Что будет если выкопать могилу человека
А Вы знаете, что нельзя делать родственникам покойного на похоронах?
Во все времена и у всех народов похоронный обряд был строго регламентирован. Соблюдение определенных правил поведения на прощальной церемонии обязательно для всех ее участников, и особенно для родни почившего.
Не копать могилу
Одно из распространенных предписаний и сегодня запрещает родне копать могилу для почившего. В Сибири и Центральной России считалось, что копание могилы для родного человека приведет к новым утратам. Поэтому для этого приглашали мужчин-копщиков. Интересно, что для их защиты от смерти старообрядцы повязывали каждому копщику на руку полотенце, а голову в холода покрывали женским платком (шапку надевать запрещалось даже при самом лютом морозе). Старались найти четное количество копщиков, однако на практике копали могилу столько человек, сколько вызывались. Чем больше людей – тем быстрее получалось. Выкопать могилу можно было как в день похорон, так и заранее. И если это делалось накануне или за несколько дней, то могилу накрывали крест-накрест лопатами.
Не делать гроб
Родственникам также зачастую запрещалось делать гроб.
Не омывать тело
Православная церковь настаивает на том, что омовение тела должны проводить родственники, чтобы отдать последнюю дань уважения умершему и продемонстрировать свое бесстрашие перед ликом смерти. Но народная традиция идет вразрез.
Как отмечает в монографии «Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник» Елена Фурсова, в посмертных заботах о скончавшемся родственники участия не принимали, для этого в дом приглашали посторонних, и отказываться от такого приглашения никто не имел право.
Если сам почивший не давал заранее никаких распоряжений по поводу того, кому он поручает омыть его после смерти, выбирали мойщиков по гендерному признаку: для умершего мужчины звали мужчин, для скончавшейся женщины – женщин. В некоторых областях омовение поручалось только старым девам или вдовам. В ходе омовения соблюдался свой порядок. Остатки мыла после данного процесса либо делили на всех мойщиков (и тогда кусочки мыла становились оберегами), либо клали в гроб рядом с телом. Воду выплескивали туда, где она не навредит людям и скоту. Постель сжигали. Интересно, что во многих регионах России мойщиков не допускали к приготовлению поминального обеда.
Не выносить гроб
По негласному правилу гроб с телом не следует нести близким родственникам усопшего. По народным поверьям это считается, во-первых, плохим тоном: родня словно демонстрирует желание поскорее избавиться от покойника, а во-вторых, это может спровоцировать новые смерти в семье.
Православная церковь с народной традицией не согласна: запрет на ношение гроба родными – ничем необоснованное суеверие. По словам архимандрита Русской православной церкви и наместника Троице-Сергиевой лавры Августина (Пиданова), вынос гроба близкими людьми изображен на многих иконах.
Не мыть полы
Одно из наиболее часто выполняемых сегодня правил – запрет на мытье полов после выноса тела кем-то из родственников. Это вполне логично: родные отправляются вслед за умершим на кладбище, поэтому они физически не могут сразу выполнить обряд очищения помещения. Делать это обычно поручают кому-то из знакомых или друзей, причем начинать мытье пола следует от углов, продвигаясь к двери, из которой вынесли гроб. Важно, что обряд очищения необходим был и для всех участников похорон: по возвращению домой все обязательно умывались, а много где на Руси еще было принято и в баню сходить.
Не садиться за стол первыми
После возвращения с кладбища родственники первым делом прикасались к печи или заглядывали в нее, чтобы «очиститься огнем» от общения со смертью. Затем родные умершего приглашали всех к столу. Во многих областях родные обязаны были прежде усадить за поминальный стол копщиков, затем – соседей и знакомых и только в последнюю очередь занять места сами. И хотя сегодня сложно представить поминки без спиртного и без накрытой хлебом стопки для умершего, в позапрошлом веке, особенно в среде старообрядцев, поминальная трапеза с хмельными угощениями расценивалась как греховная. И уж тем более запрещалось выпивать на поминках близким родственникам.
Почему родственникам нельзя копать могилу?
Существует множество ритуалов, призванных отправить в «иной» мир усопшего. Закапывание в Землю — это один из самых древних обрядов, «утилизирующих» отжившего свой век человека. Раньше и сейчас для этой «миссии» приглашали и приглашают «профессиональных» копателей, которые готовят могилу к принятию тела и потом закапывают его. Нередко в роли копателей используют обычных «любителей» выпить из числа местных жителей села, города. Всё зависит от финансового благополучия тех, кто хоронит близкого родственника.
Но бывают такие ситуации, когда пригласить некого (характерно для деревень, лишённых профессиональных похоронных агентств, небольшого по плотности населения села). Но в даже таких случаях никто не рискнёт просить родственников усопших копать могилу и закапывать потом покойника, так как это считается очень плохим знаком. Родственник может стать следующим на очереди в могилу. Он, словно закапывает часть себя вместе со своим близким. Но даже в том случае, если копают люди посторонние, не связанные с усопшим родством, то на их руку повязывают специальные «тряпочки», чтобы обезопасить человека от смерти.
Закапывание усопшего – это часть ритуала погребения. Он связан со смертью и вызывает у людей первобытный страх, побуждает придумывать различные легенды и мифы, чтобы объяснить своё поведение.
Почему родственникам нельзя копать могилу?
При кремации нельзя класть иконы в гроб. Их нельзя сжигать, и они тоже могут забрать за собой.
Можно списать все эти случаи на то, что люди очень впечатлительные любят верить не в случайные совпадения, а в мистические возможности.
Конечно, лучше обезопасить себя и не участвовать в погребении своих родственников. Предоставьте это дело профессионалам.
Если посмотреть на закапывание с точки зрения логики, то следует вспомнить о тех случаях, когда в люди сами закапывали своих жён и детей во дворе своего дома, но мало из них тех, кто вскоре умер. Если обратить на это внимание, то суеверие о том, что копать могилу нельзя родственникам представляется фантазией и замаскированной под правду «ложью». Каждый человек для себя делает выбор самостоятельно.
2 комментария
Какими только мифами не обрастает такое, в сущности, простое действие, как похороны… Оно, в общем, понятно — смерти и мертвецов всегда боялись, и больше всего страшило оказаться на месте умершего или последовать за ним. Думаю, что сейчас уже пора прекратить обращать внимание на эти предрассудки. Другое дело, что родственники должны скорбеть о покойном, а не копать могилу…
Жаль, что нельзя поставить класс вашему комментарию. Все четко сказано!
Редкая профессия. Монолог могильщика
Юга.ру продолжают цикл интервью с представителями редких и интересных профессий. На этот раз журналист встретился с копальщиком, который работал на Славянском кладбище в Краснодаре. На условиях анонимности он рассказал о том, как можно попасть в мортальный бизнес, о делении Славянского кладбища на христианскую, мусульманскую и цыганскую части и мародерах.
Читайте также:
Мортальный бизнес очень закрытый, в него просто так не попасть. Вы видели когда-нибудь вакансии Славянского кладбища? Я — нет. Обычно устраивают своих родственников те, кто уже работает в структуре. Так было и со мной: я искал работу, и мне предложили должность копача, официально — организатор похорон. Это хлебная работа, я согласился и проработал там год. Ушел, потому что здоровье перестало позволять.
На Славянском кладбище работает несколько бригад копачей. Я приходил к девяти утра, и первым делом мы с мужиками пили кофе, это обязательный утренний ритуал. Бригадир выдавал расписание похорон на день и карту кладбища, и мы начинали работу. Выкопали одну яму — поехали на следующую. За день может быть две-три, а может — 15. Рабочий день заканчивается с заходом солнца.
Задача копача — выкопать и обрамить яму, заколотить гроб, опустить его в яму, закопать и установить крест и венки. Если на участке много свободного места, то яму копают трактором, но обычно все-таки вручную. Одна яма стоит 500 рублей. Есть услуга ВИП-похороны — это когда все как в американских фильмах: гроб опускают с помощью лифта в идеальную яму, все проходит очень чинно и благородно. На одну ВИП-яму бригада из 5–7 копачей тратит 2,5–3 часа, а на обычную яму — 30 минут. Отличие в том, что ВИП-яму аккуратно обрамляют под параметры гроба: 90 см в изголовье, 40 см в ногах и 2 метра в длину.
За работу могильщика держатся, но физически она трудная. Особенно сложно копать после дождя, когда земля мокрая и скользкая, на лопату берется комьями. Копаешь всегда двумя лопатами: штыковой вскапываешь, а совковой выгребаешь из ямы. Обычная лопата, как с огорода, — это штыковая. Не верьте, что зимой в Краснодаре сложнее копать из-за мерзлой земли, — у нас не бывает таких холодов.
В этом деле работают мужчины лет 25–35, самому старшему из тех, кого я знал, было 40, младшему — лет 19. Можно дослужиться до бригадира или перейти на другую должность в структуре кладбища. Оплата сдельная, сколько выполнил — столько и заработал. В среднем получается 25–30 тыс. рублей в месяц. Я работал неофициально, но многие оформлены по Трудовому кодексу.
Копачам после похорон дают пакеты со спиртным и закуской — помянуть. За день собирается три–пять пакетов. Многие безбожно пьют во время смены и после работы, особенно в холода, чтобы согреться.
Пару раз слышал, что находили старое захоронение, пока копали могилу. В офисе неправильно скоординировали, и ребята выкопали яму на старом месте. Поверх, конечно, хоронить не стали, просто зарыли обратно. Это была заброшенная могила без опознавательных знаков — ни памятника, ни оградки. Таких на кладбище много.
На кладбище часто можно увидеть цыганскую свадьбу — невеста, огромный накрытый стол, песни, музыка
Был еще случай. Женщина похоронила мужа, соседняя могила была заброшена, и она просто сделала самозахват — поставила оградку на две могилы, стала ухаживать за этой землей и договорилась, чтобы ее похоронили именно там, рядом со старым захоронением. Это не повсеместная практика, чаще пожилые люди с достатком покупают место сразу на двоих: одного хоронят, а второе место ждет своего покойника.
По закону место на кладбище должно предоставляться бесплатно, и похороны должны обойтись тысяч в пять, максимум — в десять. Фактически скромные похороны выходят тысяч в 80. Увезти покойника с места (то есть из дома, не из больницы) в морг стоит 6 тыс. рублей, хотя должны делать бесплатно. Только места продают по 25 тыс. рублей, а с учетом того, что кладбище закрывается и земля заканчивается, — еще дороже. Места в «почетке», где хоронят деятелей искусства, депутатов, военных, стоят по 100 тыс. рублей. Это часть кладбища у самого входа от трамвая.
С прейскурантом МУП «Ритуальные услуги Краснодар» можно ознакомиться на официальном сайте организации.
Расчет на то, что человек, потерявший близкого, находится в стрессе. Кроме того, похороны нужно организовать быстро, обычно на третий день после смерти. В такой ситуации никто не хочет скандалить. Администрация кладбища просто скажет: «Мы не будем хоронить, до свидания». Морг тоже долго держать тело не будет. Это устоявшаяся система, которая хорошо зарабатывает.
Читайте также:
Кладбище переполнено, и его много лет пытаются закрыть. Об этом шла речь еще году в 2011-м, но продолжают хоронить до сих пор и любыми путями находят новые места. [В 2015 году Юга.ру информировали, что Славянское кладбище заполнено на 98%. В 2004 году Юга.ру сообщали, что городской погост планируется расширить за счет территории старых садов агрофирмы «Солнечная» и территории в Комсомольском микрорайоне.] За эти семь лет кладбище разрослось очень сильно. Представьте, сколько могил появляется даже не в год, а просто в месяц — 150, 200, 300? Цену выше — и хоронят. Сейчас кладбище обнесли бетонным забором, за его границы уже не выйдет. Дохоронят на тех местах, которые найдут внутри, и лет через десять закроют кладбище.
Я считаю ошибкой то, что людям разрешили высаживать деревья на кладбище. Дерево, когда разрастается, корнями поднимает и ломает памятники, оградки.
На кладбище стоят краны с водой из подземных источников, но ее пить нельзя. Она течет по кладбищенской земле и собирает трупные яды. Многие работники все равно пьют эту воду, и я тоже пил. Когда занимаешься физической работой при 40‑градусной жаре, тебе уже не важно, что здесь за вода. На вкус — холодная и сладковатая.
На навигаторе кладбища нет — это просто поле. И вообще, планировка — больной вопрос. Каждому работнику выдают карту, чтобы можно было ориентироваться. Посетителям таких карт не полагается, только на въезде висит большой план. Обычно люди запоминают дорогу к месту, но если не знаете, куда идти, можно обратиться к сотруднику кладбища, и вам объяснят, где находится нужный участок. Пару лет назад установили маленькие таблички с номером квартала и участка.
Читайте также:
Кладбище делится на христианскую зону и мусульманскую, и есть еще цыганская территория внутри Славянского. Христианские и мусульманские захоронения отличаются тем, что у христиан памятник и крест ставят в ногах, чтобы во время Второго пришествия человек мог взяться за крест и подняться. По мусульманской традиции хоронить полагается в ковре сидя, но я не знаю, выполняется ли это. Мусульманская часть — это отдельный «кубик» в конце кладбища, ближе к объездной. Цыганская часть — при въезде с ул. 4-я линия с правой стороны, но попасть туда просто так нельзя, калитка заперта на замок. Цыгане хоронят покойного и все имущество, которое он нажил, — драгоценности, дорогой сервиз, столовое серебро, шубы и вещи, которые были дороги покойному. Ямы бывают разного размера, например, 5х6, 7х8, зависит от того, много ли нажил покойник. После этого яму заливают бетоном, чтобы добро не растащили, и ставят на этом месте надгробие, памятник, беседку с крышей. То есть у цыган нет наследства, каждый должен выживать своими силами. Родственники покойного обязаны приходить на могилу на все дни рождения и праздники. Здесь часто можно увидеть свадьбу — невеста, огромный накрытый стол, песни, музыка.
На кладбище нет ни одного фонарного столба, вообще нет освещения. Круглосуточно открыты все входы, кроме того, что со стороны ул. Красных Партизан. По ночам никто не пытается пробраться. Изредка приходят вандалы и компании, чтобы гулять и веселиться. Охраны нет, только патрульная машина может проехать раз в вечер по главной аллее.
В поминальные дни на кладбище приходят целые семейства цыган, они проходят по всем участкам, собирают еду в огромные сумки и увозят на машинах. Люди их не пугают. Если кто-то стоит у могилы, они к нему подойдут и попросят помянуть, желательно деньгами. В обычные дни за поминальной едой приходят бездомные.
Копачи забивают гроб и каждый раз видят покойника. Это тяжело морально, но через месяц-два привыкаешь и просто делаешь свою работу. Единственное, к чему я не смог привыкнуть, — маленькие гробы для детей. Рабочие свыкаются настолько, что могут нести гроб из столярного цеха на обтяжку и шутить по пути. Невозможно все время поддерживать траурное настроение, но, конечно, при родственниках покойных никто не шутит, кроме отдельных наглых личностей.
Надругательство над телами умерших и осквернение могил в УК РФ статья 244
Кладбища и прочие места захоронения являются особым объектом, в отношении которых применяются установленные правила. Если преступники уничтожают, повреждают или оскверняют эти территории, надмогильные сооружения, здания на окружающей территории или, что еще хуже, проводят надругательство над телами, положена уголовная ответственность. Наказания за такие деяния прописаны в ст 244 УК РФ. Чем тяжелее преступление, тем строже ответственность.
О чем статья УК?
За осквернение могил статья УК РФ 244 применяет особые наказания.
Изложение и основные положения
Осквернение мест захоронения или надругательство над телами умерших карается штрафом, обязательными или исправительными работами, арестом. Деяния, совершенные по сговору, в отношении сооружений против борьбы с фашизмом, с применением насилия наказываются ограничением или лишением свободы, арестом, принудительными работами.
Виды наказаний и сроки
За надругательством над телами умерших или уничтожение надгробных сооружений применяются:
Комментарии к статье 244
Объектом посягательства является общественная нравственность, требования уважительного отношения к усопшим.
Комментарии к статье:
Субъективная сторона представлена виной в форме прямого умысла. Субъектом выступает вменяемый гражданин старше 16 лет. Квалифицирующие обстоятельства: деяние по сговору или организованной группой, по мотиву вражды, в отношении сооружения, посвященных борьбе с фашизмом, применение насилия или его угрозы.
Наличие виновного мотива, связанного с ненавистью, входит в предмет доказывания. Причины ненависти на квалификацию не влияют. Закон связывает квалифицирующие обстоятельства с предметом, если деяние совершено в отношении сооружения, посвященного жертвам фашизма. Это предметы, связанные с последствиями ВОВ, памятники по увековечиванию подвига народа.
Насилие или его угроза – причинение легкого вреда здоровью, побоев. Дополнительной квалификации по 111-112, 114 статьям требует причинения умышленного среднего вреда здоровью или умышленного тяжкого. Основной состав отражает преступления небольшой тяжести, квалифицированный – средней тяжести.
Тело умершего – организм, прекративший жизнедеятельность. Место захоронения – отведенный участок земли, на котором соблюдаются этические, экологические, санитарные требованиям. На участках сооружаются кладбища, крематории для предания останков тел огню.
Надмогильное сооружение – склеп, крест, памятник, плита, стела, обелиск, скульптура, изваяние, прочие сооружения, на которых есть информация о лицах, в честь которых они поставлены. Кладбищенские здания для церемоний – церковь, часовня. Погребение – действия по захоронению тела после смерти человека.
Если при надругательстве над телами и местами захоронений совершены деяния по 282 статье, высказывались лозунги, то содеянное квалифицируется по 2 статьям. При совершении преступления виновный понимает, что совершает незаконные действия, но желает этого. Не исключены и косвенные умыслы.
Тайное похищение предметов из могилы, гроба, с трупа до его захоронения квалифицируется по 158 статье как кража. Совершение действий сексуального характера квалифицируется как надругательство. Уничтожение или осквернение мест захоронения квалифицируется по 243 статье. Если при этом причиняется значительный ущерб, то квалификация наступает по 167 статье.
Что показывает судебная практика?
При вынесении дел статья 244 применяется нередко, так как вандалы и хулиганы часто используют кладбище для своих преступлений.
Какие решения выносятся по статье 244?
Статья чаще выносит обвинительные решения, оправдывают по ней мало кого. В 2017 по ней рассматривалось 45 дел. 9 человек посадили за решетку, 1 условно лишили свободы, 4 предписали ограничение свободы, 9 – штраф, 6 – исправительные, 16 – обязательные работы, 15 были признаны невменяемыми.
Что является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?
Усилить меру ответственности и утяжелить срок наказания судьи могут, если преступление совершено с применением насилия, в отношении мемориалов жертв фашизма или с религиозной ненавистью. При косвенном умысле преступления могут применяться смягчающие факторы.
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.