Что будет если не заплатить госпошлину за суд
Долг погашен после подачи иска, но до его принятия судом: на кого ложатся расходы по госпошлине?
Golden Sikorka / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о том, на кого падают расходы по госпошлине в тех случаях, когда задолженность погашена ответчиком в добровольном порядке после подачи кредитором иска, но до его принятия судом к производству.
В дошедшем до ВС РФ споре ответчик уплатил часть долга после поступления искового заявления в суд, однако до того, как судом было возбуждено производство по делу. Оставшуюся часть задолженности ответчик погасил уже в период рассмотрения дела. Поскольку к моменту вынесения решения долг был полностью уплачен и какого-либо уточнения исковых требований от истца не поступало, суд отказал в удовлетворении иска, а сумму госпошлины (истцу при подаче иска было предоставлена отсрочка в ее уплате) взыскал с обеих сторон пропорционально сумме задолженности, погашенной соответственно до и после возбуждения дела.
Суд первой инстанции, а также поддержавшие его апелляционный и окружной суды исходили из того, что судебные издержки подлежат возмещению ответчиком в полном объеме лишь в том случае, если добровольное удовлетворение требований осуществлено после обращения истца в суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Эта точка зрения была признана ВС РФ ошибочной. Он разъяснил, что добровольное удовлетворение ответчиком требований после обращения истца в суд (подачи искового заявления) является достаточным основанием для возложения на ответчика всех судебных расходов истца, в том числе и по уплате госпошлины. Обращение истца за судебной защитой своих прав, нарушенных ответчиком, является следствием неправомерных действий (бездействия) последнего, что влечет возникновение на стороне истца издержек уже на момент обращения в суд, а временной промежуток между подачей иска и его принятием судом, как правило, находится вне сферы контроля заинтересованного лица (учитывая почтовый пробег корреспонденции, ее регистрацию в суде, установленный законом срок для принятия иска к производству).
Верховный Суд РФ также отметил, что закон ставит разрешение вопроса о распределении судебных расходов в зависимость именно от добровольного удовлетворения требований ответчиком, не обязывая истца совершать иные процессуальные действия.
В связи с этим ВС РФ отменил ранее принятые судебные акты в части взыскания соответствующей суммы госпошлины с истца и взыскал ее с ответчика (Определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2021 г. № 310-ЭС21-5030).
Верховный суд рассказал, когда госпошлину заплатит ответчик
В 2014 году Валерий Петров* взял 1,1 млн руб. в Россельхозбанке под 19% годовых до 2024 года и под залог. Но по кредиту должник платить перестал, поэтому банк обратился в суд. Компания просила взыскать с Петрова 1,3 млн руб. долга, обратить взыскание на заложенное имущество, возместить расходы на уплату государственной пошлины. 15 988 руб. заплатить за требования имущественного характера и 6000 руб. – неимущественного.
Исковое заявление поступило в Кореновский районный суд Краснодарского края 10 января 2019 года, а к производству его приняли 14 января 2019-го. 14 и 15 января того же года Петров добровольно погасил задолженность. Поэтому банк просил взыскать с должника только расходы на госпошлину, о чем уведомил суд в электронном виде.
Первая инстанция отказала в требованиях Россельхозбанка (дело № 2-272/2019). Краснодарский краевой суд пришел к такому же выводу (дело №33-20866/2019). Суды посчитали, что взыскать расходы по пошлине с Петрова невозможно, так как тот уже погасил долг перед банком. Но Верховный суд не согласился с такой позицией и отменил нижестоящие акты (дело №18-КГ19-170).
К чему пришел ВС
Если истец отказался от иска по причине добровольного удовлетворения его требований, то ответчик должен возместить тому все судебные издержки. Отказ от иска – это право, а не обязанность. Суд сослался на следующие положения: ч. 1 ст. 101 Гражданского процессуального кодекса, п. 26 ППВС от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».
Эксперты о деле
Впечатляет настойчивость истца в рамках этого дела, который дошел с обсуждением такого вопроса до Верховного суда.
Дмитрий Некрестьянов, партнер АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании ×
Основная проблема судов общей юрисдикции, или Как суд рассмотрел имущественный спор в отсутствие квитанции об оплате госпошлины
Любой практикующий юрист в судах общей юрисдикции сталкивался с проблемами отечественного судопроизводства. К ним относятся долгие ожидания (даже в тех случаях, когда кроме вас в коридоре никого нет), низкая компетентность сотрудников аппарата суда, а иногда и самих судей, хамство как судей, так и аппарата суда, формальный подход к рассмотрению дел, отсутствие электронного правосудия, ужасные здания и некомфортные залы судебных заседаний и многие другие проблемы.
Но есть еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваются юристы по уголовным делам и реже юристы гражданского профиля. Это терпимость к любым нарушениям. Приведу простой пример из недавней моей практики по одному гражданскому делу.
Прошу обратить внимание на цитату из решения суда по имущественному спору:
«Требование истца о взыскании с ответчика судебных издержек на оплату государственной пошлины в размере № рублей не подлежит удовлетворению, поскольку суду не представлено доказательств, подтверждающих, что указанная государственная пошлина была фактически оплачена истцом. При этом, суд обращает внимание, что в исковом заявлении представитель истца указывал, что оригинал госпошлины будет представлен суду в ходе судебного заседания (л.д. №), однако, по делу состоялось несколько судебных заседаний, но оригинал квитанции об оплате государственной пошлины не был представлен суду представителями истца».
Напомню, что в соответствии с п. 1 ст. 132 ГПК РФ истец либо его представитель должны приложить к исковому заявлению документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Другими словами, судья принимает исковое заявление по имущественному спору в отсутствие госпошлины и каких-либо ходатайств об отсрочке, спокойно его рассматривает, выносит решение и в мотивировочной части еще как бы обижаясь на истца, что он потом не донес квитанцию об оплате госпошлины, отказывает в иске в этой части.
В апелляции председательствующая судья на мои доводы по этому поводу резко ответила: «А в чем заключаются нарушения прав вашего доверителя? Ну вынесет судья определение о взыскании госпошлины с истца…Вы считаете, что на этом основании необходимо решение отменить?».
Получается, что есть процессуальные нарушения, которые затрагивают права сторон, а есть устранимые, не затрагивающие права доверителей. Как в этом случае понять, заинтересован ли судья в исходе или нет. И как тогда реагировать? По многим делам вышестоящие суды не только не замечают очевидных судебных ошибок, но еще и оправдывают своих коллег. Смысл от такого правосудия?
Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами
Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.
Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.
Государственная пошлина взимается:
Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд
Нововведения при уплате госпошлины
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.
Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.
Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.
2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.
Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с
неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.
Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:
В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.
Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.
Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.
3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.
В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.
Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.
5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.
При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.
Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.
В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.
Автор — генеральный директор консалтинговой компании «РосБизнесЛегис»(www.rbl-samara.ru ), к.ю.н., налоговый консультант
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
В какие сроки платить госпошлину
Госпошлину в бюджет перечисляйте в следующие сроки:
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в большинстве случаев госпошлину платят до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Однако при рассмотрении дел в суде может возникнуть ситуация, когда госпошлину нужно заплатить после того, как судебное решение вынесено. Например, если:
Если при рассмотрении дела истец увеличит сумму иска (и проиграет его), то недостающую сумму госпошлины ему нужно доплатить. Сделать это нужно в течение 10 дней с того момента, как решение суда вступило в законную силу. Это следует из подпункта 10 пункта 1 статьи 333.20, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.
Сроки вступления в силу решений арбитражных судов указаны в статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ. По общему правилу этот срок равен месяцу с момента принятия решения. Решения судов общей юрисдикции (мировых судей) вступают в силу в сроки, указанные в статье 209 Гражданского процессуального кодекса РФ.
О тветственность за неуплату госпошлины
Ответственность за неуплату госпошлины предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ.
Если не заплатить госпошлину в установленные сроки , то налоговая служба, как администратор поступлений в бюджет, имеет право взыскать неуплаченную сумму сбора (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ). Для этого суд направит в налоговую инспекцию по местожительст ву человека исполнительный лист на взыскание госпошлины (ст. 428 ГПК РФ, п. 3 ст. 319 АПК РФ).
Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ. А госпошлина по своему определению – это сбор (п. 2 ст. 8 и ст. 333.16 НК РФ). Следовательно, если человек не уплатил этот сбор либо не полностью уплатил его, налоговая инспекция может его оштрафовать.
Уменьшение размера госпошлины и отсрочка
При уплате госпошлины можно:
Ситуация: может ли суд полностью освободить истца от уплаты госпошлины?
Да, может, если уменьшение размера госпошлины или отсрочка (рассрочка) не дадут истцу возможности обратиться в суд из-за бедственного материального положения. Такой вывод содержится в определении Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О.
Решения Конституционного суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждений или ведомственных указаний (ст. 79 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Одним из видов решения Конституционного суда является определение (ст. 71 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Поэтому суды обязаны исполнять определение Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О без каких-либо дополнительных разъяснений.
Решение об уменьшении размера госпошлины может принять суд исходя из имущественного (материального) положения плательщика (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 НК РФ).
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимает ведомство, совершающее юридическое действие, за которое уплачивается госпошлина (подп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ, письмо Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-05-04-03/29).
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) установлен статьями 64 и 333.41 Налогового кодекса РФ. Кроме того, он разъяснен в постановлениях Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 и от 20 марта 1997 г. № 6. Несмотря на то что более раннее постановление принято до вступления в силу главы 25.3 Налогового кодекса РФ, оно не противоречит действующему законодательству в отношении предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате госпошлины.
Продолжительность отсрочки
Продолжительность отсрочки (рассрочки) платежа не может превышать одного года (п. 1 ст. 64 НК РФ). В течение отсрочки (рассрочки) проценты на сумму госпошлины не начисляются (п. 2 ст. 333.41 НК РФ).
Ходатайство об отсрочке
Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины, подайте в соответствующее ведомство, например в суд:
Просьбу об отсрочке (рассрочке) можно отразить как в исковом, так и в отдельном заявлении (ходатайстве) (п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 126 АПК РФ, п. 2 ст. 131 ГПК РФ).
Ситуация: какими документами можно подтвердить имущественное положение, чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины?
Законодательно перечень документов не определен. На практике в качестве документов, подтверждающих неблагополучное (тяжелое) имущественное положение заявителя, суды принимают:
Решение о предоставлении отсрочки
Если судья принял решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины, то в течение пяти дней со дня поступления иска он выносит определение о принятии дела к производству (ст. 127 АПК РФ, ст. 133 ГПК РФ). Копию определения арбитражный суд направляет истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 5 ст. 127 АПК РФ). Суды общей юрисдикции направляют извещение о принятии искового заявления и дате судебного разбирательства (ст. 113 ГПК РФ).
Решение об отказе в отсрочке
Если арбитражный суд принял решение отказать в изменении срока уплаты госпошлины, судья выносит определение о возврате искового заявления (п. 1 ст. 129 АПК РФ). Определение должны направить истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 3 ст. 129 АПК РФ). Решение, принятое судом, можно обжаловать (п. 4 ст. 129, ст. 188 АПК РФ).
Суд общей юрисдикции, отказывая в отсрочке или рассрочке по уплате госпошлины, выносит определение об оставлении искового заявления без движения. Об этом истец извещается письменно (п. 1 ст. 136 ГПК РФ). В определении судья устанавливает срок уплаты госпошлины по иску. Если человек не заплатит госпошлину в этот срок, исковое заявление считается не поданным и возвращается истцу обратно. Определение об оставлении заявления без движения можно обжаловать.
Такой порядок предусмотрен статьей 136 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ситуация: прерывается ли срок, на который предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, если суд приостановил производство по делу?
Нет, не прерывается.
Предоставление отсрочки по уплате госпошлины гарантирует доступность судебной защиты для граждан, которые находятся в сложном имущественном положении. Однако, после того как суд приступил к рассмотрению искового заявления, гарантия доступа к правосудию признается реализованной. Дальнейший ход судебного разбирательства (в т. ч. и приостановление производства по делу) не связан с уплатой госпошлины. Поэтому оснований для пересмотра продолжительности отсрочки не возникает. Аналогичная точка зрения отражена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 117.
Ситуация: как заплатить госпошлину, если срок ее уплаты еще не наступил, а решение по иску уже принято? Человек обратился с иском в арбитражный суд (истец) и получил отсрочку по уплате госпошлины.
В рассматриваемой ситуации порядок уплаты госпошлины зависит от того, удовлетворил суд иск или нет.
Если решение принято в пользу истца, то госпошлину обязан заплатить ответчик. Сделать это он должен в 10-дневный срок с момента, когда решение суда вступит в силу.
Если же суд не удовлетворил иск, госпошлину должен заплатить истец после того, как закончится срок предоставленной ему отсрочки.
В тех случаях, когда иск удовлетворен частично, истец платит госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований. Остальную сумму госпошлины должен внести ответчик. Сделать это они должны в сроки, установленные для каждого из них. Такой вывод следует из взаимосвязанного толкования положений статей 333.17 и 333.18 Налогового кодекса РФ, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6.
Куда перечислить госпошлину
Госпошлину нужно перечислить в бюджет по местонахождению органа (лица), который совершает те или иные действия (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Например, если человек приобрел недвижимость, госпошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество нужно заплатить по месту регистрации приобретенного объекта (п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).
Реквизиты, по которым нужно перечислить госпошлину в бюджет, размещаются на стендах в территориальных подразделениях Росреестра, в налоговых инспекциях, управлениях миграционной службы, подразделениях ГИБДД и т. д. (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 26 мая 2005 г. № 12-07/38288).
Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: можно ли заплатить госпошлину через представителя (например, адвоката или адвокатскую контору)?
Да, можно, но если в платежных документах будут указаны фамилия, имя, отчество и подпись только того человека, которого представляет адвокат.
Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46.
Вместе с тем, глава 4 Налогового кодекса РФ разрешает налогоплательщику (плательщику сборов) участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя (п. 1, 4 ст. 26 НК РФ). Из этого можно сделать вывод, что перечислить госпошлину в бюджет может и представитель плательщика. При этом доказательством того, что госпошлину заплатил налогоплательщик, будут приложенные к платежным документам бумаги, подтверждающие статус представителя (например, доверенность).
В определении от 22 января 2004 г. № 41-О Конституционный суд РФ указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает, что представитель действует от имени и за счет собственных средств представляемого лица. Поэтому платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим. Перечислять суммы налога (сбора) нужно за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора). При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что налог (сбор) уплачен именно этим налогоплательщиком (плательщиком) и именно за счет его собственных денежных средств.
Таким образом, перечислить госпошлину в бюджет может представитель человека (например, адвокат). Однако в платежных документах должны стоять фамилия, имя, отчество и подпись того человека, которого он представляет (доверителя). Причем вписать в квитанцию плательщиком одновременно и адвоката, и доверителя нельзя. Поскольку из платежных документов должно четко следовать, что госпошлина уплачена именно этим человеком и именно за счет его собственных денежных средств.
Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 03-02-08/39610, от 20 июля 2010 г. № 03-05-04-03/79.
Совет: есть факты, указывающие на то, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета).
На практике госпошлину платят чаще всего через отделения Сбербанка России, операционистам которого не важно, кто вносит деньги: человек, указанный в квитанции, или кто-то другой.
В то же время Президиум ВАС РФ в информационном письме от 29 мая 2007 г. № 118 сделал вывод, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета). Главное, чтобы в платежных документах было указано, что он в данном случае действует от имени представляемого им человека (например, в них могут быть указаны реквизиты доверенности). Аналогичная точка зрения отражена в письме ФСФР России от 10 апреля 2008 г. № 08-ВМ-03/6834. Такой же позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5175/08-С4).
Способы уплаты госпошлины
Перечислить госпошлину можно:
Это следует из положений статьи 11, пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-02-08/81.
Ситуация: в каких случаях можно перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте?
Исходя из буквального толкования положений абзаца 2 пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте можно только в том случае, когда в населенном пункте нет отделения банка. Однако, по мнению Минфина России, почтовые отделения могут принимать от граждан деньги в счет уплаты налогов и сборов независимо от того, есть ли вблизи отделение банка или нет (письмо от 26 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-510). Такую точку зрения финансовое ведомство аргументирует тем, что законодательство должно обеспечивать максимально удобные условия для исполнения обязанностей по уплате налогов или сборов.
Платежные документы
При перечислении госпошлины через банк (Сбербанк России и некоторые другие банки) заполните платежный документ по любой из форм:
Формы и порядок их заполнения приведены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.
В подтверждение оплаты госпошлины операционист банка выдаст квитанцию (нижнюю часть форм № ПД (налог) или № ПД-4сб (налог) ) или копию заявления на перевод денег (выданную по просьбе плательщика) с отметкой банка об уплате. При наличии технической возможности в подтверждение оплаты госпошлины операционист банка может выдать чек-ордер. В этом случае отметка банка на платежных документах не проставляется. После приема платежа чек-ордер вместе с платежным документом возвращается плательщику. Такие правила установлены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.
Перечислять госпошлину через почтовое отделение нужно с использованием тех же форм платежных документов, что и через банк (письмо Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173).
Если человек перечисляет госпошлину через кассу местной администрации, то подтверждением уплаты будет квитанция, форма которой утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777. Ее обязаны выдать плательщику в кассе местной администрации. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.
Факт уплаты госпошлины помимо оригиналов указанных платежных документов подтверждает и информация об уплате госпошлины, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. При ее наличии дополнительного подтверждения уплаты госпошлины не требуется. Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.
А что делать человеку, если он допустил ошибку в платежных документах, но при этом госпошлина к нужному получателю все-таки ушла (например, была ошибка в фамилии плательщика)? В этом случае подайте в администрирующий орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить платеж. К заявлению приложите платежный документ. И в течение пяти рабочих дней вас уведомят о принятом решении.
Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 2 сентября 2014 г. № 03-05-06-03/43937.
Факт уплаты госпошлины подтверждает:
Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ и положений письма от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8−10/1199 и Сбербанка России № 04−5198, а также писем Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173 и от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.
Таким образом, в суд необходимо представить оригинал платежного документа. Косвенно это подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46. Вместе с тем, если суду доступна информация об уплате госпошлины, которая содержится в ГИС ГМП, оригинал платежного документа можно не представлять (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).
При оплате госпошлины человек дает банку поручение перечислить деньги в бюджет. Банк обязан выполнить такое поручение бесплатно. Плата за обслуживание операций по перечислению налогов и сборов в бюджет не взимается.
Такой порядок установлен в пунктах 4 и 7 статьи 58 и пункте 2 статьи 60 Налогового кодекса РФ и разъяснен письмами Минфина России от 20 июля 2007 г. № 03-02-07/1-339 и от 16 января 2007 г. № 03-05-07-02/01, ФНС России от 20 января 2006 г. № 04-3-05/13.
В большинстве случаев госпошлину нужно платить до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Это значит, что человек, не заплативший госпошлину (заплативший ее в меньшем размере), не получит того, за чем обращается. Интересы бюджета при этом не нарушаются.
Полномочия налоговых инспекций по контролю за уплатой госпошлины сводятся к проверкам тех, кто совершает те или иные действия, требующие ее перечисления в бюджет. То есть структур, которые получают госпошлину (территориальные отделения Росреестра, ЗАГСы, лицензирующие органы и т. п.) (ст. 333.42 НК РФ).
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 марта 2005 г. № 03-02-07/2-24.