Что будет если не сдержать клятву
Что делать если дал клятву и нарушил её?
В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.
Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)
Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)
Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.
За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.
مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)
Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.
[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Опасность нарушения обещаний и клятв?
ЧЕМ ОПАСНЫ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ НАРУШЕНИЯ ОБЕЩАНИЙ И КЛЯТВ?
(Энергетическое Философско-Религиозно-Агнийогическое исследование)
Мудрец Востока напоминает: «Лучше проглотить кусок раскаленного железа, чем нарушить клятву».
Клятва — это торжественное обещание или уверение, как написано в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Нарушение клятвы — это клятвопреступление.
Мудрец Востока утверждает, что клятвопреступление — это очень тяжелое преступление против своей Совести, которой, по сути, является Высшее Я человека, или Бог в человеке. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли серьезно относятся к своим клятвам депутаты и даже президенты стран?
Сегодня всем известна Клятва Гиппократа, о которой в Википедии сказано, что это «врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. В разговорной речи используется как синоним для законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», произносимой при получении документа о высшем медицинском образовании».
Первоначальный вариант Клятвы, записанный Гиппократом в III веке до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, запрещал врачу содействовать аборту и самоубийству. И надо понимать это так, что Гиппократ глубоко понимал, что аборт является убийством нарождающегося человека, а врач не должен быть убийцей, ибо это тяжкое преступление.
Аналогично врач не должен содействовать самоубийству, ибо это также очень тяжкое преступление, обрекающее человека на многочисленные страдания при переходе в Тонкий Мир после смерти физического тела.
Где-то я встречал, что Гиппократ был перевоплощением Бога врачевания и целительства Асклепия — Ученика древнеегипетского Великого Учителя Гермеса Трисмегиста. А в «Записях Учения Живой Этики» можно найти указание, что Сам Гермес Трисмегист был воплощением Великого Владыки Майтрейи.
И, может быть, полезно понимать, что состояние Сердечного Сознания Гиппократа в конце его жизни соответствовало 11-й Ступени Лестницы Познания, которая называется Сотрудник Начал. На этой Ступени находится часть Мудрецов-Махатм Шамбалы.
Возникают два вопроса: почему человек становится способен совершить столь тяжкое преступление, как клятвопреступление, и как он к этому состоянию сознания приходит?
В ответ на первый вопрос можно сказать следующее: в это время клятвопреступник находится в очень затемненном, эгоистичном состоянии сознания. Вполне возможно, что при этом его Связь с Высшим Я, с его Совестью, оказывается сильно заглушенной его разросшимся эгоизмом, а может быть даже Связь бодрствующего энергетического сознания с Глубинным Высшим Я полностью разорвана.
Поэтому сдерживающие импульсы-побуждения от Высшего Я не доходят до его бодрствующего сознания. В результате такой ужаснейший эгоистичный поступок, как клятвопреступление, в каких-то сложившихся обстоятельствах кажется ему полезным, удобным или выгодным.
При этом полностью оказывается перекрыто понимание того, что результатом этого поступка будут в будущем жуткие страдания, намного превышающие те неприятности, которых он пытается избежать, идя на нарушение клятвы.
Не менее важен и второй вопрос: как этот человек к такому состоянию сознания пришел? — Скорее всего, в его проявляемых качествах имеется то, что можно назвать «безответственность в даче обещаний».
Имея такое качество, человек легко может что-то обещать, даже не задумываясь, а сможет ли он это выполнить. К сожалению, такое явление распространено не только среди обычных людей, но и среди самых высокопоставленных. Например, многие кандидаты в депутаты или даже кандидаты в президенты страны легко обещают то, что не смогут выполнить, и не считают это большим прегрешением.
К сожалению, сегодня из-за отсутствия Правильных энергетических мировоззренческих представлений многие люди не понимают, что каждое их невыполненное обещание постепенно усиливает некоторую темную раджасичную, или демоничную, силу их низшего, животного «я», которое также называется маммоной, зверем, самостью или эгоизмом.
И в результате эта темная раджасичная сила их сознания со временем может разрастись настолько, что сможет подавить связь бодрствующего сознания с Высшим Я, или с Совестью, и толкнет на нарушение уже торжественного обещания, т.е. на клятвопреступление, которое может вызвать даже прекращение эволюции энергетического сознания (Души) человека через перевоплощения и отправку её в Космический мусорник.
ДЕРЗАЙТЕ все научиться тщательно контролировать выполнение всех своих обещаний, чтобы не породить черную раджасичную силу в своем энергетическом сознании, способную толкнуть на клятвопреступление.
Какая опасность подстерегает православного человека, когда он клянется
Почему нельзя клясться
Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.
Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.
Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.
Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.
Клятва
Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.
Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись (Быт.21:23-31). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс.118:106).
Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в (Мф.5:33-37) и (Мф.23:16-22), то же и у апостола Иакова (Иак.5:12). Третья заповедь Ветхого Завета запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, но клятва порабощает человека, поэтому Спаситель запретил Своим ученикам клясться. Истинный смысл этой заповеди – призыв к абсолютной честности в любых словах.
Чем угрожает клятва православному человеку
Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.
Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.
Что делать при нарушении клятвы?
Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.
Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].
Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].
Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].
Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].
Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.
Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].
В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].
Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.
Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].
Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].
Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.
Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?
Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.
Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» (Быт.21:22-24).
В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).
Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).
Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).
Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» (Мф.5:34-36). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).
Это наставление обусловлено рядом причин.
Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» (1Кор.7:23), то есть искуплены).
Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).
В-третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех (Мк.10:19). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.
Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.
Не сдержала клятву, данную Богу. Что мне теперь будет?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Не сдержала клятвы, данные Богу. Хотела пойти в монастырь, попросила Бога помочь туда попасть. Мама против, дала ей слово не идти, но думала сдержать слово потом. Спустя время понравился молодой человек. Попросила Бога, чтобы помог «любить его, каким боком мне это бы не вылезло».
Отказалась от Бога. Ничего не вышло ни тогда, ни через три года, когда он решил вернуться. Держал меня на расстоянии, периодически напоминая о себе. Сейчас не общаемся. Были ещё клятвы. Объясните, что мне теперь будет?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Ирина, впредь не нужно давать Богу какие либо клятвы. Лучше просить у Господа помощи на жизнь по Его заповедям, Он Сам поможет Вам избрать тот путь, который будет для Вас спасительным. В том, что давали Богу клятвы, следует покаяться на исповеди и более не повторять этой ошибки.
Вы пишете, что отказались от Бога. Как это случилось и в чём это выразилось? Если перестали жить христианской жизнью, то это следует непременно исправить. Если нет больше общения с человеком, о котором Вы написали, то не стоит его и искать. А вот обещание уйти в монастырь можно назвать поспешным. Монашеское призвание — удел немногих и Господь призывает к этому лишь тех, кто имеет его. Можно поехать потрудиться в женскую обитель и уже там станет понятно, близок ли Вашей душе такой путь ко спасению. Но и без этого христианка может спастись, требуется лишь всей своей жизнью стремиться к Богу и исполнять Божии заповеди.
Вам не стоит бросаться из крайности в крайность. Найдите для себя серединный путь, живите в Боге, регулярно посещая храм Божий и участвуя в Таинствах Церкви и Господь поможет Вам избрать тот образ жизни, который приведет Вас ко спасению.
Что делать если нарушил клятву?
Не давать никогда клятв. Хотя если дали, постараться исполнить все же следует. А если это невозможно, так и сказать тому кому давали. С извинениями. Но и не принимая никаких претензий.
Конечно потеряете доверие к себе. И сильно. Будет уроком.
Впрочем и тот кому клялись, тоже хорош. Нельзя принимать клятвы и требовать их исполнения. Это значит использовать человека, его непонимание. глупость. По сути тот же обман. Манипуляция.
Человек не может гарантировать исполнения клятв. он обладает всей полнотой власти над обстоятельствами. Они от него не зависят. И потому никакие клятвы силы не имеют.
Они могут лишь налагать моральную ответственность и не более. Если Вы клянетесь этого не осознавая. то это просто незнание и непонимание. Если же знаете и все равно клянетесь. то это уже ложь. Попытка обмануть.
В общем не клянитесь и не принимайте клятв ни от кого. И если клянутся Вам. помните все это и воспринимайте не более чем чрезмерно эмоционально выраженным обещанием.
Ну а обещания вообще то следует стараться по возможности выполнять.Так что и их без крайней необходимости давать не надо. Однако за них Вы отвечаете лишь своим словом. И тут все от того насколько сами его цените и как хотите что бы его ценили другие.
А вообще слова ничего не значат. важны дела. Сам не принимаю всерьез ни клятв. ни обещаний. Это все детское. Игрушечное. Мало ли что человек может сказать. Собака лает ветер носит. Язык без костей. И что думает не очень важно.
И что хочет сделать не главное. Хотя намерение уже заслуживает внимания. Но не в них суть.