Что будет если не впустить газовщика
Обязаны ли вы пустить газовиков, которые настойчиво стучатся к вам домой? И чем грозит отказ?
Защита частной собственности гарантируется государством. Никто не может войти в жилье без согласия собственника, однако существуют и исключения. Если проникновение в ваше жилье в условиях чрезвычайной ситуации, либо при совершении преступления можно объяснить, то возникает вопрос, можно ли не пустить в дом сотрудников коммунальных служб, особенно представителей организации, обслуживающих газовое оборудование. В последнее время резко участились случаи, когда к жителям стали приходить такие сотрудники. Часть из них действительно являются представителями таких фирм, а другие используют ситуацию, чтобы поживиться на жильцах. Как этого не допустить и обязаны ли мы их пускать?
Мнение Верховного суда
Не так давно, в мае 2019 года Верховный суд вынес интересное определение (по делу № 4-КГ 19-6 от 7 мая 2019 года). Жильцы не пускали в свою квартиру представителей управляющей компании для осуществления проверки состояния их квартиры. Управляющая компания обратилась в Красногорский городской суд, где ее иск был удовлетворен. Однако Московский областной суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска управляющей компании. Тем не менее Верховный суд отменил апелляционное определение, указав, что на собственнике лежит обязанность поддерживать свое жилье в надлежащем состоянии. При этом собственники квартир обязаны соблюдать права и законные интересы своих соседей.
Также, согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, сотрудники управляющих компаний могут проводить осмотры с целью выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан. При этом сотрудники УК обязаны согласовать с собственниками время визита заранее и приходить осматривать жилое помещение не чаще одного раза в три месяца. Данное определение Верховного суда получило широкое распространение в Интернете, и некоторые недобросовестные граждане стали это использовать в корыстных целях.
Если к вам стучатся в дверь газовики
Особенно часто стали приходить сотрудники различных фирм, которые осуществляют обслуживание газового оборудования. Дело в том, что таких организаций достаточно много и каждая из них заинтересована в клиентах, чтобы получать прибыль.
Собственник сам решает, с какой организацией ему работать и заключать договор. А договор заключать нужно, с газом шутки плохи. Это привело к тому, что сотрудники ходят по домам и квартирам, стучатся и говорят о необходимости заключить такой договор, поскольку без него они не могут получить доступ к газовому оборудованию.
А при заключении договора его нужно оплатить. Однако ходят по квартирам не только такие сотрудники, а те, кто на самом деле представляется ими, иными словами мошенники. Они предлагают подписать «липовый» договор и просто забирают деньги.
Если их не пускать, они будут говорить об отключении жилого помещения от газоснабжения, поскольку собственник не обеспечивает доступ к газовому оборудованию, которое нуждается в проверке, соответственно представляет угрозу жизни и здоровью окружающих. С одной стороны, открывать нужно, и Верховный суд это подтвердил, с другой стороны, а вдруг мошенники?
Чтобы таких ситуаций не происходило, лучше самостоятельно выбрать фирму и сразу заключить с ними договор, а не ждать, чтобы кто-то пришел. И если к вам пришли газовики, представившись сотрудниками фирмы, с которой вы не заключали договор, то можете смело не открывать, ответив, что вас обслуживает другая фирма и договор у вас есть.
Но не стоит забывать, что если пришли реальные сотрудники обслуживающей организации, то в случае отказа их допустить будут основания для перекрытия газоснабжения, это предусмотрено разделом VIII постановления Правительства от 14 мая 2013 года № 410.
Резюме
Таким образом, если у вас еще нет договора со специализированной организацией, осуществляющей обслуживание газового оборудования, то лучше самостоятельно выбрать такую организацию и заключить договор. Таким образом, пускать в дом можно только сотрудников этой организации, остальным можно смело отказывать.
Если вам понравилась статья, то обязательно поделитесь ей в социальных сетях, это очень важно.
От каких услуг ЖКХ можно отказаться и неплохо сэкономить (подробнее).
Правда ли, что вам могут отключить газ, если не пускать газовиков в квартиру
Сидит человек спокойно в доме, никого он не трогает, боится всеобщего хаоса с пандемией и думает: лишь бы выжить. Но вдруг звонят в дверь, а он никого и не ждет.
Открывает дверь, стоит курьер на пороге и протягивает ему заказное письмо с просьбой расписаться. Внутри конверта письмо от «любимого» всеми «Газпрома», и обвиняют его в том, что он посмел не впустить к себе газовую службу, чтобы те провели газовое обслуживание оборудования.
И тут он начинает вспоминать, приходил ли ему кто-то, вроде никого не было, у соседей такая же ситуация.
В итоге проверку назначают после письма злополучного и после возмущения граждан.
А что же будет, если не пройти техническое обслуживание газового оборудования?
На основании пп. А, п. 40 существующих правил противопожарного режима, которые утверждены постановлением Правительства РФ за №1479, запрещается использовать газовое оборудование (приборы), не прошедшее в установленном законом порядке техобслуживание.
Кроме вышеназванного документа, есть и другое постановление (№410 от 14 мая 2013), которым установлены правила пользования приборами газа. Тут четко указывается, что собственник жилых помещений обязан заключить с газовой службой договор на техобслуживание.
В этом же документе указано, что владелец (собственник) помещений обязан предоставить ежегодно допуск к оборудованию («г» п. 42 и подп. «б» п. 43).
И самое главное, в соответствии с п. 80 этих же правил, газовики вправе приостановить подачу газа к объекту, если собственник препятствовал к доступу и не впускал их, или же эксплуатирует технически неисправное оборудование.
А что если вовсе не заключить с «Газпромом» договор?
В соответствии с действующим КоАП РФ, а именно ч. 2 ст. 9. 23, предусмотрен штраф в размере 2000 руб. за уклонение от заключения договора на техобслуживание оборудования газа. Конечно, с точки зрения безопасности проверка нужна, но почему собственник ежегодно должен отдавать свои кровные за ТО оборудования, почему услуга должна быть платной в стране с наибольшими запасами газа?
Сотрудники УК и рабочие хотят зайти в вашу квартиру. Придется впустить
Минстрой опубликовал разъяснения по поводу доступа посторонних людей в вашу квартиру: когда нужно впускать представителей управляющей компании и рабочих. Есть случаи, когда собственник обязан впустить чужих людей, если это нужно для осмотра и ремонта коммуникаций. Если отказаться, есть риск потерять много денег или стать ответчиком в суде. И тогда все равно заставят.
Кроме письма Минстроя еще есть свежее определение Верховного суда на ту же тему: когда собственников заставили предоставить доступ для осмотра квартиры. Вот главное из этих документов, чтобы отбиться от любопытных глаз и не возмещать ущерб.
Памятка для собственников квартир: осмотр и ремонт оборудования
Представителей УК и ее подрядчиков придется впустить в квартиру для осмотра или ремонта коммуникаций:
Если нет аварий или жалоб | 1 раз в 3 месяца в согласованное время |
Если нужен ремонт | по мере необходимости, но с письменным уведомлением |
Если случилась авария | в любое время |
Если отказать в доступе, могут быть такие последствия:
Расскажите близким, чтобы им не пришлось возмещать ущерб и платить штрафы без вины или по незнанию:
Предупредить родных в вотсапе
Собственник должен предоставить доступ к общедомовому имуществу в своей квартире
Кроме личного имущества в квартире могут находиться общие коммуникации — их называют транзитными. Например, общий стояк, который идет по всем этажам. Если в квартире есть такие коммуникации — они могут быть внутри помещений, в стенах или полу, — придется предоставить доступ для их осмотра и ремонта. Это не прихоть управляющей компании, а требование из постановления правительства и Госстроя.
Но впускать нужно не кого угодно, а бригаду подрядчика, который занимается ремонтом. У нее должны быть подтверждающие документы.
Если собственник уверен, что с коммуникациями все в порядке
Допустим, к вам пришли рабочие и представитель УК и говорят: «Пустите нас в квартиру, потому что у вас течет труба и заливает соседей снизу». Но вы видите, что труба у вас не течет, лужи нет, все сухо. Ремонт труб не нужен, замена вентиля тоже не требуется.
Тогда вы имеете право не пускать в квартиру этих людей. Но имейте в виду, что они не уйдут просто так, а составят акт. Там напишут, что ремонт провести нельзя, потому что собственник не пускает в квартиру. Вам предложат подписать этот документ. Отказ не поможет, это просто зафиксируют при свидетелях.
А дальше будут такие последствия:
Может получиться так, что на самом деле в протечке или поломке виновата управляющая компания или даже застройщик. Но при наличии акта они легко уйдут от ответственности, а возмещать ущерб придется вам.
Доступ в квартиру нужно предоставить, даже если нет аварий и жалоб, — для осмотра
Недавно в Москве закончили рассматривать дело о доступе в квартиру для осмотра. Выводы суда пригодятся всем собственникам.
Управляющая компания из Москвы узнала, что в одной из квартир ее дома провели перепланировку и это могло повлиять на состояние коммуникаций. Попытались осмотреть квартиру, но собственники показали только ванную и маленькую комнату. А кухню и зал они не открыли: это, мол, личная собственность, не обязаны давать к ней доступ, на нас никто не жаловался. Подтверждение, что перепланировка согласована, владельцы квартиры тоже не предоставили.
Управляющая компания не собиралась отвечать за последствия переноса труб — и пошла в суд с требованием предоставить квартиру для осмотра. Первая инстанция встала на сторону УК: собственники обязаны показать всю квартиру, включая комнаты и кухню.
Апелляция была в пользу собственников квартиры: аварий не было, соседи не жалуются, ванную вам показали — отстаньте уже от собственников, нет повода лезть к ним в дом со своими проверками.
А вот аргументы Верховного суда по поводу осмотра квартиры:
Собственников квартиры заставили показать кухню и большую комнату. Если представители УК выяснят, что была перепланировка и она не согласована, могут быть другие суды — придется возвращать все как было, иначе есть риск вообще потерять квартиру. А в случае ущерба возмещать его соседям и управляющей компании будут собственники.
Разве это не нарушение права на частную собственность?
Кроме права на частную собственность и неприкосновенность жилища есть обязанности:
Если кто-то не исполняет свои обязанности или не дает другим их исполнять — придется платить.
Что могут потребовать от собственника, который не пустил в квартиру для осмотра и ремонта?
Если выяснится, что ремонт все-таки был нужен и кто-то пострадал, придется возмещать:
На практике суммы исков могут составлять сотни тысяч рублей.
Если пока ничего не случилось, могут заставить открыть квартиру для осмотра через суд. За неисполнение решения суда тоже придется платить:
Если до суда не дойдет, будет акт об отказе в допуске для осмотра или ремонта. Тогда управляющая компания переложит свою ответственность на собственника. В случае чего с него потребуют денег.
Газ для потребителя
Как вести себя с контролером газового хозяйства
Каждый месяц к нам в дом стучится контролёр газового хозяйства, чтобы снять показания газового счётчика и проверить его работоспособность. Что должен и не должен делать контролер газового хозяйства? Как вести себя абоненту во время проверки? Куда обратиться, если действия контролера вызывают подозрение? Чтобы сделать взаимодействие с поставщиком газа максимально конструктивным, потребитель газа должен знать ответы на эти вопросы.
Как часто контролеры проводят проверку и где фиксируются результаты?
Поставщик газа проводит проверки не реже одного раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента заявки. При проверке контролером составляется акт, в котором отражаются результаты проверки: состояние пломб, данные о счетчике, указываются нарушения (при выявлении). Акт необходимо внимательно изучить, проверить заполнение всех граф и расписаться. Один экземпляр акта должен остаться у Вас на руках. Кроме проверки контролеры выполняют съём показаний счетчика – контролер записывает в журнал показание счетчика и делает фото арифмометра счетчика, при этом проверка пломб и счетчика на работоспособность и возможные вмешательства не выполняются.
Для чего контролер фотографирует прибор учета газа?
К сожалению, количество незаконных вмешательств в счетчики и их изощренность все время растет.Причины этого и в повышении стоимости газа, и сеть интернет, где «умельцы» рассказывают, как обмануть ресурсоснабжающие организации, и появление мошенников, которые предлагают свои «услуги на дому». Часто обнаружить вмешательство в состоянии только специалист, получивший специальное образование.
В процессе проверки контролер выполняет фотосьемку счетчика газа по специальному алгоритму: места его присоединения к газопроводу, состояние пломб. В дальнейшем, эти фотографии внимательно изучаются экспертами, что позволяет выявить любые вмешательства в счетчик и пломбы, как бы тщательно их не скрывали.
С 2016 года оценку фотоматериалов проводит специальная экспертная группа: таким образом, коррупция среди контролеров, на которую жаловались абоненты, становится фактически бессмысленной.
Что делать, если счетчик или пломбы повреждены?
Добросовестным абонентам не стоит ожидать неприятностей при проверке, надо помнить основное: если Вы выявили (независимо от причин) повреждение пломб, клейма госповерителя, повреждение счетчика – незамедлительно письменно сообщите об этом в ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп», копию заявления с регистрационным номером сохраните у себя. В этом случае объем потребленного газа будет рассчитываться в соответствии с нормативами только со дня подачи заявления до дня восстановления пломб. Если же повреждение пломб выявится при проверке контролером, то объем потребленного газа будет определяться в соответствии с нормативами потребления газа со дня предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев. Регулярно осматривайте свой счетчик, следите за его работоспособностью и сохранностью пломб, не забывайте о необходимости поверки счетчика (дата поверки указана в паспорте счетчика). Можно периодически фотографировать счетчик и пломбы.
Как передавать показания счетчика?
В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, абонент обязан сообщать сведения о показаниях прибора учета газа. Договором поставки газа установлена дата, до которой необходимо предоставить показания счетчика – 25-е число каждого месяца.
Обращаем Ваше внимание, что передавать необходимо всегда фактические показания счетчика и ни в коем случае не завышать и не занижать его показания! При желании выровнять платежи (равные платежи за газ зимой и летом) – вносите авансовые платежи летом. На вашем лицевом счете будет накапливаться аванс, который, в дальнейшем, при повышении потребления газа зимой будет уменьшаться.
Искажая показания счетчика, Вы заставляете контролера сомневаться в достоверности учета газа и сохранности пломб, а в случае поломки счетчика придется еще и доказывать, что не было вмешательства в счетчик.
Что делать, когда к вам пришел контролер?
Сейчас все контролеры закреплены за участками: это значит, что к Вам должен приходить один и тот же контролер (исключение составляют контролеры, выполняющие проверки и опломбировки счетчиков). Если вы видите контролера впервые, попросите его удостоверение, позвоните по телефону контактного центра 57-10-75, убедитесь, что этот человек является сотрудником газовой службы.
Во избежание недоразумений, попросите контролера при выполнении проверки подробно описать, что он собирается сделать, внимательно следите за его действиями, не оставляйте его одного. Требуйте все действия и результаты проверки отразить в акте. Акт составляется в двух экземплярах, внимательно их изучите, они должны совпадать, если какие-то записи не понятны, попросите контролера их вам разъяснить. Попросите контролера объяснить, какие будут последующие действия. Будьте взаимно вежливы (у контролера нелегкая работа).
Что будет, если не пускать в дом контролера газового хозяйства?
Недопуск контролера для проведения проверки – не решение проблемы. В этом случае поставщик газа направит вам письмо для согласования даты и времени проведения проверки. Если и в этом случае контролер не будет допущен, то вам направят уведомление о прекращении подачи газа, а спустя 20 дней после его направления поставщик имеет право остановить подачу газа.
Куда обращаться, если контролер нарушает ваши права?
ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» заинтересовано в повышении качества обслуживания абонентов. Только за последний год произошли существенные изменения в работе абонентской службы, поменялся кадровый состав контролеров газового хозяйства, реализован ряд антикоррупционных мероприятий.Если у вас есть основания заподозрить контролера в недобросовестности, обратитесь в нашу службу корпоративной защиты: мы проведем служебное расследование по каждому факту. В случае необходимости проверки правильности начислений напишите заявление о сверке, передайте его в территориальный участок по месту обслуживания (адрес указывается в каждом платежном документе).
К сожалению, масштабы незаконного потребления газа в Республике Адыгея, вмешательства в приборы учета поражают. Для таких потребителей контролер газового хозяйства становится нежеланным гостем. Нежеланным, но неизбежным. Ответственность наступит обязательно, к каким бы хитростям не прибегали недобросовестные абоненты.Принцип взаимодействия абонента с ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» предельно прост: если вы добросовестно выполняете обязанности потребителя газа, ваши права надежно защищены, и появление контролера не принесет отрицательных эмоций.
Дежурный диспетчер
Тел.:(8772) 59-35-34
Абонентская служба
Тел.:(8772) 59-36-26
Телефон доверия
Тел.:
Осторожно, вентиль закрывается
Это предусматривает опубликованный минстроем проект поправок к постановлению правительства от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Возможно, именно поэтому так активизировались представители организаций, которые предлагают заключать с ними договоры на обслуживание газовых плит и колонок. Нужно ли жителям срочно заключать такие договоры? Этот вопрос «Российская газета» адресовала исполнительному директору НП «ЖКХ Контроль» Светлане Разворотневой.
Светлана Викторовна, давайте сначала напомним, какие сегодня действуют правила.
Светлана Разворотнева: По постановлению № 410 все владельцы газового оборудования должны заключать индивидуальные договоры на его обслуживание. Человек может выбрать любую организацию, которая занимается обслуживанием и ремонтом газового оборудования.
Газовщики ведут себя довольно агрессивно: настойчиво звонят в дверь, требуют предоставить им немедленный доступ к плите или газовой колонке. Предлагают тут же заключить с ними договор и сразу же его оплатить.
Светлана Разворотнева: Они предлагают заключить договор на месте именно потому, что доступ к газовому оборудованию газовщики могут получить только при наличии заключенного договора обслуживания.
Еще грозят, если не получат допуск к плите, то составят административный протокол…
Светлана Разворотнева: Они могут чем угодно грозить, только пока не существует ответственности граждан за недопуск в квартиры для проверки газового оборудования.
Если я все-таки приняла решение заключить договор на обслуживание, как мне понять, что ко мне в квартиру позвонили настоящие газовщики, а не мошенники?
Светлана Разворотнева: Если ваша управляющая организация заблаговременно не повесила объявление об обходе и у вас есть сомнения, что пришли настоящие газовщики, то лучше никого в квартиру не пускать и ничего не подписывать на месте.
А если визитеры попутно предлагают что-нибудь у них купить или установить?
Светлана Разворотнева: Тогда это однозначно мошенники. Договоры у нас сейчас заключаются только на обслуживание газового оборудования. Никаких установок газовых анализаторов, каких-то иных приборов за счет граждан не предполагается. Тем более за наличный расчет. Установка оборудования и его замена производятся только специализированными организациями. Теми, которые снабжают вас газом.
Допускается оплата договора наличными на месте, в квартире?
Светлана Разворотнева: Допускается. Но я бы не рекомендовала так поступать. Где гарантия, что сотрудник, который к вам пришел, донесет подписанный с вами договор до своего начальства, а не положит деньги себе в карман. Где вы его потом будете искать и что требовать с фирмы?
Все официальные бумаги должны подписываться в официальной обстановке, с оплатой через банк. Есть два железных правила, чтобы не угодить в сети мошенников: ничего на месте не оплачивать и не подписывать никаких бумаг.
А как выбрать самую ответственную обслуживающую организацию?
Светлана Разворотнева: Здесь сложно дать какой-то совет. Монополисты зачастую не справляются с объемом обслуживания, который они набрали, а у небольших компаний отсутствуют аварийные бригады. Хотя, конечно, не у всех. Надо читать отзывы, спрашивать друзей, знакомых, соседей.
По большому счету, даже договор на обслуживание не гарантирует безопасность, так как у миллионов россиян стоят старые плиты, которые не обладают функциями автоматического отключения. Так?
Светлана Разворотнева: К сожалению, именно так. Поэтому сейчас на правительственном уровне и обсуждаются такие меры, как требование продавать новое оборудование только с газовыми анализаторами и автоматическим отключением, ограничения по обороту баллонов со сжиженным углеродным газом физлицами и другие более технические предложения.
Алексей Гавришев, партнер юридической компании BMS:
Проникать в квартиры против воли проживающих там никто не может. Неприкосновенность жилища всем нам гарантирует Конституция. Исключение составляют только следственные действия, но при них необходимым условием является участие представителей суда. Когда речь идет о предоставлении каких-либо коммунальных услуг, то в договоре с обслуживающей организацией, как правило, указано обязательство заказчика услуги обеспечить свободный доступ персонала к эксплуатируемому оборудованию в определенное время. Раз в год или два раза в год, или чаще. В случае же аварийных работ доступ должен осуществляться в любое время. Это также прописывается в договоре. Поэтому так важно заключение индивидуальных договоров на обслуживание того или иного оборудования. Без них проникнуть в жилище гражданина невозможно.