Что будет если в стакан с водой опустить почву
Практическая работа – знакомство со свойствами почвы
—Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой.)
— Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)
— Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.
— Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)
— О чем это говорит? (В почве есть воздух.)
— Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)
— Вывод? (В почве есть вода.)
— Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)
— Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху — глина.)
— Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)
— Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)
— Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)
— Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)
—Кто догадался, что это такое? (Это соль.)
В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».
ПОЧВА
— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)
Для активизации мышления детей и осознанности знаний, получаемых на уроке, закладывается вместе с учениками до урока опыт: «В большую банку поместить с почвой 5-7 дождевых червей, засыпать почву, и на поверхность почвы положить остатки листьев, травинки. Пронаблюдать, как черви «очистят» почву. Выяснить роль дождевых червей в почвообразовании.
Практическая работа. Опыты. Почва. Состав почвы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа по направлению «Науки о природе»
Название опытной работы: Почва. Состав почвы.
Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.
Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.
Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.
Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.
Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.
Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.
Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.
Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.
Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в комнате. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.
Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.
В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.
В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.
Вывод: в почве содержатся воздух, воды, перегной (останки растений и животных), песок, глина, соли.
Все опыты были проведены с соблюдение правил противопожарной безопасности под руководством родителей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-814069
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок окружающего мира «Почва – важнейшая часть экосистемы»
Оборудование: стаканы с водой, чистые стаканы, почва, бумажные салфетки, стебельки растений, спички.
I. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
III. Открытие новых знаний
Подводящий диалог
2. И сегодня, объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, её свойства, что такое почва, роль почвы в экосистемах.
– А сейчас, мы с вами проведем исследование природного объекта – почвы.
Каждая пара получит свой индивидуальный маршрутный лист, в котором намечены этапы исследования.
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и опустите туда комочек почвы. Что вы видите? Сделайте вывод. <Из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух).
Воздух (табличка на доске)
Опыт 2. Возьмите бумажную салфетку и насыпьте на неё немного почвы, сожмите салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталась небольшое влажное пятно. В почве есть вода).
Вода (табличка на доске)
Опыт 3. (Проделывает учитель).Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке.
– Что вы видите? Чувствуете? Сделайте вывод. (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. В почве есть перегной.
Перегной (табличка на доске)
Опыт 4. Содержимое стакана Опыта 1 – профильтровать. – Что вы видите на фильтре? Сделайте вывод. (В почве есть песок и глина)
Песок, глина (табличка на доске)
3. Чтение текста на стр. 44–45 – самостоятельно
– Какие ещё вещества входят в состав почвы?
Минеральные вещества (табличка на доске)
– Ребята, у нас получилась вот такая схема:
– Давай подведем итог. Из чего состоит почва? (Воздух, вода, песок, глина, минеральные вещества).
– О каком свойстве почвы вы узнали из текста?
Плодородие (табличка на доске)
– А как вы понимаете слово плодородие?
– А от чего зависит плодородие? (От количества перегноя).
– Как образуется почва?
– Ребята, зная свойства почвы, состав почвы попробуем вывести понятие почвы. Что такое почва?
– А сейчас, попробуем, сравнить какое определение почвы дают нам ученные. (Сравниваем).
– Ребята, представьте себе, что почвы вдруг не стало.
– Что произойдёт? (Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. Значит, не смогут житъ на Земле люди. Вот почему русский ученый Василий Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могут прожить, а без почвы – нет!)
– Что же нам нужно делать, чтобы этого не произошло? (Бережно относится. Почву надо оберегать от вымывания и выветривание).
– Ребята, мы с вами всё выяснили. А теперь мы можем ответить на вопрос: Какова роль почвы в экосистеме?!
4. Первичное восприятие материала
– Проверьте, такая ли запись у вас получилась?
– Ребята, этот урок мне хочется закончить стихотворением:
Земля прекрасна красотой лугов,
Цветов дыханьем и лесов прохладой.
И золотым полям без берегов,
И шуму сада наше сердце радо.
А что вскормило эту красоту,
Дало цвести планете нашей светлой?
Что помогает в стужу и пургу
Дожить растеньям до цветного лета?
Что жизнь даёт, питание и кров?
Что колыбелью стало для растений?
О почва! Гимн я петь тебе готов
За все труды, за ласку и терпенье!
IV. Итог урока
– Чем занимались на уроке?
– Ребята, спасибо за урок. Вы, прекрасные ученики!