Что будет если в цепи питания рожь мышь лисы люди уничтожат лис
Урок по окружающему миру «Невидимая сеть и невидимая пирамида». 3-й класс
Класс: 3
ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок божьей коровки, дуба, карточки с названиями животных, понятий; словарные слова, карточки для групповой работы, тесты, аудиозапись «Звуки леса», учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
– Работать сегодня на уроке будем в группах.
II. Разминка.
– Дежурный, расскажите о сегодняшнем дне.
– Сегодня __ февраля, понедельник. Восход солнца в _ часов __ минут. Заход солнца – __ часов __ минут. Долгота дня ___ часов __ минут. Сегодня … погода.
Февраль – последний месяц зимы. В старину февраль называли «лютень, бокогрей, сумерки зимы, снежень, межень, сечень, вьюговей», так как в этот период морозы чередуются с потеплениями. Ещё февраль называли свадьбами, так как в это время на Руси было много свадеб. И у зверей февраль – «свадебник».
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
– Итак, ребята, впереди нас ждет интересная работа, но вначале давайте повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.
1 группа, вам нужно будет составить цепи питания с данными карточками.
растения | тля | божья коровка |
волк | заяц | растения |
растительноядные животные | растения | насекомоядные и хищные животные |
2 группа, вы отвечаете на вопросы теста.
ТЕСТ
1. Как называется наука о животных?
2. Животные – это …
3 группа, а мы с вами поработаем вместе.
– На какие группы делят животных в зависимости от цепи питания?
– Что такое цепь питания?
– Назовите примеры цепей питания.
– Почему цепи питания начинаются с растений?
– Какое второе звено в цепи питания животных?
– А третье звено цепи питания?
– Как хищники приспособились к добыванию пищи?
– А что помогает животным защищаться от хищников?
А к какой группе (по типу пищи) относится божья коровка?
– 1 группа, прочитайте цепь питания божьей коровки.
– Как вы относитесь к ней? Почему?
IV. Введение в тему.
– А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами? (Слушание аудиозаписи «Звуки леса»)
– Откройте глаза. Коротко расскажите об услышанном. (Ответы детей.)
Слайд 2
с) – Правильно, мы оказались в лесу. А про какой лес будем говорить, узнаете, если правильно отгадаете слово. Для этого каждая группа должна отгадать по 1 букве слова.
ЗАДАНИЯ:
1 группа: Как в народе называют божью коровку?
Д – солнышко, Т – тучка, Р – кнопочка.
2 группа: Что можно определить по количеству точек у божьей коровки?
Ю – количество лет; У – к какому виду относится.
3 группа: Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
К – быстрее начинает есть;
Б – обрывает нити и освобождает жуков.
(Группы, посовещавшись, зачитывают вопрос и ответ, называют и записывают букву.)
Слайд 3
– Какое слово получилось?
V. Сообщение темы и целей урока.
– Правильно, мы будем говорить сегодня о дубе, узнаем, с кем он дружит и изучим экологические связи в дубовом лесу.
Слайд 4
VI. Изучение нового материала.
1. Сценка «Сила и слабость дуба»
– Ребята, давайте послушаем «научных сотрудников».
1 ученик Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий, прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья могут прожить даже 2000 лет!
2 ученик. Да, дуб – сильное дерево. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и побеги погибают при заморозках. Поэтому он позже других деревьев начинает зеленеть. А жёлуди зимой погибают от мороза, летом от засухи высыхают, от лишней влаги загнивают. Вот поэтому в желудях его слабость.
3 ученик. В желудях не только слабость, но сила дуба. В них много питательных веществ. У желудей есть интересная «шапочка». Ученые ёё называют «плюска». Они похожи на украшение. Но это не так. Плюски защищают мягкое и нежное основание растущего желудя.
4 ученик. Люди издавна почитали дуб. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за подвиги. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. А у славян дуб считался священным деревом и был посвящён богу Перуну.
5 ученик. Слайд 5 Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно, растёт в Литве. Его называют «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. Тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайный год он даёт 10000 кг желудей. Ими можно засадить новый лес, площадью 100 гектаров.
2. Беседа о правилах поведения в лесу.
– Кто знает, как называется дубовый лес?
(Каждой группе показывается запрещающий знак.)
– А как нужно вести себя в лесу? А ещё нельзя шуметь, чтобы не спугнуть друзей дуба.
3. Пищевая сеть дубового леса.
– Откройте учебник на с. 110. Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?
Слайд 6
Лось | кабан | мышь | белка | сойка | гусеница |
– А почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)
– Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.
– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?
– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?
— Правильно, не напрямую. А косвенно.
– Что у нас получилось? (цепи питания)
пищевая сеть | невидимая сеть |
– Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания, или пищевая сеть.
– Мы её видим постоянно? Поэтому её называют невидимая сеть.
– Сколько получилось отдельных цепей? (8 – показ учеником на доске)
– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.
4. ФИЗМИНУТКА (музыка)
– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.
По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб. (Повороты.)
Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны)
Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)
Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)
Аж захватывает дух!
Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх)
Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)
5. Беседа.
– Давайте продолжим нашу работу. Каждая группа получает задание: отгадать загадку.
Слайд 7
1 группа:
В золотой клубочек
спрятался дубочек.
2 группа:
Эта маленькая крошка
рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
в норке прячется она.
3 группа:
У неё глаза большие,
хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
спит на дереве лишь днём.
– Составьте из этих слов цепь питания.
– Кто крупнее в этой цепи?
– А мышь крупнее желудя. Немного пофантазируем. Представьте себе, что у нас есть волшебные весы. Мы соберем всех-всех сов, всех мышей и все жёлуди и взвесим. Что окажется тяжелее? Почему?
– Потому что желудей очень много, мышей просто много, а сов мало. А почему, как вы думаете?
– Таким образом, получается невидимая пирамида, по-другому её называют экологическая пирамида.
– Откройте учебник на с. 103. Найдите экологическую пирамиду. Невидимые пирамиды есть повсюду в природе.
VII. Практический итог урока.
– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа, попробуйте составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.
1 группа:
ягоды | слизень | змея |
2 группа:
кора дерева | заяц | лиса |
3 группа:
растительноядные животные | растения | хищные животные |
– Прокомментируйте свой ответ.
– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 8
1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.
2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.
3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.
Школьная олимпиада по окружающему миру с ключами для учащихся 4 классов 2019/2020 учебный год
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ олимпиада-окр. мир-.docx
Школьная олимпиада по окружающему миру
2019 /2020 учебныйгод
Фамилия, имя участника ________________________________________
Назовите каждую группу обобщённым словом-понятием?
а)Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи- ________________________
б)Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания- ____________________
в)Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа- ______________________
г)Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская- ___________________________________________
д)Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара- ____________________
е)Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское- _______________
Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.Соедините стрелками.
1. Тело покрыто перьями.
а)Насекомые 2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части: голова, брюшко, грудь.
б)Птицы 4. Два крыла, две ноги.
в)Звери 6. Крылья и ноги прикреплены к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.
Выпишите нужные предметы из представленных объектов природы по 2 группам.
Гранит, мох, спички, ящерица, снег, мост, река, человек.
Решите экологические задачу:
Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:
а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.
в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.
г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности — “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.
2) «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх- вниз по дереву, мне и крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью я прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»
Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?
8 задание ( по 1 баллу за слово)
Найдите в рассказе фактические ошибки подчеркните их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.
1. Назовите каждую группу обобщённым словом-понятием?
а)Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи- ____ горы
б)Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания-___ острова
в)Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа-____ части света
г)Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская-__ равнины_
д)Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара- ___ пустыни
е)Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское ____ моря
Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.Соедините стрелками.
Насекомые 3, 5, 6, 7 Птицы 1, 4, 7 Звери 2, 8
Максимальное количество баллов за задание- 9 баллов
Выпишите нужные предметы из представленных объектов природы по 2 группам. Гранит, мох, спички, ящерица, снег, мост, река, человек.
Неживая природа : гранит, снег, река
Сделано руками человека: спички, мост.
Решите экологические задачу:
30 лет пролежит банка, 130 лет пролежит пакет.
Определите животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:
а) летучие мыши, воздушная
Ответ: 1) опята 2) поползень
Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?
Рожь растет, мыши едят рожь, а лисы едят мышей. Если уничтожить лис, то мышей никто не будет есть, их станет очень много и они съедят всю рожь. Следовательно, останутся одни мыши. А постепенно и у них не будет еды. Вся цепочка исчезнет.
Найдите в рассказе фактические ошибки подчеркните их. ( По 1 баллу).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1306922
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Олимпиада по окружающему 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Олимпиада по предмету «Окружающий мир» 4 класс
В какой строке перечислены только тела?
А) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода
Б) парта, доска, стол, стул, лампа
В) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар
2. О каком животном идет речь в предании?
Когда Ной плыл в своём Ковчеге, спасаясь от Всемирного потопа, поднялся такой шторм, что деревянная посудина дала течь. Одно сообразительное животное заткнуло дырку носом, от холодной воды нос остался навсегда влажным и холодным.
Что произойдёт, если в цепи питания рожь – мышь – лисы люди уничтожат лис?
А) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
Б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
В) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечёт за собой уменьшение количества мышей
4. Какое полезное ископаемое в старину называли «земляным дёгтем»?
Различают ли природные зоны в океане?
Какой из предметов сделан из того, что когда – то было живым?
7. Какие системы органов помогают человеку:
А) очищать организм от вредных веществ
Б) снабжать органы питательными веществами
Составьте и запишите из этих букв слова – названия рек России ( буквы можно использовать несколько раз).
Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р
Найдите в рассказе ошибки.
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более тёплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.
Однажды на один из городов США полился необычный дождь: с неба сыпались камешки, водоросли и даже лягушки! Какое природное явление предшествовало такому «дождику»?
Житель засушливых пустынь, кактус запасает в своём стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки?
На каком континенте нет ни одной реки?
Впишите нужное слово.
А) план – это ……………….. местности
В) расстояние на карте ……………………….. в сотни тысяч раз. Это ………………….
14. Что такое заповедник? Выберите наиболее правильный ответ.
А) участок, где запрещена охота
Б) участок земли, где вся природа находится под строгой охраной
В) участок земли, где запрещено собирать ягоды и грибы
Ответы к олимпиаде по предмету «Окружающий мир» 4 класс
А) органы выделения, Б) кровеносная система
Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал
Сороки, ёж, заканчивался сенокос
Чтобы испарялось как можно меньше воды
А) чертёж, Б) карта, В) уменьшение или увеличение, масштаб
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-408092
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.