Что будет если не расписаться в повестке
Судебное уведомление: что делать, если вам пришла повестка в суд?
Вы получили на почте судебное уведомление?
Вам принесли домой повестку в суд?
В этой статье я расскажу вам, что нужно делать в такой ситуации. Как приходит повестка в суд? Она приходит либо в виде заказного письма, либо вручается лично под подпись.
Если вы получили почтовое извещение с отметкой «судебное» (иногда на извещение ручкой ставится буква «С»), то стоит максимально быстро его получить. Срок хранения таких извещений — 7 дней.
Важно: Неполучение судебной повестки, направленной заказным письмом, приведет к рассмотрению дела без вашего участия (ст. 165.1 ГК), где будут изучаться только доводы истца.
Судебная повестка — четверть листа бумаги и она содержит массу полезной информации:
А если информации не хватает, то ее всегда можно дополнить дополнительно получить на официальном сайте суда.
Важно: Если информация, размещенная на сайте и на повестке отличается, то стоит уточнить ее у секретаря судьи по телефону, указанному или в уведомлении или на сайте. Но правильной всегда следует считать информацию на судебном извещении, поскольку саму судебную повестку можно будет приобщить к материалами дела использовать в качестве доказательства.
1. Если вас вызывают как свидетеля. Если вас вызывают в суд в качестве свидетеля по уголовному делу или делу об административном правонарушении, то порядок действий простой.
Вы не можете отказаться, потому что явка свидетеля по вызову суда является вашей обязанностью. Неявка без уважительных причин будет являться основанием для объявления привода и принудительного доставления в суд.
Кроме того, на свидетеля по уголовному делу или делу об административном правонарушении может быть наложен судебный штраф (хотя на практике штраф применяется крайне редко):
Если у вас есть уважительные причины для неявки, тогда стоит подать заявление через канцелярию суда или направить его почтой с приложением подтверждающих документов (если такие имеются), но только заблаговременно (за 3-4 дня до даты судебного заседания), чтобы заявление успело поступить в суд до даты судебного заседания.
По гражданским делам привод в отношении свидетеля не объявляется, а явку свидетелей обеспечивают сами стороны.
2. Если вас вызывают в качестве ответчика или третьего лица. Прежде всего, стоит получить свои копии искового заявления и приложения к нему у секретаря судебного заседания, узнав всю информацию на сайте.
Однако, бывает, что копии документов для иных участников истцом представлены не были. В этом случае секретарь не обязан снимать вам копии с материалов дела и придется знакомиться самостоятельно.
Важно! Независимо от получения копии искового заявления и приложенных к нему документов, я рекомендую ознакомиться с материалами дела. Потому что не исключено, что после подачи искового заявления судом могли быть запрошены дополнительные документы, либо такие документы могли были представлены иными лицами, участвующими в деле.
Как ознакомиться с материалами дела?
1. Ознакомление начинается с подачи письменного заявления на имя судьи. Его можно подать:
Однако первый вариант предпочтительнее, поскольку в отдельных судах (например, Металлургический районный суд г. Челябинска) при подаче заявления вас сразу включают в график на ознакомление.
Во втором случае, нужно звонить секретарю через 3-5 дней после подачи заявления и уточнять дату и время.
2. В случае, если ознакомление назначено позже даты судебного заседания, то нужно просить отложить заседание до окончания ознакомления с материалами дела.
3. В назначенное время следует явиться в соответствующий суд и ознакомиться с материалами дела.
Важно! Дело нужно фотографировать полностью (включая титульный лист и опись документов) для того, чтобы потом можно было свои доводы подтверждать ссылкой на конкретный лист дела.
4. Изучив дело, нужно принять решение — привлекать адвоката или защищаться самостоятельно. Если вы являетесь третьим лицом и исход дела вас мало волнует, либо вы полностью согласны с исковыми требованиями, то тогда адвокат вам не нужен.
Всем остальным стоит обратиться к адвокату, который поможет получить максимально положительный для вас результат.
Стоит помнить, что получить такой результат в суде первой инстанции значительно проще, чем обжаловать судебный акт.
ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армию
Верховный Суд вынес Определение № 48-КАД20-6-К7, в котором разобрался, может ли лицо быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась, а материалы дела свидетельствуют о том, что данные о регистрации призывника по месту жительства у военкомата имелись.
Решением призывной комиссии от 26 июня 2009 г. Евгению Денисюку была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе до 1 июля 2013 г. в связи с очным обучением в вузе. В апреле 2015 г. ему вновь была предоставлена отсрочка до 29 августа 2017 г. в связи с обучением в аспирантуре по очной форме.
В августе 2016 г. отдел военного комиссариата по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области получил письмо от вуза, в котором указывалось на отчисление Денисюка в связи с завершением обучения с 29 августа того же года. Отмечалось также, что он подлежит призыву на военную службу.
10 апреля 2019 г. Денисюк обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 6 июня 2018 г. возраста 27 лет. По итогам заседания призывной комиссии было принято решение о признании Евгения Денисюка не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас.
Молодой человек обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о признании заключения призывной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2019 г. незаконным и возложении на нее обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении истца в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву в связи с достижением возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, а также о выдаче военного билета.
Истец пояснил, что от призыва не уклонялся, его место проживания и регистрации военкомату было известно, мероприятия по организации призыва в отношении него не осуществлялись, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал. Поскольку, по мнению истца, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него основаниям, решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.
Суд установил, что сведения о направлении административным ответчиком повесток призывнику после апреля 2015 г. отсутствуют. Кроме того, участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН ОП «Новозлатоустовский» ОМВД по ЗГО Челябинской области сообщил, что с 2016 по 2018 г. запросов на установление местонахождения Денисюка из военкомата не поступало, начальник отдела МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области указал на отсутствие обращений военкомата по вопросу установления местонахождения данного призывника.
Златоустовский городской суд Челябинской области удовлетворил иск частично: признал заключение призывной комиссии незаконным и обязал ее принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Отменяя судебный акт первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Челябинский областной суд исходил из того, что Денисюк, являясь призывником, действовал вопреки ст. 10 Закона о воинской обязанности и не уведомил военкомат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания, а также не сообщил об окончании обучения в аспирантуре и соответствующем отчислении.
Кроме того, апелляционная инстанция, сочтя указание в удостоверении подлежащего призыву на военную службу гражданина о явке в военный комиссариат вызовом в орган, осуществляющий воинский учет, пришла к выводу, что Евгений Денисюк был уведомлен о необходимости явки в военкомат после прекращения срока действия отсрочки, но не явился в установленный срок для осуществления подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом, что привело к тому, что он не прошел военную службу по призыву без законных оснований. У районного суда, по мнению апелляции, также не имелось оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства предоставленного административным ответчиком письма вуза об отчислении призывника из учебного заведения в связи с отсутствием сведений о получении данной справки военным комиссариатом. Вторая инстанция заключила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение о признании Денисюка не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе.
Не согласившись с решением кассации, Евгений Денисюк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС заметил, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что призывник не прошел военную службу по независящим от него причинам.
В свою очередь, указал ВС, суд апелляционной инстанции сделал необоснованное заключение о надлежащем исполнении военкоматом возложенной на него законом обязанности по оповещению гражданина о необходимости явки для прохождения призывных мероприятий, вопреки положениям Закона о воинской обязанности и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, посчитав наличие в удостоверении подлежащего призыву гражданина записи от 2015 г. о необходимости явки «с 1 по 5 сентября 2017 г.» правомерным и достаточным извещением призывника.
Кроме того, подчеркнула высшая инстанция, ошибочным является утверждение апелляционного суда о том, что первой инстанцией неправомерно принято во внимание письмо вуза об отчислении заявителя в связи с отсутствием сведений о получении данного письма военным комиссариатом, поскольку оно было представлено суду вместе с иными документами личного дела призывника самим административным ответчиком, не отрицающим факт ее получения адресатом.
«При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и признания оспариваемого заключения призывной комиссии законным у судов апелляционной и кассационной инстанций не имелось», – заключил Верховный Суд.
Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании заключения призывной комиссии незаконным и возложении на нее обязанности принять решение в соответствии с законодательством РФ и оставил в силе решение первой инстанции. В остальной части апелляционное и кассационное определения были оставлены без изменения.
В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин посчитал, что позиция ВС в этом деле соответствует последним тенденциям судебной практики по данной категории дел: судебный орган не терпит формального подхода к вопросу ограничения прав человека, тем более когда санкция, налагаемая в такой ситуации на основании заключения призывной комиссии, препятствует замещению гражданином должностей государственной гражданской или муниципальной службы на протяжении 10 лет. Эксперт заметил, что военкоматы, организуя призывные мероприятия, зачастую не используют вверенные законом полномочия (не вручают надлежащим образом повестки, не направляют обращения в органы внутренних дел и т.д.), и именно на этот недостаток обратил внимание Верховный Суд.
«Апелляция по-своему оценила доказательства, представленные ответчиком, – в частности, указание на необходимость явки в военкомат в документе воинского учета. Однако она не учла, что обязанность явки на мероприятия, связанные с призывом, налагается в соответствии с законом специальным документом – повесткой, и вынесла апелляционное определение без учета разъяснений вышестоящих судебных органов (п. 54 Обзора практики ВС № 3 от 14 ноября 2018 г.), что и привело к нарушению норм материального права», – отметил Владимир Тригнин.
Адвокат добавил, что такие ситуации возникают на практике довольно часто: военкоматы пытаются переложить на граждан обязанность следить за наличием оснований для отсрочки, хотя в силу требований п. 18 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, контроль наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва возложен на военного комиссара. Судебные органы, в свою очередь, исправляют ошибки как призывных комиссий, так и нижестоящих судебных инстанций, подчеркнул эксперт.
Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин отметил, что законодательство РФ, регулирующее порядок призыва на военную службу и примененное в данном деле, не может быть истолковано двояко. «Суд первой инстанции, а впоследствии и Верховный Суд применили его именно так, как было заложено законодателем», – подчеркнул он.
Константин Маркин предположил, что судья апелляционной инстанции иначе истолковал доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также подлежащий применению закон. «Возможно, судья либо недостаточно знаком с законодательством РФ в этой сфере, либо имелись внешние факторы, повлиявшие на решение, – считает он. – Предположу, что суд кассационной инстанции (первой кассации) просто не стал утруждать себя разбором данного дела, ведь проще согласиться с уже имеющимися выводами апелляционной инстанции, чем формулировать новые».
По мнению адвоката, при принятии решений апелляционной и кассационной (первой кассацией) инстанциями на судей могло оказывать определенное давление распространенное представление о прохождении военной службы по призыву – якобы призывники сами должны являться в военкомат с требованием о призыве, в противном случае они уклоняются от военной службы.
В заключение Константин Маркин назвал случаи, подобные данному делу, единичными.
Правомерно ли вручение повестки военкомата не лично в руки?
Если повестка военкомата была вручена через другие руки, на ней нет моей подписи, а я не явлюсь в военкомат, станет ли военкомат присылать еще повестки, объявлять в розыск, закрывать выезд из страны?
Исходя из положений абз. 2 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» повестка военных комиссариатов может быть вручена через третьих лиц.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 4 данного закона руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица должны оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2 ст. 31 вышеназванного закона).
Таким образом, повестка военного комиссариата может быть вручена под расписку гражданину не только работником военного комиссариата, но и по месту работы (учебы) руководителем или ответственным за военно-учетную работу должностным лицом (работником). В исключительном случае по мероприятиям, связанным с призывом на военную службу, вручение повестки осуществляют органы внутренних дел.
Поэтому в изложенной ситуации повестка может быть вручена через другие руки с учетом приведенных положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» под роспись. Уклонение от получения повестки, в том числе от ее подписания, влечет последствия для такого гражданина.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин они привлекаются к ответственности (ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Алло! Ваш сын является уклонистом.
Уже долгое время, работаю юристом по вопросам призыва в российскую армию.
В свободное время на Пикабу отвечал на интересующие призывников вопросы и давно обещал написать несколько постов на эту тему.
Вот сегодня последний день «весеннего» призыва 2016 года и я начинаю серию постов про тонкости призыва в армию.
Первый пост я хочу посветить таким страшным преступникам, как уклонисты.
Очень часто, военный комиссар пугает призывников, например, позвонив по телефону родителям: «Если он не явится, то мы запишем его в уклонисты!», некоторые военные комиссариаты шлют в почтовые ящики, вместе с повесткой письма, где в красках рассказывают, как именно будут записывать в «уклонисты» призывника и какие кары его ждут, вплоть до осуждения и отбытия в «места не столь удаленные».
А между тем, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, в Российской Федерации это уголовное преступление закрепленное статьей 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Уклонение от призыва на военную службу грозит штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
От альтернативной гражданской штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Статья в Уголовном Кодексе, не раскрывает понятия «уклонение», она лишь предусматривает санкции по этому преступлению. Что же такое «уклонение»?
Вообще этот Федеральный закон, основа основ, знаний каждого призывника, существует множество подзаконных актов, но основы призыва расписаны в главе четвертой, этого закона, с которой я предлагаю каждому призывнику, который хочет понять свои права и обязанности и понимать, что ждет его в военкомате ознакомиться.
Но в данный момент нас интересует статья 31 53-ФЗ, где регулируются обязанности призывника и нарушение обязанностей, соответственно может являться основанием для объявления призывника уклонистом.
Открыв статью мы читаем, что у призывника, на данный момент есть, по сути, всего две основные обязанности:
1. Явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на призывные мероприятия, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
2. Получать повестки военного комиссариата под расписку.
Пункт четвертый закона гласит о том что в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Единственный случай когда призывника могут признать уклонистом, это если он не явится по подписанной повестке, либо отказался подписывать повестку, это было зафиксировано и не явился по времени указанной на повестке.
Уклонение от призыва очень тонко связанно с правомерным вручением повестки, в будущем я посвящу этому еще один пост, так-как тема обширная и интересная.
Но основные моменты освещу здесь:
1. Повестка должна быть обязательно подписанная. Повестки закинутые в почтовый ящик, в дверь, хоть в форточку, не являются надлежащим образом врученными. Может быть, у вас молодежь ящики почтовые жжет, или старушка соседка вытаскивает из дверей все бумажки и выкидывает их. Эти повестки можно просто не увидеть. Соответственно, если призывник о них не знал, то и ответственности никакой не несет.
2. Повестки подписанные родственниками или соседями или дворником дядей Васей, вне зависимости от степени родства или соседства, не имеют силы такие повестки, так же можно не увидеть. Призывник это совершеннолетний гражданин, мама и папа, за него не отвечают, и не должны ему ничего передавать. Лучше родственникам вообще не подписывать повестку, говорить, что сын (брат, внук) уже взрослый, живет здесь, но мы особо не общаемся, так что приходите, когда он будет дома и вручите ему. А если все же подписали, попросите родственников подписывать повестку только их именем, а не в коем случае не вашим и ставить в скобочках подпись, кем являются. А дальше эту повестку родственники могут со спокойной совестью отправить в мусорное ведро и не сказать вам о ней. (более подробнее об этом напишу в посте о повестках)
3. Отказываться от подписи повестки нельзя и не нужно. Не закрывайтесь от военкоматов, не бегайте от них по крышам, в любом случае они оформят отказ и проблем может быть больше, чем поход в военкомат по повестке.
4. Телефонные переговоры, ни с призывником, ни с его близкими не имеют совершенно никакой силы. Призывник не знает, может быть ему не военкомат звонит, а это друзья прикалываются. Может быть это бандиты хотят заманить его к дверям военкомата и там совершить на него нападения. Никуда по телефонному звонку призывник бежать не обязан, что бы не говорили на той стороне трубки.
Но нарушения гражданами при призыве могут преследоваться не только в уголовном, а и в административном порядке. Именно эти правонарушения, чаще всего имеют ввиду сотрудники военкомата, когда грозятся объявить призывника уклонистом. Давайте рассмотрим их чуть, чуть подробнее.
Административные правонарушения в области воинского учета, регулируются главой 21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
Непосредственно для призывников могут быть интересны следующие статьи:
Про последние две статьи, я надеюсь, мы поговорим подробнее в следующих постах, а пока рассмотрим статью 21.5 КоАП РФ «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету».
При внимательном чтении этой статьи вы наверняка заметите, что к неисполнению гражданами обязанностей по воинскому учету, относится в том числе не явка по повестке военного комиссариата. Так в чем же разница, между уголовной или административной квалификацией деяния?
А разница, заключается в такой вещи, как «умысел».
Не буду сейчас углубляться в состав уголовного преступления, замечу одно, при обвинении в совершении уголовного преступления, необходимо доказать умысел злодея. А это сделать, не всегда просто. В свое время Верховный Суд Российской Федерации, задался этим вопросом, результатом рассмотрения которого послужило Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», если попробовать изложить кратко (а, то я думаю, я вас уже утомил), то при обвинении в совершении преступления, без признания обвиняемым умысла в совершении преступлении, этот умысел необходимо доказать. Доказательством может служить неоднократное (два или более раза) неявка по повесткам на призывные мероприятия, либо неявка по повестке на отправку, либо сбегание с медицинского освидетельствования или призывной комиссии.
Таким образом, неявка в первый раз, по повестке квалифицируется, как административное правонарушение и влечет наложение штрафа до 500 рублей, не так страшно, правда? Но повторная неявка по повестке, даже на медицинское освидетельствование может повлечь, уже уголовное преследование. Так же, как даже однократная неявка по повестке на отправку в войска.
Хочу, так-же, заметить, что постановление пленума, является рекомендательным документом, а не обязательным к исполнению и в своей практике я встречал попытки заведения уголовных дел и даже доходивших до суда, по факту однократной неявке по повестке на медицинские мероприятия. Так-что рисковать не стоит.
Обратите внимание, еще на обязанности граждан в постановке и снятии с воинского учета. По закону граждане обязаны проживать по месту регистрации. И при получении регистрации, у гражданина есть две недели, на постановку на воинский учет. Призывник должен сам явиться в военный комиссариат, с новой регистрацией, и заявить о желании встать на учет. Если он этого не сделает, ему по прежнему грозит административный штраф. Уголовно преследовать за неявку призывника в таком случае не будут.
Проживать призывник должен, снова, по месту регистрации, и если военкомат не может вручить призывнику лично повестку, потому, что он любит погулять, а и дома только ночует и то не всегда, то это проблемы военкомата, для административного правонарушения его нужно зафиксировать, для этого жильцы должны письменно подтвердить, что гражданин не проживает по месту регистрации, и лишь затем ему могут оформить административный штраф (даже без личного присутствия) и объявить в административный розыск, но лишь, для того, что бы оштрафовать.
Итак, подведем итог.
Если военком пугает вас тем, что запишет в «уклонисты», по телефону либо письменно, при этом вы проживаете по месту регистрации (или они не в курсе, что нет), не убегали от сотрудников военкомата через окно, а так же никогда не пропускали подписанные повестки. Не торопитесь бежать в военкомат, там вы сразу попадете на медицинскую комиссию и быстро уедете в войска. Вежливо сообщите военкомату, что с удовольствием к ним придете, но пусть вам вручат повестку (да на работе показать, хотя бы).
На этом все. Пишите свои пожелания и вопросы в комментариях.