Что будет если воскресить человека
Воскрешение из мертвых
Воскрешение из мертвых – одна из самых загадочных, самых бередящих любопытство тем. Для чего это? Как оно будет? Сразу возникают вопросы: если человек прошел несколько воплощений в разных телах, в каком теле он встанет из праха? Если он был женат несколько раз, с какой из жен он будет? Воскресают голыми или одетыми? Больными или здоровыми? В каком возрасте, в том, в котором человек умер, или как? И всяческие другие вопросы.
В каббале приводится такая аллегория: зло подобно кожуре плода, и оно полезно, когда плод растет – кожура его охраняет от опасностей. Мы видим это в детях – они полные эгоисты и способны думать лишь о себе, но именно это помогает им расти и развиваться, эгоизм детей, он хороший и вызывает лишь умиление взрослых.
Но для того, чтобы зло приносило пользу, есть два условия: 1) кожура должна существовать отдельно от плода, вне его, между ним и внешним миром, и 2) после созревания плода ее выбрасывают. А как ее выбросить, если она смешалась с мякотью плода и стала его частью?
Есть еще объяснение (ведь жизнь объемна, и одно и то же явление можно рассматривать с разных сторон), для чего нужно воскрешение из мертвых: человек в своей жизни делал не только зло, но и добро. Он выполнял семь заповедей ноахидов, шел против течения, терпел насмешки или просто вместо того, чтобы жить для себя, он ограничивал себя. Человек, выполняющий заповеди Б-га, называется «благочестивым», и чтобы им стать, надо приложить усилия. Это работа.
За работу полагается плата. Рабочий получает еду и одежду (или деньги, на которые можно это купить). Награда за службу учителю – мудрость, которую ученик ищет. А еще учитель может указать ему цель его жизни, научить пути, как заслужить жизнь вечную – такая награда несравненно выше.
Есть много уровней добра, известных нам, но еще больше – неизвестных. Общее в них то, что душа или тело получают наслаждение. Однако и душа, и тело – ограничены. И наслаждения, которые они способны воспринять – ограничены. Поэтому и награда, которую они могут получить, ограничена.
Но если человек выполняет заветы Творца, очищает себя и совершенствуется, это объединяет его с Б-гом. Нет служения более высокого, чем служение Б-гу, и нет добра больше того, что исходит от Б-га. Это самая большая награда, которая только возможна, но главное в ней то, что награда эта не ограничена. Это – жизнь вечная и блаженство вечное (слова затертые. хххсс. ). Чтобы получить такую награду, душа вновь должна соединится с телом, ведь они служили вместе. И награду будут получать вместе.
Еще объяснение: в этом цель творения мира. Мы видим, как вся природа стремится вверх: неорганические элементы впитываются в растения и становятся частью их, поднимаются на их уровень; растения поедаются животными и возносятся на их уровень; животных кушает человек, так животные становятся человеком. И нет разницы между частью человека, изначально рожденной человеком и той его частью, которая потом пришла в него из более низких уровней в виде еды. Вообще, все люди – это тело Первого Человека, созданное руками Б-га, плюс вся еда, которую они съели на протяжении своей истории.
Человек же по милосердию Б-жьему служит Б-гу и подниматься духовно; так, через человека, и вся природа служит Б-гу.
Но такое единство – внешнее, оно обусловлено поведением человека, выполнением им Б-жьих заповедей. В будущем, после воскрешения из мертвых, единство человека с Б-гом станет внутренним, сущностным. А через человека и вся природа соединится с Б-гом. Все сольется с Б-гом, и это есть цель творения.
Воскрешение из мертвых.
2) Воскрешение из мертвых нужно для того, чтобы люди смогли получить награду за служение Б-гу. Все, кто заслужил, удостоятся воскреснуть.
Человек, как и все остальные творения, создан таким, что он может подниматься с уровня на уровень по лестнице совершенства. Это его обязанность. Он должен приложить к этому все свои силы, и когда он приблизится к пределу своих возможностей, ему помогут Свыше, и это даст ему больше, чем он смог бы достичь самостоятельно. Говорится в Талмуде [1]: «Человек освящает себя немного внизу в этом мире – его освящают много сверху в будущем мире». В каббале это называется «пробуждение снизу вызывает пробуждение сверху» или еще: «пробуждение сверху, которое происходит после пробуждения снизу».
Б-г в Своем милосердии указал человеку путь к совершенству, и путь этот объемлет всю его жизнь от первого мига до последнего. Ведь совершенство любой вещи зависит от ее устремления к цели, ради которой она была создана.
Цель всего творения (и человека в частности) в том, чтобы, стать сосудом для Б-жественной сущности. А именно, чтобы материальный мир стал столь чист, что Б-г мог бы в нем проявиться в абсолютно полной мере. Это достигается устранением своего «я» перед «Я» Б-га, и в этом заключается мудрость Б-га и Его заповедей. Как написано [2]: «И заповедал Г-сподь соблюдать законы эти, дабы трепетали вы перед Г-сподом». Это объясняет, почему Б-г дал заповеди душам, одетым в материальное тело: для того, чтобы они создали из физической материи обитель Б-гу.
Как в служении идут от простого к сложному, так и в духовном поднимаются по ступеням снизу вверх. Так же и награда, которую человек получает за свое служение, приходит постепенно, и вместе с наградой человеку дают силу ее принять – его постепенно очищают, дабы он смог воспринять свет духовного и Б-жественную сущность. Это и есть истинная награда.
Конечно, есть исключения, и бывает, что Б-г открывается людям безо всякой связи с их поступками, как это было при выходе из Египта и даровании Торы. Но это исключения. В целом творение очищается и движется к совершенству постепенно. И даже если кто-то ошибся и упал, и вместе с ним упала часть мира, которая к нему относится и от него зависит, тем не менее, когда он вернется, он поднимет себя и свою часть мира на ступень более высокую, чем это было до падения.
В целом, по большому счету, есть три эпохи: этот мир, время Машиаха и воскрешение из мертвых. «Этот мир» – это время войн между материей и духом, между добром и злом, светом и тьмой. Иногда побеждает добро, а когда и.
Во времена Машиаха война закончится, добро и зло будут разделены, человечество достигнет своего совершенства и будет занято исключительно постижением Б-га. Но зло, как таковое, еще останется, и поэтому все, кто будут жить во время Машиаха, умрут, и только после этого воскреснут. В эпоху Машиаха все достигнут своего совершенства в смысле служения Б-гу настолько, насколько возможно силами человека и с помощью награды. Более того, эпоха Машиаха и есть главное время служения.
После воскрешения из мертвых зло исчезнет совсем. Б-г, аллегорически выражаясь, зарежет ангела смерти и злое начало в человеке. Совершенство не будет зависеть от служения и награды за него, а будет связано лишь с тем, что дают человеку сверху. Поэтому заповеди исчезнут [3], а все будут сидеть (не забываем, что это аллегория!) и наслаждаться постижением сущности Б-га. Это и называется, что мир станет сосудом для Б-га, т. е. будет очевидно, что мир и Б-г суть одно. И поэтому это будет время, когда души вернутся тела, ибо в этом и есть совершенство, и именно в этом изначальная цель творения.
[1] Йома, 39:1.
[2] Дварим, 6:24.
[3] Понятие заповеди подразумевает, что есть двое: тот, от кого заповедь исходит, и тот, к кому она обращена. Заповедь – это то, что Б-г хочет от человека, это желание Б-га, а не человека, и человек выполняет ее против своей воли, что требует душевной работы, которую мы называем служением. В будущем, когда человек и Б-г не будут разделены, а будут единым целым, желание Б-га станет и душевной потребностью самого человека. Поэтому мы говорим, что заповеди исчезнут, и не будет служения и награды за него.
Воскрешение из мертвых.
Часть 3
Здесь мы рассмотрим, как произойдут те или иные детали.
Время. После того, как Машиах утвердится царем народа Израиля, победит всех врагов народа Израиля, и будет построен Храм, закончится рассеяние евреев по всему мире, все они соберутся в земле Израиля. Через сорок лет после этого произойдет воскрешение из мертвых [1].
Место. Где бы ни был человек похоронен, его душа соединится с телом в земле Израиля. Тела тех, кто похоронен в чужой земле, с великой болью пройдут под землей, дойдут до земли Израиля и там выдут на поверхность. Но для тех, кто при жизни был праведен, образуются что-то вроде туннелей, и они пройдут без боли [2]. Конечно, кости сами двигаться не умеют, двигать их будет ангел Гавриэль [3].
В Талмуде сказано, что есть несколько категорий людей, у которых нет удела в будущем мире из-за их грехов. «Нет удела» означает, что они не смогут иметь свой отдельный удел, а будут питаться от удела праведников [4].
Старые души, которые уже были в мире не один раз в различных телах. Если человек за одну жизнь исправил только часть своей души, то эта часть и воскреснет в данном теле. То, что человек исправил при жизни в другом теле, воскреснет в другом теле [5]. Однако не следует думать, что человек, который воскреснет, будет с куском души. Душа – сущность духовная, и в каждой ее части есть всё. Хотя, по отношению к целой душе это лишь часть, но внутри себя она цельная.
Более того, все души вместе составляют одну целую душу первого человека Адама. Есть души, произошедшие из его головы, есть из волос, и так далее [6].
Как человек ушел из этого мира, так он и воскреснет: слепой – слепым, немой – немым, глухой – глухим. Похороненный в одежде, встанет в одежде. Воскресают в том виде, как есть, а потом Б-г всех излечит и оденет [7]. Но, возможно, что мертвые встанул в той одежде, в которой обычно ходили при жизни [8]. В Зоѓар [9] говорится, что слепые излечатся светом солнцем, который будет неограниченной силы.
Порядок. Те, кто похоронены в земле Израиля, воскреснут первыми, а потом воскреснут те, кто похоронен в других землях. А уже после этого воскреснут праотцы еврейского народа Авраам, Ицхак и Яаков. Это для того, чтобы земля уже наполнилась людьми, которые будут им радоваться и ликовать [10]. Дело в том, что праотцы первыми постигли Б-га, поэтому им полагается такой почет.
Вначале из земли выдут праведники, потом мудрецы, потом обладатели добрых дел [11]. Их будут вызывать по именам в алфавитном порядке, и они будут вставать из праха. Но скромные воскреснут первыми, не дожидаясь вызова[12].
Тело будет то самое тело, какое было при жизни, новое создано не будет. Ибо тело не сгнивает полностью, всегда остается одна косточка. Когда придет время, Б-г оросит ее «росой жизни», она станет, как закваска для теста, и тело отстроится заново [13].
Будет ли Страшный суд? По этому поводу мы находим расхождение мнений: 1) после воскрешения из мертвых будет Страшный суд, каждого будет судим по его делам [14]. 2) каждого человека судят сразу после смерти, он получает наказание, и нет места новому суду [15]. 3) евреев судят и наказывают в течение жизни всякими несчастьями и после смерти, а ноахидов будут судить в день Страшного суда [16].
Те же, кто умрут незадолго до воскрешения, получат столь концентрированное наказание, что за короткое время искупят то, что другие за долгое. Подробный разбор всех трех мнений со всеми за и против см. книгу Нишмас Хаим.
Жизнь после воскрешения: не нужно будет ни есть, ни пить, ни зарабатывать. Не будет ненависти, зависти и раздоров. А будет – праведники сидят, короны на их головах, и все наслаждаются сиянием, исходящим от Б-га [17]. Не будет смерти, все будут существовать вечно [18].
Будет ли воскрешение после кремирования? В Мидраше [19] говорится так: «Спросил Адриан, игрок в кости, у рабби Еѓошуа бен Ханания: «Откуда Святой, благословен Он, восстановит тело человека в будущем?». Сказал ему: «Из косточки луз. Сказал тот: «Покажи мне ее!». Принес ему. Положил в воду, не растворилась. Бросил в огонь, не сгорела. Положил на наковальню и стал бить молотом, треснула наковальня и развалился молот, а косточка не пострадала».
Иными словами. Воскресение из мертвых выходит за рамки известной нам природы, поэтому не следует искать аналогий в окружающем мире. Уж если ее искать, то в пробуждении природы весной или после засухи. К тому же, вряд ли сегодня мы способны определить косточку луз. Но все это не главное.
Главное в том, для чего нужно воскресение. Дело в том, что грехом первого человека зло вошло в него и стало частью него, и его души, и его тела. Изначально человек был создан так, чтобы жить вечно, но теперь, после греха, он должен умереть, чтобы тело сгнило и очистилось от зла, душа очищается в гейѓиноме, то есть в аду. После этого очищенное тело будет восстановлено, и очищенная душа войдет в него. Тогда человек сможет получить награду за свое служение при этой жизни. На этом и следует сосредоточиться – на служении.
Служение же заключается в том, чтобы, как сегодня модно говорить, «фильтровать» свои мысли, слова и поступки. Требуется постоянное внимание и средоточие на том, что эти три проявления души человека были исправными, то есть соответствовали воле Творца. Для этого нужно изучать Его волю, изложенную в Торе, данной в Синайском откровении.
PS. Мы не утверждаем, что воскреснут все. Воскресение является наградой за служение.
[1] Брахот, 49:1; Мидраш Танхума, гл. Ноах, 11; Рамбам, законы царей, гл.11; письмо его славы и святости Любавического ребе Шолома Дов-Бера, сборник писем №1, стр. 23.
[2] Ктубот, 111:1.
[3] Зоѓар, часть 1, стр. 128:2.
[4] Мидраш Тальпиот, раздел Хелек, от имени Бахье и Раканти.
[5] Эц Хаим, 4-е предисловие.
[6] Шмот Раба, гл. 40.
[7] Берешит Раба, гл. 95; Зоѓар, часть 3, стр. 91:1.
[8] Пиркей де рабби Элиэзер, гл. 33, 77.
[9] Зоѓар, часть 1, стр. 203:2.
[10] Авкат рохель на Зоѓар, стр. 168:2.
[11] Зоѓар в разных местах.
[12] Мидраш приводится в книге Оѓев Исраэль, ликутим, гл. Браха.
[13] Зоѓар, часть 2, стр. 28:2.
[14] Нахманид, Сефер Гмуль и др.
[15] Абарбанель в Мааяней ѓа-ешуа.
[16] Аризаль, приводится в Нишмас Хаим, маамар 1, гл. 17.
[17] Брахот, 17:1.
[18] Санѓедрин, 92:1.
[19] Ваикра раба, Мецора, параша 18.
вопрос= Воскрешение должно иметь понятный смысл и не должно противоречить физическим законам, автором которых является Творец.
Зачем возвращаться на землю людям, жившим тысячи лет назад? В духовном мире у них должна быть более приятная жизнь, там нет ограничений времени и пространства. Единственное, зачем необходимо воскрешение — это для того, чтобы умершим душам подняться на более высокий духовный уровень, но для этого не нужно воскресать в своем бывшем теле. В книге Божественный Принцип есть глава посвященная вопросу воскрешения.
ответ= 1) Наша культура – культура Книги. Мы изучаем Книгу, и из нее черпаем знания, на основе которых смотрим на окружающий мир; мы смотрим на мир глазами Книги, данной Б-гом в Синайском откровении. В этом отличие культуры Монотеизма от всех остальных: отправной точкой является Книга, в противоположность всем остальным культурам, когда книги пишутся, возможно и умными, но людьми. Ум человека ограничен, он может постичь истину только частично, остальная часть его сочинения это вымыслы и домыслы; разделить же между первым и вторым не представляется возможным.
2) Каббала и хасидизм учат, что целью творения является материальный мир, а не духовный. Материальный мир ниже духовного; духовный мир выше и предшествует материальному в процессе созидания, и если оказалось, что духовного мира недостаточно и процесс созидания продолжился, и в результате был сотворен материальный мир, это означает, что именно материальный мир и является конечной целью.
3) Для чего? В духовных мирах есть какое-то раскрытие Б-жественности, а в материальном мире Б-жественность скрыта полностью. Это самый нижний мир; полное сокрытие Б-жественности выражается в том, что в этом мире существует возможность действовать против Б-га. С другой стороны, полное сокрытие Б-жественности создает условия для полной свободы выбора. Ведь если Б-жественность раскрыта, хотя бы чуть-чуть, невозможно выбрать что-либо, кроме Нее.
4) Итак, цель творения в том, чтобы человек, будучи абсолютно свободным в своем выборе, выбрал Б-жественность, а не материальность. У души, самой по себе, такой возможности выбора нет, поэтому награду за выбор получит целый человек. Не часть человека (душа человека или тело человека), а человек целиком – душа в теле. Для этого мертвые снова воскреснут.
5) В чем заключается награда. В том, что Б-жественность раскроется и станет явной. То есть, наградой за то, что человек выбрал Б-жественность, не видя Ее, будет раскрытие Б-жественности: человек будет видеть Б-га. А Б-г – это всё. То есть раскроется, что все бытие, включая самого человека, есть Б-г, и это будет явно.
6) Награда несет личностный характер. Каждый человек получит награду за свой труд. Поэтому воскреснет каждый (кроме тех, кто не удостоится этой награды). Для Б-га не имеет значения, жил человек недавно или давно, для Б-га время, вообще, значения не имеет.
7) Воскресение возможно лишь силой Творца и выходит за рамки природы, поэтому никаким законам природы соответствовать не должно. Это – чудо, как и само сотворение человека (и природы, и всего). Законы природы не вечны: они были сотворены к определенный момент времени и до этого их не было, поэтому и существовать они будут столько, сколько захочет Тот, кто их сотворил. В пророчестве сказано (Йешаяѓу, 65:17): «Ибо вот Я творю небеса новые и землю новую, и не будет упомянуто прежнее…», из чего видно, что в будущем мир обновится.
8 вопросов про воскресение мертвых
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Не является ли ожидание воскресения мертвых просто принятием желаемого за действительное?
С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.
Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.
Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.
Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?
Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.
Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).
Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.
Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.
При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах?
Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.
Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?
Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.
Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?
Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.
Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?
Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.
Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?
Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.
Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?
Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.
Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?
Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.
Глубокая заморозка мозга: когда оживут крионированные люди
Крионика — технология охлаждения умерших людей и животных до сверхнизких температур. Технологии воскрешения после разморозки организма пока не существует. Клиентам компаний, предлагающих заморозку и хранение останков до лучших времен, остается надеяться на врачей будущего, которые смогут разморозить пациента, реанимировать его, вылечить неизлечимую в наши дни болезнь и заменить изношенные органы. Тем не менее число людей, желающих заморозить после смерти себя, своих близких и домашних любимцев, продолжает расти. Кто решается на такую процедуру, во сколько она обходится и какие на данный момент есть перспективы воскрешения замороженных организмов — разбирались «Известия».
Люди, птицы и хомяк
Число замороженных и хранящихся в специальных условиях пациентов в наши дни уже превысило 400 человек. Еще несколько тысяч заключили договор, в соответствии с которым их должны заморозить после смерти. Две самые крупные в мире компании, предоставляющие услуги криоконсервации, находятся в США, это Cryonics Institute (CI) и Alcor Life Extension Foundation.
В Alcor находится самый первый из добровольно замороженных людей — профессор психологии Калифорнийского университета Джеймс Бедфорд. 73-летнего пациента, страдающего неизлечимым раком почек с метастазами в легких, заморозили 12 января 1967 года, спустя несколько часов после установления факта физической смерти.
К 30 апреля 2019 года в Alcor было зарегистрировано 168 уже замороженных криопациентов и 1256 членов организации — тех, кто только заключил с компанией договор. В CI к марту 2019 года на криосохранении находились 174 человека и 168 животных, а также были зарегистрированы 1594 члена организации.
На третьем месте по числу криопациентов в мире находится российская компания «КриоРус». К 28 ноября 2018 года здесь крионированы 66 человек и зарегистрировано около 200 клиентов. Кроме того, заморозке подверглись 33 животных — собаки, коты и кошки, птицы, шиншилла и хомяк.
Президент и главный исполнительный директор Alcor Life Extension Foundation, доктор Джерри Лемлер
Кроме того, по мнению специалистов, большим потенциалом в этой сфере обладает Китай. В августе 2017 года компания Yinfeng Biological Group криоконсервировала первого пациента — в городе Цзинань при содействии госпиталя Куили, относящегося к Шаньдунскому университету, заморозили 49-летнюю Чжан Уэнлиан, скончавшуюся от рака легких.
Мозг или тело?
Процедура крионирования проходит в несколько этапов. Сперва необходимо провести перфузию — заместить кровь пациента специальными растворами, так называемыми криопротекторами. Если этого не сделать, то при заморозке кровь превратится в лед, кристаллы которого разрушат ткани. Эту сложную операцию проводят 7–10 человек и продолжаться она может до 12 часов. После перфузии тело погружают в жидкий азот — при температуре минус 196°C химические реакции практически останавливаются. Замороженные тела хранят в сосудах Дьюара — специальных баках, похожих на гигантские термосы. В одном таком сосуде помещаются тела 9–12 человек.
Крионисты предлагают заморозку в двух базовых вариациях — всего тела полностью или только мозга (нейроконсервация). Если тело сохранить полностью, то возможно, его удастся омолодить и вылечить с помощью наночастиц и нанороботов. При этом сторонники крионики убеждены, что для сохранения личности человека достаточно будет спасти мозг, потому что в нем хранится память человека. Туловище же рассчитывают вырастить абсолютно новое, например, из стволовых клеток самого пациента.
Есть замыслы и посмелее — оцифровать мозг и загрузить его цифровую копию в компьютер, как в нашумевшем сериале «Черное зеркало», основанном на трансгуманистических идеях.
Операционная комната Alcor Life Extension Foundation, врачи проводят перфузию во время подготовки к крионированию
Главный аргумент крионистов, используемый для привлечения клиентов, — альтернативы этому способу попросту нет. Либо вы просто умрете, либо вы умрете и заморозите себя, тем самым получив, может быть и микроскопический, но всё же шанс на продолжение жизни. Ведь, несмотря на то что современные технологии на сегодня не способны разморозить усопшего и вернуть его к жизни, нет доказательств, что это невозможно в принципе.
Дождаться Ласки
Елена Милова, член совета директоров Life Extension Advocacy Foundation, некоммерческой организации, поддерживающей научные исследования в области биологии старения, заморозила свою кошку.
— Мою кошечку звали Ласка, имя ей придумал папа. Она родилась у нас в доме и прожила 20 лет и 3 месяца, — вспоминает Елена. — По кошачьим меркам она считается долгожителем. Ласка чутко реагировала на события в семье, понимала, если у кого-то трудный период, приходила утешать. К сожалению, время не остановить, она состарилась, заболевания резко усугубились, и тут пришло осознание, что скоро я ее потеряю. Тогда я и решила, что люблю ее достаточно сильно, чтобы встать на пути смерти и дать Ласке шанс на дальнейшую жизнь с помощью крионики. Я пережила потерю нескольких близких людей, и потому идея крионики мне сразу понравилась. Вероятность того, что крионика сработает, на мой взгляд, довольно велика. Гораздо труднее предсказать, когда именно она сработает — через 10 лет, 30 или 100. Для возвращения криопациентов к жизни, и особенно для восстановления их личности, их памяти, требуется комплекс технологий, каждая из которых сейчас находится на раннем этапе развития. Моя новая встреча с Лаской состоится, по всей видимости, еще не скоро. Но я очень по ней скучаю и готова ждать.
Крионированная кошка Ласка
Хозяйка Ласки и сама не прочь прибегнуть к крионированию, если не удастся дожить до технологий полного управления старением или произойдет несчастный случай.
— Лекарства от старения уже создаются, они вот-вот начнут входить в клиническую практику, и я планирую пользоваться ими, чтобы сохранить здоровье как можно дольше, — говорит Елена. — Крионика — это план Б.
Спокойные соседи недорого
Не меньшей популярностью у россиян пользуется и услуга по крионированию домашних животных. Многие не желают отправляться в будущее без питомцев, давно уже ставших членами семьи. Цены здесь самые разные.
— Оценивать животных сложнее, потому что они разные по размеру, — говорит генеральный директор «КриоРуса» Валерия Удалова. — Люди-то все одинаковые, а животные, по поводу которых к нам обращались, — от миниатюрного хомяка до 80-килограммовой кавказской овчарки.
Заманчивые перспективы
Стандартный криодоговор, который заключают клиенты, рассчитан на 100 лет. С автоматической пролонгацией на 25 лет, если человечество не научится оживлять пациентов к тому моменту.
Для нашего современника проснуться в XXII веке будет равносильно переезду аборигена из джунглей Бразилии в Нью-Йорк, уверена Удалова. Мир меняется стремительно, и сценариев будущего у человечества множество. Начиная от глобальной катастрофы и порабощения человека искусственным интеллектом до появления гуманистического общества и сверхлюдей.
— Давайте прямо скажем, кто бы у нас ни умер в семье, через несколько лет мы с этим смиряемся и живем дальше, мы так устроены, — говорит Валерия Удалова. — Человеку помогут пережить этот момент для того, чтобы он дальше жил и реализовывал себя.
Еще до конца XXI века технологии позволят возвращать пациентов к жизни после заморозки, уверена глава компании. В 2008 году она крионировала свою маму, кроме того, заморозке подверглась ее собака Алиса, да и на себя она заключила договор.
Незаменимая технология
Методов, которые обеспечат выживание криоконсервированных людей и животных, пока что не существует. Несмотря на это, заморозку успешно применяют на практике — для хранения крови, спермы, эмбрионов для процедур искусственного оплодотворения или кожи, предназначенной для пересадки, рассказала «Известиям» эмбриолог, научный сотрудник Института биологии развития им. Н.Н. Кольцова РАН Елена Шафеи.
В частности, услуга по замораживанию спермы в криолабораториях пользуется популярностью cреди профессиональных спортсменов на случай травмы.
Умеренное понижение температуры тела также используется в криотерапии для спасения новорожденных. В 2010 году английские врачи на четыре дня охладили до 33,4°C четырехмесячного Финли Бертона после сложнейшей операции на сердце. У мальчика было учащенное сердцебиение, что угрожало его жизни. Охладить ребенка нужно было для того, чтобы у него в организме затормозились все реакции. В итоге Финли выжил и сейчас, спустя восемь лет, ничем не отличается от своих сверстников.
Мозг в холодильнике, тело в земле
Руководитель фонда «Наука за продление жизни» Михаил Батин крионировал мозг своего дедушки.
— Незадолго до смерти я разговаривал с ним по поводу крионирования, он нормально к этому отнесся. Будучи пожилым человеком, отшучивался, говорил: «Делай, что хочешь». Процедуру я оплатил сам, а вот мое крионирование в будущем, надеюсь, оплатят родственники. Мозг дедушки хранится в сосуде Дьюара в хранилище «КриоРуса» в Сергиевом Посаде, но у него есть и могила. Он жил в Пермской области, там его и похоронили.
Батин уверен, что крионирование — «лучший шаг, в худших обстоятельствах».
— Если человек умер, то что делать? Есть несколько вариантов погребения: похоронить, сжечь, — рассуждает он. — Мне кажется, что лучше всего заморозить.
Жертва науки
Есть ли у крионики реальное научное обоснование? С этим вопросом «Известия» обратились к кандидату биологических наук, члену комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Александру Панчину.
— С одной стороны, нет никаких доказательств того, что человека или хотя бы его мозг, можно заморозить, а потом успешно разморозить. Сегодня показанной и продемонстрированной технологии не существует. С другой стороны, сам факт существования крионики дает некоторую мотивацию для очень важных научных исследований в этой области. Очень часто люди, которые занимаются крионикой, вкладываются в разработку криопротекторов — веществ, уменьшающих повреждения клеток тканей при заморозке. И в этой области достигнуты достаточно большие успехи.
Карен Бауман, руководитель лаборатории криобиологии, заполняет резервуары жидким азотом
Такого грандиозного успеха, чтобы заморозили крупное млекопитающее, потом разморозили и оно бы ожило, нет. Но на некоторых простых живых организмах успешные эксперименты были. Поэтому мне видится, что здесь есть несколько сторон. Если людей честно предупреждают о том, что совершенно не факт, что их когда-нибудь воскресят, что это очень маловероятный сценарий, то я в этом не вижу шарлатанства. Я не понимаю, чем это хуже, чем другие ритуальные услуги по погребению. Если такое утверждение есть, тогда это, конечно же, обман. У нас нет данных, что можно кого-то будет воскресить с помощью современных технологий. Но мне кажется, люди, которые соглашаются на крионирование, приносят некоторую пользу для науки.
Но для представителя среднего класса — это не то, куда имеет смысл инвестировать. К крионированию часто обращаются люди, которые тяжело больны, и мне кажется, им лучше деньги потратить на лечение. Таким образом вложенные средства повысили бы вероятность выздоровления, принимая во внимание очень маловероятный шанс того, что в будущем удастся воскреснуть.