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.^
13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.^
14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.^
15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.^
16 Там же. С. 546-547.^
17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл. ^
18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.^
19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.^
20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.^
21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.^
22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.^
23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)^
24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.^
26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.^
27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.^
28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.^
29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^
30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.^
31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^
32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.
Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.
Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.
Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки. ^
33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).^
34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.^
35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.^