Что будет если не разговаривать с ребенком
Бить детей нельзя, а воспитывать разговорами – бесполезно
Плохое поведение ребенка и приучение к дисциплине: разговоры не помогают
Невена Ловринчевич психолог. Более 20 лет работала с детьми и подростками, занимаясь психодиагностикой, проблемами нарушения сна, профилактикой эмоциональных срывов и отклонений в поведении.
Чем опасны физические наказания и другие устаревшие методы воспитания детей, мы уже рассказали. Что использовать взамен? Может, просто объяснить ребенку, как плохо он себя ведет? Психолог Невена Ловринчевич отвергает и этот способ как бесполезный.
Родители более молодого поколения, которые не признают ни физического наказания, ни игнорирования, прибегают к разговорам как технике приучения к дисциплине. Разговор сам по себе невероятно важен. Однако в случаях, когда нужно оказать воспитательное воздействие, он оказывается совершенно бесполезен.
Плохое поведение ребенка и увещевания родителей
Петар (ему 3 года) злится на маму и впадает в истерику, пытаясь добиться от нее того, что он хочет (погулять подольше). На дворе ноябрь, уже холодно и сыро, а он сбросил куртку, упал на землю, кричит и визжит. Мама пытается поднять его на ноги, но делает это как-то неуверенно и не очень решительно, все время пытается урезонить его разговором и убеждениями. Ребенок, естественно, не унимается.
Или другой пример: Исидора (ей 14 лет) уже в который раз возвращается домой позже оговоренного времени. Мама и папа, тоже в который раз, объясняют ей, как важно придерживаться договора, как они волновались, как им не нравится ее поведение. Все это время Исидора, делая вид, что внимательно слушает родителей, скорее всего, думает, чего бы ей такого съесть на ужин.
Плюсы. Неагрессивный метод позволяет поддерживать взаимное доверие и близость. В определенных ситуациях (если ребенку больше семи лет, если его непослушание не так ярко выражено. ) может надолго дать хорошие результаты.
Минусы. Метод, абсолютно неэффективный в ситуациях, которые нас больше всего пугают и выбивают из колеи: когда маленькие дети бесятся и ведут себя агрессивно, когда они совсем не слушаются или когда дети постарше упорствуют в своем плохом поведении.
Вывод. Не слишком эффективный метод, особенно в случаях, когда вам срочно необходима помощь.
Родитель, который уговорами хочет призвать ребенка к порядку, тратит на это свое время и энергию, но имеет мало шансов на успех.
Ребенок не хочет и не может его слушать, потому что он взбешен (если речь о маленьком ребенке) или потому что родитель не предпринимает никаких конкретных действий, которые ребенок мог бы воспринять как последствия своего поведения (если мы говорим о детях постарше). Разговор остается пустым сотрясанием воздуха, разговором ради разговора, и не приводит к улучшению в поведении ребенка.
Когда разговаривать с ребенком полезно
И все же от разговоров с ребенком мы никак не можем просто отказаться.
Однако не перегибайте палку, чтобы ребенок не повторял слова не задумываясь, как попугай. И конечно, не забывайте сами говорить «пожалуйста» и «спасибо», когда обраща етесь к ребенку.
Статья предоставлена издательством «Росмэн»
Бывшая жена не дает общаться с ребенком
Недавно у вас была дельная статья о том, как не допустить снижения алиментов и сохранить уровень жизни ребенка после развода. А у меня ситуация противоположная.
После развода сын живет с бывшей женой, я аккуратно плачу алименты, но бывшая жена категорически против того, чтобы сын общался со мной и моими родственниками. Дело доходит до ругани и драки. Я пока не настаиваю на своих правах, чтобы не травмировать сына сценами ссор родителей, но так не может продолжаться бесконечно.
Уговоры никак не помогают. Какие у меня есть способы заставить бывшую жену изменить свою позицию и какие перспективы у обращения в суд?
Вы не сможете заставить бывшую жену изменить свою позицию, но сможете заставить ее исполнять решение суда об определении порядка общения с ребенком. Семейные споры — долгие, нервные и сложные, но это ваш единственный путь, если уговоры не помогают.
Перспективы обращения в суд, с одной стороны, радостные: оба родителя имеют равное право на общение и воспитание ребенка, так что ваше право видеться с сыном суд подтвердит. Но есть и другая сторона: объем времени общения, который установит суд, и условия встреч зависят от большого количества факторов. Это возраст и состояние здоровья ребенка, ваше состояние здоровья, отношение ребенка к вам, прежний объем общения, удаленность вашего проживания от дома жены, ваше материальное положение и обустроенность вашего жилья, ваш новый семейный статус и занятость сына в кружках и школе.
Отец вправе общаться с ребенком и после развода с его матерью
Мать ребенка не вправе запрещать отцу ребенка и родственникам со стороны отца общаться с ребенком.
Отдельно живущий отец имеет право общаться с детьми и воспитывать их. Право на общение касается и родственников: дедушек, бабушек, братьев, сестер и других. Расторжение брака между родителями и даже отсутствие брачных уз не влияет на это право.
Если мама будет препятствовать такому общению, ее могут в первый раз оштрафовать на 2—3 тысячи рублей, а во второй раз — уже на 4—5 тысяч или даже арестовать на 5 суток.
Когда родители не могут договориться о порядке общения каждого из них с ребенком, вопрос можно передать на рассмотрение суда. Иски о порядке общения с ребенком рассматриваются в районных судах по месту проживания ответчика, то есть того родителя, с которым живет ребенок.
В рассмотрении исков, связанных с защитой интересов детей, всегда участвуют органы опеки и попечительства. Специалист опеки проверяет, в каком состоянии находятся квартиры родителей, и дает заключение относительно предложенных родителями графиков общения с ребенком.
Если ребенку больше 10 лет, то при судебном разбирательстве обязательно учитывается его мнение.
Госпошлину за такой иск платить не нужно.
Суд будет определять такие время, периодичность и место общения, которые максимально соответствуют интересам ребенка. Многое будет зависеть от документов, которые принесет в суд каждый из родителей.
Объективные факторы, влияющие на порядок общения с ребенком
Возраст ребенка — это, пожалуй, главный фактор. Если вашему сыну 3 года и он сильно привязан к матери, для него расставание с ней будет болезненным. Предвидя это, суд может назначить вам короткие встречи в присутствии мамы. Если вашему сыну 12 лет, он самостоятелен, успел привязаться к вам и ему не нужно обеспечивать особенные условия вроде любимого медвежонка на ортопедической кровати, суд может обязать бывшую жену отдавать вам сына на все выходные и месяц отпуска в году.
В Батайском суде отец попросил права видеть двухлетнего сына по вечерам в будние дни и в выходные. Суд разрешил забирать мальчика только на 6—7 часов дважды в месяц, а в совместном проведении отпуска отказал.
Здоровье ребенка и родителей влияет на саму возможность встреч. Если ребенок страдает от эпилепсии или передвигается в инвалидном кресле, а отец не знает, как действовать в критической ситуации, суд сократит периодичность и продолжительность встреч. Но медицинское образование у отца при таких обстоятельствах будет плюсом. Точно так же серьезные проблемы со здоровьем у отца, если мать о них заявит, могут стать препятствием для частого общения с ребенком. Особенно это касается алкоголизма.
А вот наличие аллергии не создает препятствий для общения ребенка с отцом и бабушкой — так, например, решил Подольский суд.
Удаленность проживания родителей друг от друга тоже влияет на решение суда. От этого зависит время, которое ребенок будет тратить на дорогу, если местом встреч с ним суд определит квартиру второго родителя, — а это неизбежно при назначении длительной встречи. Например, родители живут в разных частях города. Дорога между их домами занимает больше часа с пересадкой. Скорее всего, независимо от возраста ребенка, суд разрешит встречи только по выходным: ребенок должен отдыхать перед новым школьным днем, а не проводить половину вечера в транспорте.
В Республике Адыгея отец, бабушка и дедушка просили суд обеспечить им общение с маленьким Артемом одни полные выходные каждый месяц. Суд решил, что поскольку родственники живут в соседнем регионе и ездить к ним дорого и тяжело для маленького ребенка, то именно родственники должны приезжать к Артему, пока ему не исполнится 6 лет. А уже после можно будет возить Артема и к ним домой.
Так что перед обращением в суд стоит быть готовым подтвердить, что выбранный вами график встреч с ребенком не вредит ему. Например, в детском саду можно получить справку, что вы часто забирали и приводили сына в группу и у вас не возникало ссор с ребенком и проблем с переодеванием. В школе можно получить справку, что вы ходили на родительские собрания, интересовались успехами сына в учебе, участвовали в школьных семейных конкурсах. В психдиспансере и наркодиспансере стоит получить справки, что вы не состоите у них на учете. Также можно заранее рассчитать, сколько времени будет уходить на дорогу до вашего дома.
Что еще учитывает суд
Есть еще субъективные факторы, которые, по мнению суда, могут влиять на порядок общения родителя с ребенком.
Привязанность ребенка к каждому из родителей учитывается судом во всех случаях: видеть малыша отцу разрешают только в присутствии мамы, а график общения с подростком строят исходя из желаний ребенка. Например, девочка-подросток может отказываться от общения с отцом, если тот не платит алименты, а она в итоге не получает тех вещей, которые есть у одноклассниц.
Уровень привязанности между родителем и малышом можно подтвердить большим количеством совместных фотографий разных лет, свидетельскими показаниями и даже рисунками ребенка, где тот нарисовал совместный поход на рыбалку или в зоопарк. Другой родитель в свою очередь может запастись доказательствами грубого обращения своего бывшего супруга с ребенком.
Интересную ситуацию рассмотрел суд города Орла. Мама Димы просила изменить ранее установленный судом порядок общения сына с его отцом, чтобы в будущем все встречи проходили в ее присутствии. Причина: ребенок плакал и не хотел идти к отцу. Эксперт-психолог выяснил, что мама балует сына и ничего ему не запрещает, тогда как отец пытается сына воспитывать. В итоге суд сохранил право отца на встречи с сыном без присутствия бывшей жены, а эксперт дал обоим родителям рекомендации по воспитанию.
Образ жизни родителей и их материальное положение оценивают органы опеки, которые могут дать заключение, что в доме чисто, есть много книг, в том числе детских, отдельное спальное место для ребенка, игрушки. Или, наоборот, что квартира однокомнатная и в ней уже живет папа со своей новой женой.
Суд учитывает, что если родитель занимает руководящую должность, то ему есть чему научить ребенка. Но у такого родителя может не хватать времени. Если он живет вместе со своими родителями — это плюс.
В Кабардино-Балкарской Республике органы опеки получили отрицательную характеристику об отце по месту его жительства и вынесли заключение о том, что он не может забирать домой с ночевкой дочку-дошкольницу. Но суд учел мнение мамы девочки, которая общается с ребенком значительно чаще органов опеки. Она рассказала о хороших отношениях между папой и дочкой. В итоге суд разрешил отцу забирать дочку на полные выходные дважды в месяц.
Семейное положение родителей после развода также имеет значение. Важно, какие отношения сложились у ребенка с новым мужем мамы или новой женой папы. Расскажу про самое первое в моей практике дело об определении порядка общения с ребенком в пользу папы. У папы были такие доводы: он утверждал, что у дочки сложились хорошие отношения с его новой женой и сводным младшим братом. Свидетелями были бабушка и тетя девочки со стороны отца. Они показывали общие фотографии и рассказывали, что девочке очень интересно проводить с ними время. Хотя изначально требования папы об определении порядка общения с дочкой были встречными к иску мамы о лишении родительских прав, для папы все закончилось хорошо: он и его новая семья получили право видеться с девочкой.
Чем больше у вас подходящих документов, тем более благоприятное впечатление вы произведете на суд и органы опеки. И тем больше шансов, что вы сможете получить больше времени на общение с сыном.
Родителей не выбирают, но при определении порядка общения родителей с детьми судьи как раз таки решают, насколько родители достойны своих детей.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
«Я с тобой не разговариваю»: наказание молчанием равно физическому наказанию
Часто родители, устав объяснять детям, что «так вести себя нехорошо», начинают просто игнорировать ребёнка — наказывать молчанием. Для детей это может стать сильным потрясением, они сделают всё, чтобы вернуть внимание родителя. Наш блогер, детский психолог Анита Вайаканти, объяснила, почему детям очень страшно, когда их наказывают молчанием, и что лучше сделать, чтобы объяснить ребёнку, как себя вести.
Дети совершают абсолютно разные поступки. Некоторые из которых сильно расстраивают и даже задевают родителей. Так как наше общество психологически растёт, в него пришло осознание, что наказывать физически детей не гуманно. Далеко не каждый родитель готов отбирать игрушки, потому что не хочется чувствовать себя «злодеем» для ребёнка.
А вот обидеться и не разговаривать — неплохой такой выход из ситуации. Что такого? Ребёнка никто не бьёт, игрушки не отнимает, да и у него предостаточно времени подумать над своим поведением, не так ли?
Нет, не так. Это глубокое заблуждение, что игнорирование ребёнка — безопасный метод наказания. Молчание родителей для ребёнка пассивно-агрессивный метод насилия.
Ребёнок, родители которого «молчат на него», чувствует себя уязвимо (ни о какой безопасности в семье и речи не может идти). Тревога, сомнения и неуверенность — вот его верные друзья.
В момент «игнора» ребёнок не чувствует родительской любви, своей нужности, он реально начинает думать, что его больше не любят. Ведь именно любовь родителей и есть самый необходимый и важный ресурс для ребёнка, поэтому потеря этой любви (молчание родителей = потеря) является болезненной и труднопереносимой ситуацией. Установление и поддержание контакта с близким взрослым для ребёнка является важной потребностью.
Я уже говорила и ещё раз скажу: ребёнок учится взаимодействовать с миром, в первую очередь взаимодействуя с мамой и папой, то есть через них. Когда родители реагируют на ребёнка, разговаривают с ним, смотрят в глаза, прикасаются, он чувствует, что он живой, что он значим для взрослых точно также, как и они значимы для него. Создаётся своего рода ощущение безопасности и желания развиваться и познавать мир. Ведь если взрослые такие классные, реагируют на меня, общаются, то и мир, наверное, тоже интересный (помним, что о «мире» ребёнок судит бессознательно через родителей и взаимодействие с ними).
«Каменное лицо»
Слышали что-нибудь об эксперименте «Каменное лицо»? Мама и ребёнок находятся в комнате и в какой-то определённый момент мама перестаёт эмоционально реагировать на ребёнка. В ту же минуту его настроение меняется, ребёнок начинает переживать и плакать. Как только мама обратно «включается» и эмоционально сопереживает ему, ребёнок быстро успокаивается.
Данный эксперимент говорит:
В такие моменты ребёнок готов извиниться, пообещать, что «больше так не будет», да что угодно лишь бы вернуть контакт. На самом-то деле он это будет делать, лишь для того, чтобы почувствовать свою значимость (читай как выжить), а не потому что он что-то там осознал.
Наказание молчанием можно отнести к физическому насилию по силе травматического воздействия на психику ребёнка
В момент данного наказания ребёнок оказывается во власти либо гнева, либо страха, либо беспомощности, либо страдания, подавленности, одиночества и так далее. А может, даже чего-то (или всего) из этого вместе. Такие чувства явно не приведут к гармоничному и успешному развитию личности ребёнка, вашим с ним взаимоотношениями и хорошему поведению.
Если вы хотите, чтобы ребёнок понял, что не так в его поведении, что ему нужно исправить, а главное — как, то с ним нужно поговорить. Вообще я за любые разговоры с детьми приятные и нет. Главное — помнить во время разговора, что мы хотим изменить поведение ребёнка, а не его самого. Важно это ему транслировать: «Ты ок, а твоё поведение…».
Агрессия — это не только «бить» и «оскорблять». А ещё сарказм, молчание, игнорирование
Вместо наказаний вы можете использовать естественные последствия. О них я много писала, когда раскрывала тему «Границы и дети». Естественное последствие — это, то что вытекает (органично и логично) из определённого поступка или поступков. Например:
Ещё можно использовать естественное последствие как предупреждение. Например, совершил ребёнок какой-то не такой поступок. Вы ему говорите: «Если в следующий раз… то (естественное последствие)».
Предупреждён — значит вооружён. А если, хотя кого я обманываю, когда ребёнок совершит «этот» проступок, не забудьте легализовать и выполнить то, что вы обещали, иначе поставите под сомнения и свой авторитет, и границы, и правила в семье.
А вас в детстве наказывали молчанием?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Motortion Films)
Мама, не молчи!
Самое жестокое наказание для ребенка – вовсе не порка…
Многие взрослые, выросшие во вполне благополучных семьях, вспоминают, что самым жестоким наказанием были не эпизодические шлепки и оплеухи, если такие случались, а бойкот со стороны мамы.
Почему нельзя говорить «я с тобой больше не разговариваю», и что делать вместо этого?
Почему нельзя не разговаривать с ребенком?
Отсутствует возможность диалога
Конструктивный диалог – важнейшая педагогическая составляющая в любой ситуации. Вы не просто объясняете ребенку принципы желательного поведения, но и можете скорректировать свои требования, учитывая разумные пожелания малыша. Ребенок чувствует себя младшим участником «переговорного процесса» и, вместе с правами, получает и соответствующую долю ответственности.
” Если вы просто прекращаете разговаривать с ребенком – то ситуация не может получить никакого разрешения, вы же ни о чем не договариваетесь!
Невозможно выразить чувства
Когда родитель замыкается в себе, он не только обрывает обратную связь с малышом, он не позволяет ни себе, ни ребенку адекватно проявить свои чувства. Злость, обида, досада, раздражение – все это не находит выхода, копится внутри. Как и когда прорвется накопленный негатив – трудно предсказать, однако он обязательно выплеснется.
” Бойкотирование ребенка – это затягивание конфликта, перевод его на новый уровень.
Страх одиночества
Как правило, родительское «не разговариваю» сопровождается полным игнорированием ребенка. Мама не просто играет в молчанку, она не взаимодействует с ребенком ни взглядом, ни движением, отчего он ощущает себя невидимкой. Это тяжелое испытание, поскольку у малыша появляется сомнение – любят ли меня? Важен ли я? Нужен ли я маме?
” Бойкот не позволяет отделить недовольство поведением ребенка (которое есть у родителя, и которое можно и нужно продемонстрировать) от недовольства самим ребенком. Сомнения в родительской любви губительны для малыша.
Обратная сторона бойкота
Даже если такой эпизод случился в воспитательной практике однократно, это может серьезно травмировать ребенка, если же такое «отлучение» практикуется регулярно, то каждый случай – словно кирпич в стене между родителем и ребенком. Довольно скоро (уже в младшем подростковом возрасте) ребенок будет воспринимать родительский бойкот не как апокалипсис местного масштаба, а как удобную технику прерывания связи. Родители меня игнорируют? И отлично, найду, чем заняться!
” Еще хуже, что он перенимает и совершенствует эту технику поведения: глаза – в телефоне, в ушах наушники, закрытая дверь в свою комнату, и утомительное молчание в ответ на любые попытки докричаться и достучаться. От кого бы ребенок мог перенять технику тотального игнорирования, как вы думаете?
Что делать, если хочется замолчать…
Безусловно, бывают ситуации, когда общение с ребенком слишком тяжело и неприятно для вас. Вы имеете право на некоторое время отстраниться от общения, взять тайм-аут, успокоиться и обдумать произошедшее в спокойной обстановке. Но нужно правильно донести это до ребенка!
Объясните, что ваше поведение – реакция на его поступок, а не проявление безразличия или неприязни к самому ребенку.
«Ты так грубо говорил с бабушкой, что сейчас я даже не могу это обсуждать».
Покажите, что в основе вашего решения лежат испытываемые вами чувства.
«Меня так оскорбил, расстроил, разозлил, шокировал твой поступок, что я не могу сейчас об это говорить. Мне нужно время, чтобы успокоиться и обдумать случившееся»
Установите границы вашего молчания; подумайте, сколько времени вам потребуется, чтобы успокоиться и действовать конструктивно.
«Я займусь обедом, и после этого мы обсудим случившееся. Пока же мне совсем не хочется говорить с тобой».
Когда молчать нельзя ни в коем случае
” Нельзя игнорировать ребенка, когда он напуган, расстроен, в отчаянии. Наверняка все видели картину: двух-трехлетний малыш с отчаянными криками «мамочка, моя любимая мамулечка» бежит вслед за женщиной, которая удаляется прочь, непреклонная в своих воспитательных принципах. Невольно думается, что такого ужасного совершил этот ребенок, что заслуживает столь жестокого наказания?
Нельзя оставлять ребенка, если ему нужен ваш совет, помощь, поддержка. Вполне возможно, он уже сам осознал, что натворил бед, и теперь ищет выход из ситуации. Задача родителя – быть рядом, успеете еще сообщить ему, как ужасно его поведение! Особенно опасно это в подростковом возрасте, когда точек опоры и так остается катастрофически мало. Родители детей, решившихся на попытку суицида, часто недоумевают – как так, ведь все было хорошо, мы его пальцем не тронули, не оскорбляли, не унижали… Но они сами не заметили, что они с ребенком не говорили…
Общение – основа воспитания, без него нет ни близости, ни взаимопонимания. Если вы отказываете ребенку в общении – вы не воспитываете его, вы просто перестаете быть родителем.