Что будет если в самолете разобьется окно
Легко ли разбить стекло иллюминатора в самолете?
Спустя две недели после несчастного случая из-за разбитого иллюминатора, произошел следующий инцидент на борту самолета американской компании Southwest. Самолет, направляясь из Чикаго в Нью-Йорк, после двух часов полета, вынужден был совершить экстренную посадку в Кливленде. Повреждено стекло иллюминатора – на сей раз обошлось без жертв. По словам пресс-секретаря авиакомпании, самолет был немедленно снят с эксплуатации.
Почему происходит подобное и чем чревато разбитое стекло иллюминатора?
Легко ли разбить иллюминатор в самолете?
Что может произойти, когда разбивается стекло иллюминатора?
По словам Гроссбонгардта, если стекло иллюминатора повреждено, это никак не отразится на полете или посадке, но из-за большого перепада давления, может возникнуть сильный эффект всасывания. Соответственно, человек, сидящий возле иллюминатора, может быть втянут (теоретически!) в отверстие или только плотно прижат, поскольку диаметр иллюминатора не настолько большой. При этом Гроссбонгардт уточняет, что женщина была втянута наружу только наполовину и ее можно было спасти.
Насколько велика вероятность взрыва двигателя?
По словам Гроссбонгардта, вероятность взрыва двигателя самолета очень маленькая. Современные двигатели очень надежные, они работают около 50 000 часов и только потом начинают выходить из строя. По мнению эксперта, в упомянутом случае с самолетом авиалинии Southwest, до взрыва двигателя дело не дошло и, скорее всего, были сломаны большие лопасти переднего лезвия. Он также поясняет, что двигатели должны быть сконструированы таким образом, чтобы обломки лопастей не смогли проломить обтекатель, что обычно проверяется во время испытаний самолета. То, что произошло – непоправимо, и требует тщательного расследования.
Насколько безопасна посадка самолета с проблемным двигателем?
По словам Гроссбонгардта, самолеты разработаны таким образом, что они могут продолжать полет с одним двигателем, в случае, если остальные вышли из строя, а самолеты A350 или Boeing Dreamliner могут находиться в полете до пяти часов всего с одним двигателем. В таком случае посадка также не является проблемой – пилоты проходят специальное обучение.
Видео: что будет, если разбить окно самолета в полете
Многих из тех, кто летал самолетами, интересовал вопрос: что будет, если иллюминатор вдруг треснет или вообще — разобьется прямо во время полета? И возможно ли вообще такое? Разбираемся.
Были случаи
Детали самолета выполнены из прочных материалов, поэтому их конструкция позволяет выдерживать серьезные нагрузки и перепады давления. Но это относится больше к элементам корпуса, а иллюминаторы огромных лайнеров совсем не выглядят прочными. Поэтому появляется логичный вопрос о возможности нарушения целостности самолетного стекла.
В 1990 году самолет британской авиакомпании совершал регулярный рейс и проходил высотную отметку в 5,2 км над уровнем земли. В один момент в кабине пилотов оторвалось боковое ветровое стекло. Капитан в это время находился ближе всего к пробоине.
К счастью, экипаж вовремя успел схватить коллегу, которого потоки воздуха стремительно начали выносить наружу, и не дал ему выпасть в окно. Самолет успешно совершил посадку, а капитан отделался легкими травмами и обморожением.
Другой подобный случай произошел в 2018 году на борту самолета, принадлежавшего компании Sichuan Airlines. Спустя полчаса после взлета разбилось лобовое ветровое стекло в кабине пилотов. Капитан побывал на открытом воздухе, но пристегнутый ремень безопасности предотвратил трагедию. Лайнер экстренно посадили в ручном режиме, так как оборудование вышло из строя.
Борт Sichuan Airlines без стекла
Пилоты успеют
Во время полета лайнер должен быть тщательно загерметизирован из-за высокого давления за бортом. Возможная пробоина начнет сразу вытягивать воздух из самолета вместе со всем, находящимся на борту. Размер иллюминатора рассчитан так, что не позволит вытянуть человека даже при максимально сильном перепаде показателей.
При разбитом окне в салоне резко снизится температура до отрицательных значений, появится туман, а людям станет трудно дышать. Разумеется, в самолете выпадут кислородные маски, но объем перевозимого кислорода ограничен 15 минутами на человека. Этого времени пилотам хватит, чтобы опустить самолет на уровень, где пассажиры смогут нормально дышать.
Всё продумано
Сейчас пассажирам не стоит бояться случайно разбитого окна самолета. Оно изготовлено не из обычного оконного стекла, а из органического. Два наружных стекла разделены воздушной прослойкой для компенсации давления.
Вообще, в истории бывали случаи очень экстремальных посадок самолетов с сильнейшими повреждениями, когда мастерство пилотов спасало всех пассажиров.
Что было, когда разбивались стекла в самолете?
Что же произойдет, если вдруг разобьется окно в самолете? Стоит сказать, что это практически невозможно! Но раньше такие случаи бывали. Что-то подобное чуть не стряслось с пилотом рейса 5390 «BRITISH AIRWAYS» в 1990 году. Когда самолет находился в небе, примерно на высоте 5 километров, у него сорвало один из сегментов ветрового стекла кабины. Все было так молниеносно, что ничего не подозревавший капитан Тим Ланкастер, не успел среагировать. В итоге его чуть не выдернуло с кабины.
Невероятно, но факт
Каким-то чудом коллеги смогли схватить его за ноги, и держали, пока второй пилот производил аварийную посадку в Саутгемптоне. Капитан довольно легко отделался. Его привезли в больницу со сломанной рукой и обморожением.
Ситуация с рейсом 3U8633 SICUAN AIRLINES
Случилось это в 2018 году. Половина пути было позади. Стюардессы разносили завтрак. И тут вдруг начало сильно трясти самолет. Выпали кислородные маски, и несколько секунд продолжалось свободное падение. Затем все стабилизировалось. Пассажиры не знали, что спустя полчаса после взлета, ветровое стекло разбилось. Второго пилота выбросило в окно по пояс на высоте 9800 метров. К счастью, мужчина был пристегнут. Этот ремень удержал его внутри. Так что он легко отделался. Он растянул запястья и заработал пару царапин.
Однако капитану пришлось молниеносно среагировать, и посадить самолет в ручном режиме. Это он был вынужден сделать из-за того, что:
Но пилот блестяще справился с задачей, и никто со 119 пассажиров не пострадал.
Как должен быть оборудован самолет, чтобы не бились стекла?
Салон самолёта должен быть полностью загерметизирован, ведь на высоте больше 9200 метров, пассажиры просто погибнут. Чтобы дышать и чувствовать себя нормально, людям нужно гораздо более высокое давление воздуха, чем за бортом.
Если все-таки разбилось стекло
Но стоит представить, что что-то пробило дыру в загерметизированном самолете. Тогда воздух из салона сразу вытянет наружу из-за разницы давления. Его будет высасывать до тех пор, пока давление не станет одинаковым. Невероятно сильный ветер задует изнутри наружу. И теоретически, он может выдернуть человека из кресла прямо в окно. Вот только взрослые не пройдут в крошечный иллюминатор даже при очень сильном перепаде давления. Более того, если сидящий рядом с разбитым окном, будет пристегнут, ремень удержит его на месте.
Но это еще не все проблемы. За считанные секунды температура воздуха и давление резко упадут. Все, что не закреплено, и весит меньше нескольких килограммов (газеты, журналы, телефоны, или еда), будет засасываться в разбитое окно. Пассажирам станет трудно дышать, и в салоне появится что-то вроде тумана.
Видимость станет крайне низкой. Еще люди услышат оглушительный рёв ветра. Они начнут паниковать, и у них сильно заложит уши. Дальше выпадут кислородные маски, чтобы пассажиры смогли нормально дышать.
Но, к сожалению, самолеты не располагают большим количеством кислорода. На самом деле человеку повезет, если в экстренной ситуации кислорода в максе хватит на 15 минут. В тоже время, пилоту придется опуститься до той высоты, на которой пассажиры смогут нормально дышать. Причем немедленно! Самолет будет терять высоту очень резко, что, вероятно, только усилит панику.
Самую большую опасность для людей, в этой ситуации представляют летающие по салону предметы и риск баротравмы (повреждение, вызванное перепадом давления).
В общем, последствия такого инцидента, будут зависеть от многих факторов. Например, от того, на какой высоте находился самолет, когда разбилось окно. И насколько разным было давление внутри и снаружи.
Безопасность прежде всего
Главное, что такие случаи происходят крайне редко. Всего совершено 99,8% успешных рейсов. Люди удивятся, насколько прочные окна в самолетах, особенно в гражданской авиации. Даже если стекло треснет, пассажиры будут в безопасности.
Окно в самолете состоит из двух слоев оргстекла. Между ними есть прослойка воздуха. Также установлено декоративное стекло (акриловый пластик). Именно этот пластик пассажир видит рядом с собой. Главная задача внешнего слоя стекла — сдерживать внутреннее давление. Слой в середине, в этом практически не участвует. Но он спасет положение, если наружное стекло разобьется.
Кстати, самолетные стекла, проходят тщательную проверку в экстремальных условиях.
Случай, произошедший в 2018 году, доказывает прочность окон
Авиалайнер компании AIR INDIA, на борту которого находилось 240 пассажиров, попал в зону высокой турбулентности на высоте четыре с половиной километра. После нескольких минут тряски, ситуация только ухудшилась: выпали кислородные маски. Но больше всего напугало пассажиров, что внутренний слой окна сорвало во время турбулентности. Однако, внешний слой не сместился, и не получил никаких повреждений. Окно без проблем выдержало испытание. Так что не удивительно, что окна в самолетах почти невозможно разбить.
Чисто теоретически: что случится, если выбить окно в самолете
Людям свойственно задавать странные вопросы и рисовать в воображении малоправдоподобные ситуации. Особенно если речь идет об авиаперелетах, когда земля в прямом смысле уходит из-под ног, а происходящее не поддается контролю. Спасут ли ремни безопасности при падении? Не заблудится ли пилот в темноте и тумане? Что случится, если у особо впечатлительного пассажира сдадут нервы, и он вдруг возьмет — да и выбьет иллюминатор?
Попробуй разбей
Действующий пилот в своем канале «Авиатор» успокаивает: окна в самолетах крепкие, ударопрочные, так что даже если с силой двинуть ногой, разбить их вдребезги вряд ли получится.
Чем выше взмывает самолет, тем ниже атмосферное давление за бортом. Судно чем-то напоминает воздушный шарик: конструкция герметична, давление внутри поддерживается на комфортном для человека уровне (показатели такие же, как в горах на 2500 м над морем, поэтому при взлете закладывает уши). А вот последствия нарушения герметичности напрямую зависят от набранной высоты.
Как будут развиваться события
Если все-таки умудриться разбить иллюминатор на небольшой высоте, ничего критичного не произойдет. Набегающий поток воздуха вызовет сквозняк, стюардессы отсадят пассажиров от поврежденного окна, укроют пледами и попросят воспользоваться масками для поддержания уровня кислорода. Пилоту же после такого предстоит на минимальной скорости долететь до ближайшего аэропорта и совершить аварийную посадку.
Однако с набором высоты разница давления и температуры внутри и снаружи становится ощутимее, а возможные последствия — серьезнее. На высотном борту с выбитым иллюминатором происходит взрывная декомпрессия, и пассажиры могут получить баротравмы барабанных перепонок и легких. Подобные случаи, к сожалению, бывали, но пострадавших выписывали из больницы уже на следующие сутки.
Гораздо опаснее повреждения металлических частей воздушного судна: в иллюминатор, разбитый обломком на большой высоте, начнет засасывать все незакрепленные вещи, а главное, не успевших пристегнуться людей. В 2018 г. у Boeing-737, летевшего из Нью-Йорка в Даллас, взорвался левый двигатель и разбил окно. Самолет затрясло, началась паника, а 43-летнюю пассажирку, возвращавшуюся из командировки, по пояс засосало в иллюминатор. Пилот совершил экстренную посадку в Филадельфии, но спасти женщину не удалось.
Даже если никого не затянет в разбитый иллюминатор, из-за дефицита кислорода и крайне низкой температуры за бортом есть риск не успеть надеть кислородные маски и потерять сознание в считанные секунды. Но даже при таком раскладе аварийное снижение должно занять не более нескольких минут, температура и давление придут в норму, и пассажиры постепенно очнутся. А напоследок напомним: по статистике, самолеты — самый безопасный вид транспорта, так что не стоит забивать голову лишними «а что будет, если».
Кандидат в президенты США от Республиканской партии Митт Ромни в 2012 году на встрече с потенциальными спонсорами возмутился тем, что пассажиры не могут открыть «окна» в самолете.
Самолет, в котором летела жена кандидата в президенты Ромни, приземлился после того, как в салоне возникло задымление. Огня не было (все делается из негорючих материалов), но, конечно, самолет быстро посадили. Комментируя происшествие, республиканец заявил:
«Если в самолете пожар, и вам некуда идти,… вы не можете дышать, ведь воздух извне не может попасть в салон, так как иллюминаторы не открываются. Я понятия не имею, почему они не открываются. Это реальная проблема. И это очень опасно. Она задыхалась, протирала глаза. А супруге было бы намного легче пережить стресс, если бы она могла дышать свежим воздухом во время пожара. К счастью, кислорода было достаточно для пилота и второго пилота, чтобы совершить безопасную посадку в Денвере. Но сейчас она в порядке» – подытожил он.
Кандидат в президенты США сожалеет что в самолетах нельзя открывать окон
То есть, чтобы открыть такую дверь, потребуется сила супермена. Ни одному человеку, эта задача не под силу. Так что если вы боитесь, что какому-нибудь подвыпившему пассажиру во время полёта взбрендит открыть дверь и пассажиры начнут вылетать за борт, вам не о чём беспокоиться. Это совершенно исключено.
Кроме того, в замок двери встроено барометрическое реле, которое, как только самолет начнет набирать высоту, автоматически блокирует замок намертво. Разблокировка замка происходит только тогда, когда давление внутри самолета сравняется с наружным (то есть, на земле).
Есть такое понятие как экстренное снижение, менее чем за 10 мин. можно снизиться до высоты 3-4 км. Но ощущения при таком спуске будут весьма не из приятных, тут на земле уши звенят от резкого перепада давления, а в стратосфере подавно.
Вот еще несколько интересных моментов:
Простыми словами турбулентность можно объяснить так: самолет движется по воздуху, как по плотному натянутому ковру. При благоприятных условиях давление на поверхности «ковра» распределяется равномерно; он ровный и гладкий. Но как только условия меняются, по «воздушному ковру» проходят складки, морщины. Пассажиры чувствуют это, и им кажется, что самолет ныряет в яму. Но ощущения их обманывают: самолет не падает и никуда не проваливается, а скользит дальше (только уже не по ровной, а по волнистой поверхности).
— При отказе двигателя, самолет не кренится и не сваливается в пике или штопор – просто падает тяга. Двигатели разгоняют самолет, а не рулят им.
Даже при отказе всех двигателей, они все равно будут работать, в режиме авторотации (в этом случае энергия, необходимая для вращения двигателя, отбирается от набегающего на него потока воздуха). Это позволяет самолету не падать, а планировать (пролетев, при надобности, более 100 км.) и благополучно сесть в ближайшем аэропорту.