Что будет если в электричке без билета
Электрички, правила проезда, штрафы, льготы по проезду
Эксперт расскажет об основных правилах проезда, штрафах, льготах в электричках/
Общие правила проезда
Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки либо абонементный билет установленной формы.
При проезде в поезде пригодного сообщения пассажир имеет право:
а) провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет, а также детей в возрасте от 5 до 7 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
б) провозить с собой ручную кладь в порядке и на условиях, предусмотренных настоящими Правилами;
в) получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движении поездов более чем на час.
Физическое лицо, имеющее право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда в поезде пригородного сообщения, пользуется этим правом во всех поездах пригородного сообщения, если иное не предусмотрено законодательством.
Оформление льготного билета производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих указанное право.
Проездной документ (билет), сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов.
Пассажир, не предъявивший проездной документ (билет) при выходе через пункт контроля проездных документов (билетов), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда и штраф, а при обнаружении в поездке и отказе пассажир может быть удален из поезда сотрудниками полиции, работниками перевозчика.
Что делать, если в месте посадки нет возможности приобрести билет?
Безбилетное физическое лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные билетные кассы и (или) платежные терминалы, обязано оплатить стоимость проезда от пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе до железнодорожной станции назначения, в вагоне или после окончания поездки в пункте назначения, в том числе железнодорожной станции назначения. При этом сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) не взимается.
Особенности оплаты безбилетного проезда и штрафа.
Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде пригородного сообщения обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.
Отсюда следует, что именно от того, какой пункт входа назовет пассажир, оттуда и будет расчет стоимости билета.
В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля, а также сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета).
То есть безбилетник не платит штраф, а платит стоимость проезда и сбор.
И лишь при отказе безбилетного физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), уполномоченным перевозчиком лицом на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр остается у уполномоченного перевозчиком лица, второй выдается безбилетному физическому лицу.
В акте указывается:
дата и время составления акта;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного представителя перевозчика;
остановочный пункт или железнодорожная станция или номер поезда и вагона, на/в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;
фамилия, имя и отчество (при наличии) безбилетного физического лица с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;
подпись безбилетного физического лица.
При отказе безбилетного физического лица от подписи акта уполномоченным перевозчиком лицом в акте делается соответствующая запись.
После составления акта с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном ст.110.1 Устава ЖД транспорта РФ, и безбилетное физическое лицо удаляется из поезда работником перевозчика.
За отказ безбилетного физического лица от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке, то есть порядок взыскания не по КоАП РФ, а этот штраф взыскивается в гражданско-правовом порядке, как мера ответственности.
По КоАП РФ пассажир может быть привлечен к ответственности в силу ст.11.19 КоАП РФ за нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа или по ст.11.17 КоАП РФ за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте», например, применительно к железнодорожному транспорту объективная сторона этой статьи может быть выражена:
-в посадке или высадке граждан на ходу поезда либо в проезде на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно в самовольной без надобности остановке поезда либо в самовольном проезде в грузовом поезде;
-выбрасывании мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы.
Льготы при проезде в электричках пенсионерам, инвалидам
Бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте в силу ст.6.2. ФЗ «О государственной социальной помощи» имеют инвалиды; дети-инвалиды;
Согласно закона Московской области от 23.07.2018 жители Московской области в электричках (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности) по социальной карте жителя Московской области, также лица, получающие пенсию в соответствии с законодательством РФ и лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как себя вести, если тебя поймали без билета в электричке?
О, вопрос будто бы для меня создан. Вообще, небольшую инструкцию я уже писал в этом вопросе, но тут распишу подробнее.
Что такое безбилетный проезд? Что-то, но не правонарушение. Раньше была статья в КоАП, но её убрали, переведя это дело в гражданские правоотношения между пассажиром и перевозчиком. Государство, которое представляет в электричках транспортная полиция, здесь роли не играет никакой (практически).
Когда вы едете без билета и натыкаетес на контров, они сначала вежливо попросят ваш билетик, а потом, узнав, что его нет, взбесятся и начнут требовать оплаты. Перевозчик — частная компания, вы можете оплатить её услуги по перевозке, а можете и не платить. ¯\_(ツ)_/¯
Отказываясь оплачивать проезд, вы рискуете получить штраф от перевозчика. Но! Это же частная компания. Вы можете не давать им свои документы. Запугивают полицией? Угрожают, что вызовут её? Пусть вызывают. Полицейские с вероятностью в 99% не приедут. Даже если при вас их вызывают — не факт, что они приедут. Прецеденты были, в том числе и у меня: в экспрессе контролёрша вызывала наряд на ближайшую станцию, но он не приехал, я спокойно вышел и поехал запрещённым способом. Плюс в том же ответе я оставлял ссылки на истории об этом. ПОЛИЦИЯ НЕ ПРИЕДЕТ. У них есть дела поважнее, чем ваши среднестатистические 88 рублей, которые вы не отдали за проезд. Иногда контры предлагают проехать в ЛОВД, но вы всегда вправе отказаться. Контры не имеют права удерживать кого-либо, кроме самих себя.
Если на вас всё же составили акт о безбилетном проезде, то есть определённые рекомендации, которые, как заявляют авторы этих рекомендаций, помогут избежать неблагоприятных последствий.
// В том вопросе я писал, что схема работает преимущественно на Мосузле. На ГЖД и ОКТЖД — разные контролёры, разный менталитет, разное отношение к безбилетникам и собственно безбилетников там не так много, как на Мосузле.
// Я мог бы ещё оч многое написать, но тут и так полно воды.)00
Что будет если в электричке без билета
6 совет. Оплата проезда банковской картой. На вокзалах и станциях, при покупке билета в кассе – можно платить за него напрямую с банковской карты. И если к вам в электричке подошли кассиры-контролёры, то вы с уверенным видом можете им сказать (показывая банковскую карту), что готовы оплатить проезд с неё, будто других денег при себе не имеете. А их аппаратура далеко не всегда может принимать банковские карты. Лучше это использовать вместе со 2 советом. Типа едете от станции без кассы, а у них не отказываетесь покупать билет, а просто не можете, в силу невозможности оплатить билет с банковской картой. Говоря иначе:
— Если уверены в себе, и хотите просто как можно грамотней «отшить» кассиров-контролёров, указав им их место – тогда не говорите про банковскую карту, а просто настаивайте на том, что едете от станции с закрытой кассой, и будете платить при выходе, потому что так хотите;
— А если в данной ситуации конфликт не очень нужен – тогда показываем банковскую карту, и ссылаемся на право оплатить проезд при выходе, не потому что так хочется, а в силу отсутствия другой возможности.
Разумеется, в редких случаях у кассиров-контролёров есть более новая аппаратура (вроде как), и иногда они могут принять оплату билета и с банковской карты. Т.е. озвученное желание оплатить проезд именно картой – не гарантирует, что они не смогут его принять.
7 совет. Гора мелочи. Если нести в пакете много мелочи (монеты не более 50 копеек), пересчёт которой займёт много минут – есть большой шанс, что кассиры-контролёры не захотят этого делать, и пройдут дальше. Но, некоторые пытаются принципиально это делать. Значит, способ не даёт 100% гарантии «отшива» кассиров-контролёров без покупки билета у них. Но, с другой стороны, избавиться так от горы мелочи тоже не плохо, ибо всегда есть проблема, где бы её разменять. Да и пока они всю её посчитают, пройдёт много минут, электричка проедет много станций. Многие пассажиры проедут спокойно часть маршрута, без противного взаимодействия с кассирами-контролёрами (помощь другим пассажирам так выйдет пассивная).
9 совет. Избегайте своих задержек в тамбурах. Там разводилы ведут себя наглее, в силу отсутствия свидетелей. Если при посадке в электричку видите упырей в конкретном тамбуре – просто садитесь в другой вагон, и сразу проходите в вагон. А если в силу обстоятельств вы оказались в тамбуре после столкновения с кассирами-контролерами в вагоне – не задерживайтесь, и сразу старайтесь пройти в следующий вагон. Говоря проще – в вагоне безопаснее, чем в тамбуре. Плюс пример другим пассажирам всегда надо показывать правильный.
10 совет. Необходимо подучить как можно точнее названия и номера некоторых статей, законов и пунктов правил проезда, чтобы наполнять ими свои аргументы против кассиров-контролёров и чопа.
— Приказ Министерства транспорта РФ №473 (пункт 59). Как раз тот самый пункт, на который надо ссылаться, обосновывая своё право оплачивать проезд при выходе, типа едете от станции, где не работала касса;
— Этот же приказ №473п50 и пункт правил проезда в ЦППК 2.12 – о том, что пассажир должен именно ПРЕДЪЯВЛЯТЬ билет (т.е. показывать), а не давать в руки и не прикладывать никуда;
— 127 статья УК РФ – Незаконное лишение свободы, не связанное с похищением. Пойдёт для аргументов против тех, кто пытается насильно удерживать в тамбуре, и против охраны, что не выпускает силой со станций с турникетами (при вашей попытке выйти, не тыкая билетом в турникет);
— 286 статья УК РФ – Превышение должностных полномочий. Подойдёт для запугивания во многих ситуациях… когда пытаются хватать, выталкивать, не пускать силой и т.д.
— Статья 152.1 ГК РФ – Охрана изображения гражданина. Стоит напоминать её (лучше так, чтобы записалось на видео, которое снимаете) как аргумент, дающий право выкладывать видео в интернет без согласия кассиров-контролёров, ибо снимаете их в целях защиты других пассажиров (общественный интерес);
— 14 статья ГК РФ – Самозащита гражданских прав. Стоит назвать её прежде, чем применить законную самооборону, если чувствуете, что до этого дойдёт.
— Конституция РФ статья 29ч4 – даёт вам право на съёмку и дальнейшее распространение полученного материала.
11 совет. Некоторые упыри пытаются пугать штрафами, типа как за срыв ревизии поезда. Мол, раз отказываетесь выходить или покупать билет – это, якобы, мешает работе кассиров-контролёров. Так вот – срыва тут никакого нет. Они подошли к вам (и отказываются отстать), а не вы к ним. Вы их не задерживаете. Даже если ситуация позволяет вам не показывать билет или отказываться от его покупки у них – это никакой не срыв, ничто не мешает им идти дальше, продавать билеты тем, кто этого хочет. Прямо так и говорите, что какой тут нафиг срыв, я вас не держу, вон дверь, можете спокойно идти дальше. На всякий случай – покажите на камеру всю панораму, что вы никак не мешаете им пройти дальше.
18 совет. Бесплатные предварительные талоны. Если попадаете на станцию, где можете взять таких талонов (по правилам их брать не обязательно) – лучше их взять, причем не 1, а несколько штук! Всегда может возникнуть необходимость подарить их кому-то в самой электричке, или на станции назначения возле кассы или автомата на выход. А если дарить некому – втыкаем их в автомат на выход к монитору. Срок действия таких талонов 4 часа. Быть может, пригодится кому-то.
Что можно и нельзя требовать в электричках и поездах
Иногда пассажиры перегибают палку и требуют того, что работники РЖД не могут выполнить по закону.
Мы собрали шесть историй о том, чего хотят пассажиры: узнайте, чего можно и нужно добиваться, а с какими претензиями обращаться в компанию бесполезно.
Ситуация. Две женщины с ребенком поехали на поезде в Анапу. Пассажирки знали, что в дороге будет жарко, поэтому взяли билеты в вагоны без кондиционера — в таких вагонах открываются окна.
Но перевозчик посадил женщин в вагон с кондиционером: это же даже лучше! В итоге поездка оказалась неудачной: во время долгих стоянок кондиционер не работал, окна не открывались, температура в вагоне поднялась до 33 градусов — женщинам даже пришлось вызывать скорую.
Пассажирок возмутили условия, которые организовал им перевозчик, и они пошли в суд.
Что сказал суд. Условия действительно были нечеловеческие. Пусть перевозчик вернет женщинам деньги за билеты, а еще заплатит компенсацию 25 000 рублей и штраф 50%.
Почему так. Летом температура в вагонах с кондиционером не должна быть выше 26 градусов. Неважно, что женщины покупали билет в вагон без кондиционера: по факту они ехали в других условиях, и перевозчик должен был следить за соблюдением норм. А раз он не справился, женщины вправе вернуть деньги за билеты и получить моральную компенсацию.
Если бы перевозчик сразу согласился вернуть деньги, пока дело не дошло до суда, то избежал бы штрафа. Теперь закон о защите прав потребителей обязывает его заплатить еще и 50% от присужденной суммы.
Как быть. В любой поездке что-то может пойти не так. Вот инструкция, которая поможет решить проблемы:
Ситуация. Пассажиры с верхних и нижних полок часто конфликтуют: одним хочется посидеть за столиком, а другие считают, что они не обязаны ни с кем делить место. В споры впутывают и проводников, поэтому РЖД пришлось объяснять, кто прав, а кто нет.
Почему так. В приказе Минтранса черным по белому написано: пассажир имеет право занимать место, указанное в билете. Никаких льгот пассажирам верхних полок нет: если человек оплатил такое место, значит, был готов к неудобствам.
Столиком при этом пользоваться можно, но если сосед снизу не хочет подвинуться, придется стоять. А вот класть багаж в рундук — приоритетное право пассажира, который занимает нижнюю полку. Для вещей пассажиров верхних полок предусмотрены отдельные багажные полки — тоже сверху.
Как быть. Если билет на верхнюю полку уже на руках, у вас есть следующие варианты:
Ситуация. Женщина собирается поехать с внуком в Сочи на поезде, но не знает, нужно ли для этого оформлять доверенность от родителей.
Как по закону. В поезд посадят и без доверенности, но лучше ее сделать: документ может пригодиться в других ситуациях.
Почему так. Нет никакого нормативного акта, который бы запрещал путешествовать с ребенком по России без доверенности. Это касается не только родственников, но и учителей, и организаторов тургрупп. Для того чтобы сесть в поезд, нужны только удостоверения личности пассажиров.
Но для заселения в гостиницу свидетельства о рождении может не хватить. Персонал вправе требовать документы, удостоверяющие полномочия человека, который сопровождает ребенка младше 14 лет, — то есть доверенность.
Еще доверенность может потребоваться полицейским, если в регионе ищут похожего ребенка. Или врачам, если возникнет необходимость дать согласие на медицинское вмешательство.
Как быть. Подумайте, могут ли возникнуть в поездке ситуации, в которых доверенность будет необходима. Если на поезд посадит мама, а встретит с поезда папа, без дополнительной бумаги можно обойтись.
Если все-таки решите перестраховаться и оформить документ, это тоже несложно. Единой формы для доверенности нет, ее можно написать от руки или набрать на компьютере — главное, чтобы она легко читалась. У нотариуса бумагу тоже заверять не надо. Но есть несколько пунктов, которые обязательно надо указать, чтобы доверенность имела юридическую силу:
Ситуация. Женщина — ветеран труда Чукотского автономного округа. Она хотела получить льготный билет на электричку от Серпухова до Тулы, но ей отказали: раз нет тульской прописки, то нет и льготы.
Женщине кажется, что в кассе ее обманули, ведь на удостоверении есть надпись «действительно на всей территории Российской Федерации».
Почему так. Надпись на удостоверении вводит женщину в заблуждение: ветеранам труда доступны только региональные льготы. Это значит, что каждый регион сам устанавливает льготы: где-то ветеранам труда полагается скидка на коммунальные услуги, а где-то — бесплатный проезд на электричке. И льготы действуют только в том регионе, который выдал удостоверение ветерана труда, — в данном случае в Чукотском автономном округе.
Как быть. Чтобы пользоваться льготами другого региона, женщине нужно получить удостоверение ветерана труда еще и там. Это можно сделать, но есть условие: нужна постоянная регистрация.
Правила проезда и провоза багажа в пригородных электричках (ЦППК)
1. Термины и определения
1.1. Пассажир физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003г. № 18-ФЗ).
1.2. Перевозчик юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003г. № 18-ФЗ).
2. Перевозка пассажиров
2.1. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами). При этом пассажиры обязуются оплатить свой проезд при заключении договора перевозки согласно установленным тарифам.
2.2. Проездные документы (билеты) на проезд в поездах пригородного сообщения оформляются на проезд пассажира в беспересадочном сообщении по маршруту следования поезда (вагона).
2.3. При отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществить посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа (билета). Перевозчик оформляет его проезд и провоз ручной клади, превышающей установленную норму, непосредственно в поезде пригородного сообщения или на станции назначения без взимания дополнительной платы.
2.4. Для проезда в поезде пригородного сообщения без указания мест пассажиру оформляется проездной документ (билет) для разовой поездки в одном направлении или в направлении туда и обратно либо абонементный билет (для многократных поездок).
Оформление проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения лицу, имеющему право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих указанное право.
Перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже проездного документа (билета) с оплатой стоимости проезда со скидкой или бесплатного проездного документа (билета) при отсутствии либо предъявлении неправильно оформленного документа, подтверждающего право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда.
2.5. Проездной документ (билет), оформленный для разовой поездки в одном направлении на поезде пригородного сообщения без указания мест, действителен на одну поездку в течение календарных суток, указанных в билете, и одного часа следующих календарных суток. Проездной документ (билет), оформленный в направлении туда и обратно, действителен, кроме одной поездки в направлении туда, на одну поездку в направлении обратно в течение суток, указанных в билете, и следующих календарных суток. Перевозчиком могут устанавливаться сроки действия проездных документов (билетов) для разовых поездок на поезда пригородного сообщения без указания мест, превышающие сроки, установленные настоящим пунктом.
2.6. Абонементные билеты оформляются для проезда в поездах пригородного сообщения для многократных поездок следующих видов: абонементные билеты, действительные для проезда пассажиров во все дни недели (далее абонементные билеты «ежедневно»); абонементные билеты, действительные для проезда пассажиров в рабочие дни недели (далее абонементные билеты «рабочего дня»); абонементные билеты на определенное количество поездок. Абонементные билеты «ежедневно» действительны для проезда в течение срока действия, указанного в билете, во все дни недели. Абонементные билеты «рабочего дня» действительны для проезда в течение срока действия, указанного в билете, по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пятницам, кроме нерабочих праздничных дней. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней и переносе выходного дня на рабочий день абонементный билет «рабочего дня» действителен для проезда в выходной день, объявленный рабочим, и недействителен в рабочий день, объявленный нерабочим (выходным). Абонементные билеты на количество поездок оформляются на маршруты, пункты отправления и назначения которых оснащены автоматизированной системой контроля проезда с применением турникетных линий или иными техническими средствами считывания совершенных поездок.
Перевозчиком могут оформляться и иные виды абонементных билетов для проезда в поездах пригородного сообщения.
2.7. Абонементные билеты оформляются не более чем за 30 суток до начала срока их действия, а разовые не более чем за 10 суток до даты отправления.
2.8. При прерывании по причинам, зависящим от пассажира, поездки в поезде пригородного сообщения по проездному документу (билету) для разовой поездки возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние не осуществляется.
2.9. Если срок действия проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения заканчивается в момент нахождения пассажира в поезде, проездной документ (билет) является действительным до прибытия пассажира на станцию (остановочный пункт) его назначения.
2.10. При проезде в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет, а также детей в возрасте от 5 до 7 лет с оплатой в соответствии с тарифом на перевозку детей.
На детей старше 7 лет оформляется проездной документ (билет) по тарифу на перевозку взрослого пассажира. Проезд детей в возрасте до 7 лет в поездах пригородного сообщения без сопровождения взрослых не допускается.
2.11. Проездной документ (билет), приобретенный пассажиром на поезд пригородного сообщения, сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) на станции, железнодорожном вокзале (далее вокзал) и остановочных пунктах.
2.12. При посадке в поезд пригородного сообщения пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ (билет), а при наличии льгот на проезд предъявляет также документы, подтверждающие право на льготы.
2.13. Проездные документы (билеты), приобретенные пассажирами на поезда пригородного сообщения, действительны на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта своего назначения.
3. Проезд в скорых пригородных поездах 7000-й нумерации
3.1. К скорым пригородным поездам относятся проезда 7000-й нумерации с указанием мест или без указания мест.
3.2. Для проезда в скором пригородном поезде пассажиру оформляется проездной документ (билет) для разовой поездки в одном направлении. Проездной документ для проезда в скором пригородном поезде с указанием мест осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность пассажира, при наличии льгот на проезд документы, подтверждающие право на льготы.
3.3. При посадке пассажира в вагон скорого пригородного поезда с указанием мест проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), при наличии льгот на проезд документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру документа, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд пригородного сообщения с указанием мест не допускается.
В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (билете) (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере), пассажир допускается для проезда в поезде пригородного сообщения с указанием мест. Если при посадке в поезд пассажир предъявляет проездной документ (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде пригородного сообщения с указанием мест.
3.4. Проезд в скором пригородном поезде с указанием мест не допускается по проездному документу (билету), оформленному на скорый пригородный поезд без указания мест. Проезд в скором пригородном поезде без указания мест допускается по проездному документу (билету), оформленному на скорый пригородный поезд с указанием мест.
При предъявлении пассажиром в скором пригородном поезде без указания мест разового билета на обычный пригородный поезд, пассажиру оформляется доплата, как разница между стоимостью проезда по разовому билету в скором пригородном поезде без указания мест и в обычном пригородном поезде, при этом также взимается сбор за оформление проездного документа непосредственно в скором пригородном поезде. Абонементные билеты, оформленные для проезда в обычных поездах пригородного сообщения, для проезда в скорых пригородных поездах являются недействительными. При предъявлении пассажиром в скором пригородном поезде правильно оформленного абонементного билета на обычный пригородный поезд, пассажир считается безбилетным и с него взимается полная стоимость проезда по тарифу скорого пригородного поезда с оформлением сбора.
3.5. Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в пригородного сообщения с указанием мест. Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается.
3.6. Проездные документы, оформленные на скорые пригородные поезда без указания мест, действительны для проезда в обычных пригородных поездах.
3.7. Физическое или юридическое лицо вправе обратиться к перевозчику с просьбой о резервировании ему мест на скорый пригородный поезд с указанием мест для оформления проездных документов (билетов). При резервировании мест в скорых пригородных поездах с указанием мест перевозчиком взимается сбор за каждое место.
3.8. На скорые пригородные поезда с указанием мест возможно оформление электронного проездного документа в порядке, установленном перевозчиком.
4. Проверка наличия проездных документов
4.1. Проверка наличия у пассажиров проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах.
4.2. Проверку наличия у пассажиров проездных документов (билетов) в пригородных поездах осуществляют кассиры-контролеры и другие контролирующие лица установленным порядком.
4.3. Безбилетным является гражданин, обнаруженный без проездного документа (билета) или предъявивший недействительный проездной документ (билет) при проведении контроля: в поезде пригородного сообщения; непосредственно после окончания поездки в поезде пригородного сообщения и/или до выхода через пункты контроля проездных документов.
4.4. Безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде пригородного сообщения, обязан оплатить проезд исходя из действующих тарифов в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным гражданином, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным гражданином пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения. При этом с него взимается сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде. Если безбилетный гражданин заявляет о желании покинуть поезд, он оплачивает стоимость проезда до станции, на которой покинет поезд, и сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде.
В случае отказа оплатить стоимость проезда и покинуть поезд безбилетный гражданин удаляется из поезда работниками перевозчика на ближайшей станции или остановочном пункте.
4.5. Безбилетный гражданин, обнаруженный при проведении контроля после окончания поездки на поезде пригородного сообщения, обязан оплатить на станции назначения стоимость проезда от станции посадки до станции назначения и сбор за оформление проездного документа (билета) в специализированной перронной кассе.
4.6. За отказ физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению уполномоченным перевозчиком лицом составляется соответствующий акт на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, и с безбилетного физического лица взыскивается штраф в пятидесятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо.
За отказ безбилетного физического лица от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке.
4.7. При возникновении сомнения относительно возраста детей, провозимых бесплатно или по детским проездным документам (билетам), кассиры-контролеры вправе потребовать предъявления соответствующих документов, подтверждающих возраст ребенка (например, свидетельство о рождении, запись в паспорте родителей и т.п.), а при наличии льготного проездного документа (билета), оформленного школьнику старше 14 лет, справки из общеобразовательного учебного заведения.
5. Пассажир может быть удален из поезда:
5.1. Работниками органов внутренних дел если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров;
5.2. Медицинскими работниками в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения;
5.3. Работниками перевозчика, на которых в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов) если пассажир проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом настоящими Правилами;
5.4. В иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
5.5. При удалении пассажира из поезда также удаляется его ручная кладь.
6. Возврат денег, уплаченных за проезд в поездах пригородного сообщения
6.1. Возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест любой категории не производится. Исключение составляют случаи незапланированного перерыва в движении таких поездов пригородного сообщения более чем на час
Возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест любой категории производится только в часы незапланированного перерыва в движении таких поездов на станции отправления пассажиров. Порядок возврата стоимости неиспользованного пассажиром билета для поездки на скором пригородном поезде с указанием мест осуществляется в порядке, установленном перевозчиком.
6.2. Возврат стоимости абонементного билета осуществляется перевозчиком после подачи пассажиром письменного заявления. Размер суммы, которая подлежит возврату, определяется путем деления стоимости абонементного билета на количество дней действия билета или количество поездок и умножения на фактическое количество дней, оставшихся до истечения срока действия билета с даты его возврата или количество неиспользованных поездок. При возврате абонементного билета до начала срока его действия (или осуществления поездок) возвращается полная стоимость проезда.
Возврат денег производится в течение 10 дней со дня подачи пассажиром письменного заявления.
За возврат неиспользованного или частично неиспользованного абонементного билета на поезд пригородного сообщения с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу (билету).
6.3. Возврат денежных средств за неиспользованный проездной документ (билет), оформленный по безналичному расчету или с использованием платежной карты, производится на банковский счет юридического или физического лица, оплатившего проездной документ (билет).
7. Перевозка ручной клади
7.1. Допускается перевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой, видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проездной документ (билет), во всех вагонах поездов пригородного сообщения.
За каждый перевозимый в поезде пригородного сообщения один предмет, размеры которого по сумме трех измерений превышают 180 см, независимо от его веса взимается плата.
7.2. В поезде пригородного сообщения пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за отдельную плату.
Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в неразобранном виде.
7.3. Пассажирам с детьми и инвалидам, имеющим ограниченную способность к передвижению, разрешается провозить при себе в поездах пригородного сообщения сверх установленной нормы провоза ручной клади без взимания платы соответственно детскую и инвалидную коляску, а также иные необходимые для их передвижения технические средства реабилитации.
7.4.Целостность и сохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, обеспечиваются пассажиром.
7.5. Не допускается размещение ручной клади в проходах между сиденьями, в коридорах и тамбурах вагонов.
7.7. При обнаружении в поезде пригородного сообщения пассажира, перевозящего среди ручной клади вещи (предметы), животных, запрещенных к перевозке в качестве ручной клади, перевозчик принимает меры по удалению такого пассажира и его ручной клади из поезда, если пассажир отказывается сам удалить из поезда такую ручную кладь. Возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние в поезде пригородного сообщения и иных платежей в этом случае не производится.
7.8. При обнаружении в поезде пригородного сообщения пассажира, перевозящего неоплаченную ручную кладь сверх установленной нормы, с такого пассажира взимается провозная плата за весь путь следования и сбор за оказание услуг по оформлению провоза ручной клади. При отказе пассажира оплатить провоз излишней ручной клади или сбор за оказание услуги по оформлению провоза ручной клади в поезде принимаются меры по удалению пассажира из поезда.
Возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние в поезде пригородного сообщения в этом случае не производится.
8. Перевозка мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц в качестве ручной клади
8.1. В поездах пригородного сообщения допускается перевозка мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц за отдельную плату.
8.2. Мелкие домашние (комнатные) животные, собаки (кроме крупных собак и собак-проводников) и птицы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади, и которые должны быть устроены таким образом, чтобы была исключена возможность нанесения животными вреда пассажирам и перевозчику, и размещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади. Размер такого места ручной клади по сумме трех измерений не должен превышать 180 см.
8.3 При перевозке мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц их владельцы или сопровождающие должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне.
8.4. Не допускаются к перевозке животные и птицы, перевозка которых может угрожать жизни и здоровью пассажиров, работников перевозчика.
8.5. В поездах пригородного сообщения разрешается перевозка мелких собак без тары в намордниках, на поводке и кошек под наблюдением их владельцев или сопровождающих.
8.6. В поездах перевозка крупных собак производится в намордниках и с поводком в тамбуре поезда пригородного сообщения (не более двух собак на один вагон) под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой стоимости их провоза.
В поездах пригородного сообщения разрешается перевозка служебных собак под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой стоимости их провоза.
8.7. Собак-проводников инвалиды провозят с собой в вагонах всех типов. Плата за перевозку собак-проводников не взимается, и перевозочные документы не оформляются. Собака-проводник должна иметь ошейник и намордник и находиться у ног пассажира, которого она сопровождает.
9. В пригородных поездах запрещается:
9.1. Нарушать настоящие Правила проезда.
9.2. Нарушать общественный порядок и мешать спокойствию других пассажиров.
9.3. Повреждать внутривагонное оборудование, стекла локомотивов и вагонов.
9.4. Нарушать технику безопасности при проезде, посадке и высадке из вагона.
9.5. Осуществлять несанкционированную торговлю.
9.6. Распивать спиртные напитки.
9.7. Курить в вагонах и тамбурах.
9.8. Перевозить вещи (предметы), которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взывчатые и другие опасные вещества.
9.10. Перевозить мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц при отсутствии соответствующих ветеринарных документов.
9.11. Осуществлять несанкционированный срыв Стоп-крана.